Сообщение о воскресенском соборе

Обновлено: 06.05.2024

Строительство Воскресенского собора началось в 1658 году. К 1666 году стены центрального крестообразного объема и ротонды не достигали сводов. Достроили колокольню. Самим Патриархом Никоном были освящены три придела: Голгофский, придел Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой и церкви Успения Пресвятой Богородицы в северо-восточной части храма. В 1679 году после 13-летнего перерыва строительство было возобновлено и в 1685 году освятили главный алтарь храма. Приделы, устроенные в XVII веке, освящались и в 1690-е годы, и в следующем столетии.

Собор Ново-Иерусалимского монастыря воспроизводит план, размеры и трехчастную структуру прототипа. К центральному крестно-купольному объему, с востока примыкает Подземная церковь. С запада возвышается мощный объем ротонды, увенчанный шатром. С юга, западнее главного входа в храм до ее разрушения в 1941 году устремлялась ввысь колокольня. Главный фасад всего ансамбля монастыря — восточный. Господствующее положение в композиции восточного фасада занимает центральный крестообразный объем, увенчанный главой на круглом барабане диаметром 13,2 метра.

За алтарем устроено четыре придела, три из которых соответствуют приделам прототипа и завершены главками на восьмигранных световых барабанах.

Кровли Воскресенского собора, как и кровли его прототипа, первоночально были плоскими с ограждением. На кровлях второго яруса в восточной части с юга и севера поставлены две симметричные главы на восьмигранных барабанах. Пирамидальная, с четко выделенной центральной осью, композиция собора с востока строится по принципу объединения отдельных самостоятельных объемов в гармоничное единое сооружение. Образ храма-града был еще более убедителен в силу того, что все части собора, соединенные галереями и переходами, окруженные плоскими кровлями, были доступны для обозрения не только в целом, но и по отдельности, и на разных уровнях.

В облике южного фасада Воскресенского собора отчетливо проступают черты прототипа. В одну линию, длинной в 106 метров, выстраиваютс все три части храма. Мысленный взор обращается здесь непосредственно к храму Гроба Господня и через него к Иерусалиму земному — сосредоточию главных христианских святынь. Последовательно от низкого объема подземного храма взгляд следует к центральному крестообразному объему и далее к высоко взметнувшемуся вверх шатру ротонды.

С юго-восточной части собора между первым и вторым этажом распологается Голгофа, которая снаружи выделена папертью и керамическим декором на южном фасаде.

23 мая 1723 года случилось непредвиденное — произошло обрушение кирпичного шатра ротонды. Разрушения усугубил грандиозный пожар 1726 года, повредивший все монастырские строения. Монастырь остро нуждался в средствах для восстановления собора и ремонтных работах на других объектах. В 1730-е годы вопросами поврежденной ротонды и шатра занимались московские архитекторы А.П.Евлашев, Д.В.Ухтомский, И.Ф.Мичурин. До 1736 года на старом фундаменте и с сохранением древней кладки были восстановлены два нижних яруса ротонды. И.Ф.Мичурин предпологал восстановить шатер кирпичным и вернуть ротонде прежний облик. Но восстановление ротонды задерживалось из-за недостатка средств, а также сомнения в возможности ее фундамента и нижних ярусов выдержать тяжесть нового шатра. Разработка проекта шатра была поручена обер-архитектору Варфоломею Растрелли. Архимандрит Амвросий,назначенный императрицей Елизаветой Петровной, предложил вместо кирпичного шатра сделать шатер деревянным. К строительству приступили в 1757 году. В основу лег схематичный проект Растрелли; конструкцию разработал инженер В.Бернардаччи; работы велись под наблюдением московского архитектора Карла Бланка. Частичной перестройке и переоформлению в стиле барокко подверглась центральная часть собора. Собор после возведения нового шатра освятили вновь в 1759 году. Работы по обновлению интерьера продолжались и в 1760-х годах.

С середины XVIII столетия поновление приделов, а также устроение новых, осуществлялось за счет пожертвований членов императорской фамилии, близких ко двору вельмож и местных землевладельцев. Придел Всех Святых под колокольней обустраивался в конце XVIII века тщанием князя В.М.Долгорукого-Крымского. Придел преподобного Андрея Критского в заалтарном обходе собора устроен на средства М.А.Шуваловой — жены фельдмаршала П.И.Шувалова. Екатерина Романовна Дашкова — устроительница придела Преображения Господня во втором ярусе ротонды. Семейной усыпальницей помещика Рузского уезда генерала Б.А.Загряжского и его супруги стал придел 12 и 70 апостолов, обновленный и освященный вторично в 1793 году. В 1847 году в нем же была похоронена княжна А.М.Черкасская.

Уникальный изразцовый декор Воскресенского собора сделал его ключевым паямятником русского зодчества позднего средневековья. Изразцовые пояса опоясывали здание по всем ярусам, объединяя в единое целое все его объемы. Все окна храма (их более 100) имели керамические наличники.

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.

1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.

2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)

4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.

5,00

Новоиерусалимский или Воскресенский монастырь основан в 1656 году. Он находится в небольшом уютном городе Истра Московской области. Появилась обитель благодаря Патриарху Никону, который пожелал соорудить на данном месте резиденцию патриархов. Кроме того, здесь многократно на ночлег останавливался сам Никон с целью посещения Иверского монастыря. Новая обитель строилась с целью благоустройства московского княжества.

По плану объект с высоты должно повторять силуэт гроба Господня, который находится в Иерусалиме. Закладку святыни выполнили на возвышенности Сион. По соседству располагались и другие холмы Фавор, Елеонский и река Иордан (современное название – Истра).


Как добраться

Вы можете выбрать один из трех удобных способов поездки. Из Москвы до Истры регулярно ходят электрички. Вам необходимо приобрести билет на поезд, который идет до Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамска, Шаховской. Расписание электричек вы сможете уточнить на официальном сайте.

Также доехать можно на автобусе. Из Москвы ежедневно курсирует транспорт под номером 372. Длительность пути составит 60 минут. От остановки до храма идти 10-15 минут. Третий способ поездки – личный автомобиль. Недалеко от монастыря предусмотрена стоянка для автомобилей.

История Собора

Строительный процесс шел на протяжении 14 лет. Работа была разделена на два этапа. Первый период приходится на 1656-1666 гг. Первоначально стены состояли из дерева. В этот период занялись обустройством скита Никона. Сегодня он называется Отходной пустынью. Затем построили Елеонскую часовню.


Работы на определенный отрезок были прерваны. Они восстановились в 1679 году по приказу царя Федора Алексеевича. Более того, в новом указе содержалась информация о возведении еще двух десятков святынь. В конечном итоге общая доля построек состояла порядка 1630. В итоге получилось огромное богатейшее владение России.

Никону полностью удалось реализовать свой замысел. Комплекс максимально отражал сущность Святой Земли. Вся местность разделилась на определенные части — Галилея, Вифлеем, Елеон. Основатель монастыря скончался в 1681 году. В дальнейшем строительный процесс был продолжен архимандритом Никанором.


В 1941 году здание было полностью разрушено Германией. Наибольшая доля удара пришлась на колокольню, шатер, ротонду. В 1985 году утраченная глава вернулась на прежнее место. Шатер же восстановили только в конце 20 столетия. Но теперь в роли его основы была качественная конструкция из металла.


Архитектура и отделка

Согласно плану, Воскресенский собор должен быть являться точной копией Гроба Господня. Таким образом, комплекс должен быть состоять из трех частей. В замысле находят отражение основные христианские святыни. Весь спектр строительных мероприятий реализовывался в несколько этапов. Так, до 1666 года завершили работу над кровлей, колокольней.

Собор, как снаружи, так и внутри является невероятно прекрасным. Его отделка выполнена керамическими поясами, декор изысканный – используются порталы, наличники, красивые иконостасы. Для колокольни подготовили 15 колоколов. Сегодня вес самого крупного составляет 100 пудов. В 1679 году монтировали главу, шатер. В 1690 г объект осветили.


Современный собор уступает по размерам своему величественному прообразу. Однако все богословское содержание было передано с максимальной степенью точности. Особенно древнерусские мотивы заметны в восточной зоне храма. Композиция из множества глав по форме похожа на пирамиду. Все элементы отстраивались независимо друг от друга. В итоге получилось целое, неделимое сооружение.

В западной части территории ансамбль включает в себя палаты. Они представлены Трапезными, Больничными и Архимандричьими. Задумывалось первоначально, что данные постройки будут располагаться, как отдельные здания. Но к концу 18 века стало понятно, что наиболее гармоничной картина получится, если создать единую целостную модель. В роли фундамента для трапезных применялись старые службы из камня. Они были заложены еще в 1666 году. В западной стороне вы сможете увидеть три палаты, они стоят неподалеку от церкви Рождества Христова. Палаты имеют торжественное оформление, их украшают наличники белоснежного цвета. Огромные окна полукруглой формы подчеркивают статус строения.


При возгорании сооружение полностью сгорело. Решено не проводить комплекс восстановительных мероприятий. Помещение оборудовали в цокольном этаже. Отдельного внимания заслуживает лестница, направленная в Царские покои. Ее отделка выполнена с использованием изящной аркады. Этот элемент декора прекрасно дополняет оформление восточной части фасада.

Скит патриарха Никона

Важнейшим памятником российской Палестины является скит патриарха Никона. Он использовался для проведения уединенных молитв. Строительный процесс шел в 1657-1662 гг. Объект, возведенный на берегу Истры, может похвастаться броским оформлением. Этот скит является единственным памятником, который смог уцелеть за стеновой оградой. Нижние этажи применялись в роли служебно-хозяйственных помещений. Трети ярус отдан под приемную комнату. Здесь же находится церковь богоявления Господня. Скит отличается плоской крышей. На ней монтированы многие значимые сооружения – звонница, келья.


Крепостная стена и Святые врата

Достопримечательности на протяжении длительного времени защищали территорию монастырского комплекса. Стройка объекта продолжалась в течение четырех лет (1690-1694 гг.). Архитектура включает в себя основные правила крепостного зодчества. Ограждение получилось масштабным. Его высота составляла 9 метров, а толщина ровнялась 3 метрам. При этом общая длина стены находилась в пределах 920 метров. Интересно, что углы и изломы являются заполненными семью одинаковыми башнями.

Ранее, была еще одна башня – восьмая, но она не дожила до нашего времени. Конструкция была высокой и находилась с западной стороны ворот. Ярусные башни не выполняли защитной функции. Они преимущественно использовались в качестве художественного украшения. Примечательно, что и конструкции повторяли стиль ротонды и шатра Воскресенского собора.


Гефсиманский сад и парк

Территория монастыря была прекрасно озеленена. Примером этому служат Гефсиманский сад и парк, которые когда-то находились за Елизаветинскими вратами. В древности на данном участке было много разнообразных протоков. Они привели к образованию острова. Сегодня его остатки практически не заметны. На острове жил Никон, когда проводил богослужения в обители.

Сегодня на территории сада организовали архитектурно-этнографический музей. В роли экспонатов представлены старинные деревянные постройки. На общем фоне заметно выделается мельница, крестьянская усадьба, часовня. До 21 века здесь находилось еще одно прекрасное здание – церковь Богоявления. Но святыня сгорела. Произошло короткое замыкание. Если пройтись по крестьянским усадьбам, то можно рассмотреть музейные экспозиции. Экскурсия сюда покажется достаточно познавательной. Вы получите шанс поближе познакомиться с искусством и бытом русского народа.

Трапезная и церковь Рождества Христова

По замыслу на первом этаже оборудовали храм Рождества Христова. Архитектором являлся Григорий Бартенев. Средства на строительство были даны самой Екатерина II. Более того, каждый предел также имел своих вкладчиков. Рядом были построены пределы Поклонения волхвов, Мучеников и т.д. В Святой Вертеп регулярно проводился крестный ход.

К сожалению, внутреннее убранство предельных святынь не сохранилось до нашего времени. В 1941 году достаточно сильно был поврежден и корпус трапезных. А вот в северной палате разгромили только вход. Были реализованы реставрационные мероприятия, которые помогли вернуть утерянный архитектурный облик. Фасады воплощают в себе стилевые решения XVII — XIX веков.


Подземная церковь Константина и Елены

С восточной части ансамбля расположена Подземная церковь Константина и Елены. Строительство сооружения началось еще при Никоне. В итоге получилось здание прямоугольной формы, характеризующиеся простотой оформления. Кровля является плоской и обведена балясником. Стены высокие – 1,5 метра от земли. Имеется одна глава. В роли украшений выступают изразцы.

Некрополь

Для того чтобы попасть в некрополь, необходимо зайти во внутрь собора. В 1999-2003 гг. была проведена череда исследований. Они помогли выявить крупные части надгробных памятников. Также было обнаружено около 100 целых элементов. Найдено немало объемных архитектурных форм. Урон некрополь понес в 1920-1930 гг. В этот отрезок произошел сильный взрыв собора. В процессе реализации строительных мероприятий учитывались особенности расположения важнейших захоронений в прошлом. Здесь находится много погребений лиц, которые вносили вклады в возведение святыни.


Святыни монастыря

При желании перекусить можно в трапезной. Она находится в левой части от собора. В продаже имеется выпечка и напитки. Еда вкусная, цены доступные. Имеется церковная лавка, можно заказать требы. Набор святой воды осуществляется в Силоамском источнике в Гефсиманском саду. Также на реке Истра-Иордан организована купель. При желании можно в нее окунуться. Температура воды находится в пределах 16 градусов. Спуск обеспечивается удобной, деревянной лестницей. Единственное, не предусмотрены раздевалки.

Новоиерусалимский монастырь - 108.jpg

Новоиерусалимский монастырь - 524


Всего 55 фото

В этой третьей части моего рассказа о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре мы внимательно осмотрим уникальный архитектурный комплекс Воскресенского собора с разных ракурсов, многочисленные удивительные архитектурные детали и узнаем о непростой истории храма и его строительстве - будет много разных фотографий собора. И только в четвертой же части мы войдем внутрь к православным святыням и осмотрим интерьеры Храма Гроба Господня. С общим архитектурным обликом монастыря можно ознакомиться в предыдущей второй части моего рассказа. Итак, продолжим.

Новоиерусалимский монастырь - 112.jpg

Собор Воскресения Христова – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня (взорванная фашистами в 1941 г.). Со стороны апсид собор дополняют главы приделов.
04.

В Иерусалиме церковь Константина и Елены вырублена в скале, соединяется с собором ходом из заалтарной части. Строительство подземной церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами.

Подземная церковь святых Константина и Елены

В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.
05.

Новоиерусалимский монастырь - 105.jpg

Интерьер церкви святых Константина и Елены в середине XVIII века был переделан в стиле барокко. Мы его увидим в четвертой части.
06.

Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены (на первом плане)

Для понимания, того что мы осматриваем, пригодится план внутренней планировки Воскресенского собора, хотя по большому счету он больше будет полезен при осмотре его интрерьеров, тем ни менее вот он.
07.

Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой.
08.

Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым – известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова.

Давайте последовательно осмотрим Воскресенский собор обходя его по часовой стрелке, также как мы и поступали с осмотром всего ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Новоиерусалимский монастырь - 116.jpg

09.

Новоиерусалимский монастырь - 512

Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял как уже упоминалось, из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма - четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий.
10.

Новоиерусалимский монастырь - 9.jpg

11.

Новоиерусалимский монастырь - 111.jpg

Своды трансепта (это поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом), ориентированного с севера на юг - вспарушённые крестовые.
12.

Вид Воскресенского собора с галереи крепостной стены

Новоиерусалимский монастырь - 25.jpg

С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора - огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами.
13.

Новоиерусалимский монастырь - 80.jpg

14.

Новоиерусалимский монастырь - 81.jpg

15.

Новоиерусалимский монастырь - 191.jpg

16.

Новоиерусалимский монастырь - 75.jpg

Ротонда повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а диаметр основания - 23 м.
17.

Новоиерусалимский монастырь - 79.jpg

Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой.
18.

Новоиерусалимский монастырь - 78.jpg

19.

Новоерусалимский монастырь - 525

20.

Новоерусалимский монастырь - 531

Со стороны может показаться, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра – главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря.
21.

Новоиерусалимский монастырь - 15.jpg

Южный фасад собора очень близок в деталях к образу Иерусалимского храма. Перспективные порталы обрамляют двойные врата – Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.
22.

Южная сторона Воскресенского собора. Красные и Судные врата.

Новоиерусалимский монастырь - 61.jpg

Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали как упоминалось выше такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.
23.

Новоиерусалимский монастырь - 70.jpg

При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три - заалтарных приделов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи.
24.

Новоиерусалимский монастырь - 68.jpg

Южный фасад Воскресенского собора наиболее богат на это изразцовое великолепие
25.

Новоиерусалимский монастырь - 71.jpg

Отделанные изразцами многочисленные окна непроизвольно заставляют замирать сердце. Восхитительно!
26.

Новоиерусалимский монастырь - 186.jpg

Наличие в Воскресенском монастыре печей, облицованных расписными изразцами с архитектурными, сюжетными и растительными мотивами, доказывают изразцы, найденные на его территории в ходе ремонтно-реставрационныих и земляных работ. Документы о выплате мастерам-изразечникам подмонастырских слобод денег за изготовление "гладких" изразцов, за кладку и ремонты печей в различных помещениях монастыря, а также находки на северо-западных окраинах города Истры свидетельствуют о процветающем в XVIII-XIX вв. местном изразечном производстве.
27.

Новоиерусалимский монастырь - 73.jpg

28.

Новоиерусалимский монастырь - 72.jpg

29.

Новоиерусалимский монастырь - 74.jpg

30.

Новоиерусалимский монастырь - 190.jpg

31.

Новоиерусалимский монастырь - 67.jpg

В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма.
32.

Новоиерусалимский монастырь - 90.jpg

33.

Новоиерусалимский монастырь - 184.jpg

34.

Новоиерусалимский монастырь - 69.jpg

Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный профиль, тщательно проработанный рельеф и отличаются большими размерами. В своём роде это уникальная архитектурная керамика, более не имеющая себе подобной в русском зодчестве.
36.

Новоиерусалимский монастырь - 519

В начале 1660-х годов с южной стороны собора возвели высокую колокольню в семь ярусов. По замыслу патриарха Никона колокольня Нового Иерусалима должна была превзойти колокольню Иван Великий в Москве.
37.

Новоиерусалимский монастырь - 24.jpg

38.

Воскресенский собор - вид с юго-запада

Новоиерусалимский монастырь - 59.jpg

Голландский посол Николас Витсен, посетив монастырь в 1665 году, так описывает недавно возведенную колокольню монастыря: "Колокольня по форме и размерам такая же, как Ивана [Великого] в Москве, а по высоте - почти как наша башня Яна Роденпорта в Амстердаме". В отличие от Ивана Великого нижние пять ярусов колокольни Новоиерусалимского монастыря имели четыре грани, и лишь последние два были восьмигранными и, действительно, очень напоминали собой колокольню Иван Великий в Московском Кремле.
39.

Новоиерусалимский монастырь - 76.jpg

40.

Новоиерусалимский монастырь - 84.jpg

На верхних ярусах колокольни были установлены часы и висели 15 колоколов, отлитые в литейной мастерской, которая находилась в монастыре. Руководил отливкой колоколов литейщик Степан Турчанинов, один из приближенных к патриарху Никону мастеров.
42.

Новоиерусалимский монастырь - 82.jpg

В записках Николаса Витсена есть упоминание лишь о двух колоколах Нового Иерусалима: "Два красивых колокола висят внутри: на верхнем вылиты святые всего года; говорят, что в них влито много золота, на нижнем - Царь, его жена, сын и патриарх". Колокол с изображением царя был самым большим и именовался Воскресенским, весил он 500 пудов.
44.

Новоиерусалимский монастырь - 83.jpg

45.

Новоиерусалимский монастырь - 60.jpg

В 1941 году, с 27 ноября по 11 декабря, Новый Иерусалим был оккупирован немецкими войсками. 10 декабря, накануне отступления, эсэсовцы из дивизии Дас Райх взорвали все главные постройки монастыря. С конца 1940-х годов в монастыре начались реставрационные работы. Монастырь был практически полностью восстановлен, за исключением колокольни.
46.

Новоиерусалимский монастырь - 23.jpg

Из большого колокольного подбора сохранилось всего три колокола. Это Трехсвятительский колокол, весом в 100 пудов, отлитый 21 января 1666 года. На нем изображены три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Второй колокол экспонируется в музее "Новый Иерусалим" на территории монастыря. Третий - "Никоновский" колокол - хранится в музее истории и реконструкции Москвы.
47.

Новоеирусалимский монастырь - 524

48.

Новоиерусалимский монастырь - 520

49.

Воскресенский собор - вид с запада

Новоиерусалимский монастырь - 36.jpg

50.

Воскресенский собор - вид северо-запада

Новоиерусалимский монастырь - 54.jpg

52.

Северный портал собора

Новоиерусалимский монастырь - 507

53.

Общий вид Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря с северо-запада

Новоиерусалимский монастырь - 107.jpg

Еще один "более солнечный" ракурс архитектурного комплекса Воскресенского собора с галереи крепостной стены обители.
54.

Новоиерусалимский монастырь - 515

55.

Архитектурный комплекс Воскресенского собора с северо-востока

Акинин К.В. Большая глава Воскресенского собора по описи 1685 г., опубликованной архимандритом Леонидом.

Новый Иерусалим и город Воскресенск. Путеводитель / Г. М. Зеленская, Л. М. Черненилова. - 2. - М.: МОК ЦЕНТР, 2006.

Портал Храмы России. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
Черненилова Л.М. Русский изразец на примере памятника архитектуры Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 2015.

Новоиерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году как пространственная икона Святой Земли. Воскресенский собор, по замыслу основателя, должен был стать копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В те времена совершить паломничество на Святую Землю было невероятно трудно, дорого и опасно, такая поездка занимала не менее года, и мало кто мог себе ее позволить. А создание копии иерусалимских святынь на русской земле давало возможность большому числу православных совершить такое паломничество, как бы сейчас выразились, виртуально.


Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, 2019 год

Завершить свой замысел патриарх Никон не успел: после ссоры с царем Алексеем Михайловичем он был лишен сана, а затем сослан на север Вологодской области, в Ферапонтов монастырь. Новый Иерусалим достраивался уже после смерти Никона.

При проектировании собора патриарх Никон ориентировался на объемную деревянную модель храма Гроба Господня. План постройки почти точно повторяет Иерусалимский прообраз. Некоторые элементы воспроизвелены в точности, другие несколько отличаются по масштабу, но совпадают по расположению.


Модель храма Гроба Господня, XVI век


Кипарисовая модель Храма Гроба Господня, которой пользовался патриарх Никон при строительстве собора

Собор сильно пострадал от пожара в 1726 году, и был возобновлен по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1749-59 годах. Именно тогда своды собора, изначально украшенные лишь изразцами, дополнились тяжеловесной лепниной в стиле барокко.

Во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. Колокольня, купола храма и роттонды были взорваны, уникальные изразцы лежали среди груды кирпичей. После войны начались восстановительные работы, которые в вялотекущем режиме велись до 1990-х годов.



Впервые я попала в Новый Иерусалим еще в конце 1980-х годов. Собор был на реставрации, войти внутрь не было возможности. Над главным алтарем уже был восстановлен купол, а вот с перекрытием роттонды дело обстояло сложнее. Перекрыть такой большой пролет высоким шатром довольно сложно, конструкция должна быть легкой, чтобы стены выдержали нагрузку. Проект металлической конструкции шатра разработал Нодар Канчели, строительство велось не один год.


Воскресенский собор. Фото начала 1990-х

В 2008 году на должность наместника монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников). По всей стране начался сбор пожертвований на восстановление монастыря. Так, например, Федеральная служба судебных приставов пожертвовала более миллиона рублей, причем больше всех собрали судебные приставы Ставрополья - 200 тысяч.


Возведение наместника монастыря о.Феофилакта в сан архимандрита. 8 мая 2016 года

Но активными темпами процесс востановления пошел после того, как его взял под свою опеку Дмитрий Медведев. За несколько лет был проделан огромный объем работ, и 8 мая 2016 года собор был освящен святейшим патриархом Кириллом. Наместник монастыря за понесенные труды по восстановлению обители был возведен в сан архимандрита. Мне посчастливилось присутствовать на торжественном освящении собора.


Собор Новоиерусалимского монастыря, 25 января 2015 года. Вид с востока

На последнем фото видно, что собор в своем объеме довольно близко повторяет храм Гроба Господня. Но Иерусалимский Храм очень трудно представить целиком, поскольку он окружен плотной городской застройкой.


Храм Гроба Господня при крестоносцах, вид с востока. Объемно-пространственная модель выполнена студенткой МАРХИ Ариной Хрусталевой, 2018 год

Некоторое представление об объеме Храма Гроба Господня дают фотографии, сделанные из двора, расположенного над храмом царицы Елены, а также с городских стен Старого Иерусалима.


Храм Гроба Господня, вид с востока. Фото сделано автором в 2014 году


Храм Гроба Господня, вид с городских стен. Фото сделано автором в 2014 году

Наложение планов двух соборов показывает почти полное совпадение основных элементов по размеру и взаимному расположению. Кафоликон (основной алтарь), ротонда, кувуклия, приделы совпадают полностью. Немного смещены колокольня и подземная церковь царицы Елены, но смещение незначительное.

В Иерусалиме подземная церковь находится значительно глубже, соответственно лестница в нее ведет более длинная. Этим обусловлено смещение. На русской земле значительно заглубляться в грунт было опасно из-за грунтовых вод и особенностей климата. Даже при таком заглублении, какое было сделано в Новом Иерусалиме, через пару столетий пришлось выкопать по периметру подземной церкви ров для отвода воды, который существует по сей день.


Сравнение планов. Серым показан Храм Гроба Господня в Иерусалиме; красным - собор Новоиерусалимского монастыря

В наши дни многие посетители Нового Иерусалима бывали в Иерусалиме настоящем, и потому могут сравнивать и оценивать воплощение никоновской идеи.

Я хорошо помню впечатления от первой экскурсии по собору. В то время теплой и пригодной для служб была только церковь (придел) Успения, а весь остальной собор был в холодным и неуютным, и находился в плачевном состоянии.


Придел Поругания. Фото 2008 года

Я тогда еще не бывала на Святой Земле и никак не могла понять, что означают части храма, посвященные разным моментам Страстей Христовых. Мне представлялось, что они являются символическим отражением Евангельского повествования, собранными в определенной последовательности. Расположение Голгофы и Кувуклии Гроба Господня в одном храме на расстоянии нескольких десятков шагов было вовсе непонятно и осознавалось только в символическом смысле. Словам экскурсовода о том, что Воскресенский собор в точности повторяет Храм Гроба Господня в Иерусалиме, не получалось верить: мешали толстощекие херувимы на стенах. Я никак не могла представить, чтобы в Иерусалиме было нечто подобное.

Слишком сложный символический ряд надо было выстроить в воображении, чтобы воспринять Воскресенский собор Нового Иерусалима как изображение Иерусалимского образца и поклоняться здесь, имея в виду Иерусалимские святыни. У меня не получалось.

Зато после того, как я побывала в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, осмотр Новоиерусалимского собора сопровождался радостью узнавания Прообраза. Я ходила по собору и не замечала нелепой барочной лепнины, потому что видела себя идущей по голым каменным плитам Иерусалима. Я попадала из придела в придел и удивлялась, насколько точно все это воспроизводит Образец. Не требовалось уже большого напряжения фантазии, все было перед глазами.

Для наглядности предлагаю сравнить фотографии главных святынь двух храмов.



Голгофа. Новый Иерусалим

Место Распятия Господа Иисуса Христа было на каменной скале. Три креста (в центре - Крест Господа, по бокам - двух разбойников) были установлены в отверстия, выдолбленные в камне. Центральное отверстие сейчас находится под престолом, к нему прикладываются паломники, опускаясь на колени и заползая под престол. На этом престоле в определенные дни совершается Литургия.

Сама скала Голгофы еще в Средние века была обтесана и обрублена со всех сторон, оказавшись внутри храма. Сейчас части скалы можно увидеть через несколько окошек, оставленных в разных местах. На фото видны застекленные витрины по сторонам престола, сквозь них видна верхняя часть скалы.

В момент Крестной Смерти Господа произошло замлетрясение и в скале образовалась трещина. Эту трещину можно видеть в приделе Адама, расположенном под Голгофой - для этого позади престола в этом приделе сделано окошечко. Еще один фрагмент скалы с трещиной можно видеть из полукруглого обхода, именуемого Скорбным путем.

Примечательно, что в Новом Иерусалиме воспроизвели и все три отверстия, в которых были установлены кресты, и трещину в скале (см. фото выше).


Трещина в скале Голгофы, вид из придела Адама. Иерусалим

В трещине установлен прибор, контролирующий ее ширину. За все время измерений она не увеличивалась.


Часть скалы Голгофы, видимая из полукруглого обхода (Скорбного пути). Иерусалим

В Новом Иерусалиме воспроизвели символическое изображение трещины в скале, придав ей дополнительный духовный смысл. По преданию считается, что под Голгофой располагались древние захоронения, где покоились останки Адама. Когда скала треснула, то Кровь Распятого Господа стекла по Кресту в расщелину скалы и омыла череп Адама, смыв с него первородный грех. Именно поэтому на резных изображениях Распятия под Крестом часто изображаются череп и кости.

Поэтому в Новом Иерусалиме нарисовали капли Крови, стекающей по расщелине в камне.


Символическое изображение трещины в скале Голгофы. Новый Иерусалим

Камень Помазания в Иерусалиме находится прямо напротив входа в Храм, и большинство паломников, входя, в первую очередь прикладываются именно к нему. Это место, где, по преданию, Иосиф Аримафейский с Никодимом положили Пречистое Тело Господа, снятое с Креста, чтобы помазать благовониями и обвить Плащаницей перед погребением. Камень покрыт плитой красного мрамора и благоухает драгоценным миром.


Камень Помазания в Иерусалиме

Камень Помазания в Новом Иерусалиме находится на том же месте, но из-за того, что вход в храм с противоположной стороны (с севера, а не с юга), он не сразу оказывается перед глазами входящего человека. Возможно, при Никоне действовал южный вход, но сейчас пользуются северным.

В 2008 году камень Помазания лежал прямо на полу, как в Иерусалиме, и чтобы приложиться в нему, нужно было опуститься на колени. После раставрации камень подняли, и сейчас он находится на уровне порядка 60 см от пола.

Наместник монастыря архимандрит Феофилакт благословляет паломников привозить со Святой Земли миро и возливать на камень Помазания в Новом Иерусалиме. Мы тоже исполнили это благословение прямо в день освящения собора. Сейчас камень благоухает, почти как в Храме Гроба Господня.


Камень Помазания в Новом Иерусалиме. 2008 год


Камень Помазания в Новом Иерусалиме. 2018 год

Иосиф Аримафейский с Никодимом погребли Тело Господа в новом гробе, который находился неподалеку от места Распятия. Только попав в Иерусалим, понимаешь, насколько в действительности близко это было. Еще в XI веке паломники влезали в Гроб Господень сквозь узкий лаз в скале, рассказы об этом сохранились в текстовых источниках, в частности, в "Хождении игумена Даниила". Впоследствии проход был несколько расширен (но и сейчас войти можно, только согнувшись пополам, и только по одному, а в погребальной камере одновременно могут находиться не более трех человек). Скалу, в которой был выдолблен гроб, обтесали и над ней построили часовню, которая носит название Кувуклия. Внутри Кувуклии есть окошко, через которое можно увидеть необработанный камень и представить, как выглядел Гроб Господень изначально.


Кувуклия Гроба Господня. Иерусалим

Кувуклия в Новом Иерусалиме по своим объемам меньше, а по внутреннему пространству несколько больше. Это вполне понятно, ведь ее стены не заключают в себе куски скалы.

В Новом Иерусалиме камень представлен уже таким, каким он был в XVII веке, то есть небольшим. По размеру он примерно соответствует тому, который в наши дни можно видеть в Иерусалиме.


Кувуклия в Новом Иерусалиме

Центральное пространство в Храме Гроба Господня занимает Кафоликон - главный храм Иерусалимского патриархата. Поскольку Храм Гроба Господня является общей святыней всех конфессий христианства, главные святыни - Голгофа, Гроб Господень, камень Помазания - не принадлежат никому. Но зато отдельные конфессии имеют в Храме свой собственный придел или несколько приделов для совершения богослужений. Так, есть свои приделы у католиков, православных, армян, коптов, сириян. Кафоликон - самый большой и центральный из алтарей, и он принадлежит православным.


Кафоликон (центральный алтарь) в Храме Гроба Господня

В Новом Иерусалиме нет проблемы разделения между конфессиями, тут весь храм православный. Центральный алтарь имеет огромный 12-ярусный иконостас. Здесь совершаются торжественные богослужения.


Главный алтарь в Воскресенском соборе, Новый Иерусалим

Сейчас уже трудно сказать, как воспринимали творение патриарха Никона его современники и ближайшие потомки, простые русские паломники, посещавшие Новоиерусалимский монастырь. Получалось ли у них представить себя на Святой Земле, или они испытывали те же трудности, что и я?

Вера русского народа (именно простого народа, а не образованного на западный лад дворянства) была в те времена простой и искренней. Поэтому я думаю, что люди вполне могли не задаваться сложными вопросами, а просто верить. И поклоняться в Воскресенском соборе, как поклонялись бы в Иерусалиме, куда у них не было надежды попасть.


Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. План

1 – Святой Гроб, 2 – Придел Ангела, 3 – Захоронения наместников монастыря, 4 – Придел Марии Магдалины, 5 – Придел Сошествия Святого Духа, 6 – Собор Воскресения Господня, 7 – Царская арка (на хорах молились члены царской семьи), 8 – Главный алтарь, 9 – Придел Рождества Богородицы, 10 – Придел Успения Богородицы, 11 – Темница Господня, 12 – Придел Лонгина сотника, 13 – Придел преподобного Иулия и великомученицы Екатерины, 14 – Придел Разделения риз Господних, 15 – Придел Тернового венца, 16 – Подземная церковь царицы Елены, 17 – Придел Утоли моя печали, 18 – Место для придела Святого Кириака, 19 – Колодец на месте, где обретен Голгофский крест, 20 – Авраамова палатка, 21 – Придел Иоанна Предтечи, 22 – Церковь Марии Египетской, 23 – Гроб патриарха Никона, 24 – Скорбный путь, 25 – Придел Архангела Михаила, 26 – Святые врата, 27 – Камень Помазания (Повития), 28 – Колокольня с приделом всех святых, 29 – Придел Святого Николая Чудотворца, 30 – Придел Святой Праведной Анны, 31 – Лестница на хоры, 32 – Гора Голгофа, 33 - вход в храм.


Храм Гроба Господня в Иерусалиме. План

Читайте также: