Сообщение о воспитании детей ремесленников

Обновлено: 17.05.2024

Добрый день, дорогие домоседы. Мы сегодня расскажем вам, как воспитывали детей на Руси в давние времена. Во все времена тема воспитания подрастающего поколения была актуальной. Любые родители, с появлением на свет своего чада, старались дать ему хорошее воспитание и образование.

Как и в наше время, в древности считалось, что ребенок должен быть дисциплинированным, воспитанным и трудолюбивым.

Однако, приемы воспитания в основном строились на обрядовых и ритуальных традициях того времени. Сейчас некоторые из них кажутся нелепыми и абсурдными, но тогда это было практически панацеей, а некоторыми приемами пользуются и по сей день.

Как воспитывали детей в древней Руси

Заглядывая назад, многие с интересом изучают методы воспитания детей в Древней Руси. Их отголоски дошли до наших дней. Некоторые семьичтят традиции своих предков и передают их из поколения в поколение, воспитывая своих отпрысков.

Основным моментом древности было то, что детки воспитывались в больших семьях, вырастая среди разных поколений. Особое вниманиеуделялось почитанию старших и, конечно же, роль отца семейства была главной.

Мужчина в доме был важной персоной. Его уважали и дети, и взрослые, он следил за благосостоянием семьи и воспитанием своих отпрысков. Это были его прямые обязанности.

Для молодого поколения были установлены определенные правила. Даже если отец был слишком строг и недостаточно справедлив со своим чадом, это не должно было критиковаться.

Считалось, что сыновья и дочери должны выполнять волю своих родителей, какой бы она ни была. Это придавало авторитет старшему поколению. Дети изучали обычаи предков и продолжали дело своих родителей.

Современные взгляды на воспитание тех дней несколько своеобразны. В Древней Руси детство рассматривалось, как начало взросления. Малышей очень рано начинали приучать помогать по дому, заботиться о младших братьях и сестрах, работать в поле.

Одним из примеров такой формы воспитания княжича может быть сын Игоря и Ольги – князь Святослав. Из истории известно об этом человеке, как о смелой целеустремленной личности, имевшей немало положительных качеств и умений для управления государством.

Простые семьи сами воспитывали своих отпрысков, обучая домашним делам и сельскохозяйственным работам. Некоторые семьи отдавали свое чадо в подмастерья, чтобы их обучали разным ремеслам.

Очень сильно различалось в те времена воспитание девочек и мальчиков. Их воспитывали по разным принципам. Считалось, что мальчик должен быть в хорошей физической форме, чтобы стать настоящим воином, способным защитить свою семью и родную землю.

Девочек готовили к будущему материнству, они должны были уметь управляться с домашним хозяйством, сохранять домашний очаг.

Как воспитывали детей на Руси? Одеждой деток не баловали, их одевали в рубахи-распашонки, пошитые из родительской одежды. Для пошива рубашки на девочку, бралась одежда матери, а на мальчика – отца. Это было своеобразным оберегом, родительской защитой.

У девочек всегда была заплетена длинная коса. Древнее поверье говорило о том, что это символ силы для позвоночника, подготавливающий к будущему материнству.

Взрослым девушкам, которые выходили замуж, заплетали по две косы, что служило символом двойной силы для матери и ребенка. То есть, косы означали здоровье для будущей матери, способной выносить и родить здоровых наследников.

В древности существовало множество обрядов и ритуалов, когда какие косы плести, когда рубахи сменить на полотно, подобное юбке (поневе). Каждый ритуал носил свою силу и символ (юности, взросления, возраст к замужеству). Замужняя девушка передавалась из рук отца зятю. Далее ответственность за нее нес ее муж.

На Руси знатные особы изучали разные науки (астрономическую, арифметическую, медицинскую и другие) и знали несколько иностранных языков, передавая свои знания потомкам.

Юноши воспитывались, как будущие кормильцы и воины, их учили ремеслу и хозяйственной деятельности. Зажиточные семьи больше внимания уделяли военному искусству.

Важным для мальчиков в княжеских семьях было усадить сына в седло. Существовало поверье, если малыш мог удержаться в седле, то это значило, что он будет великим воином.

В подростковом возрасте юношам вручали мечи, которыми они должны владеть в совершенстве, обучаясь военному делу. Так готовили будущих воинов, защитников отечества.

До появления мужских признаков (бороды, усов), советы сына не брались в расчет, то есть его не считал взрослым ни его отец, ни другие мужчины.

В любой семье стремились научить своих отпрысков грамоте. Это было важным приоритетом древнерусских людей. Как воспитывали детей на Руси? Чадо должен был научиться читать и писать стараниями родителей.

Однако, стоит учесть, что в большей степени,малышами занимались женщины, обучая их грамотности.

Когда выбиралась невеста, обязательно учитывался уровень ее образованности, поскольку она должна была не только воспроизвести на свет наследников, но и обучить их грамоте, воспитать в них достойных людей.

Как воспитывали детей на Руси от малышей до подростков мы рассказали.

Удачи вам в воспитании!

Воспитывая своих детей, мы часто перенимаем чужой опыт, в том числе – исторический. Мы решили поделиться с вами информацией о воспитании детей в купеческих семьях 19 века. Как в те далёкие времена воспитывали будущих предпринимателей?

Как воспитывались дети купцов?

Послушание превыше всего

Строгость в воспитании ставили на первое место. С младенческих лет ребёнка учили быть сдержанным, думать, прежде чем говорить, не шалить, культурно вести себя за столом, соблюдать режим дня. Нарушение традиций вело к наказанию, причём – весьма серьёзному – детей зачастую пороли розгами. Впрочем, не всё так сурово)) Детей любили, баловали, как и во всем времена, угощали вкусненьким, водили на представления. Но вот о том, чтобы капризничать, нарушать родительский наказ, своевольничать и речи не шло! В те далёкие времена авторитет отца даже не ставился под сомнение. Так в детях вырабатывалось глубокое уважение к родителям и к семейным ценностям, что не могло положительным образом не сказаться на характере самого ребёнка.

Учёба? В меру!

В старинных купеческих семьях отношение к учёбе было осознанным. Купцы не желали, чтобы их дети распылялись, получая разностороннее образование. Родители направляли детей заниматься той деятельностью, которую вели они сами, чтобы впоследствии они могли занять место отца.

Так вырастали отличные коммерсанты и, будучи профи в вопросах торговли и коммерции, приумножали богатство отца и развивали собственные предприятия. Нет ничего плохого, конечно – если ребёнок будет изучать и прикладные науки, но упор в те времена делался на изучение основного семейного Дела. Это касается только мальчиков. Девочек же, как правило – готовили к семейной жизни. Учили рукоделию, домашним премудростям в ожидании хорошего жениха. Такая вот дискриминация))

Как воспитывались дети купцов?

Предопределенный путь

Таким образом, назначение ребёнка формировалось с детства. Вопрос о том, какой профессией он займётся в будущем даже не стоял. Ребёнок должен пойти по стопам отца и точка! Поэтому путь каждого был предопределён – будут ли сын торговать лесом, строить заводы или производить ковры решалось задолго до его появления на свет. Подросшие мальчики, ещё в стадии своего обучения, активно привлекались родителями к семейному предприятию, вникая в каждую его деталь. Конечно, иногда интерес сыновей шёл вразрез с желанием родителей. Но и в этом случае, юношам приходилось заниматься семейным бизнесом, совмещая свои интересы с семейными.

Важность образования

Как воспитывались дети купцов?

Многие семьи купцов считали наиважнейшим фактором воспитания хорошее образование, на которое тратились немалые деньги. Детям нанимали домашних учителей, которые преподавали им музыку, историю, искусство, иностранные языки. Преподавателей часто "выписывали" из-за границы, и они долгое время жили в купеческих домах на правах почти что членов семьи.

Иногда и купеческие жены тоже занимались вместе со своими детьми. Пройдя дома начальное обучение, мальчики отправлялись в лучшие городские школы, а вот девочек туда отдавали редко, опасаясь, что они переймут от новых подруг какие-нибудь дурные привычки. Тем не менее, некоторые купеческие дочки — те, кто хотел продолжать образование и мог настоять на своем, — тоже учились в гимназиях. Те образованные дети, которые, повзрослев, решили продолжать отцовское дело, организовывали на своих фабриках занятия для рабочих. Но многие выбрали другие профессии — стали публицистами, врачами, издателями, и их отцам точно было чем гордиться.

Из купеческих семей произошли такие знаменитые люди как медик Сергей Боткин, родные которого успешно занимались торговлей чаем, Анна Волкова, жена банкира и издательница одного из первых в России женских журналов, Агриппина Абрикосова, ставшая в Париже невропатологом с богатой практикой.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Традиции народных мастеров издавна передавались из поколения в поколение. Дети наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Если ребёнок был ещё мал, он просто играл рядом с отцом и старшими детьми, попутно наблюдая за их работой. Постепенно он привлекался для посильных дел. Искусство своей семьи деревни, посёлка, города, дети впитывали с детства. Было принято приучать к своему ремеслу с детских лет.

Так было практически во всех семьях. Где отцы с детства приобщали сыновей к своему делу. Но время шло. И постепенно домашнее ремесло ушло из нашего быта. Вместе с ним во многом нарушились духовные связи поколений, прервалась духовная и деловая преемственность, произошёл невидимый глазу разрыв поколений. В какой-то степени традиция приобщения детей к домашнему ремеслу сохранилась ещё там, где родители трудятся на художественных промыслах, где дома, на глазах у детей создаются красивые вещи. Тогда и они незаметно постепенно втягиваются в этот процесс. Здесь дети с ранних лет приобщены к делу, окружены красотой, созданной их родителями, а порой руками дедов и даже прадедов. Воспитанное с детства уважение к тому делу, каким заняты родители, несомненно сказывается во всей их последующей жизни.

Широко известная в наши дни филимоновская игрушка, что создается в Тульской области , родилась не сама по себе, а как весёлое дополнение к гончарному делу, которым занимались взрослые. Дети используя остатки глины, вначале, ради забавы, делали игрушки-свистульки. Которые со временем выделились в самостоятельный художественный промысел деревни Филимоново.

Предметы окружающие человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы эти предметы были выполнены с большим вкусом и мастерством.

Изучая замечательные образцы народных крестьянских вышивок, росписи по дереву, ткачества, кружевоплетения являющиеся национальной гордостью нашего народа, художники создают узоры для украшения современных изделий.

За много веков русский народ создал замечательные виды декоративного искусства. Жители нашей страны украшали свою одежду и предметы быта вышивкой, аппликацией, кружевом. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры, цветовые решения и технические приёмы одного из древнейших видов декоративно-прикладного искусства- вышивания.

Народная художественная вышивка- яркое и неповторимое явление национальной культуры. искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех видов нашей страны. Приёмы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное. В украшении вышивкой повседневной и праздничной одежды, предметов убранства быта- скатертей, подзоров, полотенец- воплотились природный вкус, талант и мастерство народа. Народная вышивка отличается богатством и разнообразием технических приемов и неповторимостью типов узоров. Русская вышивка имеет свои национальные особенности и очень отличается от вышивок других народов. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. Вышивальное искусство народов Поволжья было связано с изготовлением одежды и предметов домашнего убранства. Наибольшее распространение оно получило у марийцев, чувашей, их вышивка отличается особой декоративностью, богатством узора и колорита.

В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. По новому зазвучала вышивка и в современном костюме. Украшая женские блузки, платья, костюмы, детскую одежду, вышивка придает им нарядность, праздничность, подчеркивает характер, индивидуальность образа.

Вязание крючком, так же как и вышивание, пользовалось большой любовью у рукодельниц. Его история уводит нас в далёкое прошлое. Вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная палочка. В России вязание получило распространение с конца прошлого столетия и заниматься им стали женщины собиравшиеся на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, получило большое развитие и стало одним из любимейших занятий рукодельниц.

Макраме- это узелковое плетение, один из самых древних и удивительных видов рукоделия. История макраме уходит в глубину веков. Из веревок плели одежду, силки, корзины, охотничьи сумки, умение завязывать узлы стало совершенствоваться. Эти навыки ценились очень высоко и передавались из поколения в поколение. Плетение в этой технике оказывает положительное влияние на развитие и воспитание ребёнка: формирует память, внимание, ориентирование в пространстве, тренируется мелкая мускулатура рук.

При этом воспитывается усидчивость, умение планировать и доводить работу до конца, выполнять задания аккуратно, формируются творческие способности, умение фантазировать и изобретать.

Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисеронизание - один из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества. Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой популярностью пользуются украшения из бисера пришедшие на смену примитивным украшениям из ракушек, камня, шариков из глины и семян растений. Бисерное рукоделие пришло к нам как и плетение, ткачество, вышивание и другие ремёсла из глубины истории. Во времена Киевской Руси IX-XII в.в. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Начиная с XV в. Рукодельницы стали использовать бисер соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора. Большего расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX начале XXв. В юго -восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплёты и косники, пояса и сережки. Украшали головные уборы бахромой и поднизями, рясками и позатыленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей- тысяч неизвестных самобытных мастериц. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканных, плетенных и вышитых изделий. Крестьянский украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нашего века были известны далеко за пределами России. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы. Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок.

Произведением искусства можно назвать знаменитые вологодские кружева, напоминающие морозный узор на окнах, нежные и легкие как облака оренбургские платки, слава о которых идёт с XVIII века. Их история связана с именем русского экономиста, этнографа, историка Петра Ивановича Рычкова. Наполеон узнав что в России изготавливают пуховые шали настолько тонкой пряжи что их можно свободно пропустить через обручальное кольцо, пожелал приобрести такую шаль для своей избранницы Марии Луизы и в канун 1811 года на плечи императрицы, к немалому её восхищению легла эта удивительная шаль.

А сколько ещё изделий народных ремёсел прославивших своих мастеров и Россию можно назвать. И во всех этих изделиях показана русская душа и красота русской природы, её бескрайние поля, леса, степи, реки.

На основе изучения народного искусства и творчества, дети показывают свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Жили – были люди на Руси. Проект по приобщению детей среднего дошкольного воз.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жили – были люди на Руси. Проект по приобщению детей среднего дошкольного воз.

Актуальность проекта. Славилась Россия чудо - мастерами, Дерево и глину в ска.

Актуальность проекта. Славилась Россия чудо - мастерами, Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили; Своему искусству молодых учили. Возрождение традиций. Россия – родина для многих народов. Но для того чтобы считать себя полноправным россиянином, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Духовный творческий патриотизм, возвращение русских традиций, надо начинать с раннего детства. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о литературе, языке, живописи, ремеслах. Именно поэтому, родная культура должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность. Гипотеза: если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным его особенностям, применяя различные методические приёмы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма.

Новизна проекта: Проект ориентирован на Федеральные государственные образова.

Новизна проекта: Проект ориентирован на Федеральные государственные образовательные стандарты ( в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода. Углубленное изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех каждого человека. Тема разработанного проекта выбрана с учетом ФГОС ДО, возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими усвоена.

Вид проекта: познавательно-творческий Срок реализации: долгосрочный ( 1 год).

Вид проекта: познавательно-творческий Срок реализации: долгосрочный ( 1 год) Участники проекта: педагог, музыкальный руководитель, дети средней группы, родители . Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Ресурсное обеспечение: методическая, энциклопедическая, художественная литература; наглядно-демонстрационный материал, Интернет –ресурсы,

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих спос.

Задачи проекта: Задачи: Формировать знания детей о декоративно-прикладном и.

Задачи проекта: Задачи: Формировать знания детей о декоративно-прикладном искусстве, воспитывать уважение к труду народных мастеров. Познакомить детей с профессиями ремесленников Руси (гончаром, столяром, кузнецом, ткачихой, пекарем, и др). Предметами которые изготавливают мастера, материалами из которых изготовлены изделия. Познакомить детей с историей декоративно-прикладного искусства. Показать связь с окружающей природой, растительным и животным миром. Познакомить детей с художественными традициями в изготовлении посуды, ткани, игрушек. Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, умением работать и веселиться от души. Развивать навыки проектной деятельности.

Принципы реализации проекта: Принцип доступности, индивидуальности. Принцип и.

Принципы реализации проекта: Принцип доступности, индивидуальности. Принцип интеграции – содержание работы по ознакомлению с профессиями ремесленников связано с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается с учетом возраста детей. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье. Принцип наглядности. Принцип системности. :

Методы и формы работы. Формы. - беседы; - занятия; -культурно - досуговые мер.

Методы и формы работы. Формы. - беседы; - занятия; -культурно - досуговые мероприятия; - экскурсии; - продуктивная деятельность; - выставка творческих работ детей и родителей; - использование народных игр, дидактических, хороводов. Методы. - словесные (рассказ, беседа, использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы); - наглядные (использование экспонатов, просмотр фотографий, рисунков, иллюстраций, видео-фильмов; практические (упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий); игровой (игры – драматизации, игры – инсценировки, дидактические, настольно-печатные).

Предполагаемый результат: - Дети познакомятся с новыми профессиями. Пополнят.

Этапы работы над проектом: Подготовительный этап Подбор наглядных и дидактич.

Заключительный этап: Оформление выставки рисунков и поделок детей; Итоговая.


Красоты такой, наверно, вы не видели нигде. Мы же это рассмотрели, И потрогал.

Красоты такой, наверно, вы не видели нигде. Мы же это рассмотрели, И потрогали везде!

Посмотри, как хороша Эта девица краса: Щеки алые горят, Удивительный наряд!

Посмотри, как хороша Эта девица краса: Щеки алые горят, Удивительный наряд!

Глина, сделавшись сосудом, Предстаёт пред нами чудом. В глине вкусная.

Глина, сделавшись сосудом, Предстаёт пред нами чудом. В глине вкусная водица. Глина влаги не боится.

Велика Россия наша И талантлив наш народ О Руси родной умельцах На весь мир м.

Велика Россия наша И талантлив наш народ О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.

Птица-свиристелка, Звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя в ну.

Птица-свиристелка, Звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя в нутрии? -Верь, не верь ли, мой хороший, А в нутрии-то - ничего, Кроме двух сухих горошин И дыханья твоего. /М. Бородицкая/

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Е.

Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.

В Богородске-городке Все гуляют налегке На широких улицах Никогда не хмурятся.

В Богородске-городке Все гуляют налегке На широких улицах Никогда не хмурятся. Там из липовой доски Есть лекарство от тоски: Потому что стар и млад Всем игрушки мастерят. Даже старые старушки Делают себе игрушки.

Раздобыл кусочек глины, В воду сразу опущу, Настоится и разбухнет, Я лепить с.

Раздобыл кусочек глины, В воду сразу опущу, Настоится и разбухнет, Я лепить сейчас начну! Положим сахар, яйцо и сметану, Добавим маслица вкусного с вами, Отправим туда белоснежной муки, Замесим мы тесто, ну вот посмотри! Ко мне вы, друзья, скорей подходите, Состряпать печенье вы мне помогите. Хозяюшки издревле ткали Из хлопка, шерсти и льна. Секреты особые знали Плетения полотна. С ткацким станком деревянным Работали чуткие ручки, А мастерство переняли У мудрых прабабушек внучки. Столяр и резчик по дереву. Ремесло еще не утеряно! Посуда тончайшей работы Хозяйке поможет в заботах. В игрушки из дерева дети Играют уж много столетий.


Результативность проекта: В результате проведения комплексной работы по ознак.

Результативность проекта: В результате проведения комплексной работы по ознакомлению с профессиями ремесленников у детей появилось желание еще больше узнать о русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Список литературы и интернет – источников 1. Гаврилова И. Г. Истоки русской н.

Читайте также: