Сообщение о священном животном 4 класс орксэ

Обновлено: 05.05.2024

Обучающая: Ознакомить учащихся с историей возникновения первых религий.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам.

Развивающая: развивать образную, эмоциональную речь, формировать коммуникативные способности.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_orkse_4_klass.docx 24.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

Разработал: Гаффарова Дамира Вакиловна

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Основы религиозных культур и светской этики:

Проверил: _ Закирова Лилия Ахатовна_

ФИО руководителя практики

Тема урока: Возникновение религий. Древнейшие верования.

1. Дата проведения – 07.09.2017 г.

2. Тип урока – урок усвоения новых знаний.
3. Технология урока – проблемно-диалогическое обучение .

4. Цель урока – формирование представления о причинах возникновения религий

Обучающая : Ознакомить учащихся с историей возникновения первых религий.

Воспитывающая : воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам.

Развивающая: развивать образную, эмоциональную речь, формировать коммуникативные способности.
6. Планируемые результаты:

предметные : определять причины явлений и событий, осуществлять поиск, обработку и использование информации, сравнивать и группировать факты, явления; делать выводы на основе обобщения знаний

-познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

-регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-коммуникативные: определять собственное отношение и формулировать свою точку зрения; с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; организовывать учебное взаимодействие в группе

личностные : принятие и усвоение социальной роли обучающегося; обретение мотивации к изучению нового материала; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

7. Основные термины, понятия – пантеон, многобожие, обереги, монотеизм, ритуал, жрец

4) карточка с заданиями у каждого учащегося;

5) альбомные листы; маркеры

а) организационный момент:

(Приветствие, фиксация готовности обучающихся к учебному занятию, организация внимания школьников.)

Мы учимся упорно

Стараясь двигаться вперед.

Мы, школьный народ!

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

-Какие религии вы знаете?

-Мы в 4 классе познакомились с ОРКСЭ. Назовите наиболее запомнившиеся вам темы.

б) основная часть :

1. Постановка проблемного вопроса

«Где - то в горах была расположена одна деревня, все жители которой были трудолюбивыми людьми и верили в Бога.

Каждый был уверен, что он существует, но никто не знал, как он выглядит. В деревне из поколения в поколение передавалась легенда, что Бог живет за высокими горами, в море. Все слышали эту историю, но никто не решался отважиться на путешествие к морю.

И вот однажды, нашелся смельчак и отправился в путь. Вся деревня его провожала, в надежде, что по возвращению он расскажет, как выглядит Бог .

Когда смелый путешественник достиг моря, его взору открылся великолепный вид, и путник, не раздумывая вошел в море. Он был решительно настроен увидеть там Бога. И он увидел рыбу. Отважный смельчак, окрыленный таким откровением, поспешил вернуться в деревню и всем поведать, что Бог выглядит как рыба.

Жители поверили ему и с тех пор стали поклонятся Богу-рыбе.

Прошло много лет. Поколения сменялись, вера в Бога оставалось такой же крепкой. Но однажды один молодой и целеустремленный юноша, так же как и когда-то первый смельчак, решился на путешествие. Он отправился в путь, в надежде самолично увидеть Бога-рыбу.

Опять собрались все жители, проводили его, и стали ждать возвращения.

И смелый юноша вернулся какое-то время спустя. Каково же было всеобщее удивление, когда юноша стал утверждать, что он не видел Бога-рыбу, а увидел Бога-осьминога, и что первый смельчак ошибся.

Спустя какое - то время, пока третий смельчак был в своем нелегком путешествии к морю, жители деревни разделились на два лагеря: одни верили в Бога-рыбу, а другие всей душой приняли Бога-осьминога.

Когда же, наконец, третий отважный вернулся в деревню, конфликт разгорелся с новой силой. Вернувшийся смельчак с уверенностью в голосе утверждал, что первые два были неправы и Бог выглядит как уж.

-А почему путешественники приняли за Бога разные существа?

-Подумайте и скажите, в кого же тогда верили древние люди?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

2. Постановка цели, формулирование темы урока

-Попробуйте сами сформулировать и назвать тему нашего урока. Поработайте в группах. Ответы запишите на листочках.

(Учащиеся формулируют тему урока (в группах), записывают на листочках, высказывают собственное мнение).

- Кто из вас знаком с понятием пантеона? Многобожия?

- Многобожие – религия, в которой почитается много богов.

-Кто из вас читал мифы разных народов?

-Что запомнилось вам из прочитанного?

У древних египтян было множество богов. Бог солнца Ра считался главным богом. Каждое утро он проплывал в своей лодке по небосводу, освещая землю. Особо почитали бога мудрости Тота. Он изображался в виде человека с головой птицы ибис. По мнению египтян, Тот научил людей письму, счету, разным знаниям.

( Слайд 4: Бог солнца Ра, бог мудрости Тот).

-Но не все духи и боги были добрыми и благоволили людям. А как люди могли защитить себя от злых духов?

(Использовали разные предметы – медальоны, куклы, кости животных и кулоны, монеты, которые защищали их.)

-Как вы думаете, как назывались эти предметы одним словом?

Религиозный ритуал помогал усопшему фараону совершить переход из царства живых в царство Осириса, где он превратится в звездное божество. Для этого нужно было совершить множество церемоний.

-У наших далеких предков-древних славян также было немало богов и духов, которые отождествлялись с силами природы. Самым ярким из них был Род-бог творец. Внешне боги были похожи на людей, но многие из них могли превращаться в животных, в образе которых они и представали перед людьми. Среди них Белбог, Велес, Даждьбог, Перун, Лель, Сварог и другие.

-Служителями культа в этих цивилизациях были жрецы. Их задача заключалась в служении богам и совершении обрядов, основным из которых являлось жертвоприношение. После жертвоприношения жрец обычно произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии . (Слайд7)

(По ходу урока все новые слова вывешиваются на доске)

Запись в тетрадь терминов и понятий.

в) заключительная часть урока (подведение итогов ):

  1. Когда возникли у человека религиозные чувства?

а) в современное время

б) на самом раннем этапе истории развития человечества

в) когда человек научился читать и писать

б) в богов и духов

в)в единого Бога

  1. Как называется религия, в которой почитается много богов.

(Проверка осуществляется по слайду)

-Почему древние люди заботились о душах своих предков?

-Что такое пантеон?

-У какого народа возникла вера в Единого Бога?

- Молодцы. Вы успешно справились с работой.

-А теперь оцените вашу работу на уроке самостоятельно. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы:

Сегодня на уроке я узнал .

Мне было особенно интересно .

(учащиеся записывают на своих карточках ответы, отвечают устно)

Список использованной литературы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян".


Конспект урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования".

На данном уроке ученики узнают, как возникли религии, знакомятся с древнейшими верованиями.


Конспект урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

Данный урок является продолжением по теме. Основные термины и понятия урока - христианство, ислам, буддизм, нирвана.


Конспект урока ОПК "Культура и религия"

Ребята знакомятся о основными понятиями, дают им характеристику, раскрывают смысл слов "Родина", религия, культура.




Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования"

Конспект урока по предмету ОРКСЭ. 4 класс. Модуль "Основы религиозных культур народов мира".

10 место: В старину у китайцев было четыре священных животных – тигр, черепаха, дракон и феникс. Кстати, если на Западе Россию принято отождествлять с медведем, то для китайцев мы – тигры. Тигр символизирует мужскую энергию “янь”.

9 место: В далекие времена славяне верили, что дикие животные являлись их прародителями: каждое племя имело свой тотем – священное животное, которому поклонялось. Например, лютичи считали своим предком волка.

8 место: В Египте священными были чуть ли не все животные. Их там до сих пор чтят. В Египте можно найти кладбища священных крокодилов, священных баранов и священных ибисов.

7 место: В санскрите есть слово хома-дхену, то есть “жертвенная корова”. Коровы у индуистов считаются священными животными, и убивать их, безусловно, запрещено. В Бомбейском аэропорту используют магнитофонную пленку с записью рычания тигра для того, чтобы разгонять коров со взлетной полосы – ни один индиец не тронет священное животное.

6 место: Черепаху, считали атрибутом богини Афродиты и Урании, а в древней Греции она стала символом женщины – хозяйки дома, поскольку главной добродетелью греческих женщин было тихое сидение дома.

5 место: Ящериц на Таити считали вместилищами богов или священными животными богов. Маори испытывали перед ними страх, считая вестниками зла и духами тайников.

4 место: Саламандра считалась в средние века воплощением философского камня, имевшим способность тушить огонь необычайным холодом своего тела.

3 место: Коты. В японском городе Кагосима есть Храм Кошек. В 1600 году тогдашний японский правитель взял с собой на войну семь котов. По сужающимся и расширяющимся кошачьим зрачкам он определял время. Именно в честь этих котов и построен храм. Кстати, и в Европе было время, когда кошек уважали, а не жгли на костре, как ведьм. Одна легенда гласит, что полосатая кошка согрела младенца Иисуса и заслужила благодарность Девы Марии.

2 место: Белый слон – священное животное Таиланда. Для тайца увидеть мифического белого слона наяву – то же, что для православного встретить Богородицу. Сейчас один белый слон есть, по слухам, в Лаосе, но никто его не видел. Кстати, в Бангкоке можно купить бумагу, сделанную из слоновьего помета. Помет проходит несколько этапов ручной обработки и превращается в фактурную бумагу для фотоальбомов, блокнотов и записных книжек в стиле ретро.

1 место: Крокодилы – священные животные в государстве Буркина Фасо. Местные ребятишки там запросто тянут за хвосты крокодилов, а женщины безбоязненно полощут белье и моют посуду в водоеме, который кишит крокодилами. Крокодилы не трогают местных жителей, потому что те буквально закармливают крокодилов курятиной, так что на людей крокодилы совершенно не реагируют. Древние египтяне тоже считали крокодилов священными и бальзамировали после смерти.

ОРКСЭ - Основы религиозных культур и светской этики ( пришлось искать, что обозначает аббревиатура

Доклад о тотемных животных (4 класс)

В старые времена некоторые народы верили, что боги могут превращаться в животных и оберегать людей от бед и напастей. Другие же считали, что среди их предков были не только люди, но и звери, от которых им передалась ловкость, здоровье или сила. Таких животных люди называли тотемными.

Тотемным животным могло стать почти любое живое существо. Например, хищник, птица или рыба. Были народы, тотемными животными которых становились змеи, насекомые или даже звери из сказок.

В благодарность за защиту древние народы поклонялись своему тотемному животному. Но проявлялось это у разных народов по-разному. У большинства народностей был запрет за убийство тотемного животного, но в некоторых традициях люди, наоборот, верили, что силу им придает поедание мяса тотемного животного. В любом случае в древние проводили в честь животного магические обряды, потому что верили, что это укрепляет связь народа с божеством.

Первые попытки нарисовать или вырезать из дерева тотемное животное привело к тому, что у людей зародилось искусство. Уже в самом начале истории человечества дикари пытались нарисовать глиной тотемных животных на стенах пещер. Позднее изображениями тотемных животных украшали одежду и дом, детям делали игрушки в виде тотемных животных.

Какие животные чаще всего становились тотемами?

Волк. Волк – грозный и беспощадный хищник лесов. Он хорошо охотится и быстро бегает.

Тигр. Тигр – сильная и ловкая кошка, которой нет равных в схватке.

Орел. Орел – крупная и зоркая птица, которая почти никогда не промахивается на охоте.

Слон. Слон имеет огромные размеры, он очень сильный и умный.

Змея. Змея изящная и бесшумная, ее нападение всегда смертоносно для врага.

Существуют ли тотемные животные в наши дни?

Считается, что вера в тотемных животных является примитивной и давно уже не встречается в современном мире. Однако это не так. Даже сейчас человек может почувствовать особую связь с каким то животным и в трудную минуту мысленно просить помощи. Образ тотемного животного может подарить вдохновение, подпитать силами или дать чувство защищенности.

Анимизм – это вера в то, что все существа на планете, даже неживые, имеют душу. До сих пор отдельные народы уверены, что некоторые звери являются священными.

1. Священные коровы




В индуизме корова считается символом пищи и жизни. Ведические священные книги говорят о том, что к этим животным "следует относиться с таким же уважением, как к собственной матери". Их нельзя убивать и есть. Корова является символом планеты. Она является источником полезных продуктов: пищи в виде молока и топлива в виде навоза, а в ответ требует очень мало. Хотя индусы считают корову священной, они не особо почитают быков, считая их всего лишь одним из подарков Бога. В сельских районах Индии корову считают самым богоугодным и щедрым подарком и часто животных отдают в качестве приданного.


2. Медведь – подарок богов





Поклонение медведям – одно из самых древних религиозных верований в мире. Еще со времен нового века медведь считался очень почитаемым животным. Медведю поклонялись неандертальцы первоначально в Северной Америке и Евразии. У древних народов западной Европы богиня дикой природы всегда изображалась в виде медведицы. Таким же образом греческая богиня Артемида облачалась в тело медведицы. У народности Нивхи, которая проживала на территории современной России, медведи участвовали в церемониях в честь погибших солдат. В Японии народы айну называли медведя "камуй", что значит "бог". Айну употребляли медвежье мясо в пищу, так как считали, что шерсть и мясо медведя послано им богами.


3. Овцы, имеющие духовное значение




Овцы имеют духовное значение во многих культурах. У древних восточных цивилизаций, включая народы Среднего Востока и Средиземноморья, овцы были религиозным символом, а их черепа часто занимали центральные позиции в гробницах. На Мадагаскаре есть овец запрещалось, так как люди верили, что в них вселяются души умерших предков. Мусульмане приносят овец в жертву в самый святой день в году. Греки и римляне также приносили овец в жертву в ходе религиозных церемоний, особенно на Пасху. В Авраамических религиях (христианстве, иудаизме и исламе) признается важная роль овцы. Большое количество различных религиозных фигур, включая Авраама, Исаака и Мухаммеда, были пастухами овец.


4. Почитаемые слоны





В тайской культуре слоны – символ мира и силы. Исторически они выступали неотъемлемой частью войн, а также играли роль вьючных животных. В Таиланде старшее поколение почитает слона как магическое животное. Считается, что изображения или статуэтки слонов с поднятым вверх хоботом приносят удачу.


Люди особенно верят в то, что к белому слону переходят души покойных. Если слона удавалось найти и поймать, его отправляли к королю. Их не разрешалось продавать или покупать. После смерти слона оплакивали так же, как и человека.


А в городе Сурат, Индия, незамужние женщины отмечали праздник Alunām. Во время празднований одинокая женщина танцевала и пела вокруг глиняной скульптуры слона.


5. Мудрые совы





В одних частях света совы являются зловещим символом: их ассоциируют со смертью и неудачей. В других частях мира они выступают в роли символа процветания. У индусов сова приносит удачу, так как она связана с богиней Лакшми. В Древней Греции богиню Афину часто изображали вместе с совой, которая символизировала мудрость.


6. Крокодилы




В Древнем Египте крокодилы представляли бога Себека. Восхищаясь скоростью, ловкостью и охотничьими навыками крокодилов, египтяне определяли качества этого королевского животного, как необходимые для фараона, особенно в бою.


7. Королевские тигры





У китайцев тигр заменяет льва в роли царя зверей. Тигр представляет монархию, смелость и ярость. Это одно из животных китайского астрологического календаря – важный символ в китайских мифах и обычаях. Его часто изображают, как равного соперника китайского дракона, вместе они представляют борьбу между материей и духом. В Древнем Китае тигр являлся символом войны и представляет собой наивысший чин в армии. Он почитался, как бог запада Байю, а также ассоциировалось с осенним сезоном и металлом. Белый тигр часто появляется в культуре китайцев, как символ силы, красоты и исключительности.


Махатма Ганди говорил: "Величие нации и ее моральный прогресс оцениваются по тому, как она относится к своим животным".

Читайте также: