Сообщение о вальдорфской школе в германии на русском

Обновлено: 02.07.2024

Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.

Преподавание в вальдофских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдофские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация — не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

Рудольф Штейнер

Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики


Рудольф Штайнер (1861—1925), без сомнения, является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он — редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете, все значение которых было им впервые открыто и сделано плодотворным для культуры; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения — эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений — прежде всего детских садов и школ — работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

Возникновение вальдорфская педагогика, идеи лежащие в ее основе и почему она актуальна для России XXI века?

Хотя вальдорфскую педагогику и причисляют обычно к реформ-педагогике, однако это, на мой взгляд, это не вполне правомерно. Штайнер не просто выразил идеалы, основанные на критике существующего. Он создал целостную антропологию развития, а также социальную теорию, способную практически лечь в основу системы образования нового типа, соответствующего нашей эпохе.

Вальдорфская школа ‑ специализированная школа с гуманитарным уклоном?

Дальнейшее образование выпускников вальдорфских школ.

В наших российских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет, и старшее звено еще только формируется. Однако в московской школе несколько учеников для пробы сил сдавали в этом году экзамены в другие престижные школы и поступили все. Двое перешли в эти школы. Остальные остались в своей. Недавно я беседовал с мамой мальчика, которая забрала своего ребенка из московской школы и перевела в школу рядом с домом. Она очень благодарна школе за все, что получил там ее сын. Но интересно вот что: согласно ее рассказу учителя школы, в которой учится ее сын, говорят, что он — единственный ученик в классе, который хочет учиться и учится с удовольствием.

Правовой статус вальдорских школ

Таким образом, в ФРГ существует, помимо государственной системы образования система свободных — мы бы их назвали общественными — школ. Но по сути это общественно-государственные школы, так как все они во-первых, финансируются государством (до 80%), во вторых — подлежат государственному контролю и аттестации. Все свободные школы, в свою очередь делятся на мировоззренческие (в первую очередь католические и протестантские школы) и школы с особым педагогическим профилем, к которым относят вальдорфские школы, школы Монтессори и др. Итак, вальдорфские школы — это общественно-государственные школы с особым педагогическим профилем.

В настоящее время в ФРГ существует 165 вальдорфских школ с общим числом учащихся свыше 68 500. Требование школьной автономии не является для вальдорфских школ каким-то диссидентским политическим лозунгом. Оно есть требование, выдвигаемое по чисто педагогическим мотивам: развитие индивидуальности ребенка, важнейшей частью которого является развитие социальных качеств и чувства ответственности, может быть успешным лишь при непосредственной человеческой встрече между учителем и учениками. Если учитель — профессионал своего дела, то он не может руководствоваться при работе с конкретными детьми даваемыми ему извне инструкциями, носящими с необходимостью общий и принципиальный характер. Представим себе специалиста-врача, лишенного права поступать на основе своей врачебной компетенции и совести, когда решения о той или иной терапии принимались бы не консилиумом врачей (аналогия с вальдорфской педагогической коллегией), но работниками управления министерства здравоохранения или же директором и администрацией больницы!

Как я уже упоминал выше, многие инновации, опробованные в вальдорфских школах, принимаются в государственную школьную систему Германии. В Швейцарии, в кантоне Берн, рядом государственных школ была воспринята вальдорфская модель целиком. Год назад, в городе Зиген земли Нордрайнвестфален открылся муниципальный вальдорфский детский сад. Город выделил для этой гражданской инициативы шикарный особняк начала века. Вальдорфский детский сад Зигена — прекрасный пример сотрудничества конкретных граждан и муниципальных властей.

Религиозное воспитание в вальдорфской школе

Вальдорфские школы в России. Педагогическое движение ‑ вальдорфская педагогика

В настоящее время вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах нашей страны. В Москве известны по крайней мере четыре школы, одна из которых большая, хорошо оборудованная школа со стабильным финансовым положением — школа N 1060 в Стремяном переулке, рядом с метро Серпуховская. В 1991 г. Московский Департамент выделил для осуществления опытного совместного проекта старое, требующее ремонта здание, которое было отремонтировано на средства из добровольных пожертвований, полученных из Германии. Другие школы — маленькие, как правило, без собственных помещений. Родители вынуждены платить большие деньги на содержание школы, что, конечно, существенно препятствует росту и нормальному развитию школ. Школы работают в режиме постоянного острого финансового дефицита. Кроме этого, есть несколько (около пяти) детских садов. Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские сады существуют в Санкт-Петербурге (4), Ярославле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани (2), Самаре, Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске, Смоленске, Одессе, Днепропетровске. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но все же заметным инновационным движением.

Отношение органов управления образованием к вальдорфским школам на местах

Хотелось бы добавить ко всему вышесказанному, что вальдорфское движение у нас необычайно молодо. Можно сказать, что его научное освоение еще только начинается. В данной беседе мы коснулись лишь некоторых аспектов, связанных в основном с тем, чтобы дать элементарную достоверную информацию. Мы не касались философско-методологических основ, антропологии развития, интереснейших форм самоуправления школой и многих многих других сторон и аспектов, представляющих несомненный интерес и актуальность. Все это мы надеемся будет предметом нашей дальнейшей научной работы. Только серьезный научный подход может сделать эту безусловно интереснейшую и живую педагогику актуальной для нашей российской школьной системы, то есть речь, конечно, не может идти о простом заимствовании. Но, с другой стороны, без живых школ-лабораторий никакая наука не будет по-настоящему плодотворной для жизни.

Остается только добавить, что большинство вальдорфских инициатив, которым сейчас исполнилось шесть—семь лет, начинали свою работу и продолжают вести ее в очень трудных условиях. Учителя вальдорфской школы в Жуковском первый год работали практически без зарплаты. В крайне трудных условиях проходило становление и многих других школ. Хотелось бы выразить благодарность пионерам вальдорфского движения, а также всем, кто помогает им в их нелегком труде, за их мужество и стойкость.

Вальдорфская педагогика занимает среди других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени.

Детей за уши не вытянуть из школы — явление, которое наблюдается в ряде вальдорфских школ, речь идет об общей тенденции. Когда я рассказал дочери, что есть такая школа, где детям хорошо, реакция была лаконичной. Гуманная школа, о которой пишет Ш. Амонашвили, еще не является доминирующей в отечественной педагогике и на каких принципах ее строить, тоже остается довольно неясным. Вальдорфская школа представляет собой вариант такой гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться.

В нашей стране под названием общеобразовательной осуществлялась односторонняя система политехнической школы, решавшей сугубо специальные задачи, поставленные перед обществом, в котором человек являлся лишь средством для достижения каких-то целей. В обществе, где отдельный человек не является лишь средством, система образования должна быть построена на общечеловеческой основе. Вальдорфская школа может рассматриваться как модель такой общеобразовательной школы — нормальной школы для нормальных детей.

Штайнер исходит из того, что в нашу эпоху человечеству необходимо — не теряя завоеваний эпохи Нового времени — обрести новое отношение к духовному миру, который для него являлся реальностью, принципиально доступной для человеческого познания и исследования. Культуры древности, каждая по-своему, находились в живой связи с миром духа. Поэтому наука, искусство и религия в древних культурах составляли единство. Однако внутри этого единства не могла полноценно развиваться отдельная человеческая личность. Она получила надлежащую ценность лишь в христианскую эпоху и только с наступлением Нового времени постепенно приобрела центральное значение, выразившееся в идее гуманизма. Однако эта культура личности осуществлялась за счет потери живой связи человека с его духовными корнями и привела к господству материализма. Дальнейшее движение цивилизации по этой линии приведет к упадку. Чтобы этого не произошло, необходимо преодолеть материализм. Этого, по Штайнеру, можно добиться только на основе новой, уже индивидуальной непосредственной связи человека с миром духа. Только на этой основе можно здоровым образом соединить болезненный разрыв между верой и знанием, наукой, искусством и религией.

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

Школы в Германии Вальдорфская школа (Waldorfschule)

В Германии существуют также школы, обучение в которых так или иначе отличается от традиционного. Примером может служить Вальдорфская школа.

Первая Вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, австриец по происхождению, ученый, художник, философ.
Основной принцип Вальдорфской школы — свободное развитие ребенка, без страха и стресса, согласно индивидуальным возможностям и способностям. В Вальдорфских школах почти до окончания школы не ставят оценок, не проводят экзаменов и не оставляют на второй год. Основное внимание уделяется развитию фантазии, творческих способностей детей, духовному росту всех участников учебно-воспитательного процесса. Общим законом для учителей вальдорфской школы является уважение к личности ребенка.

Учебный материал преподается блоками. Учебный день на всех этапах обучения разделен на три части: духовная (где преобладает активное мышление), культурно-эстетическая (обучение музыке и танцу), креативно-практическая (здесь дети учатся лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить).

Учеба в школе длится 12 лет. По окончании 12 класса выпускники получают специальный аттестат – Waldorfabschlusszeugnis. Оценки в аттестат не выставляют, а письменно информируют об успеваемости ученика. Также в аттестате отображены результаты участия в различных кружках и прохождение практики. К аттестату также прикладывается всесторонняя и детальная оценка выпускной работы (Abschlussarbeit).

Так как данный вид школы имеет свою структуру, методику преподавания, оценку знаний и т.д., то для получения общепринятого аттестата необходимо подать заявление в Bezirksregierung с просьбой о признании полученного образования.

Окончить Вальдорфскую школу можно со следующими итогами:

С 2007/2008 учебного года учащиеся Вальдорфских школ могут также принимать участие в сдаче экзаменов на Haupt-, Realschulabschluss и Abitur централизованно.

Розанна Батманова
Агентура „Der Ausweg“

Tel. 02234/27 16 49

Данная статья носит информационный характер и не может заменить индивидуальную консультацию.

Русский язык в Германии Русский язык как иностранный в 2010 году изучало свыше 10 тысяч студентов и аспирантов

Школа в Германии Информация для родителей учеников Информация для родителей учеников общеобразовательных школ

Курсы по промышленно-технической квалификации GeTeQ JobBörse PHOENIX и GBW предлагают всем желающим курсы по промышленно-технической квалификации Ge…

В Германии упростят признание иностранных дипломов Воспользоваться упрощенной процедурой признания дипломов смогут около 300 тысяч проживающих в Герм…

В Германии упростят признание иностранных дипломов Правительство Германии планирует упростить признание иностранных дипломов о получении профессионал…

Школы в Германии Специальная школа (Förderschule) Основанием для принятия или перевода ребенка в специальную школу является установление необходимост…

Главный принцип

Большое внимание в вальдорфских школах уделяется духовному воспитанию детей и родителей (об этом – ниже). Забота о здоровье подрастающего поколения выражается здесь, в частности, в выборе специальных (как правило, натуральных) материалов для отделки школьных помещений, цветовой гамме окраски стен и т.д. Не удивительно, что такие школы получили широкое распространение в мире: по состоянию на начало 2011 года их общее число достигает 1000, в том числе в Германии – 222, в остальной Европе – 464, вне Европы – более 300. Таким образом, вальдорфские школы сейчас являются одной из крупных независимых систем образования.

В вальдорфских школах Германии число учащихся с миграционным прошлым достигает 20%. О признании этих школ свидетельствует, например, тот факт, что в Rudolf Steiner-Schule в Мюнхене (на Леопольдштрассе 17) в свое время занимались дети премьер-министра Баварии Франса Йозефа Штрауса (Franz Josef Strauß).

Особенности вальдорфских школ

Особенностью вальдорфских школ являются также:

– построение всего процесса обучения на художественных принципах; – особый дух братства учеников и учителей; – повышенная роль родителей в учебном процессе. Такие принципы образовательного процесса были не по душе нацистскому режиму, и поэтому вальдорфские школы в большинстве покоренных нацистами стран Европы были закрыты и возобновили свою работу лишь по окончании Второй мировой войны. Сегодня экзамены на аттестат зрелости (Abitur) в вальдорфских школах проводятся на общих основаниях для тех учеников, которые поставили себе такую задачу. Для этого в 11-й класс приглашаются учителя из государственных гимназий, которые готовят учеников к абитуру, а затем и принимают экзамены в соответствии с общегосударственными нормами.

Примером воспитания художественных начал у детей может служить биография немецкого скрипичного мастера Анны Катарины Луманн (Anna Katharina Luhmann): еще во время учебы в вальдорфской школе в Штуттгарте она изготовила свою первую скрипку.

Школа для родителей?


На вопросы Вашего корреспондента о принципах участия родителей в работе этих школ отвечает член правления Союза вальдорфских школ Германии (Bund der Freien Waldorfschulen) доктор Хенниг Куллак-Юблик (Henning Kullak-Ublick):

– Известно, что школьный процесс в системе вальдорфских школ проходит в тесном контакте с родителями. Каким способом это достигается?

– Так как родители сознательно выбирают наши школы для своих детей, они интересуются учебным процессом. Уже с момента регистрации детей в школе их родители автоматически становятся членами школьного союза и потому считаются школьными наставниками. Все школьные учителя посещают своих учеников на дому. Эти посещения помогают учителям лучше познакомиться с родителями и облегчить решение спорных вопросов. Родительские вечера, родительские рабочие группы, родительский совет и общественные мероприятия, в которых участвуют родители, создают условия для решения неотложных вопросов.

– Какие семинары для повышения педагогических знаний родителей проводятся в школах в течение учебного года?


– Как велика в вальдорфских школах доля детей с миграционным прошлым, в том числе выходцев из бывшего СССР?

– Наши школы открыты для всех детей – вне зависимости от того, в каких социальных, этнических, религиозных или мировоззренческих обстоятельствах выросли эти дети. Напомню, что в Германии с давних пор существует традиция, по которой школы считаются государственными учреждениями. Поэтому школы другого плана очень часто не рассматриваются в качестве естественной альтернативы. В большой степени такое отношение к альтернативным школам присуще семьям с миграционным прошлым. Именно поэтому, например, в Манхайме, где проживает много семей с миграционным прошлым, была создана интернациональная вальдорфская школа. Большой педагогический и социальный успех этого начинания уже привел к созданию подобных школ и в других городах. Следует также упомянуть, что в вальдорфских школах, где преподают русский язык как второй иностранный, работают учителя из бывшего Советского Союза.

– В чем вы видите принципиальное отличие вашей школы от обычной гимназии?

– Для поступления в нашу школу не нужно заканчивать начальную: у нас дети учатся с первого по 12-й класс вне зависимости от того, какую цель они ставят в части получения документа о среднем образовании. В гимназию же детей принимают при наличии у них определенных амбиций, не говоря уже об уровне начальной подготовки. В нашей школе с помощью различных методик у детей развивают в равной степени моторно-практические, креативно-художественные, социальные и интеллектуальные возможности. В гимназиях же сделан упор на развитии познавательных функций.


– Сколько стоит учеба в вашей школе и есть ли скидки для неимущих семей?

– В среднем стоимость обучения составляет 200 € в месяц, но между федеральными землями существуют некоторые различия в стоимости. Все наши школы одинаковы в том смысле, что они не закрывают двери перед детьми из малообеспеченных семей: сообщество родителей всегда находит возможность оплатить учебу детей из малообеспеченных семей за счет состоятельных родителей.

– Ваши школы предназначены для больных детей?

– Существует мнение, что вальдорфские школы предназначены в основном для умственно недоразвитых или трудновоспитуемых детей, а здоровым детям там, мол, делать нечего! На самом деле это мнение является искаженной мыслью Рудольфа Штейнера о том, что и от больных, и трудновоспитуемых детей общество не должно отворачиваться. В обычных гимназиях такие дети, как правило, отчисляются за плохое поведение или неуспеваемость. Педагогическая практика вальдорфских школ показывает, что методы духовного и художественного воспитания дают хорошие плоды и в этих трудных случаях.

Montessori-Oberschule-unterricht-7 Plauen

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЫ

Главный принцип, которым руководствовался Рудольф Штайнер при создании школы в Штутгарте, гласил:

(Ребенка следует с трепетом принять, в любви взрастить и отпустить на свободу).

Концепция школы прижилась, и вскоре в различных городах Германии возникло еще восемь подобных школ. Их стали называть вальдорфскими школами или школами Рудольфа Штайнера.

Их существование было прервано во второй половине 30-х годов, когда школы начали подвергаться притеснениям со стороны нацистского режима. К 1938 году все они были закрыты, исключение составила школа в Дрездене, закрытая лишь в 1941 году. В 1945-м она вновь смогла открыться, но вскоре была опять запрещена, на сей раз уже социалистическими властями ГДР.

ДУХОВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО VS АКАДЕМИЧЕСКИE ЗНАНИЯ

Вальдорфские школы являются частными школами, создание и функционирование которых гарантируется Конституцией ФРГ.

В вальдорфской школе дети, как правило, учатся с 1 по 13 класс, но есть при школах и детские сады. Перейти в школу после окончания традиционной начальной школы (Grundschule) весьма проблематично.

Trier-germany-waldorfschule CC BY-SA 3.0, httpscommons.wikimedia.orgwindex.phpcurid=1251672

Здание вальдорфской школы в Трире © wikimedia

А как же государственные экзамены? Экзамены на аттестат зрелости (Abitur) в вальдорфских школах проводятся на общих основаниях для тех учеников, которые хотят получить аттестат. Для этого в 11-й класс приглашаются учителя из государственных гимназий, которые готовят учеников, а затем и принимают экзамены в соответствии с общегосударственными нормами.

1080px-Naumburg_Montessorischule_(1) By Reise Reise - Own work, CC BY-SA 3.0, httpscommons.wikimedia.orgwindex.phpcurid=49377917

Здание школы Монтессори в г. Наумбург

© Reise Reise, wikimedia

ШКОЛЫ МОНТЕССОРИ В ГЕРМАНИИ

Основное отличие от традиционных школ — это формирование классов не по году рождения, а по возрастным периодам: 3–6 лет, 6–12 лет, 12–15 лет.

В школах Монтессори ученики имеют возможность получить все виды государственной выпускной аттестации.

Общим в концепциях вальдорфских школ и школ Монтессори считается то, что ребенка нужно ограждать от стрессов современной жизни, чрезмерного или неправильного использования технологий, таких как телевидение и компьютеры. Обучение направлено на выявление и развитие навыков, талантов, заложенных в детях природой.

Текст: Анастасия Гааг

Фото: занятие в школе Монтессори г. Плауэн © Школа Монтессори, Плауэн

Читайте также: