Сообщение о творчестве третьякова

Обновлено: 05.07.2024

Российский купец-предприниматель, благотворитель, меценат, знаток и собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель и владелец общедоступной художественной галереи в Москве. Брат Сергея Михайловича Третьякова (1834-1892).

Павел Михайлович Третьяков происходил из старинного, но небогатого купеческого рода. Отец - Михаил Захарович Третьяков (1801 -1850) , мать – Ольга Даниловна Борисова (1812-1899). В семье было девять детей, Павел был старшим. Все дети Третьяковых получили хорошее домашнее образование, сыновья с малых лет помогали отцу в торговых делах и ведении документов.

К концу 1840-х годов Третьяковы владели пятью торговыми лавками в Москве. В 1850 году после смерти отца братья Павел и Сергей Третьяковы стали наследниками всего имущества. В 1851 году ими был куплен новый просторный дом в Москве, бывшее владение купцов Шестовых в Толмачах, который впоследствии послужил основным зданием для Третьяковской галереи.

Третьяковы жили очень открыто. В их доме бывали многие выдающиеся деятели культуры и искусства того времени: художники, музыканты, критики, архитекторы, литераторы, театральные деятели. Третьяковы принимали у себя И.С. Тургенева, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.М. Васнецова, В.Г. Перова, В.Д. Поленова и многих других. Со многими из этих людей Третьяковы были по-настоящему дружны. В этой семье много путешествовали и по России, и за границей. Везде Павел Михайлович в первую очередь стремился познакомиться с художественной жизнью посещаемых городов и стран.

В предпринимательской среде он пользовался огромным авторитетом и уважением. Выполнял разнообразные общественные обязанности, избирался на ответственные должности. На доходы со своего капитала он помогал нуждающимся, поддерживал людей искусства, приобретал картины. Делом всей его жизни была забота о Московском Арнольдовском училище для глухонемых. Третьяков был одним из главных его устроителей и деятельным попечителем. В 1890-е годы он состоял также в попечительских советах Коммерческого училища, Александровского коммерческого училища. Часто делал различные единовременные пожертвования, помогал финансово одаренным людям науки и искусства. Так, П. М. Третьяков оказал материальную помощь экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая, поддерживал И.В. Цветаева в создании Музея изящных искусств в Москве. Активное участие Павел Михайлович принимал в деятельности Московского художественного общества, всячески помогал Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.

Будучи человеком состоятельным, Третьяков был чрезвычайно скромен в быту. Вся его жизнь была расписана буквально по минутам, и большую ее часть он проводил в трудах на благо общества. Главным делом его жизни стало собирание коллекции картин и создание национальной галереи.

Позднее коллекция П. М. Третьякова стала пополняться выдающимися работами мастеров русской живописи XVIII – первой половины XIX в. Еще одним его направлением стало собирание произведений древнерусской живописи, оформившихся в 1890-е годы в отдельную коллекцию. В эти же годы было положено начало собранию произведений скульптуры.

Важную роль в своей галерее он отводил пейзажу, представленному работами Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина, И.И. Левитана.

В конце 1860-х годов Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся современников, к работе над которой были привлечены замечательные портретисты В.Г. Перов и И.Н. Крамской. Так в галерее появились знаменитые портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, В.И. Даля, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, Н.А. Некрасова.

Расположение картин в галерее соответствовало вкусам и принципам П.М. Третьякова. Более того, часто он сам непосредственно производил развеску картин в экспозиции.

Со временем растущая коллекция перестала помещаться в залах дома в Лаврушинском переулке, и в 1872— 1892 годах к особняку четырежды делали специальные пристройки. Музей разрастался, количество посетителей увеличивалось. В 1885 году в залах галереи побывало уже порядка тридцати тысяч человек. Популярность галереи стремительно росла, и она стала одной из главных достопримечательностей города: побывать в ней стремились гости первопрестольной со всех уголков России и зарубежные посетители.

В 1892 году, после смерти Сергея Михайловича Третьякова, галерею пополнили два зала собрания западной живописи, завещанные коллекционером брату для его музея. В том же году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. Продолжая пополнять коллекцию теперь уже национального музея, он трудился также и над изучением и систематизированием ее фондов. Результатом этой работы стали каталоги галереи, издававшиеся с 1893 года.

До последних дней своей жизни Третьяков заботился о своем детище: ходил по выставкам и мастерским, делал приобретения, развешивал картины в залах.

Павел Михайлович Третьяков умер в декабре 1898 года и был погребен на Даниловском кладбище в Москве. Его супруга пережила его лишь на четыре месяца. В 1948 году прах Третьякова был перенесен на Новодевичье кладбище.

Государственная Третьяковская галерея на данный момент является обладателем одного из лучших и крупнейших собраний отечественного изобразительного искусства и одним из самых посещаемых музеев мира.

Павел Михайлович Третьяков (Pavel Mikhaylovich Tretyakov; 15 декабря 1832 года — 4 декабря 1898 года) — выдающийся русский коллекционер и предприниматель XIX столетия, основатель всемирно известной Третьяковской галереи. Павел Третьяков на протяжении почти полувека коллекционировал произведения отечественного изобразительного искусства и на личные деньги построил здание галереи, названной его именем.

Павел Третьяков завещал огромное собрание живописных работ вместе с музеем родному городу — Москве. Он сохранил для потомков множество уникальных шедевров отечественного искусства, в том числе более 1200 картин, около 500 рисунков и 60 икон, созданных русскими мастерами разных исторических эпох.

Павел Третьяков. Центральный вход в Третьяковскую галерею, 1874

Биография Павла Третьякова

Павел Михайлович Третьяков появился на свет 15 декабря (27 декабря по новому стилю) 1832 года в Москве. Он был старшим из двенадцати детей потомственного купца III гильдии, предки которого перебрались в первопрестольную из Малоярославца в 1774 году. Отец будущего мецената владел пятью торговыми лавками в Гостином дворе и двумя фабриками — бумагокрасильной и отделочной.

Павел Третьяков. Фотопортрет Павла Третьякова, 1871

Получив традиционное для купеческих детей той поры домашнее образование, Павел с юных лет помогал отцу в торговых делах. Но уже в 1848 году в семье Третьяковых случилась беда — от эпидемии скарлатины умерло четверо детей. Эти трагические события крайне негативно отразились на здоровье главы семейства, который скончался спустя два года.

Павел Третьяков. Фотопортреты Павла и Сергея Третьяковых, 1880-е годы

В неполных 18 лет Павлу Третьякову пришлось взять в свои руки управление семейным делом. Вместе с младшим братом Сергеем молодой человек с большим воодушевлением принялся развивать отцовский бизнес и добился впечатляющих успехов на этом поприще. Впоследствии он стал одним из крупнейших российских предпринимателей, чье состояние измерялось миллионами рублей, а количество наемных работников исчислялось десятками тысяч человек.

Павел Третьяков. Фотопортрет жены Павла Третьякова — Веры Николаевны, 1872

В 1852 году Павел Третьяков совершил поездку в Санкт-Петербург. Здесь он посетил знаменитый Эрмитаж, побывал в Академии художеств и получил возможность увидеть множество картин великих мастеров живописи. Вернувшись в Москву, молодой человек твердо решил собрать собственную коллекцию предметов русского изобразительного искусства и активно занялся реализацией благородной цели.

Благодаря кропотливой работе мецената коллекция Третьяковской галереи сегодня включает произведения огромного количества русских художников, в том числе:

По коммерческим делам Павел Третьяков ежегодно совершал поездки по странам Европы, где с завидной регулярностью посещал музеи и выставки, знакомился с творчеством лучших мировых художников. Но в душе он всегда оставался настоящим патриотом и коллекционировал исключительно работы русских мастеров.

Павел Третьяков. Фотография Семья Третьяковых, 1884

В 1865 году меценат женился на кузине Саввы Мамонтова — Вере Николаевне. В этом браке у него родились четыре дочери и два сына. К несчастью родителей, старший сын появился на свет умственно отсталым, а младший умер в девятилетнем возрасте от осложнений, вызванных эпидемией скарлатины.

Павел Третьяков. Фотопортрет дочери Павла Третьякова — Александры Боткиной, 1880-е гг.

Значительные средства Павел Третьяков на протяжении многих лет выделял на благотворительные цели. Он построил и финансировал работу медклиники для тяжелобольных, был попечителем училища для глухонемых детей и одним из спонсоров научного путешествия Миклухо-Маклая в Океанию. За заслуги перед Отечеством российский император хотел пожаловать Третьякову наследный дворянский титул, но меценат отказался от этой чести, выразив желание остаться потомственным купцом.

Павел Третьяков. Фотопортрет дочери Павла Третьякова — Веры Зилоти, 1887

Павел Третьяков. Василий Худяков. Фотография Павел Третьяков с внучками, 1893

До конца своих дней Павел Третьяков коллекционировал картины русских художников, занимался расширением музея и выделял средства на его содержание. Он стал членом Российской академии искусств и получил почетный чин коммерческого советника, продолжал развивать семейный бизнес и приносил пользу обществу. Но 4 декабря 1898 года, не дожив 11 дней до 66-летия, после продолжительной болезни Павел Третьяков отошел в вечность.

Павел Третьяков. Могила Павла Третьякова на Новодевичьем кладбище, 1948

Тело великого коллекционера было предано земле на Даниловском кладбище Москвы, в семейной усыпальнице. Но спустя 50 лет его прах перезахоронили на Новодевичьем мемориальном кладбище, где он сегодня и покоится с миром.

Павел Третьяков. Александр Кибальников. Памятник Павлу Третьякову перед входом в Третьяковскую галерею, 1980

Павел Третьяков по праву считается величайшим русским меценатом всех времен. Его имя навечно останется не только в названии знаменитой Третьяковской галереи, но и в памяти миллионов жителей Земли, влюбленных в изобразительное искусство.


Павел Третьяков – известный российский предприниматель, коллекционер, меценат. Основал Третьяковскую галерею, в 1896 году получил звание почетного гражданина Москвы.

Павел Третьяков всегда точно знал, чего он хочет добиться в жизни. Поставив себе цель, он уверенной поступью шел к ней, не отклоняясь с выбранного пути ни на один градус. Этот мудрый, дальновидный и основательный человек составил подробное завещание, распорядившись своим имуществом после смерти. Вроде бы ничего удивительного, что Павел подробно описал, куда вложить его средства, дал четкие указания по поводу выбора места, внешнего вида и внутреннего убранства галереи. Невероятно то, что Третьяков составил это завещание в 28 лет. Он был рядовым любителем искусства, но за годы жизни стал величайшим знатоком живописи, который с первого взгляда отличал суррогат от истинно художественных произведений.

Детство и юность

Родился Павел Третьяков 15(27) декабря 1832 года в Замоскворечье, одном из старинных районов Москвы. Дед будущего мецената по линии матери занимался экспортом сала в Англию. Отец мальчика имел в собственности бумагопрядильные фабрики, торговал полотняными изделиями. Он не был коренным москвичом, его предки перебрались в Москву из Малоярославца в 1774 году. В семье кроме старшего Павла родилось еще десять детей, но выжить удалось только пятерым, остальных унесла эпидемия скарлатины. Школу они не посещали, находились на домашнем обучении. На каждом уроке присутствовал глава семейства, он контролировал все, что происходило в его доме, буквально каждый шаг своих домочадцев.

Павел Михайлович Третьяков

Павла и его меньшего брата Сергея рано начали приучать к семейному делу. Павел трудился в лавке, делал закупки, привлекал покупателей. В пятнадцатилетнем возрасте парень отвечал за ведение бухгалтерских книг, а к двадцати годам полноценно руководил предприятием.

Карьера

В 1850 году умер отец, и Павел принял руководство семейным бизнесом на себя. Вместе с братом они не только сумели сохранить начатое отцом дело, но и развиваться в других направлениях. В собственности у Михаила Третьякова было всего пять лавок, а его наследники превратились в настоящих промышленников. Они торговали хлебом, дровами и полотнами в местных лавках, а в 1866 году Павел Третьяков стал во главе Ново-Костромской льняной мануфактуры.

Третьяковы приложили максимум усилий, и фабрика быстро увеличивала производственные мощности. Производство даже не пострадало от экономического кризиса, случившегося в 1880 году. Спустя немного времени фабрика оказалась на первом месте по объему выпускаемой продукции среди аналогичных производств в России. У братьев Третьяковых появился еще один магазин, в районе Ильинки. Там покупатели могли приобрести как отечественную продукцию, так и изделия из-за границы. Третьяковы торговали шерстью, бархатом, батистом, льном, скатертями, платками, одеялами.

Павел Михайлович Третьяков

Благосостояние братьев росло с каждым годом. Они уже купили два доходных дома в Москве и Костроме, земельные участки в Костромской губернии. Прибыль делилась поровну между Павлом и Сергеем, но у них не доходило до того, чтобы учитывать каждую копейку и препираться за нее. Наоборот, все нажитое делилось разумно, с учетом личных потребностей, интересов и семейных нужд каждого из них.

Спустя много лет историк Павел Бурышкин скажет, что история знает мало примеров, когда биографии двух братьев переплетались бы столь тесно и неразрывно, как в случае с Павлом и Сергеем Третьяковыми.

Имели братья Третьяковы и одну общую страсть – к искусству. На любом концерте или театральной постановке они появлялись всегда вдвоем. Может быть, и Третьяковская галерея должна была называться немного по другому – галерея имени братьев Третьяковых.

Могут быть знакомы

Коллекция и меценатство

В первую очередь он начал опекаться учебным заведением, где проходили обучение глухонемые дети. Павел не отказывал никому, причем делал это тихо, без лишнего ажиотажа и шумихи вокруг своего имени. К нему шли соседи, друзья, представители местных церквушек, и никто из них не знал отказа. В 1876 году Третьяков стал одним из финансистов экспедиции в Южные моря Николая Миклухо-Маклая, спустя несколько лет приличная сумма была пожертвована на возведение православного храма в японском городе Токио.

Павел Михайлович Третьяков

С детства у Павла было увлечение, он собирал небольшие гравюры, миниатюры, литографии. Скупал их при первой же возможности в маленьких лавках и на рынках. Тогда никто даже не мог представить, что это только начало, что Павел соберет грандиозную коллекцию, причем исключительно за счет собственных средств. Спустя некоторое время у него появилась новая цель – собрать в единую коллекцию как можно больше полотен отечественных художников, и передать ее общественности.

Интересно то, что в самом начале Третьяков предпочитал полотна соотечественников. Им руководили не только патриотические чувства, коллекционер просто мало что понимал в настоящем искусстве, и ему казалось, что с русскими художниками ему будет проще работать. Но через некоторое время он стал отлично разбираться в живописи, и считался признанным знатоком искусства.

Третьяков посещал многочисленные выставки на родине и за рубежом. Делал художникам специальные заказы на написание портретов и пейзажей. Для него писали свои полотна Перов, Крамской, Репин, Серов. Третьяков скупал полотна целыми сериями и готовыми коллекциями.

В 1869 году коллекционер принялся собирать портреты выдающихся современников. Так в его коллекции появился портрет Александра Грибоедова кисти Ивана Крамского. Картину художник писал по акварельному рисунку Петра Каратыгина. Далее Третьяков купил портрет композитора Михаила Глинки, автором которого был Илья Репин, написавший его исключительно по описанию, которое дала сестра музыканта. Вдова Нестора Кукольникова продала портрет мужа, написанный Карлом Брюлловым, а художник Федор Мюллер продал Павлу портрет Николая Гоголя, написанный им еще при жизни писателя. А вот живые гении доставляли хлопот живописцам, наотрез отказывались позировать. Труднее всего оказалось договориться со Львом Толстым. Крамской все же его уговорил, но при условии, что портрета будет два, и один из них (на выбор Толстого), останется ему. По итогу, у писателя осталась более слабая картина, он решил, что самое лучшее должно находиться в галерее.

Павел Михайлович Третьяков

В 1874-м коллекционер построил для галереи отдельное здание, а спустя четырнадцать лет сделал бесплатным вход на экспозицию. В 1892-м Третьяков подписал документы, согласно которым помещение и все его содержимое принадлежит городу. В завещании он отдельной строкой отметил, что в последующие годы коллекция должна будет пополняться за счет процентов от его капитала. Павел не прекратил покупать новые полотна для своей галереи, он занимался этим делом до самой смерти, причем за собственные деньги.

Третьяков был по характеру бескорыстным человеком, и при передаче в дар городу своей коллекции руководствовался именно бескорыстными мотивами. Прибыль галерея не приносила, а слушать хвалебные отзывы о себе он терпеть не мог, не выносил славословия в свою честь и смущался, как мальчишка. Ходили слухи, что после восторженной статьи критика Стасова о Третьякове, он так раздосадовался, что чуть не заболел. Когда меценат подарил свою коллекцию городу, он уехал на некоторое время из Москвы, чтобы не слышать, как все рассыпаются в благодарностях.

Павел Третьяков слыл щедрым, но далеко не расточительным человеком. Несмотря на любовь к искусству, он подолгу торговался за каждое произведение искусства, пытался сбавить цену, но это была не жадность, а скорее, экономический расчет. Ведь чем дешевле он купит одну картину, тем больше денег останется на приобретение еще какого-нибудь шедевра, и в итоге, коллекция вместо одного экспоната получит сразу два.

Павел Михайлович Третьяков

Где он включал режим жесткой экономии, так это на себе и своих родных. Третьяков имел привычку записывать все расходы, даже сумму, отданную как милостыню. Эти записи сохранились до наших дней, и по ним можно судить, как много расходовал Павел на благотворительность.

Личная жизнь

Третьяков был настолько занят развитием собственного дела и коллекционированием картин, что у него не оставалось времени на устройство личной жизни. К тому же, Павел был абсолютно равнодушен к любовным страстям. Из-за этого друзья дали ему прозвище Архимандрит. Павел женился в возрасте Христа, в 33 года. Его избранницей стала Вера Мамонтова, двоюродная сестра Саввы Мамонтова.

Павел Михайлович Третьяков

Невеста не отличалась привлекательной внешностью, но была умна, образована, любила искусство. Однако она интересовалась не живописью, а музыкой. В те времена многие браки заключались по расчету, брак Третьякова и Мамонтовой основывался на любви. Супруги прожили вместе много лет в любви и согласии, они не разлучались никогда. Вместе посещали концерты, вели хозяйство. Если кто-то из них уезжал, то супруги обменивались нежными письмами, подтверждением искренности чувств.

Павел Михайлович Третьяков

Умер Павел Третьяков 4 декабря 1898 года. В своем последнем обращении к детям он пожелал им здоровья и наказал беречь галерею. Жена пережила мужа всего на три месяца, ее похоронили рядом с любимым Павлом. Местом упокоения Павла Третьякова стало Даниловское кладбище, рядом с могилой брата Сергея. В 1948 году братья Третьяковы были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Память

Память об этом выдающемся человеке живет в названии улиц российских городов, на острове Новая земля его именем назвали ледник. Памятник известному меценату установили прямо возле здания галереи.

Павел Михайлович Третьяков

Памятник Павлу Третьякову

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Государственная Третьяковская галерея

О таких людях, как П.М. Третьяков, трудно говорить. Трудно, потому что все слова, применимые к нему, кажутся слишком простыми, банальными, неспособными передать всю глубину его личности и широту его мышления. Таких людей встретить – большое счастье. Но и знать о них – тоже счастье не меньшее.

Многие связывают имя Третьякова только с созданной им галереей. Но это был человек широкой души: он принимал активное участие в деятельности Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, много делал для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и в учебном процессе, в строительстве и ремонте зданий. Он помогал И.В. Цветаеву в создании Музея изящных искусств (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Невозможно перечислить всех благотворительных дел П.М. Третьякова. Это были многочисленные пожертвования на нужды бедных, стипендии, помощь деятелям науки и искусства. Например, он оказал материальную помощь экпедиции Н.Н. Миклухо-Маклая.


И. Репин "Портрет П.М. Третьякова"

Но в данной статье мы будем говорить о созданной им галерее, которая носит его имя.

Как все начиналось

Как видим, художественная галерея создавалась Третьяковым фактически с нуля.

Художественный вкус П.М. Третьякова


Павел Михайлович Третьяков


Важное место в собрании Третьякова занимали портреты. К концу 1860-х годов он задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников. Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Например, Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева; И.Н. Крамской – портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.

История создания И. Крамским портрета Л.Н. Толстого


И. Крамской "Портрет Л.Н. Толстого"

Так был создан этот портрет Толстого. Крамскому удалось сломить нравственное сопротивление Толстого и открыть дорогу к Толстому многим художникам. Но Крамского убедил в необходимости этого портрета П.М. Третьяков.

Дальнейшее развитие галереи


И. Крамской "Портрет П.М. Третьякова"


И. Крамской "Христос в пустыне"


М. Нестеров "Видение отроку Варфоломею"

Вновь расширяются экспозиционные площади, и в 1892 году прибавляется еще 6 залов. В этом же году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве.

Передача галереи в дар Москве

Семья Третьяковых


Семья П.М. Третьякова. Слева направо: Вера, Иван, Вера Николаевна, Михаил, Мария, Мария Ивановна, Павел Михайлович, Александра, Любовь. 1884


Сергей Михайлович Третьяков

Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т.п.). Была еще и благотворительная деятельность, о которой мы упоминали выше, а также участие в деятельности Православного миссионерского общества, он занимался попечительством о бедных, состоял членом Коммерческого суда, был членом разных обществ – художественных, благотворительных, коммерческих. По его завещанию большие суммы денег были выделены на содержание галереи, на Арнольдовское училище, на различные стипендии и др.

Современная Третьяковская галерея


Памятник П.М. Третьякову возле здания галереи


М. Врубель "Принцесса Греза"

Но обновленная экспозиция в здании в Лаврушинском переулке из-за недостаточности площадей была доведена лишь до авангардистских течений начала XX века, как они сложились к 1917 году. Искусство XX века разделили на два корпуса в здании Галереи, расположенном на Крымском Валу, там создана экспозицию искусства XX века, от авангарда до новейших течений. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П.М. Третьякова, на Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, построенная по историко-хронологическому и монографическому принципам.


Здание Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу

С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Третьяковская галерея ведет большую публикационную и популяризаторскую работу: издаются книги, альбомы, другая печатная продукция. В Галерее работает детская студия. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М. Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих Третьяковской галерее благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе в приобретении произведений искусства.


Экспозиция "Искусство XX века" на Крымском Валу

Читайте также: