Сообщение общая физическая подготовка как фактор укрепления здоровья

Обновлено: 18.05.2024

ВложениеРазмер
obshchaya_fizicheskaya_podgotovka.doc 69 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА -

Смагин Николай Иванович, преподаватель физической культуры ГАОУ СПО ТК №28 г. Москвы, почетный работник общего образования Российской Федерации

Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?

Гармония нужна – здесь нет сомнений!

От умственной нагрузки - под крыло

Физических активных упражнений!

Дополнительное образование – достаточно разветвленная область системы образования, охватывающая практически все типы образовательных учреждений России. Оно имеет, несомненно, как свои достоинства (например, высокую мотивирующую составляющую в познавательной деятельности учащихся), так и трудности (например, необязательность посещения кружков, секций, ослабляет качество и уровень обретаемых умений и навыков).

И если с организацией процесса на уроках все достаточно ясно (организация процесса обучения и структура урока играют в этом зачастую определяющую роль), то в дополнительном образовании, формирование и развитие мыслительных способностей имеет свою специфику.

Развитие дополнительного образования в нашем колледже рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Оно выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов, и основное его предназначение – удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социально-культурные и образовательные потребности детей.

При организации дополнительного образования мы следуем таким приоритетным принципам, как:

  1. возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  2. свободный выбор видов и сфер деятельности;
  3. ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Организация работы по потребности учащихся;
  4. единство обучения, воспитания, развития. Дополнительное образование – продолжение основного учебного компонента;
  5. в основу дополнительного образования положена практическая деятельность.

Благодаря этим принципам нам удается решать три важные задачи: самоопределение и самореализация; адаптация личности в социокультурной среде; развитие индивидуальности и творческого потенциала учащихся.

И именно в этой сфере учащиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Поэтому дополнительное образование помогает ребенку изменить статус: он может оказаться в числе лидеров, хотя в основном образовании им, никогда не был. Хотелось бы привести фрагмент эссе одного из студентов колледжа Шитова Максима группа 41х.

В школьные годы я не уделял физическому воспитанию должного внимания. Это сказалось на моем внешнем виде: у меня был большой вес - 100 килограммов при росте - 176 сантиметров. Поступив в технологический колледж, мое представление о физическом воспитании кардинально изменилось. Я до сих пор помню мой визит в тренажерный зал, организованный в этом учебном заведении. Как только передо мной открылись двери в зал, я увидел занимающихся старшекурсников, которые были в отличной физической форме. Кто-то поднимал штангу, а кто-то гири, кто-то подтягивался на турнике, кто-то отжимался на брусьях, а кто-то занимался на тренажере.

Я узнал, что кроме тренажерного зала организованы секции по многим видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и ОФП.

После первого визита я для себя определил, что необходимо заниматься физической культурой, и на следующий же день записался в тренажерный зал. И в этом мне помог мой преподаватель физической культуры, Смагин Николай Иванович. С этого момента начались изменения в моем внешнем виде: я интенсивно сбрасывал вес, стала расти мышечная масса, и, через определенное время, мой вес достиг отметки 80 кг. Это, безусловно, сказалось на моем здоровье и отразилось на моих личных качествах: стал менее стеснителен, приобрел уверенность в себе, стал более творческой личностью.

Я и мои одногруппники принимали активное участие в соревнованиях, проходящих не только внутри колледжа, но и за его пределами. Мы не только участвовали, но и побеждали, занимая призовые места. И мне как будущему специалисту по монтажу и технической эксплуатации холодильного оборудования и холодильных установок, вне всякого сомнения пригодятся те навыки и физические качества, которые я приобрел и совершенствовал за годы учебы в Технологическом колледже № 28.

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Одна из важнейших задач учителя физической культуры в колледже – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.

С целью занятости и организации досуга студентов колледжа у нас работают: тренажерный зал, функционируют спортивные залы. В холле установлены теннисные столы. Организована работа кружков и спортивных секций: стрелковой, ОФП, футбол, волейбол, настольный теннис, баскетбол, секция туризма.

При планировании занятий дополнительного образования в нашем колледже ставятся следующие цели и задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья студентов;
  • совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни ;
  • дополнительное образование студентов в области физической культуры и спорта;
  • формирование навыков и развитие мотивации студентов к выбору здорового образа жизни.
  • воспитательная – воспитание у студентов бережного отношения к своему здоровью;
  • обучающая – обучение студентов нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
  • развивающая – содействие физическому развитию студентов, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.

В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или в виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

  • достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
  • приобрести общую выносливость:
  • повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
  • увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
  • улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
  • научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности.

Занятия общей физической подготовкой способствуют лучшему усвоению учебного материала. Позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные занятия ОФП обеспечивают оптимальную и непрерывную эффективность физического воспитания.

В методике проведения занятий в этих группах очень важен учет принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок.

Учебный процесс преимущественно направлен на: укрепление здоровья, закаливание организма, повышение уровня физической работоспособности; возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии; ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний; приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально- прикладных умений и навыков. Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье.

Характер воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде всего, от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:

1 тип – циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;

2 тип - циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;

3 тип – ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.

Помимо оздоровительной тренировки, занятия физической культурой включают обучение основам психорегуляции, закаливания и массажа, а так же грамотный самоконтроль и регулярный врачебный контроль.

Формы организации и проведения физического воспитания, в том числе общей физической подготовки:

  1. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в колледже. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями.
  2. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.
  3. В совокупности с учебными занятиями организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях, одной из которых и есть секция общей физической подготовки.
  4. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
  5. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно- спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов.

Таким образом, актуальность и целенаправленность общей физической подготовки, адекватность поставленным целям и задачам способствует:

  • воспитанию у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств;
  • готовности к высокопроизводительному труду;
  • сохранению и укреплению здоровья студентов;

систематичность занятий способствует:

  • правильному формированию и всестороннему развитию организма;
  • поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

всесторонняя физическая подготовка студентов ориентирована на:

  • профессионально- прикладную физическую подготовку студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;

её технологичность помогает студентам

  • приобретать необходимые знания по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;
  • подготовке к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
  • воспитывает у студентов убежденность в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Практико - ориентированность занятий общей физической подготовкой заключается в разработке системы упражнений для групп, занимающихся студентов, которые обучаются по одной специальности.

Тесная работа с психологом колледжа позволяет выявить скрытые возможности отдельных студентов, которые в силу определенных обстоятельств не могут в полной мере раскрыть свои способности, занимаясь в группе на уроках.

Опираясь на свой многолетний опыт работы, прихожу к выводу о том, что физическая культура, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека, сегодня является одним из приоритетных направлений развития нашего общества, потому, что нет будущего у страны, народ которой не думает о здоровом образе жизни, а значит, не думает о продолжении здорового поколения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания (на примере отделения спортивных игр)

1.Методические принципы физического воспитания. 2. Средства и методы физического воспитания. 3. Основы и этапы обучения движения 4.Воспитание физических качеств.


Оценка уровня общей физической подготовки студентов по бально-рейтинговой системе

Оценка качества освоения студентами требований ФГОС по бально-рейтинговой системе.

ПРОГРАММА Секции по общей физической подготовки

Физическое воспитание как составная часть общей системы воспитания и образования служат целям всестороннего развития подрастающего поколения, подготовки его к труду и защите Родины. Всеобщность физич.


Программа дополнительного образования "Общая физическая подготовка"

Программа дополнительного образования "Общая физическая подготовка".


Основы общей и специальной физической подготовки.

Основы общей и специальной физической подготовки.

ПРОГРАММА Секции по общей физической подготовки (срок обучения 2 года, возраст 16-18 лет)

В настоящей программе выделено два этапа спортивной подготовки:спортивно-оздоровительный этап (СО);учебно-тренировочный этап (УТ).Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 16—17 л.

5. Повышение эффективности профессиональной подготовки студентов технических вузов с помощью физической культуры / Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Шлемова М.В. // Alma Mater = Вестник высшей школы. 2013. № 3.

6. Необходимость формирования у студентов потребности к самостоятельным занятиям физической культурой / Попова С.Ю., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Липовцев С.П. // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7 (часть 2). C. 82.

XXI век характеризуется появлением многих устройств, облегчающих трудовую деятельность человека (телефоны, компьютеры, различные технические устройства). Вследствие этого резко понизилась двигательная деятельность граждан по сравнению с прошлыми десятилетиями. В итоге, все это, рано или поздно, приводит к понижению функционального потенциала человека, а также к различному роду болезней.

Физическая культура играет большую роль в развитии жизни человека. Она способствует сохранению и упрочнению здоровья и работоспособности людей, дает им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенствования. Основное действие физическая культура оказывает на здоровье человека. Только если в человеке гармонично сочетаются все компоненты здоровья, можно говорить о благополучии личности. Физическая культура – это не только средство физической подготовки и укрепления здоровья, а прежде всего сфера взаимодействия, социального сотрудничества и гуманистического сближения людей. Цель физической культуры – самореализация человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, формирование ценностей, способствующих сознательному совершенствованию своей телесной и духовной природы[5].

Физические упражнения одни из главных компонентов физической культуры. Они, несомненно, влияют на все группы мышц, суставы, связки, становящиеся прочными, благодаря им повышается объем мышц, их упругость. Также это основное средство физического развития. Повышенная мышечная активность принуждает работать с дополнительной нагрузкой многие органы, например, сердце, легкие и другие, а также системы организма человека, тем самым, увеличивая его функциональные возможности, противодействие неблагоприятным противодействиям внешней среды.

Регулярные занятия физическими упражнениями, главным образом, оказывают влияние на опорно-двигательный аппарат и мышцы. При выполнении физических нагрузок повышается кровоток: кровь подносит к мышцам кислород и различные питательные вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека.

Огромный положительный эффект физической культуры связан с увеличением функциональной деятельностью сердечнососудистой системы. Его суть состоит в экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Кроме обнаруженного увеличения резервных возможностей сердечнососудистой системы, физическая культура также является сильным профилактическим средством против сердечнососудистых заболеваний.

Соразмерные физические упражнения помогают поддерживать нормальный обмен веществ, что становится особенно актуальным по мере того, как человек стареет. Ведь процесс обмена веществ с каждым годом замедляется, в результате чего организму становится все труднее и труднее перерабатывать жирные кислоты. Это, в свою очередь, оказывает влияние почти на все системы организм, ослабевает иммунитет и повышается риск заболевания атеросклерозом.

Очень важно, чтобы каждый человек овладел специальными знаниями и навыками по саморазвитию и оздоровлению собственного организма, ведению здорового образа жизни! Необходимо формировать культуру здоровья через получение специальных знаний о себе и возможностях своего организма под воздействием нагрузок и, что очень важно, воспитание личной ответственности за собственное здоровье[6].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Западный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"

Тема: Физическая культура как средство укрепление здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Студентка группы 8К

1.2.Роль здоровых людей.

1.3.Основы физической культуры.

1.5.Понятие лечебной гимнастики.

1.6.Самостоятельные занятия физической культурой.

1.7.Общеразвивающие упражнения для развития подвижности в суставах.

1.8.Упражнение на развитие силовой выносливости.

1.9.Законодательство о физической культуре и спорте.

Физическая активность является одним из ключевых аспектов здорового образа жизни. Она делает человека не только физически более привлекательным, но и существенно улучшает его здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни, в первую очередь активной ее части. Риск развития у него опасных для жизни заболеваний сосудов сердца и мозга, сахарного диабета, рака является достоверно более низким.

Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее.

Каждый здоровый человек продуктивен и востребован.

Как и как поддерживать работоспособность и здоровье? Такие средства, физическая культура, есть и должны быть возможными. Физическая культура является неотъемлемой частью человеческой жизни. Он занимает довольно важное место в исследованиях, работе людей. Движение играет важную роль в деятельности членов общества. Поэтому знания и навыки физического воспитания должны устанавливаться в учебных заведениях разных уровней.

Культура тела - это область социальной активности, направленная на поддержание и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе сознательной двигательной активности.

Теории и практики культуры тела и спорта определяют некоторые основные правила, и их соблюдение гарантирует успех самостоятельных физических упражнений и ограничивает их от переутомления и нежелательных последствий.

Основные из них: сознание, прогрессивность и согласованность, повторяемость, персонализация, систематичность и регулярность. Принцип осведомленности предназначен для обучения студентов роли и важности непрерывной и независимой деятельности в укреплении здоровья для самосовершенствования вашего тела. Процесс обучения обеспечивает: Соответствие физической активности по возрасту, полу и индивидуальным способностям. Здоровье студента, физическое развитие, физическая подготовленность, постепенное увеличение интенсивности, объема физической активности и продолжительности тренировок, правильное чередование нагрузок с перерывами, повторение различных видов физической активности. Повторяйте регулярно в течение более длительных периодов (недели, месяцы, годы). Следовательно, правильно подобранная и оптимально спланированная физическая активность будет поддерживать высокий уровень функционирования всех систем организма, обеспечивать достаточные общие и специальные показатели, делать жизнь человека более экономичной и в конечном итоге Предотвращает развитие многих патологических процессов в организме. Каждый здравомыслящий человек хочет жить счастливо. Однако вы не можете купить здоровье и получить его в подарок.

Сидячий образ жизни - одна из многих болезней современного человечества. Вы не можете изменить мир, но вы можете изменить жизнь. Только в комплексе все эти меры приводят к хорошему самочувствию и хорошему внешнему виду.

Физическая культура студентов является неотъемлемой частью высшего гуманитарного образования. Он служит качественной и последовательной мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущих профессионалов в процессе формирования его профессиональных способностей. Воплощенным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, уровень его духовности, развитие профессионально важных способностей.

В дополнение к глубокому опыту отдельных дисциплин, такие специалисты должны обладать высоким физическим состоянием и способностями к работе, личной физической культурой, духовностью и качеством неформального лидерства. Он не должен бояться конкуренции и должен уметь принимать самостоятельные решения. Думайте творчески и станьте активным и очень нравственным человеком. Новые стратегии развития физической культуры студента представлены тенденцией отходить от единой концепции, либерализации и последовательной гуманизации образовательного процесса, обеспечивающей формирование новых специалистов в области обучения.

Учитывая физическую культуру ценностей, необходимо различать следующие группы ценностей:

интеллектуальные (знания о том, как и как развивать физический потенциал человека),

физические упражнения (процесс физического воспитания и спортивной подготовки). методы (сложность методических пособий),

методы совершенствования и спортивной тренировки,

организационные формы физической активности, обеспечение ее ресурсов), мобилизация (бюджет времени).

Это тесно связано с развитием их ценностей по предмету через развитие клубной деятельности (объединение студентов по интересам), расширение творческой деятельности для приобретения продуктивных и независимых рабочих навыков. Это позволит объединить студенческие активы, участие добровольцев из студенческой среды для участия в организации крупных мероприятий по физическому воспитанию (спортивные вечера, крупные соревнования) и продвижении физического и культурного пространства (инфраструктура физического воспитания). Самореализация студенческой молодежи.

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности.

Основы физической культуры

Главное в физической культуре - это физические упражнения, объединяющие специально подобранные комплексы мышечных движений, применяемые для общего укрепления организма, физического развития, в занятиях спортом, с целью приобретения необходимых в жизни навыков. Физические упражнения используются для восстановления здоровья больных и ослабленных людей, это, как правило, лечебная физическая культура. Она широко используется при комплексном лечении в больницах, поликлиниках, санаториях. физкультура здоровье мышечный

Набор физических упражнений и режим их использования должен быть сугубо индивидуальным для каждого человека в зависимости от его пола, возраста, профессии, семейного положения, режима работы, типа конституции, имеющегося двигательного опыта и т.д. Тем не менее, есть некоторые общие подходы, которые необходимо учитывать в этом вопросе.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

К средствам физической культуры также в целях закаливания организма и повышения эффективности физических упражнений относят использование естественных факторов природы-солнца, воздуха и воды. Физическая культура применяется в форме гимнастики, различных видов спорта, туризма, подвижных и спортивных игр и др. Регулярные занятия физической культурой и спортом во всех возрастах повышают естественную сопротивляемость организма неблагоприятным влиянием окружающей среды, инфекциям. Научные наблюдения доказывают, что те, кто систематически занимаются физическими упражнениями с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, лучше работают, дольше живут.

Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний.

Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

Выдающийся физиолог И.М. Сеченов еще в середине XIX в. ввел понятие "активный отдых". Суть его заключается в том, что при наступающем утомлении переключение на другой вид деятельности обеспечивает более быстрое восстановление работоспособности утомленных нервных центров, чем в условиях пассивного отдыха. Например, при умственном утомлении выполнение сходных по структуре физических упражнений, отличающихся эмоциональностью (в частности танцы), способствует более быстрому восстановлению, чем пассивный отдых.

Отдельного разговора заслуживает вопрос о физической культуре работников умственного труда. Это обусловлено спецификой влияния этого вида профессиональной деятельности на организм человека. В частности, умственный труд характеризуется следующими особенностями:

-- напряжение мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно-тормозных процессов в ЦНС;

-- неравномерность нагрузки, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;

-- не регламентированный график, периодически возникающие возрастания степени нервно-эмоционального напряжения;

-- напряжение отдельных анализаторов и внимания;

-- сложность взаимоотношений с окружающими;

-- большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;

-- низкая двигательная активность.

Упражнения динамического циклического характера оказываются более эффективными для поддержания умственной работоспособности. Физическая активность может быть реализована как в виде выполнения кратковременных комплексов несколько раз в течение дня, так и в одном продолжительном занятии. В самостоятельных занятиях помимо средств общего воздействия (повышающих физическую подготовленность, а через нее - и умственную работоспособность) следует использовать упражнения направленного и специального действия для данного человека и выполняемого им вида профессиональной деятельности. К ним следует отнести упражнения для мышц зрительного аппарата, для релаксации, коррекции позы, дыхательные и др. Физкультурные паузы ставят целью компенсировать неблагоприятные влияния условий работы и проводятся приблизительно в середине первой и второй половине рабочего дня. В комплекс из 5-8 упражнений включают движения, корригирующие осанку, активизирующие деятельность внутренних органов, на крупные мышечные группы, стимулирующие мозговой кровоток и т.д. Физкультминутки призваны оказать местное воздействие на наиболее утомленные части тела и группы мышц и проводятся непосредственно на рабочем месте через каждые 40-60 минут в течение 2-3 минут. Это могут быть вращения головой, плечами, смена позы, диафрагмальное дыхание, для мышц зрительного аппарата, кистей др. В обеденный перерыв до приема пищи необходимо сменить обстановку, походить, а после приема пищи выполнить релаксирующие упражнения. Непосредственно перед возобновлением работы можно выполнить несколько легких упражнений. В вечернее время правильно организованная двигательная активность (например, прогулка) будет способствовать хорошему качеству последующего сна и адекватному восстановлению мышечной работоспособности человека, связанного с умственной профессиональной деятельностью.

В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в одних легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время бега потерял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той поры все участники соревнований стали выходить на арену обнаженными. По-гречески "обнаженный" - "гимнос"; отсюда появилось слово "гимнастика", к которой в древности относили все виды физических упражнений.

В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления.

Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки. Зарядкой принято называть 10--15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна. Она помогает организму быстрее перейти от пассивного состояния к активному, необходимому для работы, создает хорошее настроение и дает заряд бодрости.

Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

К основной гимнастике относится и так называемая оздоровительная гимнастика (та, что передается по телевидению), предназначенная для самостоятельных занятий на досуге.

В тренировку каждого спортсмена непременно включаются занятия спортивно-вспомогательной гимнастикой, развивающей определенные физические качества, необходимые для разных видов спорта.

Составной частью физической подготовки в Вооруженных Силах является военно-прикладная гимнастика. Ее задача - всестороннее развитие физических способностей к быстрым действиям в военной обстановке с учетом специфики военных специальностей.

А кто хочет обрести стройную фигуру с красивой, рельефно выделяющейся мускулатурой, тот занимается атлетической гимнастикой.

Она состоит из общеразвивающих упражнений с предметами - отягощениями (металлические палки, гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры, гири, блочные устройства и др.) и без предметов. Вместе с тем предусматриваются занятия различными видами спорта, дающими разностороннюю физическую подготовку.

Наконец, лечебная гимнастика призвана восстанавливать подвижность поврежденных частей тела и устранять недостатки телосложения, появившиеся в результате ранений, травм или болезней.

Лечебная гимнастика

Занятия лечебной гимнастикой состоят из трех частей:
Вводная часть. Занимает 10-20% времени от всего занятия. Упражнения вводной части подготавливают организм к дальнейшей нагрузке и оказывают тонизирующее воздействие на организм. Вводная часть состоит из простых упражнений для туловища, рук, ног. Сюда также могут входить малоподвижные игры, ходьба, а также дыхательная гимнастика.
Основная часть. Составляет 60-80% всего времени занятия. Она ориентирована на восстановление функций организма, улучшение питания мышц и структур позвоночника, формирование компенсаций. Выполняются специальные упражнения, рекомендуемые пациентам с определенным заболеванием. Также могут задействоваться спортивные снаряды и прикладные упражнения.
Заключительная часть. Составляет 10-20% от всего времени. Главными задачами является снижение нагрузки, восстановление функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Выполняются дыхательные упражнения, легкая ходьба, а также упражнения на внимание и расслабление.


Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Здоровый человек, более производителен, соответственно и востребован. Как и чем поддерживать свою работоспособность, как сохранить свое здоровье? Таким средством, может и должна стать физическая культура.

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее.

Утренняя зарядка является важнейшим элементом физической культуры. Однако она полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека. Так как организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не рекомендуется, а также нельзя доводить организм до состояния выраженного утомления. Утренняя зарядка эффективно устраняет такие последствия сна, как отечность, вялость, сонливость и другие. Она увеличивает тонус нервной системы, усиливает работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в современной жизни.

Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься с раннего детства и до глубокой старости.

Двигательная активность имеет огромное значение, как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья. Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организме человека нервно-рефлекторных связей, заложенные природой, следствием чего является расстройство деятельности сердечно – сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний. Физический труд и любительский спорт – прекрасные средства физической культуры для профилактики и укрепления здоровья. Они хорошо подходят людям с сидячей работой, а также работникам умственного труда. Основное требование – нагрузки должны быть посильными.

Таким образом, правильно подобранные и оптимально спланированные физические нагрузки способствуют поддержанию на высоком функциональном уровне всех физических систем, обеспечивают достаточную работоспособность, делают жизнедеятельность человека более экономичной и, наконец, предупреждают развитие в организме многих патологических процессов. Каждый здравомыслящий человек хочет прожить свою жизнь долго и счастливо. А вот здоровье не купишь и не получишь в дар.

Малоподвижный образ жизни – одна из многих бед современного человечества. Мы не в силах изменить мир, но мы в силах изменить свою жизнь. Только в комплексе все эти меры приведут к отличному самочувствию и прекрасному внешнему виду.

© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области , 2022

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
392000, г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 5

Читайте также: