Сообщение о составе слова и способах словообразования 6 класс
Обновлено: 18.05.2024
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
-
, или приставки; ; ; , или соединительные гласные; , или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
2) сложение усеченной основы и слова:
3) сложение усеченных основ слов:
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) - загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) - прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ словообразования
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
- мало, изученный → мал о изученный район;
- слабо, видящий → слаб о видящий человек;
- низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
- выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука' (пшеничная) - му'ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.
Запомните: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова . Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.
Непроизводная основа – это основа слов, не образованных от каких-либо других слов, имеющих первичный характер.
Производная основа – это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем (приставок, суффиксов).
Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).
Запомните: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.
Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).
Запомните: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).
Упражнение № 1
Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.
Упражнение № 2
Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормежка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий.
Упражнение № 3
Примечание: особое место в русском языке занимает морфема -ТЬ (-ТИ), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.
Просвещение, удивительный, примиряющий, очаро¬вание, поражать, написал, отдавать, выдающийся, вы¬разить, избежать, справа, удивительно, вырасти, опря¬тен, удачен, преломление, бедняга.
Способы образования слов в русском языке
- неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное);
- морфологический:
- приставочный (развеселый – веселый);
- суффиксальный (красноватый – красный);
- приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);
- бессуффиксный (синь – синий);
- сложение (газопровод).
- сложением целых слов (диван-кровать);
- сложением части слова и целого слова (турфирма);
- сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон).
- сложением начальных звуков (вуз);
- сложением начальных букв (МГУ);
- сложением слогов или частей слов (полпред);
- смешанным способом (главк).
Упражнение № 4
Изгнанник, коренастый, ТЮЗ планировать, пре¬лестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный.
Упражнение 5
Упражнение № 6
Упражнение № 7
Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст
Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный).
Упражнение № 8
Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС.
Словообразование. Орфография
В русском языке существуют корни с чередованием гласных е//и (замереть – замирать, протереть – протирать и т. п.), а//о (излагать – изложить, кланяться – поклониться и т. п.), а(я)//им или а(я)//ин (снять – снимать, начать – начинать и т. п.).
Выбор нужного в каждом конкретном случае варианта корня определяется четырьмя факторами: ударением; суффиксом, употребляемым после корня; качеством последнего согласного в корне; значением.
Запомните: в корнях -ПЛАВ- – -ПЛОВ- в безударном положении пишется А: плавать, поплавок, плавник (исключение: пловец, пловчиха). В слове плывун пишется Ы в соответствии с произношением.
Упражнение № 9
Прик. снуться к двери, пол. жить на стол, зам. рать от восторга, несг. раемый ящик, свет з. рницы, точность изложения, оз. ренный молнией, широкая р. внина, выр. вненная дорога, бл. стеть на солнце, соб. раться в дорогу, откл. нение в сторону, изл. гать факты, выр. щенный плод, вск. чить на ходу, нар. стающий шум, накл. ниться к земле, соприк. саться с огнем, высказанное предпол. жение, изб. рательная кампания, прятаться в зар. слях, выск. чить из кустов, прил. гать усилия, непром. каемый плащ, ур. внять в правах, бл. стящий оратор, борьба за р. вноправие, прекл. нение перед авторитетом, неук. снительное исполнение.
Упражнение № 10
Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: а) слова с проверяемыми безударными гласными (укажите проверочные слова); б) слова с чередующимися гласными (подчеркните их); в) слова с непроверяемыми гласными (приведите в скобках одно родственное слово).
Провозгл. шать, бл. стательный, бл. снуть, об. ятельный, насл. ждение, предпол. гать, предпол. жить, тр. диция, объед. нение, к. сается, прик. снувшийся, благосл. влять, тв. рец, претв. рить, утв. рь, просв. щать, накл. ниться, б. гряный, пл. нительный, несг. раемый, к. нфликт, оч. рование, оз. ривший, ижд. венец, впеч. тляющий, выпл. вка, пл. вец, к. варство, сож. ление, нар. щение, р. стущий, выр. сший, выск. чка, на ск. ку, ск. чок, ар. мат, б. чевать, вым. кший, ав. нгард, погл. тить, ув. дание, р. вномерный, ур. вновешенный, р. весник, инт. лл. гентный, напр. женность.
Цель урока: научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.
вода водяной водица водопад подводный водичка водник наводнить подводник водянистый водомёт водный водопад водопровод
ЗАПОМНИ! Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.
МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ суффиксальный приставочный приставочно- суффиксальный Бессуфиксный Сложение основ Сложение слов Переход из одной части речи в другую
ИК СТОЛ СТОЛ Суффиксальный способ Словообразовательная модель: стол ик стол Словообразовательный разбор: ик + основа производящего слова
Примеры: конфета + -к- → конфетка мебель + -н- → мебельный уголь + -щик- → угольщик умный + -еньк- → умненьк ий белый + -е- → белеть Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа
смелый Приставочный способ Словообразовательная модель: Словообразовательный разбор: ЫЙ смел ЫЙ смел не не смелый не + прилагательное
Примеры: пра+родина → прародина (существительное) пре + мудрый → премудрый ( прилагательное) про + читать → прочитать (глагол) / / не + когда → некогда (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа
и закон ть у Приставочно-суффиксальный способ Словообразовательная модель: у + основа производящего слова и ть закон Словообразовательный разбор у закон и ть
Примеры: за + штор + и ть → зашторить со- + труд+ ник → сотрудник Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа
Бессуффиксный способ Словообразовательная модель : поднос и поднос Словообразовательный разбор : и - основа производящего слова ТЬ подносить поднос
Сложение: а) слов б) основ : - с помощью соединительных гласных - без помощи соединительных гласных в )образование сложносокращенных слов г) повторы а) Генерал-лейтенант, плащ-палатка б)- Труб о провод - Ави ап очта в) Главк ( глав ный к омитет) - Стен газета - МГУ - Универсам г) Белый-белый
Переход одной части речи в другую Заводская столовая (сущ.) – столовая (прил.) комната. Кондитерская (сущ.) – кондитерский (прил.) цех.
Образуйте от глаголов слова бессуффиксным способом Бегать Поджигать Восходить
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1) травяной, безрукавка; 2) берёзовый, лесной; 3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом? 1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ-палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.
Читайте также: