Сообщение о жанре интервью

Обновлено: 07.07.2024

Понятие и виды интервью

Интервью - беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес, предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению).

Интервью - жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями .

Ключевым жанром публицистики интервью становится в XIX в., в период бурного развития периодической печати, когда диалог приобретает широкое распространение в качестве способа получения общественно значимой информации из первоисточника (от ее носителя).

Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды. Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:

1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь;

2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;

3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии .

Цели интервью первой и второй категорий в какой-то степени перекрещиваются, многие выдающиеся личности – эксперты в своей области. Например, хорошо известный политический деятель, выступая как официальное лицо по некоторым аспектам политики своей партии, может в процессе интервью ярко раскрыться как личность.

Интервью это жанр, по отношению к которому авторское право несет определенные нюансы (в отличие от всех других – репортажа, комментария и т.д.). Зачастую интервью несет в себе очевидные признаки соавторства. Лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, его материал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой деятельности, который охраняется авторским правом. С другой стороны, и журналист, интервьюер, проявляет творчество при постановке вопросов, определении направления беседы, творчество журналиста проявляется и после завершения беседы, когда он придает более совершенную, оригинальную форму интервью: в газетах и журналах это внесение изменений, выходящих за пределы обычного редактирования, на радио и в телевидении – монтаж или дополнительное включение в материал беседы тех или иных вопросов, различные дополнения, комментарии. Получается, что интервью есть результат соавторства со всеми вытекающими последствиями .

Виды интервью. Существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.

Например, можно говорить о двух разных способах общения - прямом, непосредственном контакте с собеседником и опосредованном. Почти во всех классических интервью это происходит синхронно, т.е. в одно и то же время и при непосредственном контакте журналиста и собеседника - пространственном, визуальном, вербальном .

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Существует возможность и опосредованного общения, причем формы и комбинации опосредованности могут быть разными. Например, интервью по телефону, при котором разговор может быть синхронным, но при этом отсутствует визуальный контакт. Правда, современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники могут находиться в разных городах, даже частях света, при этом имея и визуальный контакт. Другой вариант опосредованного интервью - письменная форма с возможностью отложенного ответа - практикуется нечасто и, как правило, с очень важными персонами. А вот за интервью с помощью различных служб Интернета (электронная почта, чаты, телеконференции), надо полагать, большое будущее. Такое общение, опосредованное компьютерными и телефонными проводами, протекает в письменной форме. Ответная реакция может осуществляться как в режиме отложенного ответа, так и в режиме он-лайн, а хорошие каналы связи потенциально позволяют установить как голосовой, так и видеоконтакт с респондентом.

В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

К выезду на интервью по событийному поводу обычно из-за недостатка времени готовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, журналист при исследовании ситуации и ее причинно-следственных связей чаще полагается на свою наблюдательность.

С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.

Конечно, вполне возможны случаи, когда интервьюируемый осуществляет анализ событий, ситуаций, процессов, не ожидая наводящих вопросов. Однако это чаще всего бывает в том случае, когда он сам заинтересован в наиболее подробном, детальном освещении предмета разговора, что, конечно же, облегчает задачу автора будущей аналитической публикации.

Оперативное интервью - разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров. Начальник может говорить перед камерой долго, однако в выпуск новостей из интервью войдет фрагмент на 20-40 секунд, а цитата будет четко вписана в контекст сюжета. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. На английский манер его называют street talk, часто используют также латинский вариант - vox pop. Характерная особенность таких интервью - постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Журналисты этот вид интервью нередко ошибочно именуют социологическим опросом, потому что в нем присутствует элемент метода конкретных социологических исследований - фиксированный, четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим изысканиям - репрезентативность, т.е. представленность различных социальных групп, и, следовательно, по результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации - такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Рассмотрим еще один вид интервью, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Такое креативное интервью чаще называют беседой, диалогом. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью - большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе - правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе - общечеловеческое начало.

интервью

Для интервью характерна неравноценность функций собеседника, которых принято называть "интервьюер" и "респондент". Интервьюер, как правило, не вступает в активный диалог, не высказывая личных суждений, поскольку его задачей является дать возможность высказаться респонденту.

Какие бывают жанры интервью

В соответствии с содержательной составляющей, интервью условно можно разделить на 2 вида:

Поскольку практически каждое интервью содержит элементы обоих видов, классификация отражает преобладание одной из составляющих.

По предметно-функциональному признаку можно распределить интервью по следующим типам:

По степени подготовленности респондента интервью бывают следующими:

  1. Психологическое интервью, особенностью которого является предоставляемая респонденту возможность выговориться. В данном случае репортёр может задавать наводящие вопросы.
  2. Нестандартизированное интервью, в котором интервьюер предварительно предлагает лишь тема беседы, предоставляя респонденту возможность высказываться свободно.
  3. Полустандартизированное (фокусированное) интервью, перед котором проводится предварительное обсуждение темы.
  4. Стандартизированное интервью: в этом случае респонденту заранее известна тематика и формулировка вопросов.

Требования к интервьюеру

Тот факт, что репортёр берёт на себя роль ведущего в диалоге, предъявляет к нему несколько требований.

Во-первых, журналист обязан уметь расположить к себе человека, а соответственно обладать знаниями по психологи общения. Разговорить собеседника, вовлечь в дискуссию, получив в результате нужный объём и соответствующее качество информации – вот главная задача журналиста.

Её реализация невозможна без наличия базовых знаний по обсуждаемому вопросу. Следовательно, репортёр просто обязан бать компетентным в обсуждаемой проблеме, тщательно готовиться к каждому интервью, и не только изучать предмет будущего диалога, но и выстраивать план с учётом психологических особенностей собеседника и нюансов ситуации.

Лишь такой продуманный и тщательный поход поможет сделать интервью по-настоящему интересным и успешным. Для того, чтобы узнать больше, посетите онлайн-курсы по журналистике.

intervyu-kak-zhanr-zhurnalistiki

Интервью – это литературное изложение беседы журналиста с человеком, мысли, комментарии или пояснения которого по определенным актуальным вопросам жизни вызывают общественный интерес. Это совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию.

Качество и характер вопросов интервью зависит от темы беседы. Некоторые из вопросов возникают в ходе беседы, но основные следует подготовить заранее, с учетом того, что именно интересует общество. Искусство журналиста направлять беседу в русло проблемы, интересующей его.

Вопросы должны быть:

Ответы должны быть:

Интервью могут быть как индивидуальными, так и коллективными, когда сразу несколько человек выражают свое мнение по поводу затронутых вопросов.

В ходе беседы журналист уточняет отдельные моменты, задает вопросы, следит за тем, чтобы разговор шел в нужном направлении. Просит подробнее высказаться по поводу вопросов, представляющих наибольший интерес. Т.е. журналист стремится, чтоб беседа была содержательной и интересной для обоих.

Если человеку нечего сказать, начинать разговор не стоит. И если журналист не подготовлен, не знает о чем будет идти речь, не умеет формулировать вопросы так, чтобы заинтересовать собеседника, не умеет быть непринужденным, откровенным, то интервью не получится содержательным и интересным.

Интервью печатается в СМИ с разными целями:

  • сообщить читателям о чьих-то планах, задачах,
  • рассказать о творческих успехах, достижениях,
  • разместить информацию о предстоящем событии, к которому заранее готовятся, или сообщить подробности уже прошедшего,
  • разъяснить более подробно тот или иной факт уже известный читателю,
  • узнать мнение политического, творческого, гос. деятеля по какому-либо вопросу.

Очень важно для журналиста точно изложить запись интервью, чтобы избежать перекручиваний, ошибок, неточностей. Можно согласовать материал с собеседником после его обработки. Переносите интервью на бумагу не откладывая, пока его подробности хранятся в памяти.

В чем заключается искусство интервью?

Начальная стадия беседы

Вступление должно быть кратким (без лишней настойчивости) журналист должен

  • представиться,
  • сообщить от имени какого СМИ он выступает,
  • почему решил обратиться именно к этому человеку,
  • изложить цели беседы,

все это нужно продумать заранее и построить свою речь так, чтобы вызвать у собеседника интерес к сказанному, желание сотрудничать. Нужно обратить внимание на формулировку вопросов. Они должны быть понятны собеседнику. Хорошо, если первые вопросы покажут компетентность журналиста, его подготовленность к интервью. Когда собеседник чувствует, что журналист знает дело, готовился к разговору, у интервьюируемого появляется более серьезное отношение к журналисту. Собеседник охотнее делится своими мыслями, проблемами.

ВАЖНО: Первые вопросы должны быть интересными, втягивать собеседника в разговор.

Темп беседы

В чем заключается искусство беседы?

  1. Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а, во-вторых, – за мыслью.
  2. Чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован.
  3. Сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику.

Советы по искусству интервью

  1. Не задавайте злых, провокационных вопросов.
  2. Давайте собеседнику возможность высказаться, не перебивайте его.
  3. Используйте молчание в свою пользу.
  4. Повторяйте свой вопрос. Если на Ваш вопрос не дан ответ, повторите его в несколько измененном виде.

Заповеди интервьюера

Проверка сведений полученных в ходе интервью

Сведения, полученные в ходе интервью, зависят от индивидуальных свойств памяти собеседника, состояния его здоровья вообще и в момент события, от его компетентности, от ситуации беседы, его отношения к корреспонденту, от умения журналиста разговаривать и т.д.

Контроль сведений в процессе интервью может быть:

  • внешним – строится на сопоставлении фактов, сообщаемых собеседником с данными, добытыми из других источников,
  • внутренним – основанным на сопоставлении высказываний собеседника с его же словами.

Приемы контроля достоверности информации

5 типов интервью

1. Ток-шоу – теле- или радиоинтервью, общее или индивидуальное с обязательным участием зрителей в студии или посредством телефонных звонков. Ток-шоу могут быть общественно-политическими, познавательными, развлекательными.

2. Пресс-конференция. Коллективное интервью, в котором участвуют одновременно журналисты многих СМИ, которые задают вопросы на разные темы одному или нескольким известным людям (политикам, спортсменам, шоу-менам). Как правило, пресс-конференции организовываются по инициативе отвечающей стороны, которая заинтересована в том, чтобы о ней побольше узнала общественность. Каждый журналист готовит на пресс-конференцию интересные вопросы, представляя свое СМИ, но он может в подготовке материала использовать ответы на вопросы других журналистов. Т.е. пресс-конференция – коллективный труд разных СМИ.

3. Брифинг – разновидность пресс-конференции. Как правило, на них журналисты не задают вопросы, а получают информацию по какой-либо важной проблеме от лица или лиц, создавших брифинг. Он проводится с целью быстро оповестить максимальное количество СМИ, чтоб те в свою очередь донесли информацию до общественности.

5. Блиц-опрос – коллективное интервью, предусматривающее опрос людей разных возрастов, профессий на улице или по телефону. Как правило, вопросы составляются короткие, вопросник состоит не более чем из 3 вопросов, которые формулируются одинаково для всех отвечающих. Проводится с целью выяснения точки зрения разных слоев населения по актуальным вопросам жизни общества.

intervyu-kak-zhanr-zhurnalistiki

Интервью – это литературное изложение беседы журналиста с человеком, мысли, комментарии или пояснения которого по определенным актуальным вопросам жизни вызывают общественный интерес. Это совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию.

Качество и характер вопросов интервью зависит от темы беседы. Некоторые из вопросов возникают в ходе беседы, но основные следует подготовить заранее, с учетом того, что именно интересует общество. Искусство журналиста направлять беседу в русло проблемы, интересующей его.

Вопросы должны быть:

Ответы должны быть:

Интервью могут быть как индивидуальными, так и коллективными, когда сразу несколько человек выражают свое мнение по поводу затронутых вопросов.

В ходе беседы журналист уточняет отдельные моменты, задает вопросы, следит за тем, чтобы разговор шел в нужном направлении. Просит подробнее высказаться по поводу вопросов, представляющих наибольший интерес. Т.е. журналист стремится, чтоб беседа была содержательной и интересной для обоих.

Если человеку нечего сказать, начинать разговор не стоит. И если журналист не подготовлен, не знает о чем будет идти речь, не умеет формулировать вопросы так, чтобы заинтересовать собеседника, не умеет быть непринужденным, откровенным, то интервью не получится содержательным и интересным.

Интервью печатается в СМИ с разными целями:

  • сообщить читателям о чьих-то планах, задачах,
  • рассказать о творческих успехах, достижениях,
  • разместить информацию о предстоящем событии, к которому заранее готовятся, или сообщить подробности уже прошедшего,
  • разъяснить более подробно тот или иной факт уже известный читателю,
  • узнать мнение политического, творческого, гос. деятеля по какому-либо вопросу.

Очень важно для журналиста точно изложить запись интервью, чтобы избежать перекручиваний, ошибок, неточностей. Можно согласовать материал с собеседником после его обработки. Переносите интервью на бумагу не откладывая, пока его подробности хранятся в памяти.

В чем заключается искусство интервью?

Начальная стадия беседы

Вступление должно быть кратким (без лишней настойчивости) журналист должен

  • представиться,
  • сообщить от имени какого СМИ он выступает,
  • почему решил обратиться именно к этому человеку,
  • изложить цели беседы,

все это нужно продумать заранее и построить свою речь так, чтобы вызвать у собеседника интерес к сказанному, желание сотрудничать. Нужно обратить внимание на формулировку вопросов. Они должны быть понятны собеседнику. Хорошо, если первые вопросы покажут компетентность журналиста, его подготовленность к интервью. Когда собеседник чувствует, что журналист знает дело, готовился к разговору, у интервьюируемого появляется более серьезное отношение к журналисту. Собеседник охотнее делится своими мыслями, проблемами.

ВАЖНО: Первые вопросы должны быть интересными, втягивать собеседника в разговор.

Темп беседы

В чем заключается искусство беседы?

  1. Истинный журналист должен идти к собеседнику, во-первых, с мыслью, а, во-вторых, – за мыслью.
  2. Чтобы беседа была плодотворной, собеседник как минимум должен быть в ней заинтересован.
  3. Сам журналист как личность должен быть интересен собеседнику.

Советы по искусству интервью

  1. Не задавайте злых, провокационных вопросов.
  2. Давайте собеседнику возможность высказаться, не перебивайте его.
  3. Используйте молчание в свою пользу.
  4. Повторяйте свой вопрос. Если на Ваш вопрос не дан ответ, повторите его в несколько измененном виде.

Заповеди интервьюера

Проверка сведений полученных в ходе интервью

Сведения, полученные в ходе интервью, зависят от индивидуальных свойств памяти собеседника, состояния его здоровья вообще и в момент события, от его компетентности, от ситуации беседы, его отношения к корреспонденту, от умения журналиста разговаривать и т.д.

Контроль сведений в процессе интервью может быть:

  • внешним – строится на сопоставлении фактов, сообщаемых собеседником с данными, добытыми из других источников,
  • внутренним – основанным на сопоставлении высказываний собеседника с его же словами.

Приемы контроля достоверности информации

5 типов интервью

1. Ток-шоу – теле- или радиоинтервью, общее или индивидуальное с обязательным участием зрителей в студии или посредством телефонных звонков. Ток-шоу могут быть общественно-политическими, познавательными, развлекательными.

2. Пресс-конференция. Коллективное интервью, в котором участвуют одновременно журналисты многих СМИ, которые задают вопросы на разные темы одному или нескольким известным людям (политикам, спортсменам, шоу-менам). Как правило, пресс-конференции организовываются по инициативе отвечающей стороны, которая заинтересована в том, чтобы о ней побольше узнала общественность. Каждый журналист готовит на пресс-конференцию интересные вопросы, представляя свое СМИ, но он может в подготовке материала использовать ответы на вопросы других журналистов. Т.е. пресс-конференция – коллективный труд разных СМИ.

3. Брифинг – разновидность пресс-конференции. Как правило, на них журналисты не задают вопросы, а получают информацию по какой-либо важной проблеме от лица или лиц, создавших брифинг. Он проводится с целью быстро оповестить максимальное количество СМИ, чтоб те в свою очередь донесли информацию до общественности.

5. Блиц-опрос – коллективное интервью, предусматривающее опрос людей разных возрастов, профессий на улице или по телефону. Как правило, вопросы составляются короткие, вопросник состоит не более чем из 3 вопросов, которые формулируются одинаково для всех отвечающих. Проводится с целью выяснения точки зрения разных слоев населения по актуальным вопросам жизни общества.

Читайте также: