Сообщение о возникновении миссионерского селения горного алтая

Обновлено: 14.05.2024

Топонимия и фольклорные материалы нередко содержат существенные данные, дополняют имеющиеся сведения по истории заселения той или иной территории. Кроме того, современные названия населенных пунктов и бытующие предания сами по себе являются элементами характеристики поселений.

Названия населенных пунктов (ойконимы) различаются по формам словообразия или семантике. В этих признаках находят отражение последовательность расселения русских и культурно-языковые контакты с другими народами. Все многообразие название русских сельских поселений Алтайского края в наиболее полной мере сформировалась в начале ХХ в. и первые годы Советской власти. Русские ойконимы образуются главным образом при помощи суффиксов. В Алтайском крае названия поселений, оканчивающиеся на -ов(-ев), распространились с расселением старожилов и были присущи их деревням и селам. Среди поселений старожилов особый интерес представляют названия с суффиксом -их(а), который исследователи связывают с местами расселения старообрядцев. На территории Алтайского края такие названия встречаются повсеместно (Выдриха, Тележиха, Волчиха и др).

С массовым переселением крестьян из южных и центральный губерний в ХIХ – начале ХХ в. распространились названия населенных пунктов с суффиксом -к(а), присущим южной и юго-западной полосе европейской части страны. Эти названия особенно часты в степной части края, где преобладают поселки переселенцев.

Большая группа названий указывает на расположение поселений, характеризуя какие-либо приметы места (Камышенка, Остров сосновый). В ойконимах русское население закрепило многие наименования водоемов, гор, урочищ, воспринятые от местного населения (с. Бурла – по реке, Ая – по озеру и др.).

Среди поселений, расположенных вдоль рек, встречается немало названий, указывающих на последовательность расселения (Усть–Калманка, Верх–Калманка, Новокалманка, Закалманка и т. п.). Миграционные процессы приводят к повторяемости названий. С конца ХIХ в. намного возросло число селений, образовавших названия от ойконимов европейской части страны, так как переселенцы повторяли наименования своих родных мест (Полтава, Казанка) или воспроизводили на их основе новые (пос. Рязановка был основан переселенцами из Рязанской губ.).

От первого этапа русского расселения до настоящего времени сохраняются наименования с особенностями, характерными для севернорусской полосы, Поволжья, Приуралья (суффиксы -ов, -их), от пореформенного времени – с присущими южнорусской полосе и Украине (суффикс –к, использование сложных форм).

Ойконимы, возникшие в дореволюционное время, строились большей частью при помощи притяжательных суффиксов, означавших владельческую принадлежность. С установлением Советской власти вошли в употребление названия, отражающие коллективное социалистическое производство, значительно повысилась их идеологическая и смысловая нагрузка.

Местное население, как правило, вкладывает определенное смысловое содержание в названия населенных пунктов. Обычно оно связано с преданиями о происхождении селения, об истории его возникновения. До недавнего времени местные предания можно было услышать от жителей как небольшой устный рассказ, объясняющий ситуацию до расселения русских и сам процесс селообразования.


Н. К. Рерих. Чудь подземная

В предгорных районах сохраняются легенды о дорусском народе-рудознатце – чуди. В них рассказывается о людях, живших в ямах и боявшихся белой березы. С приходом русских чудь или ушла дальше в горы, или подрубила стойки своих жилищ и погребла себя в земле. Как следы их пребывания остались в горах рудные ямы и надгробные камни. Сходные сюжеты зафиксированы и в Восточной Сибири (в частности, у семейских Забайкалья), в Приуралье и на Европейском Севере. Многие исследователи считают, что легенды о чуди были перенесены в Сибирь, но есть мнение и о их сибирском происхождении.

Предания о возникновении селений в пореформенное время отличаются по содержанию. Обычно в них точно указывают места европейской части страны, откуда вышли первые засельщики, рисуются их взаимоотношения со старожилами. Интересной деталью является выделение особой роли печи как неприкосновенного очага жилища. Так, по словам жителей, случалось, что сибиряки не хотели принимать в свою среду новоселов, и, чтобы выдворить их из селения, ломали и разбирали избы. Но если в новом доме уже успели поставить печь, то его не трогали.


оз. Моховое, Курьинский район

Особенно богаты преданиями Змеиногорский, Третьяковский, Курьинский районы, на территории которых располагались многие заводы Кабинета, была создана и действует в настоящее время Колыванская шлифовальная фабрика. Предгорья Алтая в этой части необыкновенно красивы. Выветривание создало причудливые формы скал, напоминающих огромных фантастических животных, фигуры людей, зверей и птиц. По преданию, в эти места пришел русский Иван (или Колыван) и, пораженным богатством и красотой природы, поселился, основав деревню (Колывань). Он был хорошим мастером и вырезал в скалах на вершинах гор приметные фигуры.

Источник: Липинская В. А. Современные названия поселений и предания о них // Липинская В. А. Русское население Алтайского края. Москва, 1987. С. 56-64.

Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г.

Создание миссии

А. д. м. под руководством прп. Макария

3 авг. 1830 г. миссия оставила Тобольск, в Абалакском мон-ре миссионеры окончательно приготовились к дальнему переезду в Бийск, 23 авг. они достигли Барнаула, где от местного прот. Созонта получили св. миро, богослужебные книги, ризы и др. церковные принадлежности. 28 авг. миссия прибыла в Бийск, а в нач. сентября архим. Макарий отправился в Горный Алтай и прибыл в с. Улала (совр. Горно-Алтайск). По указанию архиеп. Евгения первые алтайские миссионеры с самого начала своей деятельности вели путевые записки (записи за 1831-1833, сделанные о. Макарием и А. Волковым, находятся в РГИА. Ф. 843. Оп. 2. Д. № 1720).

7 сент. 1830 г. прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску, к-рого как первенца миссии назвал Иоанном. Этот день алтайские миссионеры считали днем рождения миссии. Первые полгода архим. Макарий посвятил поездкам по селениям Горного Алтая для ознакомления с местностью, жителями, их наречиями, а также в поисках наиболее удобного пункта для центрального стана миссии. Чтобы быть ближе к кочевым племенам Горного Алтая, архим. Макарий в февр. 1831 г. из Бийска переехал в Сайдыпский казачий форпост; в мае 1831 г. он перебрался в Улалу, но узнав, что местные жители, опасаясь быть крещеными, намереваются откочевать в Кузнецкий округ, сам удалился в близлежащее с. Майму. Из Маймы архим. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и представителями др. алтайских племен. Обращая алтайцев в Православие, он устраивал их на оседлое жительство в Майме и др. окрестных селениях. В Майме миссионеры начали учить алтайских детей грамоте и оказывать местному населению медицинскую помощь. Благодаря своему труду, исполненному любви и сострадания к бедным, о. Макарий вскоре завоевал доверие улалинцев, и бо́льшая их часть к 1834 г. приняла Крещение. Тогда архим. Макарий переселился в Улалу, и это селение стало центральным станом А. д. м.; к 1836 г. крестились все улалинцы. Имея 2 антиминса для походных церквей (один для ц. Всемилостивого Спаса, др.- для ц. в честь иконы Божией Матери Одигитрии), о. Макарий служил попеременно в Улале и Майме.

До прибытия прп. Макария от приходских священников ближайших рус. поселений за 70 лет приняли Крещение ок. 300 коренных жителей Горного Алтая, однако большинство из них не были утверждены в вере. (По ревизии 1857 г. в Бийском и Кузнецком округах насчитывалось 39 тыс. коренных жителей Горного Алтая и Горной Шории.) К началу деятельности миссионеров абсолютное большинство алтайцев и шорцев были язычниками-шаманистами, они почитали духов гор, лесов и рек и во всех своих нуждах обращались к камам (шаманам).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основание Алтайской духовной миссии и ее деятельность в Горном Алтае

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основание Алтайской духовной миссии и ее деятельность в Горном Алтае

Основание Алтайской духовной миссии и ее деятельность в Горном Алтае

Основание АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ основана в 1830 г. выдающимся миссионером.

Основание АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухарёвым), благодаря успешной деятельности к-рого она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX — нач. XX в. Следуя кирилло-мефодиевой традиции (см. Кирилл (Константин), Мефодий), все основные виды миссионерского делания — проповедь, обучение, богослужение — алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев.

Менее чем за столетие (1830-1920) трудами миссионеров из язычества в Правосла.

Алтайская духовная миссия под руководством прп. Макария 3 авг. 1830 г. миссия.

Алтайская духовная миссия под руководством прп. Макария 3 авг. 1830 г. миссия оставила Тобольск, в Абалакском мон-ре миссионеры окончательно приготовились к дальнему переезду в Бийск, 23 авг. они достигли Барнаула, где получили богослужебные книги, ризы и др. церковные принадлежности. 28 авг. миссия прибыла в Бийск, а в нач. сентября архим. Макарий отправился в Горный Алтай и прибыл в с. Улала (совр. Горно-Алтайск). По указанию архиеп. Евгения первые алтайские миссионеры с самого начала своей деятельности вели путевые записки

В Улале 7 сент. 1830 г. прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску.

В Улале 7 сент. 1830 г. прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску, к-рого как первенца миссии назвал Иоанном. Этот день алтайские миссионеры считали днем рождения миссии. Первые полгода архим. Макарий посвятил поездкам по селениям Горного Алтая для ознакомления с местностью, жителями, их наречиями, а также в поисках наиболее удобного пункта для центрального стана миссии. Чтобы быть ближе к кочевым племенам Горного Алтая, архим. Макарий в февр. 1831 г. из Бийска переехал в Сайдыпский казачий форпост; в мае 1831 г. он перебрался в Улалу, но узнав, что местные жители, опасаясь быть крещеными, намереваются откочевать в Кузнецкий округ, сам удалился в близлежащее с. Майму.

Между Маймой и Улалой В Майме миссионеры начали учить алтайских детей грамоте.

Между Маймой и Улалой В Майме миссионеры начали учить алтайских детей грамоте и оказывать местному населению медицинскую помощь. Благодаря своему труду, исполненному любви и сострадания к бедным, о. Макарий вскоре завоевал доверие улалинцев, и бо́льшая их часть к 1834 г. приняла Крещение. Тогда архим. Макарий переселился в Улалу, и это селение стало центральным станом А. д. м.; к 1836 г. крестились все улалинцы. о. Макарий служил попеременно в Улале и Майме.

Крещение До прибытия прп. Макария от приходских священников ближайших рус. по.

Крещение До прибытия прп. Макария от приходских священников ближайших рус. поселений за 70 лет приняли Крещение ок. 300 коренных жителей Горного Алтая, однако большинство из них не были утверждены в вере. (По ревизии 1857 г. в Бийском и Кузнецком округах насчитывалось 39 тыс. коренных жителей Горного Алтая и Горной Шории.) К началу деятельности миссионеров абсолютное большинство алтайцев и шорцев были язычниками-шаманистами, они почитали духов гор, лесов и рек и во всех своих нуждах обращались к камам (шаманам).


За 13 лет и 8 месяцев руководства миссией прп. Макарием были крещены 675 взр.

За 13 лет и 8 месяцев руководства миссией прп. Макарием были крещены 675 взрослых алтайцев и более 700 детей. Оглашенных евангельской проповедью о. Макарий допускал ко крещению с большой осторожностью и никогда не гнался за числом новокрещеных. Он сначала узнавал о поведении желающих принять крещение, учил послушанию буд. восприемникам, требовал знания основ правосл. вероучения и кратких молитв и тогда решался крестить оглашаемого. К 1844 г. в А. д. м. насчитывалось 15 сотрудников, 3 церкви, 3 стана, 2 школы, 4 селения для новокрещеных алтайцев. Заложив основание миссионерского дела на Алтае, архим. Макарий из-за болезни по собственному прошению уволился за штат. 4 июля 1844 г. он выехал из Улалы. Определением Синода он был назначен настоятелем Болховского Троицкого Оптина мон-ря Орловской епархии, где скончался 18 мая 1847 г. До учреждения Томской епархии (1834) Бийский и Кузнецкий округа Томской губ., на к-рые распространялась деятельность А. д. м., входили в состав Тобольской епархии. С 1834 г. А. д. м. стала находиться под управлением Томских архипастырей.

Создание миссии

А. д. м. под руководством прп. Макария

3 авг. 1830 г. миссия оставила Тобольск, в Абалакском мон-ре миссионеры окончательно приготовились к дальнему переезду в Бийск, 23 авг. они достигли Барнаула, где от местного прот. Созонта получили св. миро, богослужебные книги, ризы и др. церковные принадлежности. 28 авг. миссия прибыла в Бийск, а в нач. сентября архим. Макарий отправился в Горный Алтай и прибыл в с. Улала (совр. Горно-Алтайск). По указанию архиеп. Евгения первые алтайские миссионеры с самого начала своей деятельности вели путевые записки (записи за 1831-1833, сделанные о. Макарием и А. Волковым, находятся в РГИА. Ф. 843. Оп. 2. Д. № 1720).

7 сент. 1830 г. прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску, к-рого как первенца миссии назвал Иоанном. Этот день алтайские миссионеры считали днем рождения миссии. Первые полгода архим. Макарий посвятил поездкам по селениям Горного Алтая для ознакомления с местностью, жителями, их наречиями, а также в поисках наиболее удобного пункта для центрального стана миссии. Чтобы быть ближе к кочевым племенам Горного Алтая, архим. Макарий в февр. 1831 г. из Бийска переехал в Сайдыпский казачий форпост; в мае 1831 г. он перебрался в Улалу, но узнав, что местные жители, опасаясь быть крещеными, намереваются откочевать в Кузнецкий округ, сам удалился в близлежащее с. Майму. Из Маймы архим. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и представителями др. алтайских племен. Обращая алтайцев в Православие, он устраивал их на оседлое жительство в Майме и др. окрестных селениях. В Майме миссионеры начали учить алтайских детей грамоте и оказывать местному населению медицинскую помощь. Благодаря своему труду, исполненному любви и сострадания к бедным, о. Макарий вскоре завоевал доверие улалинцев, и бо́льшая их часть к 1834 г. приняла Крещение. Тогда архим. Макарий переселился в Улалу, и это селение стало центральным станом А. д. м.; к 1836 г. крестились все улалинцы. Имея 2 антиминса для походных церквей (один для ц. Всемилостивого Спаса, др.- для ц. в честь иконы Божией Матери Одигитрии), о. Макарий служил попеременно в Улале и Майме.

До прибытия прп. Макария от приходских священников ближайших рус. поселений за 70 лет приняли Крещение ок. 300 коренных жителей Горного Алтая, однако большинство из них не были утверждены в вере. (По ревизии 1857 г. в Бийском и Кузнецком округах насчитывалось 39 тыс. коренных жителей Горного Алтая и Горной Шории.) К началу деятельности миссионеров абсолютное большинство алтайцев и шорцев были язычниками-шаманистами, они почитали духов гор, лесов и рек и во всех своих нуждах обращались к камам (шаманам).

Ей во многом обязано своим началом образование и врачевание на Алтае, отмечает в официальном заявлени по этому поводу Минздрав Республики Алтай.

Медицинское ведомство в связи с юбилеем миссии подчеркивает, что у истоков врачебного дела в Горном Алтае стоял Артемий Левицкий - игумен Акакий (1809- 1874), миссионер, первый штатный врач Горного Алтая. Он обучался в Московской духовной семинарии и Московской медикохирургической академии. В октябре 1839 года прибыл на Алтай и стал сотрудником Алтайской духовной миссии. Параллельно миссионерскому служению трудился "лекарем". В 1845 году рукоположен в священный сан с принятием монашества. С 1868 года - игумен. Служил миссионером в Мыютинском стане. Основал миссионерские селения, преобразованные в населённые пункты: Чёрно-Ануйское (1849), Ильинское (1854), Урсульское (ныне Онгудай, 1856), Тюдралинское (1865), Мариинское (1866) и Абайское (1866). Открыл и обустроил Чёрно-Ануйский и Урсульский (Онгудайский) миссионерские станы. В 1858 году им была открыта первая школа в Чёрном Ануе. В основанных им селениях построил пять храмов и ряд других миссионерских, в т.ч. школьных, строений. В 1875 году в Улале открыта миссионерская больница с аптекой. Заведовал больницей вольнонаёмный фельдшер. Кстати, все ближайшие последователи Акакия также шли его путём - сначала получали духовное образование, а затем светское, становясь врачами. Погребён Акакий в ограде молельного дома села Абай.

А основал Алтайскую духовную миссию, сыгравшую огромную просветительскую и культурную роль в истории Горного Алтая, выдающийся миссионер прп. Макарий (Глухарёв). Она получила наибольшую известность среди духовных миссий российской православной церкви, действовавших на территории России в XIX - начале XX веков. Все основные виды миссионерского делания - проповедь, обучение, богослужение - алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Менее чем за столетие (1830-1920) трудами миссионеров из язычества в православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории. На Иркутском миссионерском съезде 1910 году Алтайская духовная миссия была признана "образцом и руководителем" для других миссий.

3 августа 1830 года миссия оставила Тобольск, 23 августа она достигла Барнаула, 28 августа миссия прибыла в Бийск. В начале сентября архим. Макарий отправился в Горный Алтай и прибыл в с. Улала (совр. Горно-Алтайск). Уже 7 сентября 1830 года прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску, которого, как первенца миссии, назвал Иоанном. Этот день алтайские миссионеры считали днём рождения миссии.

К началу деятельности миссионеров абсолютное большинство алтайцев и шорцев были язычниками-шаманистами, они почитали духов гор, лесов и рек и во всех своих нуждах обращались к камам (шаманам).

Сподвижниками прп. Макария стали: иеромонахи Анастасий и Парфений, священники Алексий Ионин, Алексий Глухарёв (брат о. Макария), Василий Весский, Стефан Ландышев, воспитанники духовных училищ М. Негрицкий и Т. Экзерцев, студент ветеринарного отделения Московской медико-хирургической академии А. Левицкий (впосл. игум. Акакий), дьячок П. Тарбаев, отставной солдат А. Орлов, крестьянин Ф. Гилёв, П. Ландышева (мачеха о. Стефана Ландышева) и др.

За время своего пребывания на Алтае архимандрит Макарий перевёл для алтайцев почти всё Евангелие, избранные места из Деяний св. апостолов, Первое послание Иоанна Богослова, многие псалмы, историю прав. Иосифа, др. избранные места из книг Второзакония, краткий катехизис, 10 заповедей с изъяснением, составил краткую Священную историю и вопросы на исповеди. За 13 лет и 8 месяцев руководства миссией прп. Макарием были крещены 675 взрослых алтайцев и более 700 детей. Оглашённых евангельской проповедью о. Макарий допускал к крещению с большой осторожностью и никогда не гнался за числом новокрещёных. К 1844 году в Алтайской духовной миссии насчитывалось 15 сотрудников, 3 церкви, 3 стана, 2 школы, 4 селения для новокрещёных алтайцев. Заложив основание миссионерского дела на Алтае, архим. Макарий из-за болезни по собственному прошению уволился за штат. 4 июля 1844 года он выехал из Улалы.

Преемником прп. Макария в руководстве миссии стал его ближайший помощник - протоиерей Стефан Ландышев (1844-1865). В 1858 году в миссии трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. За 21 год управления миссией прот. Стефаном св. Крещение приняли около 3150 человек, были открыты 2 новых миссионерских стана, в 6 алтайских поселениях были устроены церкви и молитвенные дома, в Мыютинском, Макарьевском, Чёрно-Ануйском, Кузедеевском, Урсульском, Чемальском и Кебезенском станах открыты миссионерские школы. Трудами о. Стефана было положено начало устроению на Алтае миссионерских монастырей. В 1863 году учреждена Улалинская женская община новокрещёных, обращённая в 1881 году в Улалинский во имя свт. Николая женский монастырь. 15 февраля 1864 года в с. Чулышман на Телецком озере была учреждена община, в 1879 году преобразованная в Чулышманский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь.

Алтайские миссионеры уделяли большое внимание внебогослужебным чтениям и собеседованиям. В первое время миссионеры читали душеполезные книги новокрещёным алтайцам в их юртах. К 1864 году в миссии трудились 9 миссионеров (1 протоиерей, 4 священника, 4 иеромонаха), а также иеродиакон, диакон и 8 причётников, вместе с переводчиками - 29 человек. Алтайская духовная миссия занималась активной благотворительностью: обучением алтайцев оседлому ведению хозяйства, земледелию, огородничеству, лечением больных (в частности, делались прививки от оспы), помогали бедным, убогим, слепым и престарелым (хлебом, одеждой, земледельческими орудиями, покупкой скота и т.д.

В 1866 году миссия имела 11 церквей, 10 школ, число новокрещёных достигло 5000 человек. К 1879 году в 10 отделениях миссии было 28 церквей и молитвенных домов.

В 1879 году было "просвещено святым Крещением 313 язычников и 23 магометанина", в 13 миссионерских школах обучалось 310 человек (200 мальчиков и 110 девочек). Особое место занимало центральное миссионерское училище в Улале. В миссии всегда уделялось особое внимание образовательной деятельности. Обучение было совместным - мальчики учились вместе с девочками, алтайцы с русскими. В 60-80-х гг. XIX в. активно переводились книги на алтайский. Наибольший вклад в переводческую деятельность внесли протоиерей Василий Вербицкий, составивший "Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка", иеромонах, впоследствии митрополит Московский свт. Макарий (Невский) и протоиерей Михаил Чевалков. Благодаря трудам миссионеров сформировался алтайский литературный язык, что, в свою очередь, стало решающим фактором консолидации различных тюркоязычных народностей Алтая в единый алтайский народ.

Черным пятном в истории миссия является участие в организованном бийским епископом по благословению Макария Невского (к тому моменту Томскому архиепископу) в 1904 г. своеобразном "крестовом походе" жителей Бийска и русских деревень предгорий Алтайя в долину Теренг, закончившемся погромом собиравшихся там алтайцев-бурханистов, грабежами и насилиями.

К 1917 году миссия имела 31 миссионерское отделение, обнимавшее 434 селения с числом крещёных алтайцев и шорцев 46729 человек. К этому же времени в 84 школах обучалось 3297 детей (2071 мальчик и 1226 девочек, из них детей коренных жителей - 971 мальчик и 363 девочки), каждая школа имела свою библиотеку. Деятельность миссии, центр которой располагался в последний период ее работы в Бийске, была прекращена в связи с антицерковной политикой большевистского режима.

Читайте также: