Сообщение о вознесенском монастыре

Обновлено: 05.07.2024

Вознесенский Печерский мужской монастырь

Вознесенский Печерский монастырь основан в 1328—1330 годах святителем Дионисием Суздальским. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. Престольный праздник — Вознесение Господне.

Содержание

Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись. Среди духовных чад Святителя Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленых в лике святых: Св. Евфимий Суздальский и Св. Макарий Унженский и Желтоводский. По преданию они родились в соседних домах на площади перед церковью Свв. Жен Мироносиц. В разное время они приходят в Печерский монастырь и становятся его иноками. Впоследствии эти ученики Св. Дионисия станут основателями новых обителей (Св. Евфимий — в Суздале, а Св. Макарий в ещё неосвоенном тогда Заволжье).

Другой инок Печерского монастыря, философ Павел Высокий, становится учителем будущей супруги Дмитрия Донского, Евдокии (Св. Евфросинии) Московской. В Печерском монастыре жил Авраамий Галичский, ученик Сергия Радонежского.

В этом обвале никто не погиб. Но почти весь монастырский комплекс был разрушен. Кроме того, склон над монастырём был признан оползне-опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесён на версту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня. Считается, что отец национального героя Кузьмы Минина вносил вклады на строительство монастыря после его разрушения.

Многие посчитали произошедший обвал знамением, предвестием некоторого бедствия. И бедствие произошло в самом деле: через несколько лет началось Смутное время.

…В 1640—1650х гг. нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году.

В разное время монастырь имел свои больницы, богадельни, где получали помощь престарелые и нищие; оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал за свой счёт сформированных ратников в царские войска.

В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская.

Печерская обитель была возобновлена в 1994 году. С 1999 года наместником монастыря является архимандрит Тихон (Затёкин).

Настоятелем Печерского монастыря является правящий архиерей Нижегородской епархии. Им с 2003 года является митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Братия монастыря к 2004 году насчитывала 14 человек. На территории монастыря располагается музей истории Нижегородской епархии.

В начале декабря 2007 года установлен каркас иконостаса в Успенской церкви и велась сборка его деталей, а в трапезной части храма выполнялись шпаклёвочные работы. 31 декабря 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил Успенскую церковь.

Несколько раз монастырь посещал Патриарх Кирилл. Во время первого посещения 10 сентября 2009 года Патриарх передал в дар обители Казанскую икону Божией Матери с памятной надписью.

15 марта 2010 года по благословению архиепископа Георгия в Успенской церкви впервые за 80 лет был совершён постриг.

31 декабря 2010 года архиепископ Георгий совершил чин освящения надвратного храма в честь преподобного Евфимия Суздальского. Реставрация храма продолжалась около двух лет. За это время иконописцами из Владимира церковь была расписана в стиле древнего владимиро-суздальского письма. Образцом для росписи стал Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале, где покоились мощи преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца.

В мае 2013 года установлен памятник Государю Императору Александру II Освободителю в честь 400-летия Дома Романовых и в память пребывания Государя вместе со своей супругой Государыней Императрицей Марией Александровной в Нижегородском Печерском Вознесенском монастыре в 1858 году

31 декабря 2014 года Великим чином был освящен нижний храм Успенской церкви. Храм был освящён в честь Собора Радонежских святых.

  • Вознесенский собор 1630—1632 гг.
  • Успенская церковь 1648 г.
  • Надвратная церковь во имя св. преп. Евфимия Суздальского 1645 г.
  • Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла 1738 г.

Кроме того, на территории монастыря располагаются и другие сооружения, XVII—XVIII веков постройки, в том числе восстановленные и отреставрированные в 2005 г. Архиерейские палаты.

Успенская и надвратная Евфимиевская шатровые церкви были возведены нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным). Отметим, что этот же зодчий участвовал в строительстве Архангельского собора в Нижегородском кремле, а также, среди прочего, в строительстве Теремного дворца и реставрации Успенского собора в Московском Кремле.

  • Рака с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев (свыше ста частиц мощей святых угодников)
  • Рака с частицами мощей Божиих угодников
  • Ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской
  • Ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского
  • Икона целителя Пантелеимона с частицей мощей
  • Икона святителя Дионисия Суздальского
  • Феодоровская икона Божией Матери
  • Владимирская-Оранская икона Божией Матери
  • Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием

Адрес: 603093, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Приволжская слобода, 108

Телефон: 8 (831) 436-17-15, 436-07-91, 432-66-50 (иконно-книжная лавка), 232-10-32 (церковно-археологический музей Нижегородской епархии)

Свято-Вознесенский Печерский мужской монастырь открыт для прихожан каждый день. Церковная лавка работает без выходных с 7:30 до 18:30, накануне воскресных и праздничных дней с 7:30 до 19:30.

По пятницам в 19:00 перед ракою с мощами Вифлеемских младенцев-мучеников совершается покаянный канон для матерей, загубивших детей во утробе своей.

В среду и пятницу в 12:00 в монастыре служатся молебны о болящих.

По четвергам в 12:00 служится молебен прп. Макарию Желтоводскому о благодатном покровительстве и благополучии в делах.

Вознесенский Печерский мужской монастырь2.jpg

Вознесенский Печерский мужской монастырь0.jpg

Вознесенский Печерский мужской монастырь3.jpg

Вознесенский Печерский мужской монастырь.jpg

Монастырь на крутом правобережье Волги был основан более 680 лет назад и многое повидал на своем веку - княжеские междоусобицы, набеги татар, непростые Смутные времена, величие русских государей и десятилетия запустения. Свое название - Вознесенский он получил по первому построенному храму. А Печерским монастырь стали называть по монашеским пещерам на волжском берегу, с которых эта обитель и началась.

Содержание:

История Печерского монастыря

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

Обитель началась с нескольких пещер, выкопанных иноками в крутом известняковом берегу Волги. Молва о Дионисии быстро распространялась, и в небольшой монастырь приходили новые монахи. Вскоре места в пещерах стало не хватать, на береговом уступе принялись возводить деревянные кельи и храмы.

Дионисий пользовался большим авторитетом у верующих. Для церковных приходов Нижнего Новгорода и Суздаля этот христианский проповедник играл такую же роль, как Сергий Радонежский в землях Московии. Не меньшим почтением стали пользоваться и ученики Дионисия – монахи Евфимий и Макарий, за подвижнические подвиги причисленные Церковью к лику святых.

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Общий вид на Печерский монастырь со стороны улицы Печерский съезд

Печерская монастырская братия жила по строгому уставу. Монахи не имели личной собственности, а все имущество, принадлежащее обители, считалось общим. Каждый, кто находился в стенах монастыря, включая его настоятеля, ежедневно работал для своего пропитания, стараясь следовать принципам трудолюбия, милосердия и нестяжательства. Выйти из обители можно было только с разрешения игумена.

Созданный из пещер монастырь постоянно укреплялся и развивался, несмотря на набеги, которые временно лишали его материальных ценностей. В 1378 и 1379 гг. татаро-монголы сожгли монастырь дотла, и практически ничего не осталось от Печерской обители и в 1550 году.

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Восстанавливаться монастырю помогали князья или состоятельные нижегородцы, которые вносили богатые вклады в казну Печерской обители. Монастырь получал не только деньги на новое строительство или ремонт обветшавшего хозяйства. Ему отписывали целые селения, охотничьи угодья, пахотные земли и пасеки. В середине XV века обитель получила право беспошлинной торговли и провоза рыбы по реке. А к концу XVI века в монастыре выстроили шесть храмов из камня. Это говорит о большом богатстве обители, так как в это время в центральной части Нижнего Новгорода стояли всего три каменных церкви.

Летом 1597 года в Печерский монастырь пришла большая беда. И причиной ее были ни неприятели, а сама природа - гигантский оползень уничтожил практически все монастырские постройки. Частичные подвижки грунта, произошедшие за неделю до оползня, стали для настоятеля обители явным признаком грозящей беды. Поэтому он заранее вывел в безопасное место всех насельников, а также распорядился, чтобы из монастырских построек вынесли все самое ценное – иконы, церковную утварь и хозяйственный инвентарь. На глазах у изумленных монахов, кусок горы сошел вниз к реке, полностью разрушив все храмы и кельи.

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Западные ворота монастыря

После природной катастрофы монастырь пришлось отстраивать заново. Но сделали это уже на выровненной площадке выше по реке. До 40-х годов XVII века здесь возводили только деревянные церкви и хозяйственные постройки. Каменные храмы, башни и стены появились в монастыре позже. Они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль, отличный обзор на который открывался и с горы, и от Волги.

Печерская обитель славилась своей благотворительностью. Много раз монастырь выделял деньги и провиант для русской армии. Во время войн в его стенах жили беженцы. Кроме того, монахи помогали раненым и убогим.

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Вид на церковь Евфимия Суздальского (справа), собор Вознесения Господня (слева)

После прихода новой власти в 1917 году старый монастырь, как и большинство христианских обителей, ждало осквернение и запустение. Спустя год после революции настоятеля монастыря епископа Лаврентия (Князева) арестовали и расстреляли. Монастырскую ризницу разграбили, а древние колокола, металлические части ограды и кресты отдали на переплавку.

Реставрационные работы здесь начались только в 1970-е годы. А Церковь получила монастырскую территорию в 1994 году. С этого времени началось возрождение старинной Печерской обители, как духовного центра и места, где хранится история Нижегородской епархии.

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Общий вид на постройки монастыря

Храмы и постройки монастыря

Центральную часть монастырской территории занимает величественный Вознесенский собор. Изначально здесь стоял шатровый деревянный храм. К 1640 году на его месте построили каменный собор с трапезной и приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм возведен на высоком подклете, а в стенах трапезной для лучшей акустики устроены глиняные голосники. Кровлю собора первоначально сделали под закомары из осинового теса. Но во второй половине XVIII века деревянную кровлю заменили на железную и придали ей более практичную четырехскатную форму.

К собору пристроена высокая трехярусная колокольня – редкий образец сохранившихся русских звонниц допетровского зодчества. В 1701 году по распоряжению царя Петра I отсюда были сняты 11 колоколов, которые отправили на переплавку, чтобы изготовить пушки.

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Собор Вознесения Господня с колокольней

В XVII веке на месте, где стоит эта колокольня, насыпной грунт частично сполз вниз по склону, и высокое строение накренилось в северную сторону. Но смекалистые нижегородские каменщики нашли необычное решение - в 1751 году они переложили верхнюю часть колокольни строго по вертикали, оставив нижние ярусы без изменений. То, что колокольня остается устойчивой уже более чем два с половиной века, говорит о правильности проведенных расчетов и мастерстве строителей.

Рядом с Вознесенским собор стоит трапезная Успенская церковь, которую возвели в конце 40-х годов XVII века. Этот одноглавый храм, как и собор, имеет высокий подклет, где в прежние времена располагались кухни и хлебня. Для обогрева церкви использовалось тепло, которое получалось при приготовлении пищи, а также от трех изразцовых печей. Поэтому помещения были приспособлены для проведения церковных служб в холодное время года.

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Собор Вознесения Господня с тыла

Одно из архитектурных украшений монастырского ансамбля - надвратная церковь, посвященная преподобному Евфимию Суздальскому, ученику святого Дионисия. Она была возведена в 1645 году, а в качестве образца для этого красивого храма нижегородские зодчие использовали


" data-placement="top" data-content https://putidorogi-nn.ru/images/stories/evropa/rossiya/nizhniy-novgorod_19.jpg" height="131" width="170" />
" title="Нижегородский кремль">кремле . Несмотря на явное сходство, монастырский храм имеет характерные особенности. Его алтарь не полукруглый, а прямоугольный, и, кроме того, у этой церкви нет колокольни и притворов.

Вся монастырская территория обнесена белокаменной стеной, в которой существуют живописные Святые ворота и несколько башен. Кроме того, в обители расположены двухэтажные братский и игуменский корпуса, Архиерейские палаты с домовым храмом, посвященным Сергию Радонежскому, а также небольшой Петропавловский храм. Красивейший монастырский ансамбль сегодня признан архитектурным памятником федерального значения.

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковно-археологический музей

На территории православной обители расположена богатая музейная коллекция, рассказывающая о страницах истории Нижегородской епархии. Этот музей размещается на двух этажах башенного корпуса, неподалеку от Вознесенского собора.

Посетители могут увидеть интересные археологические находки, сделанные на территории монастыря, архиерейские грамоты, старинные фотоснимки и архивные документы XVI-XVIII веков. В музее выставлены редкие рукописные и печатные книги, одежды священнослужителей, награды, церковная утварь и иконы. Кроме того, музейными экспонатами являются предметы из монастырского некрополя, памятные чугунные плиты, цветные керамические изразцы и кованный металлический крест XVII века. А на первом этаже музея существует фотоателье, в котором можно сделать памятное фото в стилизованных под старину интерьерах.

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (справа), Собор Вознесения Господня (по центру)

Современное состояние и режим посещения

Сегодня Вознесенская Печерская обитель – действующий мужской монастырь, территория которого открыта для паломников и туристов с 7.30 до 18.30. Особо почитаемыми монастырскими святынями считаются образы Божией Матери – Оранская, Печерская и Федоровская. Кроме того, верующие приходят сюда, чтобы помолиться возле икон святых - великомученика Пантелеймона и Дионисия Суздальского, ковчегов с мощами святой Матроны Московской и преподобного Симеона Верхотурского, а также возле рак с мощами христианских святых.

Печерский монастырь в Нижнем Новгороде

Братский корпус в Печерском монастыре

Как добраться до монастыря

Вознесенский Печерский мужской монастырь

Наталья Ильина" >

Монастырь: с субботы по четверг с 07:00 до 18:00, в пятницу с 07:00 до 18:30.
Музей: со среды по воскресенье с 09:00 до 15:00, перерыв с 12:00 до 12:30.

Монастырь – бесплатно.
Музей: взрослые – 100 рублей; школьники, студенты и пенсионеры – 50 рублей; дошкольники – бесплатно; фотосессия в фотоателье – 100 рублей.

Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в 1328 году на берегу Волги в пределах Нижнего Новгорода. Богатая история ставит этот объект в число главных достопримечательностей города и страны — охраняется на федеральном уровне. Архитектурный ансамбль включает церкви XVII века во главе с Вознесенским собором. Проследить историческое развитие возможно в музее, где представлены археологические находки и древние документы.

Расписание Печерского монастыря в Нижнем Новгороде

Обитель работает каждый день без перерывов и выходных: с понедельника по четверг, в субботу и воскресенье 07:00—18:00; в пятницу с 07:00 до 18:30. Лавка открыта с 07:30 до 18:30, в религиозные праздники до 19:30. Музей со среды по воскресенье с 09:00 до 15:00, перерыв с 12:00 до 12:30. Расписание богослужений:

  • среда и пятница в 12:00 — молебны о болящих;
  • четверг в 12:00 — молебен прп. Макарию Желтоводскому о благодатном покровительстве и благополучии в делах;
  • пятница в 19:00 — покаянный канон для матерей, загубивших детей во утробе своей.

Узнайте подробнее о службах в честь религиозных праздников на сайте Печерского монастыря в Нижнем Новгороде.

Вознесенский Печерский мужской монастырь

История создания

Основание монастыря шло между 1328 и 1330 годами с прибытия монаха Дионисия на Новгородскую землю из Киева. Первая постройка — деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Затем место расширялось, сюда приходили желающие служить, среди которых в последствии стало много православных святых. Основатель являлся главным духовным настоятелем Суздальско-Нижегородских земель. 1360–1425 года — приходили значительные пожертвования, что позволило приобрести дополнительные площади. В 1512 году обитель получила неприкосновенность и суверенность. К концу XVI века построили Вознесенский собор и 6 каменных церквей, но в 1597 году почти всё было разрушено из-за оползня.

Восстановление прошло на другой территории: выбран холм ближе к городу — выше по течению реки. Новый архитектурный ансамбль воздвигли к середине XVII века, который остался по сегодняшний день. Постройки достраивались до XIX века. При Петре I здесь были заключены, восставшие против него стрельцы. Несколько раз настоятели помогали в военных действиях деньгами, едой и давали убежище. На территории находились больницы и богадельни.

На старом месте, где раньше стоял монастырь до оползня, установлена Церковь Преображения Господня в Печерах.

Рост и процветание длились вплоть до 1924 года, когда по указу НКВД его закрыли. Работа возобновлена в 1994 году. С 2003 года здесь открыт музей истории Нижегородской епархии. В 2008 году заново освещена Успенская церковь. В 2009 году отреставрирована икона XVIII века — Успение Божией Матери. 15 марта 2010 года — совершён первый за 80 лет постриг в монахи. В 2018 году открылась аллея династии Романовых, в дальнейшем планируется создание еще двух исторических аллей.

Дорога к монастырю

Архитектурный ансамбль

Известный русский пейзажист А. К. Саврасов написал Печерский монастырь в Нижнем Новгороде на своей картине 1871 года.

Вознесенский собор и колокольня

Собор — центр архитектурной композиции, напоминающий Успенский в Московском кремле. Сам он выполнен из известняка, а колокольня, трапезная и галерея из крупных кусков камня. Имеет четыре купола на каждой стороне с большим центральным. Внутри спроектирован трехапсидный алтарь, около которого сохранились фрески XVII века. Колокольня больше похожа на башню итальянского города с наклоном к земле, как в Пизе. На ней висят механические часы с мелодическим боем.

На территории монастыря

Церковь Успения Божией Матери

Строительство здания проходило с 1647 по 1649 года. Представляет собой переходный тип архитектуры от шатровой к купольной: сомкнутый свод с шатром, выполняющим декоративную роль. Внутри находится трапезная и основной зал.

Музей истории Нижегородской епархии

Учреждение расположилось в монашеской обители рядом с центром. На нижнем этаже в двух залах демонстрируются вещи с археологических раскопок первого объекта, который стоял дальше от города: богослужебные сосуды, утварь, остатки нарядов, награды и архивы XVI–XIX веков. В ещё одной комнате устроено фотоателье, где фотографируются в старинном интерьере. На втором этаже экспонаты посвящены началу XX века и современной истории: фотографии, документы и личные вещи служителей.

Сохранившаяся роспись

Некрополь

Кладбище у стен организовали в 1623 году. Первым захоронен митрополит Солунский Паисий. В XVII–XVIII веках здесь нашли покой многие местные бояре и купцы: Трубецкой, Черкасский и другие. В советские времена всё разгромили, но в 2000 году смогли собрать останки всех памятников, установив их рядом.

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла

Религиозные объект возведён в северной части в 1738 году. До этого был деревянным и назывался Макарьевским. В 1858 году получил современный вид и название. Сооружался из белого известняка.

Евфимиевская церковь

Посвящена прп. Евфимию Суздальскому, создана в 1645 году. Считается единственной в России сохранившейся шатрового вида в основании с восьмериком. К основному зданию примыкает корпус, а с другой каменная ограда.

Памятник в честь 400-летия дома Романовых

Святыни и памятники

В этой локации проводятся паломнические туры, ведь тут содержится ряд православных святынь XIV–XIX веков — иконы: Божией Матери Оранской, Печерской Божией Матери XIV века, св. Дионисия Суздальского, св. великомученика Пантелеимона, Феодоровской Божией Матери. Ковчег с мощами св. бл. Матроны Московской и св. преп. Симеона Верхотурского, рака с мощами Киево-Печерских Чудотворцев и других святых.

Вознесенский собор

Стоимость входа и экскурсий

Посещение основной территории, включая вход в соборы, доступен на бесплатной основе. Отдельно оплачивается только вход в музей:

  • взрослые — 100 рублей;
  • школьники, студенты и пенсионеры — 50 рублей;
  • дошкольники — бесплатно;
  • фотосессия в фотоателье — 100 рублей для всех категорий.

Возможно заказать экскурсионное обслуживание в группе или индивидуально: по территории или в музейном комплексе — каждый по 500 рублей.

Как добраться до Вознесенского Печерского монастыря

Находится монастырь в черте города на берегу реки Волги. Рядом проходят автомобильные дороги, поэтому проезд не будет затруднён. Удобно доехать до конечной точки на общественном транспорте:

На автомобиле двигайтесь к GPS-координатам — 56.323237, 44.049719. Подъехать возможно по улице Печерский съезд или по Слобода Печеры. Затем поверните к пекарне — там будет бесплатная автостоянка. Такси заказывайте через приложение Везёт или Яндекс. Дойти пешком будет легко с набережной Гребного канала.

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь: аэросъёмка



Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь, расположенный на крутом правом берегу Волги, в полугоре, примерно в трех километрах от Нижегородского кремля, вниз по течению реки, — одна из древнейших обителей Нижегородской земли.



На рубеже 20-30-х годов XIV столетия сюда, на волжские берега, прибыл монах Киево-Печерского монастыря Дионисий — впоследствии Суздальско-Нижегородский архипастырь, крупнейший исторический деятель своего времени. Прибытие его в Нижний Новгород с целью основания монастыря, подвижническая жизнь и деяния способствовали, в конечном итоге, развитию и духовному становлению русских земель.


О детстве и юности святителя Дионисия известно немногое. Он родился около 1300 года в киевских пределах. Мирское имя его, нареченное при крещении, было Давид — так полагают историки, опираясь на данные древнего синодика Нижегородского Печерского монастыря. Обучившись грамоте, с молодых лет Дионисий решил посвятить свою жизнь служению Богу. Опыт монашеского жития он проходил в Киево-Печерской обители, где и был пострижен в монашество и принял священнический сан.

Древнейший период истории Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми в исторической литературе датами основания Печерской обители считают 1328 или 1330 год, однако документальные сведения по этому поводу отсутствуют. Источниками, из которых можно составить представление о хронологии событий столь далеких времен, монастырском уставе этой обители и быте ее насельников, являются агиографические памятники: три жития учеников и последователей святителя Дионисия — святых преподобных Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского и Унженского, а также святой Вассы Нижегородской. Из сведений, приведенных в этой житийной литературе, известно, что к 30-м годам XIV столетия Нижегородский Печерский монастырь уже существовал.


Монах Дионисий, будущий святитель, воспитанный на примере великих подвижников Киево-Печерских — преподобных Антония и Феодосия, решился, вероятно, с несколькими иноками, на дальнее путешествие, чтобы продолжить дело иноческого подвижничества. К тому времени порядок строгого монашеского общежития в Киево-Печерском монастыре стал нарушаться и, по свидетельству исторических хроник, вовсе угас на протяжении XII-XIII веков. Процесс этот начался уже вскоре после кончины прп. Феодосия в 1074 году.

ФЕОДОРОВСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ

СВЯТЫНЯ ВОЗНЕСЕНСКО-ПЕЧЕРСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ


Архимандрит Михаил (в просторечии Митяй; мирское имя его было Дмитрий) не имел заслуг и авторитета ни в церковных, ни в светских кругах, но пользовался покровительством великого князя благодаря своим личным качествам. Он был возвышен князем Дмитрием еще при жизни свт. Алексия. Однако честолюбивый фаворит не годился для роли общерусского митрополита, способного перед лицом мощного наступающего врага — Орды — призвать правителей Русской земли к единству. Зато решительно, по-хозяйски повел себя Митяй в митрополичьих палатах сразу после погребения свт. Алексия. Не имея на то права, без посвящения в сан митрополита он переселился в митрополичий дом, стал управлять делами Церкви и собирать дань с духовенства, облачался в одеяния владыки, готовясь ехать в Царьград для рукоположения.

В 1379 году состоялся Поместный собор в Москве. Великий князь Дмитрий настаивал на поставлении Митяя — вопреки воле усопшего святителя и мнению других видных иерархов. Среди церковных мужей возникло смятение: опасаясь княжеского гнева, многие противники Митяя предпочли смолчать и повиноваться. И только Суздальский епископ Дионисий открыто возвысил свой голос против гордого и честолюбивого княжеского фаворита. Святитель осмелился доказывать великому князю, что неоправданное возвышение Митяя противоречит церковным правилам, грозил разоблачить ставленника князя перед Константинопольским Патриархом. Тогда великий князь Дмитрий распорядился взять Дионисия под стражу, что нарушало священную традицию неприкосновенности святителя, неподсудности его мирским властям.


Вклады и пожалования стали главными источниками земельных приобретений монастыря в 1360-1425 годы. Первоначально Печерские владения возникли в нижегородских землях, в относительной близости от самого монастыря. Это были хорошо развитые в хозяйственном отношении волости, что являлось немаловажным для растущей обители. Права на владения, а также многочисленные привилегии подтверждались указами княжеской власти, которая была заинтересована в лояльности Печерского монастыря. Так, например, в 1450-х — начале 1460-х годов была выдана грамота на беспошлинную рыбную ловлю и провоз рыбы по Волге. В 1512 году от Василия III обитель получила бессудную грамоту о монастырском иммунитете, то есть неприкосновенности и даровании особых привилегий. К середине XVI века Нижегородский Печерский монастырь владел уже весьма обширными земельными вотчинами.

Не раз столь богатая и процветающая обитель разорялась вражескими набегами. Дважды — в 1378 и 1379 году — Нижний Новгород, а вместе с ним и Печерский монастырь, были сожжены дотла. Известно разорение монастыря 1550 года. Лишь взятие Казани Иоанном Грозным ликвидировало опасность постоянных татаро-монгольских набегов. Вероятно, после этого в истории монастыря начался период активного каменного строительства. Благодаря пожертвованиям и вкладам великих князей, государей — Иоанна Васильевича (Грозного) и Феодора Иоанновича — к концу XVI века на крутом волжском склоне стояло уже несколько каменных храмов, среди которых выделялся красотой и величием пятиглавый Вознесенский собор. Исторические хроники перечисляют шесть каменных церквей в Печерском монастыре того времени (тогда как в самом Нижнем Новгороде их было только три). Возвышалась каменная колокольня, имелись также деревянные и каменные кельи, поварня, больница, погреба, сушила и другие постройки. Территория монастыря была обнесена высоким деревянным частоколом со святыми воротами. Внизу, под горой, располагались пристани и шатровая деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца.


Выдающийся монастырский ансамбль был отстроен к середине XVII столетия. Он рассчитан на восприятие как со стороны Волги, так и с горы. С любой из точек обзора Печерская обитель предстает как живописная архитектурная композиция, центром которой является прекрасный пятиглавый Вознесенский собор.

Выстроенный в благочестивое царствование государя Михаила Федоровича, по прошению архимандрита монастыря Рафаила и с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета Никитича, собор стал главным монастырским храмом. Его архитектура восходит к образу Успенского собора Московского кремля. Однако еще в ходе строительства были внесены изменения в первоначальный замысел: у Вознесенского собора появилась трапезная палата и обширное северное крыльцо, к которому примыкала колокольня. Высокий подклет (подвал) в основании храма выполнен из белого известкового камня, а колокольня, трапезная часть и галерея — из большемерного кирпича. В центральном барабане до сих пор сохранились следы фресок XVII века. Вознесенский собор имеет трехапсидный просторный алтарь. Своеобразие пятиглавию строения придает юго-западная глава, возвышающаяся над придельной церковью в трапезной, которая имеет большую высоту и диаметр.

В ХIХ веке святой образ был украшен чеканною серебряной позолоченной ризою, с накладками из финифти и с различными на них надписями.

Во времена бед и скорбей, как частных, так и общественных, множество народа приходило в Печерскую обитель для моления перед сей иконой Божией Матери. Существовала также традиция брать образ в дома нижегородцев, и многие по вере своей получали от иконы благодать и милость Божию. Начиная с 1857 года, этот образ ежегодно на время проведения Нижегородской ярмарки переносили в специально построенную для него часовню.


В XIX веке архитектурный облик и назначение архиерейского корпуса неоднократно изменялись. В 1866 году, когда в Нижегородской епархии была учреждена кафедра викарного епископа Балахнинского с правом настоятельства его в Печерском монастыре, этот корпус был переустроен под епископские покои. В 1887 году в обители прибавилось еще одно молитвенное сооружение — домовая церковь при архиерейском доме, где проживал владыка, с освященным престолом в честь свтт. Митрофана и Тихона Воронежских и вмч. Димитрия Солунского. Домовый храм находился в приемном зале, в нижних настоятельских покоях.

Печерский монастырский архитектурный ансамбль включал и сохранившиеся до нашего времени братские и больничные кельи, Палладиевский корпус, церковь во имя Петра и Павла и еще одну, надвратную, над восточными воротами — Покровскую церковь.

Устроенная в 1765 году одновременно с восточным корпусом келий еще одна монастырская церковь — Покровская — находилась над восточными воротами Печерской обители. В 1800 году она сгорела и была возобновлена лишь спустя 48 лет. Скромность ее внешнего облика подчеркивала второстепенность этого въезда в монастырь по сравнению с главным — западным. В настоящее время здание церкви сохранилось частично. В память о Покровской церкви еще в ходе реставрационных работ 1975 года на двускатной кровле, объединяющей этот надвратный храм и Палладиевский корпус, была восстановлена небольшая главка с крестом.


В настоящее время архитектурный ансамбль Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря XVII-XIX веков признан памятником архитектуры федерального значения.

Отстроенный заново на новом месте Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь приобрел еще более против прежнего величие и славу. Его настоятели зачастую играли весьма существенную роль в государственных делах. Так, печерский архимандрит Трифон в грамоте об избрании царем Бориса Годунова подписался десятым в числе прочих настоятелей монастырей. Архимандрит Феодосий в 1612 году по общему приговору послан был с депутацией в Пурех просить князя Дмитрия Пожарского вступиться за Отечество и Православную веру и возложить на себя руководство нижегородским ополчением. Он же принял активное участие в избрании на царство первого государя из династии Романовых — Михаила Феодоровича и подписал в 1613 году соответствующую грамоту.

По указу Сената на погребение императора Петра Великого в 1725 году был вызван в Санкт-Петербург и настоятель Нижегородского Вознесенского монастыря архимандрит Варсонофий.

Из летописи Печерской обители известны многочисленные случаи материальной помощи русскому войску от монастырской братии. Так, В 1619 году Печерский монастырь выделил 300 рублей и 1000 четвертей ржи и овса на жалование ратным людям. В 1646 году обителью было послано до 20 человек ратников против крымских татар под Смоленск. Через год в осажденный Смоленск Печерский монастырь также выслал много хлебных припасов, а в Вязьму — конных вооруженных людей на государеву службу.

Кроме всего прочего, монастырь всегда помогал бедным и нуждающимся, имел собственные больницы и богадельни, содержал на своем довольствии престарелых увечных воинов и инвалидов.


Впервые эти права и преимущества даны были Печерскому монастырю в 1512 году великим князем Василием Ивановичем, при архимандрите Илье, и были подтверждены царем Борисом Годуновым в 1602 году, при архимандрите Трифоне, и позднее — царями Михаилом Феодоровичем, Алексеем Михайловичем, Иоанном и Петром Алексеевичами Романовыми.

Печерский монастырь издавна имел в своем ведении несколько приписных монастырей, отданных в управление со всем имуществом и крестьянами: Борисоглебский Кидекшанский близ города Суздаля; Спасский Толоконцев, на противоположном берегу Волги; Спасо-Преображенский монастырь в селе Мурашкино, приписанный в 1631 году по челобитной самой преображенской братии и крестьян; и Успенская обитель в Заузольской волости. Наряду с этим монастырь Печерский имел три подворья в Нижнем Новгороде и одно — в Москве. В нижегородском селе Высоково был монастырский скотный двор. На период начала реформ императрицы Екатерины II в отношении монастырей и духовенства в целом (1764 г.) за Печерским монастырем числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ.

После кончины настоятеля монастыря архимандрита Иринея в 1847 году Преосвященный епископ Нижегородский и Арзамасский Иаков (Вечерков) по благословению Святейшего Синода сам стал управлять Печерской Вознесенской обителью. Благодаря его трудам и заботам она постепенно возрождалась, а число братии росло. С этого времени настоятелями монастыря назначаются правящие архиереи — Нижегородские и Арзамасские, а с 1866 года — епископы Балахнинские, викарии Нижегородской епархии.


Дальнейшее устроение обители продолжили епископы — Преосвященный Димитрий (Самбикин) и Преосвященный Агафодор (Преображенский). В периоды их настоятельства были обновлены все пять монастырских каменных храмов, с очисткой иконостасов и стен, отремонтированы башни древней обители и ее святые ворота, возобновлены частично братские кельи. При епископе Агафодоре, его заботой и попечительством, в 1888 году при Печерском монастыре открыто было также Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей. Заботясь о внешнем благоустройстве обители, владыка Агафодор приложил старания и к восстановлению внутреннего порядка, поднятию благочестия среди иноков. Число братии при нем увеличилось: в 1900 году в монастыре насчитывалось около 40 человек.

С древнейших времен монастырская ризница являлась сокровищницей церковных произведений искусства. Забота о благолепии богослужений требовала большого количества книг, богато украшенных икон, облачений, разнообразных предметов церковной утвари. В ризнице Печерского монастыря к началу XX века хранилось немало древних святынь, таких как Св. Евангелия XVII и XVIII столетий, плащаницы, евхаристические сосуды, напрестольные кресты, митры, посохи и многое другое. Собрание монастырской библиотеки насчитывало до тысячи царских и патриарших грамот; в ней сохранялись семь монастырских рукописных синодиков, написанных между 1552 и 1659 годами, уникальные рукописные сборники и старопечатные книги. Обитель Печерская накануне 1917 года по богатству своему превосходила многие монастыри России, и не случайно нижегородцы именовали ее Лаврой.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началась новая страница в истории древней святой обители. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) принял переданный властями монастырь в ведение своей Нижегородской епархии. В том же году наместником монастыря был назначен иеромонах Александр (Каменев). Первым храмом, который был освящен вновь митрополитом Николаем, стала надвратная церковь во имя прп. Евфимия Суздальского.

17 ноября 1999 года по распоряжению Высокопреосвященнейшего митрополита Николая управляющим монастыря стал игумен Тихон (Затёкин), а 19 апреля 2000 года решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он был утвержден в должности наместника Вознесенского Печерского монастыря.


24 ноября 1999 года был освящен престол в теплом храме в честь святых апостолов Петра и Павла, при братском корпусе, где в дальнейшем совершались богослужения.

Спустя всего полгода, в престольный праздник в честь Вознесения Господня в 2000 году, состоялось освящение главного Вознесенского собора. Осенью того же года на колокольню был поднят вновь отлитый колокол, изготовленный в городе Сарове (точная копия сохранившегося в Суздальском музее-заповеднике старинного колокола, пожертвованного в XVI веке Печерскому монастырю государем Иоанном Васильевичем Грозным).

На светлой Пасхальной седмице в 2001 году в Вознесенском соборе для богомольцев была выставлена рака с частицами святых многоцелебных мощей Киево-Печерских Чудотворцев, привезенными на Нижегородскую землю из Киево-Печерской Лавры. Наряду с этой святыней в монастырском соборе находятся, также в ковчегах, частицы мощей св. прп. Симеона Верхотурского, св. блаженной старицы Матроны Московской и ряда других святых Угодников Божиих.

Сегодня, по милости Божией, в монастыре полным ходом идут реставрационные и восстановительные работы. Всего за три года, благодаря стараниям наместника и братии, на посильные пожертвования нижегородцев и паломников были отремонтированы игуменский и келейные корпуса, открыта иконно-книжная лавка. По мере сил и возможностей осуществляется восстановление внутреннего убранства главного Вознесенского собора, ведутся работы по росписи монастырской трапезной. На колокольне зазвучали новые колокола, отлитые по благословению наместника монастыря в городе Каменск-Уральске.

А вот так расписана церковь.

В 1960 году советские власти, осознав ценность и уникальность архитектурного ансамбля Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения

Посещение Музея истории Нижегородской епархии осуществляется за небольшие пожертвования, осмотр экспозиции сопровождается рассказом экскурсовода. Все средства от деятельности музея идут на дальнейшую реставрацию и развитие Печерского монастыря.

В 2003 году, по благословению священноархимандрита обители Преосвященного епископа Георгия, в престольный праздник Вознесения Господня в Нижегородский Печерский монастырь была привезена православная святыня Урала и Сибири — икона Божией Матери Казанская Чимеевская. Святой чудотворный образ пребывал в обители в течение месяца, и сотни верующих смогли вознести свои теплые молитвы к Царице Небесной.

Милостью Божией не прервались древние традиции святой Печерской обители, не прекращается ее духовная и молитвенная жизнь. Ежедневно совершаются богослужения: полунощница, братский молебен, Божественная литургия, вечернее богослужение.


В настоящее время, на 1 января 2004 года, немногочисленная братия Вознесенского Печерского монастыря имеет следующий состав: наместник архимандрит Тихон; иеромонахи — 6; иеродиаконы — 3; монахи — 3; иноки — 2; послушники — 6.

Для дальнейшего восстановления Вознесенский Печерский монастырь Нижнего Новгорода нуждается в помощи и посильных пожертвованиях благотворителей и меценатов, дабы совместными усилиями возродить в былом величии и значимости сию древнюю и славную обитель.

Монастырь в наши дни

Вознесенский Печерский мужской монастырь — мужской монастырь в Нижнем Новгороде. Основан в 1328—1330 годах Св. Дионисием.

Содержание

История

Основание

Впоследствии на этом месте он основал монастырь с церковью Вознесения Господня:

Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись. Среди духовных чад Святителя Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленых в лике святых: Св. Евфимий Суздальский и Св. Макарий Унженский и Желтоводский. По преданию они родились в соседних домах на площади перед церковью Свв. Жен Мироносиц. В разное время они приходят в Печерский монастырь и становятся его иноками. Впоследствии эти ученики Св. Дионисия станут основателями новых обителей (Св. Евфимий — в Суздале, а Св. Макарий в ещё неосвоенном тогда Заволжье). Другой инок Печерского монастыря, философ Павел Высокий, становится учителем будущей супруги Дмитрия Донского, Евдокии (Св. Евфросинии) Московской.


Оползень и перенос монастыря

В XVI веке монастырь достиг своего расцвета. Однако в 1597 году Печерский монастырь постигло величайшее несчастие: 18 июня, в третьем часу ночи он был разрушен обвалом горы:

…В этом обвале никто не погиб. Но почти весь монастырский комплекс был разрушен. Кроме того склон над монастырём был признан оползне-опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесён на версту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня.

Многие посчитали произошедший обвал знамением, предвестием некоторого бедствия. И бедствие произошло в самом деле: через несколько лет началось Смутное время.


…В 1640—1650х гг. нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 г. В разное время монастырь имел свои больницы, богадельни, где получали помощь престарелые и нищие; оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал за свой счет сформированных ратников в царские войска.

В 1924 г. Решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская.

Монастырь в наши дни

Печерская обитель была возобновлена в 1994 г. С 1999 г. наместником монастыря является архимандрит Тихон (Затекин).

Настоятелем Печерского монастыря является правящий архиерей Нижегородской епархии. Им с 2003 г. является епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Братия монастыря к 2004 году насчитывала 14 человек. На территории монастыря располагается музей истории Нижегородской епархии.

Монахи монастыря в августе приступили к съёмкам хроникально-документального фильма о жизни и деятельности патриарха Сергия Страгородского. Автором идеи и сценария стал наместник монастыря архимандрит Тихон (Затекин), режиссёром и оператором — эконом, иеромонах Олег (Осипов). Каждая серия фильма будет продолжительностью 40 минут, планируется снять черырёхсерийную картину. Первая серия будет представлена к 140-летнему юбилею патриарха (в сентябре 2007 года). Эта серия посвящается юности Сергия, его учёбе сначала в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской Духовной Семинарии и поступлению в Петербургскую духовную академию. Серия закончится монашеским постригом будущего патриарха [1] .

Архитектурные сооружения

  1. Вознесенский собор 1630—1632 гг.
  2. Успенская церковь 1648 г.
  3. Надвратная церковь во имя св. преп. Евфимия Суздальского 1645 г.
  4. Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла 1738 г.



Успенская и Надвратная Евфимиевская шатровые церкви были возведены нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным). Отметим, что этот же зодчий участвовал в строительстве Архангельского Собора в Нижегородском кремле, а также, среди прочего, в строительстве Теремного дворца и реставрации Успенского Собора в Московском Кремле.

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Вознесенский Печерский монастырь" в других словарях:

Вознесенский Печерский мужской монастырь — Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь Монастырь в наши дни Страна … Википедия

Печерский монастырь (Нижний Новгород) — Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь Монастырь в наши дни Страна … Википедия

Печерский монастырь — Название или часть названия нескольких православных монастырей: Киево Печерская лавра Печерский Вознесенский монастырь Псково Печерский монастырь … Википедия

ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ — мужской монастырь, Нижегородская еп., в Нижнем Новгороде, на правом берегу Волги. Основан архиеп. Дионисием Суздальским ок. 1330 и назван Печерским, потому что здесь св. Дионисий подвизался в пещере. Первоначально монастырь был устроен на уступе… … Русская история

КИЕВО-ФЛОРОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ женский монастырь — Киевская еп., в Киеве, на Подоле. Основан в 1566, протопопом Иаковом Гулькевичем при церкви свв. мчч. Флора и Лавра. В 1712 в него переведены монахини Печерского Вознесенского монастыря. Возобновлен в 1812 после пожара. Соборный храм Вознесения… … Русская история

Вознесенский монастырь — Вознесенский монастырь название нескольких православных монастырей: Вознесенский монастырь (Иркутск). Вознесенский монастырь (Москва), уничтожен. Вознесенский монастырь (Смоленск). Вознесенский монастырь (Сызрань). Вознесенский монастырь… … Википедия

Печерский Вознесенский монастырь — Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь … Википедия

Печерский вознесенский монастырь — Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь Монастырь в наши дни Страна … Википедия

Монастырь Живоносного источника — Монастырь Монастырь Живоносного источника Страна Россия Город Нижний Новгород … Википедия

Вознесенский (значения) — Содержание 1 Люди 2 Здания 3 География 3.1 Населённые пункты … Википедия

Читайте также: