Сообщение о вкладе одного из известных педагогов прошлого в развитие дидактики

Обновлено: 04.07.2024

Дидактика – наука о теории образования и обучения. ( традиционный вариант).

Дидактика – наука о теориях образования и технологиях обучения. (В.И. Андрее

Понятие "дидактика" введено в научный оборот в XVII ст.

Утверждение и становление "дидактики" связано с опубликованием чешским педагогом Яном Амосом Коменским основательной труда "Великая дидактика" (1657 г.), которая положила начало широким исследованием проблем обучения.

По своему происхождению термин "дидактика" восходит к греческому языку, в котором "didaktikos" означает поучающий, а "didasko" - изучающий.

Заслуга Я.А. Коменского заключается в том, что он первым поднялся к осознанию особых законов в обучении и воспитании, научно обосновал классно-урочную, ступенчатую систему обучения и воспитания. Педагог верил в великую силу обучения и воспитания, которые могут изменить человека независимо от ее божественного начала. Он был и остается одним из немногих педагогом-мыслителем, который видел в воспитании подрастающих поколений предпосылку прогрессивного развития человечества.

По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования и обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), и др.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог-демократ, основоположник дидактики начального обучения. В педагогических трудах "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня" и др. разработал четкую систему и дидактические принципы обучения детей. Особое внимание Песталоцци уделял активной деятельности учащихся, подготовке их к практической работе.

Под влиянием идей Песталоцци и Гербарта в Европе в XIX в. сформировался тип школы, которую назвали традиционной.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник научной педагогики и народной школы России. В многочисленных научных трудах, в том числе "Человек как предмет воспитания", "Родное слово", "О народности в общественном воспитании", "Труд в его психическом и воспитательном значении" и др., К. Д. Ушинский выдвинул проблему необходимости установления связей между теорией и практикой обучения, психологией и педагогикой на основе единства чувственного и рационального в познании.

В развитие отечественной дидактики на разных этапах становления образования и науки заметный вклад внесли ученые: М.И. Пирогов, В.И. Водовозов, М.О. Корф, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, (конец XIX — начало XX веков); Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалко, М.О. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый М.М. Скаткин, В. Оконь, П.И. Пидкасистый и др.( сер. – кон. XX века).

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Развитие дидактики предопределяется особенностями социально-экономического развития общества. На ближайшие десятилетия приоритетом развития образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовка молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе.

Это достигается путем: обеспечения постепенной информатизации системы образования, направленной на удовлетворение образовательных, информационных, технологических и коммуникационных потребностей участников учебно-воспитательного процесса; внедрение дистанционного обучения и информационно-коммуникационных технологий в образовании; разработка индивидуальных учебных программ различных уровней сложности в зависимости от конкретных потребностей, а также создание электронных учебников; развития индустрии современных средств обучения, которые соответствуют мировому научно-техническому уровню и является важной предпосылкой реализации эффективных стратегий достижения целей образования

В истории дидактики известны триосновные концепции обучения: традиционная, педоцентристская, соврем. дидактическая система.

Рис. 1. Основные концепции обучения в дидактики (дидактические системы) (Г.М. Коджаспирова)

Сегодня родителям достаточно сложно сразу разобраться во множестве методов и подходов к воспитанию ребенка. Часто они оказываются дезориентированы.

Приступая к воспитанию ребенка, родителям необходимо в самых общих чертах познакомиться с наиболее интересными результатами, которые получены другими родителями и педагогами. Наиболее характерным является общепринятый показатель - это начало истинного, по буквам свободного чтения.

Цель – обоснование педагогической теории крупнейшего педагога - демократа, выдающегося общественного деятеля 17 века Яна Амоса Коменского.

Объект исследования - научное наследие Яна Амоса Коменского.

Предмет исследования – Ян Амос Коменский как создатель традиционных систем образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. На основе анализа наследия Яна Амоса Коменского раскрыть сущность его концептуальных положений о воспитании детей.

2. Выявить и обосновать педагогические теории воспитания в педагогическом наследии Яна Амоса Коменского.

1. Краткая биографическая справка Я. А. Коменского

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ, выдающийся общественный деятель 17 века. Родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии (Чехословакия, в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Сам Коменский в разных местах своих сочинений называл себя то нивниченским, то венгеробродским мораванином. (Местечко Нивница находится на расстоянии часа ходьбы от г. Угерский (Венгерский) Брод, неподалеку от тогдашней границы с Венгрией.)

Отец Коменского, Мартин Коменский, был довольно зажиточным человеком, принадлежал к религиозной общине чешских братьев, одной из многочисленных протестантских общин того времени, пользовался уважением сограждан и слыл большим знатоком Библии. Можно предположить, что Мартин Коменский прививал сыну любовь к знаниям и занимался его обучением дома, как это было принято в протестантских общинах.

Считается, что Я. А. Коменский первоначально учился в братской школе в г. Угерский Брод. Однако закончить эту школу ему не удалось, так как в 1604 году умерли его отец, мать и две сестры. Из большой семьи остался только двенадцатилетний Ян Амос и его старшая сестра. Опекуны мало заботились об образовании сироты, и в течение нескольких лет Ян Амос учился урывками, живя то у тети в г. Стражнице, то у своих опекунов в Нивнице.

В 1608 году, когда ему было уже 16 лет, Коменский поступил в латинскую школу, по-видимому, в г. Пшерове. То, что Коменский поздно поступил в латинскую школу, имело и положительную сторону: он был достаточно взрослым и сознательным, чтобы понять всю порочность организации и методов обучения, унаследованных еще от средневековой школы. Недаром позднее он назвал свои школьные годы потерянным временем. Этот личный отрицательный опыт в значительной степени и побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием методов школьной работы и содержания школьного образования. В латинской школе, где учился Коменский, юноши, готовились, как правило, к проповеднической деятельности, одновременно изучая различные ремесла. В школе он проучился всего два года, с 1608 по 1610 год.

В 1611 году руководители общины чешских братьев направили Коменского для подготовки к проповеднической деятельности в университет. Протестантских священников для Чехии готовил богословский факультет Карлова университета в Праге, однако во главе факультета стояли религиозные противники чешских братьев, и для Коменского был выбран новый Гернборнский университет в Германии [1,16].

В университете на Коменского сильное влияние оказал молодой (всего на четыре года старше Коменского) профессор И. Ф. Альштед, который был уже широко известным, энциклопедически образованным ученым. Под руководством Альштеда Коменский познакомился с произведениями многих мыслителей античности и эпохи Возрождения.

Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе и в том же году записался в число слушателей Гейдельбергского университета, где проучился около года. Болезнь заставила его прекратить занятия, и в 1614 году больной, без денег Коменский пешком возвращается на родину, исполненный желания служить своему народу. С этого времени начинается практическая педагогическая деятельность Коменского: в возрасте 22 лет он стал учителем той самой школы в г. Пшерове, где несколькими годами раньше учился сам [1,16].

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОМЕНСКОГО

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию.

Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию [3,45].

отрочество - от 6 до 12 лет;

юность - от 12 до 18 лет;

возмужалость - от 18 до 24 лет;

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию [5,69].

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка, Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.

Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений - из сенсуализма - и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук [5,77].

- природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;

- всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным;

- природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;

- начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.

Надо сказать, что следуя Платону и Аристотелю основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского является главным средством нравственного воспитания [7, 65].

Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы. Надо отметить, что цель этой школы, Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

Выделим основные черты данной школы. «В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь и которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть преподано ему в этой первой школе. Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглого просмотра всего того, что подлежит изучению. «Далее Коменский приводит список предметов, которые, по его мнению, необходимо изучать в материнской школе. Но здесь надо оговориться, потому что, эти предметы не являются предметами как таковыми, а скорее являются их зачатками [15, 65].

«Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но, не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем, и является основой метафизики.

В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.

Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр.

Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле действовал, - ничего, если это будет, хотя бы только по-детски.

Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр. [13,143].

3. ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Я. А. КОМЕНСКОГО

Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок, и с какими способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории, так называемой чистой доски) и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. Говоря о развитии в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.

“Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми.

Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его закономерности? Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием, а со способностями к знанию которые необходимо развивать в соответствием с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.).

Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др., пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два - два с половиной столетия спустя.

Со второй половины 19 века значение Коменского стало все более уясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в России).

Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джибладзе, Г. Н. Философия Коменского / Г. Н. Джибладзе. – М. : Прогресс, 1982 .– 168 с.

2. Кларин, В. М. Педагогическое наследие : Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. - Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1989. - 416 с.

3. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - Избр. пед. соч. М. : Учпедгиз, 2012. - 320 с.

4. Константинов, Н. А. История педагогики. Учебник для студентов педагогических институтов. 5-е изд., доп. и перераб. / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - М. : Просвещение, 2002. – 447 с.

5. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / Я. А. Коменский. - М. : Педагогика, 1982. - 665 с.

6. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / Я. А. Коменский. - М. : Педагогика, 1982. - 576 с.

8. Кратохвил, М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского / М. В. Кратохвил. - М. : Просвещение, 1991. – 192 с.

9. Лордкипанидзе, Д. О. Ян. А. Коменский / Д. О. Лордкипанидзе. - М. : Педагогика, 1990. – 153 с.

10. Медынский, Е. Н. История педагогики / Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - М. : Просвещение, 1982. - 31 с.

11. Нипков, К. Э. Ян Коменский сегодня / К. Э. Нипков. – СПб. : Глаголь, 1995. -104 с.

12. Новикова, Л. И. Теория и практика школьных воспитательных систем / Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова. - М. : Новая школа, 1996. - 160 с.

13. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов. - М. : Просвещение, 2001. – 148 с.

14. Степашко, Л. А. Философия и история образования : учебное пособие / Л. А. Степашко. – М. : МПСИ : Флинта, 1999. – 272 с.

15. Чечель, И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский / И. Д. Чечель. – М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 119 с.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования Слайд 2. Фридрих Фрёбель родился 21 апреля 1782 года в семье пастора в Обервейсбахе. Он был шестым ребёнком в семье. Мать умерла, когда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

История науки - это история людей и история идей. В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Заслуга Я. А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворившие се дальнейшее развитие.

hello_html_1505ce08.jpg

hello_html_m5fb747b1.jpg

Согласно теории Жан-Жака Руссо (1712–1778), воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Руссо выделил три источника воспитания : природу, людей и окружающие вещи.

Педагог-практик, теоретик и публицист И.Г. Песталоцци (1746–1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий. Именно он высказал идею развивающего обучения , которое давало бы пищу всем органам человека. Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери . Он считал, что любовь матери к младенцу – основа его спокойствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.

Активно разрабатывались идеи воспитания и в русской педагогике, они связаны с именами В.Г.Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Л.Н. Толстого (1828–1910).

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он совершил переворот в теории и педагогической практике. Он создал стройную психолого-педагогическую концепцию развития личности и на ее основе - теорию воспитания и обучения. Он впервые в педагогике обосновывает принцип – воспитывающего обучения. К.Д. Ушинский обосновывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, историю, традиции, фольклор.

hello_html_m5e645ba9.jpg

XIX в ., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всею в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в . с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе . Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П.Блонский . Важную роль в развитии общественного дошкольного воспитания в России сыграл замечательный педагог, теоретик и практик С.Т. Шацкий (1878–1934). Он возглавил первую опытную станцию, задачей которой была разработка содержания, форм и методов деятельности новой школы. При опытной станции существовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях , на поиски путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации .

Теоретические работы H.К. Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста .

hello_html_507ebd5c.jpg

Макаренко Антон Семенович [1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, — 1.4.1939, Москва] — советский педагог и писатель.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания.

Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, зависимого от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, структуру взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, теорию существования мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций.

Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом — вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Литературная деятельность Макаренко — редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-ученого.

Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли: он внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.

Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 году была учреждена медаль Макаренко, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.


Ключевые слова:дидактика, категории педагогики, принципы обучения, ступени образования, классно-урочная система, пансофические знания.

Большой вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский педагог, писатель, великий мыслитель, общественный деятель XVII века, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. Он является автором многих философских и педагогических трудов, пронизанных духом гуманизма, любовью и уважением к людям, к их трудовой деятельности. Я. А. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, выступал за безграничную любовь к Родине, веру в светлое будущее, за равноправие всех народов и уважение к национальным правам каждого из них. Он был борцом за прекращение всех войн и восстановление мира на всей земле.

Великая заслуга Я. А. Коменского перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Учитывая все ценное, что было накоплено его предшественниками, создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность.

Такое длинное название характерно было для книг того времени. Заменяя собой современную аннотацию, оно знакомило читателя с книгой, ее содержанием.

Так первой ступенью, по мнению Я. А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы:

1. Принцип наглядности обучения.

2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.

4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные Я. А. Коменским принципы послужили толчком к созданию новой универсальной классно-урочнойсистемы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения.

Исходя из написанного, можно сказать, что Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, включая Россию, и послужили образцом для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Он был новатором в области дидактики, большинство выдвинутых им идей, принципов и правил организации учебного процесса и работы с обучающимися применяются в школах различных стран и в настоящее время. Выдающимися заслугами Я. А. Коменского являются:

- разработка им научно обоснованной целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией;

- определение содержания обучения на каждой ступени образования;

- выделение основных принципов обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения;

- создание и обоснование классно-урочной системы.

Кроме того, Я. А. Коменского можно считать основоположником современных представлений о непрерывном образовании. В его работах содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.

Разнообразные труды этого выдающегося чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Можно с уверенностью сказать, что Ян Амос Коменский, его взгляды, работы — это не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества, его труды внесли огромный вклад в развитие педагогической науки и всей дидактики в целом.

1. Подласый, И. П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии общения [Текст] / И. П. Подласый.- М.: Владос, 2009.- 121 с.

2. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский.- В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1982.- 656 с.

3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский.- В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982.- 576 с.

4. Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. — М.: Уч.пед.издат, 1955.- 638 с.

5. Кратохвил, М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского [Текст] / М. В. Кратохвил.- М.: Просвещение, 1991.- 191 с.

7. Нипков, К. Э. Ян Коменский сегодня [Текст] / К. Э. Нипков.- СПб.: Глаголь, 1995.- 250 с.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, классно-урочная система, родной язык, ступень образования, возрастная периодизация, выдающийся чешский педагог, процесс обучения, содержание обучения, учебный материал, непрерывное образование.

Ключевые слова

дидактика, принципы обучения, категории педагогики, ступени образования, классно-урочная система, пансофические знания., пансофические знания

Похожие статьи

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции.

Непрерывное образование — процесс целостный, состоящий из последовательно следующих друг за другом ступеней специально организованной учебной деятельности, создающих человеку благоприятные условия для жизни.

Образование взрослых в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, процесс образования взрослых.

Во-первых, как преемственность содержания, форм, методов, средств и условий образования на сменяющих друг друга ступенях непрерывного образования.

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей — талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.

Особенности непрерывного образования педагога в аспекте.

К настоящему времени сложилась система непрерывного образования учителя в три этапа: допрофессиональная подготовка

В настоящее время одной из главных задач современной школы становится непрерывное образование педагогов без отрыва от производства.

Общеобразовательная школа в развитии системы.

Непрерывное образование, электронное обучение, студент, смешанное обучение, процесс обучения, образовательный процесс, иностранный язык, непрерывное профессиональное образование, учебный материал, жизнь.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

Такой педагог должен понимать, что процессы образования, воспитания и обучения не могут происходить отдельно друг от друга. Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном.

На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на

Изучив исторический опыт и опыт современных педагогов, пришли к выводу,что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга.

Освоение возрастного нормативного пространства.

Особенности современного иноязычного образования в высшей.

Характерные для современности интеграционные процессы в образовательной сфере с неизбежностью выдвигают требования создания единых международно-принятых программ для каждой ступени непрерывной и преемственной системы образования с соотносимой.

Читайте также: