Сообщение о струнном оркестре

Обновлено: 25.06.2024

состоит из одних смычковых инструментов. Включает 5 партий: 1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы. В прошлом не выделялся композиторами как состав, отличающийся от симф. оркестра, т. к. в музыке 17 - 1-й пол. 18 вв. последний нередко ограничивался смычковыми и клавесином, исполнявшим партию basso continuo (Г. Пёрселл, опера "Дидона и Эней"); в классич. музыке - также и без basso continuo (В. А. Моцарт, "Маленькая ночная серенада"). С. о. в совр. понимании сложился во 2-й пол. 19 в., т. е. в период зрелости симф. оркестра, когда его струнная группа была осознана как самостоятельный исполнительский аппарат. С. о. доступны и камерность, интимность высказывания, присущие камерному ансамблю, и напряжённость, насыщенность звучания симф. оркестра. С. о. использовался в отд. номерах музыки к драмам ("Смерть Озе" из музыки Э. Грига к драм. поэме Г. Ибсена "Пер Гюнт"), в отд. частях орк. сюит. Позже ряд композиторов создал самостоят. циклич. сочинения, нередко являющиеся стилизацией муз. жанров прошлого; тогда же назв. состава начали выносить в заголовок (А. Дворжак, Серенада для струн. оркестра E-dur ор. 22, 1875; П. И. Чайковский, Серенада для струн. оркестра, 1880; Э. Григ, "Из времён Хольберга. Сюита в старинном стиле для струн. оркестра" ор. 40, 1885). В 20 в. диапазон жанров, доступных воплощению с помощью С. о., расширился, в его трактовке возросла роль насыщенного орк. звучания. Для С. о. пишут симфониетты (Н. Я. Мясковский, Симфониетта ор. 32, 1929), симфонии (Б. Бриттен, Простая симфония, 1934; Ю. М. Буцко, Симфония, 1965), циклы нового типа (В. Лютославский, "Траурная музыка" памяти Б. Бартока, 1958). Возросшая дифференциация состава оркестра на отд. партии достигла высшей точки в "Плаче по жертвам Хиросимы" для 52 струн. инструментов К. Пендерецкого (1960). Для усиления драматического или красочного эффекта к струнным нередко присоединяются труба (А. Онеггер, 2-я симфония, 1941, труба ad libitum), литавры (M. С. Вайнберг, симфониетта No 2, 1960; Э. М. Мирзоян, симфония, 1964), группа ударных (Ж. Бизе - Р. К. Щедрин, Кармен-сюита; А. И. Пирумов, симфония, 1970).

Литература : Римский-Корсаков H. A., Основы оркестровки, под ред. М. Штейнберга, ч. 1-2, Берлин - М. - СПБ, 1913, Полн. собр. соч., т. III, М., 1959; Фортунатов Ю. A., Предисловие, в нотном изд.: Мясковский Н., Симфониетта для струнного оркестра. Партитура, М., 1964.

И. А. Барсова.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "Струнный оркестр" в других словарях:

СТРУННЫЙ ОРКЕСТР — оркестр, состоящий из струнных смычковых инструментов скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, а также из народных инструментов … Большой Энциклопедический словарь

струнный оркестр — оркестр, состоящий из струнных смычковых инструментов скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов. * * * СТРУННЫЙ ОРКЕСТР СТРУННЫЙ ОРКЕСТР, оркестр, состоящий из струнных (см. СТРУННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ) смычковых инструментов скрипок (см.… … Энциклопедический словарь

СТРУННЫЙ ОРКЕСТР — (смычковый о.), cм. Оркестр … Музыкальный словарь Римана

Струнный оркестр Люцернского фестиваля — Не следует путать с Оркестром Люцернского фестиваля. Струнный оркестр Люцернского фестиваля (англ. Festival Strings Lucerne) швейцарский камерный оркестр из Люцерна, основанный в 1956 году художественным руководителем… … Википедия

СТРУННЫЙ — СТРУННЫЙ, струнная, струнное. Со струнами, производящий музыкальные звуки струнами. Струнные инструменты бывают щипковые, клавишные и смычковые. || Состоящий из музыкальных смычковых или щипковых инструментов. Струнный оркестр. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

Оркестр — (от греч. ορχήστρα) большой коллектив музыкантов инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон. Содержание 1 Исторический очерк … Википедия

оркестр — а; м. [франц. orchestre от греч. orchēstra площадка перед сценой в древнегреческом театре] 1. Коллектив музыкантов или совокупность различных инструментов, участвующих в исполнении какого л. музыкального произведения. Дирижировать, руководить… … Энциклопедический словарь

ОРКЕСТР — коллектив музыкантов, обычно включающий в себя исполнителей на струнных инструментах. Оркестры создаются для публичных исполнений музыки концертов, а также для сопровождения театральных представлений. Слово оркестр греческого происхождения и… … Энциклопедия Кольера

Оркестр — (от греч. orxestra круглая, позже полукруглая площадка антич. театра, где, совершая ритмич. движения, пел свои партии хор трагедии и комедии, от orxeomai танцую) предназначенный для совместного исполнения муз. произв. коллектив музыкантов … Музыкальная энциклопедия

струнный — 1) струнный ая, ое. 1. прил. к струна (в 1 знач.). Песня показалась мне удивительно знакомой и понятной, хотя слушать ее мешал струнный звон, надоедливо перебивая течение песни. М. Горький, В людях. || Похожий на звучание струны, звучный,… … Малый академический словарь

Струнный оркестр — оркестр, состоящий исключительно из струнных инструментов.

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Струнный оркестр по сути представляет собой группу смычковых струнных инструментов оркестра симфонического. В струнный оркестр входят две группы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты, виолончели и контрабасы. Такой тип оркестра известен с XVI—XVII веков.


Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:

Изредка выписывается партия для самого низкого струнно-смычкового инструмента — октобаса.

Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав от до контроктавы до пятой октавы [1] .



Камерным называют небольшой по числу инструментов оркестр, который состоит в среднем из 20–40 музыкантов. Его основу составляют струнные: скрипки, альты, виолончели, контрабас — с добавлением духовых и других инструментов.

В XVIII веке оркестр получил свое современное название. Оно происходит от греческого orchestra — круглая площадка античного театра, где располагался хор. Тогда же появились серьезные различия в составе инструментов в зависимости от предназначения оркестра. Выделялись придворные, оперные, церковные и военные оркестры.

В России оркестры никогда не были связаны с церковью, потому что в православном богослужении участвуют только певчие. Зато духовые и ударные инструменты использовали в русских войсках для звуковых команд и поднятия боевого духа солдат как минимум с XIV века. Число инструментов в полку могло доходить до 140, но музыкантов собирали от случая к случаю. Регулярные полковые оркестры появились в России после окончательного формирования регулярной армии — при Петре I.

В 1672 году царь Алексей Михайлович учредил первый придворный театр по образцу европейского. При театре служили иностранные музыканты. А в 1731 году появился первый русский придворный оркестр. По составу он напоминал европейские, в нем было до 40 музыкантов.


Струнный оркестр представляет собой ансамбль формируется исключительно из струнных инструментов . Если по мнению композиторов возможны все комбинации , то в классической основе лежит набор струнно-смычковых инструментов : скрипки, разделенные на две обычно равные части, альты , виолончели и контрабасы . В зависимости от подходящих периодов или музыкальных жанров к этому фундаментальному образованию можно добавить клавесин , арфу , реже фортепиано . Количество инструменталистов на парту может сильно варьироваться от одного произведения к другому: от нескольких музыкантов для камерного оркестра (например, 2/3 первых скрипки, 2/3 вторых скрипки, 2/3 альта, 2 виолончели и 1 контрабас) , он может быть сформирован из полной секции струн большого симфонического оркестра , часто насчитывающего более шестидесяти музыкантов.

Если у струнного оркестра есть репертуар, специально написанный для него, нередки случаи, когда аранжировки , в основном из струнных квартетов или симфонических произведений , адаптируются для этого строя.

Резюме

Письмо


Во времена барокко

Помимо музыкальных форм ( сюиты , симфонии , чаконны или пассакалии , сарабанд или менуэтов …), специально сочиненных для него, струнный оркестр используется для сопровождения первых концертов . Исходя из Concerto Grosso итальянски с конца XVII - го века с его континуо , где некоторые музыканты оставляют ряды, часто в диалоговой полифонические , он естественным образом поддерживает или концертные исполнители к классическому периоду , так же процесс , используемый до настоящего времени некоторыми композиторы, желающие сохранить более войлочную и интимную сторону этого музыкального жанра .

Во времена классики

Некоторые произведения камерной музыки по Моцарту (как Night Music Литтл ) от Гайдна и других, первоначально написана для трио , а квартет или квинтет видеть их различные части , которую играют многие музыканты, обогащая таким образом свой репертуар.

Романтизм


Современное время

В XX - го века, композиторы продолжали обогащать этот конкретный каталог: Andante Festivo по Сибелиуса , Дивертисмент на Бартока , Аполлон Мусагет от Игоря Стравинского , траурная музыка по Лютославский , Simple Symphony по Бенджамина Бриттена и т.д. Ральф Воан Уильямс и Майкл Типпетт даже исполняют произведения для двухструнного оркестра. Здесь также камерные произведения были адаптированы для струнного оркестра: Адажио для струнного по Сэмюэлю Барбера , 3 пьесы из Лирической сюиты по Бергу , Verklärte Nacht по Шенбергу или второй струнный квартет Джона Корильяно .

Современный период

Современный поток минималистской музыки часто использует струнные ансамбли. К примеру , включает симфонию н о 3 американском Philip Glass .

Читайте также: