Сообщение об инсценировке и экранизации произведений салтыкова щедрина

Обновлено: 17.06.2024

Развитие русской драматургии второй половины XIX в. связано прежде всего с творчеством таких крупных писателей, как А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. В. Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой. Россия вступает в новый этап общественного развития. Это время бурного становления капитализма, усиления революционно-демократического движения, во главе которого стоят Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Общенациональный подъем сказался и в сценическом искусстве.

Первым произв. С.-Щ., пост. на сцене, был инсценированный режиссёром Александрийского т-ра Н. И. Куликовым "Рассказ г-жи Музовкиной". В 1857 пост. "Провинциальные оригиналы". Впервые "Смерть Пазухина" пост. в 1889 в Харькове, затем ставилась в Орле, Самаре, Одессе и др. городах, в 1893 - в моск. Т-ре Корша, в Александрийском т-ре (бенефис К. А. Варламова). Крупнейшим событием в сценич. жизни пьесы явилась пост. МХТом в 1914. В 1924 "Смерть Пазухина" пост. Ленингр. академич. т-р драмы. Остротой политич. замысла, страстной, негодующей направленностью отличается пьеса "Тени". С.-Щ. рисует здесь мир бю-рократич. чиновничества, представителей новых "либеральных" веяний, пытающихся бороться со старыми традициями, обличает "благонамеренные дерзновения" либералов. Впервые "Тени" были пост. в 1914 (Александрийский т-р,). Пьеса и спектакль вызвали злобные нападки реакц. печати и сценич. история этого произв. надолго оборвалась.

По прозаич. произв. С.-Щ. было создано много инсценировок. Так, режиссёр Александрийского т-ра Н. И. Куликов написал пьесу "Иудушка" (по "Господам Головлёвым"), к-рая широко ставилась в провинции (для пост. в Александрийском т-ре была запрещена),

С.-Щ. известен как театр. критик; опубликовал статьи и рецензии, поев. совр. театр. иск-ву. Его взгляды на т-р сложились под влиянием реформаторской деятельности Щепкина, под воздействием статей В. Г. Белинского. Сторонник демократич. реалистич. иск-ва, С.-Щ. высоко оценивал обществ, значение т-ра, требовал от художника ясности мировоззрения, наличия обществ, идеалов. Резко критиковал С.-Щ. бессодержательные пьесы, водевили, оперетты, заполнявшие репертуар т-ров, выступал против драм. произв., разрешающих вопросы современности в либерально-охранительном духе.

27 января отмечал день рождения Михаил Салтыков-Щедрин (1826-1889).

В детстве я не любил Салтыкова-Щедрина (а он входил в школьную программу) за обманутые иллюзии.


ВОТ ЭТО ИЗДАНИЕ.

ВОТ ЭТО ИЗДАНИЕ.

Стоит ли говорить, что роль Иудушки Головлева настоящий подарок для актера.

Вспомним же советских Иудушек, чье исполнение мы можем заценить благодаря сохранившимся кино- и телеработам.

ВЛАДИМИР ГАРДИН В РОЛИ ИУДУШКИ

ВЛАДИМИР ГАРДИН В РОЛИ ИУДУШКИ

МИХАИЛ ХРАБРОВ В РОЛИ ИУДУШКИ

МИХАИЛ ХРАБРОВ В РОЛИ ИУДУШКИ



В 1984 театральный мир потряс спектакль МХАТа, где Иудушку сыграл сам Иннокентий Смоктуновский. Сохранились отрывки этого спектакля. Не знаю, снимали ли его целиком.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Русский писатель, публицист. Известны как сатирические произведения Салтыкова-Щедрина, так и его психологическая проза. Классик русской литературы.

Библиография

Повести и романы
Противоречия (1847 )
Запутанное дело (1848 )
История одного города (1870 )
Господа Головлевы (1880 )
Убежище Монрепо (1882 )
Пошехонская старина (1890 )

Сборники рассказов и очерков
Губернские очерки (1856 )
Невинные рассказы (1863 )
Сатиры в прозе (1863 )
Письма из провинции (1870 )
Признаки времени (1870 )
Помпадуры и Помпадурши (1873 )
Господа Ташкентцы (1873 )
Дневник провинциала в Петербурге (1873 )
Благонамеренные речи (1876 )
В среде умеренности и аккуратности (1878 )
Круглый год (1880 )
За рубежом (1881 )
Письма к тетеньке (1882 )
Современная идиллия (1885 )
Недоконченные беседы (1885 )
Пошехонские рассказы (1886 )
Пёстрые письма (1886 )
Сказки (1887 )
Мелочи жизни (1887 )

Экранизации произведений, театральные постановки

Художественные фильмы
Иудушка Головлев (1933, СССР) реж. Александр Ивановский
Тени (1953, СССР) реж. Надежда Кошеверова, Николай Акимов
Оно (1989, СССР) реж. Сергей Овчаров
Господа Головлевы [ТВ] (2010, Россия) реж. Александра Ерофеева

Мультипликационные фильмы
Как один мужик двух генералов прокормил (1965, СССР) реж. Владимир Данилевич, Иван Иванов-Вано
Премудрый пескарь (1979, СССР) реж. Валентин Караваев
История одного города. Органчик (1991, Россия) реж. Валентин Караваев

Не отставали от них и мультипликаторы, которые экранизировали сказки

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

Наряду с начальной главой о призвании князя глуповцами, со сказанием о шести градоначальницах, своеобразным переложением дворцовых переворотов восемнадцатого века и Смуты семнадцатого века (на это указывает факт появления польских крылатых гусар в этом событии в фильме), и с перечислением градоначальников, отметившихся в летописи лишь сухим упоминанием и краткой характеристикой, чьи некоторые однофамильцы опять повторят их деяния в 20 веке (особое подтверждение зацикленности различных фаз русской смуты[4]), далее глуповская летопись выводится на эпохе существования СССР, начиная с разгонов Временного правительства и Учредительного собрания, которые коснулись и самого города, о чём показывается диалогами глуповских либералов во главе с Двоекуровым, кончившимися их крушением.

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

В фильме показано, как Фердыщенко знакомится с летописью Глупова, чьи авторы откровенно славословили неправедной власти. Он низводит местных жителей до состояния толпы с помощью транслируемых по радиорубке лозунгов когда-то свергнутых в 1917 году двоекуровских либералов, чьи речи в летописи были зафиксированы. Как сказал бы на этот счёт Мао Цзэдун, сделал шаг к ревизионизму. Это обеспечивает успех Фердыщенко в запугивании местных жителей и реализации своих корыстных целей.

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

Кадр из х/ф

Кадр из х/ф “Волшебный голос Джельсомино” Тамары Лисициан (1977)

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

Грустилов и вовсе выведен как калька с последнего генсека СССР Горбачева, а юродивые, назначенные им на уничтожение образования в школах, обернулись маргиналами из неформальных деструктивных субкультур, к созданию которых были причастны кураторы стран Запада и следовавшие за ними СМИ по обе стороны океана и у которых окружение Горбачева пошло на поводу, дав старт на отпущение вожжей власти и открыв ящик Пандоры и окно Овертона деморализации общества в России (явное предупреждение также и в связи с внедрением западных стереотипов и стандартов образования).

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

Стоит отметить, что в фильме грустиловские маргиналы взяли контроль над образованием с нацеленностью в деградацию и чувствуют себя комфортно в окружении компьютерного класса. В наше время аналогичный такой же процесс наличествует в виде открытой неограниченной пропаганды наркомании и безнравственности с помощью некоторых цифровых интернет-каналов соцсетей, блогеров и шоу-бизнеса в постсоветской России[18], поэтому можно сказать, что режиссёр прочувствовал тенденции кураторов гегельянства и марксизма на несколько десятилетий вперёд.

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

Но взглянув на исторические действительные реалии, инопланетным и космическим появившееся в фильме неопознанное тело не назовешь, да и вряд ли его можно назвать тем самым оно, несмотря на фосфоресцирующую окраску, и вот почему.

Кадр из фильма

Кадр из фильма “Оно” Сергея Овчарова (1989)

Из исторического экскурса становится известным, что дискообразные летательные аппараты начали изобретаться на Западе, начиная с 1911 года. Однако наиболее полное развитие они получили в нацистской Германии с 1939 года:

Немецкая летающая тарелка (?)

Немецкая летающая тарелка (?)

(вторая редакция: 30.06.2021)

[16] Нас также не должно смущать сходство первого князя глуповцев с внешним видом Ивана Грозного, ведь эта же проблема была и раньше, иначе бы не было опричнины и не случилась бы русская Смута семнадцатого века, ведь все подчиненные на местах псих-троцкисты старались скрывать свои пороки вплоть до отождествления своих деяний со своим руководством.

[23] Тем более в пользу этого свидетельствует кинохроника, показывающая его деятельность по разносу глуповских домов, слежку за глуповцами и войну с природой в более вооруженном техническом оснащении, чем в первоисточнике у Салтыкова-Щедрина.

Читайте также: