Сообщение о трудовых песнях дубинушка и эй ухнем

Обновлено: 18.05.2024

• Трудовые песни - самая обширная группа народно-песенного творчества, которая включает как песни о труде, так и песни и припевки, исполнявшиеся непосредственно в процессе трудовой деятельности.

• Говоря о трудовых песнях, надо иметь в виду, что почти все народно- песенное творчество, так или иначе, отражало различные виды трудовой деятельности. О труде говорится в колыбельных и детских песнях, балладах и былинах (ратный труд), лирических, хороводных и игровых песнях, частушках и многих других жанрах песенного фольклора.

• Настоящий раздел посвящен песням, сопровождавшим трудовые промыслы.

• Пение в процессе трудовой деятельности одновременно выполняло две функции: с одной стороны организовывало, направляло и корректировало работу артели, с другой - отвлекало от осознания физической усталости, развлекало и в этом плане облегчало труд.

• Лесосплавный промысел. Этот вид наемного труда получил развитие в середине XIX века и включал такие виды работ, как сборка и разборка плотов, погрузка и разгрузка самосплавных судов (белян); снятие плотов с мели, сопровождение плотов во время сплава леса, подтягивание бревен к берегу реки, торможение слишком быстрого хода плота при большом течении реки и другие. Работа эта была не только трудной, но и опасной. Лесосплавщики пели те же песни, что и бурлаки, некоторое отличие можно увидеть в том, что работа с лесом требовала более значительных по силе, но менее продолжительных трудовых усилий, резких и точных движений. Отсюда продолжительные трудовые песни, удобные для монотонной и однообразной ходьбы у бурлаков, уступили место коротким призывным припевкам, четко организующим рабочие движения. Множество таких трудовых припевок записал исследователь трудовых песен и припевок А.А. Банин в бассейнах рек Волги и Ветлуги.




• С точки зрения социально-бытового назначения, трудовые песни имеют общий признак - они исполняются во время работы, этим определяется их организующая функция.

• В трудовых песнях встречается строфическая форма, которая более всего характерна для лирических, хороводных и других песен. Ее проникновение в жанр трудовых песен говорит о глубокой взаимосвязи песенного фольклора.

• Специфическими средствами музыкальной выразительности трудовых песен являются: ходы в мелодии на кварту, квинту и сексту, пунктирный и синкопированный ритм, регулярно-акцентный метр (двухдольный); четкая и ясная структура песни.

• Трудовые песни - самая обширная группа народно-песенного творчества, которая включает как песни о труде, так и песни и припевки, исполнявшиеся непосредственно в процессе трудовой деятельности.

• Говоря о трудовых песнях, надо иметь в виду, что почти все народно- песенное творчество, так или иначе, отражало различные виды трудовой деятельности. О труде говорится в колыбельных и детских песнях, балладах и былинах (ратный труд), лирических, хороводных и игровых песнях, частушках и многих других жанрах песенного фольклора.

• Настоящий раздел посвящен песням, сопровождавшим трудовые промыслы.

• Пение в процессе трудовой деятельности одновременно выполняло две функции: с одной стороны организовывало, направляло и корректировало работу артели, с другой - отвлекало от осознания физической усталости, развлекало и в этом плане облегчало труд.

• Лесосплавный промысел. Этот вид наемного труда получил развитие в середине XIX века и включал такие виды работ, как сборка и разборка плотов, погрузка и разгрузка самосплавных судов (белян); снятие плотов с мели, сопровождение плотов во время сплава леса, подтягивание бревен к берегу реки, торможение слишком быстрого хода плота при большом течении реки и другие. Работа эта была не только трудной, но и опасной. Лесосплавщики пели те же песни, что и бурлаки, некоторое отличие можно увидеть в том, что работа с лесом требовала более значительных по силе, но менее продолжительных трудовых усилий, резких и точных движений. Отсюда продолжительные трудовые песни, удобные для монотонной и однообразной ходьбы у бурлаков, уступили место коротким призывным припевкам, четко организующим рабочие движения. Множество таких трудовых припевок записал исследователь трудовых песен и припевок А.А. Банин в бассейнах рек Волги и Ветлуги.

• С точки зрения социально-бытового назначения, трудовые песни имеют общий признак - они исполняются во время работы, этим определяется их организующая функция.

• В трудовых песнях встречается строфическая форма, которая более всего характерна для лирических, хороводных и других песен. Ее проникновение в жанр трудовых песен говорит о глубокой взаимосвязи песенного фольклора.

• Специфическими средствами музыкальной выразительности трудовых песен являются: ходы в мелодии на кварту, квинту и сексту, пунктирный и синкопированный ритм, регулярно-акцентный метр (двухдольный); четкая и ясная структура песни.

Второй великой русской народной песней является "Дубинушка". Её использовали бурлаки,но народ взял её из старой песни, которую пели корчеватели леса."Дубинушка" - это дерево, которому подрубали корни и тянули, чтоб упало (само пошло). Песня задавала ритм,как и сейчас есть песни походные,военные для создания ритма движения. Много раз эту песню пел Федор Иванович Шаляпин.

(Жаль, что в годы Шаляпина не было современной техники звукозаписи).

Песня звучит широко, объемно, набатом, чувствуется огромная сила русского человека, сила русского духа. богатырский голос Шаляпина звучит и переливается громовыми раскатами, как-будто резкий нром бежит от тучи к туче. А хор расширяет границы воздействия шаляпинского баса, словно поет русская дружина во главе с своим предводителем.Песня была любима многими слоями российского общества, в основном, бедными слоями.

Вот как он сам пишет об исполнении "Дубинушки" (Ф.Шаляпин ,"Душа и маска"). " В течение концерта, в перерывах между песнями кричали мне". спеть разные песни,но их Шаляпин плохо знал." Я знал, что существует рабочая песня "Дубинушка", что поется она в сопровождении хора и что только куплеты поет солист. И я сказал, что знаю "Дубинушку", могу её спеть, если её вы мне подтянете.Снова вавилонское "ура!", и я запел:

Много песен слыхал на родной стороне

Не про радость - про горе в них пели,

Но из песен всех тех в память врезалась мне,

-Эта песня рабочей артели.

-Эй,дубинушка,ухнем!- подхватили 5000 голосов. Я будто оторвался от земли.Я не знаю, что звучало в этой песне-революция или пламенный призыв к бодрости, прославление труда, человеческого счастья и свободы.Не знаю. Я в экстазе только пел , а что последует за этим -рай или ад- я не думал. конца гнета я желал, а свободу я любил тогда,как люблю теперь."

В предреволюционные годы 20 столетия эту песню считали революционной, поэтому Шаляпин и говорил, что не знает ,куда попадет -в рай или ад- после её исполнения на концерте в киевском цирке, где присутствовали полицейские чины.

Народные песни с этими распространенными припевами послужили основой для создания В. И. Богдановым и А. А. Ольхиным общеизвестных ныне литературных песен (см. ниже)

Припевы из этих песен лесорубов перешли затем в песни бурлаков (тех же крестьян, занявшихся отходным промыслом), тянущих суда по рекам против течения.

Как правило, песни пелась для синхронизации и координации сил бурлацкой артели в один из самых напряженных моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря. Указывают, что когда расшива загружалась камнем, случались моменты, когда осадка судна увеличивалась и судно плотно садилось на дно. Тогда бурлаки срубали огромную сосну, стаскивали её в реку Волгу и цепью к ней привязывали расшиву. Именно об этом моменте и поётся в песне. Ветки огромной сосны распирались быстрым течением и сосна стаскивала расшиву с мелководья.

Песни продолжали использоваться и в строительстве, вообще, при любом тяжелом физическом труде.

Исполнение Фёдора Шаляпина приобрело популярность в первые годы XX века, включая эпоху революции 1905—1907 гг.

dubinushka_03

Автор статьи: Сергей Курий
октябрь 2016 г.

Читайте также: