Сообщение об арлекино и пьеро

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет любовного треугольника популярен на все времена, особенно если роли его участников динамичны и многовариантны.

Такой динамичный треугольник – три самых популярных героя старинной итальянской уличной пантомимы: грустный клоун Пьеро, веселый клоун Арлекин и клоунесса Коломбина.

Пьеро влюблен в Коломбину, а она любит Арлекина, причем иногда это взаимно, и тогда Арлекин с Коломбиной вместе потешаются над наивным Пьеро.

А иногда Коломбине приходится принимать ухаживания Пьеро, но вздыхает она по Арлекину, который пользуется ее влюбленностью точно так же, как она использует Пьеро.

А иногда Коломбина понимает, что только Пьеро любит ее по-настоящему, а Арлекин насмехается, в общем, вариантов этой пантомимы можно придумать массу, и в этом один из секретов популярности театрального трио.

Не случайно три эти маски – частые герои картин художников, ведь изобразив этих героев в какой-то ситуации, художник сразу раскрывает зрителям и предысторию и текущий ход событий. И можно буквально в нескольких деталях показать творящуюся на полотне драму или любовное приключение.

Интересно, что известные нам характеристики этих масок сложились довольно недавно и были, в общем-то, авторским изложением одного из множества вариантов уличного театрального действа.

В итальянском уличном театре масок, который был популярен с 16 века, очень много героев, насчитали до сотни. Причем, Пьеро, Арлекин и Коломбина вовсе не были главными действующими лицами, это герои второго плана.

Пьеро и Арлекин – бедняки, из простых людей. Цветные ромбы на костюме Арлекина были изначально многочисленными заплатами, а широкие штаны Пьеро – традиционной крестьянской одеждой. Оба они играли плутоватых, ловких и комичных слуг или провинциалов в городе и очень украшали собой незамысловатые сюжеты рыночных театров.

Коломбина – тоже просто служанка, интриганка, хитрая плутовка, которая крутит любовь с другими персонажами пьес и смешно водит их за нос.

Популярность этих второстепенных героев росла от того, что именно они веселили публику своими трюками и шутками. Так что вскоре Пьеро, Арлекин и Коломбина стали просто обязательным элементом пьесы с любым содержанием – зрители требовали своих любимых персонажей.

В 19-м веке самые популярные герои уличных масок перекочевали на профессиональную сцену, и роли любимцев публики Пьеро и Арлекина достались известным актерам, которые по своему раскрыли характеры этих героев.

Именно профессиональные актеры, такие как Поль Легран и Жан-Гаспар Дюборо создали те образы масок, которые мы сейчас считаем типовыми и привычными. Белый гофрированный воротник, большие пуговицы, помпоны на туфлях и шапочка Пьеро – все это находки родом из 19-го века, ставшие стандартом образа грустного клоуна.

Картин, где затронуты герои треугольника Пьеро, Арлекин и Коломбина, очень много, а вам, друзья, какая-то понравилась?


Шедевры мирового искусства

Поль Сезанн – эпоха возрождения в современности

Поль Сезанн – живописец, родившийся во Франции и творивший в жанре постимпрессионизма. Художник с детства тяготел к искусству, но не отличался особыми знаниями и умениями в какой-либо из его сфер.

Для ранних работ молодого художника характерна мрачность, прослеживается наследие старых мастеров, элементы творчества которых Сезанн использовал в своих картинах. Главной задачей его деятельности стало стремление соединить и примирить противоположности – классику и современность, добро и зло, любовь и ненависть, и многое другое. Благодаря таким началам картины мастера стали отражением эпохи возрождения в современности.

Описание картины Пьеро и Арлекин

Одно из альтернативных названий картины – “Масленица”. Художник изобразил две фигуры, которые, на первый взгляд, кажутся довольно-таки схожими, однако это совсем не так. Поль Сезанн вложил в свое произведение более глубокий смысл – с помощью образа Пьеро и Арлекина мастер обличает наиболее распространенные темпераменты людей.

Цвета и оттенки

Для создания картины автор использует темные, приглушенные тона. Действие, изображенное на полотне, происходит в закулисье театра – об этом свидетельствуют шторы с характерной раскраской. Основными рабочими цветами и оттенками являются белый, синий, красный, черный, охра. Автор умело выбрал цветовое решение для тог, чтобы создать атмосферу приглушенного света перед выходом на сцену.

Главные герои

Пьеро изображен в странной, полусогнутой позе. Он будто бы встал и не может идти, его глаза обращены к Арлекину. Герой пытается прикоснуться к спутнику, однако до конца не ясно, удалось ли ему это сделать. Пьеро отражает интровертов – людей замкнутых и закрытых. Они часто хотят быть в центре внимания, однако им попросту не хватает смелости попытаться наладить контакт и социальные связи.

Сезанн изобразил Пьеро в традиционном для этого героя белом костюме. Но выбор оттенка обусловлен не только традициями итальянской комедии, но и несет в себе определенный символ чистоты этого человека, легкости его помыслов и души.

Арлекин же, напротив, смело и надменно смотрит вперед. Он не обращает внимания на спутника, ему, скорее всего, не важны чужие чувства и эмоции. Сам образ Арлекина как героя постановок предполагает характер с множеством пороков. Так, согласно итальянской комедии, арлекины глупы, наивны, злоупотребляют женским вниманием и не любят трудиться. Внешний вид героя тесно перекликается с его внутренней сущностью – яркий костюм с элементами красного цвета позволяет выделиться из толпы и указывает на его превосходство в обществе. Белая палочка в руках Арлекина как будто отделяет его от Пьеро, является граничной чертой, что свидетельствует о желании героя превознести собственную личность, оградить от неугодных.

Композиция картины “Пьеро и Арлекин”

Художник изобразил момент перед выходом героев на сцену театра – момент, когда люди вынуждены надеть маски и спрятать настоящие чувства и эмоции. Так Поль Сезанн отразил один из пороков общества – неумение по-настоящему отражать свои внутренние переживания.

В этом произведении так же прослеживается оригинальная черта творчества Сезанна – желание соединить противоположности. Грустный, жалкий Пьеро и гордый, надменный Арлекин – два абсолютно разных человека предстают перед нами на одной картине, которая заставляет каждого из зрителей задуматься над ее смыслом.



Поль Сезанн биография художника


Cюжетная линия картины Поля Гогена "А, ты ревнуешь?"


Духовные изыскания Крамского и их отражение на полотне "Христос в Пустыне"

Выставка знакомит с произведениями изобразительного искусства, героями которых стали Арлекин и Пьеро – самые популярные образы итальянской комедии масок. К этим персонажам на протяжении более трех столетий обращались известнейшие художники Западной Европы и России, чьи полотна вошли в сокровищницу мирового искусства. Среди них Антуан Ватто, Эдгар Дега, Пабло Пикассо, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова. И это лишь малая толика названных имен.

В чем секрет притягательности грустного Пьеро и его вечного соперника Арлекино? Ответ на этот вопрос вам подскажут материалы выставки.

Этот вид итальянского площадного театра возник из карнавальных празднеств. Как такового, театра ещё не было, но были шуты, мимы и маски. Знаменитые итальянские драматурги (Пьетро Аретино, Никколо Макиавелли и Лудовико Ариосто) сочиняли пьесы для спектаклей, создавая, таким образом, различных персонажей, по большей части мужских. Таких действующих лиц в комедии дель арте насчитывается более ста, но наиболее яркими представителями, сохранившими свою уникальную театральную личность до наших дней и оказавшими заметное влияние на современную популярную культуру, стали веселый, наивный Арлекин и незадачливый Пьеро.

Начиная с XVII века, образы этих персонажей, привлекали внимание выдающихся художников своего времени. Обращаясь к иконографии знаменитых масок, мы остановим наше внимание на наиболее известных произведениях, вошедших в сокровищницу мирового искусства.

Пьеро – миролюбивый, но чрезвычайно неудачливый персонаж, представляющий собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Его прототипом является итальянский персонаж Педролино. Изначально Пьеро был ловким, изворотливым, однако часто попадающим впросак слугой. Позднее в характере Пьеро стали преобладать черты доброго, обаятельного и печального любовника, неудачливого соперника Арлекино. Он сентиментален, влюбчив, доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.

Пабло Пикассо. Семья бродячих комедиантов


Пабло Пикассо. Семья бродячих комедиантов


Константин Сомов. Арлекин и Смерть

В особый тип можно выделить изображения всевозможных карнавалов и маскарадов, героями которых становились Арлекин и Пьеро. Интерес к маскарадам, вероятно, был обусловлен тем, что они представляли полную противоположность официальным балам и другим празднествам, подчиненным строгому протоколу. На маскараде происходит стирание границы между иллюзией и действительностью, частным и общественным, театральной ролью и реальной жизнью. Скрываясь под маской героя комедии дель арте, человек мог вести себя совершенно вольготно, без оглядки на этикет, словно играя роль того или иного персонажа.


Зинаида Серебрякова. Портрет Таты в костюме Арлекино


Антонин Сунгуров. Арлекин

Художники ХХ века превращали Пьеро в своего двойника или же наделяли героя своими портретными чертами. С помощью маски они показывали свое одиночество среди толпы или абсолютное одиночество. Кроме того, в этих автопортретах живописцы иронизируют, смеются сквозь слезы над собой и своим положением. Они возвысили образ Пьеро до символа непонятого, одинокого художника-творца.


Антуан Ватто. Пьеро (Жиль)


Пабло Пикассо. Пьеро с маской

Особое место в творчестве художницы Зинаиды Серебряковой занимают портреты и в основном это портреты ее многочисленных родственников, близких знакомых или же людей искусства. Очень много Зинаида Евгеньевна рисовала себя, только ее автопортретов можно насчитать не менее десятка, любила писать своих детей, и благодаря этому мы можем видеть, как они росли и чем увлекались. Семейство Лансере-Бенуа, откуда по рождению происходила З.Е.Серебрякова, было удивительно талантливым и подарило миру и скульпторов, и художников, и искусствоведов. И благодаря им во многом и сформировался художественный стиль и талант художницы.


Зинаида Серебрякова. Автопортрет в костюме Пьеро

Пьеро-Вертинский

По меткому замечанию Александра Бенуа, большинство изображаемых З.Е. Серебряковой персонажей (это в полной мере касается и автопортретов) поражают зрителей своим взглядом. Живой блеск, глубина. художница умела поймать тот момент, когда человек как бы уходил в себя и становился собой, не зависел от окружающих.

Александр Николаевич Вертинский (1889-1957) – выдающийся русский эстрадный артист, киноактер, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине ХХ века часто исполнял свои песни в костюме Черного Пьеро с напудренным лицом.

1915-1916 годы. Шла первая мировая война. Россия была тоже в неё втянута: гибли люди, в умах и настроениях царил разброд. В это время в Москве взошла звезда артиста Вертинского, выступавшего в небольших театриках и кабаре. Высокий, крепкий, он выходил на сцену в белом атласном балахоне и панталонах, с лицом, густо намазанным белилами. Очерченные черным гримом страдальческие глаза, резкий излом бровей. Его пение больше походило на речитатив, к тому же артист сильно грассировал.


Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин (Масленица)

Живописная поверхность картины плотна, тяжела, весома, словно смальта, демонстрирует различные способы работы кистью. Трико Арлекина, где в черный цвет ромбов добавлен синий, кажется переливающимся, сверкающим. Но, в отличие от старых мастеров, стремившихся передать фактуру ткани, меха, кружев, автор думает прежде всего о декоративном начале, а не о мире вещей. Так же, как немыслимо представить, что яблоко Сезанна можно надкусить, так не тянет пощупать, из чего сделаны костюмы героев.

Итак, кого же они представляют? Может быть, в картине содержится намек на дружбу юных Золя и Сезанна, и художник хотел этим ответить автору Творчества? Или, как полагают, здесь воплотилась вера живописца в то, что шестнадцатилетний сын, отличавшийся жизнерадостным характером, воспримет в отличие от отца открывающуюся перед ним жизнь как праздник? Так или иначе, мастер создал замечательное произведение. Пьеро и Арлекин – это образы людей искусства тех, кто живет не только в реальной жизни, но и в вечном карнавале красок и линий.


В. Шухаев и А. Яковлев. Автопортреты. Арлекин и Пьеро

А сами персонажи — нечто архетипическое. Эти образы встречаются в разных видах искусства. Иногда их характеры меняются, однако герои узнаваемы (хотя порой не без труда). Имена их стали нарицательными. Но любопытно вспомнить, откуда они произошли.

Трусливый, как заяц

Началось всё с итальянской комедии дель арте и площадных представлений. Известен этот театр с XVI века. Спектакли были весьма своеобразными. Актёры импровизировали по ходу представления. Точного, заранее написанного текста не было — была лишь общая схема действия.

Арлекин первоначально был одним из слуг. Крестьянский юноша-простачок постоянно попадал в нелепые, комичные ситуации, вызывая смех зрителей. Костюм из разноцветных лоскутов говорил о его бедности и скупости хозяина. А на шляпе Арлекин носил заячий хвост — символ трусости.

Загадочно имя персонажа. Вероятнее всего, имя Арлекин произошло от слова Эллекенили, или Эрлекен — так называли предводителя сонма демонов. Как столь мрачные истоки послужили началом комедийного персонажа, к тому же первоначально безобидного — неизвестно.

Однако образ Арлекина на протяжении веков менялся. Комедия дель арте стала популярна и во Франции. Постепенно Арлекин превратился в центрального персонажа, а от его трусости не осталось и следа. Даже костюм его изменился. Из покрытого заплатами одеяние превратилось в элегантный наряд из правильных ромбов. Облагорожены внешний облик и характер персонажа во многом по причине того, что представления стали достоянием знати.

Мельник, ставший плачущим поэтом

Пересмотрел образ французский актёр Батист Дебюро в начале XIX века. Под именем Пьеро выступал в роли несчастного влюблённого, отвергнутого дамой сердца (Коломбиной). Именно как меланхоличный поэт образ и стал популярен. Но на картине Сезанна персонаж не выглядит особенно печальным — напротив, кажется замышляющим что-то. Заставляет вспомнить о прототипе — плуте Педролино.

Хореографическая сказка

Шаловливая Пьеретта, жена Пьеро, выманивает у незадачливого супруга ключ и отпирает двери. Теперь Коломбине никто не помешает пойти на свидание! Недотёпа Пьеро же, похоже, сам не знает, кого слушаться, а кому помогать.

А вот и Арлекин. Он поёт серенаду Коломбине. Радости влюблённых нет предела! Но…

Трусливый Пьеро привёл Кассандра! Бедолагу Арлекина бьют и выбрасывают бездыханным с балкона! Того самого, где Коломбина ждала возлюбленного на свидание.

Но что это? Появляется волшебное видение! Это добрая фея. Не из стихов ли Пьеро она возникла? Он при всей своей трусости был поэтом.

Фея возвращает Арлекина к жизни и дарит ему волшебную палочку, которая не раз поможет нашему герою.

Тем временем приходит Леандр — жених, ненавистный Коломбине. Он, кажется, готовится петь серенаду? Кассандр насильно приводит свою воспитанницу на балкон.

Но тут появляется Арлекин — живой и невредимый! С помощью волшебной палочки он опускает на землю высокий балкон, где стоит Коломбина. Девушка оказывается в объятиях возлюбленного! Они устремляются на весёлый карнавал.

…В искусстве персонажи комедии дель арте возникают постоянно. Характеры их меняются, появляются новые нюансы. Создатели произведений импровизируют с этими героями — порой трудно угадать, в какой ипостаси они предстанут в очередной раз. Но часто бывает и так, что каждый зритель видит в них нечто своё, неизвестное другим. Они будят фантазию. И заставляют видеть мир по-новому.

Читайте также: