Сообщение об одном православном храме коломенского благочиния
Обновлено: 02.07.2024
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Коломне — памятник русского зодчества второй половины XVII века. Но его можно считать и памятником тому храму XIV века, что когда-то стоял на его месте.
В 1359 году после смерти князя Ивана II Красного Коломна перешла в удел его малолетнему сыну Дмитрию, будущему Донскому. В 1366 году 15-летний великий князь Московский Дмитрий Иванович именно в Коломне вступил в брак с 13-летней Евдокией, дочерью великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича, которая прославится потом как преподобная Ефросиния Московская. Брак символизировал прекращение междоусобной войны между женихом и отцом невесты из-за великокняжеского стола.
Успенский собор XIV века. Реконструкция исследователя культуры и зодчества Древней Руси Н.Н. Воронина, проводившего раскопки в 1947 году
Успенский собор XIV века. Реконструкция исследователя культуры и зодчества Древней Руси Н.Н. Воронина, проводившего раскопки в 1947 году
На миниатюре Лицевого летописного свода (1560-е годы) изображено, как почти уже завершенный храм (оставалось лишь покрыть три главы и установить на них кресты) превратился в груду белокаменных блоков. Обрушение храма произошло незадолго до того, как в Коломну начали стекаться русские войска: 20 августа объединенная армия под предводительством князя Дмитрия Ивановича уже отправилась из Коломны сражаться с ордами темника Золотой Орды Мамая. Сражение потом войдет в историю как Мамаево побоище или Куликовская битва. Исследователи считают, что речь в Троицкой летописи шла именно об Успенском соборе.
Несомненно, Успенский собор Коломны представлял собой масштабное для своего времени сооружение. Исследователи считают, что собор был четырехстолпным, трехапсидным и треглавым на высоком гульбище. Впервые о его облике говорится в Писцовой книге 1577/1578 годов. В 1654 году Коломну посетил Павел Алеппский, который оставил красочное описание Успенского собора.
Еще одна глава в летописи Успенского собора была связана с Иваном Грозным: летом 1552 года он формировал здесь полки перед походом на Казань. Царь молился перед иконой Богоматери Донской, а после взятия Казани распорядился перенести ее в Благовещенский собор Московского Кремля (с 1930 года хранится в Третьяковской галерее). В Успенском соборе остался список с образа.
Бесстолпный, двусветный, перекрытый сомкнутым сводом храм в форме четверика с трехчастной апсидой, трапезной и колокольней принадлежит к типу московских церквей 17 го века.
Были перестроены вновь трапезная с южным приделом, здание оштукатурено. При этомпервоначальная обработка древних частей храма уступила место новой, безличной архитектуре. Прежние наличники в характере московского барокко уцелели на окнах апсиды. На четверике в местах отпадения штукатурки видны остатки венчающего карниза и первый ряд кокошников. Главы на церкви и верхние ярусы колокольни утрачены.Кирпичная церковь во имя великомученика Никиты сооружена в 1695 г. в традициях московского барокко. Поначалу она являлась домовой церковью для богатейшего купеческого рода старой Коломны – Мещаниновых. Родоначальником этой фамилии стал в конце XVII в. Демид Мещанинов, чьим усердием, по-видимому, и был построен храм.В XVIII в. перестроена колокольня (сделана закрытая паперть), увеличен северный придел. В 1859–1860 гг. устроен южный придел, трапезная часть капитально реконструирована с заменой сводчатых перекрытий. Здание оштукатурено, с окон сбиты наличники (сохранились только на окнах апсиды).
Уцелел 1-й ряд кокошников. В целом же, после перестройки, стиль московского барокко XVII в. уступил место позднему ампиру. Никитский храм – одноглавый, бесстолпный, в виде высокого двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом. Храм имеет два придела: во имя апостола Иакова, брата Господня, и во имя святителя Митрофана Воронежского. На стенах и своде храма сохранилась часть росписей 1830 г. с последующими поновлениями.
В 1778 г. на средства дочери Ивана Трофимовича Мещанинова, коллежской советницы Татьяны Ивановны Тетюшевой, была построена каменная ограда.
Церкви принадлежал дом, в нижнем, каменном, этаже которого жила просфорница, а верхний, деревянный, сдавался внаём.
На содержание священноцерковнослужителей шли проценты с капитала, положенного Киприаном и Домникой Кисловыми. Причт церковный издавна состоял из священника, дьячка и пономаря.
По клировой ведомости 1840 г. священником при Никитском храме был Пётр Матвеевич Никитский. Сын священника, в 1799 г. он окончил Коломенскую семинарию и рукоположен к Соборно-Богородицкой церкви с. Черкизово Коломенской округи. В семье о. Петра Никитского, получившего фамилию по названию своего храма (это было традиционно — фамилия его отца была Черкизовский), 4 июня 1824 г. родился третий сын Никита, будущий философ, публицист и издатель. В семинарии Никита (также, как и два его старших брата – Александр и Сергей) получил фамилию, отличную от отцовской, – Гиляров (в переводе с латинского hilaris – весёлый).
Кирпичная церковь во имя великомученика Никиты сооружена в 1695 г. в традициях московского барокко. Поначалу она являлась домовой для богатейшего купеческого рода старой Коломны — Мещаниновых. Родоначальником этой фамилии стал в конце XVII в. Демид Мещанинов, чьим усердием, по-видимому, и был построен храм.
В XVIII в. перестроили колокольню с закрытой папертью, увеличили северный придел. В 1858—1860 гг. в теплой трапезной части храма заменили сводчатые перекрытия в связи с устройством второго южного придела. Внешняя барочная обработка здания уступила место позднему ампиру. Никитский храм — одноглавый, бесстолпный, в виде высокого двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом. Храм имеет два придела: во имя апостола Иакова, брата Господня, и святителя Митрофана Воронежского. На стенах и своде храма сохранилась часть росписей 1830 г. с последующими поновлениями.
В семье священника этой церкви П.М.Никитского в 1824 г. родился сын Никита, будущий философ, публицист и издатель. В Коломенском Духовном училище он получил фамилию Гиляров; за успехи в Московской семинарии и Духовной Академии он также удостоился прибавления к фамилии — Платонов (как стипендиат митрополита Платона).
В Никитском храме находились святыни: чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, крест и Владимирская икона, принадлежавшая князю Дмитрию Пожарскому и, по преданию, сопровождавшая его в походах. Также в храме хранились мощи многих святых.
В советское время храм был порушен и разграблен.
Первая Литургия во вновь открытой церкви совершилась 28 сентября 2001 г. в день памяти великомученика Никиты. В 2002 г. в приделе апостола Иакова установили иконостас, написанный коломенским художником Андреем Гавриловым. Большое внимание уделяется церковному хору. При храме действует воскресная школа и летний православный городской лагерь.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском возвели в последние годы правления великого князя Московского Василия III. Она стала своего рода памятником его княжению, а сегодня это шедевр мировой архитектуры, храм в Коломенском один из первых каменных шатровых православных храмов России.
История церкви Вознесения Господнего в Коломенском
История создания церкви Вознесения Господня в Коломенском доподлинно неизвестна. Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Церковь Вознесения в Коломенском архитектура
Высота церкви Вознесения в Коломенском составляет 62 метра, высота шатра — 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма — 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырех метров, в иных местах —два-три метра. В качестве строительного материала использовался большемерный кирпич. Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала велич . . .
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Исследования и многочисленные реставрации и архитектурные изменения в Вознесенской церкви села Коломенское
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Как Вознесенскую церковь в Коломенском едва не поглотили воды Москвы-реки
К моменту падения советской власти над Вознесенской церковью нависла страшная угроза. Еще в 1970-е годы было решено повысить уровень воды в Москве-реке, тем самым улучшив условия для судоходства. В процессе укрепления берега прямо под храмом построили бетонную набережную и засыпали древние родники. Как итог — берег заболотился, появились промоины, в 1981 и 1987 годах под храмом произошли оползни.
Страна в конце 1980-х годов переживала тяжелые времена. Средств не хватало, и тщательно изучать состояние спуска к реке никто не собирался. Трещины решили заделать кирпичом, но риск оседания шедевра русского зодчества в воду не исчез.
Интерьер церкви Вознесения в Коломенском
Несмотря на величественный внешний вид, внутри церковь Вознесения Господня выглядит весьма скромно. Данный факт вполне объясним: храм строили как домовую церковь, в нее ходили только члены царской семьи и ее приближенные. Во время их отсутствия храм просто закрывали. Он бездействовал все зимнее время, по причине чего в нем так никогда и не появилось отопление.
Внутри церкви отсутствуют колонны и столбы. Стены покрашены в белый цвет, поскольку в ходе различных исследований удалось установить, что именно он преобладал в помещении изначально. По углам — мощные пилястры. Окна в нижней части церкви располагаются необычно — не на стенах, а по углам четверика. Еще столько же оконных проемов есть на разных гранях шатра. Они размещены на разных сторонах света. Кроме того, внутрь восьмерика выходят окошки лестницы, окаймляющей его с юго-западной стороны. Пол выложен треугольными керамическими плитами черного и коричневого цветов.
Существенные перемены в статусе церкви Вознесения Господня в Коломенском произошли в 1994 году. Тогда ее вместе с ансамблем Московского Кремля и Красной площадью включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Любопытно, что в том же году в храме после долгого перерыва возобновились богослужения, и он получил статус Патриаршего подворья.
Что же касается основного помещения церкви, то доступ туда в целях защиты храма от новых повреждений и разрушений открыт только с мая по сентябрь. В холодное время года храм закрыт.
- В весенне-летний период (с 1 мая по 30 сентября) — с 7:00 до 24:00.
- В осенне-зимний период (с 1 октября по 30 апреля) —с 8:00 до 21:00.
- В июне —августе музейные экспозиции и выставки работают с 11:00 до 19:00 ежедневно, кроме понедельника (выходной день).
- С 4 сентября по 31 октября время работы:
- с воскресенья по пятницу — с 10:00 до 18:00 часов
- в субботу — с 10:00 до 19:00 часов
Церковь Вознесения Господня открыта для посещения с 1 мая по 30 сентября. В 14:00 и 15:00 проводятся экскурсии для сборных групп индивидуальных посетителей.
Внимание! В случае ухудшения погоды и высокой влажности храм могут закрыть.
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, КОЛОМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ, ПЕРВОЕ КОЛОМЕНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Основание: Петропавловский храм построен в 1779 году.
Престольный праздник: апп. Петра и Павла (12 июля).
Приделы Петропавловского храма:
- ап. Андрея Первозванного (13 декабря)
- свщмч. Василия Анкирского (4 апреля)
История Петропавловского храма, как это ни покажется странным, связана с эпидемией холеры, свирепствовавшей в Коломне и других городах Московской губернии. По указу императрицы Екатерины II с 1771 г. были запрещены все захоронения возле приходских церквей в черте города. Отныне полагалось хоронить умерших за городской заставой. В 1775 г. у Рязанской заставы было открыто Петропавловское кладбище. Тщанием коломенского купечества в 1779 г. здесь построили каменную церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это было здание в стиле барокко, с двусветным четвериком на белокаменном цоколе. Четверик украшен рустом, пилястрами, нарядными наличниками и карнизом, над которым возвышается купол с круглыми окнами и световым барабаном, увенчанным единственной главкой.
Клировая ведомость за 1792 – 1794 гг. сообщает, что при кладбищенской церкви Петра и Павла с приделом апостола Андрея Первозванного имеется богадельня. Церковь каменная холодная, придел теплый, построена тщанием коломенского купечества. В 1818 г. купцом Фирсом Ивановичем Бочарниковым была предоставлена лавка, три четверти дохода от которой идет в пользу священноцерковнослужителей и четверть обращается в доход церкви. В 1819 г. в богадельне призревается 15 человек.
В 1832 г. купеческая жена Домника Кислова просила митрополита Московского Филарета о дозволении разобрать ветхую трапезу и выстроить ее вновь, увеличив в длину. Дозволение было получено, и трапеза перестроена.
В 1857 г. коломенский купеческий сын Емельян Гордеев Добычин внес в Московскую сохранную козну 200 рублей в пользу Кладбищенской церкви.
Клировые ведомости за 1902 и 1916 гг. сообщают, что в 1901 г. на средства потомственного почетного гражданина Василия Семеновича Миляева к Петропавловской церкви была пристроена краснокирпичная трапезная с престолами апостола Андрея Первозванного (справа) и священномученика Василия Анкирского (с левой стороны). Она строилась по проекту архитектора Дмитрия Евгеньевича Виноградова (1862 – после 1926).
Отдельно стоявшая каменная колокольня была построена в 1890 г. 17 марта 1891 г. на нее был поднят колокол в 700 пудов (11 т. 200 кг.), пожертвованный купцами: В. С. Миляевым, И. И. Шкариным, Е. Я. Шевлягиной.
При церкви имелась богадельня, каменное здание, построенное одновременно с церковью (разрушено в 1970-х гг.). В 1891 г. по проекту архитектора Федора Васильевича Рыбинского (1859 — ?) построена каменная ограда с двумя каменными часовнями: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (в память спасения жизни наследника престола Николая Александровича в Японии), другая во имя преподобного Сергия Радонежского.
Церкви принадлежал двухэтажный каменный дом, стоявший на кладбище, вверху находился церковный сторож, внизу – помещение для могильщиков.
Сначала причта при церкви не было, служение исправляли по указам Московской Духовной консистории от 1801 и 1820 гг. коломенские священнослужители понедельно. С 1910 г. церковным старостой был коломенский купец Михаил Васильевич Комаров (в 1916 г. ему было 63 года). По штату в конце 19 в. в Петропавловской церкви служили два священника, диакон и два псаломщика.
В 1886 г. в Петропавловском храме служил священник Иоанн Фоминцев. В семье о. Иоанна и матушки Марии 19 января 1873 г. родился сын Вениамин, в будущем священномученик. С 1919 г. он служил в храме села Мещерино (ныне Ступинский район). 27 февраля 1938 г. протоиерей Вениамин был арестован. 9 марта 1938 г. он был приговорен к расстрелу и 14 марта расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
В 1880-е гг. при храме существовало братство во имя святителя Николая. Под руководством священника Иоанна Фоминцева оно оказывало помощь нуждающимся ученикам Коломенского Духовного училища.
Новый век принес много бед и разрушений. Звонницу и купола снесли в 1930-е гг., но храм продолжал действовать с перерывами, вплоть до закрытия кладбища в 1942 г. Власти несколько раз арестовывали его священнослужителей. Один из них — священник Николай Алексеевич Лебедев, родной брат епископа Шлиссельбургского Григория (Лебедева), был арестован и казнен в 1936 г. С 1933 г. в Петропавловском храме диаконом служил отец Григорий Самарин, уроженец с. Салмановка Самарской губернии. Был арестован и в 1940 г. 11 июля, накануне праздника апостолов Петра и Павла, умер в сталинский лагерях. Диакон Григорий Самарин был канонезирован в лике святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских в 2002 г.
После того, как службы в церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла окончательно прекратились, иконы и росписи были утрачены. Из убранства сохранилась лишь фигурная решетка на хорах.
В конце 1960-х — начале 1970-х гг. кладбище окончательно упразднили. Место, где были похоронены многие известные коломенцы, в том числе и родственники святителя Филарета (Дроздова), сравняли бульдозером.
В 1970-е годы было снесено ещё несколько архитектурных памятников кладбищенского комплекса: двухэтажный дом причта и богадельня XVIII в., а также одна из трёх часовен ограды. До 1997 г. в храме располагался спортивный зал. Затем был устроен музей Боевой славы, находившийся в этих стенах до 2009 г.
Нарядный световой барабан с луковичной главкой восстановлен в начале 1990-х гг. В 1996 году с северной стороны храма, на месте погребения отца и родственников митрополита Филарета (Дроздова), установлен памятный крест. Ежегодно, 2 декабря, в день памяти небесного покровителя нашего города — святителя Филарета Московского, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий служит на этом месте заупокойную литию.
26 июня 2009 года храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла был передан Церкви. Через несколько дней, 2 июля, после того как музей выехал из храма, здесь состоялось богослужение — молебен, на который пришли члены общины храма. А в день престольного праздника — 12 июля, митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий при большом стечении коломенцев, в сослужении клириков Коломенского и соседних благочиний совершил в этих стенах первую за много лет Божественную литургию. В течение последующих двух месяцев храм интенсивно реставрировался, чтобы к визиту Патриарха Московского и всея Руси Кирилла предстать во всём своём великолепии. 7 сентября для храма были освящены 7 крестов. Сразу после освящения кресты были подняты и установлены на главы.
К 13 сентября 2009 г. храм был готов к встрече Патриарха. Прилегающая территория приобрела благоустроенный вид: устроены газоны, выложены плиткой дорожки. В этот день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив Божественную литургию в храме Архангела Михаила, посетил и недавно переданный Церкви Петропавловский храм.
Читайте также: