Сообщение об иосифе самсоне веспасиане 8 класс литература

Обновлено: 18.05.2024

Ростом князь Александр Невский был больше других людей, голос его звучал, как труба в народе, лицом был прекрасен, как Иосиф. Сила Александра была частью силы Самсона. И дал Бог князю премудрость Соломонову, а храбрость римского царя Веспасиана. Так князь Александр был непобедим, побеждая сам. Александр очень почитал православие. Всякий раз перед сечей молился и получал благословение от архиепископа. В приметы и видения не верил.

Был Александр своеволен, властолюбив, не смог мириться с новгородскими вечевыми порядками и поссорился с новгородскими людьми. Но в тоже время, он благороден, забыв старые обиды, освободил новгородскую землю от немецких рыцарей.
Александра Невского любил и славил народ за его ратные победы.
Смело и мужественно поехал он в ставку монгольско-татарского хана Батыя, чтобы договориться о снижении налога с русского народа.
После Невруева набега князь Александр города восстановил, людей собрал свои.
После смерти церковь причислила его к лику святых.

Александр Невский был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. Он стал князем в Новгороде, когда ему исполнилось 16 лет. Новгородцы призвали князя А лександра в борьбу против шведов. Согласно приданию. шведский военаначальник отправил ему послание со словами--Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою! ----Нас немного, а враг очень силен. Не в силе Бога в правде. -сказал Алеквандр Целый день длился бой Русские войска разгромили шведов князь показал себя как храбрый человек, который любит свою родину и свой народ. люди воспряли духом, значит можно громить врагов значит Русь еще жива. Через год после шведов стали досождать немцы и князь дал сражение на реке Неве. Состоядось ледовое побоеще, где князь вместе с простыми воинами сражался честно и храбро. в честь победы над немец кими рыцарями ему дали прозвище Невский. Честный, смелый, справедлмвый вот такой был князь Александр Невский позднее его причислели к лику святых!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

героя — князя Александра Ярославича Невского. О таких исторических деятелях гово- рят, что его почитание началось сразу после кончины и длится непрерывно.

Жизненный путь святого благоверного князя Александра Невского был непродол- жителен — всего 42 года, но память о нем живет столетия. При этом следует отметить, что каждая эпоха, не зависимо от идеологических веяний, привносила в почитание князя что-то новое, политически и нравственно востребованное в конкретный проме- жуток времени. Можно сказать, что к началу XXI в. в образе святого Александра Нев- ского воплотился национальный идеал, вобравший в себя многовековые представле- ния народа о герое, который проявил себя в разных сферах служения и деятельности. Сегодня, в виду укрепления России на мировой арене и усиления ее политической позиции в вопросах международных отношений, имя Александра Невского обретает особенно актуальное звучание.

Портрет святого князя Александра Невского в житии заключает в себе весь воспи-

тательный потенциал его образа. Даже если чтение жития на этом фрагменте ограни- чить, то представление об идеале у читателя сформируется — это мудрый, сильный и храбрый человек с красивой внешностью. Прием описания героя с использованием сравнений является традиционным в древнерусской литературе и, в частности, лето- писях, в которых события и поступки людей соизмерялись с позиции Священного Писания и Предания и рассматривались как проявление Божией воли в судьбе народа. Таким образом, подчеркивалась объективность точки зрения автора (нередко аноним- ного) и незыблемость ценностей и идеала.

Следует заметить, что образ военачальника в традициях отечественной культуры усваивает себе целый букет нравственных качеств. Он лидер не только в военном деле, но и в утверждении Истины, просвещении народа, освобождении его от внеш- них врагов (захватчиков и поработителей) и внутренних (тьмы неверия, сомнения, нерадивости, гордости и лени). Он знает верные пути и ведет по ним свой народ к благу, сознавая всю полноту ответственности за результат.

Обратимся к ней в контексте актуальных вопросов духовно-нравственного вос- питания подрастающего поколения. Учитывая полипарадигмальный взгляд на пе- дагогическую реальность (Ю. Б. Громыко, И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов, Н. С. Ла- дыжец, О. Г. Прикот) оптимальной для рассмотрения образа святого Александра Невского является парадигма традиции (И. А. Колесникова) как педагогическая модель воспитания. Парадигма традиции базируется на религиозном миропонима- нии и предусматривает:

– отношение к Истине как вечной и неизменной.

Перечисленные признаки парадигмы традиции не являются исчерпывающими, но именно они определяют вектор духовно-нравственного воспитания в виду:

– необходимости использования педагогического потенциала традиций, сохраня- ющих ценности культуры;

– востребования ценностных ориентиров в выработке подростками смысложиз- ненной позиции;

– допустимости в качестве нормы плюрализма мнений в стратегии жизненного пути человека.

Кроме того, парадигма традиции позволяет интегрировать словесные и изобрази- тельные образы в произведениях древнерусской литературы и живописи (иконописи, книжной миниатюре) в дидактические единицы для формирования у подрастающего поколения устойчивого представления о национальном герое на примере благоверно- го князя Александра Невского.

Житийное повествование позволяет человеку последовательно проследить путь обычного, во многом такого же, как и он человека, к идеалу, которым в православной культуре является Христос. Иными словами, житие — это назидание всем и каждо- му в уподоблении идеалу или в достижении святости через преодоление соблазнов мира и возрастных слабостей, утверждение добра и противостояние злу, раскрытие Богом данных талантов и реализацию их на благо, обнаружение предназначенного пути и выработку стратегии следованию по нему. Чтение житийной литературы по- могало людям Древней Руси находить духовно-нравственные ориентиры на каждой

2 Колесникова И. А . Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. С. 28.

Современным подросткам, живущим в эпоху постмодернизма, житийная литера- тура зачастую представляется трудночитаемым, несколько наивным и даже мифоло- гизированным жанром литературы. Поэтому с самого начала необходимо объяснить юным читателям, что прочтение жития — это не увлекательно-познавательное заня- тие, подразумевающее знакомство с событиями из жизни героя, а духовная практика, направленная на открытие смысла своей жизни на данном этапе и жизненного пред- назначения в перспективе.

3 Ключевский В. О . Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 2003. С. 301.

4 Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра.

Много внимания уделил автор описанию кончины святого Александра Невского и, в частности, первого его посмертного чуда с духовной грамотой. Сегодня этот эпизод может иметь большое значение в духовно-нравственном воспитании. Духов- ная грамота на Руси — это завещание правителя, касающееся, как правило, земель- ного наследия. Историки видят в великокняжеских духовных грамотах источник, отражающий процесс собирания или дробления русских земель, а Русская Право- славная Церковь причисляла к лику святых тех князей, кто своим земным житием

заботился о сохранении земного Отечества — православной державы и тем самым являлся исполнителем воли Божией. В частности, святой Андрей Боголюбский и его продолжатель святой Александра Невского почитались покровителями русского самодержавия.

11 Иоанн (Снычев), митр . Русский узел. СПб., 2006. С. 338.

Житийная икона имеет прочную взаимосвязь с литературным источником (Священным Писанием, житием, акафистом), который определяет ее иконографиче- скую программу. И если современный подросток нередко испытывает затруднение в чтении литературного источника, то житийная икона, напротив, привлекает к себе внимание именно повествовательной изобразительностью и иносказательностью.

Некоторые источники указывают, что один их ранних образов святого князя в доспехах, верхом на коне, запечатлен в нижнем регистре иконы «Чудо от иконы

Много икон Александра Невского было написано в XIX в., когда на Россий-

ском престоле царствовали три самодержца, почитавшие благоверного князя своим Ангелом хранителем. В этих образах наблюдается дальнейшее развитие иконогра- фической линии, синтезирующей мотивы искусства Древней Руси и петровского времени. При императорах Александре III и Николае II в русской живописи сфор- мировалось новое религиозно-национальное направление, в рамках которого сло- жились новые варианты художественного образа Александра Невского. Среди них

13 Иоанн (Снычев), митр . Русский узел. С. 90.

Резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что духовно-нравственное воспита-

ние подрастающего поколения на примере святого Александра Невского в парадигме традиции позволяет широко и разносторонне использовать педагогический потенци- ал житийной литературы и иконографии потому что:

1) мотивирует подростков к прочтению исторических и литературных источни- ков и тем самым расширяет их культурный кругозор и обогащает ценност- но-смысловую сферу;

2) сосредотачивает их внимание на изучении славного опыта героев и позволяет осмыслить значение подвига вне времени и истории.

3) облегчает процесс самоопределения в утверждении своего жизненного пути.

Источники и литература

2. Ключевский В. О . Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Астрель, АСТ, 2003.

3. Ключевский В. О. О нравственности и русской культуре. М.: Дрофа, 2006.

4. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлек- сии. СПб.: СПБГУПМ, 1999.

5. Иоанн (Снычев), митр . Русский узел. СПб.: Царское дело, 2006.

Самсон — библейский герой, который обладал сверхъестестенной силой. С Самсоном связана тема женского коварства: сначала его первая жена (Суд. 14), а затем его возлюбленная Далида (Суд. 16) выведывали у него тайны, которые передавали врагам-филистимлянам.

Он упоминается в Книге Судей израилевых и в Послании Апостола Павла к Евреям.

Самсон происходил из рода (колена) Дана и был последним из великих судей израильских (людей, которые пользовались уважением и авторитетом в народе и к которым обращались за разрешением трудных вопросов и дел).

Самсон полюбил филистимлянку и, вопреки советам, женился на ней. Во время свадебного пира, он загадал гостям загадку, ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости угрожали жене Самсона и заставили ее ночью выпытать у мужа ответ. Утром она передала его филистимлянам, и таким образом Самсон проиграл в споре.

Самсон мстил филистимлянам, сжег их поля, и запугал настолько, что жители Аскалона боялись выходить за ворота. Узнав, что герой мстит за жену, филистимляне пришли к ней в дом и сожгли вместе с отцом.

Через некоторое время Самсон снова влюбился в филистимлянку — Далиду. Она выпытала у Самсона, что его сила заключена в волосах, и ночью остригла косы Самсона.


Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

Эпиграф. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока.

2.1. Слово учителя.

Впервые оно было обнаружено только в конце 1870-х годов К. Г. Евлетьевым и опубликовано в 1892 году X. М. Лопаревым. Новый список произведения был найден в конце 1940-х.

2.3.Лексическая работа: правоверный. (Задание 1 рабочей тетради, с.17, ч.1)

Правоверный - строго придерживающийся какой-либо веры, религии. ◆ правоверный христианин ◆ правоверный мусульманин.

2.4. Работа с таблицей.

Все перечисленные красоты и ценности слагаются в одно понятие Родины. В него входят и родной пейзаж, и родные селения, и родные люди, и политическая власть, и гордое национальное имя, и, наконец, сознание своего избранничества среди других народов.

Гордое национальное имя, сознание своего избранничества среди других народов

Итоги работы.

За картиной природы, на главном ее фоне, идет перечисление живых в строго логическом порядке: различные звери и бесчисленные птицы населяют дубравы и леса, люди создали великие города и дивные, богатые села, а в них и около них монастырские сады и церкви.

Це́рковь Покрова́ на Нерли́ (Покро́в на Нерли́) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Расположен на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы. Во время постройки храма Клязьма протекала несколько севернее, и церковь находилась практически на речной "стрелке", оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Церковь заметно возвышается над берегом старицы Клязьмы. Подножием храму служит округлый специально насыпанный холм. Вокруг раскинулся заливной луг.

Храм был воздвигнут благоверным князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Храм был построен княжьей строительной дружиной, собравшей "из всех земль все мастеры" под началом северо-итальянского зодчего от Фридриха Барбароссы.

"Житие Андрея Боголюбского" указывает что храм был построен всего за один сезон: "единым летом соверши." Сначала вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит.

Вместе с другими важнейшими Владимирскими храмами князя Андрея новая церковь получила Богородичное посвящение в честь Её Честного Покрова. Более ранних храмов этого посвящения на Руси не известно, и это даёт основания предполагать что посвящение храма было связано с причислением Покрова Пресвятой Богородицы к великим праздникам Русской Церкви.

Несколько лет, а возможно даже десятилетий спустя, к храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти - на фундаментах подобных храмовым.

Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской.

- Назовите эпитеты, свидетельствующие о восторженном отношении автора к красоте Русской земли.

2.6. Слово учителя.

2.8. Слово учителя.

Западные соседи Русской земли с юга на север

Город Великий Устюг в низовьях Сухоны, притока Северной Двины

Под немцами подразумеваются шведские народы

Языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы — притоков Северной Двины

Волжские болгары, обитавшие в районе впадения Камы в Волгу

2.10. Слово учителя.

Это противопоставление избранного культурного народа окружающим его кольцом иноверным, по большей части языческим народам типичными для Средневековья и показывает, как национальное сознание обостряется на почве религиозных различий.

Географические термины автора и его политические намеки ведут нас опять к определенному времени — к 20—30-м годам XIII века, к определенным лицам — князьям.

Великого князя Ярослава

Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978— 1054), сын Владимира Святославича Киевско­го. В 1019 году утвердился на киевском столе и после длительной борьбы с братьями объеди­нил под своей властью почти все древнерусские земли. Время его княжения ознаменовалось политическим укреплением государства, высоким развитием культуры. В 1038—1042 годах пред­принял ряд походов на литовские племена, в том числе на ятвягов, и на другие, пограничные с рус­скими княжествами, земли.

Великому князю Всеволоду…

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154— 1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Моно­маха. В 1162 году, изгнанный братом Андре­ем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу, в 1174 году вернулся. С 1176 года — великий князь. При Всеволоде возросло могущество Владимиро-Суздальского княжества. В 1183 и 1186 годах предпринял по­ходы на волжских болгар и мордву.

Юрий Владимирович Долгорукий (кон. 90-х гг. XI в. — 1157), сын Владимира Мономаха, князь суздальский и киевский. В годы правления Юрия Долгорукого впервые упоминается под 1147 годом Москва, укрепленная Юрием Долгоруким в 1156 году. При нем начался экономический и политический подъем Северо-Восточной Руси. В 1120 году Юрий Долгору­кий предпринял поход на волжских болгар.

Владимир Всеволодович Мономах (1053— 1125), великий князь киевский (1113—1125). В период монголо-татарского нашествия и ига имя Владимира Мономаха было символом за­щитника Русской земли от внешних врагов.

Византийский император Мануил Комнин. Упоминание его как современника Владимира Мономаха ошибочно.

От великого Ярослава и до Владимира и до нынешнего Ярослава нынешнего

От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха, Ярослав Всеволодович (1191—1246), великий князь владимирский (1238—1246), сын Всеволода Большое Гнездо; отец Александра Невского.

До брата его Юрия, князя Владимирского

Юрий Всеволодович (1188—1238), великий князь владимирский. Погиб в битве с монголо-татарами на реке Сити 4 марта 1238 года. После гибели Юрия Всеволодовича владимирский стол занял его брат Ярослав Всеволодович

В августе 1227 года умер Чингисхан. Но его смерть не положила конец монгольским завоеваниям. Преемники великого кагана продолжили агрессивную политику. Они значительно расширили границы империи и превратили её из огромной в необъятную державу. Немалый вклад в это внёс внук Чингисхана хан Батый. Именно он начал Великий западный поход, который ещё именуют как нашествие Батыя.

Войска Батыя в 1237 году форсировали Волгу и двинулись в сторону русских княжеств. По пути армия разделилась. Два тумэна (тумэн – воинское подразделение в монгольской армии численностью в 10 тысяч человек) ушло на юг в сторону Крымских. Сам же Батый и Субэдэй-багатур двинулись с оставшимися людьми к границам Рязанского княжества.

Киевская Русь в XIII веке не представляла собой единого государства. Ещё в первой половине XII века она распалась на отдельные княжества. Это были абсолютно самостоятельные образования, не признававшие власть киевского князя. Между ними постоянно шли войны. В результате разрушались города и гибли люди. Время это называется периодом феодальной раздробленности.

Оказавшись на рязанских землях, Батый послал парламентариев с требованием выдать ему продовольствие и лошадей. Рязанский князь Юрий ответил отказом. Он вывел свою дружину из города, чтобы сразиться с монголами. На помощь к нему подошли князья из города Мурома. Но когда монголы развернулись лавой и пошли в атаку, русские дружины дрогнули и побежали. Она заперлись в городе, а войска Батыя встали осадой вокруг него.

Но только монголы отпраздновали победу, как в тыл им ударил рязанский боярин Евпатий Коловрат. Его отряд насчитывал не более 2 тысяч воинов. С этой горсткой людей он мужественно противостоял двум монгольским тумэнам. Рубка была страшной. Но враг, в конце концов, одержал победу, благодаря своей численности. Сам Евпатий Коловрат был убит, полегло и много его дружинников. В знак уважения к мужеству этих людей Батый отпустил оставшихся в живых с миром.

После этого монголы осадили Коломну, а другая часть войск окружила Москву. Оба города пали. Москву войска Батыя взяли штурмом 20 января 1238 года после осады, длившейся 5 дней. Таким образом, захватчики оказались на земле Владимиро-Суздальского княжества и двинулись к городу Владимиру.

Войска Батыя осадили Владимир. Город продержался всего 8 дней и пал в первых числах февраля 1238 года.

После этого основные силы монголов двинулись на Суздаль и Переславль.

На юг захватчики также двигались двумя отрядами. Это главные силы и несколько тысяч всадников во главе с Бурундаем. На пути основной группы войск оказался город Козельск. Его жители отказались открыть ворота. Монголы организовали осаду и стали штурмовать стены. Но их военные потуги оказались безрезультатными. Долгих 7 недель жители небольшого города сдерживали бешеные атаки врага.

В середине мая подошёл отряд Бурундая. Вражеская группировка усилилась, и начался последний штурм. Он продолжался практически без перерыва в течение 3-х дней. Наконец, когда на стенах уже не осталось взрослых мужчин, а их заменили женщины и подростки, монголы сумели овладеть городом. Они полностью уничтожили его, а оставшихся в живых жителей вырезали.

Мужественная оборона Козельска окончательно подорвала силы монгольского войска. Быстрым маршем, практически нигде не останавливаясь, монголы пересекли границы Черниговского княжества, и ушли в низовья Волги. Здесь они отдохнули, набрались сил, пополнили свои тумэны людскими ресурсами за счёт булгар и русичей и начали второй поход на запад.

Второе нашествие Батыя в русские земли началось весной 1239 года. Захватчики прошлись по уже разорённым города, а затем осадили Переславль и Чернигов. Захватив эти города и разграбив их, монголы устремились к Днепру. Теперь их целью был город Киев. Тот же изнывал от княжеских распрей. На момент осады в стольном граде даже не оказалось ни одного князя. Оборону возглавил тысяцкий Дмитра.

Началась осада 5 сентября 1240 года. Гарнизон города был небольшим, но он продержался до середины ноября. Только 19 числа монголы взяли город, а Дмитра попал в плен. Далее наступила очередь Волынского княжества. Жители города Волынь вначале хотели оказать сопротивление захватчикам, но болховские князья, имевшие дома в южной части города, договорились с монголами. Горожане дали Батыю коней, провизию и тем самым сохранили свои жизни.

Нашествие Батыя является, безусловно, грандиозным мероприятием. Монголы прошли огромный путь от реки Онон до Адриатического моря. В то же время поход на запад нельзя назвать завоевательным. Это был скорее набег, типичный для кочевников. Монголы разрушали города, убивали людей, грабили, но после этого уходили и не обкладывали данью покорённые районы.

Примером тому может служить Русь. Ни о какой дани в течение 20 лет после нашествия Батыя и разговора не было. Исключением являлись лишь Киевское и Черниговское княжества.

2.13. Слово учителя.

К началу XIII века относится заметное усиление литовских набегов на Русскую землю. В 1226 году литовцы отвоевали Новгородскую землю. По Лаврентьевской летописи, главным героем отражения литовского нападения был Ярослав Всеволодович. Литовские набеги повторились и дальше, в 1229-м, в 1233 годах.

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

2.Составить словарь слов и словосочетаний, в которых дается характеристика враждебных для Руси сил (задание 5 рабочей тетради, с.23, ч.1).

- подготовить художественный пересказ вставного эпизода (рассказ Пелгуя о видении и сцены, свидетельствующие о том, что творец способствует победам князя Александра);

- подготовить рассказ о шести помощниках Александра;


-75%

Читайте также: