Сообщение о видах этики

Обновлено: 05.07.2024

Этика — это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль (см. Мораль), выражающая особую сферу надбиологической регуляции отношений между людьми и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования. Содержательные и формальные особенности этики как философской дисциплины заданы тремя константами:

  1. сущностью морали как объекта исследования;
  2. способами её теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте;
  3. основными парадигмами философствования (восточной, западной, русской и другими).

Наряду с этим, этика иногда рассматривается как теория добродетелей, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни человека, выражающей идеалы человечности. В настоящее время сложившаяся в общественных науках традиция понимает под этикой по преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) её предмет. В общественном опыте и обыденном языке такое разграничение, однако, пока не закрепилось.

Предмет и проблематика этики

Размышления о предмете этики в истории европейской философии традиционно концентрировались вокруг ряда сквозных проблем, таких, как соотношения счастья и добродетели, индивидуальной и социальной этики, намерений и действий, разума и чувств в моральной мотивации, свободы и необходимости человеческого поведения и тому подобных. Их особенность состояла в том, что они в реальном опыте нравственной жизни чаще всего приобретали характер дилемм, свидетельствуя о многократной дисгармонии человеческого существования. В этом смысле этику можно определить как рефлексию над моральными основаниями человеческой жизни (понимая под рефлексией обращённость сознания на себя). Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни, вошедшее в язык самой практики, то этика есть сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня. Решающая причина, определяющая необходимость такой вторичной рефлексии, состоит в том, что моральное сознание попадает в ситуацию, которую вслед за Кантом можно было бы назвать ситуацией двусмысленности притязаний. Речь идёт о конфликте (кризисе) ценностей, когда мораль теряет очевидность, не может поддерживаться силой традиции, и люди, раздираемые противоречивыми мотивами, перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое, как правило, происходит при столкновении различных культур или культурных эпох, когда, например, новые поколения резко порывают с традиционными устоями. Чтобы найти общий язык друг с другом, люди вынуждены заново ответить на вопрос, что такое мораль, — обратиться к познающему разуму, чтобы с его помощью восстановить порвавшиеся нити общественной коммуникации, обосновать необходимость морали и дать новое её понимание. Этика есть способ, каким мораль оправдывается перед разумом.

По родовой принадлежности этика относится к философии (см. Философия), составляя её нормативно-практическую часть. При этом она существенным образом связана с метафизикой, и в этом, прежде всего, выражается её философский характер. Мораль претендует на абсолютность, на то, чтобы быть последней ценностной опорой человеческого существования, поэтому учение о морали всегда взаимоувязано с учением о бытии; по характеру трактовки оснований морали все философские моральные системы можно подразделять на гетерономные и автономные. Существенное своеобразие этики состоит в том, что она, будучи наукой о морали, является в то же время в известном смысле частью последней. Отделяя этику как практическую философию от теоретической философии (физики, математики, учения о первопричинах), Аристотель имел в виду, что она задаёт предельную целевую основу человеческой деятельности, определяя, на что она в конечном счёте направлена и в чём состоит её совершенство (добродетельность). Таким образом, этику изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным). Она имеет дело с практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумно аргументируемого выбора самого человека. Этика пересматривает (как бы заново структурирует) всю человеческую жизнедеятельность под углом зрения сознательного, индивидуально-ответственного выбора. Этим определяется понятийный аппарат этики, её идеально задаваемое проблемное поле. При всём доктринальном многообразии этических систем все они так или иначе имеют дело с тремя основными тематическими комплексами:

  1. Что я должен делать (каким нормам следовать, к чему стремиться, что предпочесть)? Чтобы ответить на этот вопрос, составляющий differentia spezifica этики, необходимо исследовать, в чём заключается смысл жизни, что такое добро и добродетели в отличие от зла и пороков, какие действия подлежат этическому вменению, как возможна свобода воли.
  2. Как я могу соединить моральный мотив (стремление следовать долгу) с разнообразными интересами, естественным желанием счастья? Этот вопрос предполагает рассмотрение того, что такое счастье, какую жизнь можно считать счастливой, какой из образов жизни является с этой точки зрения более предпочтительным, каковы конкретные обязанности индивида применительно к его различным природно и социально обусловленным целям, какие качества он должен в себе культивировать.
  3. Как моё благо может быть соединено с благом других людей или каким образом моральная автономия личности может приобрести форму общезначимых норм? Такой постановкой вопроса этика прямо смыкается с философией истории, представлениями о совершенном общественном устройстве. Она вырабатывает ряд понятий (милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие), задающих моральный вектор социальным институтам и отношениям. Всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную программу поведения, призванную реализовать такой образ жизни, который позволяет снять раздирающие индивидов противоречия и признается ими в качестве морального достойного. Нормативная определённость этих программ — один из важных признаков их классификации. По этому критерию можно выделить такие разновидности этики, как этика гедонизма, евдемонизма, внутренней стойкости, сентиментализма, созерцания, утилитаризма, скептицизма и другие.

Вопрос о предмете этики не имеет однозначного, бесспорного решения: как философская наука этика в определённой мере сама создаёт свой предмет — отсюда многообразие и индивидуализированность этических систем.

Развитие этики

Основные усилия средневековых христианских философов (после начального периода конфронтации с греческой философией, которая была объявлена виновницей гибельного падения нравов) оказались направлены на то, чтобы обосновать возможность интеграции этики языческой древности в структуру христианских ценностей. Преимущественной точкой опоры в решении данной задачи первоначально становится традиция Платона. Августин высоко оценивает произведённое Платоном разделение философии на физику, логику и этику, полагая, что тот лишь открыл (а не создал) объективно заданный порядок вещей. В этом контексте патристика не рассматривала этику в послеаристотелевском индивидуалистическом варианте, отдавая предпочтение её аристотелевской социально-полисной версии. Существенным считалось внутреннее единство всех частей философии, которое осмысливалось как единство, заданное Богом. Бог, который является создателем мира, считает Августин, является также и его учителем. Языческие авторы (и в этом состояла их коренная ошибка) хотели в себе найти и собственным разумом обосновать то, что даётся Богом и только в нём находит своё оправдание: они постигали божественный порядок, не понимая, что он — божественный. Отсюда — задача переосмысления их творений в свете учения Христа. Для Абеляра Евангелие представляет собой реформирование и улучшение естественного закона философов. Поэтому необходимо вписать этику в отношение человека к Богу и понять, что она не может претендовать на роль первой дисциплины. Первой остаётся теология. Один Бог есть высшее благо, и отношением к нему (правильным, когда он признается и почитается в качестве высшего блага, неправильным, когда нет безусловного уважения к нему) в конечном счёте определяются нравы, добродетели и пороки души, добрые и злые дела человека. Христианская мысль Средневековья исходит из убеждения, что этика (или мораль) не содержит свои основания в себе, только в соотнесённости с теологией она может очерчивать границы между хорошим и плохим. Однако наряду с этой установкой была представлена и интеллектуальная традиция (например, пелагианство), рассматривавшая этику как исчерпывающее основание человеческой эмансипации.

Этика Нового времени отказывается от идеи трансцендентных моральных сущностей и апеллирует к человеческой эмпирии, стремясь понять, каким образом мораль, будучи свойством отдельного индивида, является в то же время общеобязательной, социально организующей силой. В отличие от средневековой ориентации на платоновско-аристотелевский круг идей она начинает с преимущественной апелляции к стоицизму, эпикуреизму и скептицизму. В методологическом плане она претендует на то, чтобы стать математически строгой наукой. Основоположники философии Нового времени Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс не создали собственных этических систем, ограничившись общими эскизами, но методологически, а в значительной мере и содержательно они предопределили дальнейшее развитие этики.

Односторонности надындивидуальной этики общественного договора и этики личности отражают свойственное буржуазной эпохе, трагически переживаемое ей противоречие между социально-всеобщими и индивидуально-личностными измерениями бытия человека. Поиски синтеза между ними — характерная черта этики XVIII века. Одним из опытов такого синтеза стал английский этический сентиментализм. По мнению Ф. Хатчесона, добродетель заложена в человека природой и Богом. Её основа — моральное чувство как внутреннее сознание и склонность ко всеобщему благу; оно действует непосредственно, без оглядки на личный эгоистический интерес; сопровождая наши поступки, оно направляет их к достойному и прекрасному. Хатчесон считал, что естественный закон находит в моральном чувстве свою основу и гарантию. Пантеистически окрашенная идея, сводящая всеобщность морали к конкретности непосредственного чувства, ещё более отчётливо, чем у Хатчесона, была представлена у его учителя Э. Шефтсбери. Согласно Д. Юму, человеку свойственны социальные чувства и его моральные суждения связаны с чувствами человеколюбия, симпатии. Вместе с тем ему присуще стремление к личному интересу, пользе. Юм со скептической осторожностью соединяет эти два начала, полагая, что соображения полезности всегда присутствуют в моральных оценках. А. Смит выводит мораль из чувства симпатии, отводя большую роль механизму уподобления, который позволяет человеку поставить себя на место другого и брать за образец то, что он любит в других. И. Бентам выходит за рамки субъективной этики морального чувства, считая основой этики принцип пользы. Возведение пользы в этический принцип было необходимо для обоснования обязанностей человека не только в рамках малого круга общения, но и как гражданина государства.

В XX веке этика развивалась под существенным (быть может, определяющим) воздействием идеала научной рациональности, что не помешало ей сохранить социально-критическую направленность и на свой манер противостоять тоталитарному духу времени. Наиболее характерными с этой точки зрения являются аналитическая этика и феноменологическая этика, первая продолжает эмпирическую, а вторая пытается оживить метафизическую традицию в понимании морали. Аналитическая этика возникла в рамках аналитической философии (см. Аналитическая философия) и идентифицировала себя как метаэтика, имеющая своим содержанием критический анализ языковых форм моральных высказываний. Предмет этики при таком понимании с анализа моральных принципов поведения, норм и добродетелей смещается на прояснение верифицированного значения моральных понятий и предложений. Все сторонники аналитической этики исходят из признания качественного отличия моральных суждений как суждений прескриптивных от дескриптивных суждений, с которыми имеет дело познание. Аналитический метод, направленный на уточнение меры научной строгости этики, имеет важный духовно-эмансипирующий подтекст — он направлен против моральной демагогии и других форм манипулирования общественным сознанием, спекулирующих на непрояснённой многозначности ценностных понятий и суждений.

Конец XX века в европейской этике характеризуется двумя новыми тенденциями — переходом к прикладной этике и переосмыслением предмета этики в контексте постмодернистской философии.

Прикладная этика занимается моральными коллизиями в конкретных сферах общественной практики и существует как совокупность дисциплин (биоэтика, этика бизнеса, этика науки, политическая этика и другие), которые стали составными элементами самих этих практик. Является дискуссионным вопрос о статусе прикладных этик, в частности о том, остаются ли они составной частью философской этики или превратились в частные дисциплины. Характер аргументации этико-прикладных исследований, прямо связанной с философскими образами человека и предполагающей предварительное решение вопросов, касающихся понимания морали, её места в системе человеческих приоритетов, достоинства и прав человека, онтологических признаков личности и другого, позволяет предположить, что прикладная этика является важной стадией процесса исторического развития самой морали. Её можно интерпретировать как особого рода теоретизирование — теоретизирование в терминах жизни.

Постмодернистская философия с её отказом от логоцентризма, деконструированием классических философских оппозиций, прежде всего оппозиции познающего субъекта и объективной реальности, со свойственным ей пафосом единичности, ситуативности, открытости имеет важное, до конца ещё не выявленное значение для этики. Она разрушает превалировавший в философии просветительски-репрессивный образ этики, сводящейся к абстрактным принципам и всеобщим определениям. Осмысленная в перспективе постмодернизма этика сливается с живым моральным опытом, становится множественной, многоголосой, открытой. Прокламируемое преодоление границы между писателем, читателем и текстом, в результате чего смысл сливается с выражением, а они вместе с пониманием, приобретает высокую степень действенности именно применительно к морали, которая не прилагается к индивиду, а учреждается им самим.

Постмодернизм можно интерпретировать как доведённую до конца антинормативистскую установку, которая стала ведущей в послегегелевской этике. Он исходит из убеждения, что не существует морали, отделённой от индивида и вознесённой над ним. Более того, в семантико-аксиологическом пространстве постмодернизма этика в традиционном её понимании вообще не может быть конституирована как таковая. Тому имеется несколько причин:

Можно сказать, что этика отвечает за изучение морали, добродетели, счастья и долга. Каждый из этих аспектов варьируется в зависимости от области, в которой он работает, и ситуации, в которой он находится.

По этой причине этика представляет собой несколько классов, которые позволяют человеку реагировать на проблемы, которые возникают ежедневно, особенно когда необходимо принять решение.

Список типов этики и их характеристики

- Эпикурейская этика

Этот тип этики основан на мысли философа Эпикура, который установил, что удовольствие было целью всех людей.

Эпикур считал, что все, что приносит удовольствие, хорошо, а все, что вызывает боль, - плохо. Однако Эпикур всегда говорил, что удовольствие должно быть рациональным и умеренным.

пример

Удовольствие, которое описывает Эпикур, может быть от простого факта вдыхания свежего воздуха при пробуждении утром до наслаждения теплом, которое дает хорошая ткань животного происхождения. От приятного разговора с тем, кто вызывает у вас симпатию, до гордости за то, что завоевал любовь очень красивого человека.

- стоическая этика

Он устанавливает, что человек должен жить согласно законам природы. По этой причине людям необходимо стать добродетельными и сильными существами, способными переносить все, что встречается на их пути, не проявляя никаких чувств (они не должны грустить из-за неудач или радоваться победе).

пример

Человек должен избегать таких чувств, как страсть, которые являются не чем иным, как отклонениями от рациональности. Это может применяться, когда ненужные вещи покупаются просто из-за необходимости создать ложное счастье.

- Нормативная этика

Этот тип этики изучает, что должно быть или что следует делать, а что нельзя и не следует делать. Для этого необходимо установить моральные нормы, которые будут служить для регулирования человеческого поведения.

пример

- метаэтика

Тип этики, который отвечает за изучение происхождения и значения этики, морали, оценочных суждений, то есть всего, что связано с этическими принципами.

пример

- Религиозная этика

На этот тип этики влияет религия. Каждая религия следует определенным нормам, в соответствии с которыми религиозная этика разделена в соответствии с существующими религиями. Например, христианская этика, мусульманская этика, индуистская этика и другие.

пример

Эта этика возникает в большинстве религиозных концепций, таких как поиск счастья или то, как достичь рая после смерти. Для этого он устанавливает моральные стандарты, одобряемые Богом.

Христианская этика

Христианская этика отвечает за соблюдение ценностей, которым учат в Евангелиях, то есть стремится к тому, чтобы люди действовали так, как действовал Иисус.

Индуистская этика

Индуистская этика характеризуется поиском мира, для этого человеку необходимо контролировать себя, иметь сострадание ко всем живым существам и избегать насилия, оставаясь чистым и искренним.

Мусульманская этика

Мусульманская этика отвечает за соблюдение заповедей Корана. Он также стремится к тому, чтобы люди шли по стопам Мухаммеда, мусульманского пророка, которого считают примером для подражания.

- Прикладная этика

Этот тип этики относится к ее применению в повседневной жизни, то есть на рабочем месте, в деловой среде, в медицине, в правовой сфере, в политике, во всех без исключения видах деятельности, которые человек выполняет.

пример

Эта этика спрашивает, следует ли легализовать эвтаназию или аборт.

- Эмпирическая этика

Эмпирическая этика - это то, что создается при жизни, то есть это то, что возникает из собственного опыта и непосредственного наблюдения.

пример

Ребенок, не умеющий рассуждать, как взрослый, может посвятить себя уничтожению насекомых до определенного возраста, когда он поймет, что вредить любому живому существу - неправильно. Это обучение приобретается автономно, без необходимости кого-либо влиять на него.

- Гражданская этика

пример

Некоторыми примерами гражданской этики могут быть уважение к государственным и частным учреждениям, уважение национальных символов или законов, среди прочего.

- Профессиональная этика

Профессиональная этика отвечает за изучение поведения и ценностей в профессиональной жизни людей.

Профессиональная этика делится на несколько видов, так как для каждой профессии существует свой этический кодекс. Однако в некоторых случаях они похожи друг на друга. Следовательно, есть медицинская этика, военная этика, этика преподавания, юридическая этика и другие.

пример

Техник в мастерской по ремонту компьютеров должен сосредоточиться на выяснении технической проблемы с компьютером своего клиента, избегая соблазна сплетничать о фотографиях или личных файлах.

- Медицинская этика

Медицинская этика применяется в области здравоохранения и медицины. В нем есть набор правил, регулирующих поведение медицинских работников.

В медицинской этике указывается, какими должны быть отношения между врачом и пациентом, как лечить недуги и болезни пациентов, как должно быть поведение между коллегами, среди прочего.

пример

Когда врач сталкивается с пациентом, у которого очень мало шансов на выживание, он должен решить, продолжать ли бороться за него или сдаться и посвятить больше усилий другим пациентам.

- Военная этика

Военная этика основана на послушании и соблюдении моральных ценностей. Поэтому говорят, что у военного есть этика, когда он подчиняется начальнику.

Тем не менее, каждому военнослужащим необходимо помнить об этих ценностях, чтобы им было разрешено определять, когда приказ не должен выполняться.

пример

Если военнослужащему приказывают пытать заключенного, было бы неэтично выполнять этот приказ, поскольку были бы нарушены права человека.

- Утилитарная этика

Их логика утверждает, что то, что приносит пользу большинству населения, хорошо. Следовательно, хорошее и плохое будет зависеть от того, насколько он полезен для человечества.

пример

Например: если какие-то антиобщественные люди врываются в офис и говорят, что собираются убить всех, если они не выдадут конкретного человека.

Возникает дилемма: что им делать, сдавать ли человека, чтобы остаться в живых?

В этом случае утилитарист может подумать о передаче человека, которого он ищет, поскольку это приведет к спасению большего числа людей. Очевидно, что добро будет зависеть от того, сколько людей выиграют от акции.


Рассказываем, что изучает этика и зачем она нужна мировому сообществу.

Что такое этика

Сейчас задача этики — изучение, поиск и аргументация нравственности и морали, а сама дисциплина занимается вопросами определения добра и зла, самопожертвования, смысла жизни, свободы воли, понятия долга, дружбы и других человеческих взаимоотношений.

Несмотря на то что этика — только подраздел философии, она переплетается с логикой, психологией, логикой, лингвистикой, экономикой и даже медициной.

Цивилизованное общество сложно представить без всеми принятых правил помимо договоренностей и законодательства. Юридически все, что не запрещено, разрешено, однако такой порядок вещей посеет хаос и позволит человеку принять большое количество необдуманных и крайне рискованных решений. Есть люди, которые так и поступают, но едва ли это принесет им пользу в долгосрочной перспективе.

Этика занимается как раз такими вопросами: учит жить в гармонии с собой и окружающим миром и принимать те решения, о которых не придется жалеть.

История этики

Идею того, что единственный источник общепринятых норм морали и нравственности — разум, подхватили Сократ и Платон.

Цель этики как науки по Аристотелю — не знания, а поступки. Любая деятельность человека направлена на достижение каких-либо идеалов, которые сами по себе тоже могут быть лишь ступеньками к чему-то более важному. Эту главную цель Аристотель называл высшим благом, а ее реализацию отождествлял со счастьем.

С развитием и появлением новых этических теорий философы стали испытывать сложности из-за отсутствия объединенной терминологии. Основными часто объявлялись субъективные или противоречивые понятия. Разработка и глубокий анализ этики как науки осложнен восприятием индивидуума (любого человека): мораль, которая часто находится в подсознании, мешает объективному анализу собственных установок и норм социума.

Важный период в истории занимает тенденция к религиозности и персонификации Бога. В таких этических системах нормы — божественные и непреклонные, а сам человек за свои поступки отвечает не перед обществом или собой, а перед Богом.

Современная этика

В современном мире есть две тенденции: нигилизм (отречение от норм морали и навязанных обществом ценностей) и расширение этических понятий. Также смещаются акценты: человечество стало больше обращать внимание на взаимоотношения с природой, а с развитием технологий — на собственные возможности в разных отраслях науки (клонирование, эксперименты на эмбрионах, создание и эксплуатация искусственного интеллекта).

Наука

Также этика сейчас как никогда исследует гендерные роли и пересматривает понятия мужественности и женственности.

Виды этики

Несмотря на свою неконкретность, у этики есть функции:

  • нравственно-воспитательная;
  • познавательно-просветительская.

Разные функции обуславливают разделение дисциплины на направления:

  1. Нормативная этика. Поддерживает в обществе принятые нравственные ценности, создает и обосновывает нормы. Отличие научного подхода от обычного морализаторства в том, что дисциплина старается аргументировать и доказать положительное влияние заданной модели поведения на жизнь человека. Такие правила находят больше благосклонности со стороны людей, настроенных на критическое мышление.
  2. Теоретическая этика. Изучает происхождение, развитие и роль в обществе норм и ценностей. Это научное познание морали и нравственности, целью которого является анализ. В теоретическую этику входит метаэтика — дисциплина, направленная на самоосмысление этики как научного направления.
  3. Прикладная этика. Решает реальные и гипотетические проблемы согласно правилам, принятым нормативной этикой. Это направление наиболее тесно связано с другими научными сферами: медициной, политологией, экологией и др.

Как видим, это куда более сложная и многогранная наука, чем могло показаться на первый взгляд, которая к тому же имеет большое значение для развития человеческой цивилизации. Однако чтобы написать хорошую работу по этой дисциплине, информации из нашей статьи, увы, мало. К счастью, есть проверенный студенческий сервис ФениксХелп, специалисты которого с радостью помогут решить любую учебную задачу.

Этика. Задаваясь вопросом, что такое этика, многие даже не подозревают, насколько богато и широко это понятие. Оно может подразумевать под собой взаимоуважение, культуру общения, изменение взглядов на жизнь, возможность духовного развития или карьерного роста. Поэтому важно уметь правильно и своевременно распорядиться имеющимися знаниями для достижения заветной цели.

Что изучает этика?

С древнейших времен этика как наука представляет собой одно из направлений философии, которое занимается исследованием нравственных и моральных ценностей различных социальных групп. Подобная связь с философской наукой объясняется тем, что для понимания основополагающих моментов этики требуется знание основ философии.

С древнейших времен этика как наука представляет собой одно из направлений философии

Этика

Что такое этика? Рассматриваемое понятие часто называют областью знаний, включающую в себя изучение столь важных для развития общества норм – поведения, правил, традиций, оценку целей и поступков человека в той или иной ситуации. Основные вехи этой науки применяются в изучении социальных, политических, семейных вопросов.

Чем этика отличается от этикета?

Все мы с детства помним, что нас учили соблюдать правила этикета, это касалось поведения не только в общественных местах, но и дома. Этикет – это группа норм или правил поведения в общественных местах. Вот некоторые из них:

  • уступать места в транспорте пожилым людям;
  • придерживать двери;
  • культурно вести себя в общественных местах, не шуметь;
  • соблюдать правила этикета за обеденным столом.

Современная этика, в продолжение традиций древних философов и мыслителей, занимается изучением более глубоких нравственных проблем человечества. Поэтому созвучные понятия этика и этикет имеют различные определения, но определенно важное, и в некотором смысле схожее значение для общества. К таковым могут относиться:

  • соблюдение традиций и норм поведения;
  • оценка критериев для зла и добра;
  • возможность свободы слова и выбора;
  • поиск целей и смысла жизни человека, его благополучие.

Этика и психология

Как правило, этика личности является неотъемлемой частью при изучении различных разделов такой науки, как психология. Это связано с тем, что указанная наука занимается исследованием психологических аспектов личности, ее существования, взаимодействия с окружающим обществом, процессов, которые протекают в сознании человека и зачастую служат причиной его поступков. Этика, вдобавок, рассматривает поведение и мировоззрение человека, но с точки зрения моральных и нравственных устоев и традиций, сложившихся в обществе.

Задаваясь вопросом, что же такое этика, можно рассмотреть некоторые ее функции, при помощи которых можно скорректировать некоторые моменты в психологическом и моральном воспитании личности и всего общества в целом:

  • мотивация какой-либо полезной деятельности;
  • воспитательная функция;
  • стремление к урегулированию конфликтов и решению задач путем переговоров;
  • ориентация на важные ценности;
  • познание и оценка жизненных приоритетов;
  • формирование определенного мировоззрения.

Профессиональная этика

Важным направлением в изучении этических норм является их распространение на трудовую сферу деятельности человека. Устраиваясь на работу, важно помнить, что такое профессиональная этика. Это система моральных норм и правил поведения специалиста, в которую заложена особенность конкретной производственной сферы. Ее соблюдение зачастую является обязательным требованием на рабочем месте, залогом успешного развития, и, возможно, даже карьерного роста.

Корпоративная этика

В настоящее время сотрудники большинства предприятий и компаний, как зарубежных, так и российских, знают, что такое корпоративная этика – система нравственных и моральных принципов, опираясь на которые сотрудники взаимодействуют между собой или со сторонними организациями. В данном случае этические нормы позволяют устанавливать и регулировать отношения между сотрудниками и их подход к решению поставленных задач или выполнению плана. Корпоративная этика может включать в себя следующие принципы:

  • ответственность на рабочем месте;
  • соблюдение чувства долга для выполнения работы;
  • сплоченность коллектива и нацеленность на общий результат.

Деловая этика

Всем предпринимателям, менеджерам и высокопоставленным должностным лицам известна этика делового общения – комплекс норм служебного поведения, которая направлена на достижение поставленных целей. Зачастую она включает в себя следующие составляющие:

  • уверенное и тактичное взаимодействие с подчиненными, начальством, конкурентами и партнерами;
  • умение руководить, принимать решения и избегать конфликтных ситуаций;
  • навыки ведения переговоров;
  • сплоченность и желание работать в одной команде.

В большинстве случаев некоторые правила делового общения идут вразрез с особенностями характера и менталитета сотрудника. В данной ситуации стоит выбирать между требованиями рабочего процесса и привычкой или собственными принципами. В некоторых случаях соблюдение этики делового общения может стать залогом успешного развития бизнеса и продвижения по карьерной лестнице.

Религиозная этика

Для церковных традиций характерны свои моральные ценности, ведь религия и этика неразрывно связаны друг с другом. Религиозная этика представляет собой систему нравственных устоев, характеризующих поведение и сознание человека. Они опираются на церковные заповеди, но не ограничиваются ими. Кроме взаимоотношений внутри общества, этика в религии устанавливает моральные правила и нормы отношений между человеком и Богом, возможность прощения, исцеления и веры людей в божественное начало.

Этика семейных отношений

В семье этика отношений, помимо любви и привязанности – основополагающая часть счастливого брака. В данном случае моральные ценности основываются на следующих принципах:

  • взаимном уважении;
  • доверии;
  • отсутствии беспричинной критики;
  • отказе от выяснения отношений при третьих лицах;
  • категоричный отказ от грубого общения и применения физической силы;
  • выбор себя в качестве достойного примера для воспитания ребенка;
  • одинаковое отношение ко всем детям в семье без выделения и дополнительного поощрения кого-либо.

Обратите внимание на то, что этика взаимоотношений между брачными партнерами и родственниками важна для сохранения полноценной и счастливой семьи, морального и нравственного воспитания будущего поколения. В связи со скоротечным ритмом жизни, большое количество населения порой даже не реагирует на слова или поступки близких им людей: супругов, родителей, детей.

Светская этика

Этика в интернете

В Интернете этика сетевого общения представляет собой манеру общения человека при отсутствии личного контакта с оппонентом. Независимо от подобной особенности, она не является разрешением к оскорблению и нецензурным шуткам в чужой адрес. Помимо столь распространенной проблемы при общении во всемирной паутине, этика сетевого общения может включать в себя следующие принципы:

Социальная этика

Для цивилизованного общества характерна этика социальной работы, которая включает в себя нормы взаимодействия людей в социуме. Подобные правила или принципы могут регулировать деятельность индивида в обществе, поддерживать его существование, повысить ответственность лиц, отвечающих за нормальное развитие социума. Самому же человеку важно придерживаться норм социальной этики для благополучного развития, как самого себя, так и общества, которое его окружает.

Моральная этика

Понятия этика и мораль часто употребляются в одном контексте. Моралью называются нормы для регулирования поведения или оценки поступков человека, его взаимоотношений с обществом, а также особенностей политического и межгосударственного взаимодействия. Моральная этика же представляет систему подобных норм, применимых в различных сферах деятельности общества:

  • производственной;
  • семейной;
  • политической;
  • религиозной.

В любой сложившейся ситуации важно помнить, что такое этика, и что это понятие существует не только для урегулирования, но и оценки взаимодействия людей в различных сферах их жизнедеятельности. Следуя этическим нормам, можно найти необходимый баланс для комфортного существования, осознать грань между добром и злом, научиться быть справедливым и милосердным, чего иногда не хватает современному обществу.

этика личности является неотъемлемой частью при изучении различных разделов такой науки, как психология

Этика

Читайте также: