Сообщение о таре музыкальный инструмент

Обновлено: 04.07.2024


Тар – один из самых популярных среди азербайджанцев музыкальных инструментов. Его непохожая на другие струнные инструменты форма сразу привлекает внимание. Веками на таре передавали чувства, настроение, мечты людей.

Тар стал наиболее известен в Азербайджане с XVIII века. В то же время его бытование в X, XI, XIV, XVI, XVII веках подтверждают произведения поэтов Баба Таира Урьяна, Фарруха Систани, Гатрана Тебризи, Ассара Тебризи, Мухаммеда Физули, Говси Тебризи, а также миниатюры.

В то же время из сказанного следует вывод о непопулярности инструмента в отдельные периоды.

Конструктивно только памирский рубаб считается близким тару; по другой версии тар считается неким гибридом танбура и уда. В более ранних источниках высказана версия, что тар возник из сетара, или же гейчека, широко распространенных в Иране.

Но этому выводу противоречат грушевидная форма корпуса сетара и наличие вместо кожаной деки деревянной. Двойной корпус и кожаная дека присущи гейчеку, который в отличие от тара имеет короткую шейку и отогнутую назад головку. Кроме того, на этом инструменте играли смычком. Учитывая эти моменты, не исключается миграция тара с Кавказа, т.е. из Азербайджана.

Исторически тар был широко распространен в относительно небольшом ареале, ограниченном Азербайджаном и Ираном. Он имел пять струн (две белые, две желтые, одна басовая), крупный и глубокий корпус, на длинной шейке завязывались 27-28 ладков. Из-за тяжести инструмента его во время игры держали на коленях, или ниже груди.

Вначале он увеличил число струн до 18, а затем ограничился 13 струнами – две треххорные снизу, парная и одинарная басовые в середине и две парные звонкие в верхней части грифа, на шейке же оставил 22 ладка. Во избежание искривления шейки она закреплялась на специальном выступе корпуса, а внутри выступа устанавливали деревянную распорку.

Кроме того, Садыгджан уменьшил толщину корпуса и выпрямил его боковые стороны, расширив тем самым верхнюю часть корпуса и увеличив силу звучания. Облегченный по весу инструмент уже можно было держать у груди. А это резко увеличило исполнительские возможности тара. Снискав популярность, тар такой конструкции быстро распространился по всему Кавказу, в Карсской области Турции, Центральной Азии.

Пятиструнный тар продолжал бытовать в Центральном и Южном Иране. На рубеже ХХ столетия иранский музыкант Гулам Хусейн Дарвиш (1873-1926) добавил к нему шестую струну. А реконструированный тар, названный “азербайджанским таром”, наибольшее распространение получил в Азербайджане начиная с последней четверти XIX в.

В 1929 году для обеспечения более устойчивой настройки инструмента число струн было уменьшено до 11.

После широкой дискуссии 20-30-х годов двадцатого века по вопросу сохранения тара или отказа от него гениальному азербайджанскому композитору Узеиру Гаджибекову удалось отстоять его в числе инструментов с равномернотемперированным 12-тоновым строем и тем самым обеспечить его включение в состав нотного, оперного и симфонического оркестров. Благодаря этому в высших, средних специальных и музыкальных учебных заведениях стали открываться классы тара.

Составные элементы тара – корпус (чанаг), распорка (ич гол), приклад (куп), шейка (гол), головка (кэллэ), колки (ашых), порожки (пэрдэ), подставки (хэрэк) и струны (сим). Общая длина инструмента варьирует в пределах 830-890 мм.

Корпус тара, играющий роль резонатора, удлиненный и выпуклый с выемками по бокам, состоял из двух неравных половин большой и малой чаш. Как образно говорили мастера, большая и малая чаши играют соответственно как бы роль сердца и почки. Звук в сердце усиливается, и, проходя через “пупок” (зона перехода от большой чаши к малой), фильтруется в почке. Сверху корпус напоминает цифру 8. Корпус выдалбливался из цельного куска тутового дерева.

Шейка длинная, с верхней лицевой стороны плоская, а с нижней – округлая. Чтобы облегчить движение левой руки во время игры, шейка в верхнем направлении постепенно сужалась. Для изготовления шейки использовали сердцевину орехового дерева. Корпус и шейка прикреплялись к прикладу, имеющему коническую форму, изготовленному из тутового, абрикосового или орехового дерева.

Головка имела вид узкой, глубокой и открытой с передней, верхней и нижней сторон коробки, с круглыми или фигурными (часто звездообразными) вырезами по бокам и краям. На нее с верхней стороны надевались три больших (с круглой головкой) и три маленьких (с плоской головкой) колков, а с противоположной стороны – три больших.

Распорка имела квадратную форму. Один её конец упирался изнутри корпуса в его нижнюю часть, а другой конец – в конец шейки. Таким образом шейка не искривлялась. На открытую сторону корпуса – деку (уз), играющую роль звукового резонатора, натягивали в качестве мембраны сердечную мембрану крупного рогатого скота (кроме буйвола), или же кожу грудной области сома.

На шейку, на определенных расстояниях друг от друга, поперек навязывались ладки. Они изготавливались из тонкой кишки барана, придающей инструменту нежное звучание. В последствии, кишку заменили кеткутом или капроновой ниткой. От этого тар стал звучать немного грубее, но ладки стали более прочными.

Тар имеет 11 металлических струн (сим) различной толщины. Нижние тонкие парные белые, желтые и басовые (кёк/дэм) струны считались основными, ими игралась мелодия. Следующая, басовая (бэм кёк, тоновая) толстая струна красного цвета использовалась для обогащения звучания, аккордов.

Выше басовых струн две пары белых струн зэнг, джингэнэ симлэр (звонкие, звенящие струны), почти в два раза короче. Они как тоновая струна во время игры к грифу не прижимались, но играли роль резонанса, обеспечивая кадансы с определенной высотой и звучание при мугамных окончаниях, а также между фразами.

Основные струны (две белые и две желтые) и звонкие струны наматывались на большие колки, а басовые на маленькие. Такой порядок закрепления струн помогал исполнителю при настройке струн быстро найти колку, соответствующую той или иной струне.

Изготовленные азербайджанскими мастерами тары не раз демонстрировались в Турции, Иране, Индии, Франции, Голландии. Какие-то из них находили свое место в ведущих музеях мира.

В Азербайджане и далеко за его пределами прославились имена замечательных таристов (тарзен) – виртуозов, как Мирза Садыг, Мешади Зейнал, Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Мирза Фарадж, Гурбан Примов, Мирза Мансур Мансуров, Ахмед Бакиханов, Бахрам Мансуров, Гаджи Мамедов, Ахсан Дадашев, Габиб Байрамов и другие. Их творческие традиции продолжает талантливая молодежь.

Тар как сольный и аккомпанирующий инструмент одним из первых был включен в состав расширенных ансамблей, созданных ещё в начале XIX века.

Большой популярностью в XIX и первой половине XX века пользовались ансамбли сазенде Джаббара Гарьягдыоглу, Абдулбаги Зулалова, Ислама Абдуллаева, Сеида Шушинского, Зульфи Адыгезалова, Хана Шушинского.

Первым ввел тар как солирующий инструмент на эстраду Гурбан Примов, а в исполнении Гаджи Мамедова впервые прозвучали произведения европейской классики, а также вокальные произведения азербайджанских композиторов в сопровождении фортепиано.

Тар в исполнении Рамиза Кулиева прозвучал в составе эстрадно-симфонического оркестра Российского радио и телевидения и Академического оркестра русских народных инструментов в Москве. Гаджи Ханмамедов впервые написал Концерт для тара с cимфоническим оркестром, а затем сочинил еще четыре концерта. Пять концертов (последний для тара, скрипки и симфонического оркестра) написал Тофик Бакиханов.

Их начинание подхватили Закир Багиров, Нариман Мамедов, Рамиз Миришли, Франгиз Бабаева, Мамедага Умидов и Назим Гулиев. Восхищение слушателей вызвал первый Концерт для тара с оркестром народных инструментов, написанный Саидом Рустамовым. Затем три концерта для тара с оркестром написал Сулейман Алескеров.

Без тара азербайджанская народно-профессиональная музыка вряд ли достигла бы нынешнего высокого уровня. Именно через тар и тесно связанное с ним мугамное искусство весь мир узнал сущность и специфику азербайджанской народной музыки во всем её богатстве.

Музыкальный инструмент тар

Музыкальный инструмент тар, распространенный на Ближнем Востоке, наибольшее признание получил в Азербайджане. Является базовым в народной музыке данной страны, задает общие тенденции написания азербайджанских музыкальных произведений.

Что такое тар

Внешне тар напоминает лютню: деревянный, обладает объемным корпусом, длинной шейкой, оснащенной струнами. Относится к группе струнных щипковых инструментов. Поражает широким диапазоном звучания (примерно 2,5 октавы), позволяющим исполнять сложные музыкальные произведения. Часто является солирующим инструментом, реже – аккомпанирующим. Присутствует в составе оркестров.

Издаваемые звуки – сочные, яркие, тембрально окрашенные, певучие.

Музыкальный инструмент тар

Строение

Частями современных моделей являются:

  • Корпус. Объединяет 2 деревянные чаши разного размера (одна побольше, вторая поменьше). Сверху корпус обтянут мембраной животного происхождения или кожей рыбы. Материал корпуса – тутовое дерево.
  • Шейка. Деталь тонкая, с натянутыми струнами (количество струн различается, зависит от вида инструмента). Материал изготовления – древесина ореха. Гриф оснащен ладками, зафиксированными деревянными колышками.
  • Головка, с расположенными вдоль поверхности колками.

История

Внушительные габариты не позволяли чувствовать себя расслабленно: музыкант сидел сгорбленно, держа конструкцию на коленях.

Игра на таре

Отцом современной модели считают азербайджанца Садыхджана, поклонника тара, владеющего игрой на нем. Умелец увеличил количество струн до 11, расширив диапазон звучания, уменьшил размеры корпуса, сделав модель удобной компактной. Стало возможной игра стоя, прижав миниатюрную конструкцию к груди. Модернизация произошла в XVIII веке, с тех пор ничего не поменялось.

Использование

Инструмент обладает широкими возможностями, композиторы пишут для него целые произведения. Главным образом, музыкант солирует на таре. Также он является частью ансамблей, оркестров, исполняющих народные музыкальные произведения. Существуют концерты, написанные специально для тара с оркестром.

5 декабря 2012 года азербайджанское искусство исполнения на таре и мастерство его изготовления было включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО [2] .

Содержание

Строение тара



Тар выдалбливается из дерева в форме, напоминающей гитару. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе — 22 основных навязных ладка и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Основные лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в специальном желобке шейки.

На старинном таре октава была поделена на 19 звуковысот (ступеней). Расстояния между ладками (парде́, транслитерация перс. pardeh) включали микрохроматические (менее полутона) интервалы. Звук извлекался роговым плектром.

Существуют две модификации инструмента: иранский тар (более древний 6-струнный инструмент) и азербайджанский тар (11-струнная модификация иранского тара, возник в XIX веке).

Азербайджанский тар




Современный азербайджанский тар (азерб. tar ) — 11-струнный (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (главным образом бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические — парные, основные и дополнительные (последние используются только в каденциях) расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные — переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в том числе в мугамах).

Современные обмеры исторических экземпляров азербайджанского тара, фиксирующие разнообразие доступных для извлечения музыкальных интервалов (в том числе микрохроматических), по мнению исследователей свидетельствуют о таком же разнообразии ладовых звукорядов мугама [4] .

Настройка и нотация

Музыкальные партии для тара записываются в меццо-сопрановом ключе.

Применение

Тар — исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях.

Наигрыши на таре, как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на двух струнах в унисон (иногда на одной; тогда вторая становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр тара — густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний — звонкого, серебристого.

В азербайджанской музыке тар применялся, главным образом, в качестве ведущего инструмента в составе так называемого мугамного трио ханенде (певца), включающего также кяманчу и гавал. Нужно отметить, что тар, как в составе мугамного трио, так и в сольном качестве, до настоящего времени продолжает играть исключительную роль в мугамном искусстве, традиционном и популярном в Азербайджане.

Тар в XX веке



Новый расцвет исполнительства на таре начинается в XX веке. Так, например, тар занял ведущее место в первом нотном оркестре народных музыкальных инструментов, созданном в 1931 году по инициативе Узеира Гаджибекова. Школа нотного исполнительства на национальных инструментах, основанная Узеиром Гаджибековым, еще более расширила технические и художественные возможности тара.

Азербайджанские композиторы также создали ряд крупных произведений, в том числе, концертов для тара с оркестром.

Способы исполнения



Тар во время игры держат у груди в горизонтальном положении, прижимая его корпус к груди кистью правой руки, при этом плектр, зажатый между большим и указательным пальцами той же руки, приводит струны в колебание. В левой же руке, гриф зажат между большим и указательным пальцами, одновременно с чем указательный, средний и безымянный пальцы, прижимая струны к различным ладам, обеспечивают звучание. Во время исполнения технические и художественные возможности тара реализуются посредством трелей и различных приемов плектрного удара.


Тар

Применение тара

Тар — исключительно виртуозный инструмент. Используется как сольный, в ансамблях.

Наигрыши на таре, как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на двух струнах в унисон (иногда на одной; тогда вторая становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр тара — густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний — звонкого, серебристого.

В азербайджанской музыке тар применялся, главным образом, в качестве ведущего инструмента в составе так называемого мугамного трио ханенде (певца), включающего также кяманчу и гавал. Нужно отметить, что тар, как в составе мугамного трио, так и в сольном качестве, до настоящего времени продолжает играть исключительную роль в мугамном искусстве, традиционном и популярном в Азербайджане.

Новый расцвет исполнительства на таре начинается в XX веке. Так, например, тар занял ведущее место в первом нотном оркестре народных музыкальных инструментов, созданном в 1931 году по инициативеУзеира Гаджибекова. Школа нотного исполнительства на национальных инструментах, основанная Узеиром Гаджибековым, еще более расширила технические и художественные возможности тара.

Азербайджанские композиторы также создали ряд крупных произведений, в том числе, концертов для тара с оркестром.

Устройство

Тар выдалбливается из дерева в форме, напоминающей гитару. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Основные лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в специальном желобке шейки.

Старинный 4-6-струнный тар имел нетемперированный 19-ступенный звукоряд, включающий мелкие (менее полутона) интервалы; звук извлекался роговым плектром.

Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный).

Музыкальные партии для тара записываются в меццо-сопрановом ключе.

Современный тар

Современный тар — 11-струнный (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (главным образом бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические — парные, основные и дополнительные (последние используются только в кадансах), расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные — переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в том числе в макомах).

Техника игры

Тар во время игры держат у груди в горизонтальном положении, прижимая его корпус к груди кистью правой руки, при этом плектр, зажатый между большим и указательным пальцами той же руки, приводит струны в колебание. В левой же руке, гриф зажат между большим и указательным пальцами, одновременно с чем указательный, средний и безымянный пальцы, прижимая струны к различным ладам, обеспечивают звучание. Во время исполнения технические и художественные возможности тара реализуются посредством трелей и различных приемов плектрного удара.

Видео: Тар на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Читайте также: