Сообщение о зиме пушкина
Обновлено: 30.06.2024
Разве можно более красочно и правдоподобно описать зимнее солнечное утро, чем это сделал А. С. Пушкин:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Читая эти строки, начинаешь чувствовать запах морозного воздуха, а глаза невольно жмурятся от белизны искрящегося на солнце снега. Выйдя в такое утро из дома, нельзя удержаться от соблазна пробежаться по улице, свернуть за околицу, к
речке, испробовать на прочность лед… И как приятно вернуться потом в дом к натопленной печке. Точно как у поэта:
Вся комната янтарным блеском Озарена.
Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Читая описание зимнего пушкинского вечера, хочется закутаться в теплые одеяла, лечь поближе к натопленной печке. Уже засыпая под завывания ветра и стука снега в окно, с ужасом представляешь, что делается там, за стеной, на улице:
Трудно радоваться холодной и долгой зиме, когда все кругом впадает в анабиоз. Но некоторые русские классики умели это делать! Пожалуй, ярче всего зима описана в стихах Александра Сергеевича Пушкина, который неоднократно воспевал это холодное время года. В своем стихотворении осень поэт честно признается читателям:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен…
Да, Пушкин любил зиму и заражал своей любовью других. Строки его произведений способны поднять настроение и создать неповторимую атмосферу.
В стихах Пушкина про зиму много позитива и добрых сравнений. Он красочно описывает не только природу, но и уют теплого зимнего дома, куда хочется вернуться с мороза:
Стихотворения, посвященные зиме, не только благозвучны и красивы, но и честны. Пушкин, пожалуй, понимал, что холодные зимние месяцы не просто нужно пережить, но и найти в них свою прелесть.
Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
проанализировать языковые средства, использованные для описания русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
определить функции описаний русской зимы в творчестве А.С. Пушкина
выявить художественную роль описаний русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА Зима и ее роль в истории русской литературы
1. Образ зимы в русской литературе
2. Образ зимы в творчестве А.С. Пушкина
2 ГЛАВА Анализ языковых средств изображения русской зимы
1.Языковые средства изображения образа зимы в лирике А.С. Пушкина
2. Языковые средства изображения образа зимы в прозе А.С. Пушкина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Работа содержит 1 файл
готовое.docx
1 ГЛАВА Зима и ее роль в истории русской литературы
- 1. Образ зимы в русской литературе
- 2. Образ зимы в творчестве А.С. Пушкина
2 ГЛАВА Анализ языковых средств изображения русской зимы
- 1.Языковые средства изображения образа зимы в лирике А.С. Пушкина
- 2. Языковые средства изображения образа зимы в прозе А.С. Пушкина
В большинстве произведений Пушкина немало страниц посвящено красоте природы, её величию и могуществу. Каждый поэт с любовью и нежностью воспевает прелести родного края, его природную неповторимость. Образы природы всегда играют важную роль в художественных произведениях. Любовь к Родине, к природе не оставляет равнодушным, пожалуй, ни одного писателя и поэта. Именно природа соединяется с человеческим сердцем той его возвышенной силой, которую издавна называют поэзией. Каждый поэт воспевает любовь к природе по-своему, своеобразно рисует картины родного пейзажа. Удивительному миру природы посвящено великое множество произведений A.C. Пушкина. Описания зимней природы занимает особое место в творчестве великого поэта. Зима у него всегда разная и неповторимая: то великолепная и блистательная, то тоскливая и холодная.
Актуальность избранной темы заключается в том, что сейчас остро стоит вопрос о связи человека и природы, его осознанному, бережному отношению к ней. Художественное произведение великого мастера слова способно пробудить в сознании людей патриотические чувства по отношению к природе, родной земле, своему национальному достоинству.
Объектом нашего исследования являются языковые средства описания русской зимы А.С. Пушкиным.
Предмет исследования – образ русской зимы в произведениях А.С. Пушкина.
Цель данной работы: показать образы русской зимы и их художественные функции в творчестве А.С. Пушкина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать языковые средства, использованные для описания русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
- определить функции описаний русской зимы в творчестве А.С. Пушкина
- выявить художественную роль описаний русской зимы в произведениях А.С. Пушкина
Теоретические основы нашего исследования мы будем брать из трудов отечественных критиков и авторов, которые анализировали труды Пушкина. Для изучения нашей темы мы обратимся к другим дисциплинам, чтобы вывести одно, общее целое. Обращать внимание будем на такие науки как искусство, лингвистика, литературоведение и т.д.. Мы будем обращаться к различным словарям (толковым, лингвистическим и этимологическим) и к энциклопедиям.
К информационной базе будут относиться научные источники: данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалы семинаров, приблизительные темы предшествующих работ и интернет ресурсы.
Глава 1. Зима и ее роль в истории русской литературы
Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.
“Литературный энциклопедический словарь” определяет пейзаж как “описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира”.
Писатели очень часто в своих произведениях обращаются к описанию пейзажа. Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения.
Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором, на котором развертываются действия. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Неслучайно М.М. Пришвин подчеркивал, что человек – часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней он обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические возможности.
Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное
душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы.
Пейзаж может играть и роль социальную (например, невеселый деревенский пейзаж в третьей главе романа “Отцы и дети”, свидетельствующий о крестьянском разорении: “Попадались и речки с открытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”).
Посредством пейзажа выражают свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. Пейзажными описаниями у автора, прежде всего, неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.
Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в белоснежное одеяло, а природа засыпает, предвкушая во сне будущее весеннее пробуждение. Огромные, белые и покойные пространства России, причудливо заиндевевший, как бы затаивший дыхание лес, служат символом жизни, хранящим в себе жизненные возможности иных времен года. Царство зимы не от мира сего, и зима постоянно связывается у отечественных поэтов с образами волшебства, зачарованности.
В русской поэзии зимнее время – праздник света, непорочности, чистоты. Русских поэтов образ снега, как облака севшего на землю, наводит на мысль о небесном рае, воплощенном самой природой. Но зимнее время несет в себе и некие нечистые, враждебные людям начала. Зима чревата метелью, с ее завывающей вьюгой, бунтующей против всего человеческого, наполненной неведомыми, инобытными формами души.
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подёрнулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля…
В стихотворении "Чародейкою Зимою. " Ф. И. Тютчева зима — добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной красой".
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес.
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес.
Она входит в этот сказочный мир природы и остается в нем навечно, освобождаясь от всех бед. Там у нее есть все, а здесь ничего.
В стихотворениях И.А. Бунина о зиме создаются не только живописные пейзажи, но и полотна русской жизни, подчёркивающие неотделимость человека от природы. Художественно-эстетический эффект зимних образов усиливает магия воспоминаний и богатая цветовая палитра, подчёркивающая напряжение радости и печали в сердце человека, искренне любящего русскую природу.
Вот зима пришла
серебристая,
Белым снегом замела
поле чистое.
Днем с детьми на коньках
все катается,
Ночью в снежных огоньках
рассыпается…
Итак, зима - удивительное время года. То суровая ведьма, то добрая волшебница, она всегда неразрывно связана с судьбой русского человека, всегда найдет отклик в его сердце.
Что же нравится Пушкину в зиме? Отвечая на этот вопрос, он рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, "зимних праздников блестящие тревоги", катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении "Бесы": путник заблудился "в чистом поле" во время метели.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
"Снег летучий" мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, "невидимкою" скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении "Зимнее утро" описывается тихое великолепное утро после бури.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Если вчера "вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась", то сегодня "мороз и солнце; день чудесный", и снег лежит "великолепными коврами". После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь.
О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: "Зимняя дорога" и "В поле чистом. ".
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит. ("Зимняя дорога ")
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой. ("В поле чистом. ".)
Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: "пробирается луна", "льет печально свет она", "отуманен лунный лик" ("Зимняя дорога") и "светит месяц" ("В поле чистом. "). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении "Зимняя дорога" написано: "тройка борзая бежит", и в тексте "В поле чистом. " - аналогично: "тройка мчится". В стихотворении "В поле чистом. " Пушкин с восхищением описывает "снег волнистый и рябой", который в пятой главе "Евгения Онегина" (I строфа) был назван автором "зимы блистательным ковром".
Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении "Осень", звучит и в "Евгении Онегине".
«. И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали.
"Мгла крещенских вечеров" (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения "Зима" заметил: "медленно глотаю скуки яд".
А мысли далеко. Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет. Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединеньи!
О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении "Зима" и в пятой главе, строфе XLIII "Евгения Онегина". Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить "чашку чая", "возиться со старыми журналами соседа" ("Евгений Онегин") или проверять "расход" ("Зима"), кататься на коньках, сесть "на коня" ("Зима") и "скакать верхом" ("Евгений Онегин") и, наконец, читать. В стихотворении "Зима" Пушкин дополняет этот список "разговором", "встречами" с приятными людьми. Кроме скуки, зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения "Зима" замечает: "теряю все права над рифмой".
Удивительно трогательно просто А.С.Пушкин рассказывает нам о русской зиме. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и ярких звёзд.
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах всё темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
Отрывки из романа Евгений Онегин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
***
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
***
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
***
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
то заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
к нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
и печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
приумолкла у окна?
Или бури завываньем ты,
мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню,
как синица тихо за морем жила;
Спой мне песню,
как девица за водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
то заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
— Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела — А нынче…
погляди в окно:
погляди в окно: Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена.
Веселым треском Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Что делать нам в деревне?
Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться со старыми журналами соседа? Пороша.
Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко… Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет…
Теряю все права над рифмой,
над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную;
там слышу разговор о близких выборах,
о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля. Тоска!
Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы),
— Как оживляется глухая сторона! Как жизнь,
о боже мой, становится полна!
Сначала косвенно-внимательные взоры,
Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шепот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!
Романс Свиридова на стихи Пушкина
Содержимое работы - 1 файл
КУРСОВАЯ Русский язык ГОТОВАЯ.docx
2.2 Анализ стихотворения Пушкина А.С. "Зимнее утро"
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче. погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
В данном стихотворении преобладают простые двусоставные предложения. Имеются неоднократные обращения (Пора, красавица, проснись; Вечор, ты помнишь; Друг милый). Предложения носят как повествовательный (прозрачный лес один чернеет ), так и восклицательный
(Мороз и солнце; день чудесный!) и вопросительный характер ( не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? ) характер .
2.3 Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер"
Концепт - это "единица, призванная связать воедино научные изыскания в области культуры, сознания и языка, так как он принадлежит сознанию, культуре и опредмечивается в языке.
Выделение контекстуальных воплощений концепта позволило глубже понять философию жизни, предложенную автором, помогло (в некоторой степени) реконструировать индивидуально-авторскую картину мира, отраженную в тексте. Индивидуально-авторская картина мира несет в себе черты языковой личности ее создателя, что обусловлено эстетическим характером отражения действительности и антропоцентризмом текста.
Читайте также: