Сообщение об открытии ресторана

Обновлено: 10.05.2024

Соберите информацию

Россияне всё чаще завтракают, обедают и ужинают вне дома, что делает общепит весьма привлекательной нишей для бизнесменов. Но никто не обещает тем, кто открывает рестораны, безоговорочных побед. Именно они (рестораны) лидируют по числу банкротств, зачастую прекращая деятельность в первый год работы.

Именно поэтому при подготовке проекта ресторана первым шагом должно стать исследование рынка. Его можно заказать профессионалам, а можно провести самостоятельно, ответив на животрепещущие вопросы:

  1. С кем придется конкурировать? Что из себя представляют и где располагаются самые заметные рестораны города? Полученная информация поможет выявить лучшее место для будущего заведения.
  2. Существует ли вообще спрос на новый ресторан в данном населенном пункте? Оцените жизнеспособность идеи и необходимость ее реализации.
  3. Как поживают потенциальные конкуренты? Хороши ли экстерьеры/интерьеры заведений? На каком уровне осуществляется сервис? Какие фишки есть в меню? Загляните в рестораны, с которыми планируете соперничать за свою целевую аудиторию. Примите во внимание их опыт и ошибки, отдайте должное преимуществам.
  4. Для кого вы собираетесь работать? Нарисуйте портреты своих клиентов (возраст, социальное положение, предпочтения). Определитесь с целевой аудиторией задолго до открытия заведения, чтобы привлечь тех, на кого рассчитываете.
  5. Чем дышит рынок? Все нововведения проникают к нам из-за границы через Москву и Санкт-Петербург. Присмотритесь к интересным идеям и концепциям. Возможно, некоторые удастся реализовать.

Обозначьте концепцию

Убедившись в том, что ваш ресторан не будет единственным в городе, поставьте перед собой задачу предложить клиентам нечто нетривиальное. Или просто то, что еще никто не предлагал. Зацепить аудиторию можно не только эффектными декорациями и экзотическим меню, но и просто безукоризненным сервисом. Поверьте, далеко не все с этим справляются.

Выбирая концепцию, ответьте на 3 вопроса:

  1. Где будет находиться ресторан?
  2. Кто будет посещать это заведение?
  3. Чем можно привлечь целевую аудиторию?

Концепция ресторана

Что еще нужно продумать?

Ценовая политика. Все зависит от первоначального бюджета, так как именно он определяет статусность ресторана. Высокий уровень цен должен быть обоснован выгодным месторасположением заведения, наличием собственной парковки и уникального дизайнерского ремонта. Разумеется, именитый шеф-повар и первоклассное обслуживание тоже должны присутствовать. Если бюджет ограничен, стоит подумать об открытии, например, уютного пивного ресторанчика у метро.

Максимальное количество посетителей. Идеальные цифры для начала — не более 30−70 посадочных мест внутри и летняя площадка, увеличивающая вместимость ресторана в теплое время года.

Тип кухни. Европейская, грузинская, средиземноморская, украинская, японская? Формат кухни влияет на внутренний облик ресторана и даже на униформу официантов. Хотите открыть успешный ресторан с нуля? Выберите кухню, в которой разбираетесь на 120%. В ином случае управлять и контролировать будет крайне сложно.

Например, чем итальянский ресторан отличается от всех остальных? Особенностями разработки интерьера, составления меню и барной карты. В дизайне внутренних помещений заведения должны превалировать естественные природные оттенки, мягкое освещение и натуральные древесные текстуры. На столь изысканном фоне будут волшебно смотреться картины с морскими пейзажами, хотя в рамках современного дизайна можно придумать и что-то менее классическое.

В меню итальянского ресторана обязательно должны мелькать всевозможные пасты, пиццы, ризотто и лазаньи — самые популярные блюда Италии. Но и без редких национальных блюд не обойтись, ведь ваш ресторан должен быть особенным. Поэтому заранее придумайте, чем будете удивлять: zuppa di piselli, pollo alla Romana, saltimbocca alla Romana? Особое внимание уделите типичным итальянским десертам — тирамису, муссам, штруделям, парфе и кексам.

НА ЗАМЕТКУ: Не можете выбрать концепцию заведения? Не знаете, с чего начать? Изучите доступные франшизы. Узнаваемый бренд и поддержка опытной компании — отличное решение для тех, кто хочет развить собственное дело с минимальными рисками

Ваша мечта — ресторан в японском стиле? За последние десять лет японские рестораны стали весьма популярными в наших широтах. Их колоссальный плюс — приспособленность к выполнению заказов навынос и доставке.

Чтобы отличаться от уже действующих японских ресторанов в своем городе, продумайте внутреннее убранство и меню заведения. Типичный интерьер гостевого зала японского ресторана лаконичен, не загроможден лишними деталями, поэтому в крупных вложениях не нуждается. Для размещения кухни достаточно небольшого помещения. Место, где происходит непосредственный процесс приготовления суши, роллов, супов и салатов, часто делают открытым. Таким образом гости могут наблюдать за довольно зрелищными манипуляциями поваров.

Кратко рассмотрим еще один возможный вариант — пивной ресторан, предлагающий гостям элитный крафтовый напиток. Отлично, если у будущего владельца такого заведения имеется собственная пивоварня или налаженные связи с крафтовыми цехами. Остается оформить интерьер (подойдет масса решений — от лофта до индустриального стиля или даже ар-деко) и разработать меню, в котором в зависимости от концепции должны появиться полноценные блюда или только закуски. К немецким сортам пива обычно подают тушеную капусту, сыры, свиную рульку и колбаски.

Диваны для кафе

Диваны для кафе: особенности выбора и покупки

Проектирование и дизайн ресторана

Проектирование и дизайн ресторана: какой проект выбрать и сколько этапов придется пройти

Мебель для ресторанов

Мебель для ресторанов, кафе и баров: какая нужна и как ее выбрать?

Сфера общественного питания считается одной из самых перспективных для бизнеса. Несмотря на высокую конкуренцию, добиться успеха в ресторанном деле может каждый, кто всерьёз относится к кулинарному искусству, и готов честно и усердно трудиться. Главная задача ресторатора — организовать дело так, чтобы оно приносило доход. О том, как открыть свой ресторанный бизнес с нуля, далее в статье.

Открытие ресторана: с чего начать

Ресторан в широком смысле слова — это предприятие общественного питания, предлагающее гостям большой ассортимент блюд сложного приготовления. Под это понятие попадают не только фешенебельные заведения класса люкс, но и обычные бары, городские кафе, точки быстрого питания и столовые. Поэтому, приняв решение об открытии ресторана с нуля, следует в первую очередь определиться с форматом и концепцией заведения.

Рестораны формата Casual Dining

Кроме формата заведения, предстоит выбрать тип кухни. Сегодня в России пользуются популярностью французская, японская, русская и кухня народов Кавказа. Начинающему предпринимателю стоит сделать выбор в пользу той кухни, в которой он разбирается. Оптимальным решением будет национальная русская и несложная европейская. Открывать сразу большой ресторан не всегда целесообразно. Следует понимать, что от количества посадочных мест напрямую будет зависеть сумма, которую придётся вложить в проект. Помещения, рассчитанного на 40-60 человек, будет вполне достаточно для среднего городского кафе.

Важно! Перед тем как открыть свой ресторан с нуля, специалисты рекомендуют подготовить несколько моделей заведения, которые будут отличаться по концепции, стилю оформления, составу меню и уровню цен. Дело в том, что в процессе реализации бизнес-идеи могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, влекущие за собой дополнительные расходы или необходимость в смене помещения и т. п. Поэтому бизнесмен должен быть готов оперативно внести изменения в проект.

Планирование деятельности

С чего начать — понятно: выбор концепции, разработка модели и прочие подготовительные мероприятия, но как открыть свой ресторан, если есть хорошие идеи, но нет понимания того, как их воплотить в реальности? В решении этого вопроса поможет бизнес-план. Это то, без чего не обходится ни один серьёзный коммерческий проект. Кроме того, качественный бизнес-план поспособствует привлечению инвесторов в случае необходимости. Полезно прочитать, как найти инвестора для бизнеса с нуля.

Итак, первое, что нужно при его составлении, — это провести анализ рынка, на который планирует выйти ресторатор. Следует выбрать помещение для открытия заведения. Оценить уровень и качество предложения, понаблюдать за ближайшими конкурентами, выявить их сильные и слабые стороны. Составить портрет своего потребителя, определить параметры целевой аудитории. Исходя из собранной информации, нужно расставить приоритеты в работе и определить, чем можно привлечь или, возможно, даже переманить к себе клиентов.

Следующий шаг — формирование ассортимента продукции, планирование закупок, поиск поставщиков. Выбирая партнёров, которые будут поставлять сырьё на кухню, следует помнить, что качество продуктов превыше всего. От него зависит репутация заведения и успех деятельности в целом.

Финансовый план

Один из самых важных этапов — составление сметы затрат на открытие ресторана и планирование текущих расходов. Капитальные затраты:

  • Подготовка документов
  • Ремонт и оформление помещения;
  • Покупка и установка мебели и оборудования, программного обеспечения и терминалов R-Keeper
  • Приобретение посуды, предметов сервировки, аксессуаров, текстиля, униформы и т.п.
  • Формирование запаса продуктов и алкоголя
  • Рекламные мероприятия

Сложно вывести общую стоимость проекта; чтобы открыть ресторан на 50 посадочных мест с нуля в крупном городе, может уйти порядка 5-5,5 миллионов рублей. В небольшом городке эта цифра может сократиться в 1,5 и даже в 2 раза.

Прогноз прибыли ресторана

В состав основных текущих расходов входят арендные и коммунальные платежи, заработная плата, затраты на сырьё и расходные материалы, налоги и страховые взносы. Финансовая часть бизнес-плана должна содержать и прогноз выручки, а вместе с ним — и расчёт срока окупаемости вложений. Этот пункт особенно важен для инвесторов и потенциальных партнёров по бизнесу. При расчёте прогнозируемых показателей необходимо учитывать количество посадочных мест, средний чек на одного человека в дневное и вечернее время и во время банкета.

В процессе осуществления деятельности прогнозируемые показатели рассчитываются по методу скользящего среднего, а за основу берутся статистические данные прошедших периодов. Но как составить прогноз для нового заведения? Самый простой способ — взять для примера ближайшего конкурента, который работает в такой же ценовой категории и в том же сегменте кухни. Нужно определить, какое количество из всех проходящих мимо людей заходит в заведение конкурента, узнать, что заказывают в дневное и вечернее время, и примерно посчитать средний чек на одного клиента.

Отталкиваясь от полученных данных, можно составить прогноз для своего заведения. Из размера ежемесячной прогнозируемой выручки следует вычесть сумму ежемесячных расходов, получится чистая прибыль. Далее сумму стартового капитала, заложенного в бюджет для открытия ресторана, нужно разделить на размер прибыли. В итоге получится количество месяцев, в течение которых проект должен окупиться. Оптимально, если это число не будет превышать 30 месяцев (2,5 года). Именно таков средний срок окупаемости вложений в ресторанном бизнесе.

Маркетинговая деятельность

  • Заказать вывеску, говорящую о концепции заведения
  • Установить рекламные щиты
  • Сделать фирменный сайт
  • Применять современные методы продвижения в Интернете (контекстная и баннерная реклама в поисковых системах, популяризация аккаунтов в социальных сетях)
  • Дать рекламу в местной прессе
  • Запустить промоакции с раздачей листовок, флаеров и т.п

Чтобы не допустить ошибок при подготовке рекламной кампании, можно обратиться к услугам специализированных рекламных агентств. К слову, сегодня на рынке есть организации, которые готовы не только грамотно прорекламировать заведение, но и полностью взять на себя заботы по его открытию.

Помощь профессионалов

Документы для открытия ресторана

Поэтому выбор организационно-правовой формы (ИП, ООО, АО) остаётся за предпринимателем. Процедура государственной регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица проходит по одной и той же схеме, разница только в составе пакета необходимых документов и размере государственной пошлины. Полезно прочитать, как лучше зарегистрироваться: ИП или ООО.

По итогам процедуры данные о новом предприятии вносятся в соответствующий реестр, а заявитель получает Свидетельство о государственной регистрации. Это и есть основной документ, который необходим для открытия ресторана. Однако на этом взаимодействие с налоговой службой не заканчивается. Необходимо выбрать подходящую систему налогообложения, а также приобрести и зарегистрировать в инспекции кассовый аппарат. Следующий шаг — получение разрешительных документов на используемое помещение в местных отделениях Роспотребнадзора и МЧС: санитарно-эпидемиологического заключения в первом случае и заключения о соблюдении на объекте требований пожарной безопасности — во втором.

Законом установлен целый ряд санитарных требований к помещениям и оборудованию общепита. Все они содержатся в СанПиН 2.3.6.1079-01, с полным текстом которого можно ознакомиться на страницах любого информационно-правового портала, например, Гарант. Кроме указанных документов, понадобятся санитарные книжки работников, договоры со специальными службами о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации, о вывозе отходов, об использовании услуг прачечной.

Для установки фасадных рекламных конструкций (в частности, вывески) нужно получать письменное разрешение в местной администрации. Если в меню заведения будут присутствовать алкогольные напитки, то понадобится лицензия на их реализацию. Полезно прочитать, как получить лицензию на продажу алкоголя. На этом список документов, которые понадобятся для открытия ресторана, заканчивается.

Следует отметить, что в России на данный момент действует трёхлетний мораторий на проведение плановых проверок предприятий малого бизнеса органами Роспотребнадзора, МЧС, трудовой инспекции и т. п. Внеплановый визит проверяющих органов может быть вызван жалобой недовольного клиента или сотрудника. Поэтому качеству продукции и уровню обслуживания посетителей, а также чистоте и порядку следует уделять особое внимание, а отношения с персоналом оформлять официально.

Персонал ресторана

Итак, для работы среднего ресторана, рассчитанного на 50 гостей, понадобятся следующие сотрудники:

  • Шеф-повар
  • Несколько поваров (достаточно 3 в смену)
  • Бармен
  • Официанты (3-4 человека в смену)
  • Администратор
  • Менеджер по закупкам
  • Посудомойщицы (2-3 человека) и уборщица

Ведение бухгалтерской и налоговой отчётности целесообразно передать на аутсорсинг, чтобы не переплачивать за штатные единицы.

Заключение

В этой статье рассмотрены основные моменты, касающиеся того, что нужно, чтобы открыть ресторан. Правильно подобранная концепция, грамотно составленный бизнес-план, активная рекламная кампания и сплочённая команда профессионалов — слагаемые не только успешного открытия, но и дальнейшей деятельности. В рамках одного обзора невозможно рассказать обо всём, поэтому в случае возникновения вопросов по теме их можно оставить в комментариях ниже и оценить, насколько полезным был изложенный материал.

В следующем видео предприниматель, которому удалось построить огромный холдинг из 12 ресторанов в Самаре, расскажет о своём опыте открытия ресторанов с нуля:

Как открыть ресторан с нуля

Юрий Муранов

Амелёхин Леонид Александрович Ответственный редактор

Открытие ресторанного бизнеса с нуля требует значительных вложений – материальных и трудовых. Поэтому за помощью лучше обратиться к опытным специалистам – они помогут в разработке концепции, дизайн-проекта, посодействуют при оформлении документов и профессионально выполнят работы по ремонту и отделке. Если обращаться за услугами подобного рода к нескольким различным фирмам – лишних расходов не избежать, комплексное же решение может существенно сократить ваши траты.

Читайте также: