Сообщение парашютная история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мечта о небе

Прыг-скок

На этом легендарный период в воздухоплавании заканчивается и начинается более осмысленный — и, что важно для историка, задокументированный — этап его развития. Переломным стал 1783 год, когда братья Монгольфье подняли в небо наполненный горячим воздухом воздушный шар, а Луи-Себастьян Ленорман впервые опробовал сконструированный им парашют.

Трагический случай заставил Бланшара задуматься о безопасности, и он решил приспособить изобретенный Ленорманом парашют для экстренной эвакуации из воздушного шара. Для легкости и компактности вместо льняного полотна он использовал шелк. Поначалу Бланшар экспериментировал со своей собакой, сам же прыгать не торопился, но в 1793 году его шар взорвался в воздухе, и воздухоплавателю волей-неволей пришлось использовать парашют (по крайней мере, если верить ему самому — других свидетелей падения не было). Всё закончилось благополучно.

Первым же человеком, который добровольно и публично совершил прыжок с парашютом из кабины воздушного шара, стал Андре-Жак Гарнерен. Этот отчаянный парижанин во второй половине 80-х годов XVIII века был одним из первых энтузиастов воздухоплавания, а после революции предложил применять воздушные шары для военных целей, прежде всего для разведки. Его даже назначили техническим инспектором армии по воздухоплавательной части. В одном из полетов он неудачно приземлился и угодил в плен. Три года в австрийских застенках Гарнерен мечтал о полетах, а когда вернулся, продолжил эксперименты по внедрению летающих шаров в военное дело. 22 октября 1797 года в парижском парке Монсо Гарнерен совершил первый в истории человечества прыжок с парашютом из воздушного шара с высоты около 700 м. Он поднялся на шаре с братом, имея привязанный к нему парашют, потом перелез через борт, а брат обрезал веревку. Кстати, аллея парка, на которую он приземлился, по сей день носит имя этого отважного аэронавта.

Поскольку воздухоплавание из-за его непредсказуемости и опасности так и не получило широкого развития, парашютное дело в XIX веке тоже прогрессировало медленно. Хотя эксперименты не прекращались. Так, в центре парашюта придумали делать отверстие, что помогало избежать лишнего раскачивания. В 1880 году американец Эрвин Болдуин разработал и совершил прыжок с бескаркасным парашютом, который раскрывался автоматически. Крепился он к шару снаружи, нижняя часть лежала в корзине. К верхнему узлу строп была привязана дополнительная веревка, второй конец которой крепился к корзине или оболочке воздушного шара. Когда парашютист отделялся от шара, соединительная веревка под его тяжестью обрывалась, матерчатый купол сначала вытягивался во всю длину, а затем наполнялся воздухом и раскрывался. Такой принцип автоматического раскрытия в принципе сохранился до наших дней. Двумя годами позже Герман Латтеманн использует новый вариант раскрытия парашюта из удлиненного мешка. Однако совершенно новый этап в развитии парашюта начался, когда человек научился летать по-настоящему — то есть после изобретения самолета.

Русский след

Самое удивительное, что Глеб Котельников действительно служил актером в театре. Родился он в Санкт-Петербурге, в семье профессора механики и математики. Закончил гимназию и Киевское военное училище, получив офицерское звание, служил в армии, но после обязательных трех лет решил выйти в отставку. С детства у него было две страсти — театр и конструирование. Он обожал делать игрушки и модели, в то же время играя в самодеятельных спектаклях. В 1910 году он стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне под псевдоним Глебов-Котельников. Но ужасная смерть Мациевича заставила его задуматься о другом.

После войны Котельников усовершенствовал свой парашют, заменив жесткий корпус мягким. Были выпущены модели РК-2, РК-3 и РК-4, способный опустить груз до 300 кг. В 1926 году изобретатель передал все свои патенты советскому государству и больше этим делом не занимался. Да, впрочем, в этом не было необходимости — его парашют уже был достаточно совершенен и мало чем отличался от современных моделей. В 1927 году парашют Котельникова спас летчика-испытателя Михаила Громова, который на испытаниях ввел новую модель самолета в штопор, но не смог из него выйти. Летчик сумел покинуть кабину и благополучно приземлиться. Спустя три года под Воронежем была сформирована первая в РККА воздушно-десантная часть, а в 1930-х парашютизм стал массовым видом прикладного спорта. Проделав долгий путь, парашют стал жить своей отдельной жизнью.

В 1777 году еще один француз Жан ДУМЬЕ был приговорен к смертной казни, и должен был испытать летающий плащ профессора ФОНТАНЖА. В случае удачи ему было обещано даровать жизнь. Он также выполнил прыжок с крыши тюремной башни и остался жив.

Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на воздушных шарах. В декабре 1783 года ЛЕНОРМАН выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении. Недостатком парашютов тех времен было постоянное раскачивание купола при снижении. Эту проблему удалось решить англичанам. В 1834 году КОККИНГ создал парашют в виде опрокинутого конуса, но при испытаниях этой системы 27 сентября того же года, каркас купола не выдержал нагрузки и сложился. КОККИНГ погиб. Другой ученый — ЛАЛАНД предложил делать отверстие для выхода воздуха из-под купола, в традиционных системах парашютов. Этот принцип применяется во многих системах парашютов и наших дней.

В ХХ-м веке стала бурно развиваться авиация. Потребовались парашюты для спасения летчиков. Парашюты прежней конструкции были громоздки и не могли применяться в авиации. Специальный парашют для летчиков создал русский изобретатель Глеб Евгеньевич КОТЕЛЬНИКОВ. В 1911 год он зарегистрировал свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того, как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

После революции КОТЕЛЬНИКОВ продолжил работу над парашютами уже для советской авиации. Впервые в СССР применил спасательный парашют летчик-испытатель М.М. ГРОМОВ. Это произошло 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, выйти из штопора не смог, и на высоте 600 м покинул самолет. Известно, что использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка. Тогда всем летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы, вручался отличительный знак — маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда. В этом же году парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям - В. ПИСАРЕНКО и Б. БУХГОЛЬЦУ. Вскоре в авиации появилась специальная служба по обеспечению спасения летчиков в полете. Ее организатором стал Л.Г. МИНОВ. А 26 июля 1930 года группа военных летчиков под руководством МИНОВА впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. Этот день считается началом массового развития парашютизма в СССР.

Первым человеком, совершившим прыжок с парашютом, был Андре-Жак ГАРНЕРИН. Это произошло 22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже. ГАРНЕРИН прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов.

Первый прыжок с парашютом из самолета совершил капитан Альберт БЕРРИ в штате Монтанна. 1 марта 1912 года он выпрыгнул из самолета с высоты 1500 футов. Пролетев 400 футов в свободном падении, БЕРРИ раскрыл парашют и удачно приземлился на плацу своей части.

Первой женщиной, совершившей прыжок с парашютом, была миссис Джоржия ТОМПСОН из Хендерсона в Северной Каролине. В возрасте 15 лет, уже будучи женой и матерью, она присоединилась в 1908 году к группе парашютистов, и через пять лет, 21 июня 1913 года совершила свой первый прыжок над Лос-Анджелесом.

Прыжки на точность приземления — одна из двух основных дисциплин классического парашютизма. Задача в прыжках на точность состоит в поражении мишени размером в 3 см.

Чемпионаты мира по парашютному спорту стали проводиться с 1951 года. В 1982 году в парашютной комиссии было уже около 60 стран.

Соревнования по парашютному спорту проводятся в следующих категориях: на точность приземления, затяжные, индивидуальная акробатика (с выполнением комплекса акробатических фигур), групповая акробатика, купольная акробатика.

За прошедшее тысячелетие, парашютизм прошел через три стадии развития. Первая - до появления воздушных шаров и прочих летательных аппаратов, то есть, когда он не был действительно нужен. Вторая - когда с помощью парашютов покидали поврежденные воздушные шары, самолеты, космические корабли. Третья, которая началась в 50-е годы 20 века - когда парашютизм стал спортом. Спортивные нужды потребовали значительного изменения снаряжения, что привело к тому, что за эти 40 лет парашютизм изменился намного больше, чем за все предыдущую историю.

1100 - Есть упоминания, что в Китае на праздниках выполнялись прыжки с возвышенных объектов с помощью жестких зонтикоподобных предметов.
1495 - Леонардо да Винчи придумал и начертил рисунок парашюта - конус с деревянным каркасом, обтянутых полотном. Не известно, были ли проведены какие-то испытания - сохранился только чертеж.
1595 - Фаусто Веранцио построил парашют в виде деревянной рамы с натянутой на нее материей, и выполнил прыжок с башни в Венеции в 1595 или 1617 году.
1687 - Одно из первых документальных подтверждений о прыжке с высокого места с двумя большими зонтиками сохранилось в Сиаме.
1783 - Себастьян Ленорман выполнил прыжок с башни с парашютом диаметром 4,5 метра, изобретая путь спасения из горящего здания. Первый полет братьев Монгольфье, начало испытаний ими различных конструкций парашютов. В одном из экспериментов, под парашютом диаметром 2 метра безопасно приземлилась овца.
1785 - Бланшар придумывает мягкий (без каркаса) шелковый парашют и проводит его испытания, во время которых ломает ногу.
1797 - Андре Гарнерен становится первым настоящим парашютистом, в том смысле, что он выполнил достаточно много прыжков.
Начало 1800 Англичанин Гейли начинает разработку парашюта в виде перевернутого конуса.
1804 - Француз Бурже начинает прыгать с парашютом, и жалуется на раскачивание парашюта при снижении. Французский астроном Леландес делает в куполе полюсное отверстие, что устраняет раскачивание.
1808 - Польский пилот воздушного шара Йодаки Купаренто выполняет первый аварийный прыжок из горящего шара.
1837 - Роберт Кокли становится первой жертвой парашютного спорта - во время испытаний парашюта в виде перевернутого конуса жесткий каркас, который удерживал конус в раскрытом положении, сложился, и при приземлении парашютист погиб.
1838 - Джон Вайс выполнил 2 парашютных прыжка с высоты 4200 метров.
1887 - Том Балдвин придумывает подвесную систему для парашютиста.
1890 - Поль Леттеман и Кейт Паулюс изобретают способ открытия парашюта вытяжной веревкой.
1901 - Чарльз Бродвик изобретает ранец для парашюта. До этого все парашюты вывешивались растянутыми на воздушном шаре.
1903 - Братья Райт выполняют первый полет на самолете, что ускоряет разработку парашютов для летчиков.
1908 - Лео Стивенс изобретает вытяжное кольцо.
1911 - Джозеф Пино изобретает вытяжной парашют. Глеб Котельников изобретает первый в мире ранцевый парашют современного типа, который однако на Родине не прижился, из-за мнения правительства о том, что если летчикам дать парашюты, они начнут спасаться сами, а не спасать самолеты.
1912 - Зарождение BASE - первые прыжки с Эйфелевой башни, и со Статуи Свободы.
1913 - Начинаются работы по разработке системы снижения под парашютом всего самолета, не закончены из-за войны.
1914 - Тини Бродвик выполняет первый прыжок с ручным раскрытием парашюта, в современном смысле этого слова.
1917 - В большинстве стран вводятся парашюты для летного состава, в связи с усилением воздушных действий на театрах военных действий.
1919 - Основание Irvin Air Chutes - первого серийного производителя парашютной техники.
1922 - Первое аварийное покидание самолета с задержкой в раскрытии выполнил Харольд Харрис. Он не мог найти вытяжное кольцо в течении 600 метров. Основан Caterpillar Club - клуб, в который включали людей, спасшихся на парашюте при аварии самолета.
1924 - Первая школа укладчиков парашютов.
1925 - Стивен Бадреу выполнил прыжок с высоты 2000 метров и свободным падением в течении 1000 метров. Он установил, что можно найти положение тела, в котором можно будет сохранять стабильность и контроль в течении всего прыжка.
1926 - Чарлз Линдберг выполняет свой 4 аварийный прыжок. В этом же году Джеймс Кларк выполняет первый прыжок с кинокамерой.
1928 - Первая выброска десанта из 6 человек с вооружением.
1930 - Первое выступление советских спортсменов на мировых соревнованиях по точности приземления.
1932 - Создается Национальная Ассоциация Парашютистов - родоначальница USPA.
1933 - Первый массовый десант 62 парашютистов с оружием.
1934 - Первая публикация в журнале, описывающая технику свободного падения.
1935 - Первая парашютная вышка, первый вылет самолета DC-3.
1936 - Признание FAI парашютизма как спорта.
1941 - Немецкий десант из 14000 бойцов на Крит.
1948 - Лео Валентин изобретает способ стабильного контролируемого падения лицом вниз.
1951 - Первый мировой чемпионат в Югославии.
1952 - Введение лицензий парашютиста-спортсмена.
1955 - Появляется термин skydiving.
1959 - Основание команды Golden Knights. Начало производства именно спортивной парашютной техники.
1960 - Джозеф Киттингер выполнил прыжок с высоты 31 км, используя стабилизирующий парашют.
1961 - Патент на Para-Commander выдан в США.
1964 - Изобретение парашюта-крыла. Изобретение ранца тандем - запасной и основной сзади. Первое построение формации из 6 парашютистов.
1965 - Первая команда - восьмерка создается в США.
1967 - Впервые собрана формация из 10 человек.
1968 - Изобретение прообраза слайдера.
1969 - Начало серийного производства первого парашюта-крыла Para-Plane.
1970 - Первое соревнование команд-четверок по групповой акробатике. Впервые построение формации из 20 человек.
1972 - Начало соревнований "Скоростные десятки" - на минимальное время построение фигуры из 10 спортсменов. Первые БУГИ.
1974 - Рекорд в классе "Большие формации" - 31 человек. Начинается выпуск Para-Foil. Комбинезоны для групповой акробатики становятся все больше и больше.
1975 - 32 человека в формации. Изобретение мягкой медузы.
1976 - Зарождение купольной акробатики.
1977 - Первый тандем-прыжок. 1978. Появление первого запасного парашюта - крыла.
1979 - Зарождение современного BASE. Первая женская формация - 24 way.
1980 - Первый прыжок на Северный Полюс. Первые соревнования по Para-Ski.
1981 - Первая ночная формация из 27 парашютистов. Официальное признание программы AFF.
1982 - Построение купольной формации из 20 парашютистов.
1983 - Новый рекорд в классе "Большие формации" - 72 человека. Начало обратного уменьшения комбинезонов для групповой акробатики.
1984 - Женская формация 48 way. Разрешение использовать крылья для обучения студентов.
1985 - Изобретение дрога для тандема.
1986 - Женская формация 60 way. Мировой рекорд - 100 way, и через несколько дней - 120 way. Первое происшествие при тандем прыжке.
1987 - Грег Робертсон спасает жизнь потерявшей сознание парашютистке, догнав и раскрыв ее парашют. 126 way - мировой рекорд.
1988 - Парашютисты открывают Олимпийские Игры в Сеуле. 144 way - новый мировой рекорд.
1989 - Женская формация из 73 парашютисток.
1990 - Первый BASE-прыжок в пещеру в Мексике. Презентация Cypres. Первые соревнования про freestyle.
1991 - Первый международный симпозиум PIA.
1992 - Первая вертикальная труба для тренировки групповиков.
1994 - Выход фильмов Дропзона и Скорость Падения - и последовавший за этим наплыв студентов. Продажа 10000-го Cypres'а.
1995 - Sitfly становится все более популярным.
1996 - Построение рекорда 297 в Анапе.
1997 - Первое применение Space-ball - теннисного мяча, наполненного дробью, для тренировки.
1998 - Первые Всемирные Авиационные Игры. Появление куполов площадью меньше 100 футов.
1999 - Зарождение соревнований по swoop. Массовый гражданский десант над Бангкоком.

Мягкой посадки! История русского парашюта

Один из самых известных родов Вооруженных сил Российской Федерации — воздушно-десантные войска. И служба в ВДВ немыслима без освоения главного атрибута – парашюта. Точно так же немыслимы без него и военные летчики – хоть истребители, хоть экипажи ракетоносцев. Но десантникам нужны одни парашюты, летчикам — другие, а разнообразие снаряжения спортсменов-парашютистов и вовсе поражает воображение. И все эти системы восходят к одним и тем же прародителям: ранцевому парашюту русского изобретателя Глеба Котельникова и первым советским массовым парашютам начала 1930-х годов.

Изобретатель Глеб Котельников со своим детищем — ранцевым парашютом РК-1 — за плечами

Изобретатель Глеб Котельников со своим детищем — ранцевым парашютом РК-1 — за плечами

Детище катастрофы

Спасительный ранец

Свою задачу Котельников видел не в изобретении парашюта как такового — к тому времени они уже были придуманы и даже применялись в авиации. Но парашютные системы первого поколения представляли собой громоздкие конструкции, которые требовали существенных затрат времени на то, чтобы ими воспользоваться, а гибель капитана Мациевича доказывала, что летчик может и не успеть этого сделать. Значит, нужно было придумать такой парашют, который пилот мог бы всегда иметь при себе и с которым можно было просто вывалиться из аэроплана, пусть даже разваливающегося, и успеть развернуть купол. Сделать это можно было только в одном случае: если парашют был компактно уложен и раскрывался при одном-единственном движении.

Глеб Котельников и его парашют РК-1, надетый на манекен, перед испытаниям, 6 июня 1912 года

Глеб Котельников и его парашют РК-1, надетый на манекен, перед испытаниям, 6 июня 1912 года

В качестве материала для своего парашюта Глеб Котельников взял тонкий прочный шелк, поскольку только такую ткань можно было сложить максимально компактно. Следующей задачей стал поиск системы, позволяющей сложенному парашюту постоянно находиться при летчике, как это представлялось изобретателю. Поначалу Котельников разместил систему спасения в цилиндрическом шлеме, надетом на голову пилота: оттуда сложенный купол выбрасывался специальной пружиной. Испытания на кукле, сброшенной с крыши котельниковской дачи в Стрельне, доказали, что система срабатывает отлично. Но возникла другая проблема: кукольный пилот переживал рывок раскрывающегося купола без проблем, однако с живого пилота могло как минимум сорвать шлем, а то и травмировать голову.

Летчик осматривает парашют ПЛ-1 перед полетом, середина 1930-х годов

Летчик осматривает парашют ПЛ-1 перед полетом, середина 1930-х годов

Стране нужны парашюты!

Фабрика советского агента

Первый руководитель парашютного отдела НИИ ВВС РККА Михаил Савицкий

Первый руководитель парашютного отдела НИИ ВВС РККА Михаил Савицкий

Летчикам — свои, десантникам — свои

После того как первые советские парашюты НИИ-1 были опробованы в войсках и оттуда пришли отзывы, парашютный отдел НИИ ВВС доработал свою продукцию, одновременно разделив ее на несколько специализированных моделей. Для летчиков был предназначен парашют ПЛ-1, который в разных модификациях советские пилоты использовали до самого конца Великой Отечественной войны. Десантники получили детище самого Михаила Савицкого — парашютную систему ПД-1, первые 70 экземпляров которой были выпущены в 1931 году. А для тренировочных прыжков был предназначен парашютный комплект ПТ-1, состоявший из двух парашютов — основного наспинного и запасного нагрудного: такая система тоже быстро стала классической.

Выброска советских парашютистов с бомбардировщика ТБ-3, середина 1930-х годов

Выброска советских парашютистов с бомбардировщика ТБ-3, середина 1930-х годов

В 1931 году первая советская парашютная фабрика выпустила более 5000 парашютов всех модификаций, а годом позже — уже свыше 12 000. Это позволило полностью удовлетворить потребности советской авиации и десантных войск того времени. С этого момента, несмотря на быстрый рост числа летчиков и десантников в Красной Армии, все они обеспечивались исключительно парашютами советского производства: никакие импортные системы военными больше никогда не эксплуатировались.

Читайте также: