Сообщение образ гамлета в русской поэзии 20 века

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические разработки В.Д. Кастрель

Владимир Семенович Высоцкий.

Мой Гамлет

Я только малость объясню в стихе —
На всё я не имею полномочий…
Я был зачат, как нужно, во грехе —
В поту и в нервах первой брачной ночи.

Я знал, что, отрываясь от земли,
Чем выше мы, — тем жёстче и суровей;
Я шёл спокойно прямо в короли
И вёл себя наследным принцем крови.

Я знал — всё будет так, как я хочу,
Я не бывал внакладе и в уроне,
Мои друзья по школе и мечу
Служили мне, как их отцы — короне.

Не думал я над тем, что говорю,
И с лёгкостью слова бросал на ветер —
Мне верили и так, как главарю,
Все́ высокопоставленные дети.

Пугались нас ночные сторожа,
Как оспою, болело время нами.
Я спал на кожах, мясо ел с ножа
И злую лошадь мучил стременами.

Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий:
Вдруг стало жаль мне мёртвого пажа,
Я объезжал зелёные побеги…

Я позабыл охотничий азарт,
Возненавидел и борзых, и гончих,
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих.

Я видел — наши игры с каждым днем
Всё больше походили на бесчинства, —
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства.

Я прозревал, глупея с каждым днём,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нём
Не нравились, — и я зарылся в книги.

Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Всё постигал: недвижность и движенье, —
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.

Но вечно, вечно плещет море бед, —
В него мы стрелы мечем — в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.

Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошёл на зов, — сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу.

В непрочный сплав меня спаяли дни — Едва застыв, он начал расползаться.
Я пролил кровь, как все́, — и, как они,
Я не сумел от мести отказаться.

А мой подъём пред смертью — есть провал.
Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лёг в одну и ту же землю.

Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на датскую корону, —
Но в их глазах — за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.

Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы всё ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.

Сначала лирический герой, наследный принц,_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тогда он попытался найти ответы на мучившие его вопросы в знаниях, в книгах, но ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тем не менее, он __________________________________________ и тем самым уравнивает себя ____________________________________________________________

Лирическому герою больно и горько от того, что он умрет непонятым, неоцененным, его знания и поиск истины____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку внеклассного чтения, после изучения темы: У. Шекспир "Гамлет, принц Датский".

Образ Гамлета в русской поэзии 20-го века

Образ Гамлета в русской поэзии 20-го века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я - Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетет коварство сети, И в сердце первая любовь Жива к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою, Увел далеко жизни холод, И гибну, принц, в родном краю, Клинком отравленным заколот.

ДИАЛОГ ГАМЛЕТА С СОВЕСТЬЮ - На дне она, где ил И водоросли. Спать в них Ушла, - но сна и там нет! - Но я ее любил, Как сорок тысяч братьев Любить не могут! - Гамлет! На дне она, где ил: Ил. И последний венчик Всплыл на приречных бревнах. - Но я ее любил Как сорок тысяч. - Меньше, Все ж, чем один любовник. На дне она, где ил. - Но я ее – (недоуменно) любил?? М.Цветаева

ДИАЛОГ ГАМЛЕТА С СОВЕСТЬЮ - На дне она, где ил И водоросли. Спать в них Ушла, - но сна и там нет! - Но я ее любил, Как сорок тысяч братьев Любить не могут! - Гамлет! На дне она, где ил: Ил. И последний венчик Всплыл на приречных бревнах. - Но я ее любил Как сорок тысяч. - Меньше, Все ж, чем один любовник. На дне она, где ил. - Но я ее – (недоуменно) любил??

2. Объяснение нового материала. Аналитическая работа со стихами Д. Самойлова, И. Бродского, И. Волгина

Класс разделяется на три группы, каждая группа работает с одним из стихотворений по предложенным учителем вопросам.

а) Вопросы группе учащихся, анализирующих стихотворение Д.Самойлова

Д.Самойлов
Оправдание Гамлета

Врут про Гамлета,
Что он нерешителен.
Он решителен, груб и умен.
Но когда клинок занесен,
Гамлет медлит быть разрушителем
И глядит в перископ времен.
Не помедлив стреляют злодеи
В сердце Лермонтова или Пушкина.
Не помедлив бьет лейб-гвардеец,
Образцовый, шикарный воин.
Не помедлив бьют браконьеры,
Не жалея, что пуля пущена.
Гамлет медлит,
Глаза прищурив
И нацеливая клинок,
Гамлет медлит.
И этот миг
Удивителен и велик.
Миг молчания, страсти и опыта,
Водопада застывшего миг.
Миг всего, что отринуто, проклято.
И всего, что познал и постиг.
Ах, он знает, что там за портьерою,
Ты, Полоний, плоский хитрец.
Гамлет медлит застывшей пантерою,
Ибо знает законы сердец,
Ибо знает причины и следствия,
Видит даль за ударом клинка,
Смерть Офелии, слабую месть ее,—
Все, что будет потом.
На века.
Бей же, Гамлет! Бей без промашки!
Не жалей загнивших кровей!
Быть — не быть — лепестки ромашки,
Бить так бить! Бей, не робей!
Не от злобы, не от угару,
Не со страху, унявши дрожь,—
Доверяй своему удару,
Даже
если
себя
убьешь!

- В связи с чем в стихотворении упоминаются Лермонтов и Пушкин?

- В чем видит Д. Самойлов основания для оправдания?

- Как вы понимаете концовку стихотворения? Какие известные строки трагедии переиначивает поэт и с какой целью?

б) Вопросы группе учащихся, анализирующих стихотворение И. Бродского

Чего Вы ждёте, принц?
Чего Вы ждёте?
Не надо больше, не ломайте рук.
Все эти люди, принц,
В конечном счёте,
Устали от душевных Ваших мук.

Они умудрены, они уже не дети.
Над ними нечего махать крылом.
Они ведь знают, принц,
Что добродетель
Погибнет всё равно
В борьбе со злом.

Им зло не нравится,
Они, конечно, против,
Но, всё-таки, они и не за Вас.
Они пришли смотреть,
Как Вы умрёте,
Умрёте в миллионный раз.

Нет, принц, Вам не дано
Их огорошить.
Ведь Ваш удел – стремиться и не сметь.
Они помчатся вниз к своим калошам,
Хлопками одобряя Вашу смерть.

Слова становятся с годами лживы.
Сомнение – плохое ремесло.
Ошеломите их – останьтесь живы.
К чертям спектакль –
И пусть погибнет зло.

- Как сам поэт отвечает на вопрос, заданный в начале своего стихотворения?

- Какой конфликт положен в основу стихотворения?

- Какую позицию занимает автор в этом конфликте?

в) Вопросы группе учащихся, анализирующих стихотворение И. Волгина

В раздумье Гамлет.
Быть или не быть?
А может, бросить эту заваруху?
Махнуть в деревню.
Чай с малиной пить.
Плодить детей.
Любить свою старуху.
Он слишком слаб.
Он в схватке изнемог.
Пусть без него продлится это действо!
Пусть там их судят дьявол или бог.
Оставь свой меч.
Не искушай злодейства.
Но - занавес! Твой выход, человек!
Бог что-то медлит.
Дьявол что-то мямлит.
Последний акт.
Идет двадцатый век -
быть иль не быть, решай скорее, Гамлет!
Будь мужественным, Гамлет, до конца:
ждут матери -
в Америке,
в России.
И ждет ответа, словно тень отца,
тень мальчика на камне в Хиросиме.

- Какова позиция автора и где она высказана? Кому противопоставляет поэт Гамлета?

- О чем вспоминает поэт в заключительных строках?

Ошеломите их – останьтесь живы.
К чертям спектакль –
И пусть погибнет зло.

Махнуть в деревню.
Чай с малиной пить.
Плодить детей.
Любить свою старуху.

4. Обобщение информации и выводы

Бить так бить! Бей, не робей!
Даже если себя убьешь!

Останьтесь живы.
И пусть погибнет зло.

Твой выход, человек!
Будь мужественным, Гамлет, до конца.

Какие же выводы можно сделать? Все три поэта сходятся в одном: со злом надо бороться. Но в определении того, что является злом, и в способах борьбы с ним они не единогласны.

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

- Выучить наизусть одно из стихотворений.

- Письменно ответить на вопрос, почему в поэзии второй половины XX века образ Гамлета становится символом необходимости борьбы со злом в разных его проявлениях.

Читайте также: