Сообщение о советском плакате

Обновлено: 05.07.2024

Во времена существования СССР огромные красочные плакаты с запоминающимися лозунгами и призывами были одним из центральных инструментов пропаганды. Они отражали дух конкретного десятилетия и наставляли советский народ, как правильно следует жить, чтобы все было хорошо. Предлагаю окунуться в историю и вспомнить самые яркие работы.

Пропагандистские плакаты появились, пожалуй, со времен Гражданской войны, разорвавшей страну на части. Свою идеологию через изобразительное искусство пытались донести до народа и "белые", и "красные".

Да, конечно, даже на плакатах видно, насколько сильно страна нуждалась в переменах. Обрюзгшие аристократы, дворяне, церковники и военные призывают простой "ободранный" народ быть против Советов. Вполне понятно, почему они проиграли.

Да, конечно, даже на плакатах видно, насколько сильно страна нуждалась в переменах. Обрюзгшие аристократы, дворяне, церковники и военные призывают простой "ободранный" народ быть против Советов. Вполне понятно, почему они проиграли.

Когда Советский Союз возник официально и управление страной взял в свои руки В.И. Ленин, страна находилась в приятном предвкушении перемен. Что ж, коммунисты не соврали. НЭП и индустриализация все же помогли молодому государству вдохнуть новую жизни в промышленность и по темпам развития выйти на первые строчки в мире. Естественно, это отразилось на плакатах.

Надо сказать, общество претерпело изменения. Теперь "главные" люди страны - это рабочие и колхозники. Появляются новые государственные праздники, например, 8 Марта.

До 40-х годов Союз развивался, как мог, а потом грянула война. Что, если не пропаганда, будет поддерживать дух в русском человеке? Что будет придавать ему силы в самые сложные моменты? Что заставит пойти его вперед, вопреки всему? Люди должны понимать, ради чего они жертвуют собой и жизнями своих близких.

Удивительно, как художники передают на холсте ужас военного времени, завуалированный мужеством и отвагой советских бойцов.

Удивительно, как художники передают на холсте ужас военного времени, завуалированный мужеством и отвагой советских бойцов.

После Войны жизнь начала возвращаться в свое русло. В 50-60-е важно было прилежно работать, скромно жить, заниматься спортом, не поддаваться алкоголю. Эти установки для каждого советского человека и пытались донести теперь на плакатах.

Работа прежде всего!

В общем-то и в последующие годы советские плакаты заставляли народ верить в счастливое будущее, в построение коммунизма, призывали еще активнее работать, любить детей и свою страну. Пока Союз не развалился.

Теперь плакаты, как и СССР, стали частью истории. Но почему-то эти изображения и призывы вызывают эмоции даже у тех, кто никогда не жил в этой стране. Напористый красный цвет, присутствующий повсюду, громкие лозунги, сюжеты заставляют всматриваться в детали и искать потаенный смысл.

Кстати, ценителям советского искусства можно приобрести плакаты на сайтах объявлений. Предложений довольно много и по адекватной цене. В среднем цена одного большого плаката начинается от 200-300 рублей и не превышает 1500.

Найти можно как самые известные плакаты, так и менее узнаваемые, но очень необычные.

Советские плакаты. Часть 1: Общество и политика

Наглядная визуальная агитация была неотъемлемой частью жизни каждого советского гражданина. Он встречался с ней на улице, на работе, посещая места отдыха и магазины. Советские плакаты, без сомнения, можно выделить в отдельное направление в рамках соцреализма, их рисовали профессиональные художники (а иногда мировые знаменитости), а слоганы для них, зачастую, писали выдающиеся писатели и поэты. Рассматривая плакаты разных годов можно смело судить о внутренней и внешней политике СССР, и даже о некоторых мировых событиях.

Но, так как плакаты предназначались только для внутреннего потребления, почти всё, что создавалось советскими плакатистами остается неизвестным мировой публике, хотя многие работы вполне себе представляют художественную ценность. Мы постарались отобрать самые, на наш взгляд, интересные и показательные из них, и сделали подборку для наших читателей.

Плакаты 20-30-х годов

Это были очень бурные годы: в начале этого периода Красная армия вела войну с белым сопротивлением и Польшей, в конце 20-х к власти приходит Сталин, начинается индустриализация, происходят кардинальные изменения в обществе.

Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.

Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.

Клином красным бей белых

Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей

Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей

Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.

Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.

Плакаты призывают женщин осваивать новые профессии.

На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.

До революции уровень грамотности в России был очень низким. Придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.

Примерно с середины 20-х появляется культ личности Сталина. Пока что ему посвящают не так много плакатов, и он не всегда является главным действующим лицом изображения.

Надпись на плакат прославляет Красную армию.

Надпись на плакат прославляет Красную армию. Это одна из первых работ, в которой фотография совмещается с живописью.

Один из первых плакатов с изображением лично Сталина.

Сталинская эпоха

Главные темы плакатов сталинской эпохи – прославление лидера страны, индустриализация, развитие сельского хозяйства и агитация во время Второй мировой войны.

В 30-е годы полным ходом идет индустриализация страны и развитие сельского хозяйства. Конечно, эти события не были упущены советскими плакатистами.

Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием

Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием

Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.

Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.

Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.

Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.

Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику

Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику.

А тут речь идет уже об уборке урожая.

А тут речь идет уже об уборке урожая.

В 1941 году Германия нападает на СССР. Все работы советских плакатистов отныне посвящены борьбе с врагом.

Для поднятия боевого духа солдат было решено использовать образы выдающихся полководцев прошлого.

На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.

На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.

Внизу плаката цитата из речи Сталина во время военного парада в ноябре 1941 года, которая призывает вдохновляться мужеством великих предков.

Разногласия между странами-союзницами появятся только после войны. Сейчас же плакаты отражают совместную борьбу Англии, СССР и США с Германией.

Холодная война

Как известно, после войны отношения между СССР и странами запада сильно похолодели. Советская пропаганда не могла на это не отреагировать, появляются антиамериканские и антинатовские плакаты.

Надпись гласит, что в США исчезает демократия, и создается полицейский режим.

Надпись гласит, что в США исчезает демократия, и создается полицейский режим.

Времена Брежнева

“Orbiting Earth in the spaceship, I saw how beautiful our planet is. People, let us preserve and increase this beauty, not destroy it!” — Yuri Gagarin.

На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.

На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.

Перестройка

Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity). Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы. Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.

На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки.

На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.

На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.

На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.

Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.

Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.

Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР. Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно. Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.

Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!

Агитационные плакаты - эффективный способ советской пропаганды.


Агитационные плакаты в советское время считались одним из самых эффективных способов пропаганды. Острая подача информации, агитация, доступность и быстрый отклик были главными характеристиками этого вида искусства. Как правило, изображения на плакатах были лаконичными, и обязательно изображались некие призывные жесты. Агитационные плакаты призывали к борьбе с грабителям, лодырями, врагами. В нашем обзоре 34 советских плаката разных лет, по которым сегодня можно изучать историю.

Первый военный плакат, появившийся в начале Великой Отечественной войны.

Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября.

Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября.

Латентная безработица, квартирный вопрос, высокие ставки по ипотеке.

О культуре поведения.

Борьба с алкоголизмом.

Врага нужно знать в лицо.

Стихотворение в переводе означает: Несчастная страна под смертельной жарой.

Революционный и военно-патриотический плакат. Художники Т. И. Певзнер, Т. А. Шишмарева и Власов, 1941 г.

Революционный и военно-патриотический плакат. Художники Т. И. Певзнер, Т. А. Шишмарева и Власов, 1941 г.

Дорога в один конец.

Внутренняя и внешняя американская политика.

Советский антиамериканский агитационный плакат.

Мы за мир.

Ночь не помешает нам работать. Б. Решетников и А. Добров, 1956г.

Советский агитационный плакат, создан в стиле соцреализма в 1954 году художником В. Говорковым.

Советский агитационный плакат, художник В.Корецкий, 1944 год.

Художник Вениамин Брискин, 1952 г.

Плакат СССР. Соколов-Скаля П.

Началось формирование мировой системы социализма.

Убедительный лозунг, который помнят многие.

Советский агитационный плакат конца 1925 года.

Один из постеров, изображающий суровую женщину-колхозницу, прижавшую палец к губам и призывающую к молчанию.

Один из постеров, изображающий суровую женщину-колхозницу, прижавшую палец к губам и призывающую к молчанию.

Советский политический плакат, создал художник Говорков Виктор Иванович в 1948 году.

Старая добрая поговорка, которая гласит: чтобы хорошо зарабатывать, нужно приложить немало трудолюбия и упорства.

Старая добрая поговорка, которая гласит: чтобы хорошо зарабатывать, нужно приложить немало трудолюбия и упорства.

Творец могучей авиации.

Советский плакат об ударниках сельского хозяйства - средство агитации воздействующее на сознание людей с целью побуждения их к политической или другой активности.

Советский плакат об ударниках сельского хозяйства - средство агитации воздействующее на сознание людей с целью побуждения их к политической или другой активности.

Советский плакат 1949 года.

Благодарность шеф-повару.

Плакат СССР о повышении темпов роста и качества строительства.

В СССР люди работали практически за копейки и при этом почти не жаловались.

Советский плакат о труде и качестве работы, мотивирующий улучшить качество и повысить производительность труда.

Советский плакат о труде и качестве работы, мотивирующий улучшить качество и повысить производительность труда.

logo

Советский политический плакат 1945–1980-х годов

За время существования Советского Союза наибольшее количество выпущенных плакатов были социальными, вторыми по объёму общего тиража были политические плакаты, отличавшиеся большим тематическим разнообразием. Одни посвящались государственным праздникам и важным политическим событиям в стране – партийным съездам и конференциям, в них подчёркивалась важная роль коммунистической партии, отмечалась положительнось и своевременность принятых ей политических и экономических решений, направленных на улучшение жизни простых советских людей. Относительно небольшое количество плакатов было посвящено лидерам Коммунистической партии и крупным государственным деятелям – Ленину, Сталину, и совсем немного – Ворошилову, Дзерджинскому, Калинину, Хрущёву и Брежневу. Нередко первые лица страны изображались и на плакатах посвящённым выборам.

Stalin 3

Тем не менее, чаще на плакатах посвящённых выборам изображались простые люди, военнослужащие, работники сельского хозяйства, заводские рабочие, и конечно, представители интеллигенции – учителя, инженеры и учёные. В 40–50-х годах, такие плакаты больше напоминали живописные сюжетные картины, герои которых, улыбающиеся избиратили – колхозники и горожане изображались на фоне обустроенных посёлков и деревень, построенных элекстростанций и комбинатов – всевозможных достижений социалистического строительства. На плаках посвящённых выборам на селе можно было увидеть аккуратненькие домики, и конечно, местный клуб, куда шли голосовать семьями разные поколения советских граждан.

Плакаты 40–50-х годов проникнуты героическим пафосом строительства могущественной державы, страны недавно победившей нацизм и освободившей от него Европу. Они посвящались крупным достижениям в промышленной и строительной индустрии, сельском хозяйстве, науке и культуре. Недавние фронтовики строили московские высотки, возводили заводы, плавили руду, крепкие молодые люди ехали осваивать целину – всё это нагладно иллюстрировало послевоенное бурное развитие страны. Созидательный труд на благо Родины очень популярная тема в советском плакате во все времена его существования. Социалистическое соревнование, повышенные обязательства на производстве и в сельском хозяйстве, рекорды по добыче угля, нефти и руды – все эти инициативы как правило посвящались пятилеткам, партсъездам и годовщинам Октябрьской революции.

Narodu1

Выполнение очередного пятилетнего плана страной социализма художником Вениамином Брискиным и Алексеем Кокорекиным изображается альтернативой капиталистическим планам поджигателей новой мировой войны.

Yfimovskiy

За годы изучения советского плаката пришел к обратному выводу, – большинство сюжетов политических плакатов, как раз соответствуют исторической действительности, – они отклик на события. Право дело, не было зверств американской военщины в Корее и Вьетнаме? Разве не помогали они свергать в Чили первого законно избранного президента-социалиста? Хоть перед художниками и стоит главная пропагандистская задача – показать геополитического врага в неприглядном свете, намеренно сгущая краски, они не опускаются до лжи. Критическими стрелами били в мишень кучно, концентрированно выдавали, хоть и неприятную для наших врагов информацию, но правдивую, основанную на реальных событиях. В основе послевоенных успехов советской пропаганды, как раз и лежит транслирование выгодных Советскому Союзу неопровержимых негативных фактов о Западе, поданных в высококачественной обёртке. Сейчас речь идёт об эффективности плакатов, а не о их художественной форме. Послевоенный плакат многое потерял по сравнению с довоенным и военным периодам, но к 60-м годам обрёл второе дыхание.

briskin

Плакаты выпускаемые издательством Министерства обороны демонстрировали успехи в укреплении обороноспособности СССР, подчёркивая неприкосновенность его границ. Военнослужащие войск ПВО, лётчики истребительной авиации, моряки и пограничники зорко несли службу по охране границы. Спецслужбы разоблачали и отлавливали шпионов, которые изображались жалкими и беспомощными. Любой гражданин великой страны, увидевший подобный плакат, был уверен, что Советская армия самая сильная в мире, и сон его детей надёжно охраняется.

Bditelno1

В плакатах посвящённых мировой политике освещались в правильном ключе острые мировые проблемы. Несмотря на многообразие тем, к которым обращались художники, во всех без исключения выпущенных плакатах, в высокохудожественной форме формировался положительный образ страны и демонстрировались преимущества социализма над капитализмом.

Наряду с плакатами внутренней политики, в 1946 году появились плакаты на международные темы. В своей знаменитой речи Черчилль в Фултоне 5 марта 1946 года, бывший премьер-министр Великобритании заявил, что отношения СССР с одной стороны США и Великобритании с другой стороны должны строиться на военном превосходстве двух последних стран и выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран для борьбы с мировым коммунизмом. Черчилль прежде всего решил укреплять отношения с США, единственной страной обладательницей ядерного оружия. Это заявление обострило противостояние между СССР и Западом и считается формальным началом холодной войны. Речь Уинстона Черчилля открыла миру новую реальность. Один из главных союзников по антигитлеровской коалиции – Советский Союз был объявлен главным врагом.

Важная роль в советской пропаганде отводилась плакатам посвящённым вопросам международной политики – мирным договорам, экономическим кризисам, военным конфликтам, социальным и рассовым проблемам присущим капиталистическому обществу. Причём, неуспехи крупнейших капиталистических стран подавались ярко и остроумно, убеждая в обречённости капиталистического строя. Некоторое преувеличение возникающих проблем в экономической области в станах Запада часто носило явную политическую окраску, нередко подчёркивалось несовершенство капитализма, на фоне безусловных успехов Советского Союза.

Dollar

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в политической сфере. США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками – ОВД и НАТО. Американцы с большой энергией взялись за дело, развязав десятки военных конфликтов по всему миру, постоянно вмешиваясь во внутренние дела других стран, смещая правительства и ставя на их место своих марионеток – не оставляли советских плакатистов без работы. Жанр международного политического плаката стал одним из самых востребованных и популярных. К работе подключились многие известные художники, тем более, что политические плакаты хорошо оплачивались.

Так как со второй половины 1940-х годов главным противником стали США и страны из её сферы влияния, то большинство тем было связано именно с американской политикой. Наиболее острый период противостояния СССР и США пришёлся на годы Корейской войны (1950–1953), и нашел яркое отражение в творчестве советских плакатистов. Жесточайшая война во Вьетнаме – один из крупнейших военных конфликтов второй половины XX века, также оставивил заметный след в искусстве советского плаката.

Плакат искусство историческое, а история, как известно, делает крутые повороты. Тот, кто вчера был союзником, сегодня может стать врагом. Именно такая ситуация возникла с КНР. Советско-китайский конфликт, начавшийся в конце 1950-х годов, достиг пика напряжённости в 1969 году, перейдя в вооружённые столкновения на границе в районе острова Даманского на реке Уссури в 230 км южнее Хабаровска. Советские плакатисты всегда были на высоте, оперативно реагировали на изменение геополитической обстановки и всегда справлялись с непростыми задачами агитационного искусства.

Как упоминалось, значительное количество советских плакатов были посвящены праздникам 1 мая, Дню конституции, годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции и Великой Победы, авиационным праздникам, физкультурным парадам и крупным спортивным мероприятиям. Одним из таких событий стал VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов – молодёжный международный фестиваль, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве. К этому молодёжному форуму лучшими художниками страны были созданы десятки плакатов. Советским плакатистам удалось создать благоприятное представление о стране Советов у иностранных туристов.

Atom 600х835

В той или иной степени политические интонации присутствовали в любой из плакатных тем. Любой успех, от полёта первого спутника в космос, до количества выловленной рыбы в Каспии объяснялся исключительно верностью социалистического пути развития общества. Послевоенные достижения советской науки наглядно демонстрировали могущество СССР. 27 июня 1954 года в Калужской области была запущена Обнинская АЭС мощностью 5 МВт. Она стала первой атомной электростанцией, подключённой к общей электрической сети, хотя и производила электричество не в промышленных масштабах, стала поводом заявить о мировом лидерстве в атомной энергетике. Один из плакатов посвящённых использованию атома в мирных целях создал Вениамин Брискин.

Запуск спутника и полёт первого человека в космос, – самые крупные события в послевоенном мире, небывалый успех СССР – стали объективным доказательством научной мощи страны. Как авиация, когда-то в 30-х, спутники на орбите и ракеты взмывающие в небо, стали символом превосходства государства союза рабочих, крестьян и интеллигенции. С полётом Юрия Гагарина на целое десятилетие в плакат приходит тема космоса. Одним из самых плодовитых космических художников стал Валентин Викторов, с 1957 года выполнивший десятки плакатов. Также, теме полётов в космос посвятили свои плакаты О. Савостюк, Е. Соловьев и В. Брискин.

(плакат И. Ёлкин). Первый спутник и полёт в космос – небывалый успех СССР. Мирный атом, первая атомная электорстанция (В. Брискин, М. Гордон).

Можно вспомнить ещё одну интересную международную тему, на примере которой наглядно показывалось преимущество страны социализма – тему борьбы с расизмом и наций за самоопределение. СССР был страной многонациональной, что подтверждалось её конституцией и постоянно декларировалось с первых дней существования советской власти, а значит и отражалось в искусстве пропаганды, особенно с конца 20-х годов. Тема единства наций в СССР находила отклик во многих плакатах – детских, спортивных, выборных, индустриальных и других.

Mir sait

Аналогичный, интернациональный подход был и в международом политическом плакате. На плакатах посвящённых борьбе за мир советские художники часто наделяли своих героев узнаваемыми чертами рас, подчёркивая их равноправие и доказывая, что неравенство в социалистической стране невозможно, а в мире оно должно быть искоренено. Мы помним пионеров в зелёной униформе 30-х, которые всегда изображались с разным цветом кожи. Напротив, неравноправие белых и негров в США ставилось в упрёк именно капиталистической системе, показывало её несовершенство.

Читайте также: