Сообщение о солохе википедия

Обновлено: 05.07.2024

СОЛОХА — СОЛОХА, скифский курган 4 в. до нашей эры близ села Большая Знаменка Запорожской области (Украина). Погребение с золотой гривной, гребнем со скульптурным изображением скифов, посуда и др … Современная энциклопедия

СОЛОХА — скифский курган 4 в. до н. э. близ с. Б. Знаменка Запорожской обл. Погребение с золотой гривной, гребнем со скульптурным изображением скифов, посуда и др … Большой Энциклопедический словарь

СОЛОХА — жен., пск., твер. русалка, лопаста пермяц. с расчесанными волосами; | неряха, нечесанная девка, раскосмаченная; | нерасторопная женщина. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

солоха — сущ., кол во синонимов: 3 • дура (72) • неряха (44) • соломаха (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

Солоха — Соломония Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

Солоха — СОЛОХА, скифский курган 4 в. до нашей эры близ села Большая Знаменка Запорожской области (Украина). Погребение с золотой гривной, гребнем со скульптурным изображением скифов, посуда и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Солоха — СОЛОХОВ СОЛОХИН СОЛОШИН СОЛОХА СОЛОШЕНКО СОЛОЩЕНКО В основе фамилии может лежать украинское женское имя Солоха, производная форма от Софьи. Но скорее всего, от солоха неряха, бродяжка; а кое где так называют русалку. (Э) Также в словаре Даля влая … Русские фамилии

солоха — неопрятная, косматая женщина , также русалка , псковск., тверск. (Даль), солоня неопрятная женщина (Даль), укр. солоха ведьма (XVII в.; см. Брюкнер, KZ 43, 403 и сл.). От ж. имени собств. Солоха, образованного от греч. имени Σαλώμη Саломея ,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Солоха — скифский курган IV в. до н. э., близ села Большая Знаменка Запорожской области (Украина). Погребения с оружием, золотыми украшениями, гребнем со скульптурным изображением сражающихся скифов, серебряной посудой и др. * * * СОЛОХА СОЛОХА, скифский… … Энциклопедический словарь

Солоха — один из самых богатых (т. н. царских) скифских курганов 4 в. до н. э. Находится в 12 км к Ю. В. от с. Большая Знаменка, в Васильевском районе Запорожской области УССР. Исследован Н. И. Веселовским в 1912 13. Под насыпью высотой 18 м… … Большая советская энциклопедия


Словарное толкование

  • Народный вариант имени Соломония, которым и называет Н. В. Гоголь хитрую, но симпатичную ведьму в своей знаменитой повести. Этим словом обозначали и ведьм вообще.
  • Название русалки – мифологический персонаж у славян, опекающий леса, воды и поля, называемый так из-за длинных растрепанных волос, с которыми он изображался.
  • Еще так называют неопрятных, растрепанных, несобранных, наивных и невнимательных особ женского пола.
  • Пользующийся широкой известностью курган на Украине, представляющий собой скифское захоронение. Расположен недалеко от города Никополя, на левом берегу Днепра.
  • Река, область протекания которой – Приморский район Архангельской области, впадает в озеро под названием Нижнее Пачозеро.

Далее будут рассмотрены подробнее некоторые из указанных значений.

Захоронение скифов

До того как его раскопали, курган выглядел как насыпь, имеющая 18 метров в высоту и 100 метров в диаметре. В нем имелось две усыпальницы. Одна из них – это захоронение знатной женщины, разграбленное еще в древние времена. Во втором, которое оказалось целым, были захоронены вождь, его слуга, оруженосец, конюший и пять коней.

Гребень из кургана Солоха

Останки, отождествляемые с персоной царя, сопровождались такими предметами, как пять браслетов, золотой гребень и бронзовый шлем. Гребень сегодня находится в Санкт-Петербурге, в собрании Эрмитажа.

Могила вождя в кургане Солоха – это сложное сооружение, которое включает в себя колодец со ступеньками, а также коридор длиной 10 метров и погребальную камеру, имеющую три боковые ниши. Захоронен вождь в наибольшей из них, в которой также устроен и тайник с ценными вещами. В двух других сложен погребальный инвентарь.

История Саломеи

Поскольку солоха – это, согласно В. И. Далю, производная от Саломеи, представляется уместным вспомнить эту библейскую историю. Мать девушки находилась в интимной связи с братом мужа, Филиппом. Последний был отцом Саломеи. За это Иоанн Креститель публично осуждал эту женщину.

На дне рождения Ирода Антипы (правителя Переи и Галилеи в период, находившийся на стыке двух эр – до Р. Х. и после) Саломея станцевала танец, который так понравился имениннику, что тот обещал выполнить любое ее желание. Иродиада, которая к этому времени сошлась с Иродом Антипой, научила дочь потребовать убийства пророка Иоанна Крестителя, представить его отсеченную голову ей на подносе.

Танец Саломеи

Точный день казни Иоанна не известен, но по традиции считается, что она произошла до того, как был распят Иисус Христос. Историк Иосиф Флавий не считает причину казни связанной с танцем Саломеи. Он предполагает, что арест, а затем и отсечение головы пророка – это следствие политических мотивов. Глава Иоанна Предтечи, как святыня, хранится в монастыре на Афоне. В честь ее усекновения церковь установила праздник и строгий пост.

Модная повязка

Повязка солоха

Множество толкований

  • В устаревшем значении это – тревожный колокольный звон, который оповещает о каком-либо бедствии; набат, созывающий народ.
  • Также в устаревшем значении, но уже в переносном смысле это – тревога, суматоха, переполох.
  • Северное сияние, а также и его отблески.
  • Зарница, вспышка молнии.
  • Вспышка огня, света.

Сполохи северного сияния

Таким образом, несмотря на похожесть написания, рассмотренные слова никакого отношения друг к другу в плане лексического значения не имеют.

Солоха, мать кузнеца Вакулы – это женщина подлая и коварная, совершающая дурные поступки только ради собственной выгоды. Солоха одинока, но надеется встретить своего мужчину, поэтому она так приветлива с мужчинами, причем каждый думает, что только с ним она такая милая. Особенно отмечает она казака Чуба, у которого имеется свое немаленькое хозяйство, которое Солоха мечтает прибрать к своим рукам, и даже представляет в мечтах, как будет там хозяйничать.

Гоголь рядом с обычными людьми поселил и вымышленных персонажей, поэтому то, что Солоха является ведьмой, кажется абсолютно правдоподобным. Она может быть обычной деревенской бабой, а в следующий момент уже лететь на метле или заигрывать с чертом. Деревенские женщины ей завидуют, потому что хоть она и лицемерная, но очень обаятельная и красивая, хоть уже и не молодая. Солоха так же, как и черт, может изменяться внешне или делать вещи, недоступные простому человеку.

Ведьма Солоха была хорошей хозяйкой, никто не отказывался зайти к ней отведать отменной стряпни. Вот и в ночь, когда описываются главные события повести, у нее в доме собралось сразу несколько мужчин, что позже превратилось в проблему. Но Солоха не теряется и хитро прячет кавалеров в мешки.

И всё же ради своих целей она была готова навредить даже собственному сыну, и даже поддерживала его конфликт с казаком Чубом. А вместе с чертом она пытается спрятать луну. И всё же образ ведьмы Солохи не вызывает страх, а скорее сочувствие и улыбку, ведь ее козни – это последствия ее одиночества. Она не является идеальной женщиной, но ее хочется понимать и сочувствовать ей. Вызывает улыбку и то, что Гоголь, описывая Солоху, наградил ее не только мистическими способностями, но и слабостями обычного человека, потому что она так же попадает в неловкие ситуации.

Гоголь наградил Солоху жадность, корыстью, хитростью, ей не чужды такие пороки, как предательство и измена, но сделано это было, чтобы читатель понимал, что всё плохое, что есть в человеке, обнаруживается и становится глупым и курьезным.

Вариант 2

Солоха – обаятельная, красивая женщина, отличная хозяйка, вызывающая зависть у своих односельчанок. В этом произведении мистика переплетается с действительностью, и Солоха также ещё и ведьма. Но, как представительница нечистой силы, она не причиняет никому зла, полёты на метле для симпатичной ведьмочки являются безобидным развлечением.

Солоха – одинокая молодая женщина, мечтающая о простом женском счастье, и своим ведьмовским поведением, она лишь хочет досадить своим односельчанам. Имея привлекательную внешность и весёлый, задорный характер, Солоха пользуется успехом у мужской половины хутора. Среди её избранников самые именитые хуторяне, но более благосклонна женщина к казаку Чубу, самому зажиточному из сельчан. В мыслях она представляет себя хозяйкой его богатого подворья, которое хочет присоединить к своему хозяйству. Солоха привечает сразу несколько поклонников, которые до этой рождественской ночи, даже и не предполагали о таком вероломстве симпатичной вдовы. Но и после того, как они узнали об этом, они ни в коей мере не осуждают свою пассию, наоборот, они поощряют её ум и изворотливость. В изображении Гоголя, этот персонаж не вызывает отрицательных эмоций, даже такие её качества, как корысть и хитрость, вызывают лишь сочувствие и жалость.

Такие сказочные персонажи, как Солоха, чёрт, и ясновидящий казак Пацюк, добавлены в это произведение для создания ещё большего колорита. Действие повести происходит в рождественскую ночь, и участие в ней таких ярких и красочных героев, заставляет поверить в волшебство, ведь даже эти представители нечистой силы, несут в себе что-то доброе и человечное.

Сочинение Солоха в рассказе Ночь перед Рождеством

Солоха – мать Вакулы, интересная собой женщина, вроде ничем не отличается внешне от других, но что-то в ней есть таинственное, загадочное. Ей завидовали все женщины, когда она, статная и нарядная, шла по деревне. А когда наряжалась в церковь в красивое убранство, все мужчины, включая дяка, засматривались на нее. Да и поклонников у нее хватало, многие захаживали в гости, как и в ночь перед Рождеством. Она умела их одурачить и каждому крутила голову.

Но Солоха была себе на уме. Больше всего ей хотелось окрутить казака Чуба, чье богатство не давало ей покоя. Она уже представляла себе, как достатки с его двора и сундуков присоединятся к ее двору. Одно только не давало покоя, чтоб ее сын не стал зятем Чуба, он бы тогда не дал ей всем распоряжаться. Именно поэтому она ухитрялась всякий раз ссорить Чуба с Вакулой. Вот в этом проявляется ее жадность к богатству, алчность, хитрость в использовании всех средств заполучить желаемое. Даже сыну она вредит, чтобы заполучить богатство Чуба.

Плохие поступки Солохи можно объяснить ее одиночеством. А вот в другом, фантастическом мире – она есть ведьмой, летает на метле в канун Рождества, собирает в рукав звезды, общается с чертом. Эти поступки никак не красят ее, но все равно вызывают улыбку, ибо описаны они с тонким юмором.

Читая произведение, задумываешься, ну как может вроде бы верующая женщина, которая ходит в церковь, в то же время устраивать вечеринку накануне Рождества, в строгий пост? Здесь автор, наверное, хотел показать лицемерие Солохи. На людях она была одной, а оставшись наедине с собой, совершенно другой. Коварству Солохи нет предела, но в конце концов все ее пороки обнаруживаются и становятся нелепыми.

Образ Солохи подан автором в повести, как негативный, но все-таки с элементами сочувствия и жалости. В нем собраны все пороки, из-за каких, в конце она стает женщиной смешной и неуклюжей для окружающих.

Образец 4

Кроме этого ни с кем из деревни она никогда не ругалась и старалась со всеми жить дружно. Когда она встречала своих соседей, то кланялась им, а потом желала всех благ. Дома у нее всегда было чисто. А также к ней любили приходить гости, которые видели ее порядок и чистоту и всегда удивлялись этому. Она очень много знала всего, и поэтому с ней можно было разговаривать на любые темы, и она могла поддержать любой разговор.

Образ Солохи автором высмеивается, ведь с одной стороны можно подумать, что она является отрицательным героем. А все потому что она умела не только обманывать людей, но и лицемерить на людях, а на самом деле вести себя совсем по-другому. В конце произведения он раскрывается и после этого мы понимаем, что она на самом деле положительный герой. Она умело могла заполучить любого мужчину и очаровать его своей красотой.

А поскольку она еще и отрицательный герой, то сначала она кажется доброй и приветливой, а потом когда заполучит мужчину в свои руки, то крутит им, как ей хочется и может делать с ним все что хочет.

Многим может показаться, что самым интересным персонажем является именно Солоха. И совсем неважно, что у нее имеются отрицательные стороны характера, которые она скрывала. Но при помощи своих чар она очаровывает и читателей произведения.

Вариант 5

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Солохи в повести Ночь перед Рождеством

Популярные сегодня темы

Отличная новогодняя история! Наверное, все знают сюжет – на новогодние праздники жена продала свои волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов, а он продал часы, чтобы купить ей гребень. Это уже очень мило!

Семья играет далеко не последнюю роль в жизни абсолютно каждого человека. То, в какой семье рос и развивался человек, влияет на создание его собственной ячейки общества в будущем

Уважение – это почтительное отношение к окружающим людям, особенно старшим. Каждый под данным выражением представляет что-то своё. Сверстники, например, могут думать, что уважение заключается в слепом

Григорий Печорин является так называемым лишним человеком. Этот образ в литературе иллюстрирует сложных, но в то же время тонких и душевно ранимых личностей, пресыщенных жизнью и неспособных отыскать своё место в обществе

Исследования кургана были проведены в 1912-1913 годах старшим членом Императорской Археологической комиссии, профессором Петербургского университета Н.И. Веселовским. Результатом раскопок стало обнаружение двух царских захоронений (основного первичного и впускного) в одном кургане. Коллекция находок из Солохи хранится в Государственном Эрмитаже. Некоторые из них были утрачены.

Погребальные сооружения и обряд

В 1912 году Н.И. Веселовским была вскрыта первичная центральная могила. Еще в процессе снятия насыпи кургана стало ясно, что, судя по всему, она ограблена еще в древности. Сохранилось лишь небольшое количество датирующего инвентаря и конские захоронения. Первое захоронение состояло из ограбленной погребальной северной камеры и южной кладовой камеры, которая осталась нетронутой. Скелеты были разрушены. Недалеко от этого погребения находилось захоронение двух коней в прямоугольной могиле, перекрытой деревянными жердями с перемычкой из сырцового кирпича.

Находки

Наибольшее значение имеет находка серебряного килика с позолотой, датирующегося концом V в до н.э. По внешнему краю сосуда было выгравировано имя Лик (ΛYKO). На дне килика на золотой пластине изображено колесо, что является уникальным мотивом для украшения посуды. Ближайшими аналогиями могут быть изображения солярного колеса на монетах более раннего времени.

Из конского захоронения происходят находки предметов снаряжения ‒ железные удила и бронзовые псалии, медные пряжки и кольца от седла, бронзовые украшения в виде лапы хищника, на спинах лошадей были заметны следы от белой блестящей ткани. На уздечке были закреплены золотые пластины в виде птичьих перьев с завитком в виде птичьей головы, пластины являлись обивкой резных деревянных фигур. Вдоль черепа у каждого коня лежал золотой налобник в форме рыбы, также найдены золотые нащечники в виде крыльев.

Значительно большее число находок даёт впускное погребение. Это золотые украшения (браслеты; шейная гривна с украшенными эмалью львиными головками на концах; ожерелье из рубчатых цилиндриков с миндалевидными подвесками на концах; множество нашивных бляшек с изображениями сцен терзания животных, пьющих из рога скифов, треугольников с зернью и др.); предметы вооружения (два меча, один из которых в ножнах, покрытых золотой обкладкой с изображениями в зверином стиле; шестоперая булава; бронзовые наконечники стрел, железный чешуйчатый панцирь, боевой пояс, бронзовый шлем греческого типа); ножи с костяной рукоятью; посуда (греческие амфоры; чернолаковый килик; шесть серебряных сосудов, три из них украшены рельефными сценами; золотые обивки деревянного сосуда), в конском захоронении были найдены соответствующие предметы снаряжения.

В небольшой тайник в стене были помещены, вероятно, наиболее ценные вещи погребенного ‒ золотая фиала и горит, в котором было 180 бризовых наконечников стрел. Золотая фиала, похоже, неоднократно переходила из рук в руки. Об этом свидетельствуют две разновременные надписи, почти полностью стертые еще в древности. Накладка горита была серебряной, украшенной рельефными фризами с позолотой. На верхнем фризе изображена сцена терзания оленя львом и грифоном, на центральном ‒ сцена сражения скифов.

В кладовой нише стояли три бронзовых котла с напутственной пищей (лошадиные и бараньи кости); медный ковш; железный стержень для вынимания мяса; большой бронзовый таз; серебряный ободок от питьевого рога; медное ситечко с рукояткой.

Проблема идентификации захоронений

Социальный статус погребенных в двух могилах Солохи был близким, но не идентичным. При этом впускное захоронение было, возможно, более значительным ‒ погребенного сопровождали большее количество лошадей и много слуг. Важно отметить, что для него не был сооружен отдельный курган, а по каким-то причинам этот знатный человек был подхоронен в уже имеющуюся насыпь. Досыпка насыпи была к тому же довольно значительной ‒ на 4-5 м в высоту.

По общей исторической периодизации захоронения в кургане Солоха соответствуют времени правления скифских царей Орика и Октамасада ‒ сыновей Ариапифа. А.Ю. Алексеев соотносит погребения кургана Солоха с их могилами. Если Октамасад был царем, то относительно Орика, сведения о его царствовании и вообще какой-либо деятельности неизвестны. Поэтому более древняя и менее значительная могила могла принадлежать скорее ему. Существуют и иные точки зрения. Т.М. Кузнецова соглашается с тем, что в первичной центральной гробнице мог быть захоронен Октамасад, однако, по ее мнению, могила Орика и его матери находилась в Бердянском кургане. В свою очередь, Ю.В. Болтрик, наоборот, отождествляет первичную гробницу Солохи с могилой Орика.

Читайте также: