Сообщение о трудовых песнях 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: музыкальный центр, диск с песнями, фортепиано, синтезатор, компьютер, медиапроектор, презентация по теме урока.

Послушайте песню “Русская изба” в исполнении Марии Пахоменко.

Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с музыкой и другим жанром искусства.

– А вот о чем же поётся в только что прозвучавшей песне?

– Песню “Русская изба” сочинил композитор Евгений Николаевич Птичкин на слова поэта Михаила Пляцковского .( Слайд 2,3)

3. Работа над песней “Русская изба”.

– К какому песенному жанру относится эта песня? ( В песне "Русская изба" Е. Птичкина обратить внимание на содержание песни, посвященная труду далеких предков.) Слайды 4, 5 ,6

4. Развитие темы.

Сегодня мы познакомимся еще с одной песней, а к какому жанру относится эта песня, я думаю, вы мне скажете сами.

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении Ф. И. Шаляпина.

– О чем рассказала эта русская народная песня?

– Когда исполняли такие песни?

– К какому жанру относится эта песня? (Трудовая песня).

Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях.

– Как вы думаете, зачем русский народ слагал трудовые песни? (Чтобы облегчить свою тяжелую работу).

Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной.

– Посмотрите на картину замечательного русского художника Ильи Ефимовича Репина. Слайд 7

– Как называется эта картина? (“Бурлаки на Волге”).

– Чем занимались бурлаки?

– Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде?

Анализ картины. (На картине И. Репина показано, с каким огромным физическим напряжением тянут бурлаки тяжелую баржу).

Звучит русская народная песня “Эй, ухнем” (фрагмент) .

– Какое впечатление на вас оказала эта песня?

– Какие слова часто повторяются в ней? (Часто встречаются такие восклицания и слова как “Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”).

– Как вы думаете, почему? (В песне подчеркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения).

– Что музыка изображает? (Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков).

Вывод. Немало трудовых песен было сложено среди бурлаков. Ранней весной, как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями и тянули баржи по Волге и другим большим рекам. Свой тяжелый труд они сопровождали песнями.

– Прозвучала русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении великого русского певца. Знаком ли он вам?

Ф. И. Шаляпин – великий русский певец, актер, художник. Родился в 1873 г. на Волге. Ф.И. Шаляпин хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские народные песни. Его жизнь в театре началась с 12 лет.

Ф. И. Шаляпин в 1890 г. приезжал в Уфу и пел на уфимской сцене.

Концертный зал (где он выступал) Уфимской государственной академии искусств (УГАИ) имени Загира Исмагилова носит имя Ф. И. Шаляпина.

Первая в России мемориальная доска, увековечивающая память Ф. Шаляпина, тоже была установлена на фасаде здания УГАИ в 1967 году. Инициатором этого события выступил известный в республике певец и художник Борис Торик. Слайд 11.

Начиная с 1991 года в Башкирском государственном театре оперы и балета проводится фестиваль оперного искусства “Шаляпинские вечера в Уфе”. Слайды 12, 13.

В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета выступали певцы Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Мария Биешу, солисты Большого и Мариинского театров, ведущие солисты из оперных театров Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Перми и других городов России. Слайд 14.

Выступали известные басы, лауреаты международных конкурсов – братья Аскар и Ильдар Абдразаковы. Слайды 15, 16.

В 2008 году, в честь празднования 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России Академии искусств был торжественно открыт памятник Ф. И. Шаляпину. Слайды 17,18.

В репертуаре Ф. И. Шаляпина было много трудовых песен. Песня “Эй, ухнем!” рассказывала о тяжелом труде. А картина художницы Татьяны Яблонской “Хлеб” о чем рассказывает? Слайд 19.

– Когда происходят изображенные на картине события – до революции или в наши дни?

– Музыкой какого характера можно было озвучить эту картину?

– Как художник передает настроение картины? (Яркие краски, радостные лица женщин, воспевается радость труда).

Сопоставьте эту яркую красочную картину изображающую сбор урожая, с песней И.О. Дунаевского “Урожайная” из к/ф “Кубанские казаки”. Слайд 20.

– О чем эта песня? (О труде, воспевается радость труда).

– Какого она характера? (Эта бодрая песня, быстрая, живая, веселая, задорная).

– Кто исполнил эту песню? (Смешанный хор в сопровождений симфонического оркестра).

– Труд всегда сопровождает человека на протяжении всей жизни. Вот почему к теме труда обращаются часто композиторы, художники, хореографы?

– Что такое хореография?

А сейчас мы с вами посмотрим танец, а потом поговорим, о чем рассказал вам этот танец.

Просмотр танца “Косари” можно получить у автора статьи.

– Какой ансамбль исполнил этот танец? (Государственный ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова). Слайд 21.

– О чём рассказал вам танец, который исполняла мужская группа ансамбля?

– Как бы вы назвали этот танец?

Замечательный танец “Косари” связан с образом жизни и трудовой деятельностью народа.

– Какие трудовые движения вы узнали в танце?

Танец “Косари” изображает сенокосную пору, трудовой процесс косьбы и сбора сена. А после работы начинаются зажигательные танцы.

Танец “Косари” – слушание. Учитель показывает несложные танцевальные движения, дети участвуют в исполнении.

– Что общего в песне И. Дунаевского “Урожайная” и в танце Ф. Гаскарова “Косари”? (В этих произведениях воспевается труд, который приносит людям радость).

5. Закрепление . Обобщение. Исполнение русской народной песни “Я на камушке сижу” .

Я на камушке сижу,
И топор в руках держу,

Ой ли, ой люли,
Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу,
И все колышки тешу,
Ой ли, ой люли,
Я все колышки тешу.

Я все колышки тешу,
Изгородь горожу,
Ой ли, ой люли,
Изгородь горожу.

Изгородь горожу,
Я капусту сажу,
Ой ли, ой люли,
Я капусту сажу.

Я капусту сажу,
Да все беленькую
Ой ли, ой люли,
Да все беленькую.
Да все беленькую,
Да кочаненькую,
Ой ли, ой люли,
Да кочаненькую.

У кого капусты нету,
Прошу к нам в огород,
Ой ли, Ой люли,
Прошу к нам в огород.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Древнейшая песнь Материнства"

Конспект урока музыки с презентацией в 3 классе. Можно использовать для проведения классного часа ,посвященному ДнюМатери.


Конспект урока по теме "Учимся быть самостоятельными" 1 класс ОС "Школа 2100" ФГОС

Конспект урока по окружающему миру с презентацией.


Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. По теме: Колыбельные песни.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Если хочешь быть здоров. Режим дня" в школе II вида.

Интересный вариант проведения урока по теме "Режим дня".


Данный урок построен в форме Конкурса внимательных и находчивых по правилам дорожного движения.

Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс. Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой, служили сигналом к объединению усилий, началу или завершению определенного трудового процесса.

Различия в видах трудовой деятельности, требовавших концентрации усилий большой группы людей, привели к появлению разных типов трудовых песен, различных по ритму, содержанию, структуре.

Пение таких песен давало возможность одновременно напрягать силы, выполняя тяжкую коллективную работу. То же назначение — объединить силы работающих в едином движении, в одновременном напряжении мускулов и энергии — имели песни рабочих на лесоразработках и лесосплавах.

Назначение этих песен — быть сигналами для одновременности движений многих работающих— и отнесение каждой песни к отдельному движению привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой припевки. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной.

Примеры названий трудовых песен:

  • Дубинушка (Эх, ухнем!)
  • Бурлацкая
  • Урожайная ( авторская, не относится к фольклору)

Трудовые песни - тексты, примеры

Наша барка на мель села,
Эй, ребята, берись смело,
Подернем, подернем, эй!
Раз, два, эй! Еще раз, эй!
Еще! Эй! Раз! Взяли!

И-эх-ма, бра-атцы, дюжо жарко!
И-эх! Никому-то нас не жалко!
О-ой, дубинушка, У-ухнем!
Ой-е-ей, ой-е-ей,
Дует ветер верховой!
Мы идём-о-ом босы, голодны,
Каменьс-о-ом ноги порваны.
Ты подда-а-ай, Микола, помочи,
Доведи-и-и, Микола, до ночи!
Эй, ухнем! Да ой, ухнем!
Ша-агай крепче, друже,
Ло-ожись в лямку тз'же!
Ой-ой, оё-ёй. .

Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Ещё разик ещё да раз!
Разовьём мы берёзу,
Разовьём мы кудряву!
Ай-да, да ай-да, разовьём!
Ай-да, да ай-да, кудряву!
Эй, ухнем! Эй, ухнем!
Еще разик, ещё да раз!

Ай, ребята, навалися, раз!
Пожалуйста, согласися, раз!
Ай, не шла, да пошла, раз!
Вот ещё навалися, раз!
Наша ходка идёт, раз!
Подаётся наперёд, раз!
Вот ещё навалися, раз!
Ай, немного остаётся, раз!

Тащим балку по леску,
Подаётся по вершку.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик еще!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!

Тащим балку по воде,
Подаётся по версте.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!

Вы тяните подружней
Запевайте веселей.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!

Мы идём босы, голодны!
Ты подай, Никола, помочи!
Доведи, Никола, до ночи!
Эй, ухнем, да ухнем!
Ещё разик, да ещё раз!
Шагай крепче, друже,
Ложись в лямку туже!

Матушка Волга,
Широка и долга.
Припев:
Она укачала,
Она уваляла,
Нашей силы,
Силушки не стало!

Матушка Унжа
Тебя нету уже.
Припев:

Матушка Клязьма,
Ты узка и грязна.
Припев:

Матушка Кама,
Ты течешь не прямо.
Припев

Как у тётушки Варвары
Петухи поют в амбаре.
Ой, дубинушка, ухнем!
Раззелёная, сама пойдёт,
Сама пойдёт, сама пойдёт,
Идёт сама.

Эх, ребятушки, сбирайтесь,
За дубинушку хватайтесь!
Ай, дубинушку мы ухнем!
За зелёную подёрнем,
Подёрнем, подёрнем,
Да ух!

Текст песни Дубинушка (трудовая)

Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость и горе мне пели,
Но одна из тех песен в память врезалась мне, —
Это песня рабочей артели.

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!

Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь,
Изобрел за машиной машину.
А наш русский мужик, коль работать невмочь,
Он затянет родную дубину.

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!

Но настала пора — и поднялся народ,
Разогнул он согбенную спину.
И стряхнул с плеч долой тяжкий гнёт вековой,
На врагов своих поднял дубину.

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!

Так иди же вперед ты, великий народ,
Позабудь свое горе-кручину
И в свободе святой гимном радостным пой
Дорогую родную дубину.

Эй, дубинушка, ухнем!
Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт!
Подернем, подернем
Да ухнем!

Текст песни Дубинушка ( Эх, ухнем!)

Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!

Разовьем мы березу,
Разовьем мы кудряву,
Ай да, да, ай да!
Ай да, да, ай да!
Разовьем мы кудряву.

Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!

Мы по бережку идем,
Песню солнышку поем,
Ай да, да, ай да!
Ай да, да, ай да!
Песню солнышку, поем!

Эй, ухнем, эй, ухнем!
Еще разик, еще раз!
Эй, ухнем, ей, ухнем!
Еще разик, еще раз!

Эх ты, Волга, мать-река,
Широка и глубока,
Ай да, да, ай да!
Ай да, да, ай да!
Широка и глубока!

Мы бьем первую залогу,
Просим Бога на подмогу.
Припев:
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет,
Сама пойдет!

Что ж ты, сваюшка, стала,
Аль на камушек попала?
Припев.
Как мы сваюшку затурим,
Сядем трубочки закурим.
Припев.
Эй, ребята, плохо дело,
На каменья свая села.
Припев.

Урожайная Слова: М. Исаковский

По реке, реке Кубани
За волной волна бежит (эх, волна бежит),
Золотистыми хлебами
Степь кубанская шумит.
Так решили мы недаром,
Хлеборобы-мастера:
Чтоб ломилися амбары
От кубанского добра.
Припев:
Убирай, убирай,
Да нагружай, нагружай,
Да выгружай – наступили сроки.
Эх, урожай наш, урожай,
Урожай высокий.

Мы работать в эти степи
Выходили до зари,
До зари-зари,
Чтоб росли на нашем хлебе
Силачи-богатыри.
Чтобы все девчата были
И пригожи и ловки.
Чтобы жарче нас любили
Молодые казаки.
Припев:

В песенной поэзии русские народные трудовые песни занимают сравнительно скромное место; другие жанры народной лирики значительно разнообразнее, сюжетно полноценнее и богаче их.




То же назначение — объединить силы работающих в едином движении, в одновременном напряжении мускулов и энергии — имели песни рабочих на лесоразработках и лесосплавах. Аналогичны трудовые песни, созданные рабочими других профессий. Выразительный образец подобных трудовых песен описал А. М. Горький. То же назначение — объединить силы работающих в едином движении, в одновременном напряжении мускулов и энергии — имели песни рабочих на лесоразработках и лесосплавах. Аналогичны трудовые песни, созданные рабочими других профессий. Выразительный образец подобных трудовых песен описал А. М. Горький.



И-эх-ма, бра-атцы, дюжо жарко! И-эх! Никому-то нас не жалко! О-ой, дубинушка, У-ухнем! И-эх-ма, бра-атцы, дюжо жарко! И-эх! Никому-то нас не жалко! О-ой, дубинушка, У-ухнем! Ой-е-ей, ой-е-ей, Дует ветер верховой! Мы идём-о-ом босы, голодны, Каменьс-о-ом ноги порваны. Ты подда-а-ай, Микола, помочи, Доведи-и-и, Микола, до ночи! Эй, ухнем! Да ой, ухнем! Ша-агай крепче, друже, Ло-ожись в лямку тз'же! Ой-ой, оё-ёй. .


Форма русских трудовых песен (т. е. песен, помогающих выполнить работу, включаемых в самый процесс труда, как его составной элемент) специфична. Назначение этих песен — быть сигналами для одновременности движений многих работающих— и отнесение каждой песни к отдельному движению привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой припевки. Форма русских трудовых песен (т. е. песен, помогающих выполнить работу, включаемых в самый процесс труда, как его составной элемент) специфична. Назначение этих песен — быть сигналами для одновременности движений многих работающих— и отнесение каждой песни к отдельному движению привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой припевки.



В некоторых случаях отдельные припевки связаны по содержанию друг с другом; но настоящего сюжетного развития, в котором бы четко обозначилась завязка действия, его развитие с кульминационным пунктом и развязкой, в трудовых песнях не было. Чаще песня-припевка имела совершенно самостоятельный характер и не была связана с другими, исполняемыми вместе с ней. В некоторых случаях отдельные припевки связаны по содержанию друг с другом; но настоящего сюжетного развития, в котором бы четко обозначилась завязка действия, его развитие с кульминационным пунктом и развязкой, в трудовых песнях не было. Чаще песня-припевка имела совершенно самостоятельный характер и не была связана с другими, исполняемыми вместе с ней. В трудовых песнях дается лишь констатация одного сюжетного положения, одного какого-либо момента упоминаемого происшествия.




Содержание и образы бурлацких, лесорубных и т. п. трудовых песен часто связаны с характером выполняемых работ и с отдельными моментами их. Но сводить образы и темы песен только к трудовому процессу невозможно. В трудовых песнях довольно часто встречаются темы и образы общественного быта, нередко акцентируются моменты сексуального порядка, что затрудняло запись и публикацию песен сплавщиков, лесорубов, бурлаков. Содержание и образы бурлацких, лесорубных и т. п. трудовых песен часто связаны с характером выполняемых работ и с отдельными моментами их. Но сводить образы и темы песен только к трудовому процессу невозможно. В трудовых песнях довольно часто встречаются темы и образы общественного быта, нередко акцентируются моменты сексуального порядка, что затрудняло запись и публикацию песен сплавщиков, лесорубов, бурлаков.


В песенной поэзии трудовые песни занимают сравнительно скромное место; другие жанры народной лирики значительно разнообразнее, сюжетно полноценнее и богаче их. В песенной поэзии трудовые песни занимают сравнительно скромное место; другие жанры народной лирики значительно разнообразнее, сюжетно полноценнее и богаче их.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Делу время, а потехе час

Описание презентации по отдельным слайдам:

Делу время, а потехе час

Делу время, а потехе час

Девиз сегодняшнего урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и.

Фольклор – устное народное творчество Былины Сказки Потешки Песни Заклички С.

Фольклор – устное народное творчество Былины Сказки Потешки Песни Заклички Считалки Небылицы Пословицы и поговорки

Трудовые песни- приговорки Плечами, грудью и спиной Тянул он баржу бечевой, П.

Плот – сооружение из бревен

Плот – сооружение из бревен

Карбас— парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера

Карбас— парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера

Жито - несмолотое зерно. Цеп- Ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинно.

Жито - несмолотое зерно. Цеп- Ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной деревянной ручки и прикрепленного к ней ремнем деревянного била

думать наблюдать замечать размышлять делать вывод ! ! ! !

думать наблюдать замечать размышлять делать вывод ! ! ! !

Страдная пора – период напряженной летней работы.

Страдная пора – период напряженной летней работы.

Урок понравился. Было много интересного. На уроке мне было скучно и не интер.

Урок понравился. Было много интересного. На уроке мне было скучно и не интересно.

Спасибо за урок, до новых встреч!

Спасибо за урок, до новых встреч!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 613 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.10.2019 227
  • PPTX 2.6 мбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гриценко Юлия Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: