Сообщение об одном из творцов мировой художественной культуры эпохи просвещения

Обновлено: 05.07.2024

Немного в истории наберется эпох, которые могли бы сравниться по своим масштабам и культурно-историческому значению с Эпохой Просвещения. По следу, оставленному в истории мировой культуры, эпоха Просвещения вполне сопоставима с эпохой Возрождения, с той лишь разницей, что эпоха Возрождения подняла на невиданную высоту искусство, а Просвещение подобную роль сыграло в развитии научной, философской и общественно-политической мысли.

Когда говорят об эпохе Просвещения, то обычно имеют в виду французское Просвещение в лице таких его представителей, как Дидро, Вольтер, Монтескье, Руссо и др. Все они – современники, жившие во Франции в XVIII веке. Но вообще необходимо понимать, что эпоха Просвещения – это не только Франция. Примерно в этот же период (а где-то, например, в Англии, оно зародилось даже немного раньше, т.е. еще в XVII веке) Просвещение распространилось и в некоторых других странах Западной Европы и даже в США. Виднейшими представителями американского Просвещения являлись Т. Джефферсон, Б. Франклин и Т. Пейн.

В Германии Просвещение представляют Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер и И. В. Гете.

С некоторым запозданием Просвещение пришло и в Россию, но и задержалось в России Просвещение, соответственно, несколько дольше. Представители российского Просвещения: в XVIII веке - Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, в XIX веке – В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и ряд других.

Позже всего Просвещение пришло в страны Востока (это случилось уже в XIX – XX веках).

Приход Просвещения тесно связан с распадом феодального строя и началом исторического периода, который известен под названием Новое время, а скорее, – не только связан, но этим процессом перехода от одного общественного строя к другому приход Просвещения – и обусловлен. Идеи Просветителей послужили идеологической основой крупнейших революций, таких как Великая Французская революция. Но, конечно же, не революция являлась целью представителей Просвещения. Главной целью каждого из них было развитие науки, литературы, искусства и культуры в целом.

Во Франции одним из первых ученых, выдвинувших просветительские идеи, был Р. Декарт, которого так же, как и Бэкона волновала проблема разработки универсального научного метода познания. Но Декарт пытается включить в свой метод наряду с индукцией дедукцию. Метод Декарта известен, как дедуктивно-рационалистический метод.

Необходимо заметить, что Декарта нельзя вполне причислить к представителям эпохи французского Просвещения. Декарт, скорее, – его предвестник, т.к. с о многими декартовскими идеями более поздние ученые, которых принято относить к просветителям, были в корне не согласны. В частности, они боролись с созданной Декартом метафизической системой.

Крупнейшими представителями науки Нового времени, также подготовившими почву для появления французского Просвещения, были современники Дж. Локка и Р. Декарта – Б. Спиноза и Г. Лейбниц.

В рамках небольшого доклада невозможно рассказать о каждом представителе эпохи Просвещения или хотя бы просто о каком-либо одном из них. Приходится ограничиться здесь лишь перечислением имен наиболее значимых деятелей французского Просвещения. Это Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К. А. Гельвеций и Д.Дидро.

Эпоха Просвещения

Популярные сегодня темы

На планете существует огромное количество разных животных. Особенно интересно заниматься изучением кенгуру, которых насчитывается около 50 видов.

Одно из самых необычных и интересных млекопитающих нашей планеты. Этот медвежонок, абсолютно не похож на настоящего зверя. Выглядит довольно-таки мило: широкая мордочка

Степная гадюка – опасная ядовитая змея. Длина ее тела составляет от 54 до 63 см, а длина ее хвоста от 7 до 9 см. Как правило, самки этого вида обычно крупнее самцов.

В древней Руси насчитывают как минимум 10 святых. Люди, которые получили святость, отличались своими делами и творениями для народа Руси.

Узорное ткачество возникло много тысяч лет назад. В древности люди плели одежду из тростника, травы, кусков шкуры животных. Первые станки для тканья изобрели за 6 тысяч лет до нашей эры.

Слово Библия происходит от древнего термина библос, то есть книга. Поэтому, строго говоря, Библия переводится как книга. Тем не менее, для представителей христианства именно такая книга являе

Художественная культура эпохи Просвещения развивалась весьма успешно.docx

Художественная культура эпохи Просвещения развивалась весьма успешно. Искусство 18 века выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В целом искусство 18 века - по сравнению с предыдущим - представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливается эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Самые великие художники 18 века выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник А. Ватто (1684-1721) и испанский живописец Ф. Гойя (1746-1828).

Творчество Ватто находится ближе всего к стилю рококо. Поэтому его иногда называют гением эпохи рококо. В то же время его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи. Ж. Кокто сравнивает Ватто с Моцартом. все это делает творчество французского художника исключительно сложным и многозначным.

Не менее сложным и многогранным является искусство Ф. Гойи. Своим творчеством он продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с тем его искусство органически слито с испанской живописью - в особенности с искусством Веласкеса. Гойя принадлежит к числу живописцев, творчество которых имеет ярко выраженный национальный характер.

Особенно необходимо выделить музыкальное искусство, переживавшее в 18 веке невиданный подъем и рассвет. Если 17 век считается веком театра, то 18 век можно по праву назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку эпохи Просвещения представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И.С. Бах (1685-1750) и В.А. Моцарт (1756-1791).

Австрийский композитор В.А. Моцарт входит в число величайших гениев мирового искусства. Он принадлежит к венской классической школе. Его музыку отличают классическая, прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако его творчество выходит за рамки какого-либо определенного стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализма. В них также присутствуют изящество, легкость, изысканность и нежность галантного стиля.

Что касается архитектурного искусства, то в эпоху Просвещения оно претерпело значительные изменения. Если в 17 веке основное внимание архитекторов было обращено на фасадную часть здания, то теперь главным становится интерьер. Прямую линию в очертаниях предметов, которая стала казаться слишком строгой, заменила кудрявая, волнообразная линия, характеризующая стиль рококо. Этот стиль культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, маскиголовки амуров. В убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно, а также многочисленные зеркала.

Прогрессивные тенденции в изобразительном искусстве нашли выражение в увлечении античностью. Архитекторы Габриель, Суфло, В. Луи во второй половине 18 века создали грандиозные постройки в античном стиле. Это Пантеон в Париже, театр в Бордо, Малый Трианон в Версале. Для них характерны простота, гармония и пропорциональность всех частей архитектурной композиции.

Вывод. Эпоха просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Она стала временем дробления искусства на растущее число тенденций и направлений. В это время было создано много различных шедевров мирового искусства в различных стилях (барокко, рококо, сентиментализм, классицизм). С одной стороны, искусство 18 века выступает во многом прямым продолжением века предыдущего, но в то же время оно предстает более легким, воздушным и поверхностным.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

Людмила Царькова

Художественная культура эпохи Просвещения

№ слайда 1

Художественная культура эпохи Просвещения

Задание на урок Заполнить таблицу: «Художественная культура Европы эпохи Просвещ

№ слайда 3

Джонатан Свифт (1667-1745) Ирландский священник, публицист и общественный деятел

№ слайда 5

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) Немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытат

№ слайда 7

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) Сын парижского часовщика, сумевший про

№ слайда 8

Антуан Ватто (1684 – 1721) Придворный живописец, основоположник и крупнейший мас

№ слайда 9

Антуан Ватто (1684 – 1721) Придворный живописец, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. Главными темами его произведений являются природа и женщина, любовь и музыка. Ватто стал одним из самых великих живописцев человеческой души, ее незримых глубин и тончайших переливов. Он создал удивительную музыкальную живопись. Она отмечена яркой театральностью. В ней сочетается реальное и воображаемое, серьезное и смешное, радость и грусть.

Буше Франсуа (1703–1770) Франсуа Буше, придворный живописец, был самым знамениты

№ слайда 13

Буше Франсуа (1703–1770) Франсуа Буше, придворный живописец, был самым знаменитым художником рококо который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и декоративные росписи.

Давид Жак Луи (1748–1825), Давид стал основоположником и признанным лидером так

№ слайда 18

Давид Жак Луи (1748–1825), Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве, воспринявшего у просветительской философии XVIII века культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели.

Уильям Хогарт (1697-1764) Основоположник реализма в английской живописи. Создате

№ слайда 22

Уильям Хогарт (1697-1764) Основоположник реализма в английской живописи. Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным стяжательством, социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и привилегиями.

Иоганн Себастьян Бах

№ слайда 31

Иоганн Себастьян Бах

Вольфганг Амадей Моцарт

№ слайда 33

Вольфганг Амадей Моцарт

Людвиг ван Бетховен

№ слайда 35

Людвиг ван Бетховен

Основные выводы 18век- яркая страница истории мировой культуры. Выдающиеся творц

№ слайда 36

Домашнее задание § 21, иллюстрации цветной вкладки учебника. Заполнить таблицу.

№ слайда 37

Домашнее задание § 21, иллюстрации цветной вкладки учебника. Заполнить таблицу.

Читайте также: