Сообщение о японском танце

Обновлено: 18.05.2024

Во всех культурах народов мира присутствуют танцы, но в Японии они отличаются своей уникальностью и выразительностью. Японские танцы появились более 1500 лет назад. За этот длительный период времени японское танцевальное искусство подверглось множеству изменений и преобразований. На протяжении всей истории Японии национальные праздники сопровождаются танцами: торжественными и народными плясками.

Отличительной особенностью японского танца является его тесная связь с другими видами искусства, в первую очередь с театром. Актёры передвигались по сцене, словно танцуя, а главным аксессуаром у них был веер, который мог заменить в представлении множество предметов: меч, чашу, жезл, кисть для письма и др. Таким образом, театральное представление напоминало своеобразный танец с веером.

Японцы почитают и свято хранят свои традиции, поэтому для них танец – это не просто движения под музыку, а история целой нации, своеобразный ритуал, в который вкладывался огромной смысл. Японские танцы представляют собой целые театрализованные выступления, которые показываются не только при помощи телодвижений, а в ход идут ещё и множество различных аксессуаров: веера, маски, зонты, оружие, шляпы и т.д. Каждое представление исполняется во имя чего-нибудь: прихода долгожданного времени года, богатого урожая, победе в войне или истории любви.

Направления японского танца


В японских танцах выделяют два основных направления: май и одори. Движения в представлениях категории май – спокойные и плавные, а основное внимание уделяется жестам танцоров, а одори характеризуются своей порывистостью и особым музыкальным сопровождением. Танцы направления май исполнялись во время ритуалов, а в одори при помощи жестов и движений разыгрывалось некое представление: рассказывалось о жизни простых людей и о явлениях природы.

Многие танцевальные движения произошли от древних ритуалов, которые совершались для призыва душ умерших или для того чтобы изменить погоду. Такие танцы с давних пор известны всем жителям и считаются традиционными, они остаются практически неизменными на протяжении долгих лет. И только лишь в 20 веке японская танцевальная культура претерпела нововведения, появились совершенно новые движения.

Традиционные танцы (Нихон буё)


  • Дэнто-Одори. Известен с древних времён и тесно связан с народными обычаями Японии. Появился около 600 лет назад. В то время он был частью ритуала буддистов, благодаря которому души умерших возвращались на землю. Поэтому танцующие верили, что с ними танцуют их предки. Исполняется во время проведения фестиваля в честь летних праздников и только под живую музыку (флейта, сямисэн).
  • Кагура. Произошёл от древних ритуальных плясок, исполнявшихся под барабанную дробь и игру флейты. Широкое распространение имел у почитателей Синтоизма. Считалось, что этот танцевальный жанр появился ещё во времена первых богов. Существует легенда о том, что богиня солнца Аматэрасу, устав от нападок своего брата спряталась в пещере и тем самым погрузила всю землю во тьму и холод. Остальные боги не могли оставить всё как есть и решили, во что бы то ни стало выманить богиню наружу. Для этого богиня веселья Аме но Узуме вместе с остальными богами устраивает пляску с дикими элементами. Таков был самый первый танец в мире. Эти элементы впоследствии и стали основой Кагура.

В древние времена его исполняли жрицы в императорском дворце, считалось, что при помощи танцевальных движений они входили в транс и позволяли вселиться в себя посланникам богов.

В 20 веке в Японии набирает особую популярность балет, который пришёл сюда вместе с гастролями театральных групп западных стран. В это время появляются нововведения, которые носят название синбуё – новые традиционные японские танцы, другими словами – современные. Они отображают традиции Японии, просто слегка изменён ритм и характер.

С 1929 года в Японии начал развиваться новый вид танцевального искусства – балет. Спустя 30 лет была создана первая балетная ассоциация Японии, которая занималась постановкой балетов из репертуара заграничной классики.

Современные танцы (Синбуё)

Танцы являются настоящим национальным достоинством Японии и всегда завораживают своей грацией и изящностью. Можно часами их наблюдать и каждый раз восхищаться духовной и телесной самоотдачей танцоров. Чтобы понять смысл танца нужно не только быть знакомым с культурой Японии, но и уметь воспринимать эмоции других. Если это вам удастся, то японский танец надолго останется в вашем сердце и памяти.


Продолжая серию статей на тему культуры азиатских стран, стоит более подробно поговорить также про традиционные японские танцы. Они слишком не похожи на привычные нам, неизбежно манят и вызывают вопросы. Когда они появились, в каких видах, стилях и школах существуют, в чем заключается их особенность, какие аксессуары используют танцоры – обо всем этом мы узнаем из статьи ниже.

Будет интересно и познавательно!

О главном

Народные танцы развивались в совокупности с другими видами искусства – каллиграфией, театром, литературой, музыкой – и, подобно им, обладают по-японски самобытными и немного странными для европейца чертами. Сочетание плавных и резких жестов, ярко очерченная мимика, удивительные костюмы и яркий макияж – всем этим вооружаются танцоры-японцы.

сцена

  • дзе – вступление, чтобы подготовить зрителя, передать атмосферу; длится дольше остальных частей;
  • ха – развитие событий, содержащее кульминационный момент;
  • кю – неожиданная развязка; самая короткая по продолжительности часть.

Японцы верят, что хореография, наряду с каллиграфией, икебаной и другими видами декоративно-прикладного искусства, отлично сказывается на культурном развитии девушек и раскрытии их женской энергии.

Два вида

Можно выделить два основных вида национальных танцев:

танец май

Подобный ритуал стал основой для танца – умиротворенного, мягкого, сдержанного. Он также послужил базой для театрального представления в традиционном стиле но. В данном случае танцы с веерами стали символизировать хождения с растениями.

танец-

До первой половины XVII столетия в качестве актеров театра кабуки нанимали только девушек, но затем вышел указ правительства, запрещавший представительницам прекрасного пола играть в этих театральных постановках. Тогда их место, даже на роли женщин, заняли мужчины.

Другие разновидности

  • Мим-гигаку – заимствованный с китайских и корейских территорий, насквозь пропитанный символизмом. Танцоры, которыми в основном были мужчины, облачались в яркие костюмы льва и показывали акробатические трюки. Существует несколько вариаций, например, мим-гагаку самураев.

костюм льва

  • Фуро – придворная хореография XII-XIII веков, олицетворяющая императорскую беседу с министром. Вообще в танцевальных представлениях при дворце могли участвовать даже маленькие мальчишки и девчонки.
  • Сургаку – отличающийся ритмикой, экспрессивностью, является частью представления в сопровождении музыки.
  • Ковакамай – танец трех мужчин по аккомпанемент воинственного хора и музыкальных инструментов: барабана, дудочки.

японский народный танец

  • Нэмбуцу – ритуальный танцевальный номер, исполняемый в буддийских монастырях в дни поминовения.
  • Льоманзай – исполняется преимущественно в Новый год и предназначен для мольбы о мире и удаче в предстоящем году. Обязательный аксессуар – веер, а танцоры изображают птиц, растения, лодочки, что само по себе являет олицетворение счастья.
  • Сакура – торжество весны, солнца, ясного неба и цветков сакуры. Хореографические па неизменно выполняют девушки.

девушка танцует

  • Буто – современный вид, чувственный, полный экспрессии. Исполнители толстым слоем намазаны гримом и наполовину обнажены, а движения призваны показать поиски смысла бытия, внутреннюю опустошенность.

Все эти и многие другие танцы можно наблюдать воочию на танцевальном фестивале Ава, проводимом ежегодно в середине августа в городе Сикоку.

Школы

Гейши на сцене

Японцы, начавшие обучение и достигшие неплохого уровня мастерства, могут все равно всю оставшуюся жизнь посвятить оттачиванию навыков. Если говорить о названиях конкретных школ, связанных направлением, то к основным можно причислить Фудзима-рю, Накамура, Бандо, Ивада, Нисикава и многие другие.

Заключение

Итак, традиционная хореография Японии – это отдельный вид искусства, без которого, пожалуй, не был бы полноценным ни театр, ни музыка. Условно танцы можно поделить на два вида – май и одори, но за всю многовековую историю сложилось немало конкретных танцевальных шедевров, которые нельзя отнести ни к одному из этих видов, и в наше время появляются все новые.

народный танец Японии

Танцы для японцев – это не простые телодвижения. Каждый японский танец имеет свою историю, свои символические движения. Это своего рода ритуал, в который японцы вкладывают определенный смысл и придают, понятное только им, значение. Японский танец – это великолепное театрализованное представление. В танце часто присутствуют дополнительные атрибуты.

Ранние археологические свидетельства, связанные с исполнительским искусством в Японии восходят к периоду Ямато (300-710 н.э.). Найденные археологами объекты включают в себя миниатюрные инструменты, маски и украшения, а также глиняные фигурки танцоров, которые были названы скульптурами Haniwa. Традиции ранних танцев, которые по-прежнему исполняют в современные дни, так называемые танцы кагура, проистекают как раз из этого периода.

Театр и танцы в Японии

Миф о происхождении театра и танца датируется 8 веком нашей эры. Согласно этому мифу, богиня Солнца была возмущена шалостью своего брата и заперлась в пещере, после чего на весь мир опустилась темнота. Другие боги собрались перед входом в пещеру, чтобы просить ее выйти наружу. Прекрасная дева Узуме, богиня рассвета, начала танцевать перед пещерой так дико и страстно, как будто в нее вселились духи. Во время танца, она обнажила свою грудь и остальные боги начали аплодировать и выражать свое восхищение так громко, что богине Солнца стало любопытно. Она решила выглянуть посмотреть, что происходит снаружи. После того, как она увидела танец, богиня уже не захотела возвращаться в пещеру. Так благодаря танцу свет и тепло вернулись в этот мир.

Танцы Японии

Буддийские ритуальные танцы

Ранняя история Японии характеризуется изоляцией от внешнего мира. Это вполне объяснимо географическим расположением Японии, которая отрезана морями от всех стран. Тем не менее, в истории Японии есть периоды, когда наблюдались сильные внешние влияния от материка.
В середине 6 -го века буддизм достиг Японии через Корейский полуостров. Позже были установлены контакты с Китаем. Вместе с буддизмом, и его несколькими вариациями, были переняты различные формы культуры с буддийской Востока и Центральной Азии. Помимо прочего, к ним относился театр масок гигаку.

Танцы Японии

Период Нара: присоединение Японии к международной буддийской культуре

Таким образом, Нара стала неотъемлемой частью международного буддизма в культурной сфере, которая простиралась от Китая до Центральной Азии и далее до Индии. Этот период характеризуется расцветом буддийских танцев в масках, а также различных других танцев, которые были адаптированы при императорском дворе Нара, и в итоге которые сформировали бугаку — традиционный придворный танец, который практикуется и поныне.

Японские придворные танцы

Японские танцы представляют из себя ритуальное и зачастую непонятное для западного зрителя зрелище. Странные движения рук и ног, непонятная искаженная мимика — однажды увидев настоящий японский танец, о нем будет сложно забыть. История создания этого по-настоящему незабываемого зрелища насчитывает уже не одну сотню лет.

Танцы Японии

Период Хэйан, появление сугубо японской эстетики

В 748 император Камму перенес столицу из Нары в Хэйан-кё (современный Киото). На подобный шаг он решился, поскольку хотел обособиться от нарастающего влияния буддизма. На тот момент буддийский монашеский орден накопил слишком много богатства и политической власти.

Во время периода Хэйан (794-1192) появились отчетливо японские виды культуры, в которых уже было мало общего с Китаем. Начали возникать новые формы искусства, поэзии, литературы и общей эстетики. Начали формироваться даже новые стандарты красоты. Во время периода Хэйан, буддийский танец в масках гигаку практически исчез, а все большую популярность начали набирать придворные танцы бугаку. Также сложились новые театральные формы, основанные на более ранних народных традициях, такие как денкаку и саругаку.

Танцы Японии

Феодальный период, дзен-буддизм, самураи и театр нох

Длительный феодальный период в Японии характеризуется появлением правящего класса самураев-воинов. После ряда сражений между феодальными кланами сёгуном был назначен Минамото-но Ёритомо, который основал свое военное правительство в Камакуре, несмотря на то, что Хэйан формально продолжал сохранять статус имперской столицы.

Танцы Японии

Новые религии, такие как Чань-буддизм, были позаимствованы из Китая. Чань-буддизм вскоре превратился в Японии в дзен-буддизм. Именно дзен-буддизм стал религией самураев в 15 — 16 веках, и он наложил очень сильный отпечаток на японские искусства, в том числе на театр. Художники и танцоры, которые исповедуют дзен, стремятся подать свое искусство по возможности самыми простыми доступными средствами, а также передать присущую каждому объекту присущую ему природную красоту и эстетику.

Дзен-буддизм стал основной религией в Японии 15 — 16 веков, оказав существенное влияние на все японские искусства, в том числе на танцы и театр.

Минималистичная эстетика дзэна повлиял на строгое великолепие театра нох, который развился в период Муромати (1333-1568). В течение этого времени столица была перенесена из Камакура обратно в Киото. Нох, которому первоначально оказывали покровительство монахи и самураи, сохранил свою сущность, особенности, актерское мастерство и музыку до сегодняшнего дня, и в настоящее время рассматривается как одна из величайших традиций мировой драматургии.

Танцы Японии

Период Эдо, появление городского среднего класса

Период с середины 15 века до начала 17 века был омрачен постоянными войнами между правящими кланами. В 1600 Токугава Иэясу победил своих конкурентов и установил сёгунат Токугава в Эдо (современный Токио). Так начался период Эдо (1600-1868), который был отмечен длительной эпохой политического единства.

В течение этого периода появился новая прослойка среднего класса — купцы, которые больше не были ограничены философией дзен или строгим кодексом этики самураев. Новая аудитория, горожане, хотели новых развлечений. В итоге появились две примечательные формы театра: кукольный театр Бунраку и сенсационная на то время разновидность кабуки — эротический кабуки, который первоначально исполнялся в минитеатрах, расположенных в кварталах красных фонарей растущих городов.

Вестернизация Японии

Танцы Японии

Кагура, священные танцы Синто

В Японии, как известно, часто процветают архаичные традиции. Кагура (божественное исполнение) — как раз одна из таких танцевальных традиций, которая связана с первой системой верований Японии, синто. Изначально это была строгая форма торжественного искусства, но потом танец кагура претерпел множество изменений в течение тысячи лет. Некоторые из форм этого танца по-прежнему связаны с синтоистскими священными обрядами, а некоторые придворной практикой, в то время другие формы танца связаны с сельскохозяйственным календарем. В некоторых формах кагура используются маски, а другие формы, которые носят более театральный характер, включают в себя рассказы и инсценировку рассказов.

История танца кагура

Происхождение традиций кагура не совсем ясно, но предполагается, что эта танцевальная форма предшествовала театру нох, который развился на рубеже 14 века. Японский эпос связывает кагура с мифическим танцем богини Узуме перед пещерой, в которой скрылась богиня солнца.
Первоначально, священные танцы кагура исполнялись только храмовыми жрицами. Позже кагура вдохновил множество форм популярных ритуальных танцев, которые были основаны на более ранних народных плясках. На протяжении веков развивались различные разновидности кагура, в том числе танцевальная драма, а также полностью светские варианты танца.

Танцы Японии

Виды кагура

Первоначально придворные танцы, связанные с кагура, назывались микагура. Они исполнялись в нескольких священных местах, таких как Императорское святилище и различные синтоистские святилища по всей стране. Подобные танцы также являлись обязательной частью Императорского праздника урожая, который до сих пор в тайне практикуется в императорском дворце в Токио.

Большинство танцев кагура произошли от первоначальных прототипов, исполненяемых в некоторых синтоистских святилищах. Позже новые варианты кагура стали популярными и в других частях Японии. Эти виды танцев кагура обычно связаны с конкретными церемониями, такими как ритуальное очищение, празднование дня благодарения и другие храмовые праздники.

Танцы Японии

Репертуар кагура включает в себя один вариант танца льва, при исполнении которого танцовщицы носят маски львов. Танец льва известен во многих вариациях в различных частях Азии. В время династии Эдо в кагура появилась даже форма уличных выступлений, под названием дайкагура. В ней были элементы акробатики, различных танцев, жонглирования и т.д.


Япония – страна, владеющая огромным культурным наследием. Японцы свято чтят и бережно хранят свои обычаи и традиции. Например, национальная японская традиция – отвешивать при встрече поклон, или традиционное японское переодевание. Искусство танца – это еще одна культурная традиция страны восходящего солнца.

Танцы для японцев – это не простые телодвижения. Каждый японский танец имеет свою историю, свои символические движения. Это своего рода ритуал, в который японцы вкладывают определенный смысл и придают, понятное только им, значение. Японский танец – это великолепное театрализованное представление. В танце часто присутствуют дополнительные атрибуты. Чаще всего это яркие красочные веера, самурайское оружие, маски, шляпы и военные доспехи. Каждый японский танец посвящен определенному событию: приходу весны, хорошему урожаю или военной победе.

Кроме этих танцев, в каждом японском регионе существуют свои традиционные танцы.

Древнейшим японским танцем является – кагура. Его движения символизируют танец мифической японской богини Амо-но-Удзумэ. Из японских мифов, следует, что благодаря своим танцам, эта богиня выманивала из небесной пещеры богиню Омиками. Кагура – плавный изящный танец. Ранее этот танец исполняли только в храмах, в настоящее же время, движения кагуры можно увидеть в японских театральных постановках.

Первым иностранным танцем, появившимся в Японии, стал танец мим-гигаку. Это символический танец с огромной маской льва. Существует огромное число разновидностей этого танца – мим-бугаку, мим-гагаку и др. Эти танцы пришли в Японию из Кореи и Китая. Исполняя эти танцы, японцы наряжались в специальные красочные костюмы. В них принимали участие в основном мужчины. В некоторых из этих танцев присутствовали элементы акробатики. Например, мим-гагаку – это древний самурайский танец. Во время исполнения, самурай выходил в центр зала в широких мешковатых штанах, с оружием в руках. В конце танца он надевал на себя цветное кимоно. Оно являлось символом весны и процветания японского народа. Как правило, такие виды танцев исполнялись при дворах. Они считались, своего рода развлечением для императора и его свиты.


В 12-13 столетиях, в императорских дворцах устраивались целые танцевальные представления. В театрализованном танце принимали участие даже дети. Мальчики, например, исполняли движения – тиго, а девочки кружились в танце – сира-буеси. На таком представлении мог присутствовать и сам император. Например, танец фурю, обозначал разговор императора с придворным министром.

Еще одним, чисто мужским японским танцем, является танец ковакамай. В исполнении этого танце принимают участие три взрослых мужчины. Он сопровождается военным песнопением под звуки флейты и барабанов.

Нэмбуцу – это религиозный японский танец. Он часто исполняется в буддистских храмах в поминальные дни. Плавные, магические движения этого танца завораживают и восхищают.

В начале 20 века, в великолепном храме Мэйдзи, зародился новый японский танец — синбуе. В этом танце впервые принимали участие, как женщины, так и мужчины. В этот период в Японии стали появляться многочисленные школы танцев.

Современные японские танцы – буто, совершенно не похожи на сдержанные движения средневековой эпохи. Это быстрые, экспрессивные танцы. Танцоры ярко накрашены и полуобнажены. Этот танец рассказывает зрителям о бренности жизни, о душевных страданиях и поисках жизненного смысла.

В настоящее время, культура танца в Японии активно процветает и развивается.

Народные танцы развивались в совокупности с другими видами искусства – каллиграфией, театром, литературой, музыкой – и, подобно им, обладают по-японски самобытными и немного странными для европейца чертами. Сочетание плавных и резких жестов, ярко очерченная мимика, удивительные костюмы и яркий макияж – всем этим вооружаются танцоры-японцы.

сцена

  • дзе – вступление, чтобы подготовить зрителя, передать атмосферу; длится дольше остальных частей;
  • ха – развитие событий, содержащее кульминационный момент;
  • кю – неожиданная развязка; самая короткая по продолжительности часть.

Японцы верят, что хореография, наряду с каллиграфией, икебаной и другими видами декоративно-прикладного искусства, отлично сказывается на культурном развитии девушек и раскрытии их женской энергии.






Театр и танцы в Японии

Миф о происхождении театра и танца датируется 8 веком нашей эры. Согласно этому мифу, богиня Солнца была возмущена шалостью своего брата и заперлась в пещере, после чего на весь мир опустилась темнота. Другие боги собрались перед входом в пещеру, чтобы просить ее выйти наружу. Прекрасная дева Узуме, богиня рассвета, начала танцевать перед пещерой так дико и страстно, как будто в нее вселились духи. Во время танца, она обнажила свою грудь и остальные боги начали аплодировать и выражать свое восхищение так громко, что богине Солнца стало любопытно. Она решила выглянуть посмотреть, что происходит снаружи. После того, как она увидела танец, богиня уже не захотела возвращаться в пещеру. Так благодаря танцу свет и тепло вернулись в этот мир.


Буддийские ритуальные танцы


Период Нара: присоединение Японии к международной буддийской культуре

Таким образом, Нара стала неотъемлемой частью международного буддизма в культурной сфере, которая простиралась от Китая до Центральной Азии и далее до Индии. Этот период характеризуется расцветом буддийских танцев в масках, а также различных других танцев, которые были адаптированы при императорском дворе Нара, и в итоге которые сформировали бугаку — традиционный придворный танец, который практикуется и поныне.

Японские придворные танцы

Японские танцы представляют из себя ритуальное и зачастую непонятное для западного зрителя зрелище. Странные движения рук и ног, непонятная искаженная мимика — однажды увидев настоящий японский танец, о нем будет сложно забыть. История создания этого по-настоящему незабываемого зрелища насчитывает уже не одну сотню лет.


Период Хэйан, появление сугубо японской эстетики

В 748 император Камму перенес столицу из Нары в Хэйан-кё (современный Киото). На подобный шаг он решился, поскольку хотел обособиться от нарастающего влияния буддизма. На тот момент буддийский монашеский орден накопил слишком много богатства и политической власти.

Во время периода Хэйан (794-1192) появились отчетливо японские виды культуры, в которых уже было мало общего с Китаем. Начали возникать новые формы искусства, поэзии, литературы и общей эстетики. Начали формироваться даже новые стандарты красоты. Во время периода Хэйан, буддийский танец в масках гигаку практически исчез, а все большую популярность начали набирать придворные танцы бугаку. Также сложились новые театральные формы, основанные на более ранних народных традициях, такие как денкаку и саругаку.


Феодальный период, дзен-буддизм, самураи и театр нох

Длительный феодальный период в Японии характеризуется появлением правящего класса самураев-воинов. После ряда сражений между феодальными кланами сёгуном был назначен Минамото-но Ёритомо, который основал свое военное правительство в Камакуре, несмотря на то, что Хэйан формально продолжал сохранять статус имперской столицы.


Новые религии, такие как Чань-буддизм, были позаимствованы из Китая. Чань-буддизм вскоре превратился в Японии в дзен-буддизм. Именно дзен-буддизм стал религией самураев в 15 — 16 веках, и он наложил очень сильный отпечаток на японские искусства, в том числе на театр. Художники и танцоры, которые исповедуют дзен, стремятся подать свое искусство по возможности самыми простыми доступными средствами, а также передать присущую каждому объекту присущую ему природную красоту и эстетику.

Дзен-буддизм стал основной религией в Японии 15 — 16 веков, оказав существенное влияние на все японские искусства, в том числе на танцы и театр.

Минималистичная эстетика дзэна повлиял на строгое великолепие театра нох, который развился в период Муромати (1333-1568). В течение этого времени столица была перенесена из Камакура обратно в Киото. Нох, которому первоначально оказывали покровительство монахи и самураи, сохранил свою сущность, особенности, актерское мастерство и музыку до сегодняшнего дня, и в настоящее время рассматривается как одна из величайших традиций мировой драматургии.


Период Эдо, появление городского среднего класса

Период с середины 15 века до начала 17 века был омрачен постоянными войнами между правящими кланами. В 1600 Токугава Иэясу победил своих конкурентов и установил сёгунат Токугава в Эдо (современный Токио). Так начался период Эдо (1600-1868), который был отмечен длительной эпохой политического единства.

В течение этого периода появился новая прослойка среднего класса — купцы, которые больше не были ограничены философией дзен или строгим кодексом этики самураев. Новая аудитория, горожане, хотели новых развлечений. В итоге появились две примечательные формы театра: кукольный театр Бунраку и сенсационная на то время разновидность кабуки — эротический кабуки, который первоначально исполнялся в минитеатрах, расположенных в кварталах красных фонарей растущих городов.

Вестернизация Японии


Два вида

Можно выделить два основных вида национальных танцев:

танец май

Подобный ритуал стал основой для танца – умиротворенного, мягкого, сдержанного. Он также послужил базой для театрального представления в традиционном стиле но. В данном случае танцы с веерами стали символизировать хождения с растениями.


До первой половины XVII столетия в качестве актеров театра кабуки нанимали только
девушек, но затем вышел указ правительства, запрещавший представительницам прекрасного пола играть в этих театральных постановках. Тогда их место, даже на роли женщин, заняли мужчины.

Традиционные японские танцы — манящая тайна востока


Продолжая серию статей на тему культуры азиатских стран, стоит более подробно поговорить также про традиционные японские танцы. Они слишком не похожи на привычные нам, неизбежно манят и вызывают вопросы. Когда они появились, в каких видах, стилях и школах существуют, в чем заключается их особенность, какие аксессуары используют танцоры – обо всем этом мы узнаем из статьи ниже.

Будет интересно и познавательно!

Другие разновидности

  • Мим-гигаку – заимствованный с китайских и корейских территорий, насквозь пропитанный символизмом. Танцоры, которыми в основном были мужчины, облачались в яркие костюмы льва и показывали акробатические трюки. Существует несколько вариаций, например, мим-гагаку самураев.

костюм льва

  • Фуро – придворная хореография XII-XIII веков, олицетворяющая императорскую беседу с министром. Вообще в танцевальных представлениях при дворце могли участвовать даже маленькие мальчишки и девчонки.
  • Сургаку – отличающийся ритмикой, экспрессивностью, является частью представления в сопровождении музыки.
  • Ковакамай – танец трех мужчин по аккомпанемент воинственного хора и музыкальных инструментов: барабана, дудочки.

японский народный танец

  • Нэмбуцу – ритуальный танцевальный номер, исполняемый в буддийских монастырях в дни поминовения.
  • Льоманзай – исполняется преимущественно в Новый год и предназначен для мольбы о мире и удаче в предстоящем году. Обязательный аксессуар – веер, а танцоры изображают птиц, растения, лодочки, что само по себе являет олицетворение счастья.
  • Сакура – торжество весны, солнца, ясного неба и цветков сакуры. Хореографические па неизменно выполняют девушки.

девушка танцует

  • Буто – современный вид, чувственный, полный экспрессии. Исполнители толстым слоем намазаны гримом и наполовину обнажены, а движения призваны показать поиски смысла бытия, внутреннюю опустошенность.

Все эти и многие другие танцы можно наблюдать воочию на танцевальном фестивале Ава, проводимом ежегодно в середине августа в городе Сикоку.

Кагура, священные танцы Синто

В Японии, как известно, часто процветают архаичные традиции. Кагура (божественное исполнение) — как раз одна из таких танцевальных традиций, которая связана с первой системой верований Японии, синто. Изначально это была строгая форма торжественного искусства, но потом танец кагура претерпел множество изменений в течение тысячи лет. Некоторые из форм этого танца по-прежнему связаны с синтоистскими священными обрядами, а некоторые придворной практикой, в то время другие формы танца связаны с сельскохозяйственным календарем. В некоторых формах кагура используются маски, а другие формы, которые носят более театральный характер, включают в себя рассказы и инсценировку рассказов.

Школы

Гейши на сцене

Японцы, начавшие обучение и достигшие неплохого уровня мастерства, могут все равно всю оставшуюся жизнь посвятить оттачиванию навыков. Если говорить о названиях конкретных школ, связанных направлением, то к основным можно причислить Фудзима-рю, Накамура, Бандо, Ивада, Нисикава и многие другие.

Направления японского танца

В японских танцах выделяют два основных направления: май и одори. Движения в представлениях категории май – спокойные и плавные, а основное внимание уделяется жестам танцоров, а одори характеризуются своей порывистостью и особым музыкальным сопровождением. Танцы направления май исполнялись во время ритуалов, а в одори при помощи жестов и движений разыгрывалось некое представление: рассказывалось о жизни простых людей и о явлениях природы.

Многие танцевальные движения произошли от древних ритуалов, которые совершались для призыва душ умерших или для того чтобы изменить погоду. Такие танцы с давних пор известны всем жителям и считаются традиционными, они остаются практически неизменными на протяжении долгих лет. И только лишь в 20 веке японская танцевальная культура претерпела нововведения, появились совершенно новые движения.

Читайте также: