Сообщение о золотом человеке на казахском языке

Обновлено: 05.07.2024

Золотой человек - сакский воин. Он жил в 5-4 веке до нашей эры. Его могилу обнаружил археолог Акишев на севере города Есык. В могиле были найдены украшения из золота. Золото было вшито в его одежду. Золотой человек на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Он олицетворяет свободу и независимость Казахстана.

Перевод на казахский сочинения"меня зовут Оксана, мне 15 лет, я студентка и учусь на менеджера, очень веселая, люблю посмеяться. в свободное время я люблю потанцевать. Раньше занималась вязанием. Я очень общительная, но характер у меня сложный.


Бекен Нурмуханбетов

Я объяснил руководству автобазы, что по Закону об охране памятников перед сносом курганов археологи должны провести их исследование, причем все расходы по раскопкам, а также предоставление техники и рабочей силы берет на себя строящая организация. Мы получили возможность без затраты средств института исследовать большой курган.

— В 63 году сошел мощный сель, практически уничтоживший озеро Иссык. Этот же сель смыл автобазу, располагавшуюся в городе. В 1969 году была выделена территория под строительство новой автобазы. Их главный инженер А. И. Дубкарт по закону того времени должен был согласовать выбор участка с археологами, тем более, что в том районе располагается достаточно хорошо известный ученым Иссыкский могильник. Дубкарт приехал к нашему начальнику Акишеву, а Кималь Акишевич, прежде чем дать свое согласие, отправил меня на осмотр участка будущей автобазы. Приехав туда, я сразу заметил крупный курган высотой в шесть метров и несколько других поменьше. Я объяснил руководству автобазы, что по Закону об охране памятников перед сносом курганов археологи должны провести их исследование, причем все расходы по раскопкам, а также предоставление техники и рабочей силы берет на себя строящая организация. Мы получили возможность без затраты средств института исследовать большой курган.

Разрез кургана

21 апреля для проведения раскопок в Иссык были командированы сам Нурмуханбетов, молодой лаборант Айтбек Амандыков, фотограф Олег Медведев, а также художник Павел Сон. Ученые не ожидали никаких сенсационных находок. Незадолго до этого на курганах Иссыкского могильника уже проводились раскопки, не давшие никаких интересных результатов. На вершине кургана, который им предстояло исследовать, была заметна воронка — верный признак того, что захоронение уже разграбили. Археологи тщательно фотографировали и измеряли насыпь. Вскоре они выяснили, что ее высота составляет 6 метров, а диаметр — 60 метров. Бульдозер начал углубляться в нее. По стандартной процедуре ученые должны были сделать разрез кургана, чтобы изучить его внутреннюю структуру технологии, по которым он был возведен.

Археологи и бульдозеристы на отдыхе

— Мы фиксировали план сооружения. Если в разрезе попадались обломки сосудов, кости животных или даже пятна золы,то мы останавливали бульдозер и тщательно изучали их. Это очень кропотливая работа, но она важна. К примеру, по золе можно восстановить этапы возведения кургана.

После снятия курганной насыпи

Бекен-ага вспоминает, что в конце апреля темп работы замедлился. Техника ломалась и перебрасывалась на другие места. Прораб стройки даже ругался с учеными, требуя как можно скорее срыть курган. Им удалось убедить строителей, что по научным соображениям в этом деле нельзя торопиться. С горем пополам к 31 мая половина намеченных работ была завершена. Ученые срыли большую часть насыпи. Остатки кургана были законсервированы, а раскопки перенесли на следующий год.


В 1970-м раскопки были продолжены в начале–середине марта, после звонка с автобазы. По документам Нурмуханбетов и его верный помощник лаборант Амандыков были командированы в Иссык только 2 апреля, однако работы на кургане, видимо, начались раньше. Археологи жили и работали в небольшом строительном вагончике неподалеку от раскопа.


Могила была деформирована грабительскими лазами. Мы нашли разрозненные человеческие останки, обломки керамики и несколько золотых бляшек. После этого стало понятно, что ничего более интересного нам найти не удастся.

Руководство стройки хотело как можно скорее избавиться от мешавшего им кургана и выделило для работ пару бульдозеров и двух бульдозеристов — Гугу Шмидта и Савелия Лаптева. Объяснив им, что нужно работать аккуратно и внимательно, ученые продолжили расчищать насыпь. Довольно быстро они удалили остатки кургана, добираясь до древнего горизонта земли. Неугомонный прораб вновь пытался помешать завершению раскопок, сославшись на то, что археологи уже раскопали все, что было предусмотрено. Ученым удалось вновь убедить его в том, что им необходимо продолжать работу. Археологи вскоре обнаружили подземный ход, еще раз убедившись, что курган уже разграблен. Они приступили к расчистке центрального погребения.

— Могила была деформирована грабительскими лазами. Мы нашли разрозненные человеческие останки, обломки керамики и несколько золотых бляшек. После этого стало понятно, что ничего более интересного нам найти не удастся.

К 3 апреля раскопки должны были быть завершены. Прораб уже собирался забирать бульдозер. Не иначе как какое-то внутреннее чутье подсказало Бекмуханбету попросить бульдозериста Савелия еще раз пройти ковшом по основанию кургана. Неожиданно в 15 метрах к юго-востоку от центрального захоронения под ковшом была замечена коричневая полоска. Ученые оживились, начали расчищать это место и откопали несколько бревен. Радости не было предела, когда они осознали, что это бревна перекрытия нетронутой погребальной ямы, расположенной сбоку от центра кургана, на глубине не более 1,2 метра от древнего уровня земли.

Работы по расчистке могильного сруба. Слева лаборант Амандыков. Справа — рабочий Утелинов

— Перекрытие могильного сруба, состоящего из бревен тяньшанской ели, сгнило от времени, и бревна переломились. Ковш, видимо, случайно зацепил один из концов этих бревен, вот оно и показалось на поверхности. Я поехал в Алма-Ату, чтобы сообщить об удивительной находке, и мы приступили к расчистке внешней поверхности сруба. Нам помогали двое рабочих — С. Стапаев и Утеулинов, а также шофер А. С. Паршин, нанятые по поручению Кималя Акишева.


На следующий день на раскоп выехала команда во главе с начальником Отрарской экспедиции Кималем Акишевым, в состав которой и входил небольшой отряд, работавший в Иссыке. Помимо Акишева, на раскоп прибыли инженер-реставратор Владимир Садомсков, лаборант Александр Загородний, художник Тамара Воробьева, еще одна чертежница, фотограф Олег Медведев, а также студент КазГУ Алишер Акишев. Вместе они продолжили работу. К 6 апреля гробница была расчищена.

Обвалившиеся бревна перекрытия сруба усыпальницы

Раскопки привлекали большое внимание жителей Иссыка и окрестных сел. Они постоянно наблюдали за ходом работ, мешая ученым. Бекен-ага вспоминает, что одна старуха дежурила у могильной ямы целыми сутками. Примерно в это же время произошел неприятный инцидент, позже породивший домысел о частичном разграблении погребения местными жителями. Когда сруб уже был расчищен, а Бекен отлучился в Алматы, группа школьников из Иссыка проникла в яму и пыталась подкопать южную сторону погребения. Им удалось извлечь несколько золотых бляшек, когда-то крепившихся к обуви захороненного. Позже Бекмуханбет вернулся и поймал этих ребят, забрав у них коробочку с драгоценными артефактами. Милиция вскоре нашла все пропавшие вещи. Подкоп привел к тому, что был нарушен порядок расположения костей правой ноги погребенного. После этого случая по ночам у ямы дежурил вооруженный отряд милиции. По Иссыку в течение многих лет ходили пересказы и различные вариации этой истории.


Мы работали быстро, но аккуратно, снимая всего по 20 сантиметров земли в день в могильной камере размером примерно 3 на 2 метра.

9 апреля археологи начали разбирать бревна перекрытия и приступили к расчистке могилы. Из-за дождей и нездорового ажиотажа вокруг раскопок со стороны зевак работы шли в ускоренном темпе. В погребении работали несколько человек. Распределившись по секторам, они постепенно счищали землю. Находки и их расположение сразу фиксировались фотографом и художником отряда, лихорадочно бегавшими вокруг могильной ямы.

— Мне кажется, расчистка ямы продолжалась около 20 дней. Мы работали быстро, но аккуратно, снимая всего по 20 сантиметров земли в день в могильной камере размером примерно 3 на 2 метра.

Золотые украшения на останках погребенного

Вскоре в южной и западной частях камеры ученые раскопали глиняную посуду. К востоку от нее показался череп погребенного. Он был поврежден упавшим в могилу срубом. Затем из земли показались первые золотые бляшки. Чем дальше шли работы по расчистке могилы, тем более удивительное зрелище представало перед археологами. Останки погребенного человека были буквально усыпаны золотыми бляхами и украшениями. Золотые пластины, некогда украшавшие головной убор, лежали выше черепа. На шейных позвонках была обнаружена золотая гривна.


Среди костей пальцев был найден золотой перстень с изображением солнечного бога Митры. В районе уха была золотая серьга. С правой стороны лежали остатки железного меча, также украшенного золотыми пластинками, а слева находился железный кинжал — акинак. Всего в могиле было найдено свыше 4 000 золотых предметов, 31 сосуд из глины, серебряные и бронзовая чаши, деревянный черпак и блюдо, 26 бусин из сердолика, бронзовое зеркало с кусочком охры. Самым удивительным во всем этом было то, что все предметы и украшения сохранились на тех же местах, где они располагались в момент погребения.


Тогда все праздновали 100-летие со дня рождения Ленина и провели в честь него всесоюзный субботник. В Иссыке мы своими раскопками этот субботник сорвали, так как все его участники вскоре побросали веники и грабли и повалили на курган, чтобы увидеть нашу находку во всем ее блеске.


— Это был знаменательный день. Тогда все праздновали 100-летие со дня рождения Ленина и провели в честь него всесоюзный субботник. В Иссыке мы своими раскопками этот субботник сорвали, так как все его участники вскоре побросали веники и грабли и повалили на курган, чтобы увидеть нашу находку во всем ее блеске, — рассказывает Бекен-ага.

Алишер Акишев вспоминает, что уже глубоко затемно вместе с отцом Кималем Акишевым и реставратором Владимиром Садомсковым они погрузили весь материал в машину и двинулись в Алма-Ату. По дороге прямо перед их машиной случилась авария. В выходной день здание Академии наук, где в то время располагался Институт истории, археологии и этнографии, было закрыто. Ученым пришлось ехать в здание издательства на Пушкина – Джамбула, где находилась лаборатория институтского фотографа Олега Медведева. Кималь Акишев вместе с сыном погрузили в подвал керамику и деревянные предметы. Однако они не могли оставить там без охраны почти 4,5 тысячи золотых блях и украшений. Они решили отнести их к себе домой. Из-за запрета на проезд по центру города грузового транспорта почти два квартала археологи с опаской шли по темным улицам, неся с собой коробочки, полные золота. Дома они осмотрели находки. На следующий день золото перевезли в сейф в главном корпусе Академии наук.


Археологи отрарской экспедиции (Бекен Нурмуханбетов — на ступеньках, первый слева)

В качестве награды за работу археологов Академия наук КазССР выделила им довольно скромную (учитывая масштабы открытия) премию в размере 500 рублей. 200 рублей достались Нурмуханбетову, и по 100 рублей дали реставратору Садомскову, фотографу Медведеву и лаборанту Амандыкову. По воспоминаниям Кималя Акишева, большую часть этой суммы ученые прогуляли в ресторане, отмечая окончание раскопок.


Алишер Акишев считал, что пластины с изображением крылатых коней с козлиными рогами (тулпаров), являвшиеся частью головного убора, символизируют культ солнца. Головной убор с бляшками, изображавшими различных животных, отражал представления саков о мироустройстве. Человек, носивший этот головной убор, возводился в ранг солнцеподобного божества. Развив эти идеи, ученый предположил, что сложное общественное устройство и религия могут быть доказательством формирования у саков ранней формы государственности.


Одной из загадок иссыкской находки по сей день остается серебряная чаша с 26 знаками, нацарапанными на ее дне в две строки. Множество ученых и лингвистов пытались расшифровать надпись, но каждый из вариантов перевода не совпадает с остальными. Надпись на чаше является одним из немногих образцов иссыкского письма. Кималь Акишев в своей книге писал, что эта надпись доказывает существование у саков Семиречья собственной письменности и алфавита, по мнению ученых-лингвистов, основанного на орхоно-енисейской письменности или арамейском алфавите.





Коробка, где много лет пролежали останки сакского царевича






Читайте также: