Сообщение о симфонии 1 в с калинникова

Обновлено: 07.07.2024

Третья часть – жизнерадостное скерцо, рисующее яркую картину народного праздника. В ее темах присутствует и удаль мужской пляски, и нежность хоровода девушек, а соло гобоя в трио напоминает свирельный наигрыш.

Финал открывает возвращение главной партии первой части, которую проводят струнные в унисон. В дальнейшем появляются и другие темы из предыдущих частей – побочная из первой, тема трио из третьей, одна из тем второй части – но все они проносятся в вихре единого стремительного движения, преображающем их – например, лирическая тема из медленной части приобретает даже гимнические черты.

Лишь в феврале 1897 г. Симфония № 1 прозвучала в Киеве под управлением Александра Николаевича Виноградского. Слушатели устроили овацию, даже не дождавшись окончания симфонии – после третьей части. Не меньшим потрясением, чем эта сильная, полнокровная музыка, стал для публики выход автора – истощенного болезнью молодого человека. В течение нескольких дней в помощь композитору было собрано почти две тысячи рублей – огромная по тем временам сумма. После киевского триумфа симфония с успехом исполнялась в разных городах России и за ее пределами.

Василий Сергеевич Калинников / Vasily Kalinnikov

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, арфа, струнные.

История создания

Первую симфонию Калинников начал писать в марте 1894 года и закон­чил ровно через год, в марте 1895-го — не просто написал партитуру, но и переписал ее в нескольких экземплярах, расписал с помощью жены партии, так как денег, чтобы заплатить за эту работу переписчику, у него не было. В эти месяцы композитор узнал о неизлечимости своей болез­ни — туберкулеза, который через несколько лет свел его в могилу. Од­нако на характере музыки его состояние совершенно не отразилось.

В симфонии наиболее ярко воплотились особенности его дарования — душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств.

Через несколько лет Первая симфония все же была исполнена в сто­лице и имела там, как и везде, заслуженный успех. Однако не исключе­но, что вся эта история губительным образом подействовала на компо­зитора и приблизила его конец.

Музыка

Первая часть начинается спокойной певучей мелодией струнных без со­провождения. Ей отвечают мягкие аккорды валторн, поддержанные низ­ кими деревянными и литаврами. Это главная партия сонатного аллегро. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивает­ся, распевается все шире. Побочная партия — широкая лирическая ме­лодия, полная сердечного тепла, трепетная и увлеченная, звучит мягко и нежно у солирующей валторны, альтов и виолончелей на фоне взвол­нованного синкопированного аккомпанемента. Она не создает контрас­та с первым образом, а дополняет его. Заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. После повторения экспозиции согласно классическим канонам, начинается разработка, в которой обе темы многообразно варьируются, приобретают напряжен­ные, порой драматические черты. Достигается лирическая кульминация части, после которой наступает реприза.

Третья часть — яркое, жизнерадостное широко развернутое скерцо, рисующее картины народного веселья. Полная удали мужская пляска сменяется плавной грацией девичьего хоровода. Легко и непринужден­но плетется его кружевной узор. В прозрачном свирельном наигрыше солирующего гобоя (трио — средний раздел сложной трехчастной фор­мы) звучат то задушевное грустное раздумье, то задор. Возобновляется стремительная пляска, завершая полную жизни и красок картину.

Финал симфонии — развязка драматургического развития. Он начи­нается как и первая часть — звучанием ее главной темы в унисонах струн­ной группы. Дальше на протяжении финала, также написанного в сонат­ной форме, среди разнообразных сцен и настроений, в смене плясовых, танцевальных и лирически-напевных эпизодов возникают знакомые мо­тивы. Звучат обе темы первой части, слышится свирельный напев сред­ней части скерцо, появляется и задумчивая плывущая мелодия из андан­те. Но здесь она преображается: среди всеобщего шумного ликования, в триумфальном звучании валторн и тромбонов она возвещает о дости­жении заветной мечты. В радостном, торжественном ее характере слышатся гимнические черты.

Василий Сергеевич Калинников. Этого талантливого русского композитора, жившего и творившего в последних десятилетиях XIX века, в нашем отечестве, к большому сожалению, не все именитые современники воспринимали всерьёз. А вот за рубежами России Калинникова почитали весьма высоко, да так, что долгое время считали символом не только русского симфонизма, но и всей русской музыки. Произведения композитора, наполненные глубокой любовью к отчизне, с первых звуков покоряют слушателей своей задушевностью, искренностью и мелодической красотой. Бесспорным доказательством тому является Первая симфония композитора – выдающееся сочинение, в котором вдохновенная музыка звучит как светлый гимн, воспевающий вечную красоту жизни.

Историю создания Симфонии №1 Калинникова, содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице

Свою Первую симфонию, которая прославила имя его автора не только в родном отечестве, но и за его пределами, Василий Сергеевич Калинников начал сочинять весной 1894 года, а завершил спустя год. Однако если бы не безмерная любовь к музыке и несгибаемое упорство молодого человека, этого прекрасного произведения могло бы и не быть, так как будущий композитор в двенадцать лет не умел играть ни на одном инструменте и изначально собирался стать священником. В четырнадцать лет Василий окончил духовное училище, а затем поступил в семинарию, в которой проучился ещё четыре года. Поскольку в данном учебном заведении большое внимание уделялось нравственному воспитанию и развитию врождённых дарований воспитанников, то там поощрялись занятия живописью и музыкой, а помимо хора был организован ученический оркестр и даже любительский театр. В такой благотворной атмосфере природные музыкальные способности юного Калинникова развивались весьма интенсивно.

Практически с первых дней обучения он стал первым помощником учителя пения, а вскоре утверждён на должность регента хора духовной семинарии. Вот тогда-то у Василия и возникло желание всю свою жизнь посвятить музыке, и после четырёхгодичного курса обучения, морально поддерживаемый родителями, он принимает решение переехать в Москву и поступить в консерваторию

Поначалу всё шло неплохо: Калинникова приняли в учебное заведение на подготовительный курс по классу сольфеджио и теории музыки, но через год из-за сильно пошатнувшегося финансового положения и невозможности уплаты за обучение он вынужден был оставить консерваторию и перевестись в созданное при Московском филармоническом обществе Музыкально-драматическое училище. Там предоставлялось бесплатное образование для студентов, обучающихся на духовых инструментах, поэтому Василию для продолжения своего музыкального образования пришлось усердно осваивать фагот и фортепиано, а также особое внимание уделять теоретическим предметам.

Семен Николаевич Кругликов

После окончания училища в 1991 году, из-за прогрессирующей болезни, Калинникову пришлось расстаться с фаготом, и если он периодически играл в оркестре, то только на литаврах. Постоянного места работы и соответственно стабильного заработка у Василия Сергеевича не было, а к тому времени он женился и помогал своим младшим трём братьям и сестре. Калинников брался за любую работу: он переписывал ноты, занимался оркестровкой, давал много частных уроков, репетировал с оркестрами в качестве второго дирижёра, а все свободные часы отдавал композиторскому творчеству. И вот именно тогда он уже сделал начальные наброски своей знаменитой Первой симфонии.

Симфония № 1 (g-moll) Василия Калинникова – это выдающееся творение, в котором всё дарование композитора проявилось со всей своей полнотой. Наполненная жизнерадостным настроением, лирическими чувствами и поэтической мягкостью, музыка произведения необычайно светла и одухотворенна. Плавная неторопливость непрерывного мелодического потока напоминает задушевную широко льющуюся привольную народную песню, повествующую о бескрайних просторах русской земли, о красоте её природы. Помимо этого, композитор характерным для него музыкальным языком, которому присущи ясность, простота и выразительность, живо отобразил чувства простого человека: его радость, мечты и надежды.
В Первой симфонии Калинников использовал полный состав симфонического оркестра. Композитор хорошо знал выразительные и технические возможности всех инструментов, поэтому красками оркестровой палитры он пользовался как истинный художник. Без излишних нагромождений оркестровая фактура произведения звучит нежно и поэтично, а если нужно, то по-богатырски мощно.

Первая часть - Allegro moderato, соль минор. Произведение открывает в исполнении скрипичной группы звучащий в унисон выразительный четырёхтактовый мотив - это основной элемент главной партии. За ним, внося небольшой контраст и, как будто препятствуя светлому напеву, следует хроматический ход валторн. Далее первоначальная тема не только повторяется на иной звуковой высоте, но и подхватываемый другими инструментами, начинает динамично развиваться и всё шире распеваться, постепенно подводя к привлекающей своим мелодическим разливом побочной партии. В отличие от темы главной партии, напоминающей народную песню, побочная больше похожа на романс, который на фоне синкопированного аккомпанемента нежно и трепетно звучит в исполнении альтов, виолончелей и валторны. После развёрнутого представления побочной партии и следующим затем заключительным разделом, экспозиционный раздел полностью повторяется. В разработке, по большей мере, основанной на первом тематическом элементе, композитор стремится к драматизации представленных ранее лирических образов. Для отображения страстной напряжённости он использует различные приёмы, но предпочтение отдаёт полифоническому типу развития. Активный, стремящееся к кульминации, динамический рост, так и не достигает своего пика, а музыкальный материал вновь возвращается к спокойному повествованию. Начинается реприза, которая впоследствии переходит в напряжённую драматическую коду.
Вторая часть - Andante commodamente, ми-бемоль мажор, по своему поэтическому содержанию напоминающая лирический ноктюрн, является пейзажной зарисовкой, отображающей образы русской природы. Умиротворённый настрой, пастельные тона музыки создают идиллическое настроение, располагающее к романтической мечтательности. Andante, заключённое в трёхчастную форму, начинается с покачивающегося аккомпанемента в исполнении арфы и первых скрипок, на который накладывается певучая мелодия, изначально звучащая у английского рожка и альтов, а затем эстафетно передаваемая кларнету и виолончелям. В среднем разделе появляются ещё две новые темы. Одна - проникновенная и томная, интонируется пасторальным тембром гобоя. Другая – более распевная и сопровождаемая подголосками, в процессе напряжённого развития подводит к небольшой, наполненной драматизмом, кульминации, которая нарушает общий эмоциональный настрой части. Вновь спокойную созерцательность и покой в музыку возвращает реприза, то есть повторение тематического материала начального раздела.
Третья часть - Allegro non troppo, до мажор. Это скерцо, которое традиционно имеет сложную трёхчастную форму. Начальный раздел, рисующий картину народного праздника, основан на мелодическом материале двух тем. Первая - соединяет в себе разудалую задорную мужской пляску и грациозный лирический девичий хоровод. Вторая - торжественно-праздничная, облачённая в массивную аккордовую фактуру, отображает общую картину народного веселья. Далее трио – средний раздел скерцо, вносит в музыку части резкий контраст. Задумчивый наигрыш гобоя, а затем и флейты рисуют сельскую жанровую сценку, которая сменяется второй темой трио - весёлым сельским танцем.
Четвёртая часть - Allegro moderato, соль мажор. Финал, написанный в форме сонатного аллегро, начинается с того же скрипичного унисонного напева, которым открывалась первая часть симфонии. Далее на протяжении всей последней части, представляющей жанровую картину весёлого народного празднества, один за другим проходят знакомые мотивы. Две темы первой части, задушевная мелодия из Анданте и пастушеский напев трио из скерцо появляются и преображаются в соответствии со всеобщим ликованием и радостью. Кода произведения – это торжественный апофеоз в триумфальном звучании медных духовых, возвещающий о победе идеалов света и добра.
Симфония № 1 (g-moll). Это наполненное оптимизмом произведение, проникнутое огромной любовью к родной русской земле, является свидетельством непомерного музыкального таланта выдающегося русского композитора Василия Калинникова. Симфония, в своё время стремительно ворвавшись в музыкальную атмосферу и с быстротой молнии прославив во всём мире имя её автора, в нынешнее время продолжает покорять сердца слушателей и по праву занимает достойное место среди шедевров симфонической музыки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В.С. Калинников Симфония №1 (g-moll) Подготовила: Учитель музыки и МХК Земисе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

В.С. Калинников Симфония №1 (g-moll) Подготовила: Учитель музыки и МХК Земисе.

В.С. Калинников Симфония №1 (g-moll) Подготовила: Учитель музыки и МХК Земисева А.Ю.

Цели: Познакомить обучающихся с творчеством русского композитора В.С. Калинн.

Цели: Познакомить обучающихся с творчеством русского композитора В.С. Калинникова. Пробуждение познавательного интереса к русской классической музыке. Задачи: образовательная – освоение элементарных представлений о жанре – симфония на примере. воспитательная – воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине через музыкальное произведение; развивающая - развитие способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения музыкального искусства.

«Первая симфония В.Калинникова — ключ к русской симфонической музыке, чудесн.

История создания Василий Калинников написал симфонию ровно за один год (1894.

История создания Василий Калинников написал симфонию ровно за один год (1894-1895). В симфонии наиболее ярко воплотились особенности его дарования — душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств. После окончания работы над симфонией начались хлопоты по ее исполнению

История создания К сожалению, почти все попытки потерпели неудачу. Ни в Моск.

История создания К сожалению, почти все попытки потерпели неудачу. Ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Тифлисе согласия на исполнение симфонии не дали. Лишь через два года она была исполнена в Киеве под управлением А. Виноградского и получила полное признание.

I часть Спокойная певучая мелодия струнных без сопровождения. Певучая мелоди.

I часть Спокойная певучая мелодия струнных без сопровождения. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивает­ся, распевается все шире. Это главная партия сонатного аллегро. Побочная партия — широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла звучит у солирующей валторны, альтов и виолончелей. Она не создает контраста с первым образом, а дополняет его. Заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. После повторения экспозиции начинается разработка.

IIчасть Она возникла во время бессонницы: «Все спит, из­ вне не доносится ни.

III часть Третья часть — яркое, жизнерадостное широко развернутое скерцо, ри.

III часть Третья часть — яркое, жизнерадостное широко развернутое скерцо, рисующее картины народного веселья. Полная удали мужская пляска сменяется плавной грацией девичьего хоровода. Легко и непринужденно плетется его кружевной узор.

IV часть Финал симфонии — развязка драматургического развития. Он начинается.

IV часть Финал симфонии — развязка драматургического развития. Он начинается как и первая часть — звучанием ее главной темы в унисонах струнной группы. Дальше на протяжении финала, также написанного в сонатной форме, среди разнообразных сцен и настроений, в смене плясовых, танцевальных и лирически-напевных эпизодов возникают знакомые мотивы.

Вывод: Симфония стала свидетельством громадного лирического дара Василия Кал.

Вывод: Симфония стала свидетельством громадного лирического дара Василия Калинникова, воспевшего красоту и величие природы, олицетворяющей образ России, русской души, через русскую музыку. Не смотря на непростую судьбу композитора его творчество полно светлости, добра, могущества, восторженной красоты.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

источник шаблона: Кулакова Наталья Ивановна учитель начальных классов ГУО «СШ.

Краткое описание документа:

Василий Сергеевич Калинников - талантливый русский композитор, живший в конце XIX – начале XX веков.

Данный материал познакомит обучающихся с творчеством этого удивительного композитора на примере его Симфонии №1.

Презентация поможет учителю показать на уроке классическое строение жанра - симфонии, а также воссоздаст музыкальные образы и настроение этого произведения.

Эта презентация построена в виде анализа музыкального произведения. Ребята вместе с учителем смогут проанализировать каждую часть отдельно, и в заключении сделать вывод о самобытности композитора.

Читайте также: