Сообщение особенности храма как архитектурного культового сооружения

Обновлено: 03.07.2024

Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или в таинственном видении, другим — в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищённых верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Следует особо подчеркнуть, что ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. Даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения — дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов и поклонений таинственным силам природы.

Прежде всего обратимся к христианскому храму. Как известно, христианские храмы возникли не сразу. На протяжении первых трёх веков, в условиях жесточайших гонений и преследований христиан, не было возможности возводить храмы. Верующие вынуждены были совершать богослужение, скрываясь глубоко под землёй, в катакомбах. Лишь с начала IV века в связи с распространением христианства начнётся повсеместное строительство храмов.


Внутренний вид базилики Сан Лоренцо. Флоренция

Внешний облик базилики подчёркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов, то есть наружных стен храма. Однако внутреннее их убранство отличалось особой пышностью и великолепием. Стены украшались облицовками из мрамора и гранита, фресковыми и мозаичными росписями, роскошными предметами церковной утвари. Такой тип храма стал принадлежностью католического христианства.

На Руси широкое распространение получает крестово-купольный тип храма, имеющий в плане форму креста и завершённый в центре куполом. Такой храм стал символом христианского православия.


Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

Итак, мы на пороге православного храма. За ним удивительный мир со своей особой историей и выразительной символикой. Здесь всё обращает на себя наше внимание. Здесь нет ни одной мелочи, ни одной детали, лишённой глубокого духовного смысла. Внешне храм напоминает очертание корабля, победоносно рассекающего волны житейского моря, несущегося в вечность.


Внутренний вид православного храма

Во внешнем облике храма мы обратим внимание на количество венчающих его куполов. Оно строго символично. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют Святую Троицу, пять куполов — Христа и четырёх евангелистов, семь глав — семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати. Так, например, Преображенская церковь Кижского погоста в Карелии имеет 22 главы, а общее количество глав трёх основных соборов в Кижах составляет 33 и соответствует числу лет земной жизни Иисуса Христа.

Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях — защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвящённых Христу или двунадесятым праздникам, — символ небесной славы. Синие купола со звёздами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии. Зелёные купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Храмы, посвящённые святым, увенчаны куполами зелёного или серебряного цвета.

С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением. Самым замечательным сооружением этого типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.

Над входом в храм, а иногда рядом с ним строилась колокольня или звонница.

Да, здесь всё поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперёд, к царским вратам, распахнутым во время богослужения. В их освещённом проёме вы видите образ Спасителя, облачённого в белые, сверкающие одежды.

Главная часть храма — это алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. С правой стороны алтаря расположилась ризница, в которой хранятся священные одежды, церковные сосуды и книги, используемые во время богослужения. От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперёд, в среднюю часть храма. Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон — место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям солеи расположены клиросы — места для чтецов и хора. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, называемых приделами. Они освящены в память каких-либо событий или в честь определённых святых.


Пагода в Киото. Япония


Минарет Кутб-Минар. Индия

Храмовые постройки Борободура представляют собой кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием. Борободур состоит из девяти частей: из прямоугольного основания, пяти квадратных террас и трёх круглых ярусов, нанизанных на одну ось, как кольца игрушечной пирамидки. Но только непосвящённым этот храм представляется нагромождением круглых и квадратных террас. Паломники, приходившие сюда ещё в VIII-IX веках за помощью и утешением, видели во всём нечто большее.

Храм Борободур воспринимался как центр мира, в котором находится дом Будды. Все его постройки и декоративное убранство имели символический смысл, отражающий представления верующих об устройстве мироздания. Посмотрите на план Борободура и вы заметите круги внутри нескольких квадратов. Древние мудрецы считали, что мир держится на равновесии добра и зла, неба и земли. Квадрат воспринимался знаком земли, а круг — знаком неба. Таким образом, круг, вписанный в квадрат, символизировал Вселенную.


Бободур. Фрагмент храма. Индонезия

Со временем сооружение мечети потребовало выполнения многих условий. С VII века сложился тип колонной арабской мечети, напоминающей крепость, окружённую глухими стенами, в которой намечены входы. Богослужение осуществлялось внутри открытого квадратного или прямоугольного двора, обнесённого арочными галереями.

Внутри мечети в одной из стен располагался михраб, то есть ниша, обозначающая направление в сторону Мекки. Лицо молящегося обращено именно в эту сторону. Стоять перед михрабом означало стоять перед лицом самого Бога. Справа от михраба воздвигался минбар — место на возвышении, предназначенное для проповедей священника. Пол мечети, на котором сидели мусульмане, застилался коврами или тростниковыми циновками.


Большая мечеть Омеянидов. Дамаск. Сирия

В подобный архитектурный комплекс нередко входят и медресе — мусульманские учебные заведения. От мечети они отличаются тем, что галереи двора делятся на небольшие помещения — худжры, в которых проживают семинаристы. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) — жемчужины архитектуры Средней Азии. Выходящий на площадь фасад здания украшает грандиозный портал с расположенными в глубине дверями. Портальная ниша и дверь открывают путь в глубину пространства, а высокая стена фасада заставляет входящего сюда остановиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. Цветной узорный покров главного фасада медресе скрывает глухость и тяжесть стен, придавая ему лёгкость и нарядность. По углам всего ансамбля возвышаются четыре стройных минарета.

Христианская церковь – это дом Божий, куда приходят обычные миряне пообщаться со Всевышним и попросить святых угодников о помощи. Устройство православного храма не зря имеет строго определенную структуру, ведь у каждой, даже самой маленькой детали, есть свое значение и глубокий сакральный смысл.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.


Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

  • крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
  • прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
  • круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
  • восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

  • одна – означает единство Господа;
  • три – являются знаком Святой Троицы;
  • пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • семь – по числу главных церковных Таинств;
  • тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

  • благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
  • трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
  • перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.

В давние времена существовал еще один тип колокольного звона – набат, который оповещал жителей города или селения о надвигающейся опасности.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

В этом видеоролике рассказывается об особенностях строения Божьего дома.

Описание внутреннего строения храма

План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.

Притвор

Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.


Внутреннее устройства христианского дома

Основная, или средняя часть

Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.

Солея

Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.

Амвон

Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.

Клирос

Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.

Иконостас

Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем. Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:

  • на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • справа висит образ Спасителя;
  • за ним располагается икона, по имени которой освящен собор;
  • слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника;
  • на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы;
  • над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств;
  • над иконостасом располагается распятие;
  • рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.

Иконостас может состоять из неограниченного количества рядов, где вешают иконы Богоматери, разных святых или сцен из Святого Писания.

Солея Клирос Иконостас

Алтарь

По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:

  • Святого Престола, где совершаются Таинства;
  • небольшого возвышения в задней части для креста и семисвечника;
  • жертвенника, на котором подготавливаются Священные Дары;
  • маленьких помещений, где хранятся праздничные ризы и церковная утварь для богослужений.

Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.


Схематическое изображение алтаря

Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Первые церкви на Урале, при громадном избытке лесов и за неимением мастеров кирпичного дела, были деревянными и строились почти по одному образцу. Расположение имели крестообразное с примыканием к западной части крыльца и паперти. Крыльца были высокие, в несколько ступеней. Трапезный храм с устроенным в восточной части алтарем был зимним, теплым. Затем следовал летний храм, с особенно выдававшимся на восток алтарем. Кровли на церквах были или шатровые, или со скатами. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуей, с восьмиконечными деревянными или железными крестами. Окна делались небольшие, прямые или вверху полукруглые. Они были из слюды, отчего в церкви стоял полумрак. Иконостасы двух-, трехъярусные. По стенам храма на полках стояли иконы. Колокольни большей частью устраивались отдельно от церквей, многоярусные, круглые и шестигранные. Верх колоколен - шатровый или пирамидальный, с покрытием гладким или чешуйчатым. По такому плану строились церкви и в Сибири.

В связи с притоком русского населения первые храмы в скором времени оказались маловместительными. Кроме того, они часто подвергались пожарам. Средний срок службы деревянной церкви составлял 70-100 лет. На месте ветхих очень часто строились новые, опять же деревянные, и лишь с появлением кирпичных заводов началось сооружение каменных храмов.

Заимствовав веру от Греков, наши церкви должны были являться ни чем иным, как снимком с современных церквей греческих или теми же церквами греческими, только перенесенными в другое место. [24].

У греко-римлян, от которых всеми принято христианство и все христианское установились, как известно, два архитектурных типа церквей - тип так называемой базилики и тип купола или церкви купольной.

Согласно православному вероучению, вся Вселенная разделена на три части: область бытия Бога, область небесного и область земного. Область Божественного бытия вечна, непостижима и неизобразима. В области небесного бытия пребывают ангелы (сотворенные до людей) и праведные души; она также вечна и неуничтожима со времени ее сотворения. Область земного бытия составляет земной мир как часть сотворенной Вселенной. Здесь действуют законы пространства и времени, постигаемые и изучаемые людьми. Соответственно этому учению, трехчастное деление пронизывает все структуры храма. И по вертикали, и по горизонтали он состоит из трех частей. По вертикали - это основание, тело (корпус) храма и его завершение. По горизонтали - притвор, средняя часть (собственно храм) и алтарь.

При первом взгляде на храмы города Екатеринбурга внимание останавливается на его завершении - барабанах и куполах. Между тем для понимания его устройства целесообразно сначала рассмотреть его возможные планы. Типичный, наиболее распространенный русский храм имеет в плане форму прямоугольника с одночастным или трехчастным закруглением на восточной стороне - апсидой - и главными входными дверями на стороне западной. Храм подобного устройства называют также четырестолпным крестово-купольным храмом (число куполов может быть и больше четырех). В середине прямоугольника располагаются четыре мощных столпа, которые зрительно делят пространство храма на девять частей. При этом три центральные восточно-западные и северо-южные части образуют две перекладины креста, пересекающиеся между столпами. В больших храмах могут быть дополнительные входы на южной и северной сторонах. [24].

Основание храма носит наименование подклет. Это - нижний, полуподземный (а иногда и подземный) этаж, имеющий подсобно-служебное назначение. Подклеты не отличаются особым разнообразием и редко несут на себе какие-либо элементы внешнего украшения. Подклет может быть явно выражен, и тогда он называется высоким, но может быть зрительно не ощутимым. В подклете иногда находится крипта - хранилище святынь, которыми владеет храм. Тело храма (корпус), его среднюю часть формируют стены, поверхности которых оказываются подчиненными плану. Обычно они плоские, расчлененные декоративными элементами, сложены из белого камня или кирпича (если храм не деревянный) и окрашены, как правило, в светлые тона. Храм может быть одноэтажным и двухэтажным. В последнем случае внизу располагается зимний (отапливаемый), а вверху - летний храмы. Они могут иметь разные имена (посвящения).

Купола храмов обязательно венчаются изображением Креста. На православных храмах можно увидеть четырехконечный (в форме двух перекладин) и восьмиконечной кресты. Первый пришел на Русь с принятием христианства. Он возник в V в. и имел два варианта: греческий - равносторонний и латинский - с удлиненной вертикальной перекладиной.

Восьмиконечный крест возник в России в XVI в. и стал наиболее распространенным. Все формы крестов в православии считаются одинаково закономерными и святыми. Концы креста и места пересечения балок в архитектурно богатых храмах могут быть украшены ажурным металлическим кружевом. Сравнительно новый храм может содержать и другие архитектурные формы, заимствованные из западного стиля строительства. На краях кровли могут располагаться парапет - невысокая художественно оформленная стенка или балюстрада - стенка из невысоких столбиков (балясин) сложного профиля, соединенных вверху перилами. Главный вход (а иногда и боковые) в большой храм может быть оформлен рядом колонн с перекрывающими их арками, образуя величественный портал. В больших храмах (соборах) перед входом образуется вынесенная вперед колоннада, поддерживающая фронтон - двускатный треугольный или иной свод, завершающийся в нижней части карнизом. Такая колоннада образует своеобразную открытую галерею или портик. В вертикальном треугольнике фронтона может располагаться тимпан (или люнет) - рельефное украшение в виде священного объекта. Перед входом в храм всегда имеется более или менее выраженная площадка - паперть, ведущая через крыльцо или портал к входу в храм. Внутреннее устройство храмов не менее разнообразно, чем их внешний вид. Более того, из-за многообразия сводов, внутренних перегородок и проемов однообразные храмы могут казаться устроенными по-разному. Притвор храма обычно отделен от центральной части храма тонкой перегородкой с дверями. [24]. За иконостасом расположен алтарь, а перед иконостасом - возвышение, называемое солея. Крайние части солеи слева и справа называются клиросами. На них располагаются чтецы и церковный хор. Здесь же находятся хоругви - иконы на высоких древках. Они выносятся во время Крестного хода как знамена победы Православной церкви. Средняя полукруглая выступающая часть солеи образует амвон. С амвона подается верующим Святое Причастие и произносится проповедь. Здесь же совершаются некоторые части богослужения. У входа в центральную часть храма находится наклонный столик, называемый аналой. На нем располагаются крест, Библия или икона, соответствующая празднику. Именно ей считают необходимым поклониться верующие при входе в храм. В православном храме не принято широко использовать скульптуру. Однако в нем обычно имеется изображение Голгофы. Это скульптурное (обычно деревянное) изображение распятия Иисуса Христа. По правую сторону от него располагается изображение Богоматери, по левую - Иоанна Богослова. Нижний конец креста закрепляется на подставке в форме черепа Адама (это знак появления его на поверхности земли в момент земной кончины Спасителя). В центральной части храма, если посмотреть вверх, нельзя не обратить внимание на внутреннюю часть барабана и купола, откуда проникает в храм дневное освещение. По всему периметру второго яруса храма может проходить галерея - хоры, где могли присутствовать высокопоставленные особы. В расположении священных изображений на стенах и столпах существует определенная последовательность образов. Барабан и купол, паруса (переходные поверхности от барабана к кровле), северные и южные простенки и стены (в пределах) содержат обычно изображения определенных лиц или событий Священной истории. Так, в центральном куполе почти всегда размещается изображение Господа Вседержителя. Над входными западными дверями обычно расположены изображения первого творения и страшного суда (первого и последнего дней земной истории).

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные национальные особенности, благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества XVII начала XVIII века. Нарядная полихромия зданий, выразительная пластичность архитектурных образов и вместе с тем простота планировочной и объемно-пространственной композиций сооружения, свойственны лучшим произведениям московского барокко XVII века, нашли также воплощение в русской архитектуре середины XVIII века. [24]. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в России середины XVIII века - полихромия фасадов, стены которых служат интенсивно окрашенным фоном (синим, красным, желтым, зеленным) для многоколонного убранства в виде раскрепованных пристенных портиков, пучков колонн и пилястр большого ордера, обогащенного многообразными по очертаниям обрамлений окнами с живописными картушками и замковыми масками. Даже дымовым трубам зачастую придавали вид фигурных ваз. Фронтоны в результате разрыва их криволинейных очертаний приобретали декоративно-пластический характер. Пропорциональный строй ордерных элементов был близок соотношениям, выработанным еще в античном Риме.

В полукруглой алтарной апсиде с восточной стороны храма расположены пять прямоугольных оконных проёмов, размещенных в неглубоких полуциркульных нишах. Сверху апсида завершаешься над карнизной невысокой стенкой аттикового полуэтажа. Колокольня храма как бы составлена из трёх равновеликих прямоугольных объемов, разделанных по высоте карнизными тягами, и верхнего цилиндрического барабана, увенчанного шлемовидным куполом со шпилем и крестом. Построенная позже, в 1852-1854 гг. по проекту архитектора К.Г. Турского и разделанная филенками, колокольня несла на себе черты упадка стиля николаевского времени. Однако такое решение не производит резкого диссонанса с классическим ампиром основного храмового объема. И вход в здание храма с западного фасада со стороны колокольни выполнен слабее, менее выразителен, нежели портик с северной стороны.


Когда в 4-м веке нашей эры в Риме было принято христианство, а гонения на его представителей закончились, начала развиваться архитектура церквей. Во многом на данный процесс повлияло деление Римской империи на две части – Западную и Византийскую. Это оказало влияние на развитие церковного искусства. На Западе распространенной стала базилика. На Востоке же популярность обрел византийский стиль архитектуры церквей. Последнее нашло отражение в культовых постройках на Руси.

Виды православных храмов

Имелось несколько типов архитектуры церквей на Руси. Храм в форме креста строился как символ того, что Крест Христов является церковной основой. Именно благодаря ему люди оказались избавленными от власти дьявольских сил.

Если же архитектура соборов и церквей представлена круговой формой, это символизирует бесконечность существования Церкви.

церковь вознесения архитектура

Когда храм возводится в виде восьмиконечной звезды, он олицетворяет собой Вифлеемскую звезду, которая и привела волхвов туда, где был рожден Иисус. Архитектура церквей данного типа является символом того, что история человеческая исчисляется семью длительными периодами, а восьмой является вечностью, Небесным Царством. Идея эта зародилась еще в Византии.

Нередко архитектура церквей России включала в себя постройки в форме кораблей. Это наиболее древняя вариация храма. Такая постройка содержит в себе идею о том, что храм спасает верующих, подобно кораблю, от житейских волн.

Помимо этого, архитектура православной церкви нередко представляет собой смешение данных типов. В культовых постройках совмещаются круговые, крестовые и прямоугольные элементы.

Византийские традиции

Культовые сооружения здесь были различными, но в православии каждый храм отражал определенное вероучение. В любой архитектуре церкви соблюдались определенные условия. К примеру, каждый храм оставался двух- либо трехчастным. По большей части византийский стиль архитектуры церквей проявлялся в прямоугольной форме зданий, фигурной кровле, сводчатых потолках с арками, столпами. Это напоминало внутренний вид церкви в катакомбах. Данный стиль перешел и в русскую архитектуру церкви, пропитавшись дополнительными характерными особенностями.

, церковь памятник архитектуры

В середине купола изображался Свет Иисуса. Безусловно, похожесть таких строений на катакомбы лишь общая.

Порой церкви – памятники архитектуры - обладают сразу несколькими куполами. Православные культовые сооружения всегда имеют кресты на куполах. К моменту принятия православия на Руси в Византии популярность обретает крестово-купольный храм. Он объединил все имевшиеся на тот момент достижения в православном зодчестве.

Крестово-купольные храмы на Руси

Этот вид церкви сформировался также в Византии. Впоследствии он стал господствовать – случилось это в 9-м веке, а затем был перенят остальными православными государствами. Одни из самых известных русских церквей – памятников архитектуры - были возведены именно в данном стиле. К их числу относят Софийский собор в Киеве, Софию Новгородскую, Успенский собор во Владимире. Все они копируют Софийский собор в Константинополе.

По большей части зиждется русская история архитектуры на церквях. И крестово-купольные сооружения здесь находятся на первых ролях. На Руси были распространены далеко не все вариации данного стиля. Однако многие образцы древних построек относятся к крестово-купольному типу.

Конструкция такого рода преображала само сознание древнерусских людей, обращая их внимание на углубленное созерцание мироздания.

Хотя множество архитектурных черт византийских церквей было сохранено, построенные на Руси храмы издревле обладали множеством отличительных уникальных особенностей.

Белокаменные прямоугольные храмы на Руси

Данный тип наиболее близок византийским вариациям. В основу подобных построек положен квадрат, который дополняется алтарем с полукруглыми абсидами, куполами на фигурной кровле. Сферы тут заменены шлемовидным покрытием куполов.

Посередине маленьких построек данного типажа стоят четыре столпа. Именно они служат для кровли поддержкой. Это олицетворение евангелистов, четырех сторон света. По центру такой постройки располагаются и 12, и большее число столпов. Они образуют знамения Креста, делят храм на символические части.

Деревянные храмы на Руси

В 15-17-м веках в России появился совершенно своеобразный стиль возведения культовых построек, который радикально отличался от византийских аналогов.

Появились прямоугольные здания, обладающие полукруглыми абсидами. Порой они были белокаменными, а порой – кирпичными. Вокруг стен располагались гульбища. Кровля была фигурной, на ней размещались купола в форме маковок либо луковиц.

Украшением для стен служила изящная отделка, окна с каменной резьбой, изразцовыми наличниками. Возле храма либо над его притвором помещалась колокольня.

Очень много уникальных черт русского зодчества проявилось в деревянной архитектуре Руси. Во многом они проявились из-за особенностей дерева. Достаточно сложно сформировать плавную форму купола из досок. По этой причине у деревянных церквей она была заменена остроконечным шатром. Помимо этого, вид шатра обретала вся постройка целиком. Так появились уникальные постройки, аналогов которых не было в мире – церкви из дерева в форме больших остроконечных деревянных конусов. Известны храмы погоста Кижи, которые являются ярчайшими представителями данного стиля.

церковь покрова на нерли архитектура

Каменные шатровые церкви на Руси

Вскоре особенности церквей из дерева повлияли и на каменное зодчество. Появились каменные шатровые храмы. Высшее достижение в подобном стиле – Покровский собор в Москве. Он известен как храм Василия Блаженного. Эта затейливая постройка относится к 16-му веку.

Это крестообразное сооружение. Крест формируется четырьмя основными церквями, которые расположены вокруг центральной – пятой. Последняя является квадратной, в то время как остальные – восьмиугольными.

Шатровый стиль был популярен в течение очень короткого временного периода. В 17-м веке властями было запрещено возведение подобных построек. Их беспокоил тот факт, что они сильно отличались от обычных корабельных храмов. Шатровое зодчество уникально, у него нет аналогов ни в одной культуре мира.

Новые стилистические формы

Русские церкви отличались разнообразием в убранстве, архитектуре, украшениях. Особенно популярными стали красочные поливные изразцы. В 17-м веке господствовать начинают элементы барокко. Нарышкинское барокко в основу всего ставило симметрию, завершенность многоярусных композиций.

Особняком стоят творения столичных архитекторов 17-го века – О. Старцева, П. Потапова, Я. Бухвостова и ряда других. Они были некими предвестниками эпохи петровских реформ.

Реформы данного императора коснулись, в числе прочего, и архитектурных традиций страны. Зодчество 17-го века в России определялось модой Западной Европы. Появились попытки достичь равновесия между византийскими традициями и новыми стилистическими формами. Это отразилось в архитектуре Троице-Сергиевой Лавры, в которой сочетались традиции древности и новые веяния.

В ходе сооружения Смольного монастыря в Санкт-Петербурге Растрелли принял решение отразить православные традиции в строительстве монастырей. Однако органичное сочетание не получилось. В 19-м веке началось возрождение интереса к архитектуре эпохи Византии. И лишь в 20-м веке были предприняты попытки вернуться к средневековым русским архитектурным традициям.

Церковь Покрова на Нерли

Знаменита на весь мир архитектура церкви Покрова на Нерли. Она отличается легкостью, светлостью, это истинный шедевр владимиро-суздальской архитектурной школы. Изящество, проявившееся в архитектуре церкви Покрова на Нерли, стало возможным благодаря идеальному сочетанию постройки с окружающей средой – русской природой. Примечательно, что храм занесен в список мировых памятников ЮНЕСКО.

церковь покрова на нерли описание архитектуры

Постройка отражает путь вверх, к Богу, а дорога к ней является своеобразным паломничеством. Сведения о церкви сохранились в Житии Андрея Боголюбского. Возведена она была в 1165 году, это был мемориал для княжеского сына Изяслава. Он погиб в войне с Волжской Булгарией. По преданию, белые камни сюда перевезли из поверженного Булгарского княжества.

Примечательно, что описания архитектуры церкви Покрова на Нерли содержат множество сравнений этой постройки с белым лебедем, плывущим по воде. Это невеста, стоящая у алтаря.

От здания непосредственно 12-го столетия остались квадрат – остов с главой. Все остальное оказалось разрушенным со временем. Восстановление произвели в 19-м веке.

В описаниях памятника архитектуры церкви Покрова на Нерли содержатся сведения о вертикальности стен. Но по причине вымеренных пропорций они выглядят наклонными, за счет такого оптического эффекта здание выглядит более высоким, чем есть на самом деле.

Церковь обладает простым, без изысков внутренним убранством. Фрески оказались сбитыми со стен в ходе реставрации 1877 года. Однако имеется иконостас с иконами.

На наружной поверхности осталось немало настенных рельефов. Здесь проносятся библейские фигуры, птицы, животные, есть и маски. Центральной фигурой является царь Давид, который читает псалмы. Сбоку от него находится лев, олицетворение его власти. Поблизости имеется голубь – знак духовности.

Церковь Вознесения в Коломенском

Первый каменный храм шатрового типа на Руси – церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура ее отражает влияние Ренессанса. Воздвиг ее Василий III в честь появления на свет своего наследника – царя Ивана IV Грозного.

стиль архитектуры церквей

Особенности архитектуры церкви Вознесения проявились в крестообразной форме постройки, которая переходит в восьмерик. На него, в свою очередь, опирается большой высоты шатер. Он осеняет внутреннее пространство церкви. Примечательно, что в нем нет столпов. Храм, отличающийся выразительностью силуэта, окружен галереей, которая обладает лестничными спусками. Они выполнены достаточно торжественно.

В церкви имеется крайне много дополнительных деталей, которые перекочевали сюда из Ренессанса. При этом имеется немало черт от готики. Итальянские кирпичи, связь постройки с центрической формой храмов Италии дают намек на то, что проект этот был создан итальянским архитектором, который работал при дворе Василия III. Точных данных об авторе до наших дней не сохранилось, но, по предположениям, это был Петрок Малой. Именно он был автором храма Вознесения в московском Кремле, стен и башен Китай-города.

Псково-новгородские храмы

Помимо общепринятых мировых классификаций, нужно учитывать, что в каждом княжестве архитектура обрела свои неповторимые черты. В искусстве зодчества никогда не бывает чистого стиля, и это деление также лишь условное.

В архитектуре Новгорода проявились следующие отличительные черты: чаще всего храмы здесь обладали пятью главами, но встречались и постройки с одной главой. Форма их была кубовой. Украшались они арками, треугольниками.

Владимиро-суздальские храмы

Зодчество здесь расцветало во времена Андрея Боголюбского и Всеволода III. Тогда здесь и возвели церкви с дворцом. Они прославляли столицу княжества. Тут умело обрабатывался камень, применялись приемы из деревянного зодчества.

церковь вознесения в коломенском архитектура

Киевско-черниговские храмы

Архитектура данного княжества отражает монументальный историзм. Он делится на архитектуру соборных и башнеобразных жанров. В соборных церквях имеются круговые галереи, равномерность ритма фасадных делений. Архитектура данного типа достаточно образна, символика сложная. По большей части сооружения данного княжества представлены придворными княжескими постройками.

Смоленско-полоцкие храмы

Когда смоленское зодчество только-только развивалось, архитекторов толком здесь еще не имелось. Вероятнее всего, первые постройки здесь возвысились благодаря участию киевлян либо черниговцев. В смоленских храмах имеется множество клейм на торцах кирпичей. Это указывает на то, что, скорее всего, здесь оставили свой след черниговцы.

Архитектура данных городов отличается размахом, что говорит в пользу того факта, что в 12-м веке тут уже имелись собственные зодчие.

Смоленская архитектура на Руси была популярна. Зодчих отсюда звали во множество других древнерусских земель. Они строили здания и в Новгороде, который являлся крупнейшим центром в стране. Но взлет этот было недолгим – он длился 40 лет. Все дело в том, что в 1230 году разразилась эпидемия, после которой сильно изменилась политическая обстановка в городе. На этом закончилось творчество местных зодчих.

Годуновский стиль

Помимо этого, популярными стали итальянские ордерные элементы. Русский стиль оказался канонизирован на итальянский манер.

Разнообразие сооружений уменьшилось. Зато на передний план вышло стилевое единство. Это проявилось не только в Москве, но и во всей Руси.

Узорочье

Примечателен и стиль, именуемый узорочьем. Появился он лишь в 17-м веке в Москве. Для него характерны затейливые формы, декор, сложные композиции. Силуэты в данном стиле живописны необычайно. Узорочье связывают с языческими корнями и поздним ренессансом в Италии.

По большей части постройки в данном стиле представлены церквями с сомкнутыми сводами, без столпов и с высокими трапезными. Покрытие в них шатровое. Интерьер необычайно богат на цветные орнаменты. Декора внутри очень много.

Строгановские храмы

Тотемский стиль

Устюжский стиль

архитектура русской церкви

Уральские храмы

Сибирский стиль

По-своему отразились модернистские традиции в сибирском стиле. Во многом здесь проявились особенности климатических условий самого региона. Народные умельцы сформировали свое особое видение сибирских школ модерна – тюменской, томской, омской и так далее. Они создали свой уникальный след среди памятников русской архитектуры.

Читайте также: