Сообщение о ульяне осорьиной краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в., Москва - 2.01. 1604, с. Вочнево (Бочнево) Березопольского стана Нижегородского у.), прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Лазаревская, Муромская, супруга прав. Георгия Васильевича Осорьина.

Источники

Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. Ок. 2004 г. Иконописец И. Дронов (Спасо-Преображенский мон-рь, Муром)


Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. Ок. 2004 г. Иконописец И. Дронов (Спасо-Преображенский мон-рь, Муром)

Известны ок. 60 списков Жития И., относящихся к 3 редакциям (классификация М. О. Скрипиля, Т. Р. Руди): краткой (первоначальной), пространной и сводной. Краткая редакция представляет собой достаточно бесхитростное повествование Дружины Осорьина, написанное после обретения мощей И. в 1614 (или 1615) г. Данная редакция не получила широкого распространения, она известна в 6 списках XVII - нач. XVIII в. Жизнеописание И. дополнено рассказами о чудотворениях. Число чудес варьируется: 6, 8 и 21. Описание 21 чуда приведено в единственной рукописи - РНБ. Q.I.355, 50-е гг. XVII в., 3 последних чуда датированы 1649 г.

Большая часть сохранившихся списков Жития И., преимущественно XVIII-XIX вв., относится к пространной редакции, созданной, по-видимому, в сер. XVII в. Списки данной редакции делятся на неск. групп и подгрупп. В пространной редакции содержится риторическое вступление или послесловие; повествование дополнено ссылками на Свящ. Писание и сочинения отцов Церкви и церковных писателей о том, что и в миру человек может достичь спасения. Наличие в тексте ряда дополнительных деталей, касающихся родственных отношений И., говорит о том, что и эта редакция была создана при участии Осорьиных.

По наблюдениям Руди, к краткой редакции Жития И. восходит текст из сборника кон. XVII в. ТФГАТО. Собр. ркп. № 262. Л. 467-489, включающий описание 6 чудес. Данный текст, по мнению исследовательницы, представляет собой сводную редакцию Жития И., в основе к-рой лежит краткая редакция, расширенная и переработанная с использованием пространной редакции.

Биография

Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. 1998 г. Иконописец И. В. Сухов (собор Благовещенского мон-ря, Муром)


Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. 1998 г. Иконописец И. В. Сухов (собор Благовещенского мон-ря, Муром)

Прав. Иулиания Лазаревская раздает милостыню нищим. Роспись придела во имя прав. жен Анны, Тавифы и Иулиании в Троицком мон-ре Мурома. 2008 г. Мастер А. Топорищев

Прав. Иулиания Лазаревская раздает милостыню нищим. Роспись придела во имя прав. жен Анны, Тавифы и Иулиании в Троицком мон-ре Мурома. 2008 г. Мастер А. Топорищев


Прав. Иулиания Лазаревская раздает милостыню нищим. Роспись придела во имя прав. жен Анны, Тавифы и Иулиании в Троицком мон-ре Мурома. 2008 г. Мастер А. Топорищев

Почитание

Рака с мощами прав. Иулиании Лазаревской в ц. арх. Михаила в с. Лазареве. Фотография. Кон. XIX в.

В XIX - нач. XX в. почитались связанные с родом Осорьиных св. источники в Лазареве и около с. Дуброва (совр. Селивановский р-н Владимирской обл.). Над св. колодцем в Лазареве стояла надкладезная часовня, разрушенная в 1933 г. В наст. время молебны у источника совершаются в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Св. колодец около Дуброва образовался на месте, где крестьянка обрела чудотворную икону И. с житием. Икону перенесли в храм в Дуброво, но она вновь вернулась на прежнее место. Тогда образ переместили в храм на погосте Муська (Муськово, ныне пос. Новлянка). Храм был закрыт в 1933 г., вскоре разрушен, чудотворная икона И. утрачена. Позднее над источником около Дуброва была построена из кирпича часовня, разрушенная в 1941-1945 гг. По местному преданию, И. неск. раз являлась здесь молящимся. Св. колодец был восстановлен братией муромского Благовещенского мон-ря. В день Св. Духа совершается крестный ход к источнику от храма Св. Троицы в Дуброво (Пасхальный огонь. 2004. № 4/5).

Рака с мощами прав. Иулиании Лазаревской в ц. свт. Николая Чудотворца в Муроме. Фотография. 2010 г.

Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Столбцы по Н. Новгороду. № 629/20978. Л. 36-38; Оп. 1. Кн. 293. Ч. 2. Л. 846 об.; РГБ ОР. Ф. 215. Арх. М. М. Осоргина. Картон 3. № 7, 14-17, 19.

Во времена Ивана Грозного жил ключник Иустин Недюрев. Жену его звали Стефанидой, и была она родом из Мурома. Они проводили дни свои “во всяком благоверии и чистоте” и были богаты.

У них родилась дочь Ульяния.

Ульянии было шесть лет, когда умерла ее мать. Девочку взяла к себе муромская бабушка, а после смерти бабушки – тетка Наталия. Ульяния была кроткой и молчаливой, избегала игр и смеха.

Тетка бранила ее, а теткина дочь смеялась над ней. Ульяния прилежно занималась рукоделием, шила для бедных, сирот и вдов. А в церковь никогда

Когда Ульянии исполнилось шестнадцать лет, ее выдали замуж за добродетельного и богатого мужа Георгия Осорьина. Священник Потапий из села ее мужа учил Ульянию закону Божию. Свекор и свекровь поручили невестке вести все домашнее хозяйство.

Она во всем слушалась их. Ульяния всех удивляла своим разумом, много молилась.

Муж Ульянии часто уезжал на царскую службу в Астрахань на год, два или три. А жена проводила тем временем все ночи в молитве и рукоделии. Она милостиво и кротко обращалась со слугами.

Однажды ночью, когда Ульяния встала на молитву, бесы наслали

на нее страх. Ульяния заснула. Во сне она опять увидела бесов, а потом разгоняющего их святого Николу, который обратился к ней со словами ободрения.

Проснувшись, она наяву увидела уходящего Николу.

На Руси начался голод. Ульяния брала у свекра еду – якобы для себя – и раздавала ее нищим. Свекор и свекровь удивлялись тому, что Ульяния начала больше и чаще есть. Она отвечала, что, рожая детей, обессилела и никак не может наесться.

Свекор и свекровь с радостью посылали ей пищу. Она же все раздавала голодным.

Вскоре начался сильный мор. Ульяния тайком от свекра и свекрови ухаживала за больными. Свекор и свекровь скончались в глубокой старости, будучи иноками.

Ульяния похоронила их и много богатства раздала на поминовение их душ.

Много лет Ульяния прожила с мужем, родила ему сыновей и дочерей. Старшего сына убил слуга, еще один сын погиб на службе.

Ульяния просила мужа, чтобы он отпустил ее в монастырь. Он не отпустил, но супруги решили прекратить плотское общение. Ульяния предавалась подвигам молитвы и милосердия. Когда муж Ульянии умер, она похоронила его и почтила сорокоустами и милостынею.

Она ходила в церковь каждый день, зимой обходилась без теплой одежды и в сапоги клала острые черепки. Однажды случились сильные морозы, и Ульяния несколько дней не ходила в церковь. Священник же услышал от богородичной иконы голос, который повелевал сказать Ульянии, чтобы она приходила на церковную молитву.

Священник; поведал об этом случае Ульянии, и с того времени она стала проявлять еще большее усердие к церкви.

Однажды Ульяния вошла в комнату для молитвы. Комната была полна бесов. Святой Никола, появившись, разогнал бесов, а Ульянию благословил. Но последний бес угрожал Ульянии, что в старости она будет умирать от голода.

Ульяния прогнала беса крестным знамением. К детям она вошла с изменившимся лицом, но ничего им не поведала. Рассказала об этом позже и не велела никому передавать.

Во времена царя Бориса был на Руси великий голод. В доме Ульянии с голоду умирал скот. Но она умоляла детей и слуг не прикасаться к чужому.

Ульяния продала все имущество, чтобы прокормить челядь.

В то время Ульяния переселилась в село Вочнево. Там не было поблизости церкви, и Ульяния молилась дома. Она дошла до крайней нищеты и отпустила всех слуг на волю, чтобы они не голодали.

Многие слуги не ушли, а решили терпеть вместе с нею. А другие ушли. Оставшимся Ульяния велела печь хлеб из лебеды и древесной коры и сама с детьми ела этот хлеб. В то же время к ней приходило много нищих, и всем она подавала своего хлеба.

Все удивлялись, что хлеб очень сладок, и не понимали, что сладок он Ульяниной молитвой. В такой нищете Ульяния жила два года, не печалилась и не смущалась.

Когда приблизилась ее смерть и она заболела, то непрестанно молилась Богу. 2 января, на рассвете, Ульяния позвала духовного отца и причастилась Святых Тайн. Потом она, позвав детей и слуг, поучала их добродетелям.

В тот же день Ульяния умерла. Ее похоронили подле мужа, в селе Лазареве, на Муромской земле.

Над гробом Ульянии была поставлена церковь во имя архангела Михаила. Когда умер сын Ульянии Георгий, ему начали рыть могилу рядом и нашли неповрежденный гроб его матери. Он был полон благоуханного мира. Дети Ульянии наполнили миром сосуд и отвезли его в церковь.

В царствование Бориса Годунова жила в своем имении вдова-помещица, жена зажиточного провинциального дворянина, Ульяна Устиновна Осорьина.

Это была простая, обыкновенная добрая женщина древней Руси, – отличавшаяся от других разве только тем, что жалость к бедному и убогому, – чувство, с которым русская женщина на свет родится, – в ней было тоньше и глубже, чем во многих других. Еще до замужества, живя у тетки по смерти родителей, она обшивала всех сирот и немощных вдов в её деревне, и часто до рассвета не гасла свеча в её светлице.

По выходе её замуж, свекровь поручила ей ведение домашнего хозяйства, и невестка оказалась умною и распорядительною хозяйкой. Но привычная мысль о бедном и убогом не покидала её среди домашних и семейных хлопот. Она глубоко усвоила себе христианскую заповедь о тайной милостыне. Бывало, ушлют её мужа на царскую службу куда-нибудь в Астрахань, года на два или на три. Оставшись дома и коротая одинокие вечера, она шила и пряла, рукоделье свое продавала и выручку тайком раздавала нищим, которые приходили к ней по ночам.

Не считая себя вправе брать что-нибудь из домашних запасов без спроса у свекрови, она однажды прибегла даже к маленькому лукавству. Ульяна была очень умеренна в пище, только обедала, не завтракала и не полдничала, что очень тревожило свекровь, боявшуюся за здоровье молодой невестки. Случился на Руси один из редких неурожаев, и в Муромском краю наступил голод. Ульяна усилила обычную свою тайную милостыню и, нуждаясь в новых средствах, вдруг стала требовать себе полностью завтраков и полдников, которые, разумеется, шли в раздачу голодающим. Свекровь полушутливо заметила ей:

– Что это подеялось с тобой, дочь моя? Когда хлеба было вдоволь, тебя, бывало, не дозовешься ни к завтраку, ни к полднику, а теперь, когда всем стало есть нечего, у тебя такая охота к еде припала.

– Пока не было у меня детей, – ответила невестка, – мне еда и на ум не шла, а как пошли ребята родиться, я отощала и никак не могу наесться: не только что днем, но и ночью так и тянет к еде; только мне стыдно, матушка, просить у тебя.

Свекровь осталась довольна объяснением своей доброй лгуньи и позволила ей брать себе пищи, сколько захочется, и днем и ночью.

Она была уже в преклонных летах, когда ее постигло тяжкое благотворительное испытание. Похоронив мужа, вырастив сыновей и поставив их на царскую службу, Ульяна помышляла уже о вечном устроении собственной души, но все еще тлела перед Богом любовью к ближнему, как тлеет перед образом догорающая восковая свечка. Нищелюбие не позволяло ей быть запасливой хозяйкой. Домовое продовольствие она рассчитывала только на год, раздавая остальное нуждающимся. Бедный был для неё какой-то бездонной сберегательной кружкой, куда она с не насыщаемым скопидомством все прятала да прятала все свои сбережения и излишки. Порой у неё на дому не оставалось ни копейки от милостыни, и она занимала у сыновей деньги, на которые шила зимнюю одежду для нищих, а сама, имея уж под 60 лет, ходила всю зиму без шубы. Начало страшного голодного трехлетия при царе Борисе застало ее в нижегородской вотчине совсем неприготовленной. С полей своих она не собрала ни зерна, запасов не было, скот пал почти весь от бескормицы. Но она не упала духом, а бодро принялась за дело: распродала остаток скота, платье, посуду, все ценное в доме и на вырученные деньги покупала хлеб, который и раздавала голодающим.

Слуг; ни одного просящего не отпускала с пустыми руками и особенно заботилась о прокормлении своей челяди. Тогда многие расчетливые господа просто прогоняли со дворов своих холопов, чтобы не кормить их, но не давали им отпускных, чтобы после воротить их в неволю. Брошенные на произвол судьбы среди всеобщего смятенья, холопы принимались воровать и грабить. Ульяна больше всего старалась не допустить до этого своих слуг и удерживала их при себе, сколько было у неё силы. Наконец она дошла до последней степени нищеты, обобрала себя дочиста, так что не в чем стало выйти в церковь. Выбившись из сил, израсходовав весь хлеб до последнего зерна, она объявила своей крепостной дворне, что кормить ее больше она не может: кто желает, пусть берет свои крепости, или отпускные, и идет с Богом на волю. Некоторые ушли от неё, и она проводила их с молитвою и благословением, но другие отказались от воли, объявили, что не пойдут, скорее умрут со своею госпожою, чем покинут её.

Она разослала своих верных слуг по лесам и полям собирать древесную кору и лебеду и принялась печь хлеб из этих веществ, которыми кормилась с детьми и холопами и даже ухитрялась делиться с нищими.

Окрестные помещики с упреком говорили этим нищим:

– Зачем это вы заходите к ней? Чего взять с неё? Она и сама помирает с голоду.

– А вот что, скажем, – говорили нищие. – Много обошли мы сел, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нами так всласть, как хлеб этой вдовы.

Два года терпела Ульяна такую нищету и не печалилась, не роптала, не изнемогала от нищеты, напротив, была весела, как никогда прежде.

У интеллигенции дореволюционной России была своя любимая святая: Иулиания Лазаревская или Муромская. Она была примером для всех людей, видевших свое предназначение в служении человечеству.

В наиболее просвещенных семьях того времени на повести об Улиании Осорьиной (именно так ее звали в миру) воспитывали младшее поколение. Иконы с изображением этой святой были особо хранимы и почитаемы, хоть и сохранилось их очень мало.

Детские годы

Сама же Ульяна была совершенно обычной, реальной женщиной простого происхождения. Кроме того, она даже не была монахиней. Скорее всего, по этой причине Иулиания не была столь почитаема верующими, как другие святые, имеющие церковное прошлое. С приходом советского времени ее имя и вовсе почти забыли.

 Икона святой праведной Иулиании Лазаревской (Муромской)

Если смотреть на жизнь Ульянии Осорьиной поверхностно, то она ничем не отличается от жизней других женщин того времени.

Родилась святая в 30-х годах 16 века в состоятельной семье в Москве. Ее отец Устин Недюрев был известный в городе человек, так как служил ключником во дворце Ивана Грозного.

Когда девочке исполнилось шесть лет, она осиротела, и бабушка забрала ее в Муром. Девочка с детства была очень скромным ребенком, верующим в Бога. Так, она не любила играть с детьми, отдавая все свое время занятиям рукоделием и молитвой.

Когда девочке исполнилось шестнадцать лет, ее сосватали дворянину Георгию Осорьину. После свадьбы она стала жить в четырех километрах от города в усадьбе мужа, селе Лазарево.

Послушная и добрая девушка приглянулась родственникам мужа, а потому ей поручили вести домашнее хозяйство. С тех пор у нее началась жизнь, привычная для женщин ее круга того времени.

Труды и благотворительность

Но, несмотря на все домашние обязанности, Иулиана не стала менее набожна. Она просыпалась по ночам на молитву, совершая множественные поклоны. Так как она не могла распоряжаться имуществом мужа, то все свободное время, включая ночь, посвящала рукоделию, чтобы на вырученные деньги помогать нуждающимся.

Искусно вышитые полотна она отдавала в церковь, другую же работу продавала, чтобы иметь возможность помочь нищим. Все благие дела она творила втайне от близких людей, отправляя свою служанку по ночам разносить бедным подаяние.

Семейная жизнь

Иулиания прожила с супругом много лет в любви, и подарила ему 13 детей: трех девочек и десять мальчиков. Правда, шестерых из них не стало еще в раннем детстве, а двое погибли позже, уже во взрослом возрасте.

После их гибели, Иулиания решила уйти в монастырь, о чем рассказала мужу и родным, прося у них позволения. Однако супруг отказал ей в этом, сказав, что у нее есть еще дети, которых нужно растить и воспитывать. Но после этого разговора он позволил ей не исполнять супружеские обязанности.

Так как Иулиания привыкла жить в кротости и послушании мужу, она согласилась, показав еще раз почитание супруга и проявив христианское смирение. Она целыми днями работала по хозяйству, а все ночи молилась, оставляя на сон всего два – три часа.

Трудные годы

После того, как святая похоронила мужа, она еще больше окунулась в дела благотворительности. Все доставшееся от мужа имущество она отдала нуждающимся. Сама же при этом довольствовалась малым и вскоре дошла до крайней нужды.

Во времена, когда у власти был Борис Годунов (1601—1603 годах), в Муром пришел голод. То лето было очень дождливым, а в августе уже ударил мороз, вот урожай и не созрел. В дом Иулиании так же пришел голод. Но несмотря на это, женщина продолжала кормить бедных, выпекая хлеб из коры деревьев и сорной травы. Кроме того, хлеба, которые пекла Иулианна, становились не только съедобными, но и приобретали необычайно сладкий вкус.

Вскоре Иулиания заболела, но она так же продолжала вставать на ночную молитву. Перед смертью она созналась, что давно хотела иметь образ ангела, но грехи ее остановили. Все кто присутствовал при смерти Ульянии, заметили похожее на нимб сияние золотого цвета вокруг ее головы. Праведница умерла в 1604 году 15 января. Святую Иулианию погребли, согласно ее завещанию, в Лазарево.

Мощи Иулиании Лазаревской

Через 10 лет, в 1614 году умер сын Иулиании – Георгий. Когда для него копали могилу, то нашли мощи святой, которые не только источали миро и издавали благоухание, но и исцеляли больных, в особенности, детей. В том же году церковь решила канонизировать Иулианию, и праведная была причислена к лику святых.

Святые мощи Иулиании хранились в церкви села Лазарево, но в 1930 году храм закрыли. Гробница с останками праведницы, была перенесена в местный музей и поставлена рядом с усыпальницами Муромских святых супругов Петра и Февронии.

В 1989 году мощи святой вернули Православной церкви. Сейчас они находятся в Николо-Набережном храме города Мурома.

 Николо-Набережная церковь в Муроме

В настоящее время также восстанавливается храм, возведенный в честь Архангела Михаила в селе Лазарево (в 6 км от Мурома), где была погребена святая и до 1920-х годов находились ее мощи. В селе находятся святые чудодейственные источники. Это место в настоящее время является подворьем Муромского Спасо-Преображенского монастыря.

23 августа 2004 года впервые отмечался День благотворительности и милосердия. Празднование было благословлено Патриархом Всея Руси Алексием II.

В 1604 году (400 лет назад) умерла святая праведная Иулиания Лазаревская (Осорьина), прославившаяся благодаря удивительной доброте и аскетичным образом жизни в миру. А спустя десять лет и именно в этот день 10/23 августа 1614 года были обретены мощи святой, и она была причислена к лику святых.

Именно, поэтому, новый для нашей страны праздник милосердия был учрежден 23 августа в день, когда были найдены останки святой Иулиании Муромской.

Хочется отметить еще один удивительный праздник, который тоже отмечается летом на муромской земле: 8 июля — День семьи, любви и верности. Статус всероссийского он приобрел в 2008 году.

Каждое лето, восьмого июля, церковь и все верующие люди, вспоминают жизнь святых супругов, являющихся образцом истинной любви и семейной верности. Именно это объясняет второе название праздника – День Петра и Февронии Муромских.

Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Достопримечательности города Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой на карте. Подробное описание каждой из них смотрите здесь.

Поделитесь в комментариях, какие достопримечательности Мурома Вы посещали, какие из них произвели самое сильное впечатление.

Читайте также: