Сообщение о старооскольской игрушке

Обновлено: 02.07.2024

Статья содержит материал по истории старооскольской игрушки, её возраждению и особенностям. Данный материал может пригодится для подготовки занятий по белгородоведению, знакомсту с видами глиняных игрушек.

ВложениеРазмер
Старооскольская глиняная игрушка - культурное наследие Белогорья. 39 КБ

Предварительный просмотр:

Старооскольская глиняная игрушка – культурное наследие Белогорья

Искусствоведы разделяют глиняную игрушку на три вида: городская, деревенская и посадская.

Городская глиняная игрушка - это даже не игрушки, а декоративные изделия, вобравшие в себя черты городской культуры. Городская игрушка отличается сложностью форм и разнообразием образов: нарядные барыни, офицеры, няни с детьми, монахи. В основном фигуры сопровождаются обилием лепных деталей. Городская глиняная игрушка, сочетая в себе традиционные мотивы, многообразие авторских решений и изысканное городское исполнение. Ярким представителем городской глиняной игрушки является Романцовская игрушка.

Крестьянская игрушка - это фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Среди разных видов народной игрушки крестьянские отличались наибольшей традиционностью, близостью к исконно крестьянскому искусству и быту русской деревни. Ярким представителем деревенской глиняной игрушки является Каргопольская игрушка.

Для того чтобы понять, что такое посадская игрушка , необходимо знать что такое посад.

Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Старооскольская глиняная игрушка является ярким представителем посадской игрушки.

История Старооскольской игрушки

Из чего делали старооскольскую игрушку?

Старооскольские мастера-игрушечники использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть белую, красную, синюю, желтую и бежевую.

Как обжигали игрушку?

Как расписывали игрушку?

Для росписи старооскольской игрушки применялись прямые и косые линии, точки, овалы, ромбы со скругленными углами, сплошное покрытие краской небольших участков. Как правило, для раскраски игрушки использовался один цвет и очень редко – два. Основные цвета: зеленый, малиновый и, значительно реже, красный, синий, желтый. Раньше для раскрашивания игрушек использовали анилиновые краски, которыми в бытовых условиях окрашивали ткани, а позднее стали применять акварельные краски, темперу, специальные керамические краски. Раскрашивали игрушки кисточкой. Многие из наносимых на игрушку знаков являются глубоко архаичными: волнистая линия – вода; прямая линия – земля; ромб, квадрат – поля; перекрещенный ромб с точками – засеянное поле; круг, крест – солярные солнечные знаки;

В конце XX века при раскопках в слободе Казацкой был найден клад глиняной игрушки. Основные игрушки клада: дамы, коники, бараны, казаки на коне, медведи, коровы, птички, собачки (очень напоминали фабричную игрушку из целлулоида начала ХХ века).

Большинство игрушек сестры Гончаровы признали как игрушки их матери Гончаровой Анастасии Павловны (1876-1933) и старшей сестры Тарарыевой (Гончаровой) Евдокии Михайловны (1908 – 1992). Несколько фигурок дам имеют лицо, оттиснённое штампом. Сестры Гончаровы помнят, что штампы их мама снимала с фабричной пластмассовой игрушки.

В апреле 2007 г. был создан клуб любителей старооскольской глиняной игрушки. Участниками клуба являются и дети, и молодёжь, и люди среднего возраста, в основном учителя рисования общеобразовательных школ города. Задача клуба возродить утрачиваемые традиции для будущих поколений, обучить новых мастеров для того, чтобы не дать в дальнейшем угаснуть этому промыслу.

Уточка. Старооскольская глиняная игрушка-свистулька. Татьяна Шиян

Старый Оскол

Город Оскол был образован в 1593 г. как одна из сторожевых застав южных рубежей Русского царства. Застава была названа по имени реки, на берегах которой расположена. Поселение постоянно разорялось кочевниками, терпело набеги, местное население неохотно здесь оставалось. Основную часть населения составляли стрельцы, казаки, пушкари, ямщики, гончары, о чём сегодня говорят названия пригородных слобод: Стрелецкая, Ямская, Пушкарка, Казацкая, Ездоцкая.

Со временем многое изменилось, на Белгородских землях стало спокойнее. Из Москвы, Воронежа, Романова, Рязани, Серпухова и Запорожья потянулись в Осколье переселенцы. Они-то, скорее всего, и научили лепить игрушки местных гончаров.

Глина

Местная материальная основа гончарства тоже была — необычная беложгущаяся глина, а также и красножгущаяся, с давних времён привлекали гончаров, были материалом для глиняных поделок. Об этом свидетельствуют находки старинных простейших форм свистулек-окарин с тремя или пятью отверстиями, напоминающих очертаниями птицу. Такие свистульки находят практически во всех местах бытования центров традиционной глиняной игрушки, эту форму относят к наиболее древним.

Старооскольские гончары-ремесленники использовали в работе как беложгущуюся, так и красножгущуюся глину, а в ряде случаев, при производстве труб, подставов (дымоходов), грузил для рыбацких сетей и прочих неответственных гончарных изделий, применяли порой низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок.

Беложгущаяся глина в окрестностях Старого Оскола была двух видов.

Для обжига делали в меловой горе горны, которые топили огромными пнями, которые долго горели, поддерживая необходимую температуру.

История старооскольской игрушки

На протяжении всего периода истории развития ремёсел и промыслов Старого Оскола нет письменных свидетельств о развитии этого подсобного промысла. Это может говорить о том, что игрушечный промысел не был выделен в специализированную ветвь и не имел особенного значения в промысловой жизни ремесленников. Тем не менее как вспомогательный промысел старооскольская глиняная игрушка существовала, и для нас сохранились артефакты разных периодов.

Как и многие другие глиняные игрушки, старооскольская появилась на основе гончарного промысла. Долгое время считалось, что промысел начал существовать с конца XVII—начала XVIII вв., однако благодаря находкам группы энтузиастов во главе с Борисом Андреевичем Шевченко было доказано, что местные глиняные игрушки существовали значительно раньше.

За время своего существования старооскольская глиняная игрушка прошла долгий путь развития, который условно можно разделить на шесть этапов.

Первый этап (XV–XVI вв.)

Находки двух кладов археологической старооскольской глиняной игрушки в 19992 и 1994 гг. и консультации с московскими археологами подтвердили, что старооскольская игрушка появилась на территории будущего города Старый Оскол уже в XV веке.

Вполне возможно, что в Старом Осколе игрушки стали лепить переселенцы из Москвы. Впрочем, игрушки такой формы этого периода характерны для многих городов европейской части России.

XVI–XVIII вв.

Как это часто бывает, поначалу возникла необходимость в гончарной посуде, наладился промысел, а попутно стали делать игрушки. Женщины и дети лепили игрушки-свистульки, затем сушили их, заполняли ими горшки и всё вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали.

Изменение игрушки

Всего было найдено более 600 глиняных игрушек и их фрагментов, относящихся к XVI–XVIII вв.

Безногий всадник

Потеряла популярность фигурка коника, зато появился безногий всадник, ухватившийся руками за шею коника. Самый популярный головной убор у этих всадников — фуражка и петровская треуголка.

В последующие периоды и вплоть до XVIII в. пластика игрушек менялась слабо. Крупные цилиндрические погремушки стали делать в 1,5-2 раза меньше по диаметру, появились мелкие сферические погремушки. Более толстые стенки мелких погремушек не давали громкого шума, в конце XVII века их лепить перестали.

Новые формы

Окраска, росписи

Раскраска игрушек довольно примитивная: прямые и волнистые линии, уголки, веточки. Довольно часто правый и левый бока игрушки расписаны по разному.

Третий этап — конец XVIII–1870-е гг.

Игрушек этого периода обнаружено немного.

Можно предположить по единичным находкам, что в это время мастера начали украшать игрушки налепами. Раскрашивали изделия, как и раньше, охрой. Игрушка несколько усложнилась, но осталась посадской.

Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку.

С середины XIX в. наступил период упадка промысла, также и в связи с общим ухудшением экономики города.

Количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов в середине XIX в. до 67 дворов в 1904 г.

Этап четвёртый — конец XIX–1990-х гг.

Во втором кладе (найден в 1994 г.) было около 300 игрушек и их фрагментов конца XIX–первой трети XX веков.

Новые образы

Пластика

Стала более примитивная пластика. Безногого генерала заменил казак с ногами, появились фигурки собаки и медведя с кувшином-свистком и птичка на высокой ножке.

Роспись

Сколько тогда стоила игрушка

В те времена игрушка стоила на рынке одно куриное яйцо, казак на коне — два яйца.

Мастера-свистюлишники XIX-XX вв.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов гончарное ремесло в городе было уничтожено властью, так как никто из гончаров не захотел объединяться в артели. Практически пропал и промысел игрушки. Жесткие налоги и не менее жесткий голод 1930-х годов сделали свое дело. В живых осталось мало мастеров, да и они лепили игрушки только по крайней нужде.

С начала войны и до конца 1940-х лепили и продавали игрушки лишь некоторые женщины из гончарных семей, чтобы прокормить детей. Лепили после работы, за неделю удавалось слепить и обжечь 150-200 игрушек. Раскрашивали одной-двумя красками.

С начала 1950-х и до 1985 года о старооскольской глиняной игрушке практически забыли. На рынке она не продавалась, её не было в экспозиции и фондах местного краеведческого музея, оставшиеся в живых мастера многие годы не брали в руки глину. Старьёвщики начали привозить игрушки из других регионов.

Пятый этап — возрождение (1990–2005 гг).

Мастера

В конце ХХ в. в Старом Осколе работали только три мастера из старых гончарных династий:

  • Гончарова Ольга Михайловна (1913–1997);
  • Гончарова Наталья Михайловна (1918–2010);
  • Шамыгина Лариса Павловна (1927-1997) .

Лихачёва Дария Константиновна (1915-2009) тяжело болела и игрушки практически не лепила.

Особенности игрушки

В этот период появилось много разновидностей игрушек — около 100, включая большое число композиций. Игрушка ушла немного в сторону городской. Улучшилась пластика по сравнению с предыдущим этапом, появилась яркая раскраска.

Старооскольскую игрушку как самостоятельный промысел исследователи выделили лишь в 1985 году.

М.А. Никитин

В возрождении старооскольского промысла глиняной игрушки большую роль сыграл московский коллекционер, большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин, который приехал в 1985 году в Старый Оскол, разыскал сестёр Ольгу Михайловну и Наталью Михайловну Гончаровых и подробно расспросил их о глиняной игрушке, где добывали глину, кто лепил, как обжигали.

Он нашёл выходы беложгущейся глины в районе старого автовокзала города, подготовил её к работе, принёс сёстрам Гончаровым ис большим трудом упросил их слепить по памяти несколько игрушек. Несколько дней шла работа.

Сёстры лепили игрушки, вспоминая, как они это делали в детстве, как их учила мать и как лепила старшая сестра. Очень радовались, когда у них получалось. Никитин взял подсохшие игрушки и увёз для обжига к своему приятелю. На следующий день с красками и белоснежными игрушками он снова появился у сестёр Гончаровых, а они с удовольствием расписали игрушки.

Зачастили к Гончаровым коллекционеры и искусствоведы из Москвы, Воронежа, Тулы и других городов.

В 1990-91 гг. у сестёр Гончаровых обучалось лепке игрушек много мастеров. Именно в эти годы появились в Старом Осколе признанные мастера , работы которых экспонируются на различных выставках, закупаются музеями, коллекционерами. К таким мастерам можно отнести семью Лобынцевых, семью Шевченко, Валентину Пырьеву, Сергея Комарова, Валерия Щевцова.

В настоящее время нашу игрушку лепят более десятка мастеров, как правило учеников потомственных мастеров — сестёр Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых.

Шестой этап — современность

Игрушки лепят более десятка мастеров, как правило, учеников сестёр Гончаровых. Этот этап ещё ждёт своего исследователя. Но можно предварительно выделить четыре направления:

Какая старооскольская игрушка настоящая?

Как было сказано выше старооскольская глиняная игрушка прошла много этапов в своем развитии. В настоящее время игрушку изготавливают различные мастера, работающие кто-то в стиле ранних игрушек, кто-то в стиле сестёр Гончаровых, кто-то уходит от традиции в сторону авторской игрушки. Все эти мастера имеют право на творчество, и было бы естественно, если бы никто не воспользовался неэффективностью российского законодательства.

О добросовестности такой конкуренции говорить сложно. Но хочется привести в этой связи мнение известнейшего искусствоведа И.Я. Богуславской:

В настоящее время в Старом Осколе развивается промысел традиционной Старооскольской игрушки и керамики. В городе сложились различные мастерские. На их площадках работают коллективы мастеров, обладающих большим творческим потенциалом, мастерством работы с материалом.Мастера работают в различных направлениях творческого углубления, возврата к корням.

Усилиями собирателей 1970–1980-х годов была сохранена ценнейшая часть страооскольского гончарства — живая нить традиции…

Не меньшую ценность представляет и второе направление возрождения старооскольского гончарства, ориентированное на старый, музейный слой сохранившегося вещегого материала… Мастера этого направления… проводят большую работу по овладению пластическим строем этого исторического слоя старооскольской игрушки…

Сегодня одной из главных задач возрождения Старооскольского гончарного промысла является создание в городе обстановки творческого сотрудничества различных центров, мастерских, музеев и частных коллекционеров. Поэтому считаем, совершенно неприемлемым шагом может стать предполагаемое юридическое закрепление авторского права на изготовление традиционной старооскольской керамики только за одной из мастерских. Оно ограничит и даже законно запретит творческую и в перспективе производственную деятельность всех прочих, станет серьезным препятствием в развитии современного традиционного старооскольского гончарства.

Посадская игрушка

Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к довольно редкой посадской.

Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет яркости и тщательности отделки, которая присуща городской игрушки, нет и примитивности пластики и грубой раскраски крестьянской игрушки.

Первый клад

Для возрождения промысла глиняной игрушки в Старом Осколе очень важно было знать его корни: историю промысла, этапы изменения типов и формы игрушек, старых мастеров. особенности технологии. Здесь до 1992 года было огромное белое пятно.

Два года поиска древней старооскольской игрушки дали лишь несколько мелких обломков и несколько более крупных фрагментов игрушек. Прорыв в этом поиске произошёл в 1992 году, когда двое школьников Рома Засецкий и Женя Шуваев собрали в болоте возле Казацкой слободы почти 30 игрушек и их различных фрагментов.

Второй клад

Поиск в 1993 году, расспросы местных жителей и тщательный осмотр местности позволили обнаружить еще более сотни игрушек и их фрагментов.

В очередной раз повезло в июле 1994 года, когда на улице Меловая было найдено более 100 игрушек и их крупных фрагментов в районе бывшего родительского дома сестёр Гончаровых.

Мастера-свистюлишники XIX-XX вв.

Ниже мы представляем известных мастеров конца XIX и XX вв.

Татьяна Лисицына

Константин Распопов

Анастасия Гончарова

Анастасия Павловна Гончарова (ок. 1876–1933) помогала мужу во всех гончарных делах, шила из овчины полушубки и вместе с детьми лепила много игрушек.

Анастасия Павловна сыграла самую важную роль в дальнейшей судьбе старооскольской игрушки. Именно она в своё время научила дочерей Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Гончаровых, лепке глиняной игрушки, а те, в свою очередь, передали ремесленный канон мастерам современности.

Екатерина Чичикова

Чичикова Екатерина (ок. 1880–1935) помогала мужу во всех гончарных делах, в 1920-х гг. лепила игрушку.

Анисия Распопова

Анисия Ефимовна Распопова (1880–1933). Лепила много игрушек.

Евдокия Тарарыева

Евдокия Михайловна Тарарыева (в дев. Гончарова) (1908–1992). С детства увлечённо лепила с матерью (А.П. Гончарова) глиняную игрушку. Помогала отцу, например, лепила подставы. После смерти матери в голодные 1930-е годы много лепила игрушек для продажи. Только за счет этого выжила сама и ее сестра Наталья Михайловна. Вновь вернулась к лепке игрушек в 1985 г.

Ольга Гончарова

Ольга Михайловна Гончарова (1914–1997) лепила глиняную игрушку вместе с матерью. В 1937 году уехала к брату на Донбас. Вернулась к лепке игрушек в 1985 году.

Наталья Гончарова

Наталья Михайловна Гончарова (1918 – 2010) лепила глиняную игрушку вместе с матерью и старшей сестрой до 1936 года. Вернулась к лепке игрушек в 1985 году. Муж Захаров Иван Павлович работал на железной дороге и погиб при бомбёжке депо.

Прасковья Распопова

Распопова (в дев. Помельникова) Прасковья Николаевна(ок. 1905–1966). Во всех гончарных делах помогала мужу. Лепила игрушку в 1930–40-х годах.

Лариса Шамыгина

Шамыгина (в дев. Распопова) Лариса Павловна(1928– 1997), дочь одного из лучших гончаров города Распопова Павла Борисовича. Училась в детстве лепить игрушку у своей матери и у Е.М. Тарарыевой. Лепила игрушку с 1938 по 1945 годы с матерью П.Н. Распоповой. Вернулась к лепке в 1991 году.

Полина Распопова

Детей помогала брату воспитывать Распопова Анисия Ефимовна (1880-1933), которая лепила с ними много игрушек и умерла вместе с детьми от голода в 1933 году.

По заказам старьёвщиков игрушки также лепили:

  • Тарарыева (в дев. Распопова) Анна Николаевна(ок. 1922–?).
  • Распопова Зоя Николаевна (ок. 1924–? ).
  • Распопова Наталья Петровна ( ?-? ).
  • Лихачева (в дев. Семенова) Дарья Константиновна (1915 -2009).
  • Горячева Галина ?(192?–?).
  • Тарарыева Алла Петровна (ок. 1940–?)

Современные мастера традиционной старооскольской игрушки

Наталья Николаевна Никишина

Никишина Наталья Николаевна, директор Дома ремёсел, народный мастер России, народный мастер Белгородской области.

Наталья Николаевна изготавливает копии старинных игрушек из фондов краеведческого музея и частных коллекций. Посредством иконографического материала мастер выявляет особенности старооскольского промысла, типологию и образное содержание оскольской глиняной игрушки. Она выполняет традиционные сюжеты игрушек, успешно сочетая форму изделия с традиционной ангобной росписью.

Лучшие работы Никишиной Н.Н. находятся в коллекциях Всероссийского музея ДП и НИ города Москвы, Белгородского музея народной культуры, Старооскольского краеведческого музея, Белгородского художественного музея, Старооскольского художественного музея и во многих музеях зарубежных стран.

Наталья Николаевна является активным участником и победителем многих районных, областных, межрегиональных и Всероссийских выставок народного творчества. Она активный пропагандист традиционной народной культуры.

Имя Никишиной Натальи Николаевны занесено в каталог мастеров народного творчества Белгородской области.

Татьяна Анатольевна Шиян

Татьяна Анатольевна,
мастер декоративно-прикладного творчества Незнамовского СМДК,
народный мастер России, народный мастер Белгородской области.

Татьяна Анатольевна Шиян занимается лепкой традиционной глиняной игрушки и посуды. Придерживаясь народных традиций, она сохраняет стилистические декоративно-художественные приёмы росписи и лепки, а также технологию традиционных гончарных форм русской народной посуды.

Используя старинные способы декорирования изделий (молочение, лощение, обвар) и традиционные материалы (глазурь, ганозис (смесь пчелиного воска, растительного масла и растительной смолы), керамический пигмент), мастер воплощает собственные художественные замыслы.

Шиян Т.А. передаёт навыки своего мастерства — проводит мастер-классы для учащихся и педагогов общеобразовательных школ Старооскольского городского округа, для студентов и школьников Белгородской и Курской областей.

Татьяна Анатольевна активно занимается выставочной деятельностью.

Имя мастера Шиян Татьяны Анатольевны занесено в каталог мастеров народного творчества Белгородской области.

Ольга Николаевна Сёмина

Ольга Николаевна творческая личность, она рисует в техниках акварели и пастели, брала частные уроки у члена Союза художников России Аллы Филимоновой. Её работы принимали участие в выставках Старооскольского художественного музея.

Ольга Николаевна является участником различных выставок, фестивалей и конкурсов.

СТАРООСКОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

А любовь к игрушке у Натальи Михайловны и Ольги Михайловны, действительно, необыкновенная. Лепя фигурку, они всё время разговаривали с ней, как с живым существом. Мастерство сестёр Гончаровых, их интуиция, человеческое обаяние просто заворожили нас.


Сейчас в живых осталась только Наталья Михайловна. В этом году у неё юбилей - 90-летие. Мы поздравляем Наталью Михайловну, нашего учителя, друга и прекрасного человека, и желаем ей здоровья и радости ещё на многие годы.

Пришло время передавать дальше опыт традиционной игрушки с тем, чтобы целенаправленно осуществлять подготовку мастеров, восстанавливать прерванные связи времён, чтобы промысел мог существовать и развиваться, чтобы не иссякли любовь и красота.


По инициативе директора Старооскольского центра декоративно-прикладного творчества Инны Викторовны Белых в апреле 2007 г. был создан клуб любителей старооскольской глиняной игрушки. Участниками клуба являются и дети, и молодёжь, и люди среднего возраста, в основном учителя рисования общеобразовательных школ города. Мы видим усилие и усердие участников клуба в постижении традиционного ремесла, понимание особой важности в соблюдении характерных особенностей в пластике и росписи, в гармоничном соединении росписи с цветом обожжённой глины. Настоящим мастерством выделяются игрушки члена клуба Т.А. Шиян.


Радость и волнение заполняют наши души от того, что создание игрушки находит продолжение в поколении новых мастеров.



Родился город на Осколе
Давно, в седую старину,
Став крепостью по царской воле,
Он грудью защищал страну.
Здесь любили песни, пляски,
Здесь рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось, узор,
Но отвести не в силах взор!

Действительно, такие простые, на первый взгляд, игрушки, а сколько в них жизни, красок, интересных орнаментов, что и глаз не отвести. Родом эти игрушки из Старого Оскола Белгородской области, и, благодаря талантливым мастерам, промысел жив по сей день и ассортимент продукции разнообразен: можно купить и барыню, и свистульку-коника, и сюжетную композицию, и, конечно, колокольчики.

Мастера Старого Оскола

Колокольчики

О.М. Рощупкина. Колокольчики с достопримечательностями Старого Оскола

Колокольчик

Колокольчик. роспись А. Сергеева

Колокол

Колокол сувенирный, изготовлен к 400-летию Старого Оскола, 1993 год

Чтобы подробнее узнать об истории появления игрушечного промысла я отправилась первым делом в краеведческий музей в Старом Осколе. Как и во многих музеях такого типа, большая часть экспозиции рассказывает об археологических находках, животном и растительном мире, истории края, его жителях, но мне непременно нужно было начать осмотр с зала, посвященного народным промыслам и этнографии. Именно здесь собраны старинные материалы, характеризующие быт и жизнь крестьян Старооскольского уезда, образцы праздничной женской одежды, глиняная посуда, игрушки, образцы ткачества и вышивки.

Старый Оскол. Краеведческий музей

Краеведческий музей в особняке купца К.С. Лихушина XIX в.

Старый Оскол

Старый Оскол

Старый Оскол возник в конце XVI века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Там жили казаки, защитники границ русских, пушкари, гончары. Населенные пункты вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарская, Казацкая слободы. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары ремесленники. Одним из старейших промыслов уезда был гончарный. Помимо традиционных гончарных изделий мастера делали глиняную игрушку. У каждого мастера была своя техника изготовления игрушек-свистулек, сохранившаяся до наших дней.

Старооскольская игрушка

Старооскольская игрушка

Старооскольская игрушка

Старооскольская игрушка

А.Г. Филиппов. Старый Оскол

А.Г. Филиппов. Старый Оскол

В начале XX века промысел стал исчезать, хотя нельзя сказать, что промысел был утрачен полностью. В 50-е годы была предпринята попытка возродить глиняную игрушку, но настоящий интерес к промыслу вернулся только в 80-е годы XX столетия, и возрождение его связано с именами старейших мастериц – сестер Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых, перенявших мастерство лепки у своей матери еще в 30-х годах.

Игрушки сестер Гончаровых

Игрушки сестер Гончаровых

Игрушки сестер Гончаровых

Игрушки сестер Гончаровых

Старооскольская игрушка

Старооскольская игрушка

Старооскольская игрушка

Колокольчики в традициях старооскольской игрушки

Рощупкина О.М. Колокольчики в традициях старооскольской игрушки

Колокольчики в традициях старооскольской игрушки

Комаров С.В. Колокольчики в традициях старооскольской игрушки

Старооскольская игрушка

Рощупкина О.М. Старооскольская игрушка. Баба с кувшином, Ваня гармонист, свистулька Барашек, свистулька Петушок

Читайте также: