Сообщение о золотом шитье

Обновлено: 02.07.2024

Золотое шитье появилось еще во II веке до н.э. на северо-западе Малой Азии. В то время вышивка называлась атталинской – в честь правителя Атталу, при котором была основана. В Древнюю Русь изделия с золотым шитьем были завезены из Византии в 10 веке. Несмотря на высокую стоимость, расшитые полотна и наряды сразу начали пользоваться большим спросом. И уже к 12 веку в древнерусском государстве стали появляться собственные золотошвейные мастерские.

Золотошвейка, В. Тропинин 1826 г.

Нити для золотого шитья на Руси в основном завозились с Запада (из Голландии, Венеции) и были четырех видов:

  • Волоченые (тончайшая золотая или серебряная проволока);
  • Пряденые (льняная нить, туго обвитая золотой волоченой нитью); (узкая золотая или серебряная полоска);
  • Скань (шелковая или льняная нить, обвитая золотой или серебряной проволокой).

Продолжительное время золотошвейные мастерские были расположены только при монастырях. Там создавались плащаницы, иконы, одежда для священнослужителей при помощи орнаментального и лицевого шитья.

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 г.

Для создания качественной вышивки золотошвейки использовали специальную деревянную катушку – витейку. Благодаря равномерной намотке нитей на инструмент, они не соприкасались с руками, тем самым не путались и не окислялись. Чтобы золотные нити не скользили по катушке, первый слой на витейке делали из хлопковой нити. Данный инструмент в золотном шитье используют по сей день.

Вышивка Мукаиш - разновидность золотного шитья

Одной из разновидностей золотного шитья является вышивка Мукаиш (Мукеш, Мукейш) - вышивка плоской тонкой металлической нитью. Также известна как Бадла.

Занимались таким видом рукоделия преимущественно в городе Лакхнау в Индии и украшали одежду королевской семьи, поскольку нити изготавливали из чистого золота и серебра. Так как сари, украшенное только Мукаиш, было само по себе очень дорогостоящим, то её начали объединять с вышивкой Чиканкари, где используется более 30-ти различных видов стежков.

Традиционно работа Мукаиш состояла из трех этапов:

Далее работали с проволокой для вышивки: ее растягивали на полосы и пропускали через огонь, чтобы металл приобрел разные оттенки. Затем проволоки разрезали еще на более тонкие отрезки и отбивали при помощи небольшого молотка. Так получали нити, плотностью как бумага. Именно такой тонкий материал можно было вплетать в ткань.

Третий этап – вышивка битью. После ткань расправлялась, выравнивалась и тщательно осветлялась стеклянной бутылкой или ракушками каури. Все эти процессы устраняли комки на вышивке, полировали металл, делая его более ярким и блестящим.

Самые известные приемы техники Мукаиш:

Это самый основной, известный и широко используемый вид мукаишских работ для создания узоров. Размер точек определяет ширина проволоки, чем точнее точки, тем они дороже.

В период колонизации Индии эти виды вышивки стали известны в Европе и использовались при украшении роскошных нарядов дам и камзолов кавалеров. В 19 веке в России битью в сочетании с другими материалами расшивали церковные облачения и бальные платья.

Длительное время эта уникальная вышивка использовалась крайне редко, но сейчас многие знаменитые дизайнеры используют ее в своих работах: Alexander McQueen, Georges Hobeika, Azzi &Osta и другие.

Чиканкари и Мукаиш

Вышивка Мукаиш широко используется с техникой Чиканкари, поскольку обе формы ремесла родом из Лакхнау и всегда были спутниками друг друга. На подиумах, в бутиках и в Домах Мод работа Мукаиш теперь рассматривается как часть Чиканкари. Вышивка используется на различных тканях - от жоржета до крепа, хлопка, шифона и тюссера. Однако сочетание белого чистого жоржета и вышивки Чиканкари и Мукаиш остается любимым среди ремесленников.

Изделие, выполненное в технике Or Nue, получается эффектным за счет того, что вышивка переливается. Достигается это за счет разной частоты стежков. Узор вышивается непрерывно в одном направлении, снизу вверх, сверху вниз или спирально из центра. Золотые нити накладывают параллельными рядами и прикрепляют их стежками шелковых нитей или нитей крученого хлопка.

Нити в золотном шитье применяются следующих видов:

    . В их основе лежит хлопковая нить, обвитая металлизированной. представляют собой очень тонкую металлическую нить, по целостности похожую на мононить или проволоку. – тонкие металлизированные нити, скрученные между собой. .

Традиционное золотное шитье сегодня сохранилось не только в церковной вышивке, но и активно используется на мировых подиумах.

Alexander McQueen

Такие дизайнеры как Dolce & Gabbana, Guo Pei, Elie Saab, Alexander McQueen, Elsa Schiaparelli, Georges Hobeika декорируют платья, жакеты броши, клатчи и эполеты вышивкой золотом.

Guo Pei

Особенности золотного шитья

Отличительной чертой золотной техники вышивки являются:

1. Использование разного вида подложек:

Используется, когда края фигуры необходимо сделать четкими. Кусок картона вырезается четко по размеру вышиваемой фигуры.

Используются для создания объемных элементов.

2. Вышивка жемчугом

Жемчуг пришивают двумя способами:

  • Отдельно каждую бусину;
  • Нанизывая бусины на длинную нить.

Золотное шитье: вышивка жемчугом

3. Вышивка канителью, трунцалом и битью

Какое золотное шитье без канители, трунцала и бити? Стоит сказать, что вышивка данными материалами проще, чем золотными нитями, но для этого нужно учитывать следующие тонкости:

Вышивка канителью, трунцалом, битью

Золотое шитье появилось еще во II веке до н.э. на северо-западе Малой Азии. В то время вышивка называлась атталинской – в честь правителя Атталу, при котором была основана. В Древнюю Русь изделия с золотым шитьем были завезены из Византии в 10 веке. Несмотря на высокую стоимость, расшитые полотна и наряды сразу начали пользоваться большим спросом. И уже к 12 веку в древнерусском государстве стали появляться собственные золотошвейные мастерские.

Нити для золотого шитья на Руси в основном завозились с Запада (из Голландии, Венеции) и были четырех видов:

  • Волоченые (тончайшая золотая или серебряная проволока);
  • Пряденые (льняная нить, туго обвитая золотой волоченой нитью);
  • Бить (узкая золотая или серебряная полоска);
  • Скань (шелковая или льняная нить, обвитая золотой или серебряной проволокой).

Продолжительное время золотошвейные мастерские были расположены только при монастырях. Там создавались плащаницы, иконы, одежда для священнослужителей при помощи орнаментального и лицевого шитья.

Для создания качественной вышивки золотошвейки использовали специальную деревянную катушку – витейку. Благодаря равномерной намотке нитей на инструмент, они не соприкасались с руками, тем самым не путались и не окислялись. Чтобы золотные нити не скользили по катушке, первый слой на витейке делали из хлопковой нити. Данный инструмент в золотном шитье используют по сей день.

Особенности золотного шитья

Отличительной чертой золотной техники вышивки являются:

1. Использование разного вида подложек:

Используется, когда края фигуры необходимо сделать четкими. Кусок картона вырезается четко по размеру вышиваемой фигуры.

Используются для создания объемных элементов.

2. Вышивка жемчугом

Жемчуг пришивают двумя способами:

  • Отдельно каждую бусину;
  • Нанизывая бусины на длинную нить.

3. Вышивка канителью, трунцалом и битью

Какое золотное шитье без канители , трунцала и бити ? Стоит сказать, что вышивка данными материалами проще, чем золотными нитями, но для этого нужно учитывать следующие тонкости:

Аватар

Драгоценное шитьё: история

Золотое, или золотное, шитье — это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.

Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.

Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань. Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью — либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины, либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.


22 редких и необычных вида рукоделия

Золотное шитьё сегодня

На сегодняшний день золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.



Фото: @nazarkinamasha



Фото: @submarina707



Фото: imperiya. by

Надо сказать, что умение шить золотом в прежние времена ценилось очень дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. И на сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и даже в вузах. Но освоить азы этого искусства, достаточные, чтобы создавать и украшать вещи, можно и самостоятельно.



Фото: @juliet_mikecharlie



Фото: @submarina707


Белая вышивка и ришелье: мастер-класс для начинающих


Золотное шитьё: учимся азам



Фото: @submarina707

1. Ткань
Начинать учиться лучше на плотной льняной или хлопчатобумажной ткани.
2. Пяльца
Для золотного шитья используются прямоугольные пяльца — нужно, чтобы ткань была натянута на них хорошо и равномерно. В идеале подойдёт вышивальный станок — прямоугольная конструкция, располагающая запяленную ткань на некотором расстоянии от стола: так руки получают одновременный доступ и к лицевой, и к изнаночной стороне вышивки, для золотного шитья это важно. Вариант — деревянная рама, на которую натянута ткань (можно заказать такую в художественной мастерской или натянуть ткань самостоятельно, воспользовавшись кнопками).
3. Нитки:
— вышивальная кручёная нить — ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.;
— золотная нить — металлизированная нитка или тонкий металлизированный шнурок;
— вспомогательная нить — крепкая шелковая, х/б, синтетическая нитка.
4. Материал для создания объёма, или для настила
Чтобы вышивка получалась выпуклой, под нитки подкладывают специально вырезанные кусочки картона, сукна, драпа, кожи. Для тонких объёмных деталей подойдут кусочки верёвки, бечёвки, пучки мулине. Иногда после создания объёма рельефный рисунок обтягивают х/б трикотажем (необязательно, однако такой способ позволяет потом шить более чисто).
5. Иглы
Иглы вышивальные № 1−2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла, иглы для бисера (если вы планируете украшать им вышивку).
6. Материалы для украшения
Бисер, бусины, пайетки и так далее.
7. Обычные и вспомогательные инструменты для вышивания
Ножницы, ножик, напёрсток, карандаш/фломастер для нанесения на ткань узора, воск (поможет ниткам лучше скользить), клей для ткани, витейки (особая плоская или квадратная катушка, на которую наматывается рабочая нитка — такую катушку удобно класть на плоскость работы).

Последовательность работы


1. Определитесь с рисунком и размером вышивки. Подберите ткань, основные (намотайте их на витейки) и вспомогательные нитки, материалы для украшения.
2. Натяните ткань на пяльцы или подрамник. Последовательность натягивания краёв — на картинке.

3. Нанесите рисунок на ткань.
4. Если вы будете делать рельефную, или высокую, вышивку, подготовьте подложки: переведите рисунок будущих выпуклых частей узора на картон (сукно, драп), вырежьте, аккуратно приклейте подложки к ткани для вышивки или пришейте несколькими стежками. Также объём можно создать с помощью верёвочки, уложенной в узор и прикреплённой к ткани несколькими стежками.
5. Далее следует сам процесс вышивки. Стежков и способов вышивки в золотном шитье много. Вашему вниманию — три видео, объясняющие основные принципы.

Шов в прикреп:

Вышивка по настилу:

Вышивка по картону (подложке):

Бессмертный Полк на Лиру - Акция Прочитал сам - покажи другому! Кто забудет своё прошлое - у .

Сода для пользы огорода Сода для пользы огорода Сода – один из помощников дачни.

ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК СТАЛИНА — ОН САЖАЛ ТЕХ, КОГО НАДО БЫЛО ВЕШАТЬ. Спасибо СССР за красный фла.

ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ! Оригинал взят у rusfront2012 в ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО .

-Метки

-Рубрики

  • жизнь (2170)
  • политика (1351)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ (450)
  • Актеры (55)
  • мои думушки (15)
  • этика (11)
  • сатанизм (10)
  • мои корни (7)
  • ИСТОРИЯ (1217)
  • племена,народности (314)
  • геноцид на украине (170)
  • геноцид на украине (107)
  • ВОВ (75)
  • СССР (37)
  • Петр 1 и его окружение (22)
  • великие (11)
  • территория загадок (10)
  • оборона (6)
  • полководцы (2)
  • города России (754)
  • РУСЬ (562)
  • города моей жизни (43)
  • арии,славяне,русь, (21)
  • Ленинград,Питербург,Санкт-Петербург. (11)
  • малая родина (9)
  • книги (487)
  • аудио-книги (162)
  • любимые книги (91)
  • легенды,мифы (40)
  • исторические книги и фильмы (39)
  • книги онлайн (10)
  • картины (464)
  • фотограф,фото (65)
  • Золотая галерея русской живописи (59)
  • живопись (33)
  • цветы (13)
  • Стихи (416)
  • ДЛЯ СЕБЯ (374)
  • гороскопы (125)
  • магия,ритуалы (122)
  • мир музыки (330)
  • женский образ (246)
  • своими руками (244)
  • вязание (94)
  • скульптуры (24)
  • шитье (23)
  • сад,огород (4)
  • сад,огород (3)
  • за гранью разумного (211)
  • Вселенная (119)
  • видео (210)
  • путешествия (196)
  • страны (90)
  • Для друзей (176)
  • С новым Годом (54)
  • С Добрым утром (4)
  • Добрый вечер (3)
  • С Днем Рождения (2)
  • все для компа (173)
  • рамочки (62)
  • копилка (5)
  • флэш-эпиграфы (4)
  • мудрость жизни (151)
  • Знаете ли Вы? (26)
  • высказывания великих мира сего (20)
  • Обычаи,нравы, (8)
  • правила жизни (6)
  • уголок поэта (149)
  • Красота (147)
  • сады мира (57)
  • остров сокровищ (36)
  • карнавалы мира (9)
  • дети,воспитание (139)
  • русский язык (13)
  • мультфильмы (1)
  • кинофильмы онлайн (137)
  • виртуальный театр (30)
  • архитектура (117)
  • замки (43)
  • юмор (116)
  • религия (111)
  • язычество (47)
  • Кулинария (107)
  • выпечка (24)
  • салаты (15)
  • все из овощей (10)
  • украшения блюд (10)
  • мясные блюда (7)
  • антиаквариат (100)
  • артефакты (12)
  • фото животных (91)
  • храмы,соборы,монастыри (76)
  • Здоровье (75)
  • ПРИРОДА (75)
  • Чудеса Природы (48)
  • подводный мир (5)
  • Крым (1)
  • ДЕТИ (53)
  • фэнтези,мистика,необъяснимое (50)
  • сознание (47)
  • музыка (47)
  • Плейкаст (4)
  • ПРИРОДА (31)
  • советы для дома (31)
  • камни (24)
  • переделываем старые вещи (13)
  • интернет-деньги (12)
  • мастер-класс Косы (12)
  • полезное (11)
  • анимированные картинки (10)
  • АСТРОЛОГИЯ (5)
  • любовь (4)
  • цитаты из книг (3)
  • выставка (3)
  • рецепты масок (1)
  • ВОЛОСЫ (1)
  • ПОГОВОРКИ (0)

-Приложения

-Ссылки

-Музыка

-Музыкальный плеер

-Всегда под рукой

/www.liveinternet.ru/community/3080659/post115612219/"" target="_blank">http://www.liveinternet.ru/community/3080659/post115612219/" method="get">

-Шутливый гороскоп блоггера

-неизвестно

-Поиск по дневнику

-Интересы

астрология древние боги животные и птицы зачем мы приходим в этот мир. цветоводство история руси мистика и фэнтези познание того природа психология человеческих отношений фэн-шуй

-Друзья

-Сообщества

-Статистика


Золотое шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.

Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спряденную нить, которую так и называли пряденой. Позже стали изготавливать пряденую нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название скань. Четвёртой разновидностью металлической нити была бить (названная так по способу получения), которая представляла собой очень тонкую и узкую полоску. Из битья путем скручивания этой тонкой полоски в спираль получали витушку, называемую также канителью. Разумеется, из-за дороговизны материала и трудоёмкости изготовления из него разных нитей весьма велика была и цена самих нитей.


На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века, но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV века. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Металлическая нить не только дорогая, но ещё и очень непрочная – хрупкая, ею нельзя шить, как простой льняной или шёлковой нитью. Её укладывали по узору на ткани и прикрепляли шёлковой нитью в цвет металла или очень ярких контрастных цветов, создавая одноцветные и многокрасочные узоры.


Одновременно, а по некоторым сведениям, даже и раньше, чем золотое шитьё, появилось на Руси жемчужное шитьё. Ведь во многих русских реках в изобилии имелся речной жемчуг. Мастера золотого и жемчужного шитья использовали в своих работах и драгоценные камни, и бисер, и стеклярус, а также цветной гарус из натурального шёлка. Расшивали головные уборы, кокошники, оплечья, воротники и манжеты, душегреи, разные сумы, сумки и сумочки, кошели, футляры для оружия и стрел, ножны и т. п. Все они были очень дорогими, передавались по наследству, составляли самую ценную часть приданого.

Постепенно небольшие мастерские укрупнялись, возникали золотошвейные артели. Одним из таких центров стала существующая до сих пор мастерская в Торжке.

Начиная с XVII века всё шире стали вводить в золотошвейную работу различные заменители натуральных дорогих металлов. Так, золотые и серебряные нити заменили позолоченными и посеребренными медными и бронзовыми, дорогостоящие камни и натуральный жемчуг – искусственными и стеклянными бусинами и пуговицами, вместо натурального шёлка стали применять искусственный, а позже и синтетический. В XX веке широко начали заменять металл искусственной пленкой. Так появился люрекс, а затем и нити с добавлением синтетического блестящего волокна, придающего металлический блеск шёлковой и хлопчатобумажной нити. Изобилие новых материалов, называемых золотными, имитирующих металлические и металлизированные нити, позволило заняться золотным шитьем большему числу специальных мастерских и индивидуальных вышивальщиц. Однако новые материалы остаются хрупкими и непрочными, что требует навыка в работе с ними и знания особых приёмов шитья


Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов

3 года ago Enottt Комментарии к записи Традиционное русское золотное шитьё. Основные техники, центры вышивальных промыслов отключены

COSTUME cap; nightcap circa 1640-1660 overall: 180 mm Man’s night cap made from red silk velvet cut in six conical sections embroidered in metal threads with pomegranates and embellished with spangles. Said to have belonged to Major Buntine.

Золотное шитье — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.

Для золотого шитья нужно выбирать прочную ткань, которая выдержит тысячи проколов: бархат, кожа или сукно, иногда шелк.

История

На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.

Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.

Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались золотом. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.

Техники золотного шитья

Канитель

Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,

поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.

Схема процесса волочения золота

До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.

Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре

Элементы узора церковного облачения

металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.


Уменьшенная копия платья Екатерины Великой

Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.

Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.

Золотое шитье на головных уборах

Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.


Современное панно мастериц Торжка

В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.

Центры

Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском


Шитые золотом сафьяновые сапоги

монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка.

Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами.

Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвей Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

Читайте также: