Сообщение ответственность и безответственность что прячется за этими словами

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Ответственность и безответственность. Ответственность – это не только моральная сознательная обязанность отвечать за свои действия, но и обязанность отвечать." — Транскрипт:

1 Ответственность и безответственность

5 Задание 2. Целеустремленность. Уверенность в себе. Чувство собственного достоинства. Самостоятельность. Настойчивость. Находчивость. Упрямство. Смелость. Независимость. Сила воли. Оформите рейтинг качеств, необходимых для отстаивания своего решения. Расставьте порядковые номера качеств по степени их важности для противостояния давлению.

6 Мудрость – Свобода – Удовольствие – Здоровье – Добро – Жизнь – Сила (воли) – Целеустремленность – Оптимизм – Твердость – Искренность – Счастье – Мудрость – Свобода – Удовольствие – Здоровье – Добро – Жизнь – Сила (воли) – Целеустремленность – Оптимизм – Твердость – Искренность – Счастье – Глупость Зависимость Боль, страдание Болезнь Зло Смерть Безволие Бесцельность Пессимизм Неуверенность Хитрость Горе, беда Глупость Зависимость Боль, страдание Болезнь Зло Смерть Безволие Бесцельность Пессимизм Неуверенность Хитрость Горе, беда

7 Мудрость – Глупость Свобода – Зависимость Удовольствие – Боль, страдание Здоровье – Болезнь Добро – Зло Жизнь – Смерть Сила (воли) – Безволие Целеустремленность – Бесцельность Оптимизм – Пессимизм Твердость – Неуверенность Искренность – Хитрость Счастье – Горе, беда Мудрость – Глупость Свобода – Зависимость Удовольствие – Боль, страдание Здоровье – Болезнь Добро – Зло Жизнь – Смерть Сила (воли) – Безволие Целеустремленность – Бесцельность Оптимизм – Пессимизм Твердость – Неуверенность Искренность – Хитрость Счастье – Горе, беда Слова-антонимы, связанные с проблемой курения

Когда мы слышим слово "ответственность", мы почему-то связываем его с чем-то тяжёлым, грузным, неприятным. Но на самом деле, ответственность - это качество личности, осознанная способность отвечать за свои поступки, слова, действия и последствия.

Всё очень просто: если человек ответственен - он берёт на себя обязательства и делает, если безответственен - тогда он берёт на себя обязательства и не делает, либо даже не берёт их на себя.

С психологом Мариной Воробьёвой разговариваем об ответственности и безответственности, попутно разбирая популярные вопросы:

- Как формируется ответственность?
- Что такое личная ответственность?
- Как воспитать ответственных детей?
- Как понять, ответственны вы или безответственны?
- Что нам даёт ответственность?
- Что делать с безответственным близкими?
- Разница между ответственностью и виной
- Социальная ответственность
- Почему люди с зависимостями и психическими расстройствами безответственны?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;

- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;

- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.

Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.

Ход занятия.

1. Мотивация и целеполагание.

- Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)

Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.

2. Определение темы.

- Как вы считаете, прав ли король? Почему?

- Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?

-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).

- Тема нашего занятия - ответственность. Это первая ступенька.

- Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?

Подберите однокоренные слова к слову ответственность(ответственность – ответ – отвечать).

Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД

Отвечать ЗА жизнь, поступок, здоровье. Отвечать ПЕРЕД собой, другими.

- Давайте разберемся, что скрывается за этими словами.

4. Анализ притчи.

Задача 1 группы - доказать, что мальчик прав, аргументировать свой ответ.

Задача 2 группы - доказать, что прав мужчина, аргументировать свой ответ.

Учащиеся работают в группах, рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Представители каждой группы относят данные слова к 1 или 2 колонке, в зависимости от решения, какие качества присущи ответственному и безответственному человеку.

Вывод: Что же скрывается за этими словами: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА, УВЕРЕННОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕРА.

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЧУВСТВО ВИНЫ.

Что такое ответственность? Когда возникает это чувство? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)

Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

(честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.

- Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

(Ответы учащихся).

- Как вы понимаете пословицу?

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

- Каждый человек в жизни ошибается, поэтому он учится на своих ошибках.

Совершившего ошибку человека можно не только осуждать, но в некоторых случаях даже уважать. Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а потому они достойны уважения.

Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто заботился о вас. Вы ели, когда родители давали вам еду, вы шли туда, куда вас вели, т.е. вы полностью зависели от родителей. Сейчас вы повзрослели, приобрели необходимые навыки, постепенно становясь самостоятельнее и ответственнее.

Потом у вас появилась обязанность ходить в школу, выполнять домашние задания. Скоро вы станете взрослыми и будете полностью отвечать за себя и за других.

- Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.

Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.

- В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.

Ответственность - это когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни — это все результат, это все следствие его поступков, его действий, его способа смотреть на мир.

Вывод : От того, какой выбор вы сделаете сегодня, зависит ваша способность ответственно подходить к жизни в будущем.

- Как ведет себя в речном потоке рыба ? ( плавает по течению и против течения, т. е. активно)

- Что происходит с плавающим на поверхности бревном?

- В каком случае с рыбой может происходить то же, что с бревном?

Если она перестанет двигаться, ее сносит течением.

Но плывя в противоположную сторону, рыба может преодолеть силу потока и даже добраться до верховий реки. У бревна же нет выбора: оно, в конце концов, окажется там, куда его вынесет поток.

- А давайте спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как бревно по реке?

Главное- человек должен взять ответственность на себя за все, что происходит с ним в жизни и перестать быть жертвой обстоятельства в своих представлениях.

- Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.

1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.

2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…

3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.

- Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!

Кудымова Илона Павловна


Коми-Пермяцкий политехнический техникум

Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;

- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;

- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.

Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.

Технологическая карта занятия

Воспитательная задача

Методы и приемы организации совместной деятельности

Деятельность воспитанников

Формируемые компетенции

1. Мотивация и целеполагание

Вызвать интерес к теме. Развивать мышление.

2. Определение темы

Морфемный разбор слова,

анализ терминологического аппарата.

Работа с понятием.

Умение работать с понятиями, выделять главное,

4. Анализ притчи

Формировать умение анализировать; формировать навыки решение задач в коллективе.

Работа в группах.

Работа с раздаточным материалом, выбор аргументов в пользу своего тезиса.

Умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

Формировать умение отстаивать свою точку зрения

Защита выбранной позиции

Умение заинтересовать аудиторию.

Выделить качества ответственного человека.

Актуализация личного опыта.

умение правильно оценить себя

7. Просмотр мультфильма

Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне.

Ход занятия.

1. Мотивация и целеполагание.

- Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)

Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.

2. Определение темы.

- Как вы считаете, прав ли король? Почему?

- Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?

-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).

- Тема нашего занятия - ответственность. Это первая ступенька.

- Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?

Подберите однокоренные слова к слову ответственность(ответственность – ответ – отвечать).

Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД

Отвечать ЗА жизнь, поступок, здоровье. Отвечать ПЕРЕД собой, другими.

- Давайте разберемся, что скрывается за этими словами.

4. Анализ притчи.

Задача 1 группы - доказать, что мальчик прав, аргументировать свой ответ.

Задача 2 группы - доказать, что прав мужчина, аргументировать свой ответ.

Студенты работают в группах, рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

5. Дискуссия.

Представители каждой группы относят данные слова к 1 или 2 колонке, в зависимости от решения, какие качества присущи ответственному и безответственному человеку.

Вывод: Что же скрывается за этими словами: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – СВОБОДА, УВЕРЕННОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЕРА.

БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЧУВСТВО ВИНЫ.

6. Обобщение.

- Человек всегда несет ответственность за свои поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока идет первый поезд.

Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.

- В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.

- Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.

1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.

2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…

3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.

- Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!

Читайте также: