Сообщение о волховской росписи

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ отечество 2016.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования и науки Ленинградской области

Учреждение дополнительного образования детей

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ

Тема работы: Волховская роспись на прялке

Судаков Артем Павлович

Учащийся 6 б класса

г. Кингисепп ул. Большая Советская д.7

188480 e - mail : school 1@ kngcit . ru

Андреева Светлана Владимировна

г. Кингисепп ул. Большая Советская д.7

188480 e - mail : school 1@ kngcit . ru

История возникновения и развития………………………………………. 4

Роспись в стиле Волховское письмо……………………………………….7

Список источников и литературы………………………………………….10

У разных народов есть различные вековые традиции, которые передаются из поколения в поколение, такие как резьба по дереву, резьба по кости, чеканка, роспись, гончарное дело и т. д. На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду. Народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей.

Человек всегда старался создать новые и новые способы изготовления прекрасных изделий, которые со временем перерождались в искусство. Одним из таких народных промыслов является волховская роспись. А первым предметом, который ей был украшен, стала прялка. В древности прялка была в каждой семье, да и не одна. А как удивительно красивы эти простейшие орудия прядения: резные, расписные! В семье моих знакомых есть такая старинная прялка с Волховской росписью.

С этим наследием, которое сохранилось до наших дней, можно познакомиться в музеях, можно изучить по книгам, в которых собран хороший иллюстрированный материал. Очень важно и полезно приобщаться к изучению народных подлинников, к народному искусству .

В своей исследовательской работе я хочу рассказать об истории возникновения Волховской росписи на прялке, показать её красоту и значимость для последующих поколений.

Актуальность моей работы заключается в том, что культура родного края, а именно одно из её направлений волховская роспись на прялке, занимает особое место в жизни каждого человека, проживающего на территории Ленинградской земли.

Целью моей исследовательской работы является изучение истории Волховской росписи на прялке.

- найти и систематизировать информацию о Волховской росписи;

- изучить историю возникновения Волховской росписи;

- изучить технологию нанесения росписи;

- узнать особенности волховской росписи на прялке.

Для осуществления исследования по данной теме мы пользовались следующими методами:

- сбор и анализ разных источников информации;

- изучение литературы по теме исследования.

1. Подготовка к исследованию.

2. Проведение исследования

- сбор справочной литературы по теме.

- поиск материала в Интернете.

3. Оформление исследовательской работы.

4. Подготовка и защита работы.

История возникновения и развития

Волховские традиции росписи входят в состав народных художественных ремесел, сформировавшихся вокруг Ладоги. Ладожские ремесла по характеру исполнения и живописного изображения отличаются склонностью к стилю барокко с его яркостью и пышностью.

Пожалуй, наиболее известным стилем традиционной росписи по дереву, бытовавшим в Петербурге и в поселениях в районе Ладожского озера, была волховская роспись, возникшая и распространившаяся по берегам Волхова.

Волховская роспись возникла на берегу реки Волхов в конце XIX века. В начале зарождения промысла Волховская роспись особой красочностью не отличалась. Прялки являются наиболее изученными образцами данного вида промысла. Сначала прялки украшались трудоемкой резьбой, где сажа служила краской, которая смешивалась с береговой глиной и смолой лиственницы. Уже в XIX веке стала применяться клеевая роспись по меловому грунту, в виде покрытия выступал лак или олифа. Новые технологии, появившиеся вначале XIX в., позволили существенно обогатить её колористические возможности.

Моя прялка именна,

на беседушке одна.

Мой забавушка придет,

по именной прялке найдет.

Новоладожским прялкам близки по конструкции тихвинские расписные прялки с реки Явосьма. Роспись в виде условно изображенных цветов и ветвей, птиц выполнена крупными мазками на коричневом, зеленом или синем фоне. Живописные приемы украшения этих прялок характерны для восточной части области. Лодейнопольские прялки украшены цветами, свободно и равномерно разбросанными по узкой лопасти, перемежающимися бутонами и листьями. Красные розы, желтые и голубые тюльпаны расположены один над другим. Черные и темно-зеленые штрихи тонких листьев заполняют промежутки между цветами, связывая композицию в единое целое. Цепь цветов то тянется по всей высоте прялок, то прерывается посередине косым крестом.

Резные прялки архаичны и монументальны. В основе их конструкции лежит почти не расчлененная доска. Лопасть резных прялок в верхней и нижней части украшена квадратами, короткие ножки — розетками. Неглубокая резьба, штриховка мелкими врезами подчеркивают плоскость доски.

Еще в середине ХХ века об этих центрах не было точных сведений. Сейчас же самобытные очаги народных росписей дополняют картину развития народного искусства северо-западного региона, а коллекция прялок Государственного Русского музея послужила основой для воссоздания Волховской росписи уже не в качестве промысла, а в качестве промышленного производства.

В городе Волхове существовало небольшое производство по изготовлению обычной кухонной утвари из дерева. При организации в 1968 г. Ленинградского объединения народных художественных промыслов на базе этого цеха был создан цех художественной обработки дерева.

Роспись в стиле Волховское письмо

Легкое, свободное движение кисти – и на поверхности появляется лист, стебель растения или лепесток цветка играющий радужным цветом. Этим видом росписи можно создавать и любые другие формы – от фигур животных до пейзажей.

Первоначально изделия декорировались резьбой, повторяющей северную трехгранно выемчатую резьбу, затем появляются вещи, декорированные по принципу городецких резных раскрашенных прялок, но темами сюжетных композиций были русские народные пословицы, сценки из петровского времени. В самой росписи сильно чувствуется влияние карельской и, как ни странно, петриковской (украинской) росписей.

Совместно с художником С.И. Некрасовой искусствовед Ленинградского объединения народных художественных промыслов Л.П. Азовская начала работу над созданием прялочной росписи, но на новой основе — ею декорировали разделочные доски.

Одной из важных проблем связанных с развитием искусства современных народных промыслов является соотношение утилитарных и эстетических качеств изделий, создаваемых в этом виде деятельности. Относящиеся к декоративно-прикладным видам искусства, т.е. предметно-пространственным, формирующим среду и быт людей, произведения, создаваемые на предприятиях промысла, наследуют исконные традиции народного творчества.

Положение дел в народных промыслах усложнено тем, что в эту деятельность приходят люди, отнюдь не являющиеся носителями традиций этой исконной культуры, часто далекие от искусства. Освоив несколько необходимых живописных приемов, они выполняют механически заданный узор. Для выполнения плана, а он всегда существует на предприятии, этого достаточно, но для того, чтобы искусство продолжало жить и развиваться, необходимы творческие натуры.

Среди подлинных художников, воплощающих традиции Волховской росписи по дереву в предметы повседневного мира людей, выделяются Л. Чичерина, Е. Салтыкова, И. Щетинина, Н. Корепанова, О.И. Загородская, М.П. Бут, Н.А. Тихонова, Л.Г. Лобанова, С.М. Наугольная, О.Н. Рубен. Их произведения регулярно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, именно с их именами связан расцвет волховской росписи. Но их же творчество демонстрирует и известную истину о том, что народное искусство — не закостенелый канон, а живая художественная система, развивающаяся в рамках исконных традиций.

Результаты исследования

Я узнал много нового об истории Волховской росписи на прялке, изучив историю её возникновения и развития.

Анализируя собранные сведения, я пришел к следующим выводам:

- Волховская роспись возникла на берегу реки Волхов в конце XIX века ;

- это – очень красивая роспись, которая воссоздает игру света на растениях, собственно жизнь природы

- выполняется она особым способом, когда на кисть набирается сразу два-три цвета краски;

- отличительной особенностью росписи стал удивительно красивый, с тонкими переходами от одного цвета к другому "переходный" (двойной) мазок, сущность которого заключается в нанесении цветового пятна не одним, а одновременно двумя цветами сразу, когда один цвет переходил в другой.

- среди подлинных художников, воплощающих традиции волховской росписи до дереву в предметы повседневного мира людей, выделяются Л. Чичерина, Е. Салтыкова, И. Щетинина, Н. Корепанова, О.И. Загородская, М.П. Бут, Н.А. Тихонова, Л.Г. Лобанова, С.М. Наугольная, О.Н. Рубен.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Практическая значимость исследования : данный материал можно использовать на уроке технологии, в разделе декоративно-прикладного искусства, и на уроках истории и краеведения.

Практически любой человек может освоить эти несложные приемы и наполнить свою жизнь народным искусством.

Красота на Руси всегда ценилась. Домашнюю утварь, предметы обихода, убранство дома умельцы нередко превращали в произведение искусства. Возрожденная волховская роспись по дереву пришлась по душе ценителям народного творчества, которое не перестает быть близким человеку. Без нее город Волхов уже не представить. Без изделий промысловиков не обходится ни одна выставка.

Список источников и литературы

Берштам Т.А. Прялка в символическом контексте культуры // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб., 1999. Вып. 45. С.15.

Росписью в основном занимались в деревнях на правобережье р. Волхов в местности под названием Спасовщина. Центрами по производству прялок были деревни Сырецкое, Славково, Верховина. Наиболее ранние изделия, сохранившиеся в музейных коллекциях, датируются 1880 гг.

Прялки. Волховская роспись

Прялки. Волховская роспись

Прялки. Волховская роспись

Существовало два типа прялок в зависимости от используемых цветов и декора:

  • Прялки-золочёнки. Их росписью занимались в основном в деревнях на правом берегу реки Волхов. Композиции золочёнок отличаются насыщенными оттенками и обильным использованием золотого цвета.
  • Прялки-крашенки. Отличаются от золочёнок отсутствием росписи золотым цветом – вместо него использовали жёлтую краску. Декор крашенок также был гораздо скромнее. Такие прялки изготавливали в основном на левом берегу Волхова, в округе Новой Ладоги.

В начале XX века в связи с изменением уклада жизни в деревне, традиция изготовления ручных прялок и нанесения традиционной росписи угасла.

В конце 1960-х гг. была реализована попытка возродить роспись на небольшом производстве по производству кухонной утвари в городе Волхов. В дальнейшем художественная роспись по дереву выделилась в отдельный цех. Однако это были не точные варианты элементов крестьянской росписи, а собственные разработки художников. К 1990-м гг. такая работа.

Волховская роспись сегодня

ВОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

Волховская роспись по дереву

Волховская роспись по дереву зародилась на территории Новоладожского уезда около трехсот лет назад. Для освоения торговых путей и земель вдоль русла реки Волхов, Петр Первый велел прислать множество мастеровых и ремесленников из центральных регионов России. В активно застраивавшихся на новый лад деревнях и селах возводились многочисленные церкви, которые расписывались по традиционной тогда темперной технологии — красочный пигмент тщательно смешивался с эмульсией на основе куриного яйца, а готовое изображение, для сохранности, покрывалось лаком или олифой.

Местное население нуждалось в элементарных предметах быта, которые изготавливались тогда, преимущественно, из дерева. Это была различная кухонная утварь, банные принадлежности, мебель и прялки. Вот тут-то и пригодилось предприимчивым мастеровым иконописное умение. Основание — одно, краски — те же. Необходимо было только придумать свой, особенный стиль росписи, чтобы выгодно торговать готовыми красочными изделиями и на внутренний, и на внешний рынки. Благо, уникальное географическое положение этому способствовало.

И вспомнилась одна местная легенда о том, что жил когда-то на этой земле один парень и была у этого парня жена. Вдруг она очень тяжело заболела. И пошел парень в лесную чащу, и попал он в неведомую никому страну, и нашел там сказочный цветок Розан, благодаря которому жена его сразу излечилась.

Тогда и стали местные умельцы расписывать деревянные изделия, упорно обыгрывая одно основное изображение — волшебного цветка, отдаленно напоминающего пышную розу.

Конечно, мастера хотели чем-то отличаться от конкурентов, да и художественное вдохновение не было тогда им чуждо. И появилась тогда помпезная и пышная левобережная да правобережная Волховская роспись по дереву, слава о которой дошла и до Северной столицы, и до заморских земель.

Этот стиль бытовой живописи всегда легко идентифицировать, и не только по обязательному цветку Розану в центре композиции. Еще одной особенностью является сама техника наложения красок — внутри каждого лепестка не более двух-трех цветов, нанесенных одновременно одной кистью, одним мазком. И как бы ни старался художник придать изящности и праздничности своему произведению, добавляя мелкие точки и штрихи по лепесткам и листьям, мы всегда сможем определить, что это и есть та самая знаменитая Волховская роспись по дереву.

volhovskaya-rospis

Волховские традиции относятся к народным художественным ремеслам, сформировавшимся близ Ладоги. Ладожским ремеслам культурологи приписывают очевидное сходство с барокко, его пышным оформлением и безусловной яркостью. Волховская роспись – история развития, современный взгляд, отличительные особенности и другие интересные моменты, связанные с этим промыслом, читайте далее.

История

volhovskaya-rospis

Известно это художественное направление с 19 столетия. Возникла роспись в поселениях на берегу реки Волхов, что и заложено в ее названии. В целом же относят этот промысел к числу ладожских ремесел.

В самом начале своей истории волховская роспись не отличалась той красочностью, по которой она впоследствии стала узнаваемой. Прославили ее прялки, которые изначально украшала резьба. Это был трудозатратный процесс, который по мере совершенствования открывал мастерам все большие колористические возможности.

Позднее мастера взялись за роспись разделочных досок и других деревянных изделий. Если говорить о стилистическом влиянии, нельзя не заметить, что в волховской росписи много взято из карельской росписи. Влияние петриковского промысла, как ни удивительно, в волховских образах тоже просматривается.

Современное развитие волховской росписи

volhovskaya-rospis

В Государственном Русском музее находится коллекция прялок, которая послужила основой для воссоздания одного из ладожских промыслов. А, если быть точнее, воссоздали старинное направление уже не как промысел, а как промышленное производство. В Волхове раньше было небольшое производство деревянной утвари, а при организации в конце 60-х гг. прошлого века Ленинградского объединения народных промыслов появился цех художественной обработки дерева.

В 90-е русское народное искусство находилось если не на грани забытья, то под большим риском затухания всякого интереса к нему. К счастью, этот период не был долгим, и сегодня народные промыслы стали опять востребованы, интересны и внутри страны, и за ее пределами.

volhovskaya-rospis

Красивые, яркие, узнаваемые изделия и игрушки производятся все так же вручную, но в мастерских не единичных художников, а целого предприятия.

Какие используются цвета

Сначала в качестве краски волховские умельцы использовали сажу. Ее смешивали с лиственничной смолой и береговой глиной. Потом на смену этому сложному способу пришла клеевая роспись по меловому грунту. Отличается волховская роспись особым мазком: мазки краски предполагали переходы цвета. На кисточку набирают не один цвет, а сразу несколько.

volhovskaya-rospis

Какие цвета присутствуют на работах:

  • оттенки красного и оранжевого;
  • вариации лилового, сиреневого, фиолетового;
  • зеленый цвет – от травяного до насыщенного темного;
  • белый;
  • синий и голубой цвета;
  • черный, темно-коричневый.

Очевидно, что это не скупое на цвета художественное направление, обогащенное именно особенной техникой перехода цвета. Несмотря на яркость и пестроту, за счет цветового перехода в картинке присутствует притягательная мягкость и нежность.

Особенности создания узоров

Это функциональная роспись: двойным (а то и тройным мазком) можно создавать фигуры животных, писать целые пейзажи на деревянных изделиях.

Даже освоив только базовые элементы, розан и листья, можно создавать интересные композиции. Тот случай, когда красота изделия раскрывается не через сложный орнаментальный или геометрический узор, не через мелкие, тщательно прорисованные детали. Мазок с цветовым переходом, базовые элементы и правильное композиционное решение создают красивую и самодостаточную работу.

Расписные ложки, подносы, тарелки, матрешки, оформленные по-волховски, великолепно смотрятся в интерьерах русских домов. Особенно раскрывается красота народных промыслов на белом базовом фоне. Если, например, у вас на кухне белые стены и в целом светлая отделка, то декоративные яркие расписные пташки (или тарелки, ложки, доски) становятся прекрасным динамическим элементом.

Примеры работ в технике волховской росписи вы можете посмотреть в данном видео.

Вместо приобретения культовых далекарлийских лошадок или других изделий, широко известных в мире, можно купить красивую русскую матрешку или птичку-свистульку. Они не так разрекламированы, но могут сделать ваш дом чуть уютнее, чуть теплее, и самобытнее. Изделия волховской росписи прекрасно подходят для этой цели.




Мир Волховской росписи как драгоценное наследие прошлого

1 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 391 Красносельского района Санкт-Петербурга

1 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 391 Красносельского района Санкт-Петербурга


Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Волховская роспись - явление, сформировавшееся в среде традиционного народного искусства. Раньше эту роспись называли "сельским Ренессансом". Её ещё называют и крестьянским барокко.

Эта красивая роспись, воссоздаёт на предметах изображения растений с игрой света и показывает как живет природа.

Самобытность Волховской росписи несёт в себе черты духовного и естественного отношения к окружающему миру, а также берет свое начало от прялок конца XIX века.

Целью моего исследования является знакомство нынешнего и будущего поколения с культурой мазковой росписи, возникшей в традиционном народном искусстве и продолжающей своё развитие в современном мире. Разработка и создание изделий в стиле Волховской росписи.

Задачами данного исследования является:

- Изучить художественный язык волховской росписи.

- Выявить характерные черты данного вида росписи.

- Изучить технологию данного вида росписи, получить практические навыки.

Объектом и предметом моего исследования конечно же является Волховская роспись, возрожденная в Ленинградской области.

Гипотезой данного исследования является:

Выявить для чего нужно сохранение традиций, то есть ощущение художественного пространства времен, которые отображаются в стилистики росписи и изучения, а также продолжения основ данного вида росписи.

Для осуществления исследовательской деятельности по данной теме я пользовалась следующими методами:

- сбором и анализом различных источников информации;

- изучением различной литературы по теме исследования.

Теоретическим обоснованием и новизной моего исследования является Волховская роспись, которая в настоящее время возрождена в Ленинградской области. А так, же бытовавший на территории Санкт-Петербургской губернии и народный художественный промысел, ставший российским и мировым брендом.

В Санкт-Петербурге можно даже найти такую галерею, в которой представлены изделия известных художников, ремесленников, а так, же изделия народных художественных промыслов России. Название этой галереи "Линия Мастеров". И тут мы можем не только изучить историю нашего родного края, но и много узнать про традиции и культуру Волховской росписи.

На входе в галерею нас встречает кошка по имени Муза. Пять лет эта кошка жила в Эрмитаже, а в галерею она переехала пять лет назад.

Фото № 1 - кошка Муза, фото из интернета

История возникновения и развития Волховской росписи

Большая территория бывшей Санкт-Петербургской губернии хранит свои уникальные художественные традиции.

Художественная роспись по дереву, которая бытовала на территории современного Волховского района Ленинградской области, в поселениях на берегах реки Волхов (бывшая территория Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии) и называлась Волховской росписью. Эта роспись является одной из возрожденных народных художественных промыслов Ленинградской области в наши дни.

Раньше от мастера к мастеру передавались традиции мастерства художественных промыслов Санкт-Петербургской губернии. Но, к сожалению, с приходом модернизации в 20е годы XX века были забыты. И изделия, которые раньше существовали в крестьянском быту, утратили своё предназначение и стали предметами музейных выставок.

Надо отметить, что для одного берега реки Волхов присуще одно его изображение, а для второго – другое.

Существует несколько легенд, с Волховским розаном одна из которых о прекрасном исцелении: неожиданно девушка сильно заболела и ей ничто не помогало. Когда ее возлюбленный совсем отчаялся, то он пришел на берег реки и взмолился о помощи, из пены Волхова ему явился цветок. Молодец подарил его девушке и та исцелилась.

Росписью в основном занимались в деревнях на правобережье реки Волхов в месте, которое называют Спасовщина. Эти места являлись центрами по производству прялок были деревни Сырецкое, Славково, Верховина. Известны были и имена наиболее известных мастеров-живописцев: Василий Дмитриевич Кораблев-Шустов (деревня Сырецкое, 1834-1939), Василий Иванович Хайдуков и Иван Федоров Гаврилов (деревня Славково).

Прялки являются наиболее изученными образцами данного вида промысла. У самых первых прялок были очень трудоемкие резьбы там, где сажа служила краской, она смешивалась с глиной, добытой с берега и смолой лиственницы. А вот уже в XIX веке начала применяться использоваться клеевая роспись по меловому грунту, покрытием был лак или олифа. Эти технологии, которые появились в начале XIX в., очень сильно позволили обогатить колористические возможности этой техники.

В начале зарождения н а этапе возникновения промысла Волховская роспись не отличалась красочностью, так как выполнялась сажей, смешанной с береговой глиной. Но новые технологии, появившиеся в начале XIX века, обогатили цветовые возможности.

Пралки существовали нескольких видов: золочёнки и крашенки. В деревнях на правом берегу реки Волхов занимались росписью золочёнок. Отличием золочёнок является более богатый золотистый цвет.

В той же местности создавались и несколько иные прялки — крашенки, отличаются от золочёнок тем, что вместо золотого обрамления у них используют жёлтую краскуДекор крашенок также гораздо скромнее, чем у золочёнок.

Особо прялки ценились владелицами из-за надписей с именами. В деревнях Волховского района сохранилась частушка:

Моя прялка именна,

на беседушке одна.

Мой забавушка придет,

по именной прялке найдет.

Фото № 2 - Прялки с волховским розаном, фото из интернета

Прялки на фото №2, наверное, по времени были золоченые. Но традиционные приемы композиции характерны для обоих видов прядок.

Сегодня эти самобытные очаги народных росписей дополняют историю развития народного творчества нашего региона, а коллекция этих прялок Русского Государственного музея служит основой для восстановления Волховской росписи в качестве промышленного производства .

В городе Волхове существовало небольшое производство по изготовлению обычной кухонной посуды из дерева. В Ленинградском объединении народных художественных промыслов в 1968 году на базе цеха, был создан цех художественной обработки дерева.

В прошедшем (2019 г.) неваляшка из Волхова, которая связана с этой волховской росписью, стала призёром в конкурсе "Туристический сувенир", причем конкурс был Всероссийским. Если посмотреть на этих неволяшек, то одеты они одинаково, а вот их лица совершенно различны. Когда мастера пишут лица, зачастую отображают свои собственные черты лица. Точно так же, как отличаются друг от друга люди. Кроме того, с точки зрения этнографической точности: и длина рубахи, цвета платка и аккуратно в одежду объединены.

Фото № 3 - Неваляшки, шкатулки, разделочные доски с волховской росписью

Технология выполнения волховской росписи

В восьмидесятые годы ХХ века существовало 2 вида Розана, который чаще всего использовался в цветочных композициях: варианты розы, цветы, бутоны, эскизы красного или оранжевого цвета, любимый почти во всех видах народного творчества-цвет солнца, здоровья и красоты, утверждение самой жизни Розан формировался, открывался разными цветами, имея свою форму и свой характерную особенность, всегда оставаясь главной точкой композиции.

Вместо привычного ядра появились тычки. Рядом с Розой стали появляться бутоны и фантастические цветы. Основой их живописи всегда оставался двухцветный характерный для Волховской живописи мазок. Все цветы назначаются тщательно.

Как мне кажется, каждый человек в состоянии изучить несложные приёмы. Современная Волховская роспись выполняется темперными, акриловыми красками, можно и гуашью с добавлением клея ПВА, в свободной кистевой манере.

На листе бумаги легким движением руки с помощью кисти появляется лист, лепесток цветка, который играет разными цветами или стебель растения. При этом, такой росписью можно создавать всевозможные формы от пейзажей, до любых животных.

Только лишь несколькими крутящимися движениями любой может создать нужное ему изображение. Такой приём, ещё его называют живопистный приём: от темного к светлому, а также смешивание двух красок, может способствовать объёмности изображения. Белые или чёрные цвета связывают картину в одно целое.

Сейчас Волховская роспись используется при декорировании широкого ассортимента изделий: мебели, шкатулок, разделочных досок, подносов, пасхальных яиц.

Фото№ 4 - Пасхальные яйца расписанные в Волховской росписи,

В моей работе (фото №5) Фольклорные элементы поразительно сплелись с современным эстетическим языком.

Свободная кистевая роспись проста и эффектна, но требует навыка и тренировки.

Для овладения волховской росписью необходимо иметь:

1) кисти круглые (белка) № 1 - № 5 и краски на палитре размешиваются палочкой или обратной стороной кисти до консистенции густой сметаны. Кисти нужно тщательно промывать после работы, и ставить в стаканчик ворсом вверх.

2) Краски темперные.

3) Клей ПВА, если на деревянной поверхности имеется отметина от сучка, то её надо обработать клеем и на месте сучка рисовать какой-нибудь существенный элемент цветка.

5) Деревянные заготовки.

6) Другие необходимые мелочи: карандаш, линейка, поролоновая губка, баночка для воды, палитра, спички, вата или ватные палочки, если вы случайно смазали краску или поставили пятно, его можно всегда удалить с помощью ватной палочки, смоченной водой. А также крупная и мелкая наждачная бумага, тряпочки.

Подготовка основания под роспись и приёмы выполнения основных элементов росписи

Но перед тем, как начать осваивать технику на дереве, нужно нарисовать набросок своего будущего рисунка на бумаге, как это сделала я.

Фото № 6 – Набросок будущего проекта на бумаге, фото автора

этап подготовки и изготовления доски:

Перед росписью заготовки из дерева грунтуются разбавленным клеем ПВА (1 часть клея на 3 части воды). Можно использовать другие грунтовки том числе и разбавленный лак.

После просушки изделие тщательно шлифуется мелкой наждачной бумагой до гладкой поверхности. Если этим пренебречь, то после росписи и лакировки изделие не будет гладким.

В зависимости от замысла, фон заготовки может быть закрашен цветом, пропитан морилкой или иметь естественный цвет дерева.

Фото № 7 – Подготовленная доска будущего изделия, фото автора

этап изготовления доски:

Продумать композицию

Сюжет начинается с росписи розанов, цветков, бутонов. Затем, следует прописка листьев, травок, разживок, тычков и точек. Можно сначала на месте крупных цветов сделать замалевок или наметить положение цветов простым карандашом, нарисовать листья, а потом на листья написать розан, цветы крупные, после чего - мелкие листья, мелкие цветочки, травку, кустики, тычки и точки. подготовка и порядок работы розан расписывается круглой беличьей кистью № 4 или №5. С помощью кистей № 1 - № 2 пишутся листья, прописываются травки и разживки, оформляются орнаменты и рамк и.

Затем перенести композицию карандашом на доску

Фото№8 – Подготовленная доска будущего изделия с нанесением рисунка карандашом, фото автора

Приступить к росписи

Особенностью Волховской росписи был невероятно красивый, с плавным переходом двойной мазок, суть которого состоит в нанесении пятна с краской не одним, а одновременно двумя цветами сразу, создавая эффект игры солнечного света на растительных элементах (листьях и лепестках).

Цветок, Розан, как его назвали, расписан широкими закругленными мазками и кажется сочным и объемным. По его сторонам расположены асимметрично крупные и мелкие листья. элементы Волховской росписи розан - главный цветок в композиции, выполненной с мягким двухцветным мазком (описание, техника мазка ниже).

Этот двойной мазок создаётся уникальным методом – на кисть набирается два – три цвета. При этом мазке один цвет переходит плавно в другой, что возрождает игру света при росписи цветов. фруктов, растениях.

Для волховской росписи присуще запоминающийся орнамент с центральным элементом — розаном, расположенного вокруг листьев. Розан быстро узнаваем благодаря переходному мазку и насыщенным цветам.

Именно с Розана, и его характерным мазком кисти, нужно начинать знакомство с Волховской живописью.

Итак, берем беличью кисточку №4 или № 5, темперную краску, разведенную водой до консистенции сметаны.

Окуните кисть целиком в основной цвет (например, розовый)

Возьмите в правую руку кисть: три пальца (большой, указательный и средний)

Подбираем с палитры движением снизу-вверх к кончику кисти немного другую краску (красочный цвет, например, красный.

Сделайте мазок тремя пальцами (большим, указательным и средним), используя железную часть кисти и мизинец, положите кисть вертикально.

Визуально спланируйте расположение вашего будущего цветка.

Фото № 9 – Рисунок будущего розана с поэтапным подходом техники, фото автора

Полностью, всем ворсом, прижмите кисть к поверхности кремового цвета-сверху. Для того чтобы нарисовать лепесток с оттенком нужно учитывать направление лепестка, после написать скобку, понемногу поднимая кисть и заканчивая мазок. Левые правые доли должны сходиться в одной точке с тонким концом. Это середина цвета.

Освоив написание левого и правого лепестка, можно попробовать нарисовать розу целиком, а затем и другие цветы на основе мазка кисти розы

Фото № 10 – Доска будущего проекта с поэтапным подходом техники, фото автора.

Остальные цветы написаны на основе мазка Розаны ОЖЕВКИ-белого (или другого цвета), добавленного мазком, для визуального создания объема. Листья-дополняют цветочную композицию. Они написаны одним цветом или выполнены двойным штрихом, который накладывается на уже написанные листы. Листья пишутся кистью № 1 и № 2.

Фото № 11 – Рисунок будущего листа с поэтапным подходом техники, фото автора.

Точки-ставят заостренной деревянной палочкой или тыльной стороной тонкой кисти, обычно белой краской - орнамент на раме. Кисть вертикально опускается на кончик, прижимается, продолжая двигаться, и плавно выводится на кончик солнца (солнечный знак) - круговые, крестообразные изображения желтого или оранжевого круга символизируют Солнце, огонь.

Фото № 12 – Рисунки цветов, фото автора

Фото № 13 – Доска будущего проекта с поэтапным подходом техники, фото автора.

Держа кисть вертикально, опустить кончик немного сжать и "потянуть". Удобнее рисовать движение "на себе" размер капельки зависит от силы давления.

Фото № 14 – Доска будущего проекта с поэтапным подходом техники, фото автора.

Трава - служит для украшения и дополнения композиции. Трава пишется как капельки, а кисть плавно поднимается, продолжая двигаться в нужном направлении штрихом-окантовкой разной толщины по краю изделия.

Фото № 15 – Доска будущего проекта с поэтапным подходом техники, фото автора.

Орнамент используется для украшения каркаса куста - той же травы, но травинки условно выходят из одной точки. Кисть вертикально опускается на прижатый кончик, продолжая движение, и плавно снова выводится на кончик. Это движение повторяется несколько раз.

Фото № 16 – Доска будущего проекта с поэтапным подходом техники, фото автора.

Тычки - на влажном ватном тампоне набираются два цвета: основной и красочный. Палочка прижимается вертикально к поверхности, оставляя небольшой красивый круг. Пять кругов образуют цветок. Розовка - мелкие черные (иногда белые) линии на листьях, цвета. Сделайте рисунок более объемным

Когда сюжет закончен. Оформляется рамка с орнаментом и обводкой. Расписанное изделие просушивается и покрывается бесцветным лаком. Лак защищает роспись и делает цвета более выразительными. Рекомендуется нанести несколько слоев паркетного лака, подсушивая каждый слой. Рабочее место должно быть хорошо освещено сверху и слева. Посадка важна для работы! Изделие расписывается не на столе, а на коленях они получаются ровными.

Народное искусство - это живая культура, которая может развиваться в нашей современной действительности, сохраняя самобытность и традиции народного декоративно-прикладного искусства.

Например, моё творчество не ограничивается единичным изделием. Я так же занимаюсь росписью по стеклу.

Фото № 19 – работы по стеклу , фото автора

Фото № 20 – процесс изготовления работ по стеклу , фото автора

Я хочу, чтобы у тех, кто проживает в Санкт-Петербурге и Ленобласти, и кому по-настоящему интересна эта тема понимали, что традиции русского народа интересны всем. Так как традиция это не только передача культурного наследия от поколения к поколению, но также и сохранение этих ценностей внутри данного народа по прошествии многих лет.

Поэтому считаю тему своей исследовательской работы актуальной и интересной в нашем современном мире. А для нашей культурной столицы, ещё одним листом недочитанной книги, которую следует дочитать и понять…

Список используемой литературы

Покровский Б. Н. Волховская роспись по дереву //Личность и культура. 2001. №3/4 – Хронологии – 2001

Читайте также: