Сообщение об устаревшей профессии звонарь

Обновлено: 04.07.2024

Имена мн. З. сохранились в переписных книгах XVI-XVII вв., в церковных ведомостях XVIII - нач. XX в. и др. письменных источниках, но сведений о жизни и специфике служения З. прошлого сохранилось немного. Как правило, они были выходцами из сословия крестьян или мещан. Иногда З. служили дети лиц духовного звания. Далеко не все монастырские З. XVII-XVIII вв. были монахами. Иногда они жили на посаде своим двором и служили за жалованье (Псково-Печерский мон-рь, XVII в.). При колокольне Ивана Великого в Московском Кремле имелось неск. десятков З., проживавших в особой звонарской слободе, т. н. Звонарях. Руководил ими звонарный староста. Сохранилось предание о том, что в древности 12 дек. каждого года он должен был докладывать царю о прибавлении дня, за что получал 24 р. серебром, а 12 июня - о прибавлении ночи, после чего заключался в темную палату на Ивановой колокольне на 24 ч. ( Леонид (Кавелин), архим. О московских древностях: (Из зап. моск. старожила прошлого столетия) // Моск. ЕВ. 1872. № 2. С. 12).

Типикон (Устав) и др. церковные книги (Чиновники, Обиходники) хотя и предписывают время исполнения колокольного звона, его продолжительность, отдельные виды и формы, как правило, детально не регламентируют процесс исполнения звонов. Поскольку особенности колокольного звона передаются гл. обр. в бесписьменной традиции (исключение - звонарский устав Оптиной пуст., см. в ст. Звон), З. достаточно свободен в выборе средств и технических приемов исполнения, порядка использования колоколов и его муз. организации и руководствуется в основном знанием местной храмовой традиции колокольного звона и указаниями настоятеля.

Несмотря на серьезные утраты и бедственное положение с колокольными звонами в советское время, мн. церковные З. в XX в. сохранили традиции звона. Их наследие стало основой для реконструкции правосл. церковного звона в наши дни. Среди них такие З., как В. И. Машков (Москва, Новодевичий мон-рь), игум. Михей (Тимофеев) (ТСЛ), мон. Алексий (Норквист) (Псково-Печерский мон-рь), А. С. Бутылин (Ростов) и мн. др. Их звоны стали образцом для совр. З., подготовка которых в кон. XX - нач. XXI в. осуществляется как внутри приходов и мон-рей, так и силами различных церковных школ и центров обучения колокольному звону. Иногда практическое обучение в них сочетается с просветительной и исследовательской работой в области церковного звона (Школа колокольного мастерства при храме Христа Спасителя в Москве (рук. И. В. Коновалов), Московский колокольный центр (рук. В. Г. Шариков), Школа колокольного звона при ц. Владимирской иконы Божией Матери в С.-Петербурге (рук. В. С. Кайчук), Новосибирская школа звонарей (рук. Л. Д. Благовещенская), Школа звонарей Минского епархиального управления (рук. А. Н. Малиновский (Иконников), с 2003 Б. В. Берёзкин) и нек-рые др.).

Звонарь (устаревший, лат. Campanarius ) является человек , чья работа заключается в кольцо в церковные колокола в церкви .

В наши дни эту задачу выполняют пьяницы или ризницы. Сегодня, однако, это обычно делается уже не путем вытягивания троса звонка, а с помощью электрического управления, которое включается вручную или автоматически.

Практически все звонарь работают, как и раньше, на общественных началах. Кульминацией карьеры звонаря является выполнение традиционной работы во время официальной церковной службы .

веб ссылки

Викисловарь: Glöckner - объяснение значений, происхождение слов, синонимы, переводы

    Эта страница последний раз была отредактирована 8 мая 2021 в 15:57.

Мы начинаем новый цикл материалов, посвященных определенным профессиям, церковным и мирским.

Как христианин может реализовать таланты, данные ему Богом, в той или иной профессии и как он может духовно возрастать, неся определенное послушание. Первый рассказ посвящен профессии звонаря, а точнее сказать призванию. Мы беседуем с диаконом храма во имя св. Николая Чудотворца Димитрием Бажановым, руководителем курсов православных звонарей Екатеринбургской епархии, наставником большинства действующих звонарей.

Отец Димитрий, расскажите, когда и как появились звонари? Как менялась эта профессия в истории?

Назначение колокольного звона — призыв верующих к молитве. В первые века, когда на христианство были гонения, выполнять сигнальную функцию колокольный звон не мог, соответственно, и звонарей быть не могло. Предшественниками звонарей в те времена были лаосинакты, то есть народособиратели, которые тайно созывали верующих на богослужение. Первые робкие попытки использовать колокольный звон (благовест) перед богослужениями появились только в начале 7 века. Поэтому в 1 тысячелетии звонарей в современном понимании не было. Да и больших наборов колоколов поначалу не было: отливался большой колокол (по тем временам большим считался колокол весом а затем на народные пожертвования к нему отливался колокол поменьше. Тут уже можно было исполнить праздничный трезвон.

Только к 18 — 19 вв. можно говорить о подлинном расцвете звонарского искусства. А затем в условиях обмирщения культуры благодаря стараниям единиц удавалось сохранить, поддержать и продолжить звонарские традиции. Так, например, благодаря протоиерею Аристарху Израилеву мы можем слышать сейчас дореволюционные звоны Ростова Великого.

Отец Аристарх, любивший пение, а также музыкальные инструменты, как-то получил в подарок неправильно настроенный камертон и, подтачивая, смог настроить его в тон. Более 40 лет о. Аристарх с увлечением изучал законы акустики. Он создал специальный прибор, с помощью которого стало возможным настраивать колокола в каком угодно требуемом тоне. За изобретение этого прибора Аристарх Александрович Израилев был избран в 1882 году членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В Вене, Филадельфии и Париже учеными обществами ему были присуждены почетные награды.

После революции колокольный звон пережил самые настоящие гонения. Восстановление звонов в 60-70-е годы 20 века, когда власти разрешили звонить для иностранных экскурсий на звоннице Ростовского кремля, стало возможным благодаря записям, сделанным о. Аристархом. Постепенно началось возрождение колокольных звонов и по Золотому Кольцу, и по всей России.

А как на Урале происходило восстановление звонов?

В отличие от всей России, где к празднованию тысячелетия Крещения Руси массово стали восстанавливаться звоны, на Урале появились лишь первые робкие попытки. Хотя к этому времени даже начали отливаться большие колокола на металлургических предприятиях. Ведь за советское время основная масса колоколов была либо продана, либо уничтожена. В Екатеринбурге почти нигде не осталось старинных колоколов. На первых возрождающихся звонницах висели разные колокольчики весом от 10 до 90 килограммов, а большие колокола нужно было заказывать (в 1988 году были отлиты благовестники на заводе Уралмаш, конечно, их звук был далек от идеала, но само событие стало большой радостью).

Появление звонаря и тогда, и сегодня зависит от настоятеля: если настоятель прихода заинтересован в том, чтобы был красивый звон, то он старается грамотно развесить колокола и подготовить специалиста. А если такой заинтересованности нет, то нет ни звона, ни постоянных звонарей.

Как люди приходят на колокольню?

Как правило, на колокольне случайные люди не задерживаются. Большинство приходящих — это верующие люди, которые желают послужить Богу колокольным звоном.

Наверное, в большинстве случаев это люди с развитым музыкальным вкусом. Если раньше на колокольню поднимались сторожа и дворники, то сегодня вряд ли кто-то будет просто так подниматься наверх.

Во-первых, колокола — это очень дорогой инструмент, и подпускать к ним непрофессионала опасно, так как треснувший колокол восстановлению не подлежит. И, во-вторых, неканоничный звон просто будет отпугивать людей, мешая их молитве. Если же на колокольне человеком, пытающимся жить духовной жизнью, совершается красивый звон, то этот звон помогает проповеди о Христе.

О. Димитрий, а как Вы стали звонарем?

Я пришел к вере в Бога примерно в 11 лет, через годдругой стал прислуживать в алтаре при Владыке Мелхиседеке, учился в воскресной школе. Мне очень нравились звоны, но на колокольню попасть было непросто. В конце годов Иоанно-Предтеченский собор входил в число пяти самых опасных храмов Советского Союза с точки зрения эффективности проповеди о Христе. Множество людей приходило в этот храм, постоянно совершались таинства, отпевания. Властям не хватало сил для антирелигиозной борьбы с этим храмом. Поэтому звоны совершались редко, нельзя было просто подняться наверх и потренироваться между службами. Пришлось следующим образом искать выход из ситуации: в загородном домике у моего прадеда оставались чугунные горшки, из которых я составил себе малую звонницу: четыре горшка стали маленькими трельными колоколами, два чуть побольше размером стали подзвонными, а благовест пришлось сделать из какого-то совершенно неблагозвучного алюминиевого ведра. Подвязал языки к ним и стал тренироваться, набивать руку.

А с 1994 года по благословению Владыки Никона я стал штатным звонарем и начал готовить к звону ребят, которые хотели этим заниматься. С этого же года колокольня зазвонила по полному уставу: пять звонов на всенощном бдении, три звона на литургии, звоны на двунадесятые праздники (перезвоны на Погребение Плащаницы, Великое освящение воды и так далее), на венчания и отпевания. Это сейчас можно придумывать разные виды трезвонов, перенимать опыт других звонарских школ, а тогда главной задачей было — закрепить практику звона по уставу, который получил в 2000 году подтверждение Святейшего Патриарха Алексия II.

Как передается звонарское искусство, как звонарю стать профессионалом?

Раньше для подготовки хорошего звонаря требовалось от года до трех лет. Первые месяцы человек подметал колокольню, чистил колокола, подвязывал веревки, помогая звонарю. Уже на этом этапе все лишние люди отсеивались. Но если человек смиренно и с любовью выполнял послушания, перенося все трудности, то дальше в него можно было вкладывать силы, обучая звону.

Мне в этом смысле часто не везло: только приготовишь звонаря, вырастишь себе помощника, начнешь с ним разрабатывать ансамблевые звоны, как его то рукоположат и отправят куда-нибудь, то в армию заберут. И опять приходилось искать человека и учить его. Я очень рад тому, что у тех священников, которых я когдато учил звонить, колокольный звон не на последнем месте.

Но и здесь в большей степени успех обучения зависит от самого учащегося. Ошибочно думать, что обучение на курсах сделает из человека звонаря за короткий срок. Нет, нужно постоянно заниматься, тренироваться, и с помощью Божией через год-другой из человека может выйти хороший звонарь. Талант от Бога очень важен, хотя бывает, что упорным трудом человек быстрее осваивает звонарское искусство и многого добивается.

Время покажет, на что способны наши выпускники, но уже есть достаточно высокая оценка наших звонов представителями других школ.

Став звонарем, важно постоянно помнить, зачем это нужно! И нужно заболеть колокольным звоном в хорошем смысле слова: не важно, кто ты по профессии (среди звонарей есть студенты и преподаватели, дворники и плотники, бизнесмены, богословы и инженеры), каков твой возраст (есть люди от 14 до 70 лет).

В любой профессии необходимо постоянно совершенствоваться, а тем более это важно в творческих специальностях. Ведь звонарь может замкнуться в своих звонах, зациклиться на одних и тех же приемах. Какие существуют формы повышения квалификации для звонарей?

На фестивалях и конкурсах колокольного звона происходит творческое общение звонарей, обмен опытом между разными школами звона. И звонарь видит, что он не один, что много людей также любят колокола, он перенимает какие-то приемы, совершенствует технику, делится впечатлениями. Кроме того, благодаря фестивалям из года в год все сильнее становится интерес к колокольному звону и в целом традициям русской культуры.

О. Димитрий, вы упомянули о том, что есть разные колокольные традиции, разные школы колокольного звона. В чем специфика уральской школы, если таковая уже сформировалась?

В плане преподавания мы до уровня школы еще не доросли. Другое дело, что уральские традиции колокольного звона уже сформировались: взять хотя бы наш способ звукоизвлечения при помощи палочки, к которой привязаны четыре трельных колокольчика.

В свое время я выдержал мощную критику со стороны некоторых ведущих звонарей в адрес этой палочки. Но она очень удобна. Например, ты стоишь наверху и минут сорок-пятьдесят ждешь приезда архиерея, чтобы встретить его звоном. Варежки-шубинки уже не спасают. И вот он едет! Нужно быстро начать звонить — хватаешь палочку, и сразу четыре колокольчика четко начинают звонить.

Еще одна особенность — у нас звонят, сидя на скамеечке, а в европейской части России звонарь стоит на одной ноге, а другой нажимает на педали. Это не совсем удобно, так как при длительном звоне опорная нога устает.

Уральский звон богат разнообразными ритмическими рисунками, праздничен, торжественен и, по отзывам участников фестивалей, отличается от звонов других епархий.

Уральская школа дает возможность исполнять красивый звон в экстремальных погодных условиях. К тому же, если ты звонарь, ты должен уметь звонить везде, на любой колокольне.

Сегодня в большинстве случаев звонари — просто энтузиасты, которые из любви к колокольному делу, во славу Божию несут это служение и денег за звон не получают. Звонарей-профессионалов, которые сделали звонарство способом заработка денег, очень мало.

Да, у нас это и невозможно сегодня. Зарплата у звонарей мизерная — не то что семью, себя не прокормишь. Во всех приходах оплачивать труд звонарей и не получится пока, но я считаю, что в главных соборах города должны быть по- стоянные профессиональные ансамбли звонарей. Ведь им доверяются уникальные наборы колоколов. Взять хотя бы Храм-на-Крови, Свято-Троицкий кафедральный собор или строящийся Большой Златоуст.

Вот, например, в Храме-на-Крови, который является уникальной святыней православного мира, есть колокола весом три-пять тонн, поэтому там должна быть слаженная команда. Слава Богу, что есть люди, для которых звонарство является радостным послушанием. Но бывают дни, когда они просто заняты, и звона нет даже в праздники. Такого не должно быть. Было бы прекрасно, если бы к профессии звонаря начали относиться серьезно.

Еще одна тема, которую очень любят журналисты — звонари и звонарочки. Существует мнение, что женщины звонят более мягко, мелодично, а мужчины более резко. Есть ли разница на самом деле?

Женщина появляется на колокольне тогда, когда там нет мужчин. В любые трудные времена женщины приходили на помощь мужикам. Звонарочки — это явление, которое показывает, что не все у нас в стране хорошо. Женщина на колокольне — это исключение, а не правило (если не говорить о колокольнях женских монастырей). Хотя сегодня без них не обойтись.

Одно дело — летом позвонить на фестивале, а совсем другое дело — на холоде и на ветру звонить постоянно. Женщина может звонить на маленьких колоколах или на колоколах, которые удобно развешены, в ансамблевых звонах. А если колокола весят более тонны (вот на Большом Златоусте будет тонный колокол), то звонить должны уже мужчины.

Мелодичность или резкость звона уже зависят от характера, темперамента человека и от личной одаренности.

С какими трудностями или опасностями звонари сталкиваются в своем деле?

Звездность — первый враг звонаря, хотя его подстерегают на колокольне еще и холод, высота, физические нагрузки. Звездность выражается в том, что звонарь начинает считать себя лучшим, поучать других, что, собственно, может произойти с человеком любой другой профессии.

Во время звона звонарь должен молиться, а не смотреть вниз и оценивать, кто и как его слушает. Ну и, кроме того, нужно еще и беречь уши, надевать наушники и не слушать тех, кто говорит, что колокольный звон никак на слух не влияет.

Еще одно из главных качеств звонаря — постоянство. Он не может опаздывать на звон, так как в идеале по звону люди могут часы сверять.

Кстати, наверняка в колокольный звон часто приходят музыканты. Много случаев Вы знаете, когда музыкант становится каноничным звонарем?

Это большая редкость, если только музыкант не воцерковленный. Как только он воцерковляется, и звон становится каноничным. Каноничный звон не мешает, но способствует молитве. Без этого музыканты могут пытаться на колоколах и джаз исполнять, и все, что угодно — звон для них будет лишь очередной сферой реализации музыкальных амбиций. Практика показывает, что лучшие звонари — это люди без музыкального образования, просто ребята из глубинки, хорошо чувствующие музыку.

Звон не развлекает, но призывает к молитве. Один звон — бодрый, быстрый — зовет всех на службу. Другой — торжественный и радостный — употребляется для крестного хода. Третий — печальный и постный — звонится на отпевании. Да, звонов много, но в идеале в каждом приходе должен сложиться и ансамбль звонарей, и индивидуальный стиль.

Когда кто-то болеет — навещают, когда венчают звонаря — все слетаются звонить. С радостью делятся опытом и тянут дело по обучению новых звонарей. Когда люди ощущают себя командой, помогают друг другу, выручают — это действительно сила!

•В других номерах:•

Менеджер по персоналу: работа для людей


Константин Константинович Сараджев

Александр Васильевич Смагин

Однажды, 19 февраля 1867 года, Александр Смагин, подготавливая месячный отчет канцелярии армейского полка, услышал звон на больших колоколах. Звонили плохо. Тогда он отложил все дела, поднялся из-за стола и пошел на колокольню. Взяв веревки в руки, он стал звонить. Через час он получил предложение от церковного старосты Василия Гавриловича Холина обучать звону церковных звонарей, а через месяц - рекрутскую квитанцию, по которой он мог освободиться от военной службы и поступить к Холину.


До этого случая Смагин звонил в колокола лишь в детстве, как и многие дети. Его новый начальник оказался чутким к музыке человеком и посылал Смагина учиться звону в Москве, Троице-Сергиевой лавре и Ростове Ярославском.
Свои воззрения на искусство звонить Смагин изложил исследователю Рыбакову.

Он много рассуждал об оттенках звонов в зависимости от вида церковной службы, о том, как приближать и удалять звуки колоколов. Для достижения унисона Смагин применял систему вертящихся баклушек, влияющих на оттенки исполнения.

Аристарх Александрович Израилев

Этот человек – протоиерей города Ростова в XIX веке, сделавший очень много для развития колокольного дела. Ростовские звоны – одни из самых известных, а также одни из немногих сохранившихся. И сохранились они благодаря Аристарху Израилеву. Этот человек сделал нотную фиксацию и описание нескольких мелодий звонов соборной звонницы Ростова Великого.


Для изготовления камертонов священнослужитель специально занимался физикой звуковых колебаний. В 1884 году он выпустил книгу, посвященную камертонам и ростовским звонам.

После запрета на колокола, когда звонарская традиция прервалась, именно по записям Аристарха Израилева удалось возродить ростовские звоны. Отец Аристарх вытроил также специальный прибор для определения числа колебаний колокола и выработал подборы тонов, которые должны давать колокола, чтобы их звон всегда оставался гармоничным. Чтобы повысить звук колокола, подтачивался его край, а чтобы понизать, утончались его стенки у их основания.

Василий Максимович Слепнев

Игумен Михей

Игумен Михей – известнейший звонарь Троице-Сергиевой лавры, последний из звонарей, учившийся еще у дореволюционных мастеров. Его перезвоны, к счастью, существуют в звукозаписях. В середине 1980-х игумен Михей участвовал в организации звонницы Данилова монастыря и храма Христа Спасителя в Москве.


Позиция отца Михея в отношении колокольного звона противоположна позиции Сараджева.

Он настаивал на том, что колокол – сакральный, а не музыкальный инструмент, что в него нельзя звонить без мысли о Боге, что звоны неразрывно связаны с верой и не могут быть написаны не для церкви.

Мелодического звона, по мнению игумена Михея, не должно быть, уставной православный звон должен быть только ритмическим. Вся суть колокольного звона станет ясна, если хорошо вдуматься в чин освящения кампана.
Имя отца Михея отлито в бронзе на Царь-колоколе Троице-Сергиевой Лавры как знак его высочайшего вклада в возрождение колокольного звона в России.

Валерий Владимирович Лоханский

Человек, возрождавший звоны по всей России: в Суздале, Луцке, Вологде, Орле, Нижнем Новгороде, Краснодарском крае, Ростове Великом, на Севере и в других местах. Как когда-то М.И. Глинка собирал песни и наигрыши по всей России и из разных их черт создавал собирательный образ, так и В.В. Лоханский, находя по крупицам то, что осталось от русских звонов после запрета на них, создавал собирательный образ русских звонов. Лоханский – педагог, которого приглашали в самые разные храмы устанавливать звонницы и обучать звонарей. Одна из самых сложных его работ – колокольня собора Петропавловской крепости в Петербурге, где были установлены 15 колоколов весом от 16 килограмм до 5 тонн. Валерий Лоханский обучил колокольному искусству более 500 звонарей.

Иван Васильевич Данилов

Читайте также: