Сообщение о словах паразитах речевых штампах жаргонизмах

Обновлено: 11.05.2024

Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Конечно, вы можете замолчать и держать паузу до тех пор, пока не придумаете абсолютно гладкую фразу. Но тогда собеседник засомневается: то ли вы все еще формулируете, то ли уже заснули или отвлеклись. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа. Кроме того, в режиме цейтнота не всегда удается найти самое подходящее слово – и приходится удовлетворяться более или менее подходящим. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – выполняют именно такую функцию: мол, слово, может, и не совсем подходящее, но другое что-то пока в голову не приходит.

Получается, что наличие в речи слов-паразитов – своего рода признак естественной, неподготовленной речи. Помните, у Грибоедова о Чацком: И говорит как пишет! – но хорошо ли принимаются его пламенные монологи? Часто собеседник гораздо лучше вас понимает, если вы тут же перед ним пытаетесь точнее выразиться, подыскать слово. Об этом эффекте знает любой преподаватель. Бывает, объясняешь что-то, что объяснял уже тысячу раз, и точно знаешь, что надо сказать и какими словами. Но если просто отбарабанить готовый текст, никто ничего не усвоит. Гораздо лучше, если слегка имитировать спонтанность: остановиться, призадуматься, поискать слово; ученик тогда будет думать вместе с вами, тоже искать это слово – и поймет и запомнит вашу мысль гораздо лучше.

На первый взгляд кажется, что неважно, пере-сыпает ли человек свою речь бесконечными так сказать или предпочитает это, типа или как бы. В действительности разные слова-паразиты употребляют совершенно разные люди. Например, человеку, который злоупотребляет словечком это, вообще каждое слово дается с трудом – он тугодум. Напротив, так сказать – точнее обычно тскать – часто встречается в речи людей, которые за словом в карман не лезут, говорят очень быстро и с помощью этого тскать пытаются расчленить свою речь на отрезки, чтобы облегчить слушателю понимание. Особая история со словом как бы. Оно приобрело популярность, кажется, в позднесоветский период как интеллигентское словцо. Тогда постоянное как бы означало демонстративный отказ от категоричности суждений, присущей официальным текстам. Не исключено, что мода на как бы была связана с интересом к творчеству Достоевского: известно, что как бы – одно из особенно любимых им слов. Теперь вечное как бы стало просто проявлением жеманства. Характерно оно в основном для женской речи.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: актуальность, цели, задачи, методы исследования

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Был еще один чудак-

Это, в общем, значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

Видишь ли, и, видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Введение

Великий русский язык - один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говоривший или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли, но, видимо не у всех хватает этого же богатства, чтобы подобрать нужные слова. Хочется обращаться к словам благозвучным, многозначительным, правильным - тем, что имеют интересную биографию. Но придется вспомнить и о словах - «паразитах". Зачем? Исключительно в целях дезинфекции!

Зачем нам все эти "значит", "ну", "так сказать"? Может быть, они спасают нас от нашего тугодумства? Но каждый из нас встречал людей, мыслящих и говорящих с реактивной скоростью и с такой же скоростью употребляющих слова - «паразиты".

Действительно, нередко словами - «паразитами" являются матерные слова. Как известно, русский мат состоит всего-навсего из четырех корней, но производных от этих корней великое множество. Вот здесь индивидуальность говорящих проявляется довольно ярко.

Кстати, словами - «паразитами" могут стать не только мало внятные "ёкэлэмэнэ-опэрэсэтэ", "тыры-пыры", но и вполне симпатичные - "зайчик", "котик".

Слова – паразиты есть в каждом языке. Общеанглийская организация "Кампания за чистоту английского языка" подвела итог опроса среди 5 тысяч своих сторонников, которые определили, какое слово или выражение в современном английском языке раздражает их больше всего.

Оказалось, англичане то и дело повторяют "абсолютно" - даже когда то, о чём они говорят, весьма относительно. Злоупотребляют они и выражением "честно говоря", бесконечно прибегая к нему, даже когда лукавят.

Кто их поймет, этих англичан?! Стоит ли поднимать шум из-за безобидных слов? Для нас важно то, чтобы чистым и ярким оставался русский язык.

Цель исследования – определить, присутствуют ли в речи учащихся школ МБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов

Задачи:

Изучить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами, как они образуются;

Определить с помощью анкет наиболее употребляемые слова-паразиты;

выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

объяснить методы избавления от слов паразитов.

Объект исследования – речь учащихся школ

Методы исследования:

изучение теоретического материала о словах-паразитах,

наблюдения за речью учащихся на уроке и вне уроков

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретическая часть

Слова-паразиты, или слова-сорняки, – это слова, которые не несут смысловой нагрузки: их употребление бессмысленно в данном контексте.

Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают:

частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, сравнительная – как бы, модальная – пожалуй, вопросительная – да, утвердительная – так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;

вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;

местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, местоименное наречие – там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его.

Многие специалисты считают, что слова-паразиты используются людьми из-за бедности словарного запаса.

Сквернословие - один из видов слов-паразитов, серьёзная болезнь современного разговорного языка

Самыми распространёнными и часто употребляемыми среди паразитов являются матерные слова, которые мы слышим на каждом шагу. Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани. На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком. О том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению.

Наталья Леонидовна Бредихина

В своём исследовании мы попытались ответить на эти вопросы.

ВложениеРазмер
skakun_issledovatelskaya_rabota_velikiy_yazyk.docx 72.67 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Слова-паразиты и причины их употребления………………………..
  2. Классификация речевых паразитов……………………………………..
  3. Исследование употребления слов-паразитов в речи современных подростков……………………………………………………………….
  4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами…………………….

Список использованной литературы ………………………………………….

Когда вы говорите,

То значит, это…как его.

Ну, в общем, не тяните…

Вот, между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

В своём исследовании мы попытались ответить на эти вопросы.

Этот класс слов мало изучен. В литературе нет точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.

Актуальность : современные подростки в своей речи употребляют очень много слова-паразитов. С этим явлением надо бороться.

Цель : узнать, насколько часто подростки употребляют слова паразиты в своей речи, какие слова паразиты они употребляют, и почему это происходит.

Гипотезы . Мы предположили, что:

Для подтверждения этих гипотез я должна решить задачи :

  1. Определить, что такое слова-паразиты;
  2. Выявить, какую они выполняют функцию;
  3. Разделить эти слова на группы, в зависимости от их употребления в речи;
  4. Провести исследование употребления слов-паразитов подростками;
  5. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Методы исследования: анкетирование, анализ, наблюдение.

В работе мы использовали различную литературу по русскому языку и культуре речи и различные источники из сети Интернет.

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь – стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм.

«Слова-паразиты - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

В разговорной речи не всегда удаётся найти самое подходящее слово. Многие слова – паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.

Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов-паразитов увеличивается.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Проанализировав различную литературу, я могу сделать вывод о том, что слова-паразиты – это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают её пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.

Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы:

  1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
  2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
  3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
  4. Мода на некоторые слова.

Наблюдая за употреблением слов-паразитов в речи сверстников, я заметила, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин.

Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать .

Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того .

Hgfgfgh.jpg

Объект исследования

Языковая среда учащихся.

Предмет исследования

Цель работы

Изучить особенности речи современных школьников, в частности учащихся 5,7 классов, с точки зрения как количественного, так и качественного использования слов-паразитов; ответить на вопросы:

•Что такое словесный вирус?

•В чем состоит его вред?

•Как с ним бороться?

Задачи

1. Познакомиться с литературой о словах-паразитах как составной части молодёжного жаргона и выяснить научные подходы в трактовке слова-паразиты, определив частотность их употребления.

2. Провести анкетирование учащихся 5,7 классов;

3. Собрать и изучить слова-паразиты, употребляемые учащимися данных классов

4. Определить место слов-паразитов в речи учащихся лицея.

Методы

При проведении исследования мы использовали методы:

Введение

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д. Значит, так сказать, собственно говоря, видите ли, ну, того, вот и т. п. Иногда слова-паразиты наряду с вводными словами, в изобилии представленными в речи, служат средством создания речевой характеристики персонажа. Ср. речевую манеру малокультурного почтмейстера, рассказывающего “Повесть о капитане Копейкине” (“Мертвые души” Н. В. Г о г о л я): “После кампании двенадцатого года, судыръ ты мой. вместе с ранеными прислан был и капитан Копейкин. Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу. Ну, тогда еще не сделано было насчет раненых никаких, знаете, здаких распоряжений: этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведен, можете представить себе, в некотором роде, гораздо после. Капитан Копейкин видит: нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая” (в таком стиле выдержан весь рассказ).

Что такое слова-паразиты?

Классификация слов - паразитов

В настоящее время не существует единой принятой системы классификации слов-паразитов. Мы познакомим вас с классификацией украинского лингвиста Юлии Дараган, которая выделяет три большие группы.

1. Установочные слова- маркеры отражают коммуникативные и психологические установки говорящего: значит

2. Программирующие маркеры делятся на пять подгрупп:

а) Маркеры планирования: так, ну

б) Маркеры концептуализации : как бы, такой, вот.

в) Маркеры контроля (отслеживание правильности реализации сценария): значит, вот.

г) Маркеры поиска (припоминание нужного слова): это (самое), этот (самый), какой-то, скажем так.

д) Маркеры оговорки : ну, это, то есть.

К третьей группе относятся слова, предоставляющие слушающему дополнительную информацию об отношении говорящего к произносимому им тексту. Сюда в первую очередь относятся:

а) оценочные маркеры, выражающие оценку говорящим собственных высказываний с точки зрения удачности реализации (как бы, так сказать, скажем, вот, там) и проч.

б) маркеры, передающие те или иные требования/просьбы (короче, в общем) и просьбу домыслить ситуацию и сделать выводы, исходя из представленных данных (вот, такой).

Групповая классификация речевых паразитов с лингвистической точки зрения

Группа Примеры
1 Звуки Э-э-э, мэ-э-э,
2 Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы
3 Вводные конструкции Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать
4 Местоимения и наречия Это, это самое, как его, там
5 Слова, перешедшие из одной части речи в другую Блин, черт
6 Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется, е-мае


Групповая классификация речевых паразитов с функциональной точки зрения

Причина появления слов-паразитов

1. бедность словарного запаса

2. ориентация на моду

3. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями

4. логофобия (страх перед публичным высказыванием)

Психологический аспект появления слов-паразитов

Что говорит современный подросток

Употребление слов – паразитов учащимися 5, 7 классов лицея

Н.В. Гоголь||В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Н.В. Гоголь

Пожалуй, текст левого столбика многим окажется более привычным по манере изложения, чем другой. Такую речь из уст школьников мы слышим ежедневно. Мы провели небольшое исследование: что знают ученики об употреблении слов - паразитов и как учащиеся 5, 7 классов употребляют их в речи. В анкетировании и устном опросе принимали участие 151 учащийся 5, 7 классов лицея. Результаты анкетирования показали:

Учащихся, которые не знают, что такое слова-паразиты 20%
Учащиеся, которые предполагают, что это употребление в речи бранных и нецензурных слов 45%
Учащиеся, которые знают, что такое слова-паразиты 35%

Мы провели несколько анкетирований, которые показали следующее

1.Возраст 10 -14 лет

3.Употребляете ли Вы в своей речи слова-паразиты, например: в общем, в общем-то, вообще, вот, в принципе, знаешь / ты знаешь / знаете / вы знаете, значит, как бы, ну, понимаешь / понимаете, такой, так сказать, там, это, это самое, этот, этот самый; э. э, м. м?

4.Мешают ли вам слова-паразиты выражать свои мысли?

5.Часто ли вы выступаете публично (с докладами, лекциями, уроками)?

А /Не выступаю Б / Редко В /Регулярно Г /Часто

6. Много ли Вы читаете?

А / Не люблю читать Б /Читаю по заданию учителя

В / Стараюсь читать регулярно Г /Много читаю

7.Боретесь ли Вы с привычкой употреблять в речи слова-паразиты?

ДА НЕТ НЕТ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ИСПОЛЬЗУЮ ИХ

Вопрос Ответы
1 10-11лет (5 классы) - 75 Старше 11 лет(7 классы) - 76
2 Мужской - 74 Женский - 77
3 Да - 130 Нет - 21
4 Да - 130 Нет - 21
5 Не выступаю - 20 Редко - 60 Регулярно - 20 Часто - 51
6 Не люблю читать - 41 Читаю по заданию учителя - 50 Стараюсь читать регулярно - 30 Много читаю - 20
7 Да - 70 Нет - 60 Нет, потому что не использую их - 21

Анкета 2 состояла из следующих вопросов:

1. Используете ли Вы в своей речи слова-паразиты? ДА НЕТ

2. Можете ли Вы обойтись без этих слов? ДА НЕТ

3. Какие слова-паразиты употребляете в речи?

4. Считаете ли Вы, что эти слова:

а) засоряют речь говорящего;

б) украшают речь говорящего;

в) помогают сформулировать речь говорящего?

Короче – 130 (100%)

Как его – 53( 49,7%)

Прикинь - 90 (69,2%)

На примере 7 Б класса, в котором учится автор работы, мы исследовали частотность употребления слов-паразитов. Мы предположили, что частота их употребления на уроке и вне его может меняться в зависимости от психологического состояния семиклассников, их рассеянности или неготовности к работе. Можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов на уроках во вторник в четверг в среднем в 3-4 раза выше, чем в другие дни. Это объясняется сложностью расписания уроков в эти дни. В начале и конце недели количество употреблений слов-паразитов приблизительно одинаково. По итогам этого этапа работы можно сделать следующие выводы: На уроках наблюдается средняя степень засорённости речи участников учебного процесса словами-паразитами, поскольку их использование в большей степени определяется сложностью, критичностью момента речи или языковой ситуацией, связанной со спецификой работы. Частотность употребления слов-паразитов выше в среде свободного общения, что может быть связано с отсутствием концентрации и самоконтроля участников диалога. Количество слов-паразитов в речи учащихся возрастает на предметах естественно -гуманитарного цикла, что связано с необходимостью конструирования монологического высказывания спонтанного характера. В результате работы было установлено:

1. Слова-паразиты – слова, не несущие смысловой нагрузки.

3.Большинство пятиклассников и семиклассников считает, что активное заселение языка словами-паразитами представляет опасность для языка, но сами тем не менее употребляют лишние слова в своей речи.

4.Лишь немногие из школьников при возникновении вопросов по культуре речи обращаются к словарям, справочникам и грамматикам, лишь немногие регулярно читают художественную литературу.

5. У большинства опрошенных школьников возникает желание бороться со словами – паразитами.

Как избавиться от вредной привычки

2.Научитесь делать паузы. Всякий раз, когда вы замечаете, что употребили слово-паразит, просто замолчите. Сделайте паузу. Сначала этот пробел в речи будет даваться вам нелегко и казаться вопиющим, но вряд ли кто обратит внимание на пятисекундное молчание. Пауза поможет вам собраться с мыслями.

3.Воспользуйтесь помощью друзей или близких. Попросите прислушиваться к тому, как вы говорите, и каждый раз давать сигнал, когда вы используете слово-паразит или растягиваете звуки без потребности. Постоянное напоминание поможет вам быстро избавиться от этой вредной привычки.

4.Сделайте вдох Когда вы чувствуете, что собираетесь произнести слово-паразит, сделайте вдох. Задержите дыхание на секунду, а потом продолжайте говорить. Концентрация на дыхании успокоит и сосредоточит вас, и пауза покажется не такой и ужасающей.

5. Больше читайте.

Заключение

1.Слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде типа, как бы, это самое и других.

3.Сами по себе слова не являются сорняками, но могут становиться ими в речи отдельных людей, которые не достаточно владеют языком. Такие люди с трудом подбирают нужные слова и в возникающие паузы вставляют пустые лексические единицы.

4.Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка.

Экологический подход к вопросам культуры речи, речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Все это и составляет существо экологического аспекта человеческой культуры речи.

Список используемой литературы

1. Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2006.

3. Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.

5.Голуб И.Б. Как мы говорим. А как пишем. М. Школа издательского и медиа бизнеса. 2011.

6. Дараган Ю. В. Функции слов-"паразитов" в русской спонтанной речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2000 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы. Протвино 2000. 67-73.

7. Дараган Ю. В. Риторическая структура текста и маркеры порождения речи. // Протвино 2002. 114-127.

8.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987.

9. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. N 15.

Читайте также: