Сообщение об известных людях донбасса пострадавших от репрессий 30 х гг как сложилась их судьба

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Региональная открытая конференция

Судьбы ашинцев, пострадавших от политических репрессий 30-х годов

Суровцова Ксения Александровна,

9А класс МКОУ СОШ №7

г.Аша, ул. Озимина 49- 24

Покало Наталья Владимировна,

Устенкова Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

2.Судьбы ашинцев, пострадавших от репрессий……………………………. 8

Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. В жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать без слез.

Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее – знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим.

Тема политических репрессий остается, на наш взгляд, актуальной до сих пор. Ведь репрессии – одна из черт недемократических режимов (тоталитарных, авторитарных). А мы видим из СМИ, что не всегда, даже в настоящее время, к власти приходят демократическим путем. Поэтому возникает вопрос: а есть ли гарантия, что не повторится тоталитарный режим в нашей стране, а значит, не повторятся репрессии. И чтобы не допустить этого, наше поколение должно знать о репрессиях не понаслышке, а от людей, которые их пережили. Поэтому мы выбрали эту тему.

Наша задача – знать историю такой, какая она есть на самом деле, помнить о тех, кто сгинул в лагерях ГУЛАГа, и преклонить колени перед их мужеством и стойкостью. Неслучайно с 1991 года 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, наш народ с болью в сердце вспоминает о тех, кто безвинно пострадал в те страшные 30-е годы. Мы, молодое поколение, должны сделать все, чтобы подобное никогда не повторилось.

Цель нашего исследования: изучить подробнее период репрессий в Ашинском районе Челябинской области и проследить судьбы наших земляков, пострадавших в те годы.

Задачи исследования:

углубить общее представление о событиях 30-х годов 20 века в нашей стране.

познакомиться с биографиями ашинцев, пострадавших от репрессий.

развивать в себе чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; учиться противостоять силе зла

воспитывать в себе уважительное отношение к жертвам политических репрессий прошлого века.

В начале своей работы мы выдвинули предположение: так ли были необходимы политические репрессии для осуществления коллективизации и можно ли это оправдать, если она достигнута такими нечеловеческими методами.

Методы исследования:

1.Работа с научной, справочной литературой, источниками.

2.Интервью, взятое у Лопатиной Иды Яковлевны, Ряховой Ираиды Павловны, Кипеловой Галины Геннадьевны, Брязгиной Татьяны Васильевны, Василия Илларионовича Алаторцева, Устенковой Ольги Анатольевны. Обработка материала.

Священники и военные, инженеры и учёные, литераторы и художники, рабочие и крестьяне - целые народы прошли через ад сталинских тюрем и ссылок. Подвергались репрессиям не только взрослые, но и наши сверстники, дети “врагов народа” , на долгие годы или навсегда оставшиеся без родителей.

Спецпереселенцы. Этого слова, пополнившего русскую лексику в годы массовой коллективизации, теперь в словарях нет, и для нас, молодых, оно малопонятно. Лишенные гражданства (многие паспорта получили только после войны), они не имели права без особого разрешения, выдаваемого только в исключительных случаях, не только выехать, но и выйти за пределы своего поселка. Им то и дело давали понять, что они люди второго сорта.

По всему Уралу были разбросаны спецпоселки. Не стал исключением и Ашинский район Уральской, а с 1934 года – Челябинской области. Так возникли поселки: Черный Плес, Сухая Атя, Усть-Курышка, Точильный, Покосный, ВерхАшинский.

Спецпереселенцы стали той дешевой рабочей силой, которая требовалась для осуществления намеченных правительством ускоренных темпов индустриализации. Из воспоминаний старых людей вырисовывается безрадостная картина проживания спецпереселенцев: скудная пища, примитивное жилье - землянки да бараки. Дни этих людей до краев были наполнены тяжелым трудом. Они работали на лесоповале, корчевке пней, добыче руды и угля, земляных и строительных работах - там, где отказывались трудиться вольнонаемные рабочие. Спецпереселенцы были лишены возможности приобрести что-либо из сельскохозяйственных продуктов на стороне, а вынуждены оставаться на голодном пайке, объедать главу семьи, занятого на производстве, употреблять в пищу разного рода суррогаты.

Из отчета начальника спецпоселения по Уралу: « Норма продовольствия на иждивенца в месяц: муки 5 кг, крупы 0,5 кг, рыбы- 0,8 кг, сахара 0,3 кг. Это приводило к истощению, эпидемиям, смертности. Если в 1930 году на Урал приехало 734 семьи ( 2036 человек), то в 1934 году осталась только 301 семья (1121 человек).

80% жителей спецпоселка Сухая Атя работали на лесозаготовках. Валили лес, очищали стволы от веток, подвозили бревна к рекам и сплавляли их. В спецпоселке работали все. Оторванные от родных мест, оставшиеся без крова, с малыми детьми на руках, люди пытались наладить жизнь на новом месте. Весь световой день трудоспособное население находилось на лесозаготовках, а вечерами, после изнурительной работы, все, от мала до велика, строили жилье, разрабатывали целину. Они тщательно вспахивали очищенные от леса участки, засевали их рожью, пшеницей, ячменем, овсом, высаживали овощи. Все свое умение и душу вкладывали вчерашние крестьяне в землю. Из года в год увеличивалось число домашней живности: лошадей, коров, овец, кроликов. Небогатым был стол спецпереселенцев, но все, что на нем находилось, было выращено своими руками. И они уже не страдали, как прежде, от голода.

Вечерами, после тяжелого рабочего дня, спецпереселенцы направлялись в избу-читальню, где работали кружки: драматический, музыкальный, хоровой и даже физкультурный. Обязательным было присутствие на политзанятиях, проводимых работниками райкома партии. Так изо дня в день правительством решалась основная задача перевоспитания кулака.

2.Судьбы наших земляков, пострадавших от репрессий

Об этом времени вспоминает дочь репрессированного Лопатина Якова Игнатьевича, Ида Яковлевна.

«Я на всю жизнь запомнила эту ночь. Мы, дети проснулись от шума. Люди в милицейской форме делали обыск. Рвали фотографии, учебники, на полу валялись наши школьные тетради. Мы смотрели и плакали. 24 октября 1937 года ушел от нас навсегда наш отец. Осталась наша мама. Анастасия Николаевна, с четырьмя детьми на руках. Тяжело вспоминать те годы. Мама часто болела. Совсем детьми пошли мы работать. Вот такое наше было счастливое детство.

А вот как рассказывала о тех страшных событиях дочь Ряхова Павла Варфоломеевича, Ираида Павловна .

А Бердниковой Кристине, выпускнице 2012 года, о том страшном времени рассказывала подруга ее бабушки, Кипелова Галина Геннадьевна.

Спустя многие годы справки о реабилитации своих родных получили сотни семей. Многим, чтобы добиться справедливости и доказать невиновность своих родных, приходилось не раз обращаться в соответствующие органы. История Брязгиной Татьяны Васильевны – яркое тому свидетельство. Сейчас Татьяне Васильевне 87 лет, но страшные события не изгладились из ее памяти, и она с горечью вспоминает те далекие годы.

«Мы жили в Башкирии, в селе Кузнецовском. Семья была большая: дедушка, бабушка, отец Василий Александрович 1885 года рождения, мать Евдокия Алексеевна 1888 года рождения, и нас, шестеро детей. Родители построили новый дом, а старый дом дед с отцом сделали под мастерскую. Землю в то время продавали под пашни, и чтобы купить ее, дед с отцом за неделю сделают кошеву (сани с коробом) и идут на рынок продавать, там они продадут и на вырученные деньги новые земли покупают, вот так они заработали на землю, а не лежали на печке. Земли надо было много, потому что сеяли рожь и лен, овес и пшеницу, гречиху и даже горчицу. Дети с малых лет помогали родителям и дома, и в поле. Хорошо помню такой случай.

Наша семья была работящая, поэтому жили мы хорошо. У нас был большой дом, пекарня, две лошади, две коровы, овцы. А также сельскохозяйственный инвентарь: сеялка, веялка, молотилка. Я до сих пор помню , в какой цвет они были окрашены. По тем временам мы считались богатыми: в доме стоял сундук, самовар, шесть венских стульев. Но наступил 1929 год. В стране создавались колхозы, и людей раскулачивали, отбирали все хозяйство и передавали в колхоз. Некоторые разделили свое имущество между взрослыми детьми и таким образом избежали раскулачивания. А наш дед считал, что у нас нет большого богатства, и сохранили единое хозяйство.

Мы выплачивали исправно налоги: сдавали государству мясо, масло, мед, зерно, муку, шерсть, лен. Несмотря на это, нас все равно раскулачили, хотя не сослали, как других, в Сибирь. Нас просто выселили из нашего большого дома в маленький домик. В нем было только 2 окошка на улицу, а в нашем доме было 5 окон, и он был очень красивый против этого домика. Все имущество было вывезено под метелку и весь сельхозинвентарь сдан в колхоз.

А нас в колхоз не принимали, и отец поехал в Ашу искать работу. Устроился на бондарку на лесохимзаводе, а осенью, в октябре месяце, мама с детьми поехала к отцу в Ашу. С маминых слов, у нас оставалась одна пудовка муки. Мама отсыпала половину, оставила в домике, так как там остались еще дедушка с бабушкой и две постарше нас сестры, а из половинки мама испекла хлеб в дорогу и посадили нас, четверых малышей, в короб, накрыли самотканым пологом и повезли в Ашу. Это я все помню, мне было 5-6 лет. Шел дождь со снегом, было очень холодно, и колеса тонули в грязи. Мы хотели есть, и нам мама отламывала от каравая хлеб и кормила нас. Я до сих пор помню цвет и вкус этого хлеба, который мы ели в коробе. Ехали долго, не знаю сколько, но теперь я понимаю, что не меньше 150 км.

Прошло несколько лет, и в нашу семью опять пришла беда.

Не забылись те тяжелые годы и ашинцу Василию Илларионовичу Алаторцеву.

«Жили мы в Башкирии, в Иглинском районе. Семья была большая, держали скотину, много трудились, пахали, сеяли. Наступил 1927 год. Начали организовывать колхозы. Кто пойдет? Скотину надо отдать, поэтому у кого нечего было брать- те и пошли. Сначала убеждали, припугивали, некоторых арестовывали, отправляли на деревообработку, выселяли из собственных домов. Некоторые все бросали, не дожидаясь раскулачивания, бежали кто куда. Было нелегко: не было денег, ели что попало, соглашались на любую работу. Тем, кто оставался в селах, также приходилось нелегко. Многие уходили в Ашу.

Очередь и до нас дошла. К нам пришли ночью с винтовкой забирать скотину, отец с топором защищал. Его арестовали, дали 2 года , он работал на лесозаготовках. Мы остались одни, без отца, нас выгнали, дом забили, потом сельсовет сделали в нашем доме, школу, клуб, потом дом сгорел. Мы жили на пчельнике, нас у матери было шестеро детей, жители нам помогали всем, чем могли. Отец отсидел, пришел, но работать было негде, и решили ехать в Ашу.

Отец нанял лошадку, нас , детей, посадили на телегу, связали веревкой, чтоб не вывалились, и повезли. Была зима, двое суток мы ехали по берегу Сима, а потом по Сибирскому тракту. В Аше нас приютил Степан Решетников. Жили 18 душ в комнатушке три на три. Есть было нечего. Ели кору, ореховые сережки собирали, сушили, толкли, потом варили, получался клейстер, это и ели, потом животы раздувались и болели. Так с трудом мы перезимовали, пришла весна, пошла трава: барашки, крапива молодая,- ее ели. Отец пошел на металлургический завод, в доменный цех. Начальник Виноградов А.И. был хороший мужик. Он ударникам давал по две порции обеда. Отец грузил по 50 вагонеток, старший брат устроился на пекарню дрова колоть, другой пасти скот пошел.

Об этом времени рассказала и учитель литературы МКОУ СОШ №7 Устенкова Ольга Анатольевна.

«В судьбе моей семьи тоже есть трагические страницы. Мой дед, будучи восемнадцатилетним пареньком, вместе со своими родителями был выслан из Пермской в Челябинскую область. Его отец, а мой прадед Попов Антон Петрович, жил в деревне Пташки Осинского района. Держал свое хозяйство, был хорошим кузнецом, к нему шли все соседи, чтобы подковать лошадь, наладить плуг, сеялку или другие сельскохозяйственные орудия. Он умел все, был работящим, и детей своих приучал к труду с малолетства. У каждого были свои обязанности. В семье было 8 человек. Конечно, держали скот: две коровы, лошадь, куры, гуси. Поэтому все лето, с ранней весны до поздней осени, косили сено, обрабатывали пашню, выращивали овощи, сеяли хлеб – большую семью надо кормить. А когда стали создавать колхоз, прадед отказался в него вступить, потому что это было дело новое и неизвестное.

Он продолжал вести свое хозяйство, у него в кузнице были помощник, совсем бедный крестьянин, не имевший ничего, этим он и кормил свою семью. Вот этот факт и послужил причиной к обвинению прадеда Попова Антона Петровича в использовании наемного труда. Да и собственное хозяйство считалось признаком кулачества. А то, что все трудились день и ночь, и все это заработано своим трудом, никого не интересовало.

Как подумаешь, что в один раз взяли всю семью, посадили в телеги, кто в чем был, и отправили в далекую Челябинскую область. Таких семей, лишившихся крова, в то время было много. Так мои предки оказались в поселке Сухая Атя. Как рассказала мне моя мама, Мария Александровна, слышавшая эту историю от своего отца, привезли их в густой лес (а тогда поселка Сухой Ати еще не было) и оставили на выживание. Сначала вырыли землянки, жили в них, за лето небольшую избушку соорудили, перезимовали кое-как. А на следующий год дед поставил кузницу, и дело опять пошло на лад. В Сухой Ате Александр женился на Ольге, она была сиротой. Родились дети, семья разрасталась, а тут война. Но на войну деда не взяли, так как он был сплавщиком (тогда по рекам сплавляли лес для ашинского металлургического завода). Прадед умер в 50-е годы, а Александр с семьей переехал на Ук, где и похоронен в 1959 году, за два года до моего рождения.

А бабушка Оля умерла молодой и похоронена в Сухой Ате. О судьбе дедовских сестер и братьев я , к сожалению, ничего не знаю. Только старшая сестра Таисья прожила жизнь в городе Осе, так как во время высылки она была уже замужем и носила другую фамилию, поэтому репрессии ее не коснулись.

1.Введение
2.Основное содержание. Репрессии в СССР. Репрессии в Красноярском крае
2.1. Репрессии в судьбах односельчан.
2.2. Репрессии в судьбах Шейнмаер Ф.К и Шейнмаер Л.Я.
2.3. Репрессии в судьбе Поповой М.Т.
2.4. Репрессии в судьбе Фельзингер М.А
3. Заключение.
4.Списки репрессированных.
5.Список литературы
6. Приложение

История – это память народа, дающая знание того, что было.
А было разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся, было и то, о чем предпочитаем молчать.

Введение

Мы живём в большой и великой стране Россия. Меня, как гражданина волнует судьба моей Родины, её история, её прошлое и настоящее. Однако без знания её корней и истоков, без стремления восстановить прерванную связь времён и событий невозможно мыслить о назначении истории, о месте человека в обществе.

Я живу в Ачинском районе. Это моя Малая Родина. Мы должны знать историю не только России, но и своей малой Родины, чтобы прогнозировать будущее, влиять на развитие экономики, общества, политики, сделать жизнь лучше. Знать или узнавать историю это очень интересно. Умение анализировать события прошлого дают нам ключ к умению предвидеть дальнейшее развитие происходящих событий. История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали России свои силы, таланты, мужество. История нашего края, района, села неотделима от истории нашей страны. Все, что происходило в России, всегда сказывалось и отзывалось на нашей малой Родине. Мы гордимся земляками, ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. О них в музее нашей школе собран большой фактический материал

За многие века существования нашего государства было немало побед, но и много печальных событий: войны, восстания, массовые ссылки. Однако из самых трагических страниц летописи страны и края в XX веке – политические репрессии. Только с 23 августа 1937 года по 15 июня 1938 годы в Красноярском крае было расстреляно 11620 человек, 5439 направлены в лагеря. В эти же годы в Красноярский край были сосланы 500000 спецпоселенцев. Среди них были поволжские и украинские немцы, литовцы, латыши, эстонцы, финны, черкесы, поляки, белорусы, русские.… [3]

На уроках истории, на экскурсиях в музеях я не раз сталкивалась с темой репрессий. Эта тема меня очень заинтересовала, поэтому я решила узнать об этих событиях подробнее. То, что я узнала о своих земляках, заставило меня по-новому взглянуть на историю своей малой Родины, на судьбы людей.

Изучив литературу по истории нашего поселка, я обнаружила, что тема репрессированных мало изучена, не выяснены многие вопросы.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время осуществляется переход общества из одного состояния в другое. В этих условиях пересматриваются многие взгляды и устоявшиеся в исторической науке положения, касающиеся, в том числе, освещения темы для советских историков – темы коллективизации и репрессий. Все меньше остается свидетелей той кровавой драмы.

30 октября Россия отмечает День памяти жертв политических репрессий. Только по истечении десятков лет справедливость восторжествовала, все они реабилитированы. Но эти годы не стираются из истории, и в этот день наша страна вспоминает всех бывших репрессированных. Мы думаем, что вполне понятен наш интерес к данной трагедии и к её последствиям, затронувшим миллионы судеб. Почти в каждой семье были родные и близкие люди незаконно и жестоко репрессированные и потерявшие лучшие годы жизни в тюремных лагерях. Такой страшной истории и такой ужасной убийственной тирании одного человека нет, и не было ни у какого другого народа мира.

Долгое время эта тема была закрытой. О ней старались не говорить, не вспоминать, не обсуждать. И только в конце 80-х - начале 90-х годов XX века стали открываться неизвестные страницы прошлого. [2] Изучая историю возникновения нашего села, я узнала, что многие жители являются переселенцами из европейской части России. Они оказались в нашем крае в результате политики репрессий, которую проводило наше государство в 30-50-е годы прошлого столетия. Но информация об этих людях носила отрывочный неполный характер. Данная работа посвящена людям нашего села, которые прошли через кровавую мясорубку репрессий.

2.Основное содержание

Гипотеза: Мы предполагаем, что репрессированные оказались в нашем селе не случайно, они сумели отстоять свое право на жизнь, сохранить свою самобытность и культуру.

Цель: изучить историю жизни , подвергшихся политическим репрессиям, их судьбы на примере моих односельчан, сохранить память о жертвах политических репрессий.

1.Изучить литературу, документы, о событиях 20-50-х годов XX века, связанные с историей политических репрессий.
2.Встретиться, расспросить односельчан-репрессированных или их родственников о событиях тех лет. Собрать информацию и записать воспоминания.
3.Составить списки репрессированных.
4.Изложить собранный материал в исследовательской работе.
5.Представить работу перед учащимися школы и жителями поселка, вызвать у людей сочувствие и понимание к судьбам репрессированных.

Методы исследования: поисковый, метод анализа и обобщения, описательный метод, метод опроса, метод обработки данных.

Новизна работы заключается в том, что изучение сталинских репрессий осуществляется не только с помощью учебных пособий, но и также живой беседы с участниками этих событий, работа с архивными данными, наличием фотоснимков и исторических документов.

Предмет исследования: воспоминания репрессированных.

Объект исследования: Сталинские репрессии 1930 - 1952 гг.

Глава 1

Многие годы период репрессий в СССР замалчивался. До сих пор нет точного числа репрессированных, расстрелянных. Официально считается: 4 миллиона человек репрессировано и 800 тысяч расстреляно, причем политическая элита составляла среди них 5 % , остальные - крестьяне, рабочие, интеллигенция.

Среди ссыльных в Красноярском крае было 32 тысячи поляков,30 тысяч прибалтов, 65 тысяч немцев Поволжья, а также 35 тысяч сосланных сюда кулаков.

Печальная страница в истории целых народов, когда около миллиона человек, были депортированы с мест традиционного проживания (Поволжья, Кавказа, Украины) в отдаленные районы Сибири, Средней Азии и Казахстана. Одних выселяли, как потенциальных пособников врага. Это были- корейцы, немцы, греки, венгры, румыны. Других обвиняли в сотрудничестве с немцами во время оккупации: крымских татар, калмыков, народы Кавказа. Наиболее масштабными эти административные депортации были во время войны, в 1941–1945 годах. [2]

2. Репрессии в судьбах односельчан

Судьбы моих односельчан, представленные в работе, очень разные. Но есть то, что объединяет их всех. Это - репрессии.

Свою работу я написала, взяв за основу интервью с жителями нашего поселка. Нам удалось записать видеоматериал многих встреч. Когда встречаешься с людьми, пережившими репрессии, то нам показывают всегда старые семейные фотографии. Они потрясают: люди, которые только начали жить…счастливые лица… безоблачные мгновения…

А дальше? Страшная действительность многочисленных лагерей, где продолжалась жизнь. Если это можно назвать жизнью.

В нашем поселке Горном с тех давних времен сталинских репрессий еще живут люди, попавшие под репрессии, их дети и внуки, люди разных национальностей: ссыльные немцы Ленинграда, калмыки, финны, латгальцы, а также немцы Поволжья. Те годы, то время для них не лучшие воспоминания.

2.2 Репрессии в судьбах семьи Шейнмаер Федора Карловича и Шейнмаер Лидии Яковлевны.

« Я родилась 10 августа 1923 года. До войны в Саратовской области жили хорошо. В 1937 году на трудодень давали18 кг. пшеницы, а также арбузы, тыквы, подсолнечное масло. С Федором Карловичем нас разделяло всего 12 километров. Я жила в д. Шумейка, а он в д. Красный Яр.



Отец – Яков Петрович, мама-Анна Яковлевна

Короткой остановкой был город Омск, который стоит на Иртыше. Их посадили на баржи. Трудно представить, что новым местом проживания стал единственный большой барак, где поселились почти все жители из их деревни. В полутора километрах находилась татарская деревня Речаное. Отца забрали в трудармию 5 декабря 1942 года. Лидия Яковлевна получила повестку в трудармию 5 января 1942 года. По дороге в Челябинск останавливались в тупике. Там она случайно услышала разговор о том, что некоторых немцев из-за болезни отпускали домой из-за болезни. Постоянно голодным репрессированным давали поесть соленую рыбу, от которой большинство людей погибало. В этом тупике Лидия Яковлевна увидела в вагонах человеческие трупы.

А впереди ее ждал день – 30 августа 1945 года - день знакомства со своим будущим мужем Федором Карловичем.

Фёдор Карлович родился 17 марта 1921 года в Саратовской области, в Энгельском районе, в селе Красный Яр. Рос в многодетной семье. Маму звали Екатерина Ивановна, папу Карл Карлович, у Фёдора Карловича было три брата и две сестры. Вся семья работала в колхозе. Братья работали на конных граблях.


Чтобы принарядиться немного к совместной жизни с Федором Карловичем, Лидия Яковлевна стала работать на двух поточных линиях. Это было очень сложно. За выполнение двойной работы ей дали туфли, 6 метров материи и одну простыню. И всего - то приданного у молодых – одна подушка на двоих. Так и пошло в семье, все вопросы решали вместе, чувствуя, плечо друг друга. Молодая семья первые годы жила в шахтерском городке. Федор Карлович вместе с другими работниками трудармии готовил место под новую шахту.


«В 1954 году мама предложила переехать в совхоз. Убедила нас, что здесь прожить легче. Барак, в котором мы жили, состоял из комнаты 12кв.м. и кухни 4 кв.м. Здесь жили все дети, внуки и я со своей семьей, у нас с Лидией было 7 детей

Любить труд, хорошо учиться, уважать родителей – вот чему научил своих детей, внуков и правнуков глава большой семьи Шейнмаеров.

2.3 Репрессии в судьбах семьи Поповой М.Т.

Также трудна была судьба ссыльных украинцев. Из воспоминаний репрессированной украинки – Поповой Матрены Тимофеевны.

После реабилитации Семья Матрены Тимофеевны переехала в Горный. Вместе с ними приехала и большая семья Войтович. Здесь построили себе домик по улице Центральная. Матрена Тимофеевна пошла работать на птицефабрику, затем работала в свинарнике и перед уходом на пенсию техничкой в магазине. Много трудностей было в жизни Матрены Тимофеевны Поповой, прошли годы со временем многое начало забываться, но день второго августа остался в сердце навсегда.

2.4 Репрессии в судьбе Фельзингер М.А

Судьбы репрессированных людей разных национальностей необычайно трудны. Но, несмотря на пережитые трудности, они горды и независимы. Вот судьба еще одной женщины Фельзингер Мины Андреевны.

Шло время, но они продолжали чувствовать себя пленниками. Ведь необходимо было регулярно отмечаться у коменданта.

Сколько же испытаний выпало на долю репрессированных односельчан. Это была долгая черная полоса в жизни. Сколько лет мук, переживаний они перенесли, ведь не щадили никого, даже маленьких детей. Собирая материал, мы будто заново заставляли пережить людей те тяжелые для них времена.

Еще двоих детей воспитали Эмиль Андреевич и Мария Фридриховна. Сын Андрей стал военным, дочь Анна – учителем химии.
В нашей школе работают дети и внуки репрессированных – это учитель химии и биологии Масанова Анна Эмильевна, учителя начальных классов Бондарь Наталья Ивановна, Барановская Татьяна Михайловна., учитель труда Диль Виктор Фридрихович, учитель немецкого языка Коновалова Ирина Ивановна., библиотекарь Калинина Лидия Александровна, завхоз школы Андреева Екатерина Карловна. За каждой фамилией стоит отдельная история, а вместе судьба нашей многострадальной Родины.

3. Заключение.

Целью данной работы являлось изучение особенностей судеб репрессированных проживающих в нашем селе. Мы с руководителем работы попытались доказать, что эти люди смогли выжить, сохранить тот внутренний стержень который зовется человечностью. В результате работы над темой подтвердилась наша гипотеза, что репрессированные оказались в нашем селе не случайно, все они после снятия комендатуры смогли поселиться там, где их ждали знакомые, родственники, они гнулись, но не ломались, они сумели отстоять свое право на жизнь, сохранить свою самобытность и культуру.

Их не испугали трудные условия сибирской жизни, так как они утратили живости ума и сумели быть полезными в жизни. Стоит только позавидовать их стойкости и выдержанности, не каждый может вытерпеть все то, что они вынесли и при этом остаться человеком в полном смысле этого слова.

Они не просто сумели выжить, но и заслужить почет и уважение окружающих.

Лишь 28 февраля 1956 года на основании Указа ПВС СССР от 15 декабря 1955 года все немцы были освобождены от поселения.

Государство признало свою вину в отношении репрессированных. В 1991 году был принят закон "О реабилитации жертв политических репрессий".

В итоге работы над темой я пришла к следующим выводам:

- В стране были значительные масштабы репрессий.
- Судьба многих моих односельчан и их родственников связана с политическими репрессиями, которые оказали значительное влияние на жизнь этих людей.
- Вместе с родителями пострадали и дети, которые, наравне с взрослыми, переносили голод и холод, невзгоды и тяжелый труд.
- Составленные списки репрессированных будут пополняться.
- Записанный видеоматериал имеет огромную ценность, так как это живой голос людей, переживших тяжелый этап в жизни страны.

4. Списки репрессированных.

1. Аромачева Анна Каспаровна
2. Ауль Эмилия Андреевна ( трудармия)
3. Ауль Давыд Давыдович( трудармия)
4. Беллер Иван Генрихович
5. Беллер Эмилия Андреевна
6. Бусс Анна Андреевна
7. Бусс Эмилия Ивановна
8. Вальд Иван Давыдович
9. Вальд Лина Каспсровна
10. Вамбольдт Лидия Андреевна(трудармия)
11. Вишневская Ирма Андреевна
12. Гафнер Богдан Богданович
13. Гофман Лидия Фридриховна
14. Горн Андрей Андреевич
15. Горн Мария Фридриховна
16. Гризман Каспар Андреевич(трудармия)
17. Гризман Софья Федоровна
18. Гроо Анна Фридриховна
19. Динкель Александр Александрович
20. Диль Мария Каспаровна
21. Диль Фридрих Андреевич
22. Диль федор Давыдович
23. Иордан Екатерина Фридриховна
24. Иордан Карл Иванович
25. Колесникова Эмилия Андреевна
26. Куфельд Гейнрих Готфридович
27. Кинстлер Давыд Давыдович
28. Кинстлер Анна Фридриховна
29. Кинстлер Анна Давыдовна( трудармия)
30. Кинстлер Эмилия Александровна
31. Куронен Александр Александрович
32. Лаубах Каспар Фридрихович
33. Левша Анна Фридриховна
34. Лореш Мария Федоровна (трудармия)
35. Мерц Александр Иванович
36. Мюллер Ирма Фридриховна
37. Мюллер Виктор Фридрихович
38. Никонец Федор Васильевич
39. Никонец Анастасия Кузьминична
40. Пехова Лидия Карловна
41. Прощенко Анна Генриховна
42. Попова Матрена Тимофеевна
43. Риттер Фририх Иванович
44. Риттер Гейнрих Гейнрихович
45. Трегубова Матрена Васильевна
46. Фельзингер Мина Карловна (трудармия)
47. Франц Виктор Фридрихович
48. Фриц Виктор Иоганович
49. Фриц Федор Каспарович
50. Шнайдер Лидия Кондратьевна
51. Шейнмаер Федор Карлович (трудармия)
52. Шейнмаер Лидия Яковлевна (трудармия)
53. Фельбуш Анна Ивановна
54. Фельбуш Карл Иванович
55. Фельзингер Амалия Генриховна
56. Фельзингер Екатерина Каспаровна (трудармия)
57. Фельзингер Федор Яковлевич
58. Фриц Ирма Фридриховна
59. Штайгервальдт Екатерина Ивановна
60. Шаврина Екатерина Ивановна
61. Шаврин Николай Иванович
62. Эйдемиллер Эмилия Яковлевна

Литература.

Приложение.

В этом приложении фотографии семьи Шейнмаер Федора Карловича.



Мама Федора Карловича Екатерина Ивановна (вторая справа, верхний ряд) и женщины односельчанки, высланные одним эшелоном в Сибирь в августе 1941года.



Федор Карлович( первый слева), его братья Эвальд, Карл, и их дети.



Семья Федора Карловича (все дети) и друзья.



Лидия Яковлевна и Федор Карлович на заслуженном отдыхе.



Федор Карлович с любимыми внучками Татьяной, Оксаной и Лилией.



Сын Александр с дочерью Лианой, дочь Елена в гостях у родителей. 1998год.



Семья пополнилась правнуками Никитой и Артуром.

В 1995 году в честь дня Победы Федор Карлович и Лидия Яковлевна получили благодарственные письма от Главы администрации края Зубова В.М. за мужественный труд в годы войны, за приближение Победы.

Решением суда 11 человек были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Остальные подсудимые - к разным выдам наказания. Лишь в 2000 г. лица, проходившие по "Шахтинскому делу", были реабилитированы.

Летом 1928 г. на пленуме ЦК ВКП(б) генсек Сталин впервые изложил тезис об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма.

Вывод: Инициирование этого процесса – это была попытка борьбы с бесхозяйственностью. При сохранении сложившейся системы управления принятые правительством экономические методы не могли быть эффективными. Оставалось применить репрессивные меры, мобилизовав страну на индустриализацию с помощью устрашения. Таким образом, нормой жизни становились нарушение законности, свертывание демократии и политические репрессии.

Приказом предписывалось до декабря текущего года арестовать 268 950 человек, значительную часть из них заключить в лагеря сроком на 8—10 лет, а 75 950 человек — расстрелять. По Донецкой области надлежало расстрелять 1000 человек и приговорить к 10 годам лагерей 3000 человек. Было предусмотрено упрощенное ведение дел следствия в ускоренном режиме. Приговоры выносились особыми тройками из областного управления НКВД, особое совещание в Москве в составе наркома внутренних дел Н. Ежова и прокурора СССР А. Вышинского. Свой вклад внесла Военная коллегия Верховного суда СССР во главе с Ульрихом.




ЗАДАНИЯ

Контрольные вопросы (устно)

1. Какова сущность НЭПа и её последствия в Украине? Назовите особенности НЭПа в Донбассе?

3. Что такое политика индустриализации? Каковы особенности проведения политики индустриализации в Донбассе?

4. Назовите передовиков социалистического соревнования, работавших в Донбассе. Что вы о них знаете?

5. Как проводилась коллективизация в Донбассе? Каковы ее итоги?

6. Как воплощалась политика культурной революции в Донбассе?

дата событие
апрель 1920 г.
1923 г.
1920-1924гг.
11 июля 1924 г.
1925 г.
2 июля 1932 г.
июня 1938г.

Положительные результаты Отрицательные результаты Итоги НЭПа:

Решением суда 11 человек были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Остальные подсудимые - к разным выдам наказания. Лишь в 2000 г. лица, проходившие по "Шахтинскому делу", были реабилитированы.

Летом 1928 г. на пленуме ЦК ВКП(б) генсек Сталин впервые изложил тезис об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма.

Вывод: Инициирование этого процесса – это была попытка борьбы с бесхозяйственностью. При сохранении сложившейся системы управления принятые правительством экономические методы не могли быть эффективными. Оставалось применить репрессивные меры, мобилизовав страну на индустриализацию с помощью устрашения. Таким образом, нормой жизни становились нарушение законности, свертывание демократии и политические репрессии.

Приказом предписывалось до декабря текущего года арестовать 268 950 человек, значительную часть из них заключить в лагеря сроком на 8—10 лет, а 75 950 человек — расстрелять. По Донецкой области надлежало расстрелять 1000 человек и приговорить к 10 годам лагерей 3000 человек. Было предусмотрено упрощенное ведение дел следствия в ускоренном режиме. Приговоры выносились особыми тройками из областного управления НКВД, особое совещание в Москве в составе наркома внутренних дел Н. Ежова и прокурора СССР А. Вышинского. Свой вклад внесла Военная коллегия Верховного суда СССР во главе с Ульрихом.

ЗАДАНИЯ

Контрольные вопросы (устно)

1. Какова сущность НЭПа и её последствия в Украине? Назовите особенности НЭПа в Донбассе?

3. Что такое политика индустриализации? Каковы особенности проведения политики индустриализации в Донбассе?

4. Назовите передовиков социалистического соревнования, работавших в Донбассе. Что вы о них знаете?

5. Как проводилась коллективизация в Донбассе? Каковы ее итоги?

6. Как воплощалась политика культурной революции в Донбассе?

дата событие
апрель 1920 г.
1923 г.
1920-1924гг.
11 июля 1924 г.
1925 г.
2 июля 1932 г.
июня 1938г.

Положительные результаты Отрицательные результаты Итоги НЭПа:

Ещё 20-30 лет назад, когда поток информации о сталинских репрессиях обрушился на головы жителей СССР, казалось, что забыть всё это невозможно, а допустить повторение — немыслимо. Конечно, сегодня такой уверенности уже нет ни у кого.

Тех, кто помнит это время и может рассказать о нём, становится всё меньше, и всё меньше людей знает (и верит!) что при Сталине политические аресты были нормой. Дела часто были сфабрикованы и строились на доносах, без всяких иных доказательств. Арестовать могли любого — как рядового гражданина, так и видного деятеля науки и искусства.

Давайте же без причины и повода, просто с уважением и признательностью, вспомним без вины виноватых замечательных людей, ощутивших на себе весь ужас репрессий.

Ариадна Эфрон




В 1955 г. была полностью реабилитирована за отсутствием состава преступления.

Георгий Жженов


Актер этапирован на Колыму 5 ноября 1939 года.


В 1949 Жженов был снова арестован и сослан в Норильский ИТЛ (Норильлаг), откуда в 1954-м вернулся в Ленинград.


В 1955 году был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Александр Введенский

Русский поэт и драматург из ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства>, вместе с другими членами которого был арестован в конце 1931 года. Кроме Введенского в группу входили Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин.



Был выслан в 1932 году в Курск, затем жил в Вологде, в Борисоглебске. В 1936 поэту было позволено вернуться в Ленинград.


27 сентября 1941 г. Александр Введенский был снова арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита.
Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбищах в Казани.


Реабилитирован 30 марта 1964 года.

Осип Мандельштам


Кто-то из слушателей донес на Мандельштама, и в ночь с 13 на 14 мая 1934 года его арестовали и отправили в ссылку в Чердынь (Пермский край).


После краткосрочного освобождения в ночь с 1 на 2 мая 1938 года Осип Эмильевич был арестован вторично и доставлен в Бутырскую тюрьму.


2 августа Особое совещание при НКВД СССР приговорило Мандельштама к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 8 сентября он был отправлен этапом на Дальний Восток.


Всеволод Мейерхольд


20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведен обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре (15 июля) она была убита неустановленными лицами.



После трех недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания, и коллегия приговорила режиссера к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведен в исполнение.


В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

Николай Гумилев



Николай Заболоцкий

Поэт и переводчик 19 марта 1938 года был арестован и затем осужден по делу об антисоветской пропаганде.



Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре, затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях.

Сергей Королев

27 июня 1938 года Королев был арестован по обвинению во вредительстве. Он был подвергнут пыткам, по некоторым данным, во время которых ему сломали обе челюсти.


Будущего авиаконструктора приговорили к 10 годам лагерей. Он отправится на Колыму, на золотой прииск Мальдяк. Ни голод, ни цинга, ни невыносимые условия существования не смогли сломить Королева — свою первую радиоуправляемую ракету он рассчитает прямо на стене барака.



Через 4 месяца конструктора снова приговаривают к 8 годам и направляют в специальную тюрьму, где он работает под руководством Андрея Туполева.


Андрей Туполев

Сам легендарный создатель самолета тоже угодил под машину сталинских репрессий.


Андрей Николаевич Туполев, который за всю жизнь разработал свыше ста типов самолетов, на которых было установлено 78 мировых рекордов, был арестован 21 октября 1937 года.


Он был обвинен во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и в передаче чертежей советских самолетов иностранной разведке.



Полностью реабилитирован Андрей Туполев был 9 апреля 1955 года.


Великий конструктор умер в 1972 году. Главное конструкторское бюро страны носит его имя. Самолеты Ту до сих пор являются одними из самых востребованных в современной авиации.

Николай Лихачев

Знаменитый русский историк, палеограф и искусствовед на свои средства Лихачев создал уникальный историко-культурный музей, который затем передал в дар государству.


Академика Лихачева арестовали 28 января 1930 года. Приговор — ссылка на 5 лет в Астрахань. Из Академии Наук СССР Лихачева исключили, с работы, конечно же, уволили.


В приговоре не было сказано ни слова о конфискации, но ОГПУ вывезло абсолютно все ценности, включая книги и рукописи, принадлежавшие семье академика.


В Астрахани семья буквально умирала с голоду. В 1933 году Лихачевы вернулись из Ленинграда. На работу Николая Петровича не брали никуда, даже на должность рядового научного сотрудника. Учёный умер в 1936 году и только в 1968 году восстановлен посмертно в звании академика.


Николай Вавилов

На момент своего ареста в августе 1940 года великий биолог был членом Академий в Праге, Эдинбурге, Галле и, конечно, в СССР.


В 1942 году, когда мечтавший накормить всю страну Вавилов умирал от голода в тюрьме, его заочно приняли в Члены Лондонского Королевского общества.


Следствие по делу Николая Ивановича длилось 11 месяцев. Ему пришлось пережить около 400 допросов общей продолжительностью около 1700 часов.




Умер великий ученый от голода в саратовской тюрьме 26 января 1943 года. Похоронен в общей могиле вместе с другими умершими заключенными. Точное место захоронения неизвестно.

Читайте также: