Сообщение о старинном танце

Обновлено: 05.07.2024

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют, на праздниках и вечеринках, просто в свободное время, непринужденно веселятся или участвуют в торжественных церемониях.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадках, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра.

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.

Аллеманда - серьезная, неторопливая. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звучавших при встрече высоких особ - князей, графов и герцогов. Под эти приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому размер танца четный, как у марша - ^2/_4, реже ^4/_4.

Куранта (courante - бегущая, текущая). Это французский танец, тоже придворного происхождения, но довольно быстрый. Об этом говорит название, он отличается сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им затейливой музыкой. Размер его трехдольный - ^3/_4 или ^3/_8.

Сарабанда совсем иная. Это медленный, величественный танец, родившийся в Испании. Он возник из торжественного похоронного обряда, когда все присутствовавшие на погребении в молчании ступали вокруг гроба. Происхождение танца отразилось в его названии - sacra banda - по-испански - святое шествие. Сказался в сарабанде и горделивый испанский характер. Несмотря на то, что сарабанда - танец-шествие, размер ее ^3/_4 в трехдольном движении удобнее было совершать многочисленные повороты во время спуска по крутой винтовой лестнице в усыпальницу, шествовать вокруг гроба.

Жига (от англ. jig) - старинный танец английских моряков, быстрый, веселый, непринужденный. Музыка его словно льется безостановочно, ровными триолями, как веселый ручеек, в размере 3, 6, 9 или 12 восьмых.

Аллеманда, куранта, сарабанда и жига - именно в таком порядке, составляя контрастные сочетания, они вошли в старинную сюиту.

История танцевальной музыки насчитывает многие тысячи лет. Изначально танцевальная музыка была вокальна, музыкальными инструментами были простейшие ударные инструменты. В ходе исторического развития танцевальная музыка оказала большое влияние на другие музыкальные жанры и в то же время обогащалась сама.

Содержимое публикации

Танцевальная музыка в широком смысле – музыка для сопровождения танца, а так же производная от неё категория музыкальных произведений, не предназначенных для танцев и имеющая самостоятельную художественную ценность. Специфические признаки танцевальной музыки это доминирующее положение метра: типовые ритмические формулы, определённость каденций, господство инструментального жанра (хотя пение не исключается).

История танцевальной музыки насчитывает многие тысячи лет. Изначально танцевальная музыка была вокальна, музыкальными инструментами были простейшие ударные инструменты. Существуют типовые ритмы, внешние прообразы, например, подражание прыжкам кенгуру (аборигены Австралии). Упоминание о танцах содержится в Библии. В древней Греции танцевальная музыка становится народной. Появляется профессиональная танцевальная музыка: дворцовая, церемониальная, театрализованная, храмовая.

Благоприятным временем для расцвета танцевальной музыки была эпоха Возрождения. Первые сохранившиеся записи танцевальной музыки относящиеся к 13-14 вв. (эстампы, сальтарелло), как правило одноголосные. Многоголосная танцевальная музыка относится к 15-16 вв.

В ходе исторического развития танцевальная музыка оказала большое влияние на другие музыкальные жанры и в то же время обогащалась сама.

Самостоятельной музыкальной ценностью обладает уже в 16 в. сюита. Образное и языковое усложнение начинается с конца 17 начала 18 в. Танцевальность проникает в новые жанры: Трио-соната у Г.Ф. Генделя и И.С.Баха. Тональность – это жизненный нерв тематизма многих даже самых сложных жанров и форм. Огромную роль тональность играет в музыке венских классиков. Средоточие танцевальности – менуэт, иногда драматизированный (симфония № 40 g - moll В.А.Моцарта.)

РАССКАЗЫ О ТАНЦАХ

МЕНУЭТ

Менуэт — старинный французский народный танец, он произо­шел от хороводов провинции Пуату. Как и многие народные танцы, менуэт прижился при дворе французских королей и при Людовике XIV, в середине XVII века, превратился в галантный аристокра­тический танец, сдержанные движения которого основывались преимущественно на жеманных поклонах и реверансах. Размер ме­нуэта всегда – 3/4.

Своими маленькими шажками менуэт быстро пересекал одну за другой границы европейских стран и уже в начале XVIII века был популярен от Англии — до России, от дворца короля — до домика простолюдина. Ритм и интонации менуэта пронизывают европей­скую профессиональную и бытовую музыку всех жанров: от кантов — до симфонии и оперы. Он связал музыку элитарную и демокра­тическую, инструментальную и вокальную. Слушая старинную му­зыку, обратите внимание на ее размер. Если услышите мягкое трехчетвертное движение — знайте, вам шлет привет старинный танец менуэт.

ГАВОТ

Изящный и спокойный, степенный и приветливо-грациозный, этот французский танец был популярен три столетия подряд: XVI, XVII и XVIII. А вышел из употребления уже около 1830 года, ус­тупив место вальсу, польке, мазурке, полонезу. Как и многие тан­цы, он зародился в фольклоре — в хороводах, Но уже с XVII века гавот стал придворным танцем, что, конечно, несколько изменило его характер, сделало более утонченным. Затем гавот попал в балет, в инструментальную сюиту.

Размер этого танца обязательно четный: 4/4или2/2. Ритм гавота с большим затактом легко узнается и ассоциируется со старинной музыкой. Современные композиторы используют его для стилиза­ции. Первым это сделал Сергей Прокофьев в своейКлассической симфонии (1917), вставив гавот в симфонию в качестве самостоя­тельной части. Это получилось у него с таким блеском, изяществом и юмором, что симфония стала классической в полном смысле сло­ва, хотя Прокофьев подразумевал подражание венским классикам.

КОНТРДАНС

КАДРИЛЬ

Этот интересный, увлекательный и красивый танец еще недавно был чрезвычайно распространен во всей Европе. Основное время его бытования приходится на XVIII и XIX века. Многие танцы возникли как народные и лишь потом попали на светские балы. А с кадрилью наоборот. Долгое время популярная в салонах, она постепенно демократизировалась и стала любимым народным танцем.

Особенность кадрилей, несмотря на большое количество разно­видностей, сложившихся в разных странах и городах (известны испанская, итальянская, русская, украинская, белорусская, ли­товская, латышская, эстонская, ярославская, уральская, волж­ская, московская и др.), — это четное количество участников, де­лящихся на пары. По правилам четыре пары выстраиваются по четырем углам квадрата (потому танец и называется от французского quadrille или испанского cuadrilla — то есть группа из четырех человек, или четырехугольник) и поочередно исполняют те или иные танцевальные фразы, после чего фигура заканчивает­ся общим движением.

ЭКОСЕЗ

Экосезом его назвали во Франции в 1726 году. В начале XIX века к нему часто обращались профессиональные музыканты. Эко­сезы есть у Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена.

ЛЕНДЛЕР

Народный парный круговой танец, распространённый в Австрии и Германии. Размер 3/4 (трёхдольный). Большую популярность приобрёл во второй половине Х VIII века когда начал использоваться Венскими композиторами. Важную роль в раскрытие характера танца (движение с прыжками) играет ритмическая упругость с опорой на сильную долю такта, чёткое исполнение штрихов и динамики, гибкость.

Их активно изучают в студиях исторического танца, даже проводятся невероятные балы, где отражают красоту и изящество данного творческого течения.

Культурное наследие

Исторические танцы несут в себе культуру былых времен, раскрывают секреты вековой давности, завораживают своим представлением. Это культурное наследие, передающееся из поколения в поколения, формирующее дух хореографического мира.

Классическим вариантом являются исторические бальные танцы, исполняются они так же как на званых вечерах при дворах зарубежных и российских монархов.

Разделяют исторические танцы эпохи, наполненные силой, мудростью и шармом. Каждая эра подарила миру свои особенные творческие идеи. Рассмотрим подробнее исторические танцы названия, исполняются, по сей день:

  1. Средневековье породило: джигу, куранту, чакону.
  2. В эпоху Возрождения или Ренессанса – аллеманду, бранли, балло, паваны.
  3. В эпохах Барокко и Рококо расцвели буре, менуэт, гавот, бранли.
  4. 19 век запомнился вальсом, мазуркой, полькой, кадрилью и полонезом.
  5. 20 век раскрыл танго, фокстрот, контрданс.

Яркие представления с исполнением всех представленных категорий можно увидеть, посетив бал исторического танца, ежегодно проходящий в Москве. Так же можно принять в нем участие, оставив заявку. Но для этого нужно быть членом школ исторического хореографического мастерства.

Правильный подход, уверенность в своих силах и мудрые наставники создадут полноценную историческую картину, полную эмоций и красоты.

Освоение основ

Принимая решение, изучить исторические танцы, важно решить, что для вас более притягательно. Аристократичная пластика и сдержанность или безудержное веселье старинного народного танца. Ведь у каждого вида своя база освоения основ.

В первом случае, потребуются годы для изучения, во втором несколько занятий. Разделяет эти понятия:

  • система движений;
  • музыкальные ритмы;
  • особенности расстановки партнеров;
  • дополнительные факторы (костюмы, декорации, командная или индивидуальная работа).

Сохраняет школа танцев исторические факты и детали. Постепенно разучивая с исполнителями па от простого к сложному уровню. Отрабатывая ошибки, корректируя и, выправляя мастерство.

В итоге, танцевальный коллектив, на финальном выступлении, представляет высококлассную и профессиональную работу. Уровень мастерства влияет на дальнейшую судьбу творческого коллектива.

Во время обучению танцам участники делятся на группы. Новички изучают фундаментальные основы. Профессионалы и исполнители среднего уровня, совершенствуют свои навыки.

Весь процесс построен на связке разнообразных поколений и раскрытии таинства танца. Ведь в состав танцевального класса могут входить как юные танцоры, так уже и в зрелом возрасте.

Танцевальная студия стремится раскрыть таланты всех участников процесса обучения. Сформировать индивидуальные механизмы, подчеркивающие уникальность ученика и хореографического коллектива. Сохраняя историческую память, люди могут уверенно двигаться в будущее, даря радость и прекрасное настроение.

Направлений данного хореографического течения довольно много. Одни выполняются плавно и легко, другие требуют гибкости, скорости и ритма. Так же важно соблюдать технику безопасности, для сохранения здоровья.

К выступлению нужно подходить с позитивом и тогда все будет по высшему пилотажу. Стабильная, доброжелательная психологическая атмосфера в коллективе, так же приводит к общему успеху.

Танец дервишей и другие древние танцы


С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.

1. Танцы с мертвыми

Танцы с мертвыми на Мадагаскаре.

Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.

Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.

2. Пляска Св. Витта

Необъяснимый феномен: пляска Св. Витта.

Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм "массового помешательства". Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.

Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.

3. Кружение дервишей

Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти - надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.

4. Танец Вендиго

Танец индейцев-алгонкинов.

Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов - это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.

У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.

5. Тарантелла

6. Танец Морриса

Кельтский танец плодородия.

Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.

В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.

7. Танцы в честь Качина

Танец хопи.

Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.

Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.

8. Танец с саблями

Пустынный танцор.

Пакистан/Непал
Танцы с саблями - один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.

В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.

9. Ритуальный танец кандобле

Танец в честь богов.

Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.

Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.

10. Танец Залонго

Массовое самоубийство.

Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.

Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.

БОНУС

Читайте также: