Сообщение об уральской народной кукле

Обновлено: 28.06.2024

На протяжении многих веков русская народная тряпичная кукла является неотъемлемой частью культуры и быта славян. Не было на Руси ни одной семьи, в которой не хранились бы тряпичные куклы, ведь это была самая распространенная игрушка

Тряпичная кукла Дины Ерошени Урал

Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение, и все больше и больше современных людей начинают интересоваться культурой и традициями Древней Руси. С новой стороны этот вид рукоделия открыла для себя и нижнетагильский мастер Дина Ерошеня. Педагог по образованию, Дина Борисовна не сразу начала заниматься изготовлением кукол. Сперва, в свободное от работы время, будущая мастерица тряпичных куколок увлекалась шитьем лоскутных одеял. Участвовала со своими работами в различных конкурсах, выставках и на одной из очередных экспозиций увидела кукол. Работы Дине Борисовне очень понравились, и она решила попробовать сделать свою куклу. Так и появилось новое увлечение. Все куклы, созданные мастером, тесно связаны с народной культурой. Каждая из них имеет свой образ, свой характер, и нет похожих друг на друга.

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

народные куклы

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

кукла мотанка

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

русская народная кукла

Тряпичные куклы

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

куклы в народных костюмах

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

народная тряпичная кукла

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

история народной куклы

музеи народных кукол

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

народные обрядовые куклы

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира; (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

игровые народные куклы

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

виды народной куклы

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 1

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Современники не придают особого значения своему быту. Никто в наши дни не озадачивается записать, что означает, например, орнамент на кухонном полотенце из Икеи. И потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 2

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 3

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 5

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 6

У славян Древней Руси без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии, их брали в дорогу, чтобы кукла оберегала от напасти. Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 7

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 8

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 9

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 10

Когда приезжали сваты, родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили удачно, то молодая жена вскоре раздаривала игрушки подружкам. Девушки после замужества делали куколок в качестве оберега, для своих детей и супругов.

Традиционные куклы у славян имели свои характеристики. Чаще всего у них отсутствовали черты лица, в редких случаях их рисовали угольками. При изготовлении куклы не использовали режущие и колющие предметы. И чаще всего она была женского рода. Игрушке не давали имени, только название.

Чтобы создать куколку, использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона.

Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.

Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело. Тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 11

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 12

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 13

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 14

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 15

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 16

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 17

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 18

Обережные куклы
Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же, чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 19

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 20

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 21

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 22

Обрядовые куклы
Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 23

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 24

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 25

Как маленькие солнышки
Куколки стоят
И глазками невинными
На вас сейчас глядят.
Вы кукол не бросайте,
Вы их не обижайте,
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить!

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 26

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 27

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 28

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 29

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 30

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 31

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 32

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 33

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 34

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 35

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 36

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берём эти куклы в руки —

Оживают истории звуки.

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 37

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 38

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 39

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 40

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 41

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 42

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 43

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 44

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 45

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 46

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 47

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 48

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 49

История и особенности русской тряпичной куклы, фото № 50

У современного человека может возникнуть вопрос: как же быть с прошлым тряпичной куклы, с ее корнями, которые уходят глубоко в языческие времена? С ее обрядами, нечистой силой, от которых оберегала кукла? Можно взглянуть на традиционную куклу по-новому. Традиция конечно может и должна развиваться. Старые тряпочки и небрежность исполнения — это для любителей такого формата. Современное понятие эстетики и красоты требует новых материалов и аккуратности. Сейчас мастерицы используют уже ножницы, а не рвут ткань, чтобы не было небрежности. Но при этом остаётся простота и условность, ведь самое главное — это внутренние смыслы. Безусловно все куколки мастерицы делают, соблюдая русские традиции, с душой и большой любовью для Вас. В наше время такая кукла может стать добрым подарком для друзей и близких, или просто придать вашему дому гармонию и уют.

Друзья, это малая часть того, что можно рассказать о тряпичной народной кукле. Надеюсь, что вам понравилась моя публикация, и вам непременно захочется такую куклу! Всем спасибо, кто заглянул, рада вас видеть! Публикацию делала с большой любовью, ведь сама занимаюсь народным творчеством)! Очень люблю этих куколок, чего и вам желаю!

Издавна русские люди не мыслили жизни без кукол, которые оберегали, служили символами праздников и были главным развлечением для детей. Наши предки считали, что кукла — посредник между человеком и неведомыми силами природы. Традиции изготовления народных кукол бережно хранятся на Южном Урале. Каждой весной в академии культуры и искусств мастерицы выставляют красочные изделия на обозрение всех горожан.


Трудно пройти мимо ярких кукол, излучающих теплоту человеческих рук. В глаза бросается предельная простота этих крестьянок, петрушек, пастушков, солдат и других персонажей.

У народной куклы остаётся нетронутым только лицо. По древним поверьям считалось, что если кукле нарисовать глаза, рот и нос, то в неё может вселиться душа. Поскольку это оберег, его боялись полностью уподоблять человеку. А игра с безликой куклой заставляла ребёнка воображать, фантазировать, представлять её в разных ситуациях.

Галина Львовна с интересом рассматривала работы уральских мастериц и удивлялась — такого высокого уровня она не встречала давно. Сказала, что в них чувствуется знание традиций. Интерес к народной и авторской кукле Галина Дайн стала замечать в начале 90-х, когда рынок наводнили Барби, Кены и множество других пластмассовых игрушек.



— В людях возник внутренний протест от обилия китайских игрушек, сделанных без души, — говорит искусствовед . — Русские куклы, напротив, живые, искренние, настоящие. Они как ничто другое лучше отражают нашу душу. И когда говорят о поисках национальной идеи, я всегда указываю на традиционных кукол.

Мастерица Светлана Лаптева следует традициям изготовления тряпичных кукол. Как образец она выбрала себе хотьковскую технику, описанную Галиной Дайн.

В Покровском Хотьковом монастыре, что располагается недалеко от Москвы, приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария. Монахини, жившие там, изготавливали куклы и продавали их на ярмарках.


Их изделия отличались красивыми узорами и золотистой тесьмой. Светлана накопила много узорчатых тканей и теперь пустила их в ход. Свои куклы она шьёт только из настоящего русского ситца. А набивает ветошью, мхом или шерстью.

Ольга Смолина не представляет жизни без своего хобби. Она валяет миниатюрные валенки-обереги. Обычно их вешают над дверью в прихожей. Валенки словно пускают в дом только хороших людей.

— Для меня это как терапия, — говорит Ольга . — Когда наваливается много проблем, я берусь за дело — и всё как рукой снимает. Просто чудо — по-другому не назовёшь.

Ректор ЧГАКИ Владимир Рушанин , который пришёл посмотреть на кукол, объясняет исцеление просто:
— Когда есть любимое занятие — это счастье. Такой человек может многое пережить и подарить окружающим добро.

Читайте также: