Сообщение о традиционном обществе китая

Обновлено: 05.07.2024

Определённая географическая изолированность территорий Китая, обособленность от всего остального мира, обусловили формирование совершенно особого типа цивилизации. Культуру этой страны отличает ряд специфических черт, которые во многом определили развитие всех сторон жизни китайцев, сформировали их мировоззрение и получили своё выражение во всех видах художественной деятельности.

Попробую выделить наиболее важные из них:

Непрерывность развития культуры Китая , её консерватизм .

Противопоставление собственной цивилизации остальному миру, её замкнутость.

Так исторически сложилось, что развитие культуры в долине великой реки Хуанхэ, шло более быстрыми темпами, чем на приграничных к Китаю территориях. В то время, когда китайцы уже пользовались иероглифической письменностью, и в стране функционировала стройная иерархическая государственно-административная система, их соседи находились на более отсталой стадии общественно-экономического развития. Это обусловило особое отношение китайцев к себе, как к единственному в мире цивилизованному народу, окружённому дикарями.

Ритуалы и Установления.

Традиционное общественное устройство в Китае было жёстко структурированным, а взаимоотношения между государством и личностью, в идеале, должны были строиться подобно взаимоотношениям в семье. То есть, младшие обязаны были выражать безмерное почтение к старшим и беспрекословно подчинятся им.

Авторитет старших в Китае был непререкаемым. Китаец средних лет, в первую очередь, должен был обеспечить безбедное существование своим пожилым родителям, и только во вторую – проявлять заботу о собственных детях (которая, кстати, рассматривалась, как залог своей собственной благополучной старости).

Ориентация культуры на идеализируемое прошлое.

Холизм – представление о целостности и гармоничности мира.

В представлении Китайцев Вселенная, Космос и Мир – это модель абсолютной Гармонии и Порядка, которые отражаются во всех более мелких природных явлениях и где всё взаимосвязано и подчиняется определённой, установленной свыше логике. Любые явления Природы и её процессы обусловлены объективными причинами и являются проявлением Мирового Закона.

По мнению китайцев, менять что-либо в Мире и Природе, приспосабливая её к нуждам человека – своего рода преступление, нарушающее гармоническое равновесие природных сил. Это может иметь необратимые последствия для него самого – природа воздаст по заслугам страшными разрушительными катаклизмами.

Если понравилась статья, то поставьте лайк, подпишитесь и ждите продолжения. :)

А ещё по этой теме вы можете прочитать и другие публикации, которые постоянно пополняются:

Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.

Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль.

Центры социальной интеграции. Семья и клан. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и в реальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.

Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.

Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры.

Ассоциации и объединения. Важнейшую роль играли гильдии, поскольку до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Они делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся своим бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели.

Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла - "гуй" - считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов - "инь" и "ян". "Инь" означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух "гуй". "Ян" означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от "гуй". В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над всей вселенной возвышалось "тянь" - "небо", соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого время - начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 - пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Отвергнутое после образования республики, в 20 в. конфуцианство пришло к своему закату. Классические конфуцианские труды в перечне обязательной литературы для школ были перенесены с первого на второе или третье место. Даосизм как религия имел китайские корни, однако подвергся влиянию буддизма. Некоторые из даосских трудов, написанные с философским уклоном, имеют огромную интеллектуальную значимость. Даосизм также имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил в Китае широкое распространение, здесь были построены сотни буддийский храмов и монастырей с тысячами монахов. Мусульмане живут в Китае повсюду, в особенности в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 и начале 20 вв., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "КИТАЙ. ОБЩЕСТВО" в других словарях:

КИТАЙ — страна в Азии, официальное название Китайская Народная Республика. Китай. Столица Пекин. Население 1224, 0 млн. человек. Плотность населения 127 чел. на 1 кв. км. Соотношение городского и сельского населения 29% и 71%. Площадь 9 560 940 кв. км.… … Энциклопедия Кольера

Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия

Общество Красного Креста Китая — [1] основано в 1904 г. Члены добровольцы: 19,7 миллионов (2001 г.) Штат: 4,000 (2001 г.) Расходы: CHF 14 миллионов (2001) швейцарских франков. Содержание 1 Национальный контекст 2 Миссия … Википедия

Китай, Рон Б. — Китай, Рон Б. Дата рождения: 29 октября 1932(1932 10 29) Место рождения: Chagrin Falls, Огайо, США Дата смерти … Википедия

Общество голубых рубашек — (кит. 藍衣社), также известное как Общество практики Трёх Народных Принципов (кит. 三民主義力行社), Общество поддержки духа (кит. 勵志社) и китайское Общество Реконструкции (кит. 中華復興社), секретная клика в китайской националистической партии Гоминьдан.… … Википедия

КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия

Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия

Китай (страна) — У этого термина существуют и другие значения, см. Китай (значения). Карта Китая с обозначением основных регионов Китай (кит. трад. 中國 … Википедия

КИТАЙ. ИСТОРИЯ — Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не… … Энциклопедия Кольера

Китай тысячи лет не допускал к своей территории иностранных гостей, что позволило создать здесь особую атмосферу, жизнь и идеологию, которая была характерна исключительно для китайцев.

Общая характеристика культуры Китая

В меру возможности современных технологий и развития культуры, многие европейцы и американцы считают, что культурное развитие китайцев отстает от современного мира. Все из-за того, что Китай долго оставался закрытым для других народов и изолированным государством.

Традиционная культура Китая

Но, наверное, именно изоляция от мира и общего развития помогла сохранить здесь своеобразную культуру и поддерживать давние традиции в том виде, в котором они зарождались.

Чужестранцев не пускали сюда до 1949 года (кроме случаев, связанных с торговой сферой). После того, как допуск в страну получили другие страны, в Китае были запрещены некоторые традиции, решили вводить прогрессивные европейские виденья. Это внесло свой отпечаток на духовную культуру китайцев.

Только в 1980 гг. власти Китая начали осознавать, что такие действия далеко не положительно отражаются на развитии китайцев, внедренный прогресс мог вовсе погубить все культурное наследие и традиции, которые копились тысячами лет. С этого времени старые культурные традиции и идеологию начали опять пробуждать. Сегодня китайская культура – уникальное явление, в котором соединяются современный модерн и старые традиции.

Особенности китайской культуры

Если не говорить о каждой из сфер культуры, а характеризировать в общем, то получиться выделить такие особенности:

Наибольшее влияние на формирование их своеобразного менталитета, письменности и культуры сыграла замкнутая политика.

Традиционная культура Китая

Характерные черты и ценности культуры Китая

Китайская культура имеет свои ценности. Она формировалась под влиянием определенных религиозных, мифологических и философских знаний.

Самыми выраженными характерными чертами китайской культуры являются:

Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая

Древний Китай был страной, которая поразила своими изобретениями и их количеством. Уже тогда в Китае были одни из лучших астрономов в мире. Они умели определять дату солнечного и месячного затемнения. Они могли распознавать пятна на солнце и появление комет. Именно в Древнем мире китайцы стали изобретателями бумаги, компаса.

Еще в 3 тыс. до н.э. китайцы закладывают основы письменности и начинают пользоваться иероглифами. Особое внимание уделяется философским учениям. Одним из главных философов и ученых того времени стал Конфуций, который ввел конфуцианство – учение, главным заданием которого было достижение человеком совершенства и гармонии.

Особое внимание уделялось и образованию. Образованный человек до совершеннолетия должен постигнуть 6 главных наук: арифметику, музыку, вождение колесницы, письмо, стрельбу из лука, этикет. Дети должны в обязательном порядке знать и свою историю.

Уже в то время в Китае изготовляли одни из лучших шелковых тканей, начинали заниматься живописью, архитектурой, резьбой по дереву и камню.

Еще раз подчеркнем, что китайский взгляд на мир определяется очевидностью существования в нем основных законов, которым подчинено всё без исключения – природа, государство, отдельный человек, картина, дом и т.д.


Так, верх тела человека завершает голова, у стаи животных всегда есть вожак. Голова соотносится с органами тела так же, как император по отношению к подданным, начальник канцелярии – к своим подчиненным. И для китайцев было неоспоримым и базовым положение, что общество – это не равенство между всеми его членами, а абсолютная необходимость между ними иерархии.

В-третьих, скудость природных ресурсов при огромном демографическом давлении породила у древних китайцев убеждение в том, что существующих благ для всех не хватит, и для их распределения необходимы социальная иерархия и сильное государство. Существеннейшей чертой мировоззрения и психологии китайцев является признание неизбежности иерархии и неверие в способность общества строить свой быт без твердой направляющей руки.


Мнение императора – первого мудреца - считалось непререкаемым. Никто, даже брат императора, не мог говорить с ним иначе, как стоя на коленях. Почести воздавались предметах обихода правителя, высокие сановники падали ниц перед пустым троном.

Так, по преданиям, династия Ся (2 тыс. до н.э.) лишилась покровительства Небес из-за непочтительности последнего правителя Цзе, подпавшего под влияние беспутной наложницы. Недостойное поведение человека вызвало гнев Небес. Начались беспорядки, во время которых, тогда и впоследствии, новым императором мог стать любой китаец и даже не китаец – надо было взять штурмом столицу и захватить императорскую резиденцию. После этого он почитался всеми китайцами законным монархом. Неслучайно подавляющее большинство основателей империй и царств было из низов и, как правило, из военной среды; были императоры из бывших разбойников. Основатель династии Мин был сын крестьянина, бывший монах, предводитель восставших. И неслучайно восстания и мятежи были типичным явлением китайской истории. Свержение династий в результате восстаний рассматривалось как возмездие Неба за пренебрежение монарха народными нуждами. Так, в 588 г. потомок военного аристократического рода Ян Цзань, низверг своего императора, провозгласил императором себя, и с целью низложить последнего правителя независимого южного царства Чень и присоединить его к своему государству, распространил свыше 300000 (!) копий документа, разоблачавшего вымышленные преступления, тем самым делавшие правителя Чень недостойным Небесного Мандата, чем и вызвал народное восстание.

Были и другие примеры. В 655 г. императрицей была провозглашена У Чжао - наложница здравствующего императора, одна из самых интересных фигур китайской истории. Успех пришел к ней, когда эта женщина оклеветала действующую императрицу в кознях против супруга, добилась сначала ее изгнания, а позднее и смерти. Болезненный и слабохарактерный император влюбился в У Чжао, когда та была послушницей буддистского монастыря, вскоре его покинувшего по высочайшему разрешению. Пятьдесят лет, до самой своей смерти, У Чжао фактически правила всей империей, пережив при этом своего мужа на два десятилетия, низложив своего старшего сына-императора. В 690 г. в первый и в последний раз в истории Китая женщина официально получила императорскую власть. Под именем У Цзэтянь она основала новую династию, дав ей прославленное имя Чжоу.

Когда новый монарх приходил к власти, изменялись, помимо летосчисления, государственная и цветовая символика, переносилась столица, переименовывались местности, улицы, должности, обновлялись храмовые песнопения и танцы (ритуальные меры для поддержания сакрального авторитета правителя).


Авторитет ученых-чиновников в Китае присутствовал всегда, начиная с конца древнего периода. Престиж ученых был пропорционален авторитету Первому из них – Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Основной принцип модели чиновной иерархии (династия Тан) ее заключался в соединении власти и мудрости с целью обеспечить власти поддержку мудрости. Дело в том, что материальная, художественная, музыкальная культура Китая находилась в нерасторжимом генетическом родстве с государственностью и верховной властью, являлась частью политической культуры страны. Например, поэтический текст наделялся способностью учить представителей власти, справлять недостатки правления, укреплять социальный порядок. Знание как минимум азов стихосложения являлось нормативным качеством любого человека, претендующего на участие в управлении. В музыке видели главный способ реализации принципов государственного управления.

Государство с начала I тыс. н.э. обладало верховной собственностью на землю, выполняло функции управления экономикой (регулировала рыночные цены), являлось монополистом разработки недр, использования водоемов, производства важнейших предметов потребления и т.д., осуществляло жесткий контроль над обществом. С подданных, отбывавших и трудовую повинность, взимался налог в 1/10 урожая зерна и шелковой пряжей.

Источником рабства была также покупка и дарение наложниц, эти женщины покупались на законных основаниях и становились собственностью покупателя. Юридически рабами являлись также евнухи.

Покупали рабов землевладельцы, семьи, которым нужны были слуги, театральные труппы, владельцы публичных домов.

Первый свод писанных законов появился в Китае в 6 в. до н.э. В последующем появился общий свод законов империи, включавший в среднем 500 статей.

Закон – это не нечто богоданное, а практическое средство. Правитель вправе был по собственному усмотрению вводить и отменять любые законы. Он же окончательно утверждал смертные приговоры.

В Китае отсутствовала независимая судебная власть. До ХХ века не существовало понятия о сторонах обвинения, защиты в суде, презумпции невиновности (уже подозреваемый считался виновным и в ходе расследования должен был сам доказать свою невиновность), независимости судей или общественном надзоре за судом. Чиновник, начальник уезда или губернатор совмещали в одном лице судью, адвоката и прокурора. Источник доходов служащих и стражи напрямую зависел от подсудимых. Степень тяжести преступления определялось в зависимости от характера отношений между преступником и потерпевшим.


Но техника судебного процесса, методы и правила дознания существовали. Допрашивали истца, ответчика и свидетелей, рассматривали улики, протоколировали осмотр места происшествия. Штрафы и пребывание в тюрьме наказаниями не считались, а – битье до 100 раз бамбуковыми палками, каторжные работы до трех лет, пожизненная ссылка и публичная смертная казнь. Дополнительными наказаниями считалось ношение кандалов или шейной колодки.

Поэтому китайцы шли в суд в самом крайнем случае. Легче, например, было совершить самоубийство в доме или перед домом обидчика – ядом или удушением (чтобы сохранить тело). Тот по закону втягивался в судебное разбирательство и оплачивал похороны самоубийцы за свой счет. Более того, душа самоубийцы не могла подняться на небо и навсегда оставалась в доме обидчика, навлекая на его семью несчастья.

До 8 в. рядовой состав армии составляли осужденные, службой в армии отрабатывавшие свой срок наказания, бродяги, отрабатывавшие трудовые повинности, и торговцы.


На службы в армию забирали в принудительном порядке, однако солдатам платили жалованье, они освобождались от налогов, а их семьи содержались за счет государства. Экзамены для военных чинов позволяли войти в офицерский корпус и сделать там карьеру. Появилась военная униформа, оговоренная в уставе: кираса, шлем и кожаные сапоги.


Армия состояла из Императорской гвардии и армии, оборонявшей границы. Постоянно проводились учения. С 5 в. до н.э. на протяжении веков были актуальны учебники по китайской военной стратегии.

Читайте также: