Сообщение о татарских народных инструментах

Обновлено: 05.07.2024

Музыкальные национальные инструменты татар, прошли путь исторического формирования, который длился веками. Музыкальные традиции имеют множество общих черт с особенностями ритмики (ангемитонной пентатоники) тюркских и финно-угорских народов Поволжья, уходя корнями в эпоху музыкального этноса язычества.

Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций, она созвучна с музыкой народов Дальнего Востока. А традиционные арабо-мусульманские музыкальные инструменты (например, сурнай - восточный музыкальный инструмент) гармонично вписались в творческое наследие татарского народа.

На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.

Язычковый, щипковый инструмент, типа металлического варгана, кубыз (возможно, проник через угров). Недавно кубыз был обнаружен, при раскопках Речного селища на территории Татарстана. Археологов считают, что это селище существовало ещё в X-XI века, то есть во времена Волжской Булгарии. Варган-кубыз относится к самозвучащим язычковым инструментам. Он представляет собой металлическую пластинку или металлическую дугу с язычком посередине. Рот служит подвижным резонатором: с изменением формы и объёма ротовой полости рождаются тоны обертонового ряда.

Скрипка получила распространение среди татар на рубеже XVIII — XIX вв., полюбилась и сразу же стала, национальным инструментом. Без скрипки не обходился ни один сабантуй - праздник плуга, в честь весеннего сева. Одновременно со скрипкой вошли в основной набор музыкальных народных инструментов гусли, они использовались тюркским населением Поволжья и сохранились у татар-кряшен.
Сегодня чуть ли не каждый пятый татарин старшего и среднего поколения умеет играть на гармони-тальянке. Гармонь-тальянка относится к типу однорядных гармоней, и стала по-настоящему народным инструментом.

Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) очень наглядно отразилось в разнообразном наборе народных музыкальных инструментов Татарстана.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Татарские музыкальные инструменты Давлетшина А.А

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Татарские музыкальные инструменты Давлетшина А.А

Татарские музыкальные инструменты Давлетшина А.А

 Струнные

МАНДОЛИНА - Популярный во многих странах струнный щипковый инструмент. Относ.

МАНДОЛИНА - Популярный во многих странах струнный щипковый инструмент. Относится к семейству лютневых и в нынешнем виде сложился к XVII веку. Корпусы мандолины бывают овальные, полуовальные, плоские. Форма корпуса мандолины придает определенный тембр.

Саз -Распространен у народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других.

Саз -Распространен у народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других стран Востока, также у татар и Башкир. Изготовление саза — это очень длительный и трудоёмкий процесс. Обычно мастера используют несколько пород деревьев для изготовления различных частей саза. Корпус делают из отборных видов тутовника, гриф бывает вишнёвый, а перемычку, на которую с помощью деревянных гвоздей собирают инструмент — из твёрдого ореха.

ДУМБЫРА- среди исторически бытовавших музыкальных инструментов татар Поволжь.

ДУМБЫРА- среди исторически бытовавших музыкальных инструментов татар Поволжья недостаточно изученным является двухструнный хордофон, называемый думбыра. Длина грифа от 800 до 1300 мм, с 19 врезными ладами.

 Духовые и язычковые

Духовые и язычковые

Курай - татарский народный инструмент. Открытая, продольная флейта из стебля.

Курай - татарский народный инструмент. Открытая, продольная флейта из стебля зонтичного растения, представляет собой трубку с цилиндрическим или коническим каналом, изготовленную из древесины или из металла.

КУБЫЗ (kумыз) самозвучащий язычковый музыкальный инструмент типа варгана. Ку.

КУБЫЗ (kумыз) самозвучащий язычковый музыкальный инструмент типа варгана. Кубыз - один из самых древних муз. инстр-тов, известных человеку. Кубыз . представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. При игре К. зажимают губами и придерживают левой рукой, слегка приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, отчего он приходит в состояние вибрации и возникает бурдонный звук.

Гармо́нь (разговорное — гармошка, греч. ἁρμονικός — созвучный, стройный, гар.

Гармо́нь (разговорное — гармошка, греч. ἁρμονικός — созвучный, стройный, гармоничный) — язычковый клавишно-пневматический[1] музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.

 Что играет?

 Кубыз


 Думбра


 Мандолина


 Саз


 Тальян гармун



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 064 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.01.2017 12004
  • PPTX 2.2 мбайт
  • 250 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Давлетшина Айгуль Айдаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Лишь немногие татарские народные музыкальные инструменты используются в наше время. Гораздо большей популярностью обладают инструменты европейского происхождения, проникшие в татарский быт в конце XIX века (мандолина, скрипка, тальянка, гитара). Однако и сегодня невозможно себе представить татарские праздники без курая, кубыза или думбыры.

К татарским народным инструментам относят гусли (гөслә) – древнейший инструмент, известный ещё со времён Болгарии Великой, курай– старинный духовой инструмент, похожий на продольную флейту, кубыз (варган) – самозвучащий язычковый музыкальный инструмент, думбыра (тамбур) – струнный музыкальный инструмент, относящийся к классу хордофонов, сорнай– духовой инструмент традиционно изготавливающийся из рога, дэф– ударный национальный инструмент.

Многие татарские народные музыкальные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. Сорнаи, кураи, думбыры, мандолины, народные скрипки, татарские гусли выставлены в Государственном национальном музее Татарстана, музеях Казани, Альметьевска, Москвы, Санкт-Петербурга и др.

На думбыре в давние времена играли сказители-чәчәны, которые прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, бичевали царских прислужников, призывали к борьбе против социального и колониального гнёта, поэтому они подвергались гонениям, что и явилось одной из причин исчезновения домбры на территории Татарстана и Башкортостана в начале XX в.

Национальные башкирские музыкальные инструменты – это часть культуры и истории народа. Как и другие древние инструменты, они отражают особенности, темперамент и менталитет башкир, условия их формирования как этноса.

Любой внимательный и думающий слушатель за прослушиванием народной музыки будто раскрывает для себя душу народа со всеми самыми сокровенными и глубинными секретами. Так и с башкирской народной музыкой.

Разнообразие, богатое звучание, необычный узор мелодии — все это создают башкирские музыкальные инструменты.

Каждая древняя музыкальная культура имеет свои истоки в древних обрядах. Башкирская народная музыка не стала исключением.


Пением сопровождались языческие и мистические таинства, праздники и торжественные события, бытовые и повседневные обряды, такие как охота, заготовка урожая и многое другое, в том числе военные походы.

В этом история башкирской музыкальной культуры мало чем отличается от истории любого другого народа.

Музыка очень прочно вошла в культуру башкирского народа, придав ей особенный характер и красоту. Тот неуловимый и характерный национальный оттенок, по которому можно безошибочно определить – вот звучит традиционный башкирский музыкальный инструмент.

Аналогичных и в чем-то схожих по звучанию инструментов существует немало и в других этнических культурах.

Но традиционным музыкальным инструментам присущ некий неуловимый отличительный голос, будто доносящийся из глубин истории. Именно поэтому мы с вами отличаем, скажем, китайский эрху от индийского ситара.

Хотя современные башкиры – народ, сложившийся и выделившийся как этнос сравнительно недавно, – его музыкальная культура имеет немало особенностей. Звучание народных инструментов обладает специфическим музыкальным рисунком и голосом, выделяющим музыкальные инструменты башкирского народа среди прочих этнических групп, селившихся издревле на Урале и в Поволжье.

Это объясняется тем, что башкиры всегда отдавали предпочтение мелодичным музыкальным инструментам, позволяющим исполнять разветвленную богатую мелодию в широком диапазоне.

Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.



Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальянгармун, гитара, скрипка, мандолина. Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.



Самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Своё название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.

Другой инструмент – сорнай, распространён не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.


Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объём и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в X веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.

Гусли - татарский струнный музыкальный инструмент. Татарские гусли, в отличие от родственных аналогов, имеют широкое ладовое разнообразие и настраиваются в пентатоники, что отражает ладовую структуру татарской народной музыки.

Кроме того, выделяют целую группу духовых, самозвучащих, ударных и струнных татарских инструментов, разных по форме, размеру и материалу: ташсыбызгы (или окарина – глиняная свистулька в форме зверей, птиц), курай (ногайский курай, казанский курай), сыбызгы (свисток из камыша), сурнай (язычковый инструмент с резким звуком), быргы (труба из жести), кубыз (металлический и деревянный варган), колотушки, трещетки и др.

Музыка татар Средневековья

В развитии народной музыки выделяют три основных этапа: Древняя эпоха (архаический фольклор) — Средневековье (традиционный, или классический, фольклор) — современность (современный фольклор). Это универсальная схема, применимая для многих народов. В формировании татарской музыки на ранних этапах приняли участие тюркский и финно-угорский компоненты, в средневековый период — арабо-персидский, а в позднюю эпоху — европейский и русский. Аналогичные процессы происходили и в татарском языке: можно проследить общетюркскую основу, финно-угорскую лексику, арабо-персидские, русские и иностранные заимствования.

Один из древних элементов татарского фольклора — краткий семи- и восьмислоговой стих. Этот метр общетюркского стиха был и остается господствующей формой татарской народной и профессиональной песенной поэзии. Если преемственность в текстовой части мы можем проследить по письменным источникам, то установить мелодии прошлого уже намного сложнее. Первую нотную запись татарских напевов сделал учитель музыки Иван Добровольский в 1816 году. Вероятно, в зарубежных архивах есть еще нотные рукописи, но, так или иначе, музыковеды располагают достоверной, документально зафиксированной информацией о татарских народных мелодиях лишь позднего периода. Музыкальные инструменты, в отличие от напевов, осязаемы и служат материальными свидетельствами ушедшей эпохи. Духовые (глиняные свистульки) и струнные инструменты типа гуслей археологи находили во время раскопок на территории Булгарского государства. Но подобные находки — редкость, потому что инструменты, сделанные из недолговечных материалов (дерево, тростник), практически не сохраняются в почве.

При этом мы точно знаем, что в периоды Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства активно развивалась практика дворцового музицирования (в этих государствах функционировали придворные, военные инструментальные ансамбли), и можем реконструировать мелодии, звучавшие при дворе. Еще мы знаем, что существовала профессиональная традиция музыкального чтения Корана (искусных чтецов называли кари и хафиз). Но после падения Казанского ханства в 1552 году исчезла социальная почва для развития профессиональной музыки этого типа.

Песенный жанр

Самые значимые жанры татарской традиционной музыки — вокальные. Музыкальные инструменты использовались в основном как аккомпанемент к пению (иногда — к пляске). В самом общем виде в вокально-песенной традиции татар можно выделить два пласта: старый (ранний) и новый (поздний, вторая половина XIX века). К раннему исследователи причисляют импровизационные протяжные мелодии (озын көй), обрядовые песни кряшен, эпические произведения сибирских татар (дастаны).

Музыкальные инструменты: гармонь и скрипка

У многих народов есть доминирующий инструмент: у казахов — домбра, у башкир — курай, у якутов — хомус (якутский варган). Сегодня татарская инструментальная музыка ассоциируется у людей с гармоникой, хотя в быт татар она вошла только во второй половине XIX века. Правда, она сразу обрела невероятную популярность и получила повсеместное распространение, отодвинув на задний план предшествующие курай, скрипку, кубыз (тимер-кубыз — металлический инструмент в форме дуги с вибрирующей пластиной) и другие.

Татары немного изменили конструкцию гармоники, приспособив ее под пентатонные одноголосные мелодии (пентатоника — ладовая основа татарской музыки). В результате появились национальные разновидности гармоники. А еще татарские музыканты выработали собственную манеру игры: если русские широко использовали гармонические возможности гармошки (играли на ней аккорды, поддерживающие мелодию голоса), то татары освоили ее преимущественно как мелодический инструмент, стремясь воспроизвести орнаментальные мелодии в высоком регистре, как это делали раньше на курае или народной скрипке. Татары тоже применяли аккорды, но для них они не имели принципиального значения. Сохранялся монодийный (одноголосный) тип мышления, то есть мы видим, что инструмент был новым, а восприятие музыки осталось прежним.

Вероятно, гармонь стала популярной благодаря акустическим и конструктивным свойствам: громкий звук, яркий тембр, долговечный материал, портативность, устойчивый строй. Для сравнения: дерево или полый стебель растения, из которых делали кураи, со временем рассыхались, трескались. У тимер-кубыза — звук тихий, слабый, а тонкая пластинка в процессе эксплуатации ломалась. Гусли, которые использовали кряшены, постоянно требовали подстройки.

Что касается других инструментов, то ударные (разновидности бубна и барабана) распространены у мишарей и астраханских татар, ятаган (многострунный щипковый инструмент) — у сибирских татар, гусли — у кряшен Заказанья (традиция сохранилась и в наши дни).

Ислам и музыка: татарская народная традиция чтения Корана

Искусство чтения Корана — самобытная и важная часть татарской традиционной музыкальной культуры. Истоки традиции восходят к Булгарскому периоду истории, времени принятия ислама (официальной датой считается 922 год, хотя, по некоторым данным, это произошло раньше — в VIII–IX веках). Во время экспедиций я собирала материал от рядовых мусульман и лидеров сельских религиозных общин и выяснила: в народе считают, что исполнение текстов Священной Книги (көйләп уку, көйләп әйтү, мәкам белән) должно быть напевным. Поэтому музыкальная одаренность — один из значимых показателей мастерства религиозных деятелей. Многие из них в молодости увлекались пением или играли на музыкальных инструментах. Восхищает, как простые сельские труженики на склоне лет осваивают иностранный для них язык настолько, что бегло читают по арабографичным изданиям XIX века или наизусть произносят длинные фрагменты Корана.

Исполнители коранических распевов ориентируются на таджвид — науку правильного чтения Корана в соответствии с фонетикой арабского языка. Роль играют и музыкальные предпочтения чтецов. Информанты говорят, что даже в мусульманских учебных заведениях конкретным напевам не обучают, поэтому каждый решает эту творческую задачу по-своему. Люди слушают кассеты, диски, обращаются к записям в интернете, и в последние годы все чаще (особенно молодые священнослужители) интонируют на арабский манер. Исполнители старшего возраста (60−80 лет) традиционно опираются на пентатонику, в их манере прослеживается прочная связь с народно-песенными истоками.

В некоторых толкованиях Корана утверждается, что исполнение и прослушивание музыки — грех. Но согласно нашим экспедиционным опросам и наблюдениям, население считает, что музыка не противоречит нормам ислама. Осуждается все, что связано с грехом или доводит до греха, — праздное времяпрепровождение или распитие спиртных напитков. А пение и игра на инструментах, тем более если они служат благим целям, наоборот, приветствуются. При этом в некоторых деревнях пожилые женщины отказывались петь на сцене клуба, объясняя это тем, что в их возрасте это неприлично. А где-то муллы или абыстай участвуют в фольклорных ансамблях и активно выступают на концертных площадках. Еще я знаю одного священнослужителя, который даже организовал кружок по изготовлению кураев. Во время занятий он не только посвящает детей в тонкости ремесла, но и проводит беседы об исламе, поясняет смысл ритуалов, молитв и так далее. То есть он поставил музыку на службу религии.

Современное состояние фольклорных традиций и эстрада

Исследователей очень беспокоит, что искусство народного исполнительства постепенно вымирает. К сожалению, в нашей системе музыкального образования обучение происходит в академическом стиле, но традиции народного исполнительства нельзя усвоить по нотам. Нотные тексты могут стать подспорьем, дополнительным средством, но основное обучение — только по слуху, от мастера — к ученику. Впрочем, это проблема всего мира.

Что касается современной татарской эстрады, у нас много хороших певцов, владеющих народной манерой пения. Самая важная категория, выражающая суть эталонного исполнения у татар, — моң. Это многозначное и труднопереводимое понятие, в него входят и умение орнаментировать мелодию, и способность передать глубину чувств. Судя по нашим опросам, татары не любят легковесные песни и поверхностных исполнителей.

Говоря о вокалистах, чье искусство западает в душу, в экспедициях респонденты старшего и среднего возраста часто вспоминают Ильхама Шакирова, Альфию Авзалову, Ханию Фархи, Филюса Кагирова, Ришата Тухватуллина. Они сдержанны в проявлении эмоций, можно даже сказать, скованны. Но есть и другие примеры — с плоским тембром, угловатыми и примитивными переходами от звука к звуку. Нынешняя музыка сочиняется не в пентатонике, а в западноевропейской гармонической системе (мажор-минор, мелодия с аккордами), поэтому местная эстрада, хоть и поет на татарском языке, с каждым годом отдаляется от национальных традиций все сильнее. Сохранение же традиции народного вокального и инструментального искусства возможно только при сохранении аутентичной звуковой среды. К примеру, в селах люди слышат, как пели раньше, и стараются делать это в том же духе.

Читайте также: