Сообщение о святой елизавете
Обновлено: 01.07.2024
В конце 20-го века к списку православных святых добавилось имя княгиня Елизаветы Федоровны. Сестра последней российской императрицы была канонизирована церковью в 1992 году. Приверженцы христианства почитают святую Елизавету по причине ее трагического ухода из жизни и общественной деятельности, которой она занималась при жизни.
Происхождение и детство
Елизавета Романова родилась 20 октября 1864 года в немецком городе Дармштадте. Родителями будущей княгини были герцог Людвиг IV и дочка королевы Великобритании — принцесса Алиса. Девочка воспитывалась по классическим традициям, которые предполагали строгое отношение, прививание скромности и простоты в убранстве, еде и поведении. С раннего детства Елизавета отличалась самостоятельностью: убирала комнату, заправляла постель, топила камин. Родители девочки учили ее любви к окружающим, поэтому мама девочки ездила с ней в приюты, больницы и дома для инвалидов, беря с собой цветы и полезные вещи для страждущих.
Многие люди, знавшие Елизавету Федоровну с детства, отмечали, что она всегда проявляла любовь к ближним и была религиозным человеком. Большое влияние на ее жизнь оказали подвиги святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой ее назвали. Трагическим моментом в жизни девочки стала смерть ее трехлетнего брата, который страдал от гемофилии и разбился, упав с балкона. Увидев произошедшее, Елизавета набралась мужества, взяла окровавленного ребенка и внесла в дом. Позднее наступила эпидемия дифтерита, из-за чего умерла сестра девочки Мария и герцогиня Алиса. Ухаживать за осиротевшими детьми стала королева Виктория.
Замужество
В возрасте 20 лет Елизавета стала княгиней, выйдя замуж за князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. Она была знакома с ним еще с детства, когда будущий князь был в Германии со своей матерью. Все претенденты на роль мужа Елизаветы получали отказ, и только Сергею Александровичу удалось завоевать сердце девушки.
После свадьбы князь купил для юной супруги Елизаветы дворец в Санкт-Петербурге. Переехав на новое место, Елизавета стала активно изучать нюансы русского языка, разбиралась в культуре и под влиянием верующего мужа прониклась христианской верой. В 1891 году супруг Елизаветы Федоровны был назначен московским генерал-губернатором, и пара переехала в столицу. В роли жены генерал-губернатора города княгиня Елизавета исполняла ряд социальных обязанностей, включая организацию приемов, концертов, званых ужинов и балов.
Служение Господу
Февраль 1906 года принес Елизавете горе, когда ее супруг был убит от взрыва бомбы, оставленной террористом Иваном Каляевым. После смерти мужа Елизавета часто молилась, соблюдала строгий пост и не участвовала в светских приемах. Спустя некоторое время святая княгиня занялась основанием Марфо-Мариинской обители милосердия, для чего купила усадьбу с садом и несколькими постройками.
На территории обители работал священник, были возведены церковь, больница, аптека, библиотека и школа для детей из приюта.
Название обители посвящено святым евангельским женам-мироносицам Марии и Марфе, которые представляют образы молитвенного и деятельного путей приближения к Всевышнему. Обитель милосердия под наставничеством святой княгини Елизаветы отличалась от других и не являлась монастырем в классическом понимании. В этой обители социальное служение было напрямую и очень тесно связано с православной верой.
Мученический подвиг
Елизавета большую часть времени проводила на территории обители милосердия, и когда в 1916 году к ее воротам подошла яростная толпа с требованием выдать немецкого шпиона — брата княгини, она вышла к людям одна и предложила проверить помещения. В тот раз Господь уберег святую княгиню Елизавету от беды, но после революции к обители снова приблизилась вооруженная толпа, намеренная арестовать княгиню, подозревая ее в шпионаже и хранении в монастыре оружия.
Княгиню вместе с ее помощницами схватили, после чего она находилась в заключении на окраине города Алапаевска. Сопровождающим настоятельницу сестрам предложили освобождение, но они стали умолять о возвращении их к великой княгине Елизавете. В ночи 5 июля 1918 года мученицу святую Елизавету с другими представителями Императорского Дома скинули в шахту заброшенного Нижне-Селимского рудника. В момент, когда палачи сталкивали святую великомученицу, она читала молитву Всевышнему.
Известные люди с именем Елизавета:
Елизавета Петровна (1709–1761)
Родная дочь Петра I, российская императрица (1741–1761). Елизавета старалась вернуться к внутренней политике Петра I. При ней были основаны Московский университет и Академия художеств, Россия одержала победы в Русско-шведской и Семилетней войнах.
Елизавета II (род. В 1926 году)
Королева Великобритании с 1952 года, абсолютный лидер по продолжительности правления среди всех британских монархов. Десятилетия ее правления ознаменовались распадом Британской империи, вступлением страны в Европейский союз (из которого она теперь выходит) и целым рядом крупных вооруженных конфликтов с участием Англии, в том числе в Северной Ирландии, Ираке и Афганистане.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Если вас позвали на празднование дня ангела Елизаветы, то помните, что к выбору подарка и подготовки оригинального поздравления нужно подойти должным образом и с особым старанием. Ведь обладательница столько красивого и величественного имени очень любит, когда ее персоне уделяют внимание.
Иконография
Иконы с образом святой великомученицы начали появляться в 1992 году, когда она была прославлена христианской церковью. Внешние характеристики иконописных изображений заключаются в следующем:
- княгиня изображается в апостольнике;
- в левой руке нарисована уменьшенная копия обители милосердия, а в правой — крест;
- на некоторых иконах вместе со святой княгиней стоит инокиня Варвара.
В любом образе великомученица легко узнаваема. Наличие белого апостольника и нагрудный крест мученика связаны с тем, что при жизни она и ее обитель приняли обет отказа от плотских отношений.
Именины Елизаветы по православному календарю
Следуя церковному календарю, главные именины у Лизы отмечают 7 мая (24 апреля по старому обычаю). В эту дату прославляют память великой Елизаветы чудотворницы. Она была игуменьей в одном храме Константинополя. Славу святой принесло то, что никакие темные силы, бесы или тяжелые недуги не могли устоять перед силой ее молитвы.
Сколько раз в году можно поздравить Лизу с днем Ангела? На протяжении года Елизавету можно поздравить 5 раз.
Какого числа День Ангела Елизаветы по церковному календарю:
Дата | Святой покровитель |
7 мая (24 апреля) | преподобная Елисавета чудотворица, преподобномученица великая княжна Елисавета (1918; рус.). |
5 сентября (23 августа) | праведная Елисавета. |
18 (5) сентября | праведная Елисавета (и пророк Захария), мать пророка Иоанна Предтечи. |
4 ноября (22 октября) | мученица Елисавета. |
31 (18) декабря | праведная Елисавета. |
Пусть хранит Вас Господь!
О чем просят перед образом великой преподобномученицы
К образу святой великомученицы обращаются с молитвами, прося о помощи и заступничестве перед Всевышним. Также великая княгиня помогает в следующих жизненных ситуациях:
- трудные роды;
- рождение недоношенного ребенка и сложности в последующем уходе;
- раковые заболевания;
- страдания, муки и боль.
Поскольку великомученица очень близко стоит к престолу Царя Небесного, как и любая православная святая, обращение к ней может оказать большую помощь. Совершение молитв и песнопений помогает разобраться в проблемах, найти верный путь и избавиться от тяжелых жизненных невзгод.
Как молиться и в каких храмах есть икона
Русская Церковь, прославляя великую княгиню Елизавету Федоровну, составила ей акафист, тропарь и в дни поминовения её в богослужебном календаре сделала соответствующие поправки. Простой мирянин может каждый день читать акафист святой, молитвенно поминая её лично.
Совет! Можно заказать молебен великой княгине, даже с чтением акафиста, который клирики храма должны будут исполнить.
Действительно, Елизавета Федоровна, одна из наиболее почитаемых русских святых, которые приняли мученическую кончину в годину гонений, её образ есть во многих домах православных.
Текст молитвы
Биография великой княгини Елизаветы Феодоровны
Письмо княгини Елизаветы отцу о принятии Православия
Мученическая смерть княгини Елизаветы
Елизавета Фёдоровна: жизнь, как дорога, полная света
Милосердная княгиня
Пример для подражания в делах благотворительности
Где покоятся мощи святой княгини Елизаветы
Канонизация великой княгини Елизаветы
Икона святой преподобномученицы княгини Елизаветы
Молитва святой княгине Елисавете
Стихотворение о великой княгине Елизавете Феодровне
Марфо-Мариинская обитель
Когда празднуется память святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Память святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары мы празднуем в день их мученической смерти — 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю). 1 ноября - день рождения великой княгини Елисаветы. 11 октября - день обретения мощей преподобномученицы Елисаветы.
Биография великой княгини
Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в протестантской вере. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой Николая II, а сама она в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна — в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
Немка по происхождению, Елизавета Федоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила новую родину всей душой. В 1891 году, после нескольких лет размышлений, она приняла православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты.
В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Елизавета Федоровна первой прибыла на место трагедии и своими руками собирала части тела любимого мужа, разбросанные взрывом.
Елизавета Феодоровна решила отдать все свои силы служению Христу и ближним. Она купила на Большой Ордынке участок земли и в 1909 году открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа.
Во время Первой мировой войны великая княгиня активно поддерживала фронт: помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви.
В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал — в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Екатерину позже отпустили на свободу, а Варвара отказалась уезжать и осталась с великой княгиней до конца.
Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как в глубине шахты мученики пели Херувимская песнь.
Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела мучеников достали из шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
Письмо Елизаветы Федоровны отцу о принятии Православия
О приятии Православия Елизавета Федоровна думала с тех пор, как стала супругой великого князя Сергея Александровича. Но немецкая принцесса переживала, что этот шаг будет ударом для ее семьи, верной протестантизму. Особенно для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Только в 1891 году княгиня написала отцу письмо:
Отец не благословил дочь менять веру, но она уже не могла изменить решения и через таинство Миропомазания стала православной.
Мученическая смерть великой княгини Елизаветы Федоровны
Великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали в 1918 году. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель и отслужил там Божественную Литургию. Почти сразу после его отъезда за настоятельницей приехала машина с комиссаром и латышскими стрелками. На сборы дали тридцать минут. Благословив сестер, в сопровождении сестер Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой матушка отправилась в ссылку.
Заключенных на поезде отвезли на Урал — в городок Алапаевск. Вместе с настоятельницей Марфо-Мариинской обители и сестрами отправили великого князя Сергея Михайловича, его секретаря Федора Ремеза, трех братьев — Иоанна, Константина и Игоря; князя Владимира Палея. Сестер Варвару и Екатерину хотели отпустить, но инокиня Варвара пожелала разделить крест с великой княгиней.
Матушка и великий князь Иоанн упали на выступ в стене шахты. Оторвав от своего апостольника часть ткани, преодолевая боль, Елизавета Федоровна перевязала раны князя. Сохранились свидетельства, что проходящие мимо люди слышали, как из глубины шахты звучала Херувимская песнь. Мученики пели, пока не изнемогли от ран.
Через несколько месяцев в Екатеринбург вошла армия адмирала Колчака, и тела убиенных достали из алапаевской шахты. У преподобномученицы Елисаветы, сестры Варвары и великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения; голова великого князя была перевязана куском ткани.
Где покоятся мощи великой княгини
В 1921 году останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары вывезли в Иерусалим. Там они обрели покой в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
Канонизация
Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала мучениц Елисавету и Варвару в 1981 году.
В 1992 году Русская Православная Церковь причислила преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников России. Память их мы празднуем в день их мученической смерти 18 июля по новому стилю (5 июля по старому стилю).
Икона святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Чаще всего иконописцы изображают святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну стоящей; ее правая рука обращена к нам, в левой — миниатюрная копия Марфо-Мариинской обители. Иногда в правой руке святой Елисаветы изображают крест (символ мученичества за веру еще со времен первых христиан); в левой — четки.
Молитвы святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне
Тропарь преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне
Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.
Кондак преподобномученице великой княгини Елисаветы Феодоровны
Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.
Стихотворение о великой княгине Елизавете Федоровне
В 1884 году великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Федоровне стихотворение.
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
Марфо-Мариинская обитель
После гибели мужа от рук террориста Елизавета Федоровна стала вести почти монашеский образ жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские мероприятия. Молилась в храме, соблюдала строгий пост.
Часть своих драгоценностей великая княгиня раздала, а другую часть потратила, чтобы построить обитель милосердия на Большой Ордынке. Здесь были два храма, большой сад, больница, приют для сирот и многое другое.
Первый храм в монастыре освятили во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии, второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Марфо-Мариинской обители милосердия действовал устав монастырского общежития. В 1910 году епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия, а великую княгиню — в сан настоятельницы.
Духовником монастыря стал протоиерей Митрофан Серебрянский. Сама настоятельница вела подвижническую жизнь. Постилась, спала на жесткой кровати, еще до рассвета вставала на молитву, работала до позднего вечера: распределяла послушания, присутствовала на операциях в клинике, вела административные дела обители.
Все операции в больнице проводились бесплатно, причем работали тут лучшие специалисты Москвы. Была и бесплатная столовая для бедняков. Марфо-Мариинская обитель, по сути, выполняла роль многофункционального социально-медицинского центра.
Марфо-Мариинская обитель милосердия. Москва, конец XIX в.
После октябрьской революции 1917 года обитель поначалу не беспокоили, даже привозили сестрам продовольствие и медикаменты. Аресты начались позже. В 1918 году под страху заключили Елизавету Федоровну.
Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 года. Некоторых сестер отправили в ссылку, другие объединились в общину и создали в Тверской области маленькое огородное хозяйство.
Через два года в Покровском храме открыли кинотеатр, а потом там разместился дом санитарного просвещения. В алтаре поставили статую Сталина. После Великой Отечественной войны в соборе обители обосновались Государственные художественные реставрационные мастерские, остальные помещения заняли поликлиника и лаборатории Всесоюзного института минерального сырья.
В 1992 году территорию монастыря передали Русской Православной Церкви. Сейчас обитель живет по уставу, созданному Елизаветой Федоровной. Насельницы проходят обучение в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, помогают нуждающимся, работают во вновь открытых на Большой Ордынке приюте для девочек-сирот, благотворительной столовой, патронажной службе, гимназии и культурно-просветительском центре.
Великая княгиня Елизавета Феодоровна (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась 1 ноября 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в традициях лютеранства. Сестра Елизаветы Алиса стала супругой императора Всероссийского Николая II Александровича и приняла через миропомазание Православие с именем Александра, а сама Елизавета в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна – в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
Немка по происхождению, Елизавета Феодоровна в совершенстве выучила русский язык и полюбила свою новую родину всем сердцем. Здесь она немало потрудилась на ниве благотворительности: посещала детские приюты, больницы, тюрьмы. Еще исповедуя лютеранство, она посещала православные богослужения, а в 1888 году, вместе с супругом Сергеем Александровичем, совершила паломническую поездку на Святую Землю.
В 1891 году, на седьмом году брака, Елизавета приняла православную веру. При желании, она могла оставаться лютеранкой всю жизнь, поскольку каноны того времени предписывали обязательный переход в Православие лишь тем членам августейшей фамилии, которые имели отношение к престолонаследию, а муж Елизаветы Феодоровны, великий князь Сергей Александрович, наследником престола не являлся. Однако после нескольких лет размышлений и наблюдений, немецкая принцесса приняла решение стать православной.
Такой шаг сделать Елизавете Феодоровне было нелегко, ведь она понимала: ее твердое решение перейти в Православие будет ударом для членов ее семьи, верных протестантизму, и в первую очередь для отца, великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV. Тем не менее, 1 января 1891 года Элла (так звали Елизавету в семье) пишет дорогому отцу:
«…А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение.
Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз, более полутора лет назад. Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым: никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо было быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я причиняю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папа?
Вы знаете меня так хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем.
Отец не дал Элле желаемого ответа, но сообщил в письме, что ее решение причиняет ему боль, и что он не может дать благословения. Елизавета Феодоровна, несмотря на свои переживания, не поколебалась в решении стать православной христианкой:
25 апреля, в Лазареву субботу было совершено Таинство Миропомазания Великой княгини Елизаветы Феодоровны с оставлением ей прежнего имени, в честь святой праведной Елизаветы – матери святого пророка Иоанна Предтечи. После Миропомазания император Александр III благословил невестку иконой Нерукотворенного Спаса, с которой Елизавета не расставалась всю жизнь и с ней на груди приняла мученическую кончину.
После убийства мужа в 1905 году Елизавета Феодоровна посвятила себя Господу. Она отреклась от светской жизни и продала свои драгоценности. Вырученные средства были направлены на создание Марфо-Мариинской обители, а часть из них была отдана в казну и родственникам.
18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи, Великая княгиня Елизавета Феодоровна вместе с келейницей Варварой и великими князьями была сброшена большевиками в шахту под Алапаевском и закидана гранатами.
31 октября 1918 года Белая армия заняла Алапаевск. Когда останки убитых были извлечены из шахты, обнаружили, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле Великой княгини Елизаветы Феодоровны, была перевязана частью ее апостольника. Местные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.
Останки Великой княгини Елизаветы Феодоровны были перезахоронены в начале 1921 года под храмом святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Тем самым было исполнено желание Елизаветы Феодоровны быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества в 1888 году.
В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Великая княгиня Елизавета причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских. Ранее, в 1981 году, она была канонизирована Русской Православной Церковью Заграницей.
4 февраля 1905 года. В России полным ходом идет Первая русская революция. В этот день в Кремле недалеко от Никольской башни была взорвана карета генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея. Очевидцам этой трагедии открылась страшная картина: от тела в целости остались только голова, руки и ноги. Около места взрыва на коленях стояла женщина и собирала останки убитого. Это была великая княгиня Елизавета Федоровна, жена князя Сергея. Сегодня мы расскажем об этом необыкновенном человеке - о княгине, ставшей святой.
Елизавета Гессен-Дармштадтская родилась 1 ноября 1864 года. Она была старшей сестрой Аликс - будущей русской императрицы Александры Федоровны. В 14 лет Элла (так звали ее в семье) потеряла младшую сестру, брата и мать и переехала вместе с Аликс жить к бабушке - королеве Виктории. В отличие от своих тихих и замкнутых сестер Элла была активной, волевой, довольно прямолинейной, но невероятно красивой девушкой - одной из самых завидных невест Европы. В 1883 году ей подобрали жениха - младшего брата русского императора Александра III Сергея Александровича. После года взаимных уговоров и ожиданий они поженились. Сначала состоялась церемония православного бракосочетания, а после - лютеранского (Элла была протестанткой, а по законам ей не требовалось менять религию). С этого момента началась история русской великой княгини Елизаветы.
Семейная жизнь Елизаветы и Сергея до сих пор окутана тайнами и слухами. У пары не было детей, поэтому в обществе циркулировали сплетни о том, что супруги приняли обет целомудрия (но документы подтверждают, что они хотели детей, но почему-то не могли их иметь, поэтому воспитывали только детей князя Павла - брата Сергея, у которого в родах умерла жена). Не давали спокойной княжеской чете и слухи о нетрадиционных связях Сергея, которые до наших дней не имеют ни подтверждения, ни опровержения. Одно можно сказать точно: они любили друг друга. Элла писала мужу проникновенные письма, а тот преклонялся перед ее красотой и заваливал жену подарками по поводам и без.
Великая княгиня Елизавета после приезда в Россию очень быстро выучила русский язык и говорила без акцента. Спустя некоторое время они с мужем открыли в Москве, куда Сергея назначили генерал-губернатором, Елизаветинское благотворительное общество, в котором принимали детей нищих и бездомных. Кроме этого, княгиня активно развивала благотворительность. Успевала Элла участвовать и в светской жизни. А в 1891 году она приняла, пожалуй, самое главное решение в жизни: великая княгиня перешла в православие.
За пару лет до этого Элла и Сергей совершили паломничество в Святую землю, где участвовали в открытии храма в честь святой Марии Магдалины. Там Елизавета сказала: "Как бы я хотела быть похороненной здесь. ".
Время конца 19 - начала 20 вв. стало периодом нарастания напряжения в обществе и усиления революционно-террористической деятельности. Сергей и Элла, неоднократно получавшие письма с угрозами в свой адрес, стали умолять императора Николая побороть мятеж и усмирить страну, не без оснований опасаясь за свою жизнь. 1 января 1905 года Сергей был снят с поста генерал-губернатора Москвы, а еще через какое-то время он с женой и приемными детьми переехал в Кремль. В эти дни террористы уже приготовили план убийства великого князя и со дня на день собирались его реализовать.
4 февраля 1905 года карета Сергея Александровича была взорвана в Кремле недалеко от Никольской башни. Убийцей князя оказался эсер Иван Каляев, которого арестовали на месте. Через три дня Сергея похоронили в Новоспасском монастыре Москвы, а не в Петропавловском соборе Петербурга, где покоились все Романовы. Интересно, что царь и царица на похороны не прибыли.
Спустя несколько дней после трагедии и траурных мероприятий великая княгиня пришла в тюремную камеру к убийце своего мужа. Они минут двадцать разговаривали, после чего Елизавета оставила Каляеву Евангелие и сказала, что прощает его. Через пару дней она подала прошение царю о помиловании террориста, которое не было удовлетворено.
С этого момента жизнь княгини круто изменилась. Она оделась в траур по мужу, стала много молиться, соблюдала посты, а ее комната во дворце, откуда вынесли все ценности и дорогую мебель, превратилась в монашескую келью. Спустя четыре года она, всегда мечтавшая помогать страждущим, продала все свои драгоценности и на вырученные деньги в купленной усадьбе основала похожую на православный монастырь Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой жили единомышленницы княгини, желавшие помогать людям. Сама Елизавета стала главой обители, а приходившие служить туда женщины стали сестрами милосердия. Княгиня даже разработала для всех специальную одежду, похожую на монашеские облачения.
Интересно, что монахинями ни Елизавета, ни сестры не были. Приходившие в обитель женщины принимали обеты, но через несколько лет могли уйти в мир и основать семью. Также каждая из них проходила курсы медицинской подготовки.
Сестры милосердия во главе с княгиней лечили больных, ухаживали за страждущими, делали перевязки, кормили и поили бездомных, занимались религиозным просвещением людей. В обители был построен храм, в котором проходили богослужения. Кроме того, при обители был приют для девочек-сирот. Сама Елизавета успевала также посещать самые неблагополучные районы Москвы, где оказывала медицинскую помощь и вызволяла оттуда младенцев. Как только началась Первая мировая, в обитель потекли раненые солдаты с фронтов. В 1915 году при содействии Елизаветы была создана первая в России протезная мастерская.
Елизавету Федоровну в обществе любили и уважали почти все, но вот взаимоотношения с сестрой - императрицей Александрой - день ото дня становились все хуже и хуже. Причиной раздора был все тот же Григорий Распутин. Темой их последней встречи в 1916 году стал он: Елизавета, ненавидевшая Григория и считавшая его шарлатаном, который губит авторитет царской семьи, захотела уговорить сестру отдалить от себя Распутина. Феликс Юсупов вспоминал: " …великая княгиня Елизавета Федоровна, также почти не бывая в Царском, приехала переговорить с сестрой. После того ожидали мы ее у себя. Пришла она к нам дрожащая, в слезах. "Сестра выгнала меня, как собаку! – воскликнула она. – Бедный Ники, бедная Россия!"". Больше они не виделись.
В 1917 году грянула Февральская революция, которая, однако, на княгиню никак не повлияла. А вот после Октябрьского переворота жизнь обители милосердия стала труднее. Послы некоторых европейских стран пытались уговорить Елизавету уехать из России, но она всякий раз отказывалась. В мае 1918 года ее вместе с сестрой обители Варварой Яковлевой арестовали и отправили сначала в Екатеринбург, где уже жила царская семья, а потом в Алапаевск, где ее поместили под арест с другими Романовыми. В ночь с 16 на 17 июля была расстреляна царская семья, а следующей ночью алапаевские узники были живыми сброшены в шахту. Когда тела в октябре были извлечены из шахты белогвардейцами, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её одежды. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.
В 1920 году тела убитых были перевезены в Читу, оттуда в Пекин, а через год останки княгини Елизаветы и ее помощницы Варвары были доставлены в Иерусалим, в храм Марии Магдалины, где они и были похоронены. Сбылась мечта княгини Елизаветы более чем 30-летней давности. В 1992 году они были причислены к лику святых.
Такой была жизнь необыкновенной княгини Елизаветы Федоровны. Она, родившаяся в земле Гессен, бывшая внучкой королевы Виктории, в России стала не только княгиней, но и благотворительницей, основательницей обители милосердия и . святой.
Читайте также: