Сообщение о творчестве художников чарушина и ватагина

Обновлено: 02.07.2024

11 ноября 1901 года родился советский график и иллюстратор, скульптор и писатель Евгений Иванович Чарушин .

Чарушин родился в Вятке, в семье архитектора; рисовать он полюбил с раннего детства. После окончания школы Евгений был призван в Красную Армию, где работал помощником декоратора при штабе Армии Восточного фронта.

В 1922 году вернулся домой, некоторое время проучился в декоративных мастерских Вятского губернского военкомата, затем переехал в Петербург. Там он закончил живописный факультет ВХУТЕИНа, а свое художественное мастерство совершенствовал в Мастерской пространственного реализма М.В.Матюшина.

С 1927 года Евгений Чарушин начал работать с Детским отделом Госиздата, где в то время художественным редактором был реформатор детской книги Владимир Лебедев .

Всего он оформил несколько десятков книг для детей, включая и собственные рассказы. Книги с рисунками Евгения Чарушина выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии и других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров.

Помимо иллюстрирования, художник делал эстампы, работал с фарфоровой пластикой, скульптурой, создавал росписи для фарфоровой посуды.

Детские и юношеские годы Евгения Ивановича Чарушина, начало творческого пути художника, выход первых детских книг о животных с иллюстрациями. Характеристика анималистического искусства Е. Чарушина, основные объекты его работ и художественные приемы.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.05.2015
Размер файла 26,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

чарушин художественный анималистический иллюстрация

Когда на страницах одной книги встречаются два удивительных выдумщика - писатель и художник - происходит чудо. Почти у каждой книжки для детей два автора. Один из них писатель, другой - художник. Когда называют знакомую с детства книгу, мы прежде всего вспоминаем милые, смешные, затейливые рисунки, а потом текст. В книгах для маленьких много картинок, которые подробно передают содержание книги.

Художники немало трудятся, чтобы книги были ещё интереснее, чтобы нам хотелось дочитать их до конца, чтобы мы не только читали о жизни героев, но и видели этих героев перед собой. Художники стараются сделать так, чтобы рисунки раскрывали содержание книги и сами по себе были понятны с первого взгляда и привлекательны.

На первой странице книги кроме фамилии автора, названия книги мы найдём и фамилию художника. Каждый художник рисует по-своему, один любит изображать зверей, птиц, другой рисует леса, горы, третий - только детей.

Самых известных художников - иллюстраторов детских книг большинство ребят знают. И тот, кто внимательно читает книги и рассматривает иллюстрации к ним - может быстро узнать, чей это рисунок и какой художник его нарисовал.

Художник Евгений Иванович Чарушин не только рисовал, но и сам писал книги о животных. Он иллюстрировал книги известных писателей: Маршака, Бианки, Чуковского, Пришвина. Он приучился с детства понимать животных и птиц. Чарушин создал много хороших познавательных зоологических книг, немало иллюстраций на сказочные темы. Владея огромным материалом наблюдений, он с зоркостью большого художника и с чуткостью человека тонкой души глубоко проник в мир животных и передал любовь к братьям нашим меньшим [3].

Чарушин Е. И. (1901 - 1965) - один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

1. Биография Евгения Ивановича Чарушина

1.1 Детские годы Е.И. Чарушина

Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк - кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица - чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка[5].

1.2 Начало творческого пути Е.И. Чарушина

1.3 Чарушин - писатель

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.

На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы[6]. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству.

Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости.

Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

2. Анималистическое искусство Евгения Ивановича Чарушина

2.1 Чарушин - психолог

Только он, взрослый, целенаправленно организуя окружающий предметный мир ребенка, раскроет в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевит эту окружающую среду, сделает ее для малыша понятной и доступной.

В последние десятилетия некоторые отечественные и зарубежные психологи по-новому интерпретируют раннее и дошкольное детство. Считается, что ребенок не пассивный созерцатель мира, а наоборот, его активный участник.

2.2 Чарушин - художник

2.3 Чарушин - педагог

С той поры прошли годы. Однако художественный дар волшебника слова и графики, замечательного педагога и по сей день зрим и для детей, и для взрослых.

Сколько книг написано о природе! А сколько писателей бралось за карандаш, чтобы изобразить своих героев: медведей, волков и прочую живность! Но книги Евгения Ивановича Чарушина всё-таки невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны.

Чарушин-художник отличается душевностью, теплотой чувств, человечностью. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.

Кого любил рисовать Чарушин?

Больше всего он любил изображать молодых животных-детёнышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, осязаем его тепло.

Почему любил крупный план? В изображении своих героев художник часто прибегал к крупным планам, чтобы читатель мог рассмотреть их характерные черты, ведь своего героя художник рисовал максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог[11].

Что делают герои-животные? Это не вообще звери - лиса, волк, тигр, сова, гусь, олень, собака, кошка. Это их индивидуализированные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно выпукло. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котёнок Тюпа готовится к нападению…

С неистощимой энергией Чарушин иллюстрировал произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирёва - писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.

Список используемой литературы

1. Белахова, М. Писатель Чарушин [Текст] / М. Белахова // Детская литература.

2. Габбе, Т. Евгений Чарушин [Текст] / Т. Габбе // Литературная газета. - 1940. - № 5.

4. Девишев, А. Иллюстраторы в зоологической детской книге [Текст] / А.

Девишев // Детская литература. - 1935. - № 6. 5. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. -- Л.: Художник РСФСР, 1980. -- С. 153.

6. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина [Текст]. -- М.: Сов. художник, 1983.

7. Лосев, А. Доброе сердце художника [Текст] / А. Лосев // Нева. - 1965. - № 10.

8. Павлова, Л. Анималистическое искусство Е. Чарушина: методический материал [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7. - С.82-90.

10.Чарушин, Е. И. Мой метод рисования с детьми [Текст] / Е. И. Чарушин // Дошкольное воспитание. - 1943. - № 2.

11.Чарушин, Е. Почему я стал художником [Текст] / Е. Чарушин // Костер. - 1946. - № 4.

12. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. -- М.: Книга, 1987.

Подобные документы

Сущность анималистического жанра, принципы и основные сюжеты полотен этого направления. Описание живописи и жизненного пути Кристофа Дрочона, Сони Рэйд, Дэна Амико, Николая Кондакова, Флёрова Константина, Евгения Чарушина, Василия Алексеевича Ватагина.

контрольная работа [1,0 M], добавлен 23.01.2014

Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования. Начало творческого пути. Лейпцигский период, школа святого Фомы. Артистическая и творческая деятельность. Дети Иоганна Себастьяна. последние произведения, характеристика творчества.

реферат [46,0 K], добавлен 10.11.2010

Детство и юность художника, начало творческого пути. Работа над картинами. Обзор творчества Сурикова, работа над рядом картин, их характеристика и роль применяемых им выразительных средств. Заграничная поездка художника, последние годы его жизни.

курсовая работа [52,8 K], добавлен 15.02.2011

Исследование жизненного пути и творчества хореографа и балетмейстера Евгения Панфилова. Анализ особенностей развития движения современного танца в России. Обзор его деятельности художественным руководителем театра. Описания балетных постановок и наград.

курсовая работа [35,1 K], добавлен 10.12.2012

Детские и юношеские годы Семена Николаевича Виноградова - народного художника Удмуртской Республики, его творческая и научная деятельность. Особенности образной ткани картин живописца, изображающего народные обычаи и бытовые сюжеты из жизни удмуртов.

Евгений Чарушин – советский иллюстратор-анималист, детский писатель и скульптор. Сын Вятского архитектора И.А. Чарушина.

Жизнь Евгения Чарушина не была очень долгой, но он успел оставить после себя богатое наследие – любимые многими поколениями детские книги, проиллюстрированные им самим. Он был одним из тех творцов, кто во взгляде на мир сохранил детскую непосредственность, простую и понятную любовь ко всему окружающему. Его доброе и человечное искусство радует ребят и по сей день, учит их бережно относиться к созданиям природы – зверям и птицам.

Детство

Евгений Иванович родился 29 октября 1901 года в городе Вятка (ныне Киров) в семье губернского архитектора И. А. Чарушина. Мальчик был долгожданным сыном, поэтому его детские шалости всегда оставались безнаказанными, вызывая лишь чувство умиления у родителей и старших сестер. Через шесть лет в семье родился еще один ребенок – Владимир, но Женя так и остался любимчиком и баловнем.

Семейство было обеспеченным, и детские годы будущего анималиста прошли в достатке. В доме царила теплая атмосфера любви и творчества. Отец, построивший в Вятской губернии более 500 зданий различного назначения, занимал в обществе солидное положение и мог позволить семье жить в большом доме. В их жилище было много книг, клеток с певчими птичками и аквариумы с рыбками, а на подворье содержались охотничьи собаки и лошади. Мама Евгения в молодые годы слыла искусной наездницей, но из-за травмы ей пришлось оставить любимое занятие. Родив детей, она посвятила себя заботе о них и уходу за садовыми и оранжерейными растениями.

Евгений Иванович Чарушин

С 6 лет мальчик обучался в Вятском коммерческом училище, где делался упор на художественное образование. Будущий художник и здесь проявил себя отъявленным шалунишкой, но его природное обаяние и успехи в учебе заставляли прощать ему все. И даже когда они с ребятами учинили подрыв печки, руководство учебного заведения закрыло на это глаза. Разумеется, тот факт, что отец Жени в тот момент строил новые корпуса училища, сыграл решающую роль.

Получив среднее образование, Чарушин мобилизовался и попал в 3-ю армию Восточного фронта, где работал художником-оформителем политотдела.

Евгений Иванович Чарушин

В 1922 году парень поступил в Петроградскую академию художеств, где на тот момент уже учился Юра Васнецов.

Противник системы, ненавистник канонов Евгений считал, что престижная кузница живописцев не дала ему почти ничего. Гораздо большую пользу он извлек из посещений зоопарка, где рисовал зверушек с натуры. Окончив академию, Чарушин какое-то время подрабатывал, оформляя вывески для нэповских торговцев.

Творчество

Чаще всего Чарушин работал в любимой технике – литография. Изображение окружающей среды, в которой находились зверушки, иллюстратором игнорировалось. Уж таков был почерк знаменитого художника – он всегда противился стандартным приемам.

Евгений Иванович Чарушин

Евгений Иванович Чарушин

Сочиняя прозу, художник часто отклонялся от литературного языка и принятых стилистических канонов, используя жаргонизмы и вульгаризмы. Его произведения будто не придуманы, а пережиты самим автором. Евгений Иванович не изображал животный мир похожим на мир двуногих, отвергая такой прием, как антропоморфизм.

Каждое живое существо художник представлял загадкой, передавая таинственность отсутствием четких очертаний и несколько размытым изображением. Штрихи и пятна без контура – своеобразная манера Чарушина, эдакий анималистический импрессионизм.

И.А.Ефремов. Лезвие бритвы

Василий Алексеевич Ватагин (01.01.1884, Москва — 31.05.1969, там же) — российский график, скульптор, один из лучших художников-анималистов XX века. Основоположник московской анималистической школы, народный художник РСФСР (1957), профессор (с 1965). Автор многочисленных книжных иллюстраций и станковых произведений…

Весь этот огромный запас впечатлений и наблюдений был нужен художнику и для работы над книжными иллюстрациями.

Занимался Василий Алексеевич и парковой скульптурой. В 1931-1932 гг. он оформил вход на новую территорию Московского зоопарка. В 1935 году вылепил (за 12 дней!) три фигуры львов для одного из крымских санаториев.

Творческое наследие Василия Ватагина огромно, и неслучайно многие художники-анималисты именно его считают своим Учителем.

1. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В.Глоцер. — М.: Книга, 1987. — С. 290.

3. Комаров А. Рассказы старого лешего. — М.: Армада, 1988. — С. 15.

4. Ватагин В. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999. — С. 10.

5. Там же. — С. 9.

6. Там же. — С. 11.

8. Мензбир Михаил Александрович (1855-1935), выдающийся русский учёный, зоолог, анатом, орнитолог, систематик, эволюционист и зоогеограф.

9. Ватагин В. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999. — С. 12.

10. Там же. — С. 18.

11. Там же. — С. 27.

13. Ватагин В. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999. — С. 121-124.

14. Там же. — С. 108.

15. Цит. по изд.: Воронова О. Ватагин и его звери // Детская литература. — 1969. — № 10. — С. 76.

16. Ватагин В. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999. — С. 5.

18. Комаров А. Рассказы старого лешего. — М.: Армада, 1988. — С. 101.

20. Есаулов В. Путь художника // Юный натуралист. — 1977. — № 4. — С. 44.

21. Ватагин В. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999. — С. 68.

22. Кнебель Иосиф Николаевич (1854-1926), российский издатель, книгопродавец, общественный деятель. Для работы в издательстве привлекал лучших художников своего времени. Книги его издательства отличались высоким полиграфическим уровнем.

23. Ватагин В. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999. — С. 117.

Читайте также: