Сообщение об египетских сокровищах в любом российском музее

Обновлено: 04.07.2024

Голенищев, создатель египетской коллекции ГМИИ, родился в семье состоятельного купца, получил прекрасное домашнее образование. С юности Голенищев страстно увлекся египтологией и собиранием египетских древностей. В 1870 году окончил Санкт-Петербургский университет и был принят сверх штата в Эрмитаж как лучший в стране египтолог; в 1886 году стал хранителем египетских древностей музея; разобрал 2 самых многочисленных фонда, египетского и ассирийского, составил и опубликовал их каталоги. С 1887 года состоял действительным членом и сотрудником Отделения восточной археологии при Русском археологическом обществе. Голенищеву принадлежит более 50 монографий и статей по древнеегипетскому языку, литературе и искусству Древнего Египта. Им заложены основы изучения истории, культуры, религии, языка и искусства Древнего Египта в России.

В исследованиях Голенищев дал яркие, образные картины религиозных и магических представлений древних египтян, отметил тесную связь древнеегипетской религии с политической жизнью, искусством и культурой. Голенищев был одним из тех ученых, благодаря которым в русской науке выработался взгляд на постепенное развитие религиозных представлений и становление культа единого универсального божества.

В зале искусства Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, начиная с IV тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты. Сам зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: потолок расписан, ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса. Это придает залу особую атмосферу и сразу настраивает входящего на общение с древнеегипетским искусством.

Наиболее древние экспонаты египетской коллекции ГМИИ – это каменные орудия труда (ок. VI – V тыс. до н.э.), а также шиферные палетки и глиняные расписные сосуды культур Нагада I – III (IV тыс. до н.э.). Наряду с богатым и разнообразным массовым материалом – жертвенными дарами, происходящими из гробниц и предназначенными для благополучной жизни после смерти – в коллекции ГМИИ представлены выдающиеся произведения древнеегипетского искусства (верхняя часть статуи царя Среднего царства Аменемхета III, статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, косметическая ложечка Нового царства и другие).Памятники в зале расположены в хронологической последовательности, начиная с наиболее древних – каменных орудий VI - V тыс. до н.э. (?), шиферных палеток и глиняных расписных сосудов культуры Нагада I – III (IV тыс. до н.э.). Разнообразные формы керамических изделий и наличие росписей дают представление о высоком уровне развития художественного ремесла этой эпохи. Редкий экспонат – глиняное блюдо с изображением охотника в маске, держащего на привязи четырех собак. Все предметы были найдены в погребениях и являются свидетельствами обрядовой практики Додинастического периода. Уже в это время проявляются основные особенности древнеегипетского искусства: обусловленность религиозными представлениями, условность, символизм, монументальность, которые в полной мере были развиты после объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое государство (кон. IV тыс. до н.э.) – в период Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н.э.).

Учёные Эрмитажа систематизировали археологические ценности, привезённые сюда в разные годы, и сделали историю Египта доступной для широкой публики.

В 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Сивков выступил с инициативой создать в музее Египетский зал. С тех пор ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира стали доступны для всеобщего обозрения. Тематическое пространство обустроили на месте Главного буфета Зимнего дворца.

Основу экспозиции составили артефакты, которые привозил в Петербург один из хранителей Эрмитажа, писатель по вопросам искусства Владимир Бок в 1889-1898 годах. Многочисленные раритеты, предметы обихода египтян, представляющие огромную ценность, учёному удалось найти в монастырских хранилищах Сохага, а также в гробницах некрополя Багауат. Правительством Египта был выдан специальный сертификат, разрешающий вывоз древних сокровищ в Россию.

Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают три зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная экспозиция позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца IV тысячелетия до н. э. до I тысячелетия н. э. и даёт возможность познакомиться с Египтом древнего, птолемеевского и римского периодов. Экспонаты помогают определить характеристики как присущие древнеегипетской культуре, так и заимствованные в ходе истории из Греции, Сирии, Ирана, Рима.

Зловещая улыбка мумии

В Эрмитаже хранится самая знаменитая мумия, которая есть в Петербурге. Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет, они выставлены на всеобщее обозрение в Египетском зале. Для того чтобы мумия лучше сохранилась, она замурована в вакууме. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно.

Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно.

Останкам жреца Па-ди-иста около трёх тысяч лет. Египтянин лежит в герметичном коробе и улыбается толпам туристов, иногда зло и насмешливо, иногда немного грустно. Фото: АиФ/ Татьяна Швецова

Сложное оборудование поддерживает в саркофаге особую атмосферу, чтобы не допустить порчи ценного артефакта. Учёные внимательно следят за состоянием мумии. Время от времени её специальным образом дезинфицируют. Жреца запрещено фотографировать - свет губителен для него.
Одна из смотрительниц рассказывает историю о том, как в 2004 году мумия неожиданно задёргала мышцей на руке, а потом на её левом плече появился нарост размером с орех. Всё прекратилось так же внезапно, как и началось. Больше активности она не проявляла.

Древний жрец появился в Эрмитаже в XIX веке. Коллекцию мумий и саркофагов музею подарил купец Анастас Аверов, который, выйдя в отставку после войны 1812 года, много путешествовал и покупал раритетные и уникальные вещи из Древнего Египта.

Властный облик

Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Египетского зала Эрмитажа. Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением.

Статуя позволяет судить о том, какое большое значение в жизни древних египтян играла сакрализация своих правителей. Этот фараон был представителем двенадцатой династии, правившей в период Среднего царства (XIX век до н. э.). При нём египетское государство достигло большого могущества, что проявилось в грандиозном строительстве. Облик правителя поражает властностью. В плотно сжатых губах и твёрдом подбородке угадываются энергия и воля. Лицо с узкими глазами и выступающими скулами тщательно проработано.

Статуя фараона Аменемхета III (слева) и богини войны и воздаяния Сехмет.

Статуя фараона Аменемхета III (слева) и богини войны и воздаяния Сехмет. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Швецова

Разгневанная богиня

Сами хранители музея наиболее мистическим экспонатом Египетского зала считают изваяние богини войны и воздаяния Сехмет, которая является старейшим памятником Древнего Египта на территории России. Двухметровая монументальная фигура восседает на троне, гордо выпрямив спину и сложив на коленях руки. Когда-то её голову украшал диск, символизирующий лучезарное солн-
це - Ра. Сейчас он сильно повреждён, так же, как и лицо, точнее, морда - у богини голова львицы.
На постаменте трона есть два столбца иероглифической надписи, которые свидетельствуют, что изготовлена статуя по приказу фараона Аменхотепа III.

Изначально она стояла в храме Мут-Сехмет в Карнаке, построенном в XV веке до нашей эры, а привёз её в Санкт-Петербург русский путешественник, герой войны 1812 года, поэт и министр Авраам Норов. Во время своей экспедиции по Египту он нашёл артефакт наполовину засыпанным песком в развалинах древнего храма на берегу озера Ишеру и выкупил его у властей Египта. Из десятков разбитых статуй монумент был единственным, сохранившим целостность.


Согласно одному из древних мифов, Великая Сехмет разгневалась на людей, переставших почитать бога солнца Ра, и решила уничтожить весь человеческий род. Люди уже чувствовали огненное дыхание Владычицы пустыни, а с её рук готовы были сорваться стрелы пламени. Но другие боги, пожалев египтян, посоветовали им разлить перед богиней подкрашенное красной краской вино. Сехмет приняла его за кровь, стала с жадностью лакать, опьянела и уснула. А проснувшись, забыла о своих кровожадных планах.

Но, видимо, не навсегда. Говорят, что красный налёт на коленях богини предвещает неприятности, которые ожидают Россию. Последний раз его видели в 1991 году, и хотелось бы надеяться, что мистическое совпадение не повторится.

Гробница Гомера

В зале Юпитера посетители музея могут увидеть несколько гробниц античной эпохи. Многие верят, что одна из них принадлежит древнегреческому поэту-сказителю Гомеру.

Запрет на селфи со специализированными палками ввели уже многие музеи мира.

Саркофаг был найден в ходе экспедиции графа Орлова-Чесменского и подарен графу Строганову - прославленному коллекционеру редких вещей. Строганов объявил саркофаг гробницей Гомера, и его авторитетному мнению поверили. Позже учёные пришли к выводу, что древнегреческий поэт упокоился в другом месте, поскольку она была создана во II веке, а Гомер жил задолго до этого. Тем не менее загадка осталась нераскрытой - изображения на лицевой и задней стенках саркофага выполнены в совершенно разных стилистиках. Это противоречие и позволяет надеяться, что в Эрмитаже хранится гробница именно великого поэта античности.

Следы древней культуры

Следы древней культуры можно найти в самых разных уголках Северной столицы. Это объясняется тем, что многие правители России увлекались историей Египта. Одной из его главных почитательниц считалась Екатерина II. Именно по её приказу в Екатерининском парке построили пирамиду. Артефактом она не является - там погребены любимые собачки императрицы: Том-Андерсон, Земира и Дюшеса, и, по легенде, в особенно мрачные вечера можно услышать их радостный лай.

Египетские ворота в Царском Селе.

Николай I также увлекался древней культурой. По его приказу в Царском Селе возвели Египетские ворота. Они выполняли простую, но благородную функцию - украшали парадный въезд в город, а ещё имели караульные башни, пригодные для жилья.


Начиная с XIV века, русские путешественники стали посещать Египет, известный до того времени лишь по библейским преданиям и кратким упоминаниям в древних летописях. Вернувшиеся из страны пирамид дипломаты, паломники и торговцы не только делились с современниками впечатлениями о поездках, но и привозили с собой приобретенные в Египте древности. Эти сувениры – мумии, папирусы с загадочными письменами, фигурки царей и богов и предметы декоративно-прикладного искусства – заложили основу коллекций египетских древностей в России. Наиболее раннее и крупное из египетских собраний появилось в Тарту (Эстония) благодаря барону Отто Фридриху фон Рихтеру (1791–1816). Очарованный культурой Востока, в 1814 году юный барон отправился в путешествие, в ходе которого ему удалось посетить Верхний Египет и Нубию. Там он собрал коллекцию из 132 предметов: антропоморфный саркофаг времени XXI династии из Дейр-эль-Медины, изготовленный для начальника работ в царской гробнице Нисупахерентахата; мумии людей и животных, известняковые стелы, пирамидион и статуи из фиванских гробниц времени XIX династии; многочисленные фигурки ушебти, скарабеи, амулеты и другие памятники.

После Египта фон Рихтер посетил и другие восточные страны, но, к сожалению, вернуться домой ему не было суждено – он умер в Турции от тяжелой болезни. В 1816 году дневники и коллекции молодого путешественника были переправлены отцу фон Рихтера, который в память о сыне передал их в Дерптский (Тартусский) университет. Во время Первой мировой войны собрание О. фон Рихтера было эвакуировано в Воронеж и впоследствии передано на постоянное хранение в Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.



Статуя коленопреклоненного египтянина и бога Амона из собрания О. фон Рихтера. XVIII династия. Воронежский областной художественный музей



Statuette of a young man from the collection of Castiglione. Wood. XVIIIth dynasty. State Hermitage (St. Petersbourg)

Важным событием 1832 года стало приобретение российским правительством сфинксов из заупокойного храма Аменхетепа III в Луксоре. Общественный деятель и православный писатель Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874), совершавший паломничество по святым местам Египта и увидевший одну из этих статуй на продаже в Александрии, решил приобрести их для России. После многочисленных перипетий, в том числе связанных с претензией французской короны на их покупку, сфинксы были доставлены в Санкт-Петербург и торжественно установлены на пристани напротив Академии художеств.



Экспозиция коллекции В.С. Голенищева в московском музее (ул. Моховая, д.15). 1909

Основание Русского общества пароходства и торговли в 1856 году, учреждение Дипломатического агентства и Генерального консульства России в Египте в 1862 году и открытие Суэцкого канала в 1869 году стимулировали развитие российско-египетских отношений в области торговли, землеустройства, геологии, медицины, археологии, арабистики и других сферах. Значительно возрос и поток туристов, отправлявшихся в паломничество по святым местам, на отдых или поправку здоровья. Практически каждый, кто посещал Египет, возвращался домой с небольшой коллекцией древностей. Это обусловило развитие антикварного рынка в самой России, а также привлекло интерес состоятельных людей к коллекционированию египетских памятников. Во второй половине XIX века многие предметы египетской древности попали в частные собрания через здешних антикваров или из Европы, с аукционных торгов.

Среди наиболее крупных следует упомянуть коллекцию подполковника А.А. Пальникова, включавшую в себя около трехсот предметов: фрагменты саркофагов, фигурки ушебти, около пятидесяти бронзовых изображений богов Позднего периода и греко-римского времени, терракотовую и каменную пластику римского времени, а также немалое число скарабеев и многочисленные амулеты. Сегодня это собрание, изначально выставленное в петербургском доме владельца, хранится в Музее истории Пермского государственного университета. Интересная коллекция была собрана историком Николаем Петровичем Лихачевым (1862–1936). Этот ученый собирал исторические документы самого разного характера. В частности – лучшую в России коллекцию икон, ставшую основой фонда древнерусской живописи Русского музея.



Туалетная ложечка в виде обнаженной девушки из собрания В.С. Голенищева. Слоновая кость. XVIII династия. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва)

Из древнеегипетских предметов, приобретенных Н.П. Лихачевым, большой интерес представляют памятники эпохи Древнего царства: скульптурный портрет правителя Уджанхеса и его супруги, датируемый временем IV династии; жертвенники, фрагмент статуи царя Аменемхета III, скульптура Нового царства, папирусы и так далее. В 1925 году собрания Лихачева стали ядром Музея палеографии АН СССР, а сам Николай Петрович возглавил этот музей. Значительное собрание – 532 предмета – было собрано египтологом Борисом Александровичем Тураевым (1868–1920). В состав его коллекции вошли памятники раннединастического времени, керамические и каменные сосуды, стелы, скульптура различных исторических периодов, скарабеи, амулеты и многое другое. По завещанию ученого, в 1920 году эти предметы были переданы в фонды Эрмитажа.



Portrait of a young man from the collection of Golenischeff. Wood, encaustic painting. 2nd Cent. BC. Pushkin Museum of Fine Arts (Moscow)

В настоящее время коллекция казанского Музея древностей, насчитывающая около 250 памятников, хранится в Национальном музее Республики Татарстан (г. Казань). Не менее важным было египетское собрание Музея при центральном Училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Это училище было устроено для подготовки промышленных художников-оформителей. Интерьеры специально сооруженного для училища здания копировали внутреннее убранство наиболее выдающихся памятников мировой архитектуры. В его египетской коллекции имелось более ста бронзовых фигурок, деревянная скульптура, более двадцати крупных фрагментов саркофагов различных эпох, ушебти, алебастровые сосуды и другие – всего 171 предмет. Большая часть древностей происходила из собрания Петра Александровича Сабурова (1835–1918).

Главное внимание В.М. Викентьев уделял комплексному изучению Востока. Фонды Музея-института комплектовались преимущественно из реквизированных частных коллекций; ученому удалось добиться перевода в свое ведение целых музеев: в частности Румянцевского, где хранилась основная часть собрания А.С. Норова. Помимо научных изысканий, в музее были заложены основы музейной реставрации памятников. К сожалению, в силу многих причин в 1924 году Музей-институт Классического Востока был расформирован, а его египетская коллекция, за исключением предметов из собрания А.А. Пальникова, была передана в Пушкинский музей.

Таким образом, к 1930 году многочисленные частные коллекции, сформированные еще в дореволюционной России, общее число которых насчитывало не менее 500, были объединены в более крупные собрания. Часть памятников осталась или была передана в музеи Воронежа, Перми, Казани, Екатеринбурга, Иванова и других городов. Но наиболее значительными фондами обладали Государственный Эрмитаж и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Поскольку советские египтологи были лишены возможности изучать древнеегипетскую историю и культуру непосредственно в Египте, коллекции Эрмитажа и ГМИИ имели первостепенное значение для отечественной науки. Они стали важнейшими научными центрами, объединившими крупнейших ученых – Б.А. Тураева, М.Э. Матье, В.В. Струве, М.А. Коростовцева, О.Д. Берлева и других, внесших огромный вклад в сохранение и развитие российской египтологии.

В Воронежском областном художественном музее имени И. Н. Крамского хранится старейшее в России собрание древнеегипетских предметов: в 2015 году ему исполняется 200 лет. По этому случаю музей открывает новую экспозицию древнеегипетского зала и временную выставку об экспедиции Отто Фридриха фон Рихтера — молодого ученого-ориенталиста, в 1815 году добравшегося до берегов Нила и вернувшегося оттуда с коллекцией памятников древнеегипетской культуры. К сожалению, это замечательное собрание испытывает сегодня определенный недостаток финансирования. Египтолог Виктор Солкин и культуролог Сергей Куприянов организовали сбор средств в пользу коллекции. Деньги пойдут на распространение информации о ней. Номер счета указан в конце материала.


Саркофаг Несипахерентахата. X в. до н. э. Дерево, роспись. Фрагмент. Фото: Сергей Куприянов

В российских региональных музеях порой таятся настоящие сокровища. Так, старейшая в стране коллекция древнеегипетского искусства хранится в Воронежском областном художественном музее имени И. Н. Крамского. Это собрание поразительных памятников, завидных не только для столичных музеев, но и для многих крупных музеев Европы. В этом году египетским сокровищам Воронежа исполняется 200 лет.

Значительная часть древнеегипетских раритетов из этой коллекции была приобретена на берегах Нила российским коллежским асессором, уроженцем Дерпта (ныне — Тарту) Отто Фридрихом фон Рихтером (1791–1816). Молодой интеллектуал тяготился скучной Европой, изучил арабский и персидский языки, а затем, отправившись в путешествие на Восток, открыл для себя и своих современников Египет, опередив виднейших европейских путешественников XIX столетия. Оказавшись на берегах Нила в июне 1815 года, он продвинулся вглубь Африки в европейских одеждах, вызывая неподдельный интерес у местных жителей и пользуясь протекцией хедива Мухаммеда Али, который в те годы был всесильным властителем Египта. Смелость, граничащая с безрассудством, образованность и упоение новым, неожиданным и поразительным миром позволили Рихтеру создать интереснейший дневник, снабженный многими иллюстрациями, на которых запечатлены храмы, гробницы Египта и Нубии. Южная точка путешествия Рихтера — нубийский комплекс в Каср Ибриме. Увидеть знаменитые скальные храмы Абу-Симбела и попасть в желанное царство Мероэ путешественнику не удалось из-за военного противостояния нескольких правителей южных пределов Египта. В крупнейших центрах древнего Египта — Мемфисе, руины которого располагались вблизи Каира, и Фивах, грандиозные памятники которых окружал городок Луксор, Рихтеру удалось собрать свою великолепную коллекцию древностей.


Интеллигенция города Воронежа, куда коллекция была перевезена в 1915 году из-за угрозы приближающегося фронта, вместе с эвакуированным Дерптским университетом, спасла эти шедевры несколько раз. В годы Первой мировой войны вещи сохранили в самом Воронеже; в первые месяцы Великой Отечественной воронежцы эвакуировали лучшие памятники в Омск, затем сделав почти невозможное, чтобы памятники-современники великих фараонов — гордость городского музея — вернулись в родной город.


Великолепный саркофаг — один из лучших памятников древнеегипетского искусства не только в России, но и в Европе — был сделан для великого царского писца, который помимо других должностей занимал пост руководителя общины царских художников и мастеров, создававших гробницы в знаменитой Долине царей. Саркофаг покрыт заклинаниями, которые должны были обеспечить вечную жизнь духу усопшего вельможи. В процессе подготовки выставки саркофаг, к сожалению, поврежденный в 1960-х годах неумелой реставрацией, удалось приоткрыть. Внутри он богато расписан: стенки покрыты изображениями духов ночи и Дуата — иного мира, — которые должны, по представлениям египтян, даровать Несипахерентахату благополучный путь сквозь таинственные области загробного пространства к Полям Иалу — как называли древние египтяне свой аналог Рая. После необходимой реставрации, которая продлится несколько лет, памятник покажут в раскрытом виде.


В 1825 году великий хедив — правитель Египта, входившего в Оттоманскую империю, подарил императору Александру III несколько очень значимых памятников, найденных в тайнике, где в X в. до н. э. было совершено коллективное погребение жрецов и жриц бога Амона. Тайник находился в скалах фиванского некрополя — на западном берегу Нила в современном Луксоре. Саркофаги жрецов и жриц были расписаны поразительно яркими красками поверх желтого тона основы, который имитировал золото, а выражаясь символическим языком древнеегипетского искусства — нетленность. Один из таких саркофагов принадлежал храмовой певице Неситауджатахет. Находившаяся в нем накладка на мумию, богато украшенная изображениями богинь-защитниц, скарабеев, символизирующих восходящее солнце и возрождение, была передана по приказу императора в собрание Дерптского университета, позже перевезенное в Воронеж.


Рамосе был видным чиновником эпохи правления Рамсеса II, царя, прославленного грандиозными сооружениями во многих городах Египта. В знаменитых Фивах при нем заметно увеличилось число царских мастеров и художников, создававших в некрополе места последнего упокоения для самого царя, а также для его многочисленных жен и детей. Рамосе был начальником царских художников, писцом, который более трех десятков лет отвечал за работу царских мастеров. На стеле, происходящей из деревни строителей царских гробниц (ныне — Дейр эль-Мединэ), господин Рамосе изображен вместе со своей супругой Мутемуйей, оба в молитвенной позе. Чета подносит жертвы и мольбы богине Таурт — подательнице семейного счастья и владычице успешного деторождения. Богиня с головой гиппопотама сидит на троне в своем святилище, за которым изображен священный сад из пальм — редкий для египетского искусства прообраз пейзажа.





Читайте также: