Сообщение о такцанг лакханг бутан

Обновлено: 06.07.2024

Сэкономь на путешествии!

Видео: Такцанг-лакханг

Основные моменты

Сегодня буддистский комплекс превратился в одну из самых посещаемых туристических достопримечательностей страны. В Такцанг-лакханг едут, чтобы полюбоваться горными ландшафтами, потрясающие виды на которые открываются с балконов и переходов между религиозными святынями. Древний монастырь привлекает красивыми статуями Будды и изящной отделкой.

Подъем к обители идет по дорожкам и огорожен яркими молитвенными флажками. По традиции, такие флажки являются символами удачи и защиты от злых сил. Буддисты верят, что они прибавляют энергии и помогают путнику во время непростого подъема.

Следует иметь в виду, что перед планированием поездки в Бутан, необходимо запросить разрешение на посещение монастыря Такцанг-лакханг. Делается это в бутанском Министерстве культуры. Туристы, не имеющие разрешения, доходят лишь до храма Tsogyal Pangchung, который стоит возле водопада Shelkarchu.

Перед началом подъема путешественники попадают на автопарковку, где в выходные дни работают лавки, продающие свечи, молитвенные флажки и питьевую воду. Если путешествие в Такцанг-лакханг выпало на будние дни, обо всем, что может потребоваться в пути, стоит позаботиться заранее. Чтобы туристы могли отдохнуть, на подъеме открыты кафе, где можно выпить чай с молоком или кофе.

История монастыря Такцанг-лакханг

Пещеры на скале использовались для медитаций и духовных практик с древнейших времен. По буддистскому преданию, в VIII веке почитаемый в Бутане Гуру Ринпоче или Падмасамбхава прилетел в Паро из Тибета. Он поднялся на отвесную скалу верхом на тигрице, в которую обратилась его бывшая жена – тибетская княжна Еше Цогьял.

В скальных пещерах занимался медитацией знаменитый йог-практик Миларепа (1052-1135). В XVII столетии здесь не раз бывал царь и основатель государства Бутан Шабдрунг Нгаванг Намгьял. В том виде, в котором монастырь Такцанг-лакханг сохранился до наших дней, он был построен в 1692 году, при правлении Тензина Рабджи.

В 1998 году в постройках на горе случился большой пожар, и они почти целиком выгорели. В огне погибло несколько монахов. Причина трагедии была в том, что подняться к обители трудно, и люди не смогли прийти на помощь вовремя. Восстановление буддисткой святыни заняло несколько лет и завершилось в 2005 году. Примечательно, что реставрация Такцанг-лакханга проходила под личным контролем короля Бутана.

Как добраться

Такцанг-лакханг расположен в 10 км к северо-западу от бутанского города Паро. До начала подъема к нему можно подъехать на такси. Обычно туристы заказывают машину в обе стороны и просят водителя подождать 5-6 часов. В этом случае услуги такси обходятся в 12 $. Если добираться до Такцанг-лакханга из города Тхимпху, который находится в 60 км, за такси нужно заплатить около 30 $.

К монастырю поднимаются пешком или на мулах. При средней тренированности туристы затрачивают на подъем от двух до трех часов.


Такцанг-Лакханг

Необычайной, одной из самых значимых достопримечательностей Бутана является древний монастырь Такцанг-лакханг. Он будто витает в облаках, расположившись на одном из высоченных склонов гор, а золотые башни видны на сотню километров. С ним связанно очень много легенд и важных исторических фактов. Это место стало главным туристическим центром. Экскурсия по нему – это проявление силы и выдержки ради того, чтобы увидеть прекрасное. Поговорим о нем детальнее.

Скалы, на которых расположен монастырь Такцанг-лакханг в Бутане, очень крутые и обрывистые, наружные стены зданий расположились у самой кромки горного обрыва и, кажется, что вот-вот они рухнут. На самом деле монастырь достаточно долго стоит, не пошатнувшись, на данном месте, но осторожным быть во время экскурсии не помешает.

Такцанг-лакханг состоит из семи зданий, четыре из них – классы для обучения, а остальные – жилые помещения. Внутри каждого находятся статуи Будды и молитвенные коврики, стены украшают удивительные зарисовки и религиозная символика. Каждое помещение соединено лестницей, которая прорублена прямо в камнях скалы, или небольшим шатким мостиком. В любом помещении есть своя смотровая площадка – небольшой пристроенный балкон, с которого вам откроется неповторимый вид на Долину Паро.

Расположение и дорога

Монастырь Такцанг-лакханг расположен на высоте 3120 м, в 10 км от Паро с юго-восточной стороны. К нему невозможно подъехать на транспорте, в основном туристы добираются с помощью такси до подножья горы. К монастырю есть два подхода: через сосновый лес или каменистое плато. Любой маршрут похода до него разбит на три части и сопровождается маркировкой – молитвенными флажками.

По пути к одному из главных монастырей Бутана встречаются кафетерии, в которых можно подкрепиться блюдами национальной кухни. Время подъема до Такцанг-лакханга занимает около двух-трех часов, в зависимости от физической подготовки путешествующих. Для совсем ленивых туристов есть вариант аренды мула. Конечно же, на нем путь гораздо легче и быстрее одолеть, но животному необходимо делать остановки и устраивать отдых. Стоимость такого подъема до монастыря обходится в 10 долларов за час.

Гнездо тигра (логово тигрицы или Такцанг-лакханг Tiger’s Nest) — святыня Бутана. Место это уникальное. Шутка ли, здание, висящее на скале на высоте 3120 метров над уровнем моря. Как он был построен не понятно.

Подъем в Логово тигрицы — это обычно венец путешествия в Бутан. Акклиматизация имеет важную роль: гораздо проще совершить подъем после того, как организм адаптируется к высокогорью.

Безусловно, это восхождение имеет духовный характер , нежели физический или физкультурный. Несмотря на то, что путь составляет около трех часов беспрестанного подъема под 45 градусов, физическое преодоление себя — это лишь часть путешествия.

С севера Королевство Бутан граничит с Китаем, с запада — с индийским штатом Сикким (до 1975 бывшим независимым королевством), с востока — со штатом Аруначал-Прадеш, на юге — со штатом Ассам, в котором ведётся многолетняя гражданская война, на юго-западе — с Западной Бенгалией.

Бутан

Монастырь возвышаясь над долиной Паро на семь сотен метров, и для тех, кто не привык к высокогорью, физиологически это непросто.

Где-то на полпути будет кружиться голова и как будто бы не хватать воздуха. Ключевой момент- пить много воды! Это поможет. Кстати, по пути в монастырь никто ещё не умирал, и это успокаивает.

Да, те кто похитрее, могут облегчить своё возрождение и проехать полпути на маленькой лошадке, потом все-таки придётся сойти. Эти лошади возят провизию в монастырь, по-другому туда ничего не доставить.

Наверху вас ждёт награда и за смелость, и за настойчивость. Там настоящий монастырь, в котором живут всего лишь 8 человек. Вам позволят войти внутрь, только попросят оставить всю фото и видео технику, а также обувь.

В монастыре есть комната, где можно побыть наедине с самим собой, перевести дух и медитировать. Дело в том, что спуск вниз устроен так, что сначала нужно опять идти вверх по очень крутой и узкой лестнице, а потом уже под горку очень легко.

Монахи Бутана

Интересно, что монастыри смешанные, и женщины-монахини могут находятся там с мужчинами-монахами. Не стоит акцентировать, что образ жизни монаха аскетичный. Все и так в любом случае спят на полу в Бутане, питаются скромной пищей, читают мантры и много медитируют.

Как правило, молятся они за посторонних людей, посылая в космос энергию добра, сострадания и вселенской любви. В этом состоит сущность жизни буддийского монаха.

Гуру Падмасабхава мистическая легенда

Согласно старинной легенде, монастырь основал гуру Падмасабхава, попавший сюда из Индии на летающей тигрице, от чего обитель и получила название “Гнездо Тигрицы”.

Гуру Падмасанхава провел в пещере 3 года, 3 месяца, 3 дня и 3 часа, чтобы победить демонов.

Альтернативная легенда гласит, что та тигрица была не демоницей. Тигрицей обернулась бывшая жена императора, известная как Еше Цогьял, добровольно ставшая ученицей гуру Падмасабхавы в Тибете.

Позднее он посетил дзонгхаг Бумтанг. След от тела Падмасабхавы, по утверждениям некоторых, остался на стене пещеры около храма Курджи Лхакханг.

Манифестация Гуру Ринпоче

Гневная форма Гуру Ринпоче

После смерти Падмасабхавы в Непале, его тело чудесным образом возвратилось в монастырь милостью божественного Дорье Легпа и, как сейчас говорят, было замуровано в ступе слева вверху от входной лестницы .

Пещеры монастыря

Начиная с XI века, многие тибетские святые и знатные люди приходили в Такцанг медитировать. Среди них был Миларепа (1040—1123), Пха Дампа Сангье ( ум. 1177 г. ), тибетская йогиня Мачиг Лабдрон (1055—1145), Тангтонг Гьялпо. В конце XII столетия в Паро была основана Школа Лапа.

Миларепа

Святой Тибета Миларепа медитирует в пещере

Пещера Такцанг Сенге Самдуп, находящаяся рядом с монастырём, использовалась для медитации, это и стало одной из причин, по которой в 1692 году в этом месте возникла буддистская обитель тибетского толка.

Основал её, один из самых знаменитых просветителей Бутана, тертон Пема Лингпа, при всесторонней поддержке друк деси Гьялце Тензина Рабджи, владевшего долиной Паро.

Правитель, посетивший пещеру на высокой скале, прослывшую священной, лично заложил первый камень в основание будущего монастыря.

Такцанг-лакханг за 300 лет существования, приобрёл необычайную славу и почёт далеко за пределами Бутана, и считался одним из святейших монастырей страны.

Пожар в монастыре

С момента основания, все беды обходили его стороной, но весной 1998 г. случилось страшное несчастье, в его стенах начался пожар, во время которого сильно пострадало несколько зданий.

Но худшим было то, что в племени погибли бесценные реликвии монастыря, такие как старинные картины, висящие гобелены и бесценные свитки, намного древнейшие, чем сами постройки.

Реставрация монастыря обошлась в огромную для Бутана сумму, и заняла 7 лет кропотливой работы, завершилась она в 2005 г. а инспектировал её сам король Джигме Сингье Вангчук.

Возрождённый Такцанг-лакханг, расположен в очень живописной, буквально чарующей местности. Он словно приклеен к склону скалы, нависая над широкой речной долиной, на головокружительной высоте.

Уступ, на котором построена обитель, очень узкий, и стоит монастырь над самым краем. Кажущейся бездонная пропасть, откуда открываются потрясающие вид на Гималаи.

К нему ведут две горные тропы , проходящие по красивейшей местности. Одна через ущелье Тысячи фей, другая через девственный лес, где произрастают реликтовые голубые сосны исполинских размеров .

Добраться до него не так сложно, как может показаться, а пути эти, не менее прекрасны, чем сам монастырь.

Сам же Такцанг-лакханг, состоит из 4 храмов традиционной тибетской архитектуры, с белоснежными, контрастирующими на фоне серых скал стенами. Тёмно-бордовыми кровлями из черепицы, увенчанными золочёными башенками-куполами.

Стены храмов украшают закрытые деревянные балконы, покрытые затейливой резьбой и позолотой, с зияющими арочными окнами, и чудесными переплётами, тонкой, искусной работы.

К комплексу, так же относятся 8 пещер, где и по сей день медитируют насельники монастыря и многочисленные паломники его посещающие, а так же несколько небольших построек.


Такцанг-лакханг – удивительный буддийский монастырь Бутана, возвышающийся на скалах в долине Паро на расстоянии 3 км от земли и порождающий иллюзию парящего в облаках храма.





В 1998 году монастырь почти весь сгорел – из-за труднодоступности не было возможности оказать незамедлительную помощь. Но за довольно короткий срок Такцанг-лакханг был заново восстановлен и продолжает играть роль главной буддисткой святыни Бутана.



Что мы знаем об истории Бутана ?

С запада Королевство Бутан граничит с индийским штатом Сикким (до 1975 бывшим независимым королевством), с востока — со штатом Аруначал-Прадеш, на юге — со штатом Ассам, в котором ведётся многолетняя гражданская война, на юго-западе — с Западной Бенгалией.


Хотя по археологическим данным Бутан был населён ещё во II тысячелетии до нашей эры, письменных свидетельств о древних временах почти нет. История страны известна преимущественно эпизодами, по причине того, что в 1827 году сгорела крупнейшая библиотека в тогдашней столице Бутана Пунакха. Исторические события теперь уже неотделимы от легенд. Судя по всему, буддизм проник в Бутан ещё во II веке н.э. Также, король Тибета Сонгцен Гампо (627—649) по легендам построил на территории Бутана два монастыря (Кийчу Лакханг в Паро и Джамбей Лакханг в Бумтанге), которые сохранились до сих пор и являются важнейшими местами паломничества.

Хроники подробно описывают несколько визитов Падмасамбхава в Бутан в восьмом веке.


Тибетский монах и художник Нгаванг Намгьял (Шабдрунг) (1594—1651) стал королём в 1616, он смог объединить Бутан, и организовал повсеместно строительство укреплённых крепостей (дзонгов) уступающих разве что дворцу Потала в Лхаса. После смерти Шабдрунга Бутан погрузился в гражданскую войну, которая почти не прерывалась двести лет.

В процессе экспансии Бутан занял подходы к реке Брахмапутре в Ассаме и Бенгалии (дуары или "двери").

Во внутрибутанские конфликты активно вмешивались англичане. Отношения Бутана с Англией были сложными, с переменными периодами союзов и конфликтов. В процессе конфликтов с Англией Бутан утратил дуары и значительную территорию на юге (так называемый Британский Бутан в штате Ассам в современной Индии со столицей Калимпонг).


Снова объединить и укрепить Бутан смог король Угьен Вангчук — Первый Король, установивший в 1907 году новую династию (которая правит до сих пор). Первый Король в прошлом участвовал в совместных с англичанами операциях. В 1910 году Первый Король заключил с Англией мир, в котором признал сюзеренные отношения, в обмен на полную автономию и невмешательство Англии во внутренние дела Бутана. С этого времени начинается период изоляции Бутана, когда Бутану удалось избежать участия в мировых войнах.

После объявления независимости Индии в 1949 году, Бутан также стал независимым. Однако за счёт изоляции, Бутан не был представлен в ООН и международных организациях, и ошибочно рассматривался мировым сообществом как индийский доминион. Позже Бутану пришлось бороться за вступление в ООН и доказательство своей юридической независимости. Третий король Джигме Дорджи Вангчук, вступивший на трон в 1952 году, начал политику постепенной модернизации. Китайское вторжение в Тибет заставило Бутан заключить пакт с Индией по защите Бутана от китайского вторжения, и до сих пор безопасность Бутана гарантируется индийскими войсками. Третий Король ввёл торговлю и активизировал денежное обращение в стране. Только в 1971 году Бутан вступил в ООН.


Четвёртый король Джигме Сингье Вангчук вступил на трон в 1972 году и провёл ряд реформ. В Бутан стали допускаться в ограниченном количестве зарубежные журналисты и туристы. Король постарался обеспечить страну инфраструктурой (электричеством, телефоном, радиосвязью, дорогами), минимально затрагивая экологию. В 1998 году король передал исполнительную власть кабинету министров, обеспечив сменяемость и ротацию высших чиновников. В 2002 году в Бутане было введено национальное телевидение (до этого телевидение было запрещено). В последние годы Бутан достиг значительных успехов, благосостояние страны постепенно повышается, совершенствуется и модернизируется инфраструктура. Тем не менее Бутан крепко держится традиций.







Ну а теперь просто зарисовки из жизни Бутана

3. Реакция школьников на фотографа в Тхимпху. (Reuters/Singye Wangchuk)

4. Гималайская гора Джомолхари между бутанскими долинами Паро и Хаа. (Ed Jones/AFP/Getty Images)

5. Бутанский буддийский монах в маске во время приготовления к репетиции танца перед свадебной церемонией короля Джигме Кхесар Намгьял Вангчука с будущей королевой Джецун Пемой. Король обзавелся женой 13 октября 2011 года. (AP Photo/Kevin Frayer)

6. Владельцы магазина готовят большой плакат короля с будущей женой, который они повесят на витрине своего магазина в столице Бутана Тхимпху. (AP Photo/Kevin Frayer)

7. Пожилая женщина на балконе дома в Тхимпху. (Reuters/Adrees Latif)

8. Бутанские женщины в традиционных костюмах на репетиции свадебной церемонии короля. (Reuters/Adrees Latif)

9. Сапожник выставляет традиционную обувь в своей мастерской Тхимпху. В столице все готовятся к свадьбе короля. (Manan Vatsyayana/AFP/Getty Images)

10. Танцоры ждут прибытие короля на свадебную церемонию 13 октября в Пунакхе. Свадьба прошла в исторической крепости Пунакха-дзонг, где в 2008 году король официально принял корону. (Triston Yeo/Getty Images)

11. Туристы и местные жители участвуют в последнем танце на свадебной церемонии у главного стадиона в Тхимпху. (AP Photo/Kevin Frayer)

12. Король Бутана Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (в центре) и уже королева Джецун Пема (за ним) танцуют на празднике в честь их свадьбы. (AP Photo/Kevin Frayer)

13. На последнем дне свадьбы – 15 октября – было 50 тысяч гостей и около 500 артистов. (Triston Yeo/Getty Images)

14. Буддистские монахи исполняют священный танец на свадебной церемонии на главном стадионе столицы. (AP Photo/Kevin Frayer)

15. Люди наблюдают за танцорами на свадьбе короля. (Paula Bronstein/Getty Images)

16. Бутанский король целует свою 21-летнюю жену перед тысячами жителей на третий день свадьбы 15 октября. (Reuters/Adrees Latif)

17. Жители готовятся принять короля Бутана и его новую жену. (Reuters/Adrees Latif)

18. Школьницы с национальными флагами Бутана бегут со множеством других жителей, чтобы увидеть короля и новую королеву Бутана. (Reuters/Adrees Latif)

19. Люди ждут прибытия королевской четы на главной улице Тхимпху. (Triston Yeo /Getty Images)

20. Король Джигме Кхесар Намгьял и королева Джецун Пема приветствуют местных жителей в Пунакхе. (AP Photo/Kevin Frayer)

21. Бутанцы проходят мимо молитвенных флагов в монастыре Такцанг. (AP Photo/Manish Swarup)

22. Статуя Будды после снегопада в Тхимпху. (Reuters/Singye Wangchuk)

23. Новые монахи в буддистском монастыре Деченг Продранг в столице Бутана Тхимпху. (Reuters/Adrees Latif)

25. Бутанец идет по традиционному деревянному мосту в Пунакхе. 50 лет назад Бутан был средневековой страной без дорог, нормальных школ и практически без контакта с внешним миром. Сегодня образование и медицина в стране бесплатны, а средняя продолжительность жизни увеличилась до 66 лет. (Reuters/Singye Wangchuk)

26. Бывший административный центр – одно из крупнейших зданий Бутана. (Reuters/Michael Smith)

27. Шестилетний Сангей читает на уроке в монастыре Дечен Пходранг. В этом государственном монастыре живет около 375 монахов, он также функционирует как сиротский приют. Монахи просыпаются в пять утра и посвящают около 10 часов учебе. Государственная религия – буддизм, хотя в южных регионах исповедуют индуизм. Монахи приходят в монастырь в возрасте 6-9 лет. (Paula Bronstein/Getty Images)

29. Мужчина готовит еду в поселке Джитьянг. (Reuters/Desmond Boylan)

30. Буддистские монахи собрались на церемонию в честь королевской свадьбы в Тхимпху. (AP Photo/Kevin Frayer)

31. Буддистские монахи в комплексе Ташичо-дзонг, который был построен в 1641 году в столице Бутана Тхимпху. (Reuters/Rupak De Chowdhuri)

32. Реакция мальчика на фотоаппарат в поселке Камджи. (Reuters/Adnan Abidi)

33. Традиционные росписи на мосте, выходящем на рынок в Тхимпху. (Manan Vatsyayana/AFP/Getty Images)

34. Монастырь Паро Такцанг – Гнездо тигрицы. (Reuters/Adrees Latif)

35. Студентки в традиционных нарядах ждут своей очереди выступить на репетиции ежегодного концерта в Тхимпху. (Reuters/Singye Wangchuk)

36. Молитвенные флаги на переходе Чилела. (Ed Jones/AFP/Getty Images)

37. Маленькие буддистские монахи отдыхают после нескольких часов молитвы в монастыре в Тхимпху. (Paula Bronstein/Getty Images)

38. Монастырь на холме в долине Хаа. Хаа лежит вдоль западной границы страны, а вдоль северной ее подпирает Тибет. Эта долина закрыта для туристов с 2002 года. (Ed Jones/AFP/Getty Images)

Читайте также: