Сообщение обряды и обычаи в музыке

Обновлено: 18.05.2024

Цель: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.

Задачи:
образовательная:ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.

Ход урока

I. Организационный момент
(Приложение 1.слайд1)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов", запишите.
(Приложение 1.слайд 2)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

II. Повторение пройденного материала.
(Приложение 1.слайд 3)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(Приложение 1.слайд 4)
Музыкальный фольклор?
- Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(Приложение 1.слайд 5)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
- О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.

- Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.

Музыкальные традиции

Традиции русской музыки

Этнический состав России очень разнороден, русская музыка сочетает славянские, угро-финские, тюркские, татарские, монгольские прототипы. Русские народные музыкальные традиции объединяют фольклор, в устной форме передающийся из поколения в поколение, русский романс, творчество бардов. Среди традиционных для России жанров ― классическая музыка, эпические, лирические, танцевальные мелодии, свадебные и обрядовые песни.

Музыкальное искусство разных регионов страны ― северных, западных, южных, центральных ― имеет самобытный характер, но вся русская народная музыка имеет ладовое строение звукорядов, чем отличается от западноевропейской с ее октавной системой. Грустные и протяжные, или веселые и зовущие в пляс, русские песни и инструментальные мелодии очень гармоничны.

Музыка в России

Общерусскими инструментами считаются гармонь, балалайка, скрипка, духовые инструменты. Для отдельных субрегионов характерны такие инструменты как гусли, домра, рожок, жалейка гудок, бубны, многоствольная флейта (кугиклы).

Европейская музыка

Первые музыкальные традиции в европейских странах возникли под влиянием Древнего Рима. Большинство древнегреческих мелодий были танцевальными, а песни исполнялись одноголосно. Из струнных инструментов были известны лира, кифара, самбука, псалтерий, форминга, тригон (разновидность угловой арфы), из духовых ― флейта, сиринга, авлос.

Испанские музыканты

Позже мусульманская Испания стала проводником арабской музыки, а Италия ― источником светской музыки. Ряд новых направлений были привнесены из стран Северной Европы. Так, из Дании, Норвегии и Швеции пришли такие традиционные для этих наций жанры, как гаммалдан (разновидность танцевальных песен) и баллады. Современные европейские музыкальные традиции отличаются необычайной пестротой стилей и направлений.

Особенности восточной музыки

В восточной музыке можно увидеть воплощение идей двух мировых религий: буддизма, возникшего в Древней Индии, и синтоизма, основанного на анимистических верованиях и являющегося политеистической религией Японии. Их общая направленность ― преклонение перед природой, передача духовного состояния человека.

Музыкальная культура Китая

Музыка в Китае

Национальные китайские музыкальные инструменты, в зависимости от материала, из которого они изготовлены, подразделяются на:

  • деревянные,
  • бамбуковые,
  • металлические,
  • кожаные,
  • тыквенные,
  • глиняные,
  • каменные,
  • шелковые (из шелка у них сделаны струны).

Традиционная китайская музыка имеет яркие, отличающие ее от фольклора других стран, черты: преимущественно одноголосное исполнение, преобладание созерцательных настроений над действием, а также необычная ладовая организация: диатоническая (семиступенная) гамма и хроматический звукоряд из 12 звуков.

Японская национальная музыка

По причине изолированности этой островной страны японская народная музыка ― явление довольно самобытное. Среди ее особенностей можно выделить:

  • Преобладание вокала, который составляет 90% всех произведений.
  • Умеренную силу звука. Эффект достигается за счет тонкого регулирования одного звукового оттенка, а не за счет чередования forte и piano.
  • Приближение к звукам природы – шуму дождя, ветра, течению воды.
  • Часто изменяющийся ритм и темп.
  • Необычные для европейского слуха интервалы.

Флейта фуэ

Национальными японскими музыкальными инструментами считаются:

Суйкинкуцу

Особенности индийской музыки

Музыка Индии является одним из значимых компонентов общемировой культуры. Народные музыкальные традиции Индии разнообразны и включают фольклор, эстрадную и классическую музыку. Основой любой из этих разновидностей, будь то религиозная музыка Средневековья или современные песни, служит воздействие на внутренний мир человека.

Индийские музыкальные композиции отличаются мелодичностью и великолепным ритмом, завораживают и погружают в состояние, подобное трансу.

Музыкальные традиции Индии

Эффект достигается за счет использования особых этнических музыкальных инструментов, таких как:

  • Думбек (дарбука) ― небольшой барабан с неопределенной высотой звучания;
  • Зурна ― деревянный духовой инструмент, который представляет собой трубку с несколькими отверстиями и раструбом;
  • Бансури ― бамбуковая флейта;
  • Ситар и сарод ― струнно-щипковые инструменты из семейства лютневых;
  • Cаранги ― струнный смычковый инструмент;
  • Табла ― небольшой парный барабан;
  • Поющие чаши ― древний музыкальный инструмент из группы колоколов, изготовленный из сплава нескольких металлов.

Музыкальные традиции США

Соединенные Штаты Америки – одна из мультикультурных стран, ее музыкальные традиции сложились из сочетания индейской, мексиканской, африканской и европейской культур (последняя была завезена английскими, французскими и немецкими колонизаторами).

Популярные сегодня во всем мире музыкальные жанры ― кантри, блюз, сальса, соул, джаз, регтайм ― родом из Америки. Национальными американскими музыкальными инструментами принято считать:

  • струнные щипковые инструменты автоарфу, банджо, гитару, дульцимер;
  • пинкольо ― маленькую флейту с 5—6 боковыми отверстиями,
  • трутруку — духовой инструмент, по форме похожий на альпийский рог.

Музыка в Америке

Аналогом старинного российского этнического инструмента ― расчески с наложенной на зубья папиросной бумагой ― в Америке служит деревянный или металлический цилиндр с отверстием, закрытым бумажной мембраной.

Зародившаяся в славянских племенах Киевской Руси, русская народная музыка передавалась из поколения в поколение, усовершенствовалась и развивалась, набирала и теряла свою популярность, но всегда оставалась неизменным спутником русского народа на протяжении всего жизненного пути.

Музыка сопровождали наших предков всегда. Зародившаяся в Киевской Руси, она передавалась из поколения в поколение, совершенствовалась, развивалась, набирала и теряла свою популярность, но всегда оставалась неизменным спутником русского народа на протяжении всего жизненного пути.

Славянский фольклор – смешение стилей

История русской народной музыки впитала традиции многих народов. Киевская Русь всегда отличалась многонациональностью. Славяне, финно-угорские племена, тюркские народности, купцы, захватчики из других стран, все они отличались друг от друга своей историей, языками, традициями, в том числе музыкальными.

Поэтому славянский фольклор, русская народная музыка отличались удивительным разнообразием – современные ученые до сих пор не могут разгадать смысла некоторых песен средних веков, потому что значения слов, пришедших к нам из языков других этнических сообществ, попросту утеряны.

Влияние религии на народное творчество

Интересен другой аспект русской народной музыки. Многие песни, былины, сказы, созданные до принятия христианства в Киевской Руси и в последующие десятилетия после этого события, имеют четко прослеживающиеся языческие корни. Однако сила православной церкви на Руси всегда была достаточно велика, поэтому славяне попросту добавляли в привычные произведения элементы новой религии, изменяя их текст, смысл. Но по сей день в народном творчестве можно проследить влияние язычества и христианства.

Жанры русской народной музыки

Можно сказать, что постоянно воюющим за свои территории, семьи, пропитание славянским племенам было не до отдыха. Поэтому по большей части русская народная музыка создавалась с конкретной целью, танцевальные, лирические произведения появились гораздо позже, в XVI - XVII веках.

По большому счету в русской народной музыке Киевской Руси можно выделить несколько основных жанров:

  • детские песни,
  • обрядовые песни,
  • песни-плачи,
  • эпические песни,
  • частушки.

Детские песни – передавались из поколения в поколение, пелись над детской колыбелью, были призваны защитить ребенка от злых духов, помолиться о его здоровье и счастье, помочь малышу быстрее заснуть.

В основе детских песен лежали языческие заговоры и обряды, хотя со временем в них появились и элементы православной религии – пожалуй, именно в этом жанре можно наблюдать наибольшее смешение этих противоположных религиозных направлений.

Неизменно обрядовые песни сопровождали масленицу, день Ивана Купалы, а также события, имеющие значение для каждой конкретной семьи – поминки, свадьбы, дни рождения детей, другие памятные даты.

Также к обрядовым песням можно отнести церковные песнопения, которые создавались людьми, отрицающими языческие корни во всех их проявлениях, полностью посвятившими свою жизнь служению церкви.

Песни-плачи – особая часть русской культуры, создаваемая представителями особой профессии, пользующейся популярностью в Киевской Руси – плакальщицами. Плач и соответствующие обряду музыкальные формы являлись обязательной частью церемонии поминовения умерших. На сегодняшний день известны наиболее распространенные песни-плачи для похорон, целые коллективные воинские плачи, которые использовались на войнах, а особое место в жанре занимает плач невесты, которая вместе с подругами оплакивает свое расставание с родным домом, девичеством.

Эпические песни – служили для поддержания боевого духа тех, кто отправлялся на войну или просто в дальнее странствие. Скоротать время в строю, на привале, напугать врага, обрушить на его голову все несчастья, а также в красивой, интересной форме рассказать о своих подвигах родной семье – былины, эпос всегда являлся неотъемлемой частью русской культуры.

Русские народные частушки это, пожалуй, единственный жанр, который популярен сегодня, продолжает развиваться – короткие, забавные стишки, исполняющиеся на распев, описывающие повседневные события каждого племени в шутливой, игривой форме.

Стоит ли говорить о том, что до XXI века русская народная музыка дошла в значительно видоизменившись. Сегодня все русские народные произведения можно отнести к танцевальным или лирическим. Ценность произведений только возрастает - историки постоянно находят в этом развлекательном жанре интересные факты, ведь история русской народной музыки прекрасно отражает историю российского государства, народа!

Предлагаем курсы по обучению игре на музыкальных инструментах в муз. школе "Виртуозы:

Эта презентация вводит учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки,раскрывает особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; знакомит с произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов.

Это мелодия народная или ее сочинил композитор?

•1.С какими музыкальными образами романсов и песен вы познакомились?

2.В чем сходство и различие жанров романса, народной песни и песни современного автора?

3.Способна ли музыка оказывать на человека сильное воздействие?

1.От чего зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки?

2.Почему одних людей музыка волнует, возвышает и придает им силы, а другие не замечают ее красоту и не чувствуют ее благотворного влияния?.

ВложениеРазмер
6_kl.obryady_i_obychai_v_folklore_i_v_tvorchestve.ppt 633.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Фольклор – народное творчество, отражающее историю, быт, стремления и думы народа. Жанры народных песен: Обрядовые Сатирические Трудовые Игровые лирические

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов Русская старинная свадьба

1.Чем они отличаются песни друг от друга? 2.Какая из песен передает драматическое столкновение двух душевных состояний? 3. Какое исполнение понравилось больше? Почему?

Что общего между картинами и песнями? Какое состояние передают они?

Что роднит эту музыку с народными песнями? Какие интонационные особенности народной песни слышны в этом фрагменте?

1.С какими музыкальными образами романсов и песен вы познакомились? 2.В чем сходство и различие жанров романса, народной песни и песни современного автора? 3.Способна ли музыка оказывать на человека сильное воздействие?

1 .От чего зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки? 2.Почему одних людей музыка волнует, возвышает и придает им силы, а другие не замечают ее красоту и не чувствуют ее благотворного влияния?.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Обряды и обычаи русского народа

Конспект урока музыки в 6 классе, отражающий свадебный обряд русского народа.


Обряды и обычаи в фольклоре 6 класс ЗПР

Свадебный обряд. Знакомство и анализ песни "Матушка, матушка, что во поле пыльно". Разыграй песню "Бояре, а мы к вам пришли".


"Обряды и обычаи в творчестве русских композиторов"

Раскрыть форму и содержание произведений, несущих лирический образ и осознать степень влияния личности творца на создание им произведения искусства.

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво.

Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере.


Урок музыки в 6 классе " Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Конспект открытого урока по музыке в 6 классе на тему "" Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов".Урок был составлен в 2015 году.

Читайте также: