Сообщение об организациях защищающих жертв войны

Обновлено: 03.07.2024

Основу современного международного гуманитарного права составляют принципы и нормы, направленные на защиту лиц, при­нимающих непосредственное участие в военных действиях и выве­денных из строя, и лиц, не принимающих участия в вооруженном конфликте. Таких лиц называют жертвами войны. К ним относят: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение; военноплен­ных; гражданское население.

Международно-правовая регламентация статуса жертв войны начала свое развитие с принятия в 1864 г. Конвенции об улучшении участи раненых и больных. На современном этапе этот вопрос регу­лируется Женевскими конвенциями 1949 г. и дополнительными про­токолами к ним. Участниками Женевских конвенций являются бо­лее 180 государств. Этот факт свидетельствует о всеобщем признании норм, закрепленных в указанных документах.

Нормы Женевских конвенций определяют, что жертвы войны пользуются уважением и защитой: при этом конвенции подразуме­вают не только необходимость предпринимать те или иные дей­ствия по их защите, но и налагают запрет на определенного рода действия, такие как нападение на лиц, входящих в число жертв войны. Воюющие стороны должны принимать все необходимые меры для того, чтобы оказавшиеся в их власти лица находились под защитой, чтобы им не был причинен ущерб и по отношению к ним не была допущена несправедливость.

Под ранеными и больными понимаются военные и гражданские лица, нуждающиеся в медицинской помощи; лица, получившие ране­ние, травмы; больные с умственным или физическим расстройством здоровья, временной потерей трудоспособности, которые воздержива­ются от совершения каких-либо враждебных акций. К раненым и боль­ным относят также рожениц, новорожденных, беременных женщин, немощных и иных лиц, которые нуждаются в медицинской помощи.

Под потерпевшими кораблекрушение понимаются военные либо гражданские лица, оказавшиеся в опасности на море или дру­гих водах в связи с кораблекрушением или авиакатастрофой и воз­держивающиеся от каких-либо враждебных действий.

Женевским правом установлена определенная совокупность норм, направленных на защиту раненых, больных и потерпевших кораблекрушение в условиях вооруженного конфликта. Наиболее существенными являются следующие:

• указанные лица должны пользоваться уважением, защитой, гуманным обращением независимо от принадлежности к той или иной воюющей стороне;

• в зависимости от состояния указанных лиц, им должна быть оказана своевременная медицинская помощь и уход;

• не допускается добивать и истреблять раненых, больных и по­терпевших кораблекрушение, подвергать пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без меди­цинской помощи и ухода;

• запрещается взятие заложников из числа указанных лиц;

• стороны конфликта должны принимать все необходимые меры для поиска и подбора раненых и больных и оказания им помощи;

• стороны, по возможности, должны регистрировать все дан­ные, касающиеся раненых, больных и умерших, попавших в их руки.

• Под военнопленными понимаются комбатанты входящие в со­став вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и попав­шие во власть противной стороны.

• Лицо становится военнопленным с момента попадания во власть противоположной стороны. Статус военного плена прекращает свое действие с репатриацией.

• Женевская конвенция об обращении с военнопленными уста­навливает определенные права, направленные на их защиту. Наибо­лее существенными из них являются право на:

• уважение чести и достоинства;

• равноправие в обращении;

• умственную и физическую деятельность;

• переписку и связь с внешним миром;

• Привлечение к труду военнопленных осуществляется только в случае отсутствия медицинских противопоказаний и соблюдения определенных условий; при этом привлечение к труду офицеров осу­ществляется только с их согласия.

• Также к жертвам войны относится и гражданские население. Понятие гражданского населения а международно-правовых доку­ментах дается методом исключения. К гражданскому населению от­носят лиц, проживающих на территории воюющих стран или на ок­купированных территориях и не относящихся к иным категориям участников конфликта. В случае неопределенности а отношении статуса лица, его относят к гражданскому населению.

• Женевское право устанавливает следующие общие меры защиты гражданского населения;

• гражданское население не должно являться объектом нападения;

• запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;

• должны предприниматься необходимые меры для предотвраще­ния и минимизации случайных жертв среди гражданского населения;

• запрещается насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием лиц;

• запрещается надругательство над человеческим достоинством;

• запрещаются коллективные наказания;

• запрещаются медицинские и научные эксперименты над мир­ным населением.

96. Зашита гражданских объектов вусловиях вооруженного конфликта

Военными объектами считаются объекты, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия. Полное или частичное разру­шение, захват или нейтрализация таких объектов при существующих в данный момент обстоятельствах дают явное военное преимущество. Соответственно, под гражданскими понимаются те объекты, кото­рые не являются военными и не содержат каких-либо признаков, ха­рактерных для этой категории. В случае сомнения о статусе объекта предполагается, что он относится к категории гражданских.




При классификации гражданских объектов используются сле­дующие критерии:

• степень необходимости того или иного объекта для удовлет­ворения жизненно важных потребностей населения. К группе наи­более необходимых относят запасы продуктов питания, посевы, со­оружения для снабжения водой, ирригационные сооружения и т. д.;

• наличие в объекте опасных сил. К объектам, которые содер­жат в себе опасные силы, относят плотины и дамбы; нефтепромыс­лы и корабли, транспортирующие нефть; атомные электростанции (АЭС), исследовательские атомные реакторы, заводы по производ­ству и переработке ядерного топлива и т. д.;

• пространственное положение гражданских объектов. Соглас­но этому критерию можно выделить объекты, расположенные на суше, в море, в воздушном пространстве и в космосе. От простран­ственного положения гражданских объектовва немалойстепени зависит содержание режима их правовой защиты.

Нормами МГП установлен перечень гражданских объектов,,на которые не д. осущ-ся нападение. К таким объектам относятся:

• жилища, сооружения и средства транспорта, используемые гражданским населением;

места и районы, используемые исключительно гражданским населением (например - убежища, больницы и т. п.);

районы производства и хранения продуктов питания, а также источников воды.

В случае, если объект может служить и гражданским, и воен­ным целям, воюющим сторонам необходимо принять следующие меры предосторожности:

• удостовериться в том, что объект нападения является военным;

• принять все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения с тем, чтобы избежать слу­чайных потерь среди гражданского населения;

• воздержаться от нападения, которое может вызвать случай­ные потери среди гражданского населения;

• сделать эффективное заблаговременное предупреждение о на­падении, которое может затронуть гражданское население, за исклю­чением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

Международное гуманитарное право о защите жертв войны

Говоря о защите жертв войны, обратим внимание на то, что речь идет об обеспечении воюющими государствами в период вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, т.е. о предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью и т.д.

Основными международно-правовыми актами, определяющими правовое положение указанных покровительствуемых лиц, являются Женевские конвенции 1949 г. (все четыре) и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. Исходя из этих документов вначале рассмотрим правовое положение раненых и больных.

Международное гуманитарное право к раненым и больным относит лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. В это понятие, кроме того, входят лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи. Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы МГП.

Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия, независимо от цвета кожи, пола, национального и социального происхождения, политических, религиозных и других убеждений. Причем такая защита обеспечивается не только в случае войны, но и всякого иного вооруженного конфликта между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, даже если одна из них не признает состояния войны. Нормы о защите жертв войны применяются ко всем случаем оккупации, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Важно подчеркнуть, что МГП обязывает также и нейтральные государства применять его положения к раненым и больным, т.е. обеспечивать их международно-правовую защиту. При этом раненые и больные не могут отказываться частично или полностью от прав, которые для них определены международными конвенциями.

Если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, они считаются военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

МГП обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя лицам, изъявившим желание выполнять такую работу, необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен ими.

Государства, находящиеся в конфликте, должны по возможности осуществлять регистрацию данных о попавших в плен раненых, больных, с тем чтобы в последующем в установленном порядке передать их государству, гражданами которого они являются.

МГП предписывает воюющим государствам создавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, для розыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должны быть размещены так, чтобы не подвергаться опасности в случае нападения противника на военные объекты.

Медицинский персонал, предназначенный для розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных и принадлежащий исключительно к администрации санитарных формирований, находится под защитой МГП. Такая защита обеспечивается и в том случае, если: а) личный состав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своим оружием для самообороны или защиты своих раненых или больных; б) ввиду отсутствия вооруженных санитаров формирование или учреждение охраняется пикетом, часовыми или конвоем; в) в формировании или учреждении будут найдены ручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых или больных и не сданные еще по принадлежности: г) в формировании или учреждении находятся личный состав и имущество ветеринарной службы, не являющиеся его неотъемлемой частью; д) гуманитарная деятельность санитарных формирований и учреждений или их персонала распространяется на раненых и больных гражданских лиц.

К личному составу санитарных формирований и учреждений в своих правах приравниваются личный состав добровольческих обществ помощи, уполномоченных своим правительством, а также организации Красного Креста и соответствующие им другие национальные общества.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из смысла МГП вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты (ст. 44 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны). Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления; партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы МГП исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленные не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению.

МГП запрещает осуществлять дискриминацию военнопленных по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. К женщинам оно предписывает относиться со всем полагающимся их полу уважением. При этом обращаться с ними должны не хуже, чем с мужчинами.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Военнопленные не могут посылаться в районы, где они могли бы подвергаться действию огня, а также не должны использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для их здоровья. Военнопленным должно быть разрешено ношение знаков отличия и государственной принадлежности. Они имеют право на переписку, получение индивидуальных или коллективных посылок, содержащих продукты питания, медикаменты.

Лагерь для военнопленных должен возглавляться офицером из состава регулярных вооруженных сил воюющего государства. Начальник несет ответственность за то, чтобы персонал лагеря знал и правильно применял конвенции, определяющие положение военнопленных.

Нормы МГП содержат ряд положений, касающихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену государства. В каждом случае нарушения ими дисциплины производится расследование. За один и тог же проступок или по одному и тому же обвинению военнопленные могут быть наказаны только один раз. Всякого рода правила, приказы, объявления и извещения, касающиеся поведения военнопленных, должны им сообщаться на понятном для них языке.

Нормы МГП подробно регламентируют вопросы, относящиеся к работе военнопленных, а также к обеспечению их питанием, одеждой.

Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий. Однако те из них, против кого возбуждено уголовное преследование, могут быть задержаны до окончания суда или до отбытия ими наказания.

В МГП содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участие в военных действиях . Присутствие среди гражданского населения отдельных военных лиц не лишает это население его гражданского характера, а если возникает сомнение относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, то оно должно признаваться таковым.

Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и не международного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населения находящихся в конфликте сторон, без какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности, религии или политических убеждений. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. В связи с этим воюющие государства обязаны принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе, чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание и воспитание (ст. 24 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны).

К гражданскому населению не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или принимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Нужно иметь в виду, что правовая защита гражданского населения должна обеспечиваться и на временно оккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Причем территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии, т.е. где такая власть установлена и в состоянии действовать.

Оккупационные власти в соответствии с нормами международною права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы.

Таким образом, суверенитет государства на территорию, которая временно захвачена противником, автоматически не переходит к оккупанту. В дальнейшем судьба такой территории решается, как правило, мирным договором.

Постановления уголовного порядка, издаваемые оккупирующим государством, вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения на национальном языке населения.

Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и медикаментами. Оно может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся на оккупированной территории, только с учетом нужд гражданского населения. Причем в последующем оккупирующее государство должно принять меры для обеспечения того, чтобы реквизиция была справедливо возмещена. На оккупированной территории должна быть обеспечена деятельность медицинских учреждений и служб.

Запрещаются под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения из оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или на территорию любого другого государства. Вместе с тем может производиться полная или частичная эвакуация какого-либо определенного оккупированного района для обеспечения безопасности населения, а также при наличии веских причин военного характера. В таких случаях гражданское население может быть перемещено только вглубь оккупированной территории, за исключением тех случаев, когда сделать это практически невозможно. Эвакуированное в таком порядке население должно быть возвращено на свои прежние места немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.

В соответствии с нормами МГП на оккупированной территории запрещаются следующие действия: уничтожение движимого и недвижимого имущества, являющегося государственной, коллективной или частной собственностью неприятельской державы и ее отдельных лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение статуса должностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.

Оккупант может притекать гражданское население к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных операциях. Работа должна выполняться в пределах оккупированной территории, на которой находятся данные лица. Она должна справедливым образом оплачиваться и соответствовать физическим и интеллектуальным способностям работников.

Воюющие государства могут как на оккупированной территории, так и вне ее интернировать гражданское население. Интернированные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность и осуществляют вытекающие отсюда права в той мере, в какой это будет совместимо с интернированием. При этом интернированные будут бесплатно обеспечиваться средствами, необходимыми дня их содержания, а также медицинской помощью. Места интернирования не должны находиться в районах, особо подвергающихся военной опасности. При этом интернированные должны размещаться отдельно от военнопленных и лиц, лишенных свободы, и иметь свою администрацию.

Международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, содержит нормы, в соответствии с которыми воюющая сторона несет ответственность за обращение своих представителей с гражданским населением, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.

Говоря о защите гражданского населения в период вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть об охране нормами международного права окружающей среды, т.е. среды обитания гражданского населения. В ст. 55 Дополнительного протокола I 1977 г. впервые в МГП закреплена норма, которая предписывает при ведении военных действий проявлять заботу о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.

Таким образом, анализ международно-правовых норм о правовом положении раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданского населения со всей очевидностью подтверждает вывод о существовании в МГП принципа защиты жертв войны, содержащего комплекс мер, которые обязаны соблюдать воюющие стороны в период вооруженных конфликтов.

Гост

ГОСТ

Жертвы войны – это военнослужащие и мирные граждане погибшие, частично либо полностью утратившие трудоспособность вследствие ранения или заболевания, связанного с военными (боевыми) действиями.

На современном этапе развития жертвы войны имеют право получить защиту на международное уровне, что регламентируется Женевскими конвенциями, принятыми в 1949 году, а также принятыми к ним дополнительными протоколами.

Условно все участников военных действий можно разделить на две группы, а именно сражающиеся (получившие название комбатантов) и не сражающиеся (не комбатанты). Согласно положений дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, которые входят в состав вооруженных сил государства, принимающего непосредственное участие в конфликте и в боевых действиях, признаются комбатантами. Исключительно за комбатантами признается право применять военную силу. Однако, в то же время к ним допустимо в процессе военного конфликта применение высшей меры насилия, т.е. убийства. Согласно нормам международного права комбатанты, которые оказались во власти противника, имеют право обращения с ними по аналогии с военнопленными.

К не сражающимся на сегодняшний день относят лиц, которые легально находятся в структуре вооруженных сил воюющего государства, предоставляющего им всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но при этом не принимают непосредственного участия в действиях военного характера. Например, в данную группу можно отнести медицинский персонал, представителей церкви, журналистов и т.д.

Защита жертв войны в международном праве

На современном этапе развития международным правом предусмотрена правовая защита жертв войны, т.е. воюющие страны на международном уровне принимают на себя обязательства в ходе военных конфликтов обеспечивать предоставление международно-правовой защиты раненым и больным лицам, военнопленным.

Согласно положений международного права к раненным и больным можно относить как военнослужащих, так и представителей мирного населения, которые вследствие полученной травмы, болезни, расстройства психического или физического характера нуждаются в предоставлении медицинской помощи, уходе, при этом воздерживаются от враждебных действий, что является обязательным условием предоставления защиты.

Готовые работы на аналогичную тему

На страны, которые не принимают участия в военных действия, т.е приняли позицию нейтралитета, также возлагается обязанность обеспечивать международно-правовую защиту раненых и больных.

Следует отметить, что раненые и больные не имеют права частично или в полной мере отказываться от прав, которые для них определены международным гуманитарным правом.

В случае, если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, то они признаются военнопленными и к ним должны применяться нормы, которые регламентируют положение и права военнопленных.

В качестве жертв войны также рассматривают лиц, которые потерпели кораблекрушение в результате боевых действий, в отношении таких лиц запрещено осуществление следующих действий: посягательство на жизнь, т.е. убийство, нанесения легких и тяжких увечий, жестокое обращение, применение пыток, оскорбительное обращение и т.д.

В соответствии с международными нормам права защита жертв войны также предполагает обязательство воюющих сторон обеспечить правовой режим для военнопленных. Таким образом, на международном уровне установлено, что любой комбатант, который попал во власть врага, рассматривается в качестве военнопленного. Иначе говоря, правами военнопленных могут пользоваться лица, которые непосредственно относятся к личному составу вооруженных сил воюющей страны, ополчения, различного рода добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизанских отрядов, а также лица, которые сопровождают представителей вооруженных сил, но при этом не входят в их состав непосредственно, например, члены экипажа судов торгового флота и др.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, в которых находятся войска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны вредить их жизни и здоровью. В лагерях, в которых совместно с представителями мужского пола находятся военнопленные женщины, должны быть обеспечены отдельные помещения для сна.

Также в качестве одной из категорий жертв войны в соответствии с положениями Женевских конвенций следует рассматривать мирное населения. Статистика последних десятилетий говорит о росте удельного веса представителей мирного населения в общем числе пострадавших.

Лица, представляющие мирное население, при любых обстоятельствах вправе требовать уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и т.д.

В соответствии с положениями международного права мирное население охраняется от насилия или запугивания, его представителей запрещено грабить, терроризировать. Также положения Женевской конвенции запрещает мародерство, уничтожение государственного и частного имущества, изменение статуса должностных лиц неприятельского государства, принуждение представителей мирного населения к службе во враждебных войсках. Привлечение представителей мирного населения к работам возможно исключительно при условии, что такие работы не носят военного характера и достойно оплачиваются.

Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, закреплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.

К ним относятся:

  • право на жизнь,
  • на свободу и личную неприкосновенность,
  • на честь и достоинство,
  • на гражданство (а, следовательно, на защиту государства),
  • свобода совести,
  • равенство перед законом и судом,
  • презумпция невиновности,
  • свобода выбора места жительства,
  • неприкосновенность жилища и частной жизни,
  • право на тайну переписки,
  • политические права,
  • экономические права,
  • культурные права,
  • право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,
  • право на достойное существование и право на развитие народа. 1

Источники современного международного гуманитарного права

К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

  • Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ. 2

Отраслевыми принципами МГП являются следующие:

  • гуманизация вооруженных конфликтов - всеобщий и основополагающий принцип МГП;
  • защита жертв войны;
  • защита гражданских объектов;
  • охрана природной среды в период вооруженных конфликтов;
  • защита интересов нейтральных государств;
  • ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны;
  • ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Принцип гуманизации вооруженных конфликтов, в отличие от других принципов международного гуманитарного права, распространяется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими государствами (сторонами) системы норм, направленных на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.

Принцип защиты жертв войны выражается в обеспечении воюющими сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е. в предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.

Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.

Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных государств от оказания помощи воюющим сторонам.

Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.

Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций 1-ГУ и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов. 3

В МГП выделяют 2 категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих государств: сражающихся и не сражающихся.

Сражающиеся (комбатанты) - лица, входящие в состав вооруженных сил каждой из воюющих сторон и имеющие право непосредственно участвовать в военных действиях.

Основным условием для признания лица комбатантом является возможность его законного участия в боевых действиях от имени и в интересах того государства, в ряды комбатантов которого включено данное лицо. 4

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

  • личный состав регулярных вооруженных сил;
  • ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
  • личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
  • лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
  • члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
  • население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

  • принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;
  • носят отличительные знаки;
  • открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

  • Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
  • Иностранные военные советники и инструкторы- это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
  • Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).
  • От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил. 5

Комбатанты обладают особым правовым статусом:

  • за ними признается право применять военное насилие,
  • к ним самим может быть применено военное насилие, включая физическое уничтожение,
  • комбатанты, попав в руки неприятеля, имеют право на обращение с ними как с военнопленными.

Режим военного плена - это совокупность прав и обязанностей удерживающей стороны и прав и обязанностей военнопленных.

Согласно Женевской конвенции 1949 г. удерживающая сторона должна содержать военнопленных в таких же условиях, как и собственных военнослужащих.

Военнопленных нельзя привлекать к тяжелому труду. Военнопленных нельзя привлекать к труду на благо удерживаемого государства.

Военнопленные могут выполнять только те работы, которые содействуют их благу (только рядовые, а офицеры, по их желанию). Запрещается ставить на военнопленных эксперименты, изымать органы, даже если военнопленный подпишет бумагу на согласие.

Пытки - запрещены. Нельзя применять унижающие человеческое достоинство обращение или наказание. Военнопленные должны соблюдать дисциплину в местах их содержания, меры ответственности за нарушение дисциплины, не должны унижать их человеческое достоинство. Смертная казнь не может быть применена к военнопленным.

Удерживающая сторона должна регистрировать военнопленных.

Информацию, которую можно требовать у военнопленных:

  • Ф.И.О.;
  • Номер жетона;
  • Адрес родственников.

Никакой стратегической информации у военнопленных требовать нельзя. На адрес родственников надо послать уведомление, что военнопленный не погиб, а находится в плену. Военнопленным можно писать родственникам письма.

За военнопленными сохраняются все основные права человека, но некоторые права могут быть ограничены (на свободу, информацию, передвижение).

Режим военного плена прекращается после окончания войны. Военнопленные должны быть отпущены, за исключением тех, которые обвиняются в совершении различных преступлений. 6

К некомбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвуют в военных действиях. Главная черта правового статуса некомбатанта - неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты, юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой - могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества. Поэтому некомбатанты имеют право на покровительство со стороны врага, если окажутся у него в руках. 7

Читайте также: