Сообщение о сибирском тракте

Обновлено: 08.07.2024

В Красноярском уезде установку верстовых столбов по Сибирскому тракту и промер прямого пути до Томска, Канска и Нижнеудинска в 1726 г. осуществили местные служилые казаки.

Старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Общая протяженность пути составляла более верст.

Сибирский тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты. В середине XVIII в. путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шел через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.

Сибирский тракт пересекал Приенисейский край от Боготола до Тулуна, проходя через Ачинск, Красноярск, Канск и Нижнеудинск. Общая его длина на этом отрезке составляла 790 верст. Во второй половине XVIII в. за счет спрямления отдельных участков протяженность дороги стала несколько меньше. Устройство дороги на территории Томского и Красноярского уездов началось в первой половине XVIII в., после сенатского указа. По некоторым данным, первыми устроителями тракта в Средней Сибири были красноярские служилые люди. По степени устроенности и заселенности в XVIII в. ачинский, красноярский и участки тракта различались. Западный и центральный участки были примерно равными (по 170 верст) и составляли каждый 1/3 восточного участка тракта.

В XVII в. сложились основные направления — маршруты для ямщиков и проезжающих, в XVIII в. продолжалось устройство сухопутного пути, в XIX в. — техническое устройство тракта и его эксплуатация притрактовым населением, центральными и местными властями, а также торговцами. Только в вв., после заселения и освоения притрактовой территории и устройства полотна дороги, тракт стал выступать в роли основной сухопутной транспортной коммуникации Сибири.

По всей длине тракта создавалась инфраструктура в виде казенных почтовых станций, частных постоялых дворов и притрактовых сел, население которых обеспечивало бесперебойное грузовое и пассажирское движение через всю Сибирь. Содержание тракта осуществлялось местным населением в форме натуральной дорожной повинности. Наряду с ней на тракте в течение XIX в. эпизодически использовался труд ссыльных. этапирование ссыльных по тракту также оставило заметный след в истории этого пути — тракт играл роль главной транспортной артерии для осужденных.

В целом тракт способствовал устойчивому процессу освоения Сибири российским населением, расширял коммуникативное пространство всего сибирского региона и давал возможность развития связей Сибири с Европейской Россией и Китаем. После проведения Транссибирской железнодорожной магистрали значение тракта изменилось: дорога, имевшая транзитное значение, превратилась в путь, обслуживавший местные потребности.

Сибирский тракт имел много названий, в свое время его именовали: Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт, Осьмая государственная дорога. Это был старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая, который заканчивался ветками к городам Нерчинск и Кяхта.

Подписание в 1689 г. первого русско-китайского Нерчинского мирного договора положило начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. Так появился Сибирский тракт.

Большой Сибирский тракт несколько веков соединял Европу и Азию, являясь самым протяженным в мире культурным ландшафтом. Он изменил жизнь городов и населенных пунктов, через которые проходил.

Московский сибирский тракт был открыт в 1783 г. и проходил через города Санкт-Петербург, Новгород, Тверь, Москву, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Малмыж, Глазов, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тара, Каинск, Томск, Красноярск, Иркутск.

Сибирский тракт выполнял несколько важнейших функций. Во-первых, это была торговая дорога. По этому пути в столицу поставлялись полезные ископаемые сибирских недр, промыслы тихоокеанского побережья, осуществлялась торговля с Китаем: серебро и золото, пушнина, рыба, кедровый орех, моржовые кости и зубы, китайский чай, изделия железоделательных заводов.

Во-вторых, это была почтовая дорога. В середине XIX в. на ней располагалось 293 почтовые станции и имелось 1785 лошадей. До 1822 г. на Сибирском тракте, проходящем через территорию современной Удмуртии, остановками являлись только почтовые станции, которые размещались в следующих населенных

с. Муки-Какси 49 дворов

с. Сюмси-Можга 70 дворов

д. Кожиль 18 дворов

с. Селты 84 двора

с. Узи 46 дворов

д. Новые Зятцы 55 дворов

поч. Бельский 19 дворов

д. Чемошур 9 дворов

с. Зура 113 дворов

с. Дебессы 111 дворов

д. Чепца 39 дворов[i].

В-третьих, это дорога ссыльных. Каторжников заковывали в кандалы, сбривали половину волос с головы. Мужчины и женщины, конвоируемые солдатами, следовали в нестройных рядах долгие и долгие версты до места отбывания своей каторги.

Московско-Сибирский сухопутный маршрут имел огромное государственное значение на протяжении практически полутора веков. Однако после открытия в 1840-х гг. пароходного речного движения, а также прокладки в 1890 г. железной дороги, его использование уменьшилось. Экономический рост России увеличил транспортные потребности страны. Это привело к решению о начале строительства Транссибирской магистрали. После её завершения в 1903 г. медленная караванная торговля перешла на новые рельсы.

В 1991 г. в с. Дебесы открылся уникальный музейный комплекс. Это музей истории Сибирского тракта. Основная его цель заключается в сохранении памяти о главной дороге между Москвой и Китаем, которая в XVIII-XIX вв. являлась основным почтовым, торговым и кандальным путем России. Располагается музей в здании, построенном в
1911 г. купцом второй гильдии Муртазой бай Мулюковым. В прежние времена это была казарма нижних чинов, находившаяся неподалеку от тюрьмы-этапа, где содержались заключенные между пересылками. Здание музея отнесено к региональным памятникам истории и культуры и находится под охраной государства.

Сегодня, проезжая по старому Сибирскому тракту, мы вспоминаем и горькие истории прошлого и радуемся старым белеющим березам, посаженным в давние времена и гордимся нашими предками, которые своими силами сделали Россию и Китай ближе.

Вы здесь: Home Краеведение История История создания района Старый Московско-Сибирский тракт

Старый Московско-Сибирский тракт

Тракт имел очень важное значение для поселков и городов, расположенных на его пути. Можно сказать, он давал им жизнь и играл очень важную роль. В ноябре 1689 года был издан царский указ, который повелевал обустроить путь, соединяющий Москву с Сибирью. Однако строительство тракта затянулось. Еще сорок лет никаких действий предпринято не было. Строительство дороги началось через 40 лет после оглашения царского указа о строительстве тракта, который соединит Москву с Сибирью. Только в апреле 1733 года приступили к строительству по указу Анны Иоанновны. Обустройство Красноярской территории тракта было завершено летом 1734 года.


Сибирский тракт был самой длинной в мире сухопутной дорогой, но это был наиболее короткий путь, связавший восточные поселения России с ее центральной частью. Здесь проходил весь поток торговых перевозок из России в Сибирь, Китай и обратно. Проезжали по тракту люди разного чина и звания: Радищев А.Н., Чернышевский Н.Г., Пржевальский Н.М., Митрополит Московский Иннокентий, Суриков В.И., Великий князь Алексей Александрович., Короленко В.Г., Чехов А.П., Николай II.

Длина Сибирского тракта, по некоторым подсчетам, была равна 11 тыс. километров. Это четверть расстояния окружности Земли по ее экватору.

Помимо налаживания связей с Китаем и перевозки чая, Сибирский тракт играл для России еще одну важную роль. Без этого сухопутного маршрута невозможно было организовать почтовую службу. И тракт оправдал ожидания правительства. В 1724 году почтовые отправления из Москвы в Тобольск перевозились один раз в месяц, в 1734 году уже еженедельно, а спустя еще два десятка лет – через три – четыре дня. Тракт оживил не только международные, но и внутренние экономические отношения.

Помимо множества почтовых станций через каждые 25-40 верст находились этапы. По маршруту Сибирского тракта проходили тюремные обозы с подводами. В подводах перевозили домашнее имущество заключенных. По всему этапу прошло приблизительно 1,5 млн. заключенных. Для этих целей на всех почтовых станциях были этапные избы, в которых могли отдохнуть пересыльные.

Сибирский тракт требовал определенного обустройства. Для этого вдоль тракта строились населенные пункты. Села и деревни, находящиеся на тракте, имели большую протяженность и находились по обе стороны дороги.


Станы (станции) располагались примерно на расстоянии 65 километров.

На каждой станции возводились необходимые постройки, в том числе избы для ночлега и небольшие зимовья для ямщиков, где содержались подставные лошади, и хранился фураж и где они могли отдохнуть, покормить или при надобности сменить лошадей. Проезжающие могли на станции купить молоко, яйца, "простую горячую пищу", пользоваться самоваром и необходимой посудой по определенной таксе.

Обслуживать тракт было поручено местным жителям, которые выходили по очереди на дежурство. Эта повинность заключалась в том, что крестьянин должен был определенное время отработать на станции в качестве ямщика, используя для этого своих лошадей и свою подводу. Работали подводчики поочередно и сменяли друг друга обычно через семь недель. За свой труд они получали только поверстные деньги и плату за фураж. В первое время плата составляла одну копейку за версту пути зимой и полкопейки летом. Деньги на зарплату ямщикам шли из денежных сборов, которые собирались с тех же самых крестьян. Крестьянские подати, связанные с трактом, были многочисленными. Нужно было отдельно платить на содержание почтовых домов, этапов, дорожного полотна, мостов, перевозов и ямщиков. Сельские общества платили в среднем по 250 рублей.


Поселки Козульского района такие как, деревня Старая Черная, деревня Старая Козулька и Большой Кемчуг находились вдоль старого Московского – Сибирского тракта. В 1863 году плата за проезд между почтовыми станциями по тракту составляла:

Московско-Сибирский тракт был основным транспортным звеном, соединявшим Запад России с Сибирью и Дальним Востоком до момента открытия Транссибирской магистрали во второй половине 90-х гг. XIX века.



1.Смородин, А. .А., Смородин А.К.

Семь верст Сибирского пути: триста лет поселку Емельяново, 1700-2000 / А. .А. Смородин., А.К. Смородин.- Красноярск : Красноярское кн. изд-во, 2000. - 255 с.: ил

2.Быконя Г.Ф.Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в.: монография / Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В.П.Астафьева, 2-е изд., доп., осуществленное по первой авт. Редакции.-Красноярск,2013.

3..Васильев, А. Н. История отечественной почты.- 2-е изд, перераб, доп. / А. Н. Васильев. - М. : Радио и связь, 1990. - 312 с. : с ил.



Еще уникальность музея Сибирского тракта состоит в том, что он находится на пересечении двух веток дорог – южной, которая шла из Москвы, и северной, которая шла из Санкт-Петербурга. Именно от сюда ветки соединялись и тракт шел одной единой веткой в Сибирь и на Дальний восток.


Хочу поблагодарить всех сотрудников музея которые оказали очень теплую встречу и отдельно эксурсовода Анастасию за потрясающе интересную экскурсию.


Я заснял все на видео и скоро выложу целиком всю экскурсию по ммузею. А пока текст с фотографиями.


Музей был создан в 1991 году, в очень непростое время, но жив и поныне.


Дорога начала формироваться в конце XVI века.
В 1570 год Ермак шел завеоевывать Сибирь и именно с присоединением Сибири начинается формирование дороги. Конечна дорога имела иной вид и состояла из волоков, переправ, пеших тропинок В конце 17 века с налаживанием экономических отношений с Китаем появилась возможность направлять купеческие обозы и караваны . Обозы тянулись день и ночь. Изначально появилась южная ветка — дорога шла из Москвы (сиреневая ветка) через местечко Верхотурье и далее спускалась на юг на Тобольск.


В Верхотурье была установлена таможня и купцы должны уплачивать таможенные пошлины. Но купцы организовали дорогу в обход таможни, например вятские купцы прожили путь через Дебесы. Татищев проехал маршрут через Казань и Дебесы и Пермь и в своем докладе Петру 1 указал что именно такой путь более целесообразен. Но сделана дорога была только при Елизавете. И в Верхотурье таможня была упразднена.


В конце 18 века Екатерина издала указ о создании северной части дороги.


Екатерина внесла большой вклад в обустройство дороги.В частоности членом Российской акдемии наук, архитектором Николаем Александровичем Львовым был предложен ряд проектов, которые были воплощены в жизнь при Екатерине II. Так как дорога имела функцию почтовой дороги, Львов предложил устанавливать почтовые станции через каждые 25-30 км по типовым проектам.


Здесь можно поменять лошадей. Станционный смотритель заслышав звон колокольчика, установленного в подупряжи лошади, готовил лошадей на смену. Те н было затрат на смену лошадей. Ранее до введения этой системы письма из центра в Сибирь отправлялись раз в 4 месяца, а после сначала раз в неделю и даже раз в 3-4 дня. Частным лицам было запрещено иметь подобные колокольчики, можно лишь иметь бубенчики. Смотритель по звуку определял кто едет.
Рядом со станциями строились здания для ночлега и трапезы. По всей дороге устанавливались верстовые столбы через каждую версту. На протяжении всех 10 тыс км.



Во времена Екатерины по краям стали высаживать березы – зимой дорогу не так сильно заносило, а летом можно отдохнуть в тени берез.
На тракте использовали лошади вятской породы. Они были лучше других приспособлены к тяжелым условиям перевозки – неприхотливы и выносливы.
Дорогу строили крестьяне, живущие окрестности. Это была своего рода повинность – в весеннее летний период они должны были поддерживать дорогу, засыпать ямы, укреплять гати. Фрагмент полотна дороги в различных местах.


вот такими вязанками мостили гать.


По указу Александра 1 ширина дороги на всем протяжении долна составлять 10-15 метров. Плюс еще 10 метров по краям, чтобы осушать полотно. И само полотно должно было быть покатым по своей форме. И уже после канав высаживались березы.
Помимо почтовой и торговой функции дорога являлась еще и дорогой каторжников.


В музее представлены оригинальные кандалы, которые местные жители нашли у себя в огороде.
я примерял (см мой инстаграмм)


Шли круглогодично, большими группами, и мужчины и женщины. Ночевали в избах крестьян.

Читайте также: